Экспорт российского вооружения: стратегии влияния


ПТРК «Хризантема»


Много помалу

Наконец, третья стратегия военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами касается стран третьего мира. Речь идет в основном о бедных или среднеразвитых государствах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Контракты с этими странами носят, как правило, разовый характер и заключаются на относительно небольшие суммы – от нескольких миллионов до нескольких сотен миллионов долларов.

Впрочем, крупные доходы встречаются и здесь: например, в октябре 2013 г. был заключен контракт с Анголой на поставку вооружений на общую сумму 1 млрд долл. В пакет поставки были включены запчасти к вооружению советского производства, легкое стрелковое оружие, боеприпасы, танки, артиллерийские установки и многоцелевые вертолеты Ми-17. Кроме того, стороны договорились о строительстве на территории Анголы завода по производству патронов. В соглашение была включена и поставка 18 отремонтированных и вооруженных истребителей Су-30К, ранее входивших в состав ВВС Индии. Су-30К были поставлены Индии по контракту от 1996 г. Это соглашение подразумевало передачу индийским ВВС истребителей Су-30МКИ, однако в 1997–1999 гг. заказчику по взаимной договоренности были поставлены самолеты в упрощенной версии К с обязательством последующей их замены на более совершенные МКИ. Позднее Россия передала Индии 18 Су-30МКИ, одновременно оформив формальный возврат Су-30К, но до июля 2011 г. все они находились на индийской территории.

Данный контракт довольно точно отражает состав основной массы соглашений, заключаемых со странами третьего мира, в том числе и с наименее развитыми партнерами России по ОДКБ типа Кыргызстана и Таджикистана. Речь идет о поставках запчастей, легкого стрелкового оружия, боеприпасов, бронетехники (как правило, отремонтированной б/у из имеющейся в наличии у Вооруженных сил России), бывшей в употреблении авиатехники. Исключение составляют вертолеты и автомобили, которые закупаются преимущественно новыми.


Экспорт танков из России 1992-2012


Относительно сотрудничества с Анголой следует отметить, что дальнейший экономический рост и увеличение военных расходов могут перевести эту страну в группу «второй стратегии», в случае если она решит развивать отношения с Россией в этой сфере. Пока же число стран «третьей стратегии» наиболее велико: по оценкам экспертов, они составляют 2/3 из более 70 стран, входящих в географию сотрудничества «Рособоронэкспорта». Однако ежегодный доход от этой группы относительно невелик и, по оценкам, не превышает 10–15% от общего объема поставок. В этой группе нередки и политически мотивированные сделки. Это касается, в первую очередь, уже упомянутых партнеров России по ОДКБ, для которых военная помощь Москвы – залог политической стабильности и сохранения существующих режимов.

Действующие стратегии военно-технического сотрудничества демонстрируют разнообразие инструментов, используемых Россией в данной сфере с целью извлечения доходов и укрепления своего политического влияния. При этом политическая мотивация может быть различной: от поддержки союзников на ключевых направлениях (поставки для стран ОДКБ), закрепления на тех или иных новых/хорошо забытых старых рынках до наращивания влияния в регионе (Венесуэла, Ангола) либо сохранения и укрепления отношений со стратегически важными партнерами (как в случае с Индией).

В зависимости от возможностей и значимости партнеров Россия готова к различным формам сотрудничества, включая развитие сборочных/сервисных производств в стране заказчика. При этом учитывается риск утечки технологий. Возможности оперативного копирования современной боевой техники сегодня есть лишь у наиболее развитых промышленных держав. Помимо России к ним относятся США, некоторые члены НАТО, которые российское оружие не закупают, и Китай. В целом, достаточной гарантией от утечки технологий служит стратегия «отстающего экспорта», когда на экспорт идут изделия преимущественно предыдущего поколения по сравнению с теми, что производятся для своих войск. Данная стратегия, которую с успехом использовали в СССР, фактически возрождается в нынешних условиях, когда российский оборонно-промышленный комплекс осваивает новое поколение техники и вооружения для армии, военно-воздушных сил и флота.