Украденное небо России

52
Украденное небо России


Технологическая мощь государства, способность создавать различные технологические новинки, прорывные технологии, развивать научную и инженерную мысль основываются прежде всего на взращенной столетиями научной и инженерной школе государства. Являясь консервативной в своей основе, но способной гибко реагировать на изменяющиеся потребности, бурно развиваться и создавать уникальный прорывной технологический продукт, научная инженерная школа любого государства является уникальной и легко узнаваемой, так как традиции, заложенные при ее основании, существуют сейчас и будут существовать в будущем.



Но в мире есть государства, которые в силу своей относительной молодости или неспособности создавать действительно уникальные, присущие только им продукты, фактически являются научными и технологическими вампирами нашей цивилизации. Переманивая к себе как молодых перспективных специалистов, так и всемирно признанных со своими научными и инженерными разработками, копируя, а иногда даже воруя чужие технологии, эти государства, не создавая своих уникальных школ и узнаваемых продуктов, пытаются оседлать научный и технический прогресс, получить конкурентное преимущество любыми, даже самыми преступными методами. Воровство, подкуп, коррупция, разорение целых предприятий и научных центров, наконец, убийства ведущих ученых и инженеров стран-конкурентов — обычные вещи в этой вечной гонке мировых технологий.

Об одном эпизоде этой беспощадной войны на уничтожение и пойдет речь в этой статье.

28 июля 2016 года агентство гражданской журналистики «Ридус» опубликовало статью «Американцы провели испытания летающей тарелки», в которой выложили видео, на котором отчетливо виден летающий на американской базе объект с военной символикой США.



Можно долго гадать, является ли данное видео фальсификацией, или нет, но одно утверждать можно бесспорно: американцы в принципе способны обладать подобным аппаратом. Считать так есть все основания.

Еще в 90-е года прошлого века на саратовском авиационном заводе, выпускающем боевые и гражданские самолеты ЯК, а также большой спектр крылатых ракет, русским инженером Львом Щукиным был создан и построен необычный летательный аппарат ЭКИП («Экология и прогресс»). Официально это был скоростной многофункциональный транспорт с вертикальным взлетом и посадкой, построенный по принципу «летающего крыла» и относившийся к классу экранолетов. Полный вес аппарата мог варьироваться от 9 до 600 тонн! Высота полета — от 3 метров до 12 километров. Дальность — любая, хоть несколько кругосветных путешествий при скорости 700 км в час!



Впервые процесс постройки этого аппарата был представлен широкой публике «Космопоиском» и его руководителем Вадимом Чернобровом в фильме «Саратовский ЭКИП» (июль 1995 г.).

Тема оказалась настолько свежей, необычной и интересной, что сразу несколько телекомпаний сняли про ЭКИП фильмы и программы:

ЭКИП. Российская летающая тарелка.

ЭКИП, или Саратовская тарелка.

ЭКИП — уникальная разработка русских учёных.

По утверждениям многих российских экспертов, ЭКИП можно было без преувеличения отнести к принципиально новым летательным аппаратам, которые обладают уникальными эксплуатационными свойствами. Помимо военной компоненты, такой летательный аппарат мог бы использоваться для транспортировки грузов и пассажиров в труднодоступных районах, к примеру, на Крайнем Севере, стать незаменимым для проведения разведки и патрулирования, использования в чрезвычайных ситуациях: при спасении людей на воде, тушении лесных пожаров, эвакуации. ЭКИП обладал огромным потенциалом и в использовании в качестве гражданского городского транспорта, так как мог стартовать и садиться не только на свободные городские площадки, но и на любые водоемы.



Представьте себе такой аппарат, способный доставить очень быстро и комфортно, минуя городские пробки любое количество пассажиров и, главное, стоимостью с «Мерседес». Трудно переоценить его возможности в сфере бизнес-авиации. В перспективе Щукин планировал создавать целые летающие города с тысячами жителей-пассажиров, которые могли перемещаться на любые расстояния и находиться в воздухе бесконечно долгое время.

ЭКИПу не требовался специальный аэродром, аппарат мог садиться на любую поверхность, даже водную. У аппарата отсутствовали шасси, их функции выполняла воздушная подушка. Революционные технические решения в управлении пограничными слоями аппарата и уникальное устройство стабилизации позволяли не просто стабилизировать его в воздухе, но и давали колоссальные возможности для маневрирования.
ЭКИП мог использовать топливо на основе водорода, что делало его очень экономичным, позволяло даже получать топливо буквально из окружающего воздуха, что снимало ограничения на дальность его полета. А комбинированные двигатели и их узлы являлись шедевром инженерной мысли.

При проектировании и создании «ЭКИП» русским конструкторам удалось соединить воедино основные концепции развития авиации будущего:

— объединение функций крыла и фюзеляжа с помощью толстого аэродинамически несущего корпуса;

— активное управление пограничным слоем для безотрывного обтекания толстого корпуса и снижения сопротивления;

— применение устройства воздушной подушки для взлета и посадки;

— использование композиционных материалов, обеспечивающих технологичность и долговечность конструкции даже при эксплуатации аппаратов на воде;

— применение газовых топлив для увеличения дальности полета аппаратов, улучшения экологичности и возможности совершения полетов при прекращении добычи нефти.



Производство подобных летательных аппаратов гражданского назначения в тандеме с военной компонентой, особенно в паре с уникальным боевым самолетом вертикального взлета Як-141, могло сделать Россию королевой мирового неба. Однако в реальности у проекта оказалось слишком большое количество недоброжелателей и врагов, что в условиях 90-х — начала нулевых похоронило ЭКИП. Причем вместе с ЭКИПом была похоронена вся линейка гражданских и учебно-тренировочных самолетов Як, уникальный боевой самолет вертикального взлета Як-141 и весь Саратовский авиационный завод. Заодно с вышеперечисленным была похоронена вся концепция авианесущих морских групп с авианосцами, вооруженными самолетами вертикального взлета, а оставшиеся от СССР авианесущие крейсеры типа «Киев» распилены на металлолом или проданы в третьи страны.

Главным выгодополучателем от случившегося стали США и корпорации Boeing и Lockheed Martin. И стоило это им совсем недорого по сравнению с колоссальными прибылями, ожидающими обладателей подобных технологий. Но все по порядку.

В 90-е годы Саратовский авиационный завод был приватизирован, в результате чего официально 20% акций были сконцентрированы в руках директора завода Александра Ермишина. Но, по его собственному признанию, при необходимости Ермишин мог консолидировать и контролировать до 100% акций завода. И для завода настали тяжкие времена. Предприятие, способное выпускать 24 самолета Як-42 в год, выпускало по 1-2 и выживало только благодаря ремонту и техническому обслуживанию уже существующих самолетов. Но и эти деньги куда-то исчезали. Директор, по модному в те времена тренду, стал искать поддержки за границей. Многочисленные командировки А. Ермишина в США в Саратове стали притчей во языцех.

И хотя дважды, в 1993 и 1995 годах, китайцы хотели сделать на САЗе заказы на 10 и 46 самолетов Як-42, оба раза до подписания контрактов при всей очевидной выгоде для завода дело так и не дошло. А. Ермишин просто не подписывал контракты. В результате Китай заказал и купил самолеты у Боинга. В Саратове в те времена многие говорили о причинах срыва китайских заказов и утверждали, что не было личной заинтересованности Ермишина в осуществлении контрактов. Но ведь именно он являлся хозяином завода, и на каждом Яке зарабатывал по 5 миллионов долларов. Скорее всего, причиной послужила личная заинтересованность Ермишина именно в срыве контрактов, передаче их Боингу и в результате в банкротстве завода. Сейчас трудно утверждать что-либо определенное, но заводчане знают, что именно после срыва китайских контрактов у Ермишина в центре Саратова появился двухэтажный особняк, у его отца также появился немаленький дом, а сын приобрел трехкомнатную квартиру в Москве. Хотя известный волейболист, чемпион СССР и России в составе ЦСКА, член сборной России и обладатель множества титулов, наверное, может себе это позволить. К сожалению, после 2007 года следы А. Ермишина затерялись, найти его не представляется возможным, и никто не может ответить, где он, что с ним, и жив ли Ермишин вообще.

Российское правительство в 1993 году выделило 1,2 млрд. рублей на разработку ЭКИПа, а в 1997 году при посещении завода президентом Ельциным последний распорядился выделить еще 10 миллионов. Однако и эти деньги просто растворились, по официальной версии, их «съела инфляция». При принятии в правительстве РФ программы развития авиационной техники на 2000-2015 годы, на ее первом этапе предусматривалась разработка новых принципов и устройств для создания авиационной техники. Однако по фантастической забывчивости проект ЭКИП не был включен в эту госпрограмму. ЭКИП просто забыли, как будто его никогда и не было.

Но ничего не забыли хваткие парни из США. В 2000 году завод посетила целая делегация из Исследовательского центра Военно-морской авиации США (NAVAIR’s Research and Engineering Sciences Department) и даже подписала протокол о намерениях. Российская пресса утверждала, что американцы заинтересованы в доводке и использовании ЭКИПов как беспилотных летательных аппаратов для пожарных. Но директор центра Джон Фишер высказался очень откровенно: «У этой технологии есть потенциал использования в новом типе летательных аппаратов, подходящих для стратегических целей NAVAIR — внедрения технологий следующего поколения в Военно-морских силах». Цели же, как поясняет бюллетень командования ВМС США, таковы: новые летательные аппараты, системы связи и вооружений.

Как сообщали в те времена «Известия» и «Лента.ру»:

«Точные условия сделки неизвестны, но, по словам директора завода Александра Ермишина, "увозить "Экип" из России не будут". "Как только начались разговоры о возможном сотрудничестве и производстве, я сразу сказал, что увозить "Экип" из страны мы не собираемся. И права на него останутся за Россией. После начала серийного выпуска произойдет разделение рынка, Россия будет получать от Америки дивиденды за произведенные там "летающие тарелки", равно как и Америка — от России", — заявил он.

Как отмечают "Известия", американцам нужен "Экип" в первую очередь как беспилотный летательный аппарат для тушения пожаров и борьбы с природными катаклизмами.

В предприятие будет вложено более 160 миллионов долларов. Испытания аппарата пройдут в штате Мэриленд в 2007 году. В серийное производство его планируют запустить еще через пять лет».


В интервью газете «Труд» А. Ермишин расписывал радужные перспективы ЭКИПа:

«В январе Александр Ермишин ездил на переговоры в Мэриленд, где через три года должны пройти испытания ЭКИПа. На территории базы ВМФ США, где до него не был ни один гражданин России, выступал перед американскими военными и авиастроителями.

— Вам не жаль, что ваше детище уходит за океан?

— Во-первых, мы не оставляем попыток найти инвесторов в России, во-вторых, ЭКИП за океан не уйдет. Несколько лет назад мне и генеральному конструктору концерна делали предложение построить в США завод, даже территорию показывали — мы отказались. Родину в таком возрасте не меняют. Сейчас речь идет о равноправном партнерстве…»


«Равноправное партнерство» закончилось тем, что американцы получили всю необходимую техническую документацию на ЭКИП и, вероятно, на Як-141, и больше не появлялись, а сам аппарат ЭКИП и два из четырех самолета Як-141 просто исчезли, хотя ЭКИП находился на ответственном хранении в музее САЗ. Но музей исчез вместе с заводом. Он был просто снесен новыми хозяевами, а все экспонаты «разошлись по людям».

Саратовские авиационные специалисты утверждают, что в последнее время на продукции корпораций Boeing и Lockheed Martin стали появляться технические решения и целые узлы, до боли напоминающие родные узлы ЭКИП и Як-141.



В последнее время в российском инфопространстве разгорелись горячие споры о том, что компоновка и узлы новейшего истребителя корпорации Lockheed Martin F-35B вертикального взлета и посадки до боли напоминают наш Як-141.

«Военное обозрение» опубликовало статью Олега Капцова «Просто совпадение? Як-141 против F-35», утверждающую, что «сходство туманно», а «имеющиеся факты не позволяет сделать какие-либо выводы о копировании и заимствовании технологий». Хотя в статье отмечается, что «не случайно в конструкциях “Яка” и скандально известного Lockheed Martin F-35 имеется так много общих решений», но во главу доказательств ставится тот факт, что это самолеты различных поколений, классов и возможностей.

Сергей Ищенко же в статье на «Свободной прессе» прямо утверждает, что «F-35 — наследник Як-141» и что «развал нашего авиапрома обернулся для американцев научно-техническим Клондайком». Причем Ищенко утверждает, что «в американской фирме «Локхид Мартин» и не скрывают: в компоновке их F-35 действительно многое до мелочей подозрительно схоже с забытым советским Яком. Особенно схемы двигательной установки, а также отклонения сопла подъемно-маршевого двигателя. Правда, американцы не видят в этом ничего противозаконного. Причина, по их утверждениям, в тесном сотрудничестве с фирмой «Яковлев», установившемся тотчас после развала СССР».

Недостаток анализа Олега Капцова, на мой взгляд, состоит в том, что он рассматривает проблему как отдельный частный случай, только с технической точки зрения с визуальной оценкой, причем отрывая ее от целого комплекса поистине масштабных целей, которые ставили перед собой США по отношению к российской науке, производству, армии и военно-промышленному комплексу. Целью было не простое копирование технологий, а полное уничтожение научной и производственной базы, производящих эти технологические продукты.

Помимо упомянутого выше полного уничтожения самой концепции применения авианесущих кораблей с самолетами вертикального взлета и полного уничтожения как самих кораблей с перспективными истребителями, так и производственной базы, была убита еще одна, на мой взгляд, весьма перспективная концепция применения аппаратов с вертикальным взлетом на сухопутном театре военных действий.

Поставки перспективного истребителя F-35B «Лайтинг-2» вертикального взлета и посадки будут осуществляться не в авиацию ВМС США Naval Air Forces, а в корпус морской пехоты США United States Marine Corps, что определяет их применение на сухопутном театре военных действий. Еще в 80-е годы в СССР при разработке Як-141 был проект его установки на гусеничную платформу на основе армейского тягача. На этой платформе штурмовик мог бы быстро перемещаться по бездорожью и взлетать откуда угодно и внезапно для противника.

Представьте себе рой боевых самолетов, одновременно взлетающих из ниоткуда в непосредственной близости от фронта, быстро выполняющих свои задачи и так же быстро и одновременно исчезающих в никуда. Такие соединения на гусеничных платформах могут относительно быстро перемещаться, а базирующиеся на них самолеты быть в высокой готовности старта и выполнения боевой задачи. Решить проблему с заправкой, боеприпасами и обслуживанием, и армия получает эффективное оружие на любом театре боевых действий. Этой концепции Россия тоже была лишена, а вот американцы подсуетились. И теперь нам приходится создавать меры противодействия.

И вот все это США получили практически даром. Но каждое «даром» тоже имеет свою цену. Во сколько же реально обошлись американцам наши технологии?

Ответить на этот вопрос, скорее всего, точно никто сейчас не сможет. О затраченных на подкуп суммах можно судить только по косвенным сведениям. Но я попробую.

В 2011 году в издании «Совершенно секретно» была опубликована статья Игоря Королькова «Где Як-истребитель?»

В этой статье автор утверждает, что ему в руки попала копия протокола встречи губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова с советом директоров ЗАО «Саратовский авиационный завод» «при участии ответственных работников правительства области», которая состоялась 3 апреля 2003 года.

Судя по протоколу, Аяцков принуждает отдать ему акции Саратовского авиационного завода, а директор завода Ермишин, признавая, что может консолидировать до 100% акций, отказывается их передавать. В протоколе есть интересный момент:

«Аяцков: «В прошлом году не было выпущено ни одного самолета. Вот вам и противник! Раньше было: «Нитрон», «Нитрон»… Сейчас «Нитрон» работает! Я и с вами много занимался: землей, домами… Где я только по вашим делам не был! Я и в Париже был…»

Ермишин: «Да, мы с вами были в Париже. Оттуда 330 млн. долларов на нашу программу куда ушли? Хотите, назову, кто их взял? Я ведь и фамилии могу назвать. Почему они не попали к нам? А ведь мы имели документ, подписанный президентом».


Возникает сразу несколько вопросов:

1. За что были уплачены 330 млн. долларов?
2. Кем были уплачены 330 млн. долларов?
3. Кто получил эти 330 млн. долларов?
4. Что за документ, который был подписан президентом?
5. Каким президентом был подписан этот документ?

Обратите внимание: сумма в 330 млн. долларов почти в 2 раза больше суммы в 160 млн. долларов, которые американцы якобы собирались вложить в совместное предприятие по производству ЭКИПов. Видимо, они посчитали, что лучше переплатить вдвое и получить ВСЁ, чем потом вечно делиться непонятно с кем.

Кому были уплачены деньги? Не думаю, что Д. Ф. Аяцков, несмотря даже на его настойчивость, целеустремленность и личное мужество, смог бы контролировать вопрос подобного уровня. Время Аяцкова, когда он был полноправным «хозяином» Саратовской области и даже был представлен Б. Ельциным Б. Клинтону как преемник и будущий президент России, осталось далеко в 90-х. В 2003 году политическая карьера Д. Аяцкова склонялась к закату, а в Центре восходили новые политические звезды саратовского происхождения, новые «хозяева». И они бы ни за что не простили Дмитрию Федоровичу, озвучь он их фамилии в столь многолюдном присутствии. Да и упомянутый документ, скорее всего, был подписан еще президентом Ельциным, что позволяло получателям денег абсолютно безбоязненно использовать его втемную, не боясь реакции действующего президента.



Сам Саратовский авиационный завод был ликвидирован в прямом смысле. Большинство производственных цехов, проходная, музей были снесены, взлетно-посадочная полоса заводского аэродрома «Южный» была демонтирована и поросла травой, заводской Дом культуры передан городу, а вся социальная инфраструктура разошлась по фирмам и фирмочкам.

Существует множество версий, кто и каким образом довел завод до краха. Тут и сибирский след с питерским криминалом, и кипрские офшоры, и бывший мэр Аксененко с саратовским банком, и пензенский след с бывшими офицерами ФСБ, но конечным владельцем «золотой» саратовской земли под САЗом оказалась шведская фирма IKEA. И сейчас на месте завода, который во время Великой Отечественной войны под бомбежками выпускал штурмовики Як-1 и Як-3 (около 13 тыс. шт.), а потом создавал для страны уникальные летательные аппараты и ракеты, построен торговый центр «Оранжевый» со множеством гипермаркетов, магазинчиков, кафе и ресторанов. И только чудом сохранившийся заводской памятник самолету Як-3 напоминает о былой славе саратовского авиастроения, о могучей научной и производственной базе, о десятках тысяч рабочих, ученых и инженерах, об украденном небе России.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    5 сентября 2016 06:24
    И сейчас на месте завода, который во время Великой Отечественной войны под бомбежками выпускал штурмовики Як-1 и Як-3 (около 13 тыс. шт.)

    Вообще-то это были истребители...
    1. Riv
      +5
      5 сентября 2016 08:07
      Автору статьи наплевать. Он недоволен не истребителями, а властью.
      1. +2
        5 сентября 2016 08:38
        А расскажите ка мне еще что-нибудь про меня, чего я не знаю плз)))
      2. 0
        7 сентября 2016 08:39
        А куда смотрели федеральные власти? Или им было глубоко наплевать, что будет со стратегическим предприятием?
  2. +1
    5 сентября 2016 06:31
    13 августа 2012 года по решению арбитражного суда Саратовский авиационный завод прекратил своё существование как юридическое лицо и был исключен из государственного реестра предприятий.
    Официально этого завода больше НЕТ. Жаль. Этот "брошенный камень" уже ""не собрать"
  3. +12
    5 сентября 2016 06:41
    Кто ещё рискнёт в здравом уме и ясном сознании заявить о пользе для России олигархического капитализма, взращенного на западных идеях и вскормленного на иностранной валюте? Тут уже хочется применить к самим себе слова С.В.Лаврова, за то, что мы допустили развал СССР!
  4. +9
    5 сентября 2016 06:41
    Печальные события 90-х, еще долго будут нам аукаться. Причем против нас, нашими же разработками.
    1. +2
      5 сентября 2016 11:27
      и, кстати, сейчас в Думу пытаются избраться партии, которые мечтают о повторении 90-х
  5. +10
    5 сентября 2016 07:26
    Спасибо автору за статью, давно интересовала эта тема. Очень грустно, что всё так бездарно разбазарено, после развала Советского Союза было ни только "небо России" украдено, но и "море России", и, много чего ещё, включая уверенность в завтрешнем дне... Плохиши-предатели должны ответить за свои преступления, без срока давности, эти "пачку печенья" и "банку варенья" от буржуинов, при распродаже Родины, им картузом "в пушку" следует туго забить. Дураки и предатели... Надо же было через это пройти, осознать что имели и потеряли, вот, только, успеем ли страну возродить, но начинать надо, и начинать надо было ещё "вчера".
    1. 0
      5 сентября 2016 10:59
      Александр Никишин пиши исчо. Я думал турбины Маска - это апогей, ан нет. Отечественные производители Экипа - это сияющие вершины лохотроностроения..
      1. +3
        5 сентября 2016 11:04
        Не говорите, что мне делать, и я не скажу, голубчик, куда Вам идти))
        1. 0
          5 сентября 2016 12:03
          Спасибо , Александр, за удивительно глубокую и емкую статью. Давно я не получал такого удовольствия. Какое счастье, что есть еще в России такие люди, которым глубоко небезразлична судьба российского авиастроения. Такие тонко чувствующие и все понимающие корифеи авиации. Спасибо вам, Александр, за то что вы есть.
          1. 0
            5 сентября 2016 12:43
            Я по понедельникам не подаю)))
            1. 0
              5 сентября 2016 14:55
              Не подавайте, Александр. Просто творите. Я буду вашим самым преданным читателем, обещаю не пропустить ни одной статьи. Какое счастье, что такие корифеи пишут статьи для ВО.
  6. +3
    5 сентября 2016 07:33
    Мутное было время. Всё описанное происходило у меня на глазах. Создавалось впечатление, что в угоду чьих-то корыстных побуждений целенаправленно разрушалась целая авиастроительная промышленность России. И описанный эпизод лишь небольшая часть из всего происходящего в те времена.
    Просто Саратовскому заводу не повезло больше всех - его окончательно разрушили благодаря Ермишину. Остальные заводы, хоть и стали по какой-то прихоти из государственных ОАО и прочими организациями, существуют до сих пор. Хотя их нынешнее состояние в большинстве своём можно назвать уж действительно "существованием". И странно что до сих пор этому действию не было дано никакой официальной правовой оценки.
    1. +1
      5 сентября 2016 09:31
      Это не впечатление, а подлая реальность.
  7. 0
    5 сентября 2016 07:36
    Россия никогда не будет жить хорошо! Благодаря своей власти.
    1. +5
      5 сентября 2016 11:28
      а под американской властью лучше жить будет, что ли?
  8. +1
    5 сентября 2016 07:52
    Все в кучу автор снес и правду и фантастику.як42 это одно а летающие тарелки совсем другое.так что птлучилась мешанина. А то что узлы констркции самолетов выглядят одинаково очень просто обясняется,,,,,ведь законы физики ,аэродинамики одни что для нас что для американцев
    1. +1
      5 сентября 2016 09:28
      Законы аэродинамики для всех одинаковые. Только их реализация разная. Ил-2 и Су-25 практически одного класса самолёты, вот только сильно отличаются друг от друга.
      А автор ничего здесь не намешал. Всё действительно так и было - сплошная каша. И Як-42, и ЭКИП, и Як-141. Московской власти на всё это было глубоко наплевать с кремлёвских башен, а местные власти тянули одеяло каждый сам на себя. Кому хотелось дачу на Лазурном Берегу, а кому хотелось иметь доход в бюджет региона. Победили первые. Об этом, собственно, и статья.
    2. +1
      5 сентября 2016 09:32
      Вы про ЭКИП то хоть заметили? А тарелки у автора для затравки, речь совсем о другом.
  9. +1
    5 сентября 2016 08:03
    Сборная солянка,-тарелки, Як/F, коррупция, уничтоженный завод ,бывший губер ,почти "протоколы саратовских мудрецов", и все это-украденное небо России. Галопом по Саратову.Почти всю Россию украли в 90-е и выгодоприобретатели все в добром здравии (только одному шарфик презентовали).
  10. Riv
    +6
    5 сентября 2016 08:06
    Над селом фигня летала
    Неизвестного металла.
    Очень много в наши дни
    Неопознанной фигни.

    А на топваре в последнее время полно откровеннейшего бреда. Абсолютно вся статья с точки зрения инженера - совершеннейшая чепуха. Квинтэссенция чепухи. Ну что это: "топливо на основе водорода"? Смесь водорода с какими то газами? Чистый водород? Обычный метан? У метана, кто не в курсе, на один атом углерода приходится четыре атома водорода. И остальной текст - на уровне первого апреля в Кащенко.

    В общем автор взял желтую газетенку конца 90-х, добавил от себя околонаучного бреда и выложил на топвар. Читайте, неучи, радуйтесь успехам советской науки и проклинайте нынешние власти.
    1. +3
      5 сентября 2016 08:36
      Вы не слышали про газовые топлива?

      Фигня и бред - любимые словечки наших креативных товарисчей при полном отсутствии знаний и мосха
      1. Riv
        +1
        5 сентября 2016 13:10
        Газовые топлива? :)))
        Чем пары бензина в карбюраторном ДВС принципиально отличаются от метана, или водорода? Вопрос, впрочем, риторический. Не трудитесь отвечать.
        1. 0
          30 сентября 2016 19:02
          В ЭКИП планировалось использовать новое горючее - аквазин, которое получается путем смешивания воды с продуктами нефтепереработки либо с природным или попутным газом при помощи эмульгатора. Возьмите метан СН4 и воду Н2О - на один атом кислорода и один атом углерода имеем шесть атомов водорода. Автора конечно можно немного упрекнуть за несколько нечеткие формулировки, но это же не научная статья smile
          Вы пишите:
          Абсолютно вся статья с точки зрения инженера - совершеннейшая чепуха. Квинтэссенция чепухи.
          Ваш пост на точку зрения инженера не тянет, увы. И именно ваше сообщение является квинтэссенцией чепухи.
  11. aba
    +2
    5 сентября 2016 08:57
    Надо срочно создавать альпинистскую команду с ледорубами имени Льва Давидовича и отдать долги всем "радетелям за процветание России".
    А САЗ?! Так капиталисты за 100% прибыли продадут мать родную, а тут какой то завод, который достался на халяву.
  12. +2
    5 сентября 2016 10:42
    Цитата: Iline
    Мутное было время. Всё описанное происходило у меня на глазах. Создавалось впечатление, что в угоду чьих-то корыстных побуждений целенаправленно разрушалась целая авиастроительная промышленность России.

    Продали изначально ущербный Як-141 и слава богу. Пусть теперь америкосы мучаются.

    Экип это вообще нечто. Порождение Кашпировских от авиации. Автор хочет сказать что этот кособокий тазик на подпорках способен поднять 120 тонн на 12 км перед этим взлетев вертикально, а потом вертикально опуститься. Несколько кругосветок при скорости 700 км/ч. Причем получать топливо прямо из воздуха (типо водород). Мавроди аплодирует. Илоня - жалкий лузер со своим Фальконом. Распилить столько бабла на кособоком тазике - изобретатель Экипа просто талантище...
    1. +1
      5 сентября 2016 11:05
      А что я еще хочу сказать, просветите пожалуйста)))
      1. 0
        5 сентября 2016 12:09
        Я всего лишь цитировал вашу статью. Цитаты к сожалению не вставляются. А жаль. Проясните по поводу кругосветки пожалуйста. Сколько ваш Экип сможет витков совершить - 10, 20, а может 50?
        1. 0
          5 сентября 2016 12:43
          Так что я еще хочу сказать, наш знаток человеческих душ?))))
    2. 0
      30 сентября 2016 05:23
      Винни, вы правы, ЭКИП это нечто выдающееся. Разработанная модель Л3-2 при полном взлетном весе 360 тонн поднимает 120 тонн груза и со скоростью 610 км/час на высоте 11.5 км и имеет дальность полета 6000 км (в случае дозаправки в воздухе дальность немного возрастет). Насчет вертикального взлета и посадки, а также получения топлива из воздуха успокойтесь, Щукин этого не планировал. Хотя использование активного управления пограничным слоем для безотрывного обтекания толстого корпуса и снижения аэродинамического сопротивления обеспечивает возможность взлётно-посадочных режимов полёта при углах атаки до 40°. Это конечно не вертикальный взлет и посадка tongue . Насчет кособокого тазика автор ничего не писал, да и подпорок у аппарата тоже не наблюдается. Те подпорки, что вы увидели на фотографии ЭКИПА в цеху завода, просто приподнимает аппарат для доступа к его днищу. Летать аппарат будет без подпорок. Вы Винни еще раз совершенно правильно написали
      Цитата: Винни76
      изобретатель Экипа просто талантище

      Действительно, Лев Щукин занимал пост начальника сектора аэродинамики в ЦКБ ЭМ (сегодня РКК «Энергия», г. Королёв). Принимал участие в разработке ракеты Н-1, которая должна была осуществить запуск на Луну. У С.П.Королева некомпетентных людей в команде не было. А вот кто такой наш негодующий Винни и насколько он компетентен в данном вопросе?
  13. +2
    5 сентября 2016 10:58
    Враги народа,которые до сих пор живы и не понесли ответственности за развал промышленности.Когда это всё закончится? И чем?
  14. +1
    5 сентября 2016 11:01
    Riv , а вы очень с властью лав лав?
    Жаль, что мозги и технологии утекают за бугор. Остаются такие как Riv, к сожалению.
    1. Riv
      +1
      5 сентября 2016 13:13
      Давайте разберемся... Судя по флагу, вы находитесь в России. Почему же не утекли за бугор? Мозгов нет, или технологии не той системы? Из вашего поста вытекает именно этот вывод.
  15. +3
    5 сентября 2016 11:05
    Как представлю себе несущийся над водной гладью / городскими кварталами / тундрой и т.д. реактивный самолёт, а у него под брюхом болтается и хлопает по ветру "воздушная подушка" так сердце радуется!
    Летательный аппарат с вертикальным взлётом по цене мерседеса - ух ты, фантастика!
    Правда ведь, фантастика? И сама идея - Добрая такая, фантастика. Ефремова напоминает.
    1. 0
      30 сентября 2016 02:33
      Уважаемый Владивосток! Хочется посоветовать вам немного ознакомиться с принципами создания воздушной подушки. После чего попробовать еще раз представить хлопающую на ветру воздушную подушку (вдруг получится). Вы можете представлять себе что угодно tongue ЭКИП это Летательный аппарат выполненный по схеме «летающее крыло» и обладает дисковидным
      фюзеляжем. Вы наверно знаете, что дисковидное крыло ранее пытались использовать, но неудачно. Важнейшей особенностью ЭКИПа является вихревая система управления движением потока воздуха, находящаяся в кормовой части аппарата, которая обеспечивает безотрывное обтекание корпуса, что снижает
      аэродинамическое сопротивление и дает повышенную экономичность - до 11-14 грамм на 1 пассажиро-километр. и обеспечивает возможность взлётно-посадочных режимов полёта при углах атаки до 40°. Поэтому аппараты "ЭКИП" способны осуществлять "птичью посадку" по крутым глиссадам при снижении посадочной скорости до 100 км час (это снижает шумовое воздействие).
      Тяговых двухконтурные двигатели с плоскими соплами расположены внутри корпуса аппарата. Газовые струи, истекающие из плоских сопел быстрее затухают в окружающей среде, что дополнительно снижает шумовое воздействия. Согласитесь, взлет под углом в 40° очень похож на вертикальный - трудно осуждать автора статьи за "вертикальный взлет".
      Воздушная подушка вместо колесного шасси позволяет садиться на любую ровную поверхность: грунт, песок, вода. Скорость взлета и посадки порядка 100 км/час, длина пробега соответственно около 500 м. Аэродромы не нужны! Даже при отключении всех силовых двигателях посадка происходит безаварийно, так как при работе хотя бы одного газогенератора (а их 4-е или больше) переведенного на режим максимальной мощности обеспечивается режим безотрывного обтекания аппарата и посадка. Добавлю еще, что Лев Щукин занимал пост начальника сектора аэродинамики в ЦКБ ЭМ (сегодня РКК «Энергия», г. Королёв). Принимал участие в разработке ракеты Н-1, которая должна была осуществить запуск на Луну. Лично я доверяю конструкторскому гению соратника С.П.Королева, а фантазии уважаемого Владивостока вызывают у меня грустную улыбку.
  16. 0
    5 сентября 2016 11:22
    Так в каком то документальном фильме, кто-то из конструкторов 42 го прямо и сказал что когда у американцев возникли проблемы с F35 по вертикальному взлету, то они тупо купили всю документацию на 42.
  17. +3
    5 сентября 2016 12:06
    Надо найти кто конкретно хоронил в 90-е эти проекты, ФИО, должности, даты. Если эти мерзавцы не сдохли - найти и отправить на каторгу. Если сдохли - предать огласке их деяния, пусть детям и внукам этих отбросов будет зело стыдно за своих поганых родичей.
  18. BAI
    0
    5 сентября 2016 12:28
    В Интернете есть книжка "Сломанный меч империи". Там масса уникальных военных разработок не пошедших в производство по политическим соображениям.
  19. 0
    5 сентября 2016 14:05
    ЭКИП уже ни когда не полетит, вся его эффективность была преувеличена и основывалась на не существующих двигателях - это всё равно, что выставить автомобиль на тест драйв без двигателя.
    1. 0
      5 сентября 2016 14:08
      То есть, летал ЭКИП на несуществующих двигателях?)))

      А видео, вероятно, снято в декорациях Мосфильма)))
      1. 0
        5 сентября 2016 15:09
        Александр, вы наверное удивитесь. Если на ишака привинтить двигатель с соответствующей тягой, он тоже будет летать. Без крыльев и без колесиков. Примерно как и ваш Экип. Может быть даже лучше, кругосветку правда не обещаю.
        1. 0
          5 сентября 2016 15:10
          Не удивлюсь, Михаил. Просто не буду отвлекать Вас от столь увлекательного занятия)))
        2. 0
          30 сентября 2016 18:33
          Винни, вы наверно удивитесь, только ишак не полетит. Чтобы вашу идею воплотить в реальность, надо к двигателю с ишаком добавить баки с топливом, корпус какой-нибудь привинтить и поставить неслабую систему контроля и управления. Только тогда получится, скажем, ракета. Вот ракета и полетит, а не ишак. Вы конечно понимаете - речь идет об управляемом полете. Именно такой полет и демонстрировала радиоуправляемая модель аппарата ЭКИП.
      2. 0
        10 сентября 2016 16:49
        Летали только уменьшенные, радиоуправляемые, модели на бензиновых двигателях.
    2. 0
      30 сентября 2016 04:16
      Уважаемый Вадим237. Вам же в статье специально выделили
      — объединение функций крыла и фюзеляжа с помощью толстого аэродинамически несущего корпуса;
      это дает большой внутренний объем, где можно разместить и баки с газовым топливом, и танки армата (хоть в два ряда) и перспективные ступени ракет-носителей повышенного диаметра.
      — активное управление пограничным слоем для безотрывного обтекания толстого корпуса и снижения сопротивления;
      это дает повышенную экономичность - до 11-14 грамм на 1 пассажиро-километр и обеспечивает возможность взлётно-посадочных режимов полёта при углах атаки до 40°.
      — применение устройства воздушной подушки для взлета и посадки;
      это возможность доставки тех же танков армата и другой военной техники в любое место где найдется хотя бы 500 метров ровной поверхности. Это также уникальная безаварийность - нормальная посадка возможна даже при отказе всех маршевых двигателей.
      — использование композиционных материалов, обеспечивающих технологичность и долговечность конструкции даже при эксплуатации аппаратов на воде;
      при этом относительный вес конструкции корпуса аппаратов (по отношению к взлетному весу) по оценке специалистов DASA, при использовании композитных материалов на 30% ниже, чем для существующих самолетов.
      — применение газовых топлив для увеличения дальности полета аппаратов, улучшения экологичности и возможности совершения полетов при прекращении добычи нефти.
      В частности,использование на аппаратах "ЭКИП" сжиженного метана позволит снизить затраты на топливо более, чем в 5-8 раз, что должно привести к снижению эксплуатационных затрат по сравнению с существующими самолетами в 1,5 - 2 раза.
      Неужели эффективность аппарата ЭКИП преувеличина?
      Даже без "несуществующих двигателей", работающих на метане (вы думаете такие двигатели невероятно трудно создать?) ЭКИП превосходно полетит на уже существующих двигателях. Разве только использование газового топлива повышает эффективность аппарата?
      Да только использование одной воздушной подушки дает возможность применять ЭКИП где угодно - болото, снег, поле, дороги и реки. Значит нет необходимости в строительстве аэродромов - это что, недостаточная эффективность применения таких аппаратов?
    3. 0
      30 сентября 2016 18:05
      Уважаемый Вадим! Решил добавить немного о перспективных двигателях аппарата ЭКИП. Планировалось использование в качестве топлива аквазина - водно топливной эмульсии с содержанием воды от 10% до 30%. Возможно также планировалась конденсация некоторого кол-ва воды из воздуха, что давало бы определенный прирост дальности полета. Однако повторю еще раз, главной особенностью аппарата ЭКИП является не аквазин, а вихревая система управления течением потока воздуха в пограничном слое на кормовой поверхности аппарата.
  20. 0
    5 сентября 2016 14:56
    Винни76,
    Для начала. постирайте мои носки)))
  21. 0
    6 сентября 2016 06:16
    Звучит как ахинея если честно, не передача технологий а их ценность, если все так чудесно с экип и як 141 что же их нет в тч у американцев? Много лет прошло, и ф35 ихний якобы як141 что то больше дырки латает нежели завоёвывает рынки, может что то не так, в теории одно а на земле овраги? Как с экранопланами, с виду вроде сказка но инфраструктуры нет строить дорого аппарат дорог расход топлива конский задач для него нет.
    1. 0
      30 сентября 2016 06:11
      Овраги видимо такие: кому-то, видно, больше нравятся традиционные самолеты. В проекте ПАК ТА будет создаваться семейство сверхтяжелых широкофюзеляжных самолетов с грузоподъемностью от 80 тонн и более. Скорость же самолетов по новому техзаданию составит 2 тыс. км/ч, а дальность без дозаправки в воздухе – 7 тыс. км. При этом грузоподъемность также будет рекордной – до 200 тонн. Для таких самолетов нужны и супераэродромы, а это все просто бешенных денег стоит. А что ЭКИП может предложить - проект аппарата Л3-2 на 120 тонн? Так можно и на 200 тонн сделать. Только проблема есть одна - аэродромы вообще не нужны, ни простые ни супераэродромы. Денег много не напилишь. wassat
    2. 0
      30 сентября 2016 18:18
      Только что добавил маленький комментарий про перспективное топливо аппарата ЭКИП и подумал - вот он настоящий овраг, в котором похоронили эту разработку. Новое горючее профессор Исаев назвал аквазин. Бессвинцовое высокооктановое топливо получается путем смешивания воды с продуктами нефтепереработки либо с природным или попутным газом при помощи эмульгатора. Этот третий компонент и не дает расслаиваться водно-бензиновой смеси. Наше топливо пока содержит – от 10 до 30% воды, – рассказывает Эдуард Исаев, – и адаптировано к серийному двигателю с искровым зажиганием без каких либо переделок. А в планах – разработка топлива для нового двигателя, который будет максимально использовать преимущества водно топливной эмульсии с содержанием воды до 70%!
      Ну как тут не вспомнить нефтяных магнатов. Поэтому ЭКИП не строят ни у нас ни в Америке.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»