Распадется ли Сирия? Вероятность создания «Государства алавитов»
Гражданская война в Сирии ставит перед страной вполне ощутимые перспективы распада на несколько суверенных государств. По крайней мере, такой сценарий развития событий все чаще обсуждают российские и западные политологи. Слишком велика цена, которую каждая из сторон сирийского конфликта уже заплатила за свою «правду». Сунниты и шииты, алавиты и курды, арабы-христиане, ассирийцы, армяне, греки-мелькиты, туркмены — все эти этноконфессиональные общности до недавнего времени не без конфликтов, но все же уживались в рамках единого государства. Война поставила под вопрос саму возможность их дальнейшего совместного существования. Собственно, современная Сирия — это продукт колониальной эпохи, точнее — раздела владений Османской империи на Ближнем Востоке по итогам Первой мировой войны. Входившие до 1918 г. в состав Османской империи, сирийские и месопотамские земли позже были разделены между Великобританией и Францией. Под контроль англичан попали Ирак, Палестина и Трансиордания, а под контроль французов — Сирия и Ливан.
Стремясь обезопасить Сирию от дальнейших восстаний, французское руководство приняло решение о создании на территории Сирии нескольких политических образований. Так появились Государство Дамаск, Государство Алеппо, Алавитское государство, Джабаль ад-Друз (Земля друзов), санджак Александретта и Государство Великий Ливан. Это разделение не до конца, но учитывало этноконфессиональные различия, существовавшие испокон веков в Сирии. Дело в том, что в конфессиональном отношении Сирия никогда не была единым государством. Во-первых, здесь исторически проживала одна из самых многочисленных в арабском мире христианских общин. Христианство и сейчас исповедует около 10% сирийского населения, прежде всего — ассирийцы, армяне, греки, арабы-христиане. Наибольшая часть сирийских христиан исторически была сосредоточена в северной части страны, которая в 1920 г. вошла в состав Государства Алеппо. В самом городе Алеппо проживала огромная христианская община, составлявшая треть городского населения и являвшаяся крупнейшей на Ближнем Востоке, помимо общины ливанских христиан. При этом христиане Алеппо не были едины — они включали приверженцев самых разных церквей, среди которых наиболее многочисленными были последователи Армянской и Сирийской православных церквей. Проживала в Алеппо и значительная иудейская община, численность которой до начала массовой эмиграции в Израиль составляла не менее 10 тысяч человек. Но большинство населения Государства Алеппо составляли мусульмане — сунниты, хотя на территории региона были шиитские и алавитские селения. Южная и менее развитая в экономическом отношении часть Сирии вошла в состав Государства Дамаск, центром которого стал собственно город Дамаск. Здесь преобладало арабское суннитское население. На севере Сирии, на сирийско-турецкой границе, в 1921 г. был выделен санджак Александретта, в котором, помимо арабов и армян, проживало многочисленное турецкое население. В 1936 г. вместо санджака Александретта было образовано Государство Хатай, которое в 1939 г. аннексировала Турция.
На юго-востоке Сирии, для обеспечения интересов этноконфессиональной общности друзов, было выделено государство Джабаль ад-Друз. Друзы — очень замкнутая группа населения на территории современных Ливана, Сирии, Иордании и Израиля, говорящая на арабском языке, но имеющая значительные культурные отличия от окружающей массы арабов, вызванные принадлежностью друзов к особой ветви ислама. Еще в Средние века друзы откололись от шиитской секты исмаилитов, сформировав в XI в. собственное учение, в основу которого легли взгляды проповедника Мухаммеда бен Исмаила Наштакина ад-Дарази, по имени которого и получили свое название. Как и в ряде других ближневосточных религиозных сект, переход друза в другую религию невозможен, как и принятие религии друзов представителями других этнических общностей. Друз должен быть рожден от отца и матери — друзов и исповедовать религию друзов. В Османской империи друзы сохраняли определенную автономию, включавшую в себя практически полную власть друзской знати над основной массой рядовых друзов, право на неограниченное ношение оружия, отсутствие воинской повинности. Вместе с тем, друзы никогда не были до конца лояльны османам, более того — они неоднократно предпринимали антитурецкие выступления. Исторически община друзов имела развитые связи с Великобританией, которая покровительствовала этой этноконфессиональной общности, надеясь обрести в них проводников своего влияния на Ближнем Востоке. В настоящее время в мире проживает не менее полутора миллионов друзов, около 900 тысяч из них до начала войны жили в Сирии. Еще одним государственным образованием, созданным на территории оккупированной французами Сирии, стал Великий Ливан. Само выделение Ливана из состава сирийских земель было продиктовано стремлением Франции защитить интересы маронитской общины — ливанских христиан-маронитов, которые имели давние исторические связи с Парижем. Марониты не хотели жить в составе мусульманского государства и мечтали о создании собственного государственного образования. Собственно, Ливан и создавался изначально как государство арабских христиан. Но по решению французских властей, в состав Великого Ливана были включены и земли, населенные мусульманами — суннитами и шиитами. Великий Ливан просуществовал до 1926 г., когда была принята конституция и создана Ливанская республика, в которой президент должен быть христианином, премьер-министр — мусульманином-суннитом, а спикер парламента — мусульманином-шиитом.
Наконец, именно в годы французского управления Сирией было создано Государство Алавитов, включившее в свой состав относительно небольшую территорию на северо-западе страны, на побережье Средиземного моря. Еще в 1919 г., во время «парада суверенитетов» после распада Османской империи, свою политическую независимость провозгласило Алавитское государство со столицей в порту Латакия. Однако 2 сентября 1920 г. мандат на управление территорией алавитов от Лиги Наций получила Франция. Тем не менее, алавиты продолжали сопротивление и лишь в октябре 1921 г. их лидер Салих аль-Али принял решение о капитуляции, после чего, 1 июля 1922 г., Область алавитов была включена в состав французской подмандатной Сирии.
Алавиты — уникальная общность в Сирии
Алавиты — это последователи алавизма, одного из направлений в шиитском исламе, которое «балансирует» на грани самостоятельной религии, поскольку включает в себя и элементы христианского вероучения. До сих пор в научной среде не прекращаются дискуссии о происхождении алавитов, а их вероучение досконально не изучено, поскольку, как и друзы, алавиты являются очень закрытой общностью, предпочитающей не распространяться о своем учении. Распространены версии о происхождении алавитов Сирии и близких им алевитов Турции от сирийцев, греков и армян, вынужденных принять ислам (точнее — создать видимость принятия ислама) после установления османского господства. Не исключено, что в этногенезе алавитов Сирии могли принимать участие и потомки европейских крестоносцев, создавших здесь в Средние века несколько государств.
История алавитов уходит вглубь веков. Многие оппоненты и критики алавитов считают, что у истоков этого вероучения стоял иракский богослов Мухаммад ибн Нусайр, живший в IX в.н.э. и проповедовавший божественность одиннадцатого шиитского имама Хасана аль-Аскари. Себя Ибн Нусайр называл «Бабом» — «Вратами», посланником Хасана аль-Аскари. Учение алавитов малоизучено, поскольку сами алавиты предпочитают не распространять информацию о своих религиозных взглядах, и сведения об этом религиозном течении приходится получать от представителей других этноконфессиональных общностей, которые могут быть не всегда объективны. Согласно мнению ряда ученых, в основе алавитского учения лежит вера в Али как воплощение Смысла, Мухаммада как воплощение Имени и Сальмана аль-Фарси (первый неараб, принявший ислам) как воплощение «Врат». Алавитами также почитается дочь пророка Мухаммада и супруга Али Фатима. Познание Бога невозможно, но он может явиться в образе человека. История человечества, согласно алавитскому учению, знала семь пророков — Адама, Нуха (Ноя), Якуба (Иакова), Мусу (Моисея), Сулеймана (Соломона), Ису (Иисуса) и Мухаммада. Однако все они были воплощениями Али как воплощения Бога. Для сирийских алавитов характерно почитание Исы — Иисуса, причем наряду с ним почитается также ряд христианских святых. Алавиты празднуют Рождество и Пасху, могут носить христианские имена, причащаются вином. Согласно алавитской мифологии, люди были созданы еще до сотворения Земли и представляли собой огни и планеты, не зная греха и послушания. Али был Солнцем, которое являлось людям в разных обличьях. После того, как Али создал Землю, он воплотил людей в телесной оболочке, создал демонов и шайтанов. Согласно алавитскому учению, человеческие души могут переселяться после смерти в животных. После семикратной инкарнации человеческие души попадают либо в звездную сферу, либо в сферу демонов. Некоторые религиоведы считают, что для алавитов характерно весьма пренебрежительное отношение к женщинам, которых не посвящают в тонкости учения и даже не допускают на богослужения.
Высшие ступени в иерархии алавитов занимают члены семьи пророка Мухаммада, которые, по мнению верующих, обладают сокровенным знанием. Они же разделяют избранных и непосвященных. К избранным — «хасса» — относятся дети отца и матери — алавитов, посвящаемые в 18-летнем возрасте через принесение клятвы и причащение вином. Рядовые алавиты называются «амма» и не несут в себе сокровенных знаний, доступных лишь посвященным. Алавиты, как и другие мусульмане, строят мечети, но практически их не посещают. Внешние аспекты религиозности для алавитов имеют самое минимальное значение. В частности, они совершают намаз не пять, а два раза в день, причем могут и вообще его не совершать. В рамадан алавиты постятся не месяц, а лишь полмесяца. Кроме того, у алавитов не существует запретов на употребление алкогольных напитков, присущих другим мусульманам. Более того, употребление вина носит у алавитов ритуальный характер. Известно, что алавиты отличаются крайней веротерпимостью, а при необходимости могут выдавать себя за приверженцев других религий — вера позволяет им использовать эту тактику (очевидно, что именно благодаря подобному поведению алавиты сохранили свою веру и смогли выжить во враждебном окружении). Однако со стороны мусульман, особенно суннитов, алавиты встречают крайне враждебное отношение. Многие сунниты вообще не признают алавитов за мусульман. Отношения с шиитами, напротив, складываются весьма дружественно, особенно после середины 1970-х гг. В настоящее время именно Иран является основным стратегическим союзником сирийских алавитов.
От «социального дна» к вершинам власти
Известно, что уже в XVI веке алавиты обрели достаточно прочные позиции в ряде районов Леванта, что заставило даже власти Османской империи признать два правящих алавитских рода — шейхов Бени Хамади и эмиров Харфуш. Вместе с тем, Стамбул всячески пытался играть на противоречиях алавитов, друзов и исмаилитов, которые периодически конфликтовали друг с другом. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. алавитский шейх Насиф Нассар выступил на стороне российского флота. Напомним, что русская эскадра адмирала А.Г. Орлова была направлена в Средиземное море для блокирования турецких кораблей в регионе. Это был далеко не единственный пример нелояльности алавитов Османской Турции. Так, во время похода Наполеона Бонапарта в Египет, алавиты опять выступили против турок — на этот раз на стороне французской армии. Однако, после поражения французских войск, турецко-египетские властители обрушили свой гнев на алавитских вождей. Расправы над алавитами привели к уничтожению многих видных алавитских шейхов, а также лишили алавитов большей части контролируемых ими прежде территорий. Под контролем алавитов осталась только горная территория в районе Латакии. С тех пор за пределами Латакии и Тартуса алавиты оставались маргинальным меньшинством, которое занимало низшие этажи социальной иерархии сирийского общества. Их положение было сравнимо с положением езидов в Ираке или Турции. Если в окрестностях Латакии алавиты занимались традиционным сельским хозяйством, то в других районах Сирии им не оставалось иного выхода, как браться за неквалифицированную и тяжелую работу. Чернорабочие, дворники и уборщики, домашняя прислуга во многих городах Сирии набирались из безработных алавитов, мигрировавших в поисках трудоустройства с территорий своего компактного проживания. Поскольку мусульмане-сунниты относились к алавитам с пренебрежением и считали их еретиками, в Османской империи алавиты были обречены на маргинальное социальное положение и, более того, находились под угрозой вероятных погромов. Ситуация стала стремительно меняться именно после окончания Первой мировой войны, когда Османская империя распалась, а сирийские земли оказались под французским управлением. Вмиг представители всех сирийских этноконфессиональных групп населения оказались в равном положении перед французской военной администрацией. При этом арабы-сунниты, составлявшие большинство населения Сирии, сохраняли надежду на обретение независимости от Франции и часто поднимали антифранцузские восстания. Они крайне неохотно шли на колониальную службу, в отличие от алавитов и христиан. Сирийские христиане, и прежде тяготевшие к интеллектуальной и торговой деятельности, составили основу сирийской европеизированной интеллигенции и буржуазии, многие из них затем окончательно перебрались в Европу и Латинскую Америку.
На юго-востоке Сирии, для обеспечения интересов этноконфессиональной общности друзов, было выделено государство Джабаль ад-Друз. Друзы — очень замкнутая группа населения на территории современных Ливана, Сирии, Иордании и Израиля, говорящая на арабском языке, но имеющая значительные культурные отличия от окружающей массы арабов, вызванные принадлежностью друзов к особой ветви ислама. Еще в Средние века друзы откололись от шиитской секты исмаилитов, сформировав в XI в. собственное учение, в основу которого легли взгляды проповедника Мухаммеда бен Исмаила Наштакина ад-Дарази, по имени которого и получили свое название. Как и в ряде других ближневосточных религиозных сект, переход друза в другую религию невозможен, как и принятие религии друзов представителями других этнических общностей. Друз должен быть рожден от отца и матери — друзов и исповедовать религию друзов. В Османской империи друзы сохраняли определенную автономию, включавшую в себя практически полную власть друзской знати над основной массой рядовых друзов, право на неограниченное ношение оружия, отсутствие воинской повинности. Вместе с тем, друзы никогда не были до конца лояльны османам, более того — они неоднократно предпринимали антитурецкие выступления. Исторически община друзов имела развитые связи с Великобританией, которая покровительствовала этой этноконфессиональной общности, надеясь обрести в них проводников своего влияния на Ближнем Востоке. В настоящее время в мире проживает не менее полутора миллионов друзов, около 900 тысяч из них до начала войны жили в Сирии. Еще одним государственным образованием, созданным на территории оккупированной французами Сирии, стал Великий Ливан. Само выделение Ливана из состава сирийских земель было продиктовано стремлением Франции защитить интересы маронитской общины — ливанских христиан-маронитов, которые имели давние исторические связи с Парижем. Марониты не хотели жить в составе мусульманского государства и мечтали о создании собственного государственного образования. Собственно, Ливан и создавался изначально как государство арабских христиан. Но по решению французских властей, в состав Великого Ливана были включены и земли, населенные мусульманами — суннитами и шиитами. Великий Ливан просуществовал до 1926 г., когда была принята конституция и создана Ливанская республика, в которой президент должен быть христианином, премьер-министр — мусульманином-суннитом, а спикер парламента — мусульманином-шиитом.
Наконец, именно в годы французского управления Сирией было создано Государство Алавитов, включившее в свой состав относительно небольшую территорию на северо-западе страны, на побережье Средиземного моря. Еще в 1919 г., во время «парада суверенитетов» после распада Османской империи, свою политическую независимость провозгласило Алавитское государство со столицей в порту Латакия. Однако 2 сентября 1920 г. мандат на управление территорией алавитов от Лиги Наций получила Франция. Тем не менее, алавиты продолжали сопротивление и лишь в октябре 1921 г. их лидер Салих аль-Али принял решение о капитуляции, после чего, 1 июля 1922 г., Область алавитов была включена в состав французской подмандатной Сирии.
Алавиты — уникальная общность в Сирии
Алавиты — это последователи алавизма, одного из направлений в шиитском исламе, которое «балансирует» на грани самостоятельной религии, поскольку включает в себя и элементы христианского вероучения. До сих пор в научной среде не прекращаются дискуссии о происхождении алавитов, а их вероучение досконально не изучено, поскольку, как и друзы, алавиты являются очень закрытой общностью, предпочитающей не распространяться о своем учении. Распространены версии о происхождении алавитов Сирии и близких им алевитов Турции от сирийцев, греков и армян, вынужденных принять ислам (точнее — создать видимость принятия ислама) после установления османского господства. Не исключено, что в этногенезе алавитов Сирии могли принимать участие и потомки европейских крестоносцев, создавших здесь в Средние века несколько государств.
История алавитов уходит вглубь веков. Многие оппоненты и критики алавитов считают, что у истоков этого вероучения стоял иракский богослов Мухаммад ибн Нусайр, живший в IX в.н.э. и проповедовавший божественность одиннадцатого шиитского имама Хасана аль-Аскари. Себя Ибн Нусайр называл «Бабом» — «Вратами», посланником Хасана аль-Аскари. Учение алавитов малоизучено, поскольку сами алавиты предпочитают не распространять информацию о своих религиозных взглядах, и сведения об этом религиозном течении приходится получать от представителей других этноконфессиональных общностей, которые могут быть не всегда объективны. Согласно мнению ряда ученых, в основе алавитского учения лежит вера в Али как воплощение Смысла, Мухаммада как воплощение Имени и Сальмана аль-Фарси (первый неараб, принявший ислам) как воплощение «Врат». Алавитами также почитается дочь пророка Мухаммада и супруга Али Фатима. Познание Бога невозможно, но он может явиться в образе человека. История человечества, согласно алавитскому учению, знала семь пророков — Адама, Нуха (Ноя), Якуба (Иакова), Мусу (Моисея), Сулеймана (Соломона), Ису (Иисуса) и Мухаммада. Однако все они были воплощениями Али как воплощения Бога. Для сирийских алавитов характерно почитание Исы — Иисуса, причем наряду с ним почитается также ряд христианских святых. Алавиты празднуют Рождество и Пасху, могут носить христианские имена, причащаются вином. Согласно алавитской мифологии, люди были созданы еще до сотворения Земли и представляли собой огни и планеты, не зная греха и послушания. Али был Солнцем, которое являлось людям в разных обличьях. После того, как Али создал Землю, он воплотил людей в телесной оболочке, создал демонов и шайтанов. Согласно алавитскому учению, человеческие души могут переселяться после смерти в животных. После семикратной инкарнации человеческие души попадают либо в звездную сферу, либо в сферу демонов. Некоторые религиоведы считают, что для алавитов характерно весьма пренебрежительное отношение к женщинам, которых не посвящают в тонкости учения и даже не допускают на богослужения.
Высшие ступени в иерархии алавитов занимают члены семьи пророка Мухаммада, которые, по мнению верующих, обладают сокровенным знанием. Они же разделяют избранных и непосвященных. К избранным — «хасса» — относятся дети отца и матери — алавитов, посвящаемые в 18-летнем возрасте через принесение клятвы и причащение вином. Рядовые алавиты называются «амма» и не несут в себе сокровенных знаний, доступных лишь посвященным. Алавиты, как и другие мусульмане, строят мечети, но практически их не посещают. Внешние аспекты религиозности для алавитов имеют самое минимальное значение. В частности, они совершают намаз не пять, а два раза в день, причем могут и вообще его не совершать. В рамадан алавиты постятся не месяц, а лишь полмесяца. Кроме того, у алавитов не существует запретов на употребление алкогольных напитков, присущих другим мусульманам. Более того, употребление вина носит у алавитов ритуальный характер. Известно, что алавиты отличаются крайней веротерпимостью, а при необходимости могут выдавать себя за приверженцев других религий — вера позволяет им использовать эту тактику (очевидно, что именно благодаря подобному поведению алавиты сохранили свою веру и смогли выжить во враждебном окружении). Однако со стороны мусульман, особенно суннитов, алавиты встречают крайне враждебное отношение. Многие сунниты вообще не признают алавитов за мусульман. Отношения с шиитами, напротив, складываются весьма дружественно, особенно после середины 1970-х гг. В настоящее время именно Иран является основным стратегическим союзником сирийских алавитов.
От «социального дна» к вершинам власти
Известно, что уже в XVI веке алавиты обрели достаточно прочные позиции в ряде районов Леванта, что заставило даже власти Османской империи признать два правящих алавитских рода — шейхов Бени Хамади и эмиров Харфуш. Вместе с тем, Стамбул всячески пытался играть на противоречиях алавитов, друзов и исмаилитов, которые периодически конфликтовали друг с другом. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. алавитский шейх Насиф Нассар выступил на стороне российского флота. Напомним, что русская эскадра адмирала А.Г. Орлова была направлена в Средиземное море для блокирования турецких кораблей в регионе. Это был далеко не единственный пример нелояльности алавитов Османской Турции. Так, во время похода Наполеона Бонапарта в Египет, алавиты опять выступили против турок — на этот раз на стороне французской армии. Однако, после поражения французских войск, турецко-египетские властители обрушили свой гнев на алавитских вождей. Расправы над алавитами привели к уничтожению многих видных алавитских шейхов, а также лишили алавитов большей части контролируемых ими прежде территорий. Под контролем алавитов осталась только горная территория в районе Латакии. С тех пор за пределами Латакии и Тартуса алавиты оставались маргинальным меньшинством, которое занимало низшие этажи социальной иерархии сирийского общества. Их положение было сравнимо с положением езидов в Ираке или Турции. Если в окрестностях Латакии алавиты занимались традиционным сельским хозяйством, то в других районах Сирии им не оставалось иного выхода, как браться за неквалифицированную и тяжелую работу. Чернорабочие, дворники и уборщики, домашняя прислуга во многих городах Сирии набирались из безработных алавитов, мигрировавших в поисках трудоустройства с территорий своего компактного проживания. Поскольку мусульмане-сунниты относились к алавитам с пренебрежением и считали их еретиками, в Османской империи алавиты были обречены на маргинальное социальное положение и, более того, находились под угрозой вероятных погромов. Ситуация стала стремительно меняться именно после окончания Первой мировой войны, когда Османская империя распалась, а сирийские земли оказались под французским управлением. Вмиг представители всех сирийских этноконфессиональных групп населения оказались в равном положении перед французской военной администрацией. При этом арабы-сунниты, составлявшие большинство населения Сирии, сохраняли надежду на обретение независимости от Франции и часто поднимали антифранцузские восстания. Они крайне неохотно шли на колониальную службу, в отличие от алавитов и христиан. Сирийские христиане, и прежде тяготевшие к интеллектуальной и торговой деятельности, составили основу сирийской европеизированной интеллигенции и буржуазии, многие из них затем окончательно перебрались в Европу и Латинскую Америку.
Автор: ilyaros