Обзор военно-воздушных сил Турции. Шаг назад



Макс. взлетная масса — 77 тонн. Экипаж — два пилота и до 8 операторов. Время непрерывного патрулирования — до 15 часов в воздухе.

KC-135R-CRAG “Стратотанкер” (7 единиц)



Многофункциональные истребители-бомбардировщики F-16, собранные по лицензии компанией Turkish Aerospace Industries. Турция обладает третьим по численности флотом “Фэлкэнов”, после США и Израиля. К настоящему времени все самолеты модернизированы до уровня “Блок 50+”, получив всепогодное прицельное оборудование, нашлемные прицелы и конформные топливные баки. Помимо обычных бомб с лазерным и GPS-наведением, турецкие F-16 способны нести и применять тяжелые планирующие бомбы AGM-154 JSOW, ракеты “воздух-воздух” средней и большой дальности AIM-120С-7, а также противокорабельные ракеты SOM, выполненные по технологии “стелс”.

Двухместная модификация F-16D, помимо решения истребительных и ударных задач, может использоваться в качестве учебно-тренировочного самолета.

“Терминатор 2020” (47 единиц)



Вперед в прошлое или назад в будущее. Истребитель-бомбардировщик “Фантом”, доведенный израильскими специалистами до современного уровня. От старого F-4E осталось лишь название и фюзеляж, а также характерные, загнутые вверх, части крыла. Заменена вся гидравлика и 20 км электропроводки. Установлены современные системы навигации, связи и обмена данными. Вместо стрелочных указателей в кабине пилота — многофункциональные дисплеи. Для решения ударных задач в любое время суток, турецкий “Терминатор” оснащен израильским радаром Elta EL/M-2032 и подвесным прицельным контейнером “Лайтнинг” с ИК-камерами, лазерными дальномерами и датчиками сопровождения целей. Для радиоэлектронного подавления головок зенитных ракет в состав БРЭО включена система постановки активных помех Elta EL/L-8222.

С учетом ураганной тяги и при наличии в составе экипажа оператора вооружений, 20-тонный “Терминатор”, при действии на региональном ТВД, составит уверенную конкуренцию любому из современных тактических бомбардировщиков (F-15E, Су-34 и тп.).

С его устаревшей аэродинамической схемой, “Фантому” бессмысленно ввязываться в ближний бой с истребителями поколения “4”. Но, при наличии современной авионики и ракет “воздух-воздух”, F-4E Terminator 2020 все еще представляет угрозу на больших дистанциях.

Прочее

Для “продвинутой” подготовки пилотов в составе турецких ВВС имеется 23 сверхзвуковых учебно-тренировочных самолетов F-5F/E “Тайгер” и 67 Т-38 “Тэлон”. По своим характеристикам и назначению соответствуют отечественным Як-130. При необходимости, все они (в первую очередь — многоцелевой истребитель “Тайгер” с авионикой боевого самолета) могут привлекаться для решения ударных задач в светлое время суток.



Два воздушных командных пункта и ретранслятора на базе пассажирских бизнес-джетов “Голфстрим”.

Специализированный постановщик помех (самолет РЭБ) на базе военно-транспортного CASA CN-235.

80 военно-транспортных бортов (“Геркулесы”, С-160, CASA, Эйрбас A400 Атлас).

Беспилотная авиация:

4 беспилотных разведчика RQ-1 “Предейтор” (переданы в лизинг из США). Взлетная масса БПЛА около одной тонны. Продолжительность патрулирования 24 часа.

10 израильских IAI Heron.

Также сообщается о наличии в составе ВВС некоторого количества (в переделах пары десятков) беспилотников турецкого производства (“Анка”, “Байрактар”) с макс. взлетной массой 650 — 1600 кг.

В связи с отказом США от передачи ударных дронов (MQ-9 “Рипер”), усилиями турецкого ВПК ведется разработка собственного ударного беспилотника на базе крупного TAI Anka.

Космическая группировка

Спутник видовой разведки “Гёктюрк-2”, запущенный с китайского космодрома в декабре 2012 года. Спутник находится на низкой околоземной орбите на высоте 680 км. Макс. разрешение снимков поверхности Земли составляет 2 метра.

К настоящему времени к запуску готовится второй аналогичный спутник. Запуск третьего (“Гёктюрк-1”), чья аппаратура позволила бы вести разведку с разрешением 0,8 метра, на время отложен, в связи с задержками с поставкой импортного оборудования.

В 2013 году турецкая компания “Рокетсан” начала создание собственного ракетно-космического центра. В 2015 году было объявлено о сотрудничестве “Рокетсана” с Государственным космическим агентством Украины с целью приобретения технологий для создания ракетно-космического комплекса Турции.

Итоги

Почти 300 боевых самолетов с грамотной поддержкой по всем информационным и техническим вопросам (авиабазы, АВАКСы, разведка, воздушные танкеры). Но, несмотря на свою кажущуюся многочисленность и ряд образцов современных вооружений, группировка турецких ВВС по-прежнему остается второстепенным формированием с ограниченными возможностями. Отбросы высшего общества. Объедки с американского и израильского стола.

Во-первых, туркам не хватило денег на приобретение полноценных истребителей для завоевания господства в воздухе — уровня F-15. Попытки вести воздушную войну силами одних “Соколов” заведомо обречены: маленький F-16 не выдержит схватки с профессионалами. Несмотря на заметный, “от блока к блоку”, прогресс в аэродинамике, однокилевой истребитель по прежнему плохо управляем на больших углах атаки. А его радар слишком примитивен и слаб для соперничества с “Ирбисом” отечественной “Сушки”.

Удел F-16 как истребителя — гадить из-за угла и стрелять по безоружным/одиночным целям в заведомо выгодных условиях (наличие АВАКС — при его отсутствии у противника).

В то же время стоит отдать ему должное — как “ударник” он великолепен. В целом, неплохой истребитель-бомбардировщик легкого класса, теряющий изрядную часть своего потенциала при отсутствии поблизости “старших братьев” (F-15 и “Рэптора”).

Техника будущего? О тяжелых ударных беспилотниках не идет речи даже в отдаленной перспективе.

Наконец, наличие на вооружении 40-летних “Фантомов”. И пусть их прицельные средства доведены до уровня современных самолетов, зачастую превосходя последних. Сам факт наличия такого “ретро” не делает чести стране, заявляющей о своих далеко идущих амбициях.

В то же время нельзя не отметить непрерывный процесс совершенствования османских ВВС. Приобретение оружия и авионики у ведущих мировых производителей. Создание собственных высококлассных образцов высокоточных боеприпасов. Сообщается, что уже в начале следующего десятилетия “Фантомы” будут заменены новейшими F-35. У Турции появится свой космодром и ракета-носитель легкого класса для вывода спутников на низкие околоземные орбиты.

Наконец, давнее членство в блоке НАТО, дающее Анкаре определенные военно-политические гарантии.


Тр-р-р. Полетели!
Автор: Santa Fe