«Единая Россия» - бронепоезд Белой гвардии

Удивительна судьба нашей страны. В начале века либералы и большевики с пеной у рта утверждали, что «страна катится в пропасть», «народ голодает», но… данные приписных комиссий однозначно показывали – рост, вес и мышечная масса призывников год от года растут. Но зато криминальный опыт получал каждый пятый, а еще был высокий процент заболеваний сифилисом и малолетних проституток. То есть проблем в социальной сфере было… очень много. Зато Россия имела самый большой в мире парк теплоходов, хотя и отставала в области техники во многом другом. Потом был «революционный зигзаг» ну просто по Джорджу Оруэллу: верхи разложились, потеряли хватку и не могли удерживаться там, где были. И тогда представители среднего класса пошли к представителям низшего, который тяжело трудился, знаний не имел, но в котором бродили наивные надежды на справедливость и мечты о «лучшей доле», и сказали им: «Мы знаем, как осуществить ваши мечты!» Ну и сами стали высшими, какое-то количество низших пробились в «красные профессора», «красные инженеры» и «сталинские наркомы», но в целом, в целом улучшение их жизни так и осталось в руках… научно-технического прогресса. Иначе бы над Кремлем сегодня развевался совсем другой флаг, да и партии у нас в стране тоже были бы совсем другие… Кстати, о партиях. Лидером среди них (уж не знаю к добру ли, к худу ли) является партия «Единая Россия». Но… именно так назывался известный бронепоезд белогвардейцев. Так что… можно говорить, что, хотя бы через годы, и пусть чисто номинально победили они! Ну, а судьба этого бронепоезда также по-своему интересна, и стоит познакомиться с ней поподробнее.

«Единая Россия» - бронепоезд Белой гвардии

«Единая Россия» под Царицыным, июнь 1919 года.

А было так, что после упорных боев 1 июля 1918 года белогвардейцы взяли станцию Тихорецкая, а это был крупный железнодорожный узел, куда осуществлялась эвакуация имущества с Украины, которая передавалась немцам и австрийцам. На основе захваченных трофеев, а среди них были и вагоны, и паровозы, и листовой прокат, и броня, как раз и был построен первый тяжелый бронепоезд Добровольческой армии, получивший сначала название «Батарея дальнего боя». Затем ей дали название «5-й Бронированный поезд», но это как-то «не звучало», и в конце 1918 года его назвали «Единая Россия». С явным намеком на теорию «непредрешенчества», рьяно поддерживаемую генералом Деникиным. Суть ее заключалось в том, что нужно было сначала восстановить Россию в изначальном виде, а уж потом решать, что и как. Дурак он был, прости Господи, выступая с этим лозунгом после того, как Ленин подарил независимость Польше и Финляндии, а лозунг о правах наций повсеместно декларировался большевиками. Ну кто после этого захотел бы все начинать сначала? Вот никто Деникина тогда и не поддержал: ни горцы, ни казаки, ни финны, ни поляки!


«Единая Россия» - бронепоезд Белой гвардии

А вот флаг бронепоезда. И где мы его видим теперь? Вот так, рано или поздно, но более высокая социальная организация одолевает менее высокую. В Китае чингизиды продержались, кажется, два века? А тут всего 74 года, на четыре года больше жизни двух поколений, потому что социологи считают век условным сроком жизни трех поколений. И вот теперь этот флаг реет над Кремлем...

Бронепоезд получился просто классный! Википедия сообщает, что он был вооружен двумя 105-мм орудиями, одним 120-мм и 47 мм пушкой, что представляло собой значительную боевую силу. Однако следует учесть, что в России не было 105-мм пушек как таковых, были 107-мм, переточенные из 105-мм японских и «четырехдюймовые» орудия с эсминцев, имевшие калибр 102-мм. Так что, скорее всего, это и были именно эти орудия, снятые с эсминцев типа «Новик». Что касается 120-мм, то имелись пушки этого калибра Обуховского завода и фирмы «Виккерс». В любом случае, судя по фото, это были длинноствольные тумбовые орудия, а значит - морские либо береговые. То есть, вооружен бронепоезд был очень хорошо, орудия на нем стояли дальнобойные, поэтому неудивительно, что белые использовали его в качестве огневого тарана на направлениях главного удара.

«Единая Россия» - бронепоезд Белой гвардии

Обычно бронепоезд такого типа имел столько бронеплощадок, сколько на нем было тяжелых орудий. А еще к нему цепляли обшитый противопульной броней вагон для команды. У «Единой России» также был боевой броневагон с двумя пулеметными башнями на крыше и шестью бортовыми пулеметными установками. То есть по борту он мог вести огонь сразу из пяти пулеметов!

«Единая Россия» дважды принимала участие во взятии Армавира, а также участвовала в наступлении на город Ставрополь. Интересно, что здесь в жаркой схватке сошлось так много бронепоездов, как белых, так и красных, здесь так часто взрывали железнодорожные пути, что этот участок по окончанию Гражданской войны так и остался не восстановленным. В августе бронепоезд был поврежден, причем погиб его механик и был ранен командир – полковник Скопин.

«Единая Россия» - бронепоезд Белой гвардии

А вот внутренность одного пулеметного броневагона, действовавшего на Украине в районе Днепропетровска в 1918 году. Тесновато, конечно, но зато сколько «максимов» и даже один «кольт»!

После ремонта у бронепоезда появились две бронеплощадки с еще более мощными 152-мм морскими орудиями системы Канэ. Установки, как и раньше, были тумбовыми. Пушка в центре площадки, а спереди и сзади П-образные броневые выгородки для боеприпасов и расчета. Правда, из-за сильной отдачи стрелять по траверзу бронепоезд не мог. То есть у него были, конечно, опоры, на которые площадка могла опираться при стрельбе. Но устанавливать их было делом хлопотным, лишавшим бронепоезд мобильности. Поэтому ими старались не пользоваться. То есть стрелять так, чтобы орудия имели бы лишь небольшой «курсовой угол» по отношению к железнодорожному пути, иначе могли быть «неприятности». Идеальной была стрельба с радиальной ветки, по которой «броневик» курсировал вперед-назад, но такое случалось не часто.

«Единая Россия» - бронепоезд Белой гвардии

Бронепоезд «белочехов» «Орлик», сражавшийся в Сибири. Имел две башенные установки с 76,2-мм орудиями и по 10 пулеметов на каждом броневагоне.

Уже в начале 1919 года отремонтированная «Единая Россия» участвовала в тяжелых позиционных боях, а затем поддерживала своим огнем стремительное наступление деникинской армии в Донецком бассейне.

Затем «Единую Россию» направили на поддержку части генерала Врангеля на царицынском направлении, чтобы соединиться с войсками адмирала Колчака. Именно здесь, под Царицыном, бронепоезда белых действовали особенно активно. Причем во взаимодействии с танками и бронемашинами, а красные использовали их вместе с вооруженными пароходами Волжской флотилии. Позднее Врангель вспоминал, что его полки были одеты в новенькую английскую форму хаки и металлические шлемы… Тяжелая артиллерия бронепоездов использовалась очень активно, так же как и танки… тоже английские. И белым в 1919 году удалось-таки взять Царицын, чего они не смогли сделать годом раньше, причем среди трофеев они захватили даже два бронепоезда красных с неоригинальными названиями «Ленин» и «Троцкий». А «Единую Россию» перебросили на новое направление, на Москву.

«Единая Россия» - бронепоезд Белой гвардии

Бронепоезд «Офицер» относился к бронепоездам «легкого типа», так как имел на вооружении 76,2-мм орудия.

Генерал Деникин, главнокомандующий белыми Вооруженными Силами Юга России, издавший так называемую «Московскую директиву» о походе на Москву, уже считал себя «спасителем России и вторым Мининым». Но… он забыл о том, что успех заключается в ударе с разных направлений. Он обратился к полякам и… те его не поддержали, напротив, заверили большевиков, что они могут не беспокоиться. Финны тоже бездействовали, вот его удар и оказался много легче, чем он мог бы быть…

«Единая Россия» - бронепоезд Белой гвардии

Белогвардейский рекрутинговый плакат.

В ночь на 20 сентября 1919 года бронепоезд «Единая Россия» и легкий бронепоезд «Офицер» ворвались прямиком на курский городской вокзал и его захватили, после чего красные покинули город. Дни большевиков, казалось, были уже сочтены, но тут в тылу у белых армий начались крестьянские восстания под руководством батьки Махно, 100-тысячная армия которого возникла в октябре 1919 года буквально за две недели. Как раз в это время белые взяли Орёл и подошли к Москве на минимальное расстояние. Однако наступать дальше, имея в тылу массовое восстание, было немыслимо, и белые бросили против Махно все свои стратегические резервы, включая и бронепоезд «Единая Россия». 8 ноября 1919 года под городом Александровском (нынешнее название Запорожье) на левом берегу Днепра случилось сражение, в значительной степени повлиявшее на исход гражданской войны и, конечно же, советские историки о нем благоразумно позднее не упоминали. Тогда две кавалерийские и две пехотные дивизии белых вместо того, чтобы наступать на Москву, вместе с тремя тяжелыми бронепоездами («Единая Россия», «Иван Калита» и «Дмитрий Донской») пошли в наступление на «крестьянскую армию» батьки Махно.

«Единая Россия» - бронепоезд Белой гвардии

В годы Гражданской войны в России бронепоезда очень часто меняли своих хозяев.

А тот имел у себя начальником штаба 26-летнего Виктора Белаша, профессионального железнодорожника со всеми вытекающими из этого последствиями. Он понимал, что два самодельных бронепоезда батьки выстоять против дальнобойных морских орудий белых не смогут, проявил смекалку и сообразительность.

Тем временем «Единая Россия» вела бой у станции Софиевка, поддерживая своим огнем 1-ю Туземную дивизию кавалерийского корпуса генерала Шкуро из чеченцев, только что прошедшую рейдом по тылам красных у Тамбова и Воронежа. Не выдержав губительного огня с бронепоезда и атак чеченцев, 3-й Крымский полк, которым командовал большевик Полонский, начал отступать. И вот тут-то по приказу Белаша навстречу «Единой России» махновцы пустили, разогнав, паровоз!

«Единая Россия» - бронепоезд Белой гвардии

Еще один тяжелый бронепоезд ВСЮР.

Удар мчавшегося под парами паровоза был такой силы, что разом вывел бронепоезд из строя, и его пришлось срочно отправлять на ремонт в тыл. А дальше все дело решила атака целого полка знаменитых махновских тачанок (700 пулеметов!) с надписью дегтем спереди – «Хрен уйдешь!», а сзади – «Хрен догонишь!», в результате которой конница чеченцев была наголову разгромлена.

Но вот большевику Полонскому махновцы отступления все же не простили. Хоть он и был земляком и старым приятелем самого Махно, его обвинили в попытке… «большевистского переворота» в армии у батьки и быстренько расстреляли. Его красавицу жену, отбитую Полонским в Крыму у какого-то белого полковника, отдали махновским командирам. Ну, а итогом всех этих шекспировских страстей стал уход чеченской конницы на Кавказ. Правда, махновцам тоже досталось от генерала Слащева, но… «досталось» поздно, когда фронт под Орлом и Тулой уже развалился!

На станции Енакиево бронепоезд починить почему-то не смогли и 10 декабря «Единую Россию» отправили чиниться в Новороссийск на завод «Судосталь». Но починить ее до бегства белых из Новороссийска так и не успели, и бронепоезд или, скажем так, то, что он него осталось, попало в руки красным.

«Единая Россия» - бронепоезд Белой гвардии

Орудийная бронеплощадка бронепоезда «Грозный».

Впрочем, этот бронепоезд затем «возродился» в Крыму. Возможно, что туда белые сумели перевезти вооружение старого бронепоезда, а может быть, и нашли пушки на месте. Как бы там ни было, но он продолжал воевать до самого конца октября 1920 года. А 1 ноября, перед тем как покинуть Крым, «Единую Россию» уничтожили столкновением лоб в лоб с бронепоездом «Георгий Победоносец». На этом история одного из самых мощных бронепоездов армии Деникина закончилась.
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 44
  1. ваняватный 6 сентября 2016 15:35
    это ведь просто о истории? нет повода для подозрений?
    1. kalibr 6 сентября 2016 15:50
      Кому как нравится, тот так и понимает: кому нравится поп, кому - попадья, кому - попова дочка, сказал черт, снял трусы и сел в крапиву!
    2. Alexey RA 6 сентября 2016 15:51
      Конечно-конечно, только об истории. smile
    3. ФАНТОМ-АС 6 сентября 2016 16:19
      Красивая история за 11 дней до выборов wink
      И что самое трогательное,как после сдачи германцам и австрийцам Украины,белые чегой то там вывезли и из этого чегой-то, собрали мощный бронепоезд и если бы не поляки и финны,отказавшие в помощи и лихой "командарм" Махно на тачанках, то обязательно взяли бы и Москву и Петроград.
      Дык ,и взяли же, только потом и без бронепоездов и уже совершенно другие персонажи.
      Но об этом в следующем повествовании: "миша и боря-как зеркало русской контрреволюции"
      Вот и не знашь,порой, плакать или смеяться...
      1. kalibr 6 сентября 2016 18:10
        Так ведь за одиннадцать, а не накануне...
    4. rpek32 6 сентября 2016 18:00
      как то уж очень символичненько laughing
    5. dmi.pris 6 сентября 2016 18:44
      Ага,нет.Только с каким "бронепоездом"сталкивать сейчас ЕР?
      1. Delink 6 сентября 2016 20:42
        ап стенку всех сталкивать.
      2. Bursan 9 сентября 2016 16:55
        КПРФ-иных нет,так мелюзга по типу махновской и савинковцев....
  2. Alexey RA 6 сентября 2016 16:59
    Бронепоезд получился просто классный! Википедия сообщает, что он был вооружен двумя 105-мм орудиями, одним 120-мм и 47 мм пушкой, что представляло собой значительную боевую силу. Однако следует учесть, что в России не было 105-мм пушек как таковых, были 107-мм, переточенные из 105-мм японских и «четырехдюймовые» орудия с эсминцев, имевшие калибр 102-мм.

    Вообще-то, в России были 107-мм пушки своего изготовления:
    - "42-линейная корпусная и осадная пушка образца 1877 года" (по лицензии Круппа);
    - "42-линейная полевая тяжёлая пушка образца 1910 года" (разработана на Путиловском заводе, доработана компанией Шнейдер).
    1. kalibr 6 сентября 2016 18:11
      Да, орудия были. Но посмотрите на фото. На них явно 102-мм пушки Обуховского завода. !07-мм выглядели совсем не так...
      1. murriou 7 сентября 2016 13:01
        Для начала, 107-мм были ПОЛЕВЫМИ орудиями. Спасибо, кэп.

        А на фотографиях здесь, между прочим, орудия не 105-мм, не 107-мм, и не 102-мм. Это 152-мм орудия, и снимки сделаны уже после их установки на бронепоезд вместо предыдущих, уж какими бы те ни были.
    2. murriou 7 сентября 2016 13:11
      Автор статьи запутался в калибрах и орудиях, как в трех соснах.

      У нас вместо общепринятого в мире калибра 105 мм ввели калибр 107 мм, точнее 106,7 мм, или 42 линии.

      Во время ПМВ, столкнувшись с нехваткой практически любого вооружения, в РИ начали лихорадочно закупать за рубежом все, что получалось.

      В том числе, было закуплено около дюжины японских 105-мм пушек Тип 38 (обр.1905г.), переточенных под русские 107-мм боеприпасы.

      Результат показался неплох, и в 1916г. в Японии было заказано 120 пушек 107-мм, Т.Е. пушек 105-мм Тип 38. переточенных под русский боеприпас уже японцами. Их было поставлено в Россию неск. десятков начиная с 1917 года.

      Были также сообщения, за которые головой не поручусь, что некоторое количество японских 105-мм пушек Тип38 было закуплено Россией без переделки, вместе с японскими боеприпасами.

      Кроме того, у Шнейдера решили использовать и для себя заготовки, сделанные при выполнении русского заказа. Получилась весьма популярная впоследствии 105-мм пушка Шнейдера обр. 1913 года. Их тоже во время ПМВ закупали в Россию, часть перестволивали, часть использовали как есть.
  3. ФАНТОМ-АС 6 сентября 2016 17:10

    Цитата: Alexey RA
    Вообще-то, в России были 107-мм пушки своего изготовления:
    - "42-линейная корпусная и осадная пушка образца 1877 года" (по лицензии Круппа);
    - "42-линейная полевая тяжёлая пушка образца 1910 года" (разработана на Путиловском заводе, доработана компанией Шнейдер).

    А разве это важно, при условии , что пароход называется "едро"? wassat
  4. sigdoc 6 сентября 2016 17:29
    всего 74 года
    Капиталисты первый раз продержались всего пол года. А то что со второй попытки коммунистов переплюнут это еще вилами по воде писано. Еще и трети из этого не отмотали а уже понтов!!! Страну и людей разграбили как будто подвиг совершили.
    1. xan 6 сентября 2016 22:35
      коммунисты довели народ до того, что он такую страну за жвачку и джинсы развалил. На мой взгляд нужен социально ориентированный капитализм с опорой на национальные силы. И сейчас всяко честнее, чем в 70х и 80х.
      xan
      1. знавель 6 сентября 2016 23:02
        Не коммунисты страну довели, а нас истощили холодной войной, той, что сразу после второй мировой началась, если не страдаете склерозом. Тут любой проиграл бы, только намного раньше, чем при коммунистах.
      2. Andy 9 сентября 2016 09:20
        коммунисты ли? меченый,ебн итд.самые ваши социальноориентированные капиталисты. сейчас честнее говорите? в союзе люди тысячами не мерли, могли и учиться и работать, не было коллекторов.
      3. kotvov 12 сентября 2016 10:40
        . И сейчас всяко честнее, чем в 70х и 80х.,,
        а то,полковники под кроватью миллярды держуть.куда не ткнесся честноть подпирает.
  5. vlad.svargin 6 сентября 2016 17:45
    «Единая Россия» - бронепоезд Белой гвардии

    Этим всё сказано, особенно перед предстоящими выборами... Это что, типа рекламного ролика из нашей прошлой истории? Как "тёзки наших единоросов" потерпели поражение известно, потому что были для той России чужими, какими бы лозунгами они не пользовались (хотя среди них было и не мало настоящих патриотов России). Похоже и наших единоросов в конце-концов ждёт такой же финал(может не сейчас, но скоро...) не зря их негласно называют ППиВ, особенно последние массовые известные криминальные истории с видными членами партии ЕР, которым Россия служит как средство обогащения за счёт той же России...
  6. Yak28 6 сентября 2016 17:50
    Хорошая история,но мне с единой Россией не по пути.Да и в то смутное время я бы был за красных wink
    1. scorpion-sss 7 сентября 2016 04:08
      Я в детстве поддерживал красных, а сейчас их ненавижу. Только за белых. Хотя уважаю коммунистов времён ВОВ, они действительно верили в свои идеи и были патриотами.
      1. sdv68 7 сентября 2016 14:39
        А я и в детстве за красных, и сейчас против белых всех мастей и окрасов. Жаль, что сейчас коммунисты выродились - окапитализировались. Одно только название от них и осталось. А патриотами коммунисты были не только в ВОВ, но и во времена ГВ, и после победы над Гитлером. Жаль, что с приходом кукурузника все больше и больше стали заботиться не о стране а своем собственном благополучии.
      2. Andy 9 сентября 2016 09:24
        ну удачи вам в метаниях. "белые" никогда не были патриотами- они привели на нашу землю колонизаторов-Антанту. а после поражения,удирая из страны еще и пытались все поценнее вывезти.
  7. masiya 6 сентября 2016 18:37
    Да причем тут какие то названия, эти сухопутные крейсера, достойны упоминания, и интересно как сложилась их судьба, не в наименованиях дело, а в людях которые за броней бились, и с кем против...А если ассоциации какие то с едром есть так это случайность , хотя и закономерная...
    1. Сомад 7 сентября 2016 11:43
      Согласен! Развели в коментах какие-то предвыборные дебаты... Для рассуждений о политике есть другая страница этого сайта, а это страница "Вооружение". Вот о вооружении давайте и поговорим... В конце 80-х в журнале "Моделист-конструктор" встречал статьи про бронепоезда Гражданской войны с описанием и схемами броневагонов и бронепаровозов, и со схемами расположения их в поезде. Тема довольно редко освещается (а жаль!) и поэтому статью прочитал с большим интересом.
  8. Ретвизан 6 сентября 2016 19:10
    Интригующая статья. Прямо как кавалерийский наскок. Эх "бояре бояре".
    Судя по описанию и фотографиям-в центре Украины нешуточные замесы левых, правых, белых красных зеленых. Свадьба в Малиновке.
  9. parusnik 6 сентября 2016 20:20
    Позднее Врангель вспоминал, что его полки были одеты в новенькую английскую форму хаки и металлические шлемы
    ..И конечно..было получено безвозмездно..т.е. даром..Бескорыстная помощь Антанты...что бы оставить Россию в прежних границах и ещё Дарданелы подарить... smile ..ЕР бы на фоне данной статьи..Переработать слегка песню "Каховка" и сделать гимном партии... smile
  10. xan 6 сентября 2016 21:40
    Хотел бы попросить у автора ссылку на бой махновцев и белых, где он это раскопал. Двухтысячный корпус под началом Шкуро, у которого нач штаба был талантливый Слащев, так расколошматил Махно, что Ворошилов дал в Москву знаменитую телеграмму: "Махно разбит Шкуро вдребезги. Где сам Махно неизвестно, махнята просят помощи и защиты у Советской власти". Белые сняли все что только можно с других участков, в том числе и с Украины, для напора на Москву. Против Махно остались практически одни белые разъезды, Петлюру вместе со всем его свидомым воинством за Збручь загнал отряд белоказаков всего в семьсот сабель. Но это не помогло. Белые покатились из-под Тулы и Орла, а Махно собрал свои разбежавшиеся отряды и ударил по оголенным тылам белых. Все это мной взято из современной украинской книги Савченко "12 войн за Украину". Махно не выиграл ни одного сражения с регулярными войсками ни белых, ни красных. У него успешными были только набеговые операции. Откуда взята победа махновцев над Дикой дивизией непонятно, явно сочиненная легенда.
    xan
    1. murriou 7 сентября 2016 12:56
      "дикая дивизия" тоже были те еще вояки, считать их регулярными войсками мне кажется большой натяжкой.
      1. Штык 7 сентября 2016 18:31
        Цитата: murriou
        "дикая дивизия" тоже были те еще вояки, считать их регулярными войсками мне кажется большой натяжкой.

        Похоже Вы понятия не имеете о чем пишите! Вот, советую посмотреть
        http://russia.tv/brand/show/brand_id/60368
        1. murriou 7 сентября 2016 20:25
          Ну вы нашли на что сослаться!
          "документальный" проект россейского ТВ, посвященный восхвалению всех подряд белогвардейских частей! И все-все-все у них рыцари без страха и упрека, ага-ага! lol

          Может, еще и фильм "АдмиралЪ", который практически полностью враньё, предложите как историческую справку про Колчака? laughing

          Мне приходилось многократно видеть упоминания "Дикой дивизии" в материалах про ПМВ и ГВ, и везде их характеризовали как толпу дикарей: охотно резали слабого и деморализованного противника, но против нормально организованных частей не могли выдержать бой и сами драпали, а уж в тылу постоянно занимались грабежом и насилием.
  11. loaln 6 сентября 2016 22:21
    «Единая Россия» - бронепоезд Белой гвардии

    Как это соответствует нашему времени.
    Не хватает, пожалуй, только одного - белых панталон у служивого люда. А, так, всё остальное уже отряхнули ... от нафталина.
    1. Alexey RA 7 сентября 2016 10:39
      Ага... вот только не кончилось бы это всё как в прошлый раз:
      - Красиво идут!
      - Интеллигенция...
    2. murriou 7 сентября 2016 12:54
      осталось только вытряхнуть из нафталина и отыграть снова что-то вроде позора в русско-японской войне.
  12. Варага 6 сентября 2016 22:43
    Я давно не верю в совпадения. Тем более такие. Все в "цвет".
  13. знавель 6 сентября 2016 23:22
    Автор явно не в себе. Выкладывать такое в стране потомков победивших красноармейцев))). Это также успешно, как следовать, увы, все еще живому тренду- снимать у нас фильмы, где самая красивая женщина достается иноземцу. Публика может и посмотрит один раз, а на повторить пошлет лесом))).
  14. timyr 7 сентября 2016 05:54
    Вот интересно что сделали красные автору,может ограбили его в темном переулке. Да нет вроде бы выучился при советской власти. Получил образование,профессию и звание. Нет автору необходимо пнуть мертвого льва. Автор пишите пожалуйста о том что знаете,а не о красных упырях. Да и пассаж интересен как о том все было прекрасно в царской России ,а с чего бы все рухнуло.
  15. Leto 7 сентября 2016 06:01
    Вячеслав, браво...какой пассаж...
  16. murriou 7 сентября 2016 12:51
    Автор не страдает избытком грамотности в военной технике. Ну, переписать из Википедии пару статей и худо-бедно их скомпилировать, может быть, ему удалось. Еще, пытаясь разобраться с орудиями, я нашел публикацию в ЖЖ, из которой в заметной мере взята изрядная часть статьи, особенно ее начало: http://stomaster.livejournal.com/1857064.html

    Теперь - об орудиях.
    "Википедия сообщает, что он был вооружен двумя 105-мм орудиями, одним 120-мм и 47 мм пушкой, что представляло собой значительную боевую силу. Однако следует учесть, что в России не было 105-мм пушек как таковых, были 107-мм, переточенные из 105-мм японских и «четырехдюймовые» орудия с эсминцев, имевшие калибр 102-мм. Так что, скорее всего, это и были именно эти орудия, снятые с эсминцев типа «Новик». Что касается 120-мм, то имелись пушки этого калибра Обуховского завода и фирмы «Виккерс»."

    Автор мало понимает в артиллерии и считает, видимо, что калибр - единственная и исчерпывающая информация об орудии. Что могут значить еще длина ствола и величина порохового заряда, ему невдомек.
    На самом деле, 107-мм (точнее, 106,7мм) пушки были разработаны с участием инженеров Шнейдера на Путиловском заводе в 1910 году. Уже позже, столкнувшись с нехваткой вооружения в ПМВ, царские власти скупали вооружение где попало, в т.ч. покупали японские 105-мм пушки Тип38 (т.е., образца 1905г.) и перетачивали их под наш калибр.

    Но 105мм - весьма популярный калибр в остальном мире, трофейные или импортные орудия такого калибра могли быть - и были - в России в достаточном количестве. В ходе ПМВ было захвачено некоторое количество германских 105-мм гаубиц обр. 1909 и 1916 года, которые значились в резервном хранении вплоть до ВОВ; были чешские орудия, были выше упомянутые японские, часть которых так и не была перестволена на русский калибр.

    Могли быть и другие источники. Могли быть в том числе орудия Шнейдера 105ммм обр.1913г - разработки, использованные для русского заказа, французы сочли пригодными и для себя. Их, как и японские, Россия тоже закупала во время ПМВ и тоже не все успела перестволить.

    Автор, правда, утверждает, что все орудия бронепоезда были на тумбовых установках, т.е. морского происхождения.
    Но компетентность автора, судя хотя бы по уже процитированному отрывку, у меня вызывает серьезные сомнения.
    Вряд ли автор залезал глубже, чем просмотр прилагаемых к статье фотографий - а они все сделаны, как нетрудно убедиться, уже после замены 105-мм орудий, уж какими бы они ни были, на 152-мм (система Канэ, производство Обуховского завода).

    С морскими орудиями тоже возможны варианты - калибр 105мм имели немецкие морские орудия, например.
    Версия 102-мм орудий не исключена, но сомнительно мне, чтобы ВСЕ, упоминавшие орудия этого бронепоезда, без особой причины так уж путали 102 мм и 105 мм.

    Кстати, автор и тут показал некомпетентность: орудия 102-мм, разработанные на Обуховском заводе с участием инженеров Виккерса и на основе более раннего орудия Виккерса того же калибра, начиная с 1910 года (т.е. за 2 года до установки их на первый "Новик") ставились на эсминцы класса "Доброволец", т.е. к эсминцам типа "новик" особой привязки не имели. Да и не известно мне ситуаций, чтобы во время Гражданской войны "новики" были разобраны.

    120мм орудие - скорее всего системы Канэ, их у нас было много: кроме купленных у французов, их делали по французским чертежам и у нас. Орудия Виккерса тоже могли быть - очень маловероятно, но не исключено.
    1. Alexey RA 8 сентября 2016 11:20
      Цитата: murriou
      С морскими орудиями тоже возможны варианты - калибр 105мм имели немецкие морские орудия, например.

      И немецкие морские орудия 105-мм в России точно были. Десяток 105-мм был снят с "Магдебурга" и путешествовал по кораблям и батареям БФ.
      1. murriou 8 сентября 2016 19:49
        Вы безусловно правы, хотя мне что-то сомнительно попадание этих орудий с Балтики на юга. Впрочем, чего только не бывает в реальной истории...
  17. murriou 7 сентября 2016 12:57
    Цитата: scorpion-sss
    Я в детстве поддерживал красных, а сейчас их ненавижу.

    и на какую мозоль они вам после детства наступили? lol
  18. timyr 7 сентября 2016 13:06
    Цитата: murriou
    Цитата: scorpion-sss
    Я в детстве поддерживал красных, а сейчас их ненавижу.

    и на какую мозоль они вам после детства наступили? lol

    Наверное узнал что экспрориировали собственность его дедушки .

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня