Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)

32
Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)


Часть первая. Немного истории

Так случилось, что история инженерной техники, в отличие от истории авиации, танков и даже фортификации, всегда уделяют очень мало внимания. Все сводится к техническим характеристикам и году выпуска. Оно и понятно — информация по истории (ИМЕННО ИСТОРИИ!) инженерной техники очень ничтожна. В данной статье автор попытался, насколько возможно, раскрыть некоторые моменты в истории развития инженерной машины разграждения ИМР-2. Этот вопрос все еще остается актуальным, тем более в очередную годовщину аварии на Чернобыльской АЭС, где ИМРы продемонстрировали все свои возможности.

Во время ведения боевых действий возникает необходимость обеспечения продвижения войск по путям (военным дорогам) или их оборудования и поддержки. В 1933 г. вводится понятие колонный путь — выбранное на местности направление вне дорог, подготовленное для кратковременного движения войск. Основными работами по подготовке колонного пути были: обозначение маршрута, уменьшение углов спуска и подъема, усиление заболоченных участков деревянными щитами, расчистка пути от завалов, снега, мин и т.п. На вооружение принимаются новые машины, разработанные на базе трактора ЧТЗ: машина для срезания кустов, тракторная лопата, механизированные катки, снегоочиститель. В конце 1930-х гг. в войска поступают бульдозеры, канавокопатели и тому подобное. После войны в 1950-60-х гг. были разработаны более совершенные машины БАТ, БАТ-М, более совершенное навесное оборудование. Но наибольшее развитие машины для подготовки и содержания колонных путей, обеспечения быстрого продвижения войск, расчистки завалов, в т. ч. в городских застройках получили в период появления ракетно-ядерного оружия (вторая половина 1960-х годов). Увеличения объема заданий, изменения их содержания, сроков и условий выполнения привело к созданию инженерной машины разграждения ИМР.

Инженерные машины разграждения относятся к группе машин, предназначенных для проделывания проходов, расчистки завалов и разрушений при инженерном обеспечении боевых действий войск, в том числе и на радиоактивно зараженной местности. Для выполнения этих задач машины оснащаются бульдозерным, крановым и дополнительным (ковш, скребок, бур) оборудованием.


ИМР-2М проделывает проход в лесном завале


Бульдозерное оборудование в таких машинах является универсальным. Оно может устанавливаться в одно из трех положений:
— двухотвальное, которое является основным и предназначено для устройства проходов в завалах и разрушениях, прокладывания колонных путей, снятия верхнего радиоактивно зараженного слоя грунта;
— бульдозерное, которое применяется при устройстве съездов, засыпке выемок, перемещении грунта и при самоокапывании;
— грейдерное, применяется при устройстве колонных путей на косогорах и на других видах работ, требующих перемещения грунта (снега) в одну сторону.

Стреловое оборудование в большинстве случаев оснащено захватом-манипулятором, что позволяет выполнять большой комплекс работ по устройству проходов в лесных и каменных завалах.

Как дополнительное оборудование на машине может устанавливаться установка разминирования и противоминный трал.

К данной группе машин можно отнести также саперные танки и некоторые инженерные машины, которые могут использоваться для инженерных работ под огневым воздействием противника и в условиях массовых разрушений (американский саперный танк М728, немецкий Pionierpanzer-1 и т. п.).


ИМР первая


Первая советская ИМР была разработана в Омске на базе танка Т-55. Она принята на вооружение в 1969 г. Основное оборудование машины включало универсальный бульдозер и крановое оборудование с захватом-манипулятором. Нужно заметить, что машина подобного класса появилась на Западе (в США) на четыре года ранее: в 1965 г. на вооружение поступил «инженерной (саперный) танк» М728. Американец превосходил советскую машину по грузоподъемности кранового оборудования (8 т против 2 т на ИМР), но советская машина была легче, маневренней и более универсальной за счет манипулятора с захватом.

С принятием на вооружение нового поколения танков (Т-64, Т-72, Т-80) и изменения оргштатной структуры танковых и мотострелковых подразделений (программа «Дивизия — 86») возникла необходимость создания новой машины разграждения на более современной базе. Такой машиной стала ИМР-2, выполненная на базе танка Т-72А.

Роботы над ИМР-2 начались в 1975 г. Машина (общая идея и конструкция) была разработана в Омске под руководством А. Морова, а рабочее оборудование и разработка проектной, конструкторской и технологической документации в Челябинском СКБ-200 и Новокраматорским машиностроительным заводом (доработка шасси, гидравлика, головной разработчик опытных машин).

Основное рабочее оборудование — телескопическая стрела и бульдозерный отвал — были отработаны на предыдущей машине, и их модернизация и адаптация к ИМР-2 трудностей не вызывала. Новым оборудованием на машине стали противоминный трал и установка разминирования. На них остановимся детальней.

Новое оборудование разрабатывало специальное конструкторское бюро Челябинского тракторного завода — СКБ 200, под руководством В. А. Самсонова в кооперации с Новокраматорским машиностроительным заводом. Пусковой установкой (ПУ) разминирования занимались Б. Шаманов и В. Самсонов, а противоминным тралом занимался В. Горбунов. Работы шли под общим руководством начальника бюро перспективных разработок В. Михайлова.


Конструктор СКБ-200 В. Михайлов


Если с минным тралом все шло более приемлемо, то расположение ПУ на корпусе ИМР, предложение Самсоновым, не устраивало главного разработчика машины. Четыре кассеты с зарядами разминирования (общим весом 1200 кг) располагались на корме машины и были намертво прикручены к корпусу болтами. При этом они нависали над люками трансмиссии, которые надо было открывать при ежедневном ТО. Кроме того, хотя кассеты с зарядами были сдвинуты максимально назад, стрелу манипулятора ИМР из походного положения трудно было повернуть вперед. Даже в поднятом положении стрела манипулятора задевала за верхнюю часть кассет. Все это не устраивало головного разработчика, и он поставил вопрос об исключении ПУ из состава ИМР. Но военные настояли на своем. Начальник бюро перспективных разработок В. Михайлов предложил сделать ПУ разминирования прицепной, так как несколько лет назад такой вариант на колесной базе КБ-200 уже разрабатывался. Это было намного проще и дешевле. Но было утверждённое сверху задание, и его надо было выполнять.
(Примерно через 10 лет подобная установка разминирования MICLIC появилась в США. Заряд представлял собой цепочку из 140 блоков ВВ С4, нанизанных на трос. Подача на минное поле — с помощью пороховой ракеты. Укладывается и транспортируется заряд в одноосном прицепном контейнере.)


Направляющая ПУ, установленная в корме


Следующее предложение В. Михайлова заключалось в следующем: установить кассеты на раму, а раму сдвинуть максимально назад, чтобы кассеты не мешали стреле манипулятора. Свисающую с кормы часть рамы укрепить распорками. Предложение приняли. Кроме этого, было предложено сделать кассеты зарядов из дерева и сбрасываемыми после отстрела заряда разминирования, что позволило уменьшить вес машины на 600 кг (на ИМР был перевес в 2 т, поэтому искали любые пути снижения веса машины).


ИМР-2. Хорошо видна ПУ заряда разминирования на корме корпуса и большие ящики для зарядов разминирования


Деревянные кассеты не только уменьшали вес, но и во время сброса с машины не разрушались (металлические часто деформировались). Также наличие деревянных кассет с зарядами разминирования позволяло просто менять их вместо того, чтобы (как было предусмотрено ранее) перезаряжать в металлические кассеты. Сброс кассет также удовлетворял требованиям головного разработчика, так как улучались условия работы стрелой. Для сброса кассет заряда разминирования был придуман оригинальный способ. Кассеты были поставлены на рамы, которые перемещались на специальных полублоках в сторону наружу для доступа к люкам трансмиссии. Для сброса решили использовать силу натяжения тормозного каната, который удерживал в полете заряд разминирования. Канат прикрепили к полублокам под кассетами. При рывке каната полублоки поворачивались, производя расфиксацию кассет и их сброс.

Были небольшие проблемы и с установкой противоминного трала. Его разработчиков не устраивали небольшие объемы пространства между поднятым в походное положение бульдозером и корпусом машины. Это была буквально щель для ножевого трала, который в походном положении тоже должен был лежать на верхней части носа ИМР. Вначале было предложение отказаться от ножевого колейного трала, а его ножи расположить по всей ширине бульдозера ИМР (так было сделано на американском трале Т5Е3) и сделать их съемными. При этом мог получиться тральщик с шириной прохода около 4м. Но офицеры Научно-технического комитета инженерных войск даже слушать не захотели (опять же, лет через десять эта идея была воплощена в американской машине разграждения COV, в России в настоящее время к этой идее вернулись в инженерной дорожной машине — патент РФ № 2202095). После долгих поисков решения пришли к выводу — взять старые ножевые секции с трала КМТ-4М, так как они были меньших размеров по сравнению с новыми секциями КМТ-6. Подъем трала в походное положение осуществлялся гидроцилиндрами. Для траления мин со штыревым взрывателем (типа ТМК-2) ножевые секции были снабжены двумя горизонтальными подпружиненными штангами.


Противоминный трал КМТ-4 в походном положении



Трал КМТ-4 в рабочем положении. Хорошо видны металлические штанги, расположенные горизонтально и предназначенные для траления противоднищевых мин со штыревым взрывателем


Постепенно все вопросы были решены и разработчики приступили к изготовлению опытных образцов ИМР. Для установки противоминного трала и ПУ разминирования на машину разграждения из Челябинска в Краматорск выехали слесарь, сварщик и конструктор. Позже, для приемки ИМР туда выехали руководитель военной приемки полковником Н. Омельяненко и конструктор В. Михайлов.



А в апреле 1977 г. опытные образцы ИМР отправили на заводские (предварительные) испытания под Тюмень, на озеро Андреевское. В. Михайлов писал, что от испытаний у него остались плохие воспоминания: офицеры, руководившие испытаниями ПУ и трала, допускали много отклонений от программы испытаний, часто нарушались инструкции по эксплуатации, по технике безопасности. Также после пуска заряда разминирования необходимо было проводить замеры его отклонения: плюс-минус 10% по дальности и 5% в стороны. Все это надо было замерять при боковой скорости ветра не более 5 м/сек. Но этим пренебрегали. Так, после очередного пуска (боковая скорость ветра достигала 8 м/сек) заряд ушел под углом 450 от направления пуска. Угол записали, а скорость ветра нет. Утешило В. Михайлова при этом только то, что при рывке тормозного каната даже под углом 450 пустые кассеты зарядов скинуло с борта на землю.
При следующем пуске произошло еще одно ЧП: форс пламени от реактивного двигателя заряда разминирования ветром задуло в щели над трансмиссией машины, и сработали противопожарные датчики. Пространство в машине заполнил инертный газ. Оператор и мехвод (молодые солдаты) страшно перепугались. При покидании машины мехвод ударился головой о люк и получил легкую контузию (был надет шлемофон). После этого в инструкцию по эксплуатации было записано, что пуски заряда производить только при закрытых жалюзи трансмиссионного отделения.
После испытаний ПУ приступили к испытаниям противоминного трала. Так как еще лежал снег, то траление инертных мин вели тралящим устройством зимним (ТУЗ): на черенковые ножи трала надевали специальные решетки из пластин. Из 180 установленных в снег мин было пропущено только две, т.е. качество траления составило 99%. Качество траления мин, установленных в грунт, составило 100%. В общем, испытания ПУ разминирования и трала прошли успешно.

Эти же испытания показали, что на машине можно сэкономить еще 150 кг веса — это защита устройства передачи детонации (УПД). Обстрел заряда разминирования и УПД из стрелкового оружия показали, что от этого они не взрываются. Поэтому немного изменили положение УПД (его положили с зарядом в кассету) и провели еще одно испытание в январе 1978 года. Прошли они под Харьковом в присутствии начальника инженерных войск 6-й армии полковника Алексеенко. В честь Алексеенко заряд разминирования пустили боевой (800 кг) и затем подорвали его. Испытания прошли успешно.
Следующими были государственные испытания, которые прошли летом под Киевом. Закончились они успешно, хотя и были омрачены трагедией — тяжелые травмы получил конструктор СКБ-200 В. Горбунов. Причина трагедии банальна — нарушение техники безопасности. На одном из пусков направляющая с зарядом не поднялась на нужный угол (на 100 вместо 600). Что-то случилось с электросетью. По инструкции нужно было выключить электрооборудование машины. Этого не сделали. Руководитель работ подозвал конструкторов из Краматорска (головной разработчик), те наказали электрику посмотреть, что произошло. Тут же подошел В. Горбунов. Вместо того, чтобы отогнать электрика и выполнить все операции по инструкции, он стал позади ПУ. Электрик в это время замкнул цепь пуска реактивного двигателя (который, опять-таки, вопреки инструкции находился на направляющей). Форс пламени ударил электрику в плечо, а Горбунову прямо в лицо. В. Горбунов долго лечился, но до конца восстановить зрение и слух не удалось.

После всех испытаний была подготовлена и защищена документация на серийное производство. В 1980 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28.04.80 г. за № 348-102 и приказом Министра обороны от 03.06.80 за № 0089 инженерная машина разграждения была принята на вооружение Советской Армии под обозначением «ИМР-2».

В мае 1981 г. группу создателей ИМР-2 из Краматорска и Челябинска наградили орденами и медалями. Так, В. Горбунов, пострадавший на испытаниях, был награжден медалью «За доблестный труд».


ИМР-2 (Новоград-Волынский)


Сначала ИМР-2 должны были выпускать в Омске на местном заводе транспортного машиностроения, но с 1976 г. он был переориентирован на выпуск танков Т-80. Поэтому постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27 июля 1977 г. эта обязанность возлагалась на Уралвагонзавод (г. Нижний Тагил), где было запланировано строительство специального корпуса. Но его строительство затянулось, и первые 10 шасси ИМР-2 собирали в танковых цехах. Только в 1985 г. началось серийное производство шасси ИМР-2, достраивавшихся затем на Новокраматорском механическом заводе.

ИМР-2 предназначена для оборудования проходов, расчистки завалов и разрушений при инженерном обеспечены боевых действий войск, в том числе и на радиоактивно зараженной местности. Кроме того она может применяться для буксировки поврежденной техники с путей движения войск, для проведения аварийно-спасательных работ в зонах массовых разрушений и тому подобное.

Первые ИМР-2 начали поступать в войска в начале 1986 г. Вспоминает подполковник Евгений Старостин, который в 1985-1991 гг. проходил службу в 306-м отдельном инженерно-саперном батальоне 24 МД (г. Яворов, Украина) в должности командира взвода и позже роты:

— В феврале-марте 1986 г. мы получили новую технику. Это были инженерные машины разграждения ИМР-2. Перевооружение на новые машины проходило в соответствии с директивой Генштаба о реорганизации ВС, а конкретнее в рамках программы «Дивизия-86». В это время появляется новая наступательная доктрина, меняются штаты подразделений, все получают новую технику, которая бы могла обеспечить наступательные действия, в данном случае, нашей механизированной дивизии. В инженерных подразделах такой машиной стала ИМР-2. Когда получили новые машины, то были определенные сложности. Во-первых, с железнодорожных платформ их сгоняли танкисты, ибо механиков для ИМР-2 готовили в Прибалтике, и на момент получения новой техники в дивизии их просто не было. Танкисты вообще сильно помогли. Но в основном все пришлось делать самому: читать технические «Руководства», самому жать на кнопки, давить на рычаги. Учился я на более старых танках, и танк Т-72 как база машины для меня был новым. В целом ИМР-2 была похожа на предыдущую ИМР, но внутреннее оборудование было меньше по габаритам. Новинкой было появление ножевого трала и установки разминирования. Относительно управления, то в ИМР-2 оно было проще и легче в отличие от ИМР благодаря тому, что была гидравлическая трансмиссия, а не механическая. Новинкой стала так же и система ПАЗ. Ее суть в чем? Когда прибор радиационной и химической разведки ГО-27 фиксирует угрозу, система останавливает, глушит двигатель, закрываются все жалюзи и машина герметизируется, выключается электроснабжение, работает только рация и аварийный свет. Через 4,5 сек. включается фильтровентиляционная установка. Дальше (примерно секунд через 15-20) уже можно заводить и двигатель. Когда впервые попробовал работу ПАЗ на себе, то был в шоке — двигатель заглох, машина остановилась, все стучит, закрывается, свет гаснет. Ощущение как у кильки в банке. Это сейчас смешно, а тогда...
Очень удачным оказался рабочий орган — манипулятор — и особенность работы с ним. Она была легка и очень универсальна. Так, моим старослужащим солдатам удавалось посредством манипулятора закрывать открытый коробок от спичек.
Что же касается самой базовой машины — танка Т-72, то скажу, что машина защищённая, удобная, надежная, простая в эксплуатации.


Следует напомнить, что к основному оборудованию (бульдозерное, крановое, противоминный трал) добавлена установка разминирования, которая находится в задней части машины и включает правую и левую направляющие с зарядами разминирования. Ее наличие определялось тем, что ИМР-2 будет делать проходы в минных полях и минно-взрывных заграждениях противника для обеспечения продвижения войск.


ИМР-2. Бульдозерный овал и стрела с захватом-манипулятором в походном положении, а ПУ заряда разминирования поднята в боевое положение


Евгений Старостин:

— Относительно установки разминирования УР-83. Не известно, зачем она вообще была на этой машине. Проблем с ней было много. Достаточно сказать, что заряды к установке располагались в деревянных ящиках по обоим бортам машины. А это 1380 кг взрывчатки. И это на машине, которая должна действовать в первом эшелоне, вместе с танками. Попадание гранаты РПГ, очередь ли пуль — и машины будто не существовало (расстояние пуска зарядов лишь 500 м). Подготовка к пуску зарядов разминирования выполнялась вручную, выходом экипажа из машины! И это во время боя… Другой проблемой был сам запуск зарядов, которые располагались возле моторного отделения. И если механик-водитель забывал закрыть жалюзи проворного отделения, то стартовые двигатели зарядов разминирования могли вывести из строя двигатель и вызвать пожар в машине. Во время ликвидации аварии на Чернобыльской станции она вообще была бесполезна, только доставила кучу проблем особистам (установка-то секретная).

Описание конструкции и основные тактико-технические характеристики

Конструктивно ИМР-2 состоит из базовой машины и рабочего оборудования.

Базовая машина (изделие 637) представляет собой бронированную гусеничную машину, изготовленную на базе узлов и агрегатов танка Т-72А, и предназначена для монтажа на ней различного оборудования. Для этого в корпус «изделия 637» внесены некоторые изменения: усиленно дно, изменена конструкция подбашенного листа, приборы наблюдения заменены смотровыми стеклами, на носовую часть корпуса приварены элементы крепления рабочего оборудования и др. Корпус машины разделен на два отделения: управления и трансмиссионное. Отделение управления расположено в носовой (место мехвода) и средней частях корпуса (место оператора). Трансмиссионное отделение занимает заднюю часть корпуса, в нем находится двигатель машины, расположенный поперечно и смещенный к левому борту.

Для вождения по заданному курсу в условиях ограниченной видимости и отсутствия ориентиров базовая машина имеет гирополукомпас. Приборы наблюдения мехвода включают дневной и ночной приборы наблюдения, что обеспечивает вождение и работу ИМР-2 в любое время суток. Также машина оснащена системой защиты от ОМП, системой дымопуска и пожарным оборудованием. Для обороны машина вооружена 7,62-мм пулеметом, который устанавливается над башней оператора.


Базовое шасси ИМР-2


Рабочее оборудование машины состоит из универсального бульдозера, телескопической стрелы с захватом, колейного минного трала, установки разминирования.

Универсальный бульдозер предназначен для разработки и перемещения грунта, расчистки снега и кустарника, валки деревьев, корчевки пней, устройства проходов в лесных завалах и разрушениях.


Универсальный бульдозер ИМР. Вид спереди


Состоит из рамы, механизмов подъема, опускания и перекоса, небольшого центрального отвала и двух боковых подвижных крыльев. Центральный отвал представляет собой сварную конструкцию, которая крепится к раме и может поворачиваться вправо и влево на 100. Крылья отвала (правое и левое) по конструкции аналогичны, их лобовые листы имеют криволинейную поверхность. К нижней части лобового листа болтами крепятся ножи. Благодаря подвижности боковых крыльев, бульдозер может занимать одно из трех положений: бульдозерное, двухотвальное (путепрокладочное) и грейдерное. Управление универсальным бульдозером производит механик-водитель без выхода из машины.



Основной рабочий орган — телескопическая стрела — шарнирно прикреплен к кронштейну башни, расположенной на поворотной платформе. Стрела имеет оригинальный манипулятор, который копирует действия руки человека и имеет шесть независимых положений. Управление стрелой и манипулятором осуществляет оператор машины с пульта из башни с помощью электрогидравлической системы. В процессе работы могут производиться следующие операции: поворот стрелы, подъем и опускание стрелы, выдвижение и втягивание стрелы, подъем и опускание захвата, поворот захвата, раскрытие и закрытие захвата. Конструкция стрелового оборудования позволяет совмещать отдельные операции, но не более двух. Например, поворот стрелы и раскрытие (закрытие) захвата и т.п.


Захват-манипулятор в рабочем положении


Колейный минный трал КМТ-4 является составной частью ИМР-2 и предназначен для самостоятельного преодоления машиной противотанковых минных полей из ПТМ всех типов, в т.ч. противоднищевых со штыревым взрывателем. Трал состоит из трех основных частей: правой и левой ножевых секций (аналогичной конструкции) и механизма перевода. Ножевая секция состоит из рабочего органа (три черенковых ножа, отвал коробчатой формы, откидывающее крыло), балансира, уравновешивающего устройства, штыревого устройства траления противоднищевых мин, копирующей рельеф лыжи и тралящего зимнего устройства. В рабочем положении ножи трала заглубляются в землю. Если на их пути попадается мина, она ножами выводится из грунта, попадает на отвал и отводится в сторону за колею гусениц танка.

Установка разминирования (УР) является дополнительным к противоминному тралу оборудованием и предназначена для проделывания проходов в минных полях и минно-взрывных заграждениях противника с целью обеспечения продвижения войск. Она размещена в задней части корпуса машины и состоит из двух (правой и левой) направляющих для пуска зарядов разминирования. На направляющей размещается реактивный двигатель, который при пуске вытягивает за собой заряд разминирования и досылает его на минное поле. Сами заряды разминирования находятся в деревянных кассетах (по две на борт) в задней части корпуса на надгусеничных полках. Подготовка зарядов к пуску производится экипажем вручную с выходом его из машины.


Вид на ПУ разминирования сзади


Основные ТТХ машины

Базовая машина: гусеничная база танка Т-72А (изделие 637).
Масса со съемными элементами (ножевой трал КМТ, УР), т: 45,7.
Экипаж, чел.: 2.
Производительность:
— при подготовке колонных путей на среднепересеченной местности — 6-10 км/ч;
— при оборудовании проходов в лесных завалах — 340-450 м/ч;
— при оборудовании проходов в каменных завалах — 300-350 м/год;
— при разработке почвы бульдозерным оборудованием (засыпание рвов, воронок и т.п.) — 230-300 м3/год.
Преодолеваемые препятствия, град:
— максимальный угол подъема — 30;
— максимальный угол крена — 25.
Ширина бульдозерного отвала, м:
— в двухотвальном положении — 3,56;
— в бульдозерном положении — 4,15;
— в положении грейдера — 3,4.
Грузоподъемность стрелы, т: 2.
Скорость, км/ч:
— по шоссе — 50;
— по грунтовым дорогам — 35-45.
Пусковая установка:
— число направляющих, шт.: 2.
— макс. угол подъема направляющих, град.: 60.
— дальность подачи заряда разминирования, м: 250—500.
Запас хода, км: 500.

Выполнение основных инженерных задач

Проходы в лесных завалах проделываются раздвиганием основной массы завала отвалом бульдозера, а также вытаскиванием и уборкой стрелой с манипулятором отдельных деревьев, затрудняющих работу бульдозера (как правило торчащие выше уровня отвала или создающие угрозу повреждения элементов и узлов машины). Отвал бульдозера при этом устанавливается в двухотвальное положение, а стрела с манипулятором разворачивается и устанавливается захватом впереди отвала.



Проходы в каменных завах в зависимости от их высоты и длины проделываются либо расчисткой до твердого основания при высоте завала до 50 см, либо, при большей высоте, устройством проезда поверху, для чего устраивается въезд и съезд с завала. При большой высоте завала его гребень обрушивается с помощью манипулятора, крупные обломки убираются в сторону или укладываются в аппарель.



В завалах в населённых пунктах ИМР проделывает проходы также как и в каменных завах. Но при этом по сторонам завала необходимо обрушить представляющие опасность элементы строений (стены), столбы, мачты и т.п.

Съезды к переправам ИМР-2 устраивает путем срезания береговой крутости (обрыва) или срезанием косогора. При срезании косогора полоса проезда устраивается в виде полувыемки — полунасыпи последовательным подрезанием косогора. Отвал при этом ставится в положение грейдера, а само подрезание выполняется крылом отвала, повернутым вперед.



Валку отдельных деревьев диаметром 20-40 см машина производит срезанием их отвалом под корень. Деревья диаметром более 40 см валятся манипулятором с одновременным или предварительным подрезанием корневой системы. Корчевание пней диаметром до 40 см производится подрезанием корневой системы путем заглубления отвала на 15-20 см за 2 м до пня.



Рытье котлована машина производит отвалом, установленным в бульдозерное положение, при последовательном возвратно-поступательном движении. Земля из котлована периодически перемещается на брустверы.

На радиоактивной и химически заражённой местности ИМР выполняет все виды вышеперечисленных работ, но при полной герметизации машины.

Продолжение следует…
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. НИВХ
    +13
    25 апреля 2014 08:03
    Отличная статья! Профессионально и доходчиво.
  2. buzer
    +9
    25 апреля 2014 08:54
    у меня коллега на ИМРе в армейке служил. Рассказывает про свой ИМР постоянно,но довольно бессвязно... Наконец понял,что это за агрегат!
  3. странник_032
    +12
    25 апреля 2014 09:15
    Танки разные нужны,танки разные важны. yes
    Так что пройдём везде,где нам будет нужно.
    У вас ров?
    Пара ИМРок под прикрытием и через 15-20 мин.,ров перестанет быть проблемой.
    Вы построили баррикады или устроили завалы,разберём и снесём всё нафиг.
    С такими машинами для наших ТВ и МВ,нет преград.
    Кроме того есть и др. подобная техника.



    ИМР-1 в работе.



    ИМР-2 в работе.



    МДК-3 и БАТ-2 в работе.
    1. странник_032
      +4
      25 апреля 2014 09:17
      И вот ещё машина поновей на шасси БМП-3. ЗМ "Восторг-2".

      1. +2
        25 апреля 2014 10:15
        Цитата: странник_032
        И вот ещё машина поновей на шасси БМП-3. ЗМ "Восторг-2".

        приветствую hi шасси от БМП-3,бронезащита слабовата,для ИМР(((

        предподчтительнее танковое шасси,с противоснарядным бронированием и противоминной защитой!!!
        для боев в городе,без хорошо бронированного ИМП,НЕ ОБОЙТИСЬ!!!
        1. beard999
          +3
          25 апреля 2014 18:00
          Цитата: cosmos111
          бронезащита слабовата,для ИМР

          «Восторг-2» это вообще не ИМР. Это АДЗМ - авиатранспортабельная дорожно-землеройная машина, которая предназначена для «подготовки путей движения и маневра войск, а также для механизации земляных работ выполняемых инженерными подразделениями мобильных сил». Крайней армейской серийной инженерной машиной разграждения является ИМР-3М http://www.uvz.ru/product/70/5 .
      2. 0
        25 апреля 2014 20:57
        А у ВДВ такая десантируемая техника есть?
        1. 0
          25 апреля 2014 22:14
          Цитата: ботан.su
          А у ВДВ такая десантируемая техника есть?

          у ВДВ есть однозначно. Сын совсем недавно отслужил срочную в ВДВ как раз в инженерно-сапёрной роте на ИМР. Правда, насчет десантирования её - request ...
          1. 0
            8 мая 2014 16:50
            В ВДВ такой техники нет. Она придается частям ВДВ при необходимости. Инженерно-саперной роты в ВДВ нет и не было. Пусть сын лучше сам напишет.
    2. +3
      25 апреля 2014 13:36
      Цитата: странник_032
      У вас ров?

      Да, на границе Украины и России...
      1. странник_032
        +1
        25 апреля 2014 17:39
        Цитата: Корсар
        Да, на границе Украины и России...


        Тогда... мы едем к вам! laughing
  4. avt
    +4
    25 апреля 2014 09:18
    Конечно не ,,Армата",однако машина серьезная и весьма полезная , универсальная,да и статья довольно приличная good ,надеюсь автор вторую часть сделает не слабее .Плюс однозначно.
  5. +6
    25 апреля 2014 09:33
    Машина нормальная, и нужная, но имеет огромные недостатки. Наверное один из главных , отсутствие демультипликатора, понятно что танку он нахрен не нужен.Но ИМР скорее всетаки трактор. Понимаете на скорости 10 км. ч. вести бульдозерные работы не только тяжело но и опасно. Удар на такой скорости в невидимую преграду в земле. грозит поломкой бельдозерного оборудования и травмой оператору. Так же гидравлика очень медленная и даже на 1 передаче не успевает за машиной.Про движок и говорить не хочется.Мое мнение при проектировании новой машины данного типа нужна понижающая передача с максимальной скоростью 3-5 км .ч. И две передачи заднего хода. Так же необходимо выкинуть двигатель, он такой здесь не нужен, он и на танках такой не нужен.Можно поставить немного менее мощный . но только не серии В.
    1. странник_032
      0
      25 апреля 2014 17:44
      Цитата: Вольный ветер
      Так же необходимо выкинуть двигатель, он такой здесь не нужен, он и на танках такой не нужен.


      А чем он вас лично не устраивает?
      1. странник_032
        0
        25 апреля 2014 18:02
        Цитата: странник_032
        Понимаете на скорости 10 км. ч. вести бульдозерные работы не только тяжело но и опасно.


        Не понимаю с какого потолка вы взяли 10 км/ч?
        Вот например выписка из ТТХ Т-72А.

        Скорости движения, км/ч:

        Расчетные (при n = 2000 об/мин коленчатого вала
        двигателя):
        на I передаче 7,32
        на II передаче 13,59
        на III передаче 17,16
        на IV передаче 21,47
        на V передаче , , 29,51
        на VI передаче . 40,81
        на VII передаче 60
        на передаче заднего хода 4,18

        И где 10 км/ч? На какой передаче?
        А расчётные скорости,это максимальные скорости движения, которые может выдержать трансмиссия машины без поломок.
        1. +2
          25 апреля 2014 19:38
          Можно я отвечу на вопрос без очереди? .. Ну и спасибо, На 10 7 и даже на 5 км. ч. мнгновенная остановка чревата последствиями. Поэтому демультипликатор необходим!!!! Для вас раздаточная коробка, понижающая коробка. промежуточная коробка. Кому какое название нравится. Мне кажется что и поддерживающии катки нужны на данном типе машины, все таки они увеличивают ресурс гусениц. вторая передача заднего хода, ну никак не помешает! Или вам она лишняя?... Теперь движок.... О боги мои мои боги!!!! Начнем с того что двигатель ... примерно 1938 года создания. Может и более раннего. . Для своего времени, на т 34... КВ 1.... ИС 2... ИСУ 152.. это великий дизель!!!!!Я говорю с полным осознанием своих слов, В2 это двигатель победы!!!! НО.....Для сегодняшнего дня этот двигатель, полное ...гуано! Я заменил двигатель У1Д6 ТК с4 мощностью 272л.с. На ямз 238а мощностью 210л.с. и получил явный выигрыш в мощности, экономичности, надежности. Двигатели у1 Д6, у1 Д12 это гражданские версии в2. д 6 шестерка однорядная. Д12 в2.. немного другие лапы. Каков плюс этих двигателей???? ВЫХЛОП КРАСИВЫЙ!!! Звук выхлопа ... мещный рев!!!!!! Очень впечятляет.... И все...
          1. +1
            25 апреля 2014 21:33
            С демультимпликатором, машина, действительно станет намного вкуснее, а ещё вкуснее, если двухступенчатый гидротрансформатор, только воткнуть его туда сложно, всю трансмиссию перетачивать придётся, МТО довольно плотно упаковано.
            На счёт второй задней, так с демультипликатором, количество передач машины, автоматом умножается на количество передач демультипликатора, обычно на два.
            Определять качество движка по звуку его работы, what чёт, не впечатлило. У В-46, нормальные характеристики, максимальный крутящий на 1500 и максимальная мощность на 2000 об/мин, вполне тракторный движок.
          2. 0
            8 мая 2014 16:57
            Движок - это больное место СССР (а теперь и России) от тепловоза до грузовика. Ну нет у нас нормальных дизелей. Бензиновый двигатель еле-еле вытянули на Евро-3, а с дизелями... 50-е годы прошлого века. Плюсую.
            1. 0
              15 мая 2014 11:58
              Цитата: Андрей77
              Ну нет у нас нормальных дизелей.

              Не торопись всё подряд хаить. С ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 ни когда не знали проблем. Эт вам не "татарин" нежинка(камазовский).
  6. +3
    25 апреля 2014 09:58
    Невзирая на критику ("Вольный ветер"), машина - вещь. Вроде и не первый раз видишь, а все равно вызывает восхищение, насколько все хитро задумано и воплощено в жизнь. Статья хорошая, ждем-с продолжения.
    1. 0
      8 мая 2014 17:03
      Страна, выведшая человека в космос, не смогла сделать нормальный дизель. Это позор.
  7. рядомпробегал
    +5
    25 апреля 2014 11:05
    Меня всегда завораживала мощь и красота инженерной техники ВС СССР. Ну и новой Российской. Майдан бы такими раскатать...
    1. 0
      8 мая 2014 17:06
      Ничего нового. Вся техника - это старый парк 80-х. Майдан немцы раскатали на pz-1(2).
  8. SLX
    SLX
    +7
    25 апреля 2014 13:59
    Так случилось, что история инженерной техники, в отличие от истории авиации, танков и даже фортификации, всегда уделяют очень мало внимания. Все сводится к техническим характеристикам и году выпуска.


    А откуда взяться такому вниманию, если среднестатический любитель военной истории, не имеющий базового военного образования и/или опыта службы, честно не понимает не только значимости такой техники, но и вообще значимости различных форм обеспечения боевых действий и подготовки к ним?

    Поэтому историю военно-инженерной техники для таких читателей (а это основной контингент данного сайта) неплохо было бы давать сначала с колоколен концепций и магистральных путей развития её как в СССР, так и за рубежом. А без этого читатель, не имеющий соответствующих знаний, вряд ли поймет зачем и почему появилась та или иная машина и в чём значимость и полезность тех или иных её устройств.

    Кстати, история колонных путей имеет намного более раннюю историю, чем 1933 г.

    Оно и понятно — информация по истории (ИМЕННО ИСТОРИИ!) инженерной техники очень ничтожна.


    Да полноте! На протяжении многих лет журнал "Техника и вооружение" регулярно публикует циклы об истории создания и эксплуатации в войсках такой техники. Навскидку: давнишний цикл о понтонных парках, статьи о мостоукладчиках и прочая, и прочая, и прочая.

    Да и на сайте Веремеева тоже можно найти немало из истории инженерной техники, несмотря на его регулярные перлы о вещах, ему неведомых. Но историю инженерной техники он знает и делится ею очень даже очень.

    А про историю создания машин разминирования и разграждения в интернете недавно появилась прекрасная книга "Долгий путь с тралом" Михайлова, который и создавал такие мащины для СА. Не могу утверждать на 100%, но сдается, что часть материала для статьи автор взял именно из этой книги.

    Поэтому в своих статьях авторам было бы очень неплохо указывать источники, которые использовались для подготовки своих статей. И давать хотя бы краткую библиографию типа "Что ещё можно почитать желающим" - данный труд не является лишним и весьма способствует не только читательскому пониманию, но и авторскому имени.

    А статья очень неплоха - поставил +. Но могла бы быть и лучше ;)
    1. 75mihail
      0
      28 апреля 2014 17:32
      Спасибо за оценку. Согласен статья могла бы быть и лучше. Но собрал, что было под рукой. Просто после расформирования нашего инженерного училища с офицерами почти не встречаюсь, а хотелось бы добавить их воспоминания, фото. Про "Технику и вооружение" согласен тоже (выписывал до 2013 г). Про ГСП, ПТС, мостоукладчики написано хорошо, про другую технику пока мало. Список источников (конечно не все) в конце третьей части.
  9. 0
    25 апреля 2014 16:09
    Классная машина, в училище на такой удалось покататься.......
    1. 0
      8 мая 2014 17:10
      И чего в ней классного?
  10. +1
    25 апреля 2014 18:37
    Хорошая статья. Просто, доходчиво! Автору +!
  11. 0
    25 апреля 2014 21:34
    Да уж, информация об инженерной технике хромает на обе ножки.
    Всё больше танчиками да самолётиками народ интересуется,
    а ведь без этих на самом деле "героев невидимого фронта" никто и никуда далеко не уйдёт.
    1. 0
      8 мая 2014 17:12
      Наши отцы дошли до Берлина. Представь, без инженерных машин.
  12. Eugeniy_369k
    0
    25 апреля 2014 22:54
    Вот агрегат good , песня))))
    Мне б такой winked , я бы тогда ландшафт то вокруг облагородил feel .
    1. 0
      30 апреля 2014 19:15
      Ага...
      Средство обеспечения пропускной способности улично-дорожной сети )))
  13. 0
    25 апреля 2014 23:29
    В ТТХ не увидел, может кто знает: насколько противорадиационная защита ИМР снижает внешний уровень радиации? В своё время в Чернобыле нас загнали в укрытие (ну условно в укрытие, где-ж его там было взять - просто внутрь здания), когда ИМР тащила мимо какую-то трубу, выброшенную из реактора - сказали, на ней 6000 р/ч было - ну может, это для страху сказали, но от нас до дороги, по которой тащили, было метров 100, так на улице никого не было. Как внутри живые остались (может и не остались, конечно...)? Правда, всю технику там свинцом обшивали, где штатно, где самопально, но что такое 5-10 мм свинца при таких уровнях.
    1. 0
      30 апреля 2014 19:14
      Тут в роликах от Странник_032 есть упоминание, что в 10 раз.
  14. +1
    27 апреля 2014 23:38
    ....Этот вопрос все еще остается актуальным, тем более в очередную годовщину аварии на Чернобыльской АЭС, где ИМРы продемонстрировали все свои возможности...

    а также и выявили недостатки... sad
    на сколько я помню основная проблема там была в очень, на самом деле, очень плохой возможности обеззараживания, радиоактивная пыль очень хорошо скоплялась и осаживалась на всех выпуклых частях фильтрах и вообще верхней части машины. Мой дядька участвовавший в ликвидации как раз на пунктах первичной очистки очень хорошо это запомнил ИМР-ки были головной болью расчетов. Как грустно говорили, что готовили их для ядерной войны (при атомном взрыве гораздо меньше радиоактивное заражение чем при этой ужасной аварии) а пришлось работать совсем в других условиях.
  15. 0
    29 апреля 2014 19:47
    Циклу статей-жирный ПЛЮС ! good
    Автору - респект ! hi
    Жду продолжения ! wink
  16. -1
    30 апреля 2014 19:09
    Антимайданный аппарат.
    1. 0
      8 мая 2014 17:14
      Причем тут майдан? Политика в другом разделе.
      1. 0
        13 мая 2014 13:47
        А при том, что майдан вначале - это завалы и баррикады.
  17. +1
    10 мая 2014 22:01
    — при разработке почвы бульдозерным оборудованием (засыпание рвов, воронок и т.п.) — 230-300 м3/год. Мне вот эта характеристика не совсем понятна.Она что,300 кубов грунта целый год двигать будет?
    1. 0
      13 мая 2014 13:46
      Цитата: ПРВ-16
      Она что,300 кубов грунта целый год двигать будет


      Это, конечно же, опечатка, следует читать - 300 кубометров в час.
      + за внимательность ))
  18. Д-р Ливси
    0
    9 июля 2014 23:36
    Нравятся мне эти машины) А главное не менее нужные, чем боевая техника
  19. 0
    2 апреля 2019 17:19
    Знатоки, помогите,пишу диплом по этому агрегату,нужна какая-нибудь разработка(усовершенствование)от заводскова состояния ,чтоб было выгодно, востребовано и актуально.