Как Люфтваффе воевали с «Швайцер Люфтваффе» и что из этого вышло!

ВВС Швейцарии. Против всех!

10 мая 1940 года немецкий бомбардировщик «Дорнье» Do.17 был перехвачен истребителями ВВС Швейцарии и посажен на аэродроме Альтенхайн.

1 июня 1940 г. формация из 36 бомбардировщиков He.111, вылетевших на задание в район Марселя, решила «срезать угол» через воздушное пространство нейтральной страны. На перехват было поднято 12 швейцарских «Мессершмиттов» — нарушители попробовали оказать сопротивление. В результате два немецких самолета было уничтожено. Швейцарцы потерь не понесли.


4 июня 1940 г. состоялась «акция возмездия» — одинокий He.111 выманил 12 швейцарских Bf.109E на территорию Франции, где те попали под удар 28 истребителей Люфтваффе. В результате короткой схватки бомбардировщик-нарушитель и два немецких Me.110 были сбиты. Собственные потери швейцарцев составили 1 самолет.

Дело принимало серьезный оборот — крошечная страна и её «игрушечные» военно-воздушные силы отчаянно не желали пропускать самолеты Люфтваффе и жестко пресекали любые нарушения своей границы.

8 июня 1940 г. был предпринят открытый рейд на швейцарскую территорию — группа бомбардировщиков He.111 (KG 1) под эскортом 32 Bf.110C (из II/ZG 76) попыталась нанести удар по аэродромам ВВС Швейцарии. Планам фашистов помешал случай — на пути группы оказался патрульный EKW C-35. «Кукурузник» был немедленно сбит, но перед своей гибелью он успел поднять тревогу. На перехват немедленно вылетели двенадцать Bf.109. В завязавшемся воздушном бою швейцарским летчикам удалось сбить три «Мессершмитта» в обмен на потерю одного своего самолета.

Как Люфтваффе воевали с «Швайцер Люфтваффе» и что из этого вышло!


Потерпев фиаско в воздушных боях, немцы более не решились искушать судьбу. Новый план по нейтрализации ВВС Швейцарии предусматривал старинный надежный способ — саботаж на аэродромах, произведенный заботливыми руками немецких диверсантов.

16 июня 1940 г. немецкая диверсионная группа в составе 10 человек была в полном составе схвачена швейцарскими военными. С этого момента события развивались стремительно…

17 июня капитулировала Франция, подразделения вермахта вышли на швейцарскую границу в районе Ду с намерением продолжить наступление на территории последнего «островка стабильности» в центре Европы. Швейцарское руководство предприняло отчаянные попытки сохранить мир. Во избежание эскалации конфликта летчикам было запрещено атаковать одиночные самолеты-нарушители.

19 июня была получена очередная нота из Берлина, содержавшая прямую угрозу:

Правительство Рейха не намерено больше тратить слова, но будет защищать германские интересы иными способами, если подобные события произойдут в будущем.

Германия всерьез готовилась к операции «Танненбаум» — вооруженному вторжению и оккупации Швейцарии силами 12-ой армии вермахта.

Главнокомандующий Вооруженными силами Швейцарии спешно издал приказ, запрещавший перехват любых самолетов над территорией страны.

Как Люфтваффе воевали с «Швайцер Люфтваффе» и что из этого вышло!


К счастью для швейцарцев, войны не случилось. Швейцария была полезнее Рейху в качестве партнера, нежели в качестве врага. Несмотря её малые размеры (площадь Швейцарии примерно равна площади Крыма), вооруженное вторжение в горную страну, испещренную тоннелями, укреплениями и высеченными в скалах огневыми точками, при 100% мобилизации её населения (прекрасно обученной и хорошо оснащенной народной милиции) делало захват Швейцарии крайне длительным и затратным мероприятием. На это ушло бы не 2-3 дня, как это планировало немецкое руководство.

40-дневное противостояние Люфтваффе и «Швайцер люфтваффе» стоило немцам 11 самолетов. Потери швейцарцев оказались заметно ниже — всего 2 истребителя Bf.109E и один патрульный С-35.

С середины 1940 года на германско-швейцарской границе восстановилось хрупкое перемирие. Обе стороны не предпринимали никаких враждебных действий по отношению друг к другу. Лишь изредка сбившиеся с курса германские самолеты перехватывались швейцарскими истребителями и принуждались к посадке на аэродромах Швейцарии. Интернированная авиатехника включалась в состав швейцарских ВВС, однако большая её часть была непригодна к полетам ввиду отсутствия необходимых запчастей.

Наиболее громкий инцидент случился 28 апреля 1944 г. На швейцарской авиабазе Дюбендорф совершил аварийную посадку ночной истребитель Bf.110G-4/R7, оснащенный новейшим радаром FuG220 «Лихтенштейн» и огневой установкой «Неправильная музыка» (с размещением пушек под углом к горизонту, для стрельбы «снизу-вверх» — с такого ракурса было проще заметить британские бомбардировщики на фоне более светлого неба). Хуже того, на борту «Мессершмитта» находился секретный планшет со списком радиокоманд немецкой системы ПВО.

Немецкая спецгруппа под руководством Отто Скорцени немедленно приступила к подготовке рейда на авиабазу Дюбендорф с целью уничтожения истребителя и документов до того, как они попадут в руки британской разведки. Впрочем, вооруженного вмешательства не потребовалось — обе стороны достигли консенсуса мирным путем. Швейцарские власти уничтожили самолет и его секретное оборудование, взамен им была предоставлена возможность приобрести 12 новейших «Мессеров» модификации 109G-6. Как выяснилось впоследствии, нацисты обманули швейцарцев — полученные истребители оказались изношенной рухлядью. Двигатели всех 12 «Мессершмиттов» были на грани списания виду выработки их моторесурса. Швейцария не забыла обиды — в 1951 году швейцарцы в судебном порядке добились выплаты компенсации.

Как Люфтваффе воевали с «Швайцер Люфтваффе» и что из этого вышло!


Находясь в окружении нацистских стран, Швейцария формально продолжала вести независимую политику, поддерживая статус нейтрального государства. Конфиденциальность вкладов в швейцарских банках осталась незыблемой тайной и гарантом безопасности маленькой страны.

А тем временем воздушная война разгоралась с новой силой. С середины войны основным противником швейцарских ВВС стали самолеты союзников, регулярно вторгавшиеся в воздушное пространство страны. Подбитые и сбившиеся с курса машины принудительно сажались на аэродромах Швейцарии. За годы войны было зарегистрировано свыше ста подобных инцидентов. Как и положено, авиатехника и пилоты интернировались на территории нейтрального государства до окончания войны. Британских и американских летчиков размещали на горнолыжных курортах, отрезанных от остального мира войной, горами и снегом.

С началом высадки союзников в Нормандии около 940 пилотов союзных стран самовольно покинули место своего заточения и попытались перебраться через границу во Францию. 183 беглеца были задержаны швейцарской полицией и помещены в лагерь для военнопленных в районе Люцерна с гораздо более жестким режимом, чем прежде. Их выпустили лишь в ноябре 1944 г.

Впрочем, далеко не каждый получал шанс поселиться в альпийском шале — 13 апреля 1944 г. поврежденный американский самолет был безжалостно сбит в воздушном пространстве Швейцарии, несмотря на то, что демонстративно выпустил шасси (что по международным правилам означало «следую на указанный вами аэродром»). Погибло семеро американцев.

Но настоящий «экшн» связан с налетами стратегических бомбардировщиков — на протяжении всей войны швейцарская территория регулярно подвергалась бомбовым ударам. Наиболее известны следующие эпизоды:

— 1 апреля 1944 г. Формация из 50 «Либерейторов» обрушила свой смертоносный груз на Шаффхаузен (вместо обозначенной цели на территории Германии, на 235 км севернее). Жертвами бомбежки стали 40 швейцарцев;

— 25 декабря 1944 г. Мощной бомбардировке подвергся Тайнген;

— 22 февраля 1945 г. Янки разбомбили 13 населенных пунктов на территории Швейцарии;

— 4 марта 1945 г. Американские стратегические бомбардировщики одновременно бомбили Базель и Цюрих. Примечательно, что настоящей целью был расположенный на 290 км севернее Франкфурт-на-Майне;

Бомбежки происходили и ранее. В течение 1940 года крупнейшие города Швейцарии (Женева, Базель, Цюрих) периодически подвергались бомбовым ударам со стороны Королевских ВВС Великобритании.

Как Люфтваффе воевали с «Швайцер Люфтваффе» и что из этого вышло!


Сами незадачливые пилоты также несли потери: в начале марта 1944 г. швейцарским истребителям удалось сбить «Летающую крепость»; второй бомбардировщик такого же типа был принудительно посажен на территории Швейцарии.

Случайными или намеренными были все эти «ошибки»? История не дает точного ответа. Известно лишь, что бомбардировки Швейцарии встречали одобрение со стороны американских пилотов: среди швейцарского населения были распространены сильные пронацистские настроения, а многие из пострадавших предприятий были непосредственно связаны с ВПК Третьего рейха. Командующий ВВС США генерал Арнольд придерживался версии, что большая часть эпизодов с бомбардировкой швейцарских городов — провокации нацистов, использующих трофейную авиатехнику. Тем не менее, после окончания войны швейцарцам выплатили неплохую компенсацию.

1 июля 1945 в Лондоне состоялся показательный суд над пилотами и штурманами стратегических бомбардировщиков, участвовавших в налетах на Швейцарию. Летчики лишь пожимали плечами и ссылались на сильный попутный ветер и скверную погоду над целью. Все были оправданы.

Как Люфтваффе воевали с «Швайцер Люфтваффе» и что из этого вышло!


В целом ситуация очевидна: несмотря на всю сложность взаимоотношений Швейцарии и Третьего рейха, «темные» банковские транзакции и откровенное заигрывание руководства страны с нацистами, к военно-воздушным силам никаких претензий нет. Действия ВВС Швейцарии целиком совпадали с доктриной нейтралитета — любые провокации и нарушения воздушного пространства пресекались самыми решительными методами. В то же время швейцарцы старались не выходить за рамки международного права. Ни одна из воюющих сторон не имела приоритета в случае встречи с истребителями с красно-белыми крестами на крыльях. Нарушителей препровождали на аэродромы, рискнувших оказать сопротивление безжалостно сбивали. Швейцарские пилоты действовали грамотно и профессионально, подчас низвергая с небес на землю гораздо более сильного и многочисленного противника.

Остается добавить, что в годы войны на вооружении ВВС маленькой горной страны находилось свыше ста истребителей «Мессершмитт» (включая устаревшие 109D, интернированные машины и 12 приобретенных истребителей модификации 109G-6).

Эпилог

17 февраля 2014 года. Европа разбужена сообщением об угоне пассажирского «Боинга-767» авиакомпании Ethiopian Airline, следовавшего по маршруту Аддис-Абеба — Рим. Как выяснится позже, виновником происшествия стал второй пилот, гражданин Эфиопии, захвативший контроль над самолетом и самовольно изменивший курс на Женеву с целью получения в Швейцарии политического убежища.

В воздух были немедленно подняты истребители ВВС Италии и Франции, взявшие угнанный самолет на сопровождение — с момента его обнаружения до посадки.

Как Люфтваффе воевали с «Швайцер Люфтваффе» и что из этого вышло!


К счастью, все обошлось — авиалайнер на последних каплях горючего дотянул до Швейцарии и в 6:00 по местному времени совершил мягкую посадку в аэропорту Женевы. Никто из 200 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа не пострадал. Пилот-угонщик в скором времени получит свои законные 20 лет тюрьмы.

Но почему для эскорта угнанного самолета потребовалась помощь ВВС Италии и Франции? Где в этот момент находились доблестные швейцарские летчики, чьи деды храбро сбивали немецкие, британские и американские самолеты?

Швейцарские «капитаны небес» в это время пили свой утренний кофе, наблюдая на экранах телевизоров за невероятными приключениями эфиопского «Боинга» в воздушном пространстве их страны. Ни один из 26 многоцелевых F/A-18C «Хорнет» и 42 истребителей F-5E «Тайгер II» ВВС Швейцарии в то утро не поднялся в воздух.

Ворота авиабаз заперты на всю ночь, летно-технический состав разъезжается по домам — швейцарская боевая авиация работает ровно с 8 утра до 17 часов дня, с обязательным полуторачасовым перерывом на обед. Причина такого решения — банальная экономия средств в условиях мирного времени.

От заката до рассвета швейцарское небо стерегут ВВС соседних стран — Германии, Италии и Франции, с которыми заключены соответствующие договоры.

Как Люфтваффе воевали с «Швайцер Люфтваффе» и что из этого вышло!


А между тем, 4 часа назад (29.08.2016.), многоцелевой истребитель F/A18C военно-воздушных сил Швейцарии исчез во время тренировочного полета в центральной части страны.

Как Люфтваффе воевали с «Швайцер Люфтваффе» и что из этого вышло!


Самолет пропал во второй половине дня в понедельник в районе перевала Зустен к востоку от Интерлакена, сообщило министерство обороны Швейцарии.

Информации о судьбе летчика пока не поступало. Спасатели ведут поиски пилота и обломков истребителя.

Минобороны в ближайшее время намерено созвать пресс-конференцию по поводу происшествия.

Это далеко не первый инцидент в швейцарской военной авиации, отмечает сайт газеты Tages Anzaiger.

В октябре 2015 года потерпел аварию двухместный F/A18. Это произошло во время совместных маневров с ВВС Франции к юго-востоку от Безансона.

Истребитель F-5 разбился в июне 2016 года в Нидерландах. Пилот катапультировался.

Всего с 1941 года потерпели крушение около 400 самолетов швейцарских ВВС. Погибли 350 летчиков.

В Альпах нашли обломки пропавшего военного самолета (18:11, 30.08.2016.)
Судьба пилота неизвестна

В центральной части Швейцарии спасатели нашли обломки истребителя военно-воздушных сил страны. Он пропал днем 29 августа над альпийским перевалом Зустен.

Корпус одноместного самолета F/A-18C Hornet обнаружили на высоте трех тысяч метров в труднодоступном месте. Сейчас спасатели пытаются туда добраться, сообщает местное издание Matin.

О том, что произошло с пилотом, пока неизвестно. Как отмечают военные Швейцарии, передатчики, которыми был оснащен самолет, могут быть сломаны, потому что не посылают никаких сигналов. В поисковой операции участвуют три военных вертолета и альпинисты.
Автор: geezy
Первоисточник: https://cont.ws/post/358835


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 20
  1. Тот же ЛЕХА 10 сентября 2016 05:24
    Очень интересная статья...спасибо автору.

    Мессершмит -109 в раннем варианте прекрасный самолет и красиво летает и красиво выглядит...тем более жалко что такое произведение конструктора приносило смерть тысячам людей.
    Что касается ШВЕЙЦАРИИ этот невскрываемй сейф смогли все таки открыть американцы подобрав соответствующие отмычки к ее политикам...нейтралитет ШВЕЙЦАРИИ канул в лету.
  2. Korsar4 10 сентября 2016 06:33
    Историческая часть статьи хороша. Многого не знал. В конце автор перешёл на язык хроники.

    Соглашусь, что за пару дней фашистская Гемания не справилась бы со швейцарцами. Горы. И весьма неплохие укрепления.
    1. Хапфри 10 сентября 2016 08:15
      Соглашусь, что за пару дней фашистская Гемания не справилась бы со швейцарцами. Горы. И весьма неплохие укрепления.

      Ардены немецкие танки пересекали дважды, на Кавказе забрались на Эльбрус и практически заняли Чечню. В Бельгии уничтожили мощнейший форт , высадив десант на крышу сооружения. Силами десанта так же был захвачен Крит с гарнизоном в 10 раз сильннее атакующих. Так что судьба швейцаров в любом случае была бы плачевной.
      1. V.ic 10 сентября 2016 08:35
        user/Хапфри "Ардены немецкие танки пересекали дважды,"

        Ох уж этот непонятный русский язык, а особенно правописание... Где и что писать?
        http://www.prokoni.ru/forum/threads/kto-oni-arden
        y-ili-brabansony-fotorportazh-iz-belgii.48286/
        "А это про арденов: Выведена в конце XVIII века в горной части Бельгии на границе с Францией в Арденнах. Уже к началу XIX века ардены были некрупными лошадьми универсального типа."
        user/Хапфри "Ардены немецкие танки пересекали дважды, на Кавказе забрались на Эльбрус и практически заняли Чечню."

        Немецкие танки на Эльбрусе - это круто!
    2. voyaka uh 12 сентября 2016 16:36
      Гитлер сделал запрос разведке в 1940: сколько
      и какие силы нужны для взятия Швейцарии.
      Ответ был, что надо сформировать несколько специальных горных
      бригад с десантными возможностями. У Германии была всего одна такая.
      И от блицкрига в Швейцарии отказались.
  3. василий50 10 сентября 2016 06:45
    Про немцев интересно, но в статье неточность. Швейцария сотрудничала с немцами и в плане финансов и в плане выполнения заказов и как торговый посредник и .... Да много ещё чего. То что сегодня банки Швейцарии *прозрачны* для США, так и для немцев они были вполне *прозрачны*, и золото и ценности для нацистов хранилось и даже переработку в слитки *золотого лома* проводили. Это потом, когда стало понятно что гитлеровцев уничтожат, швейцарцы стали создавать легенды и про сопротивление и про независимость. У европейцев в этом очень большой опыт.
  4. V.ic 10 сентября 2016 07:05
    Посбивали маленько "гансов-фрицев" из Люфтваффе - и на том спасибо!
  5. moskowit 10 сентября 2016 07:28
    Как же так, уважаемые модернаторы, что статья опубликованная два с половиной года назад выходит вновь, под другим авторством???. Это что, повторное издание уникального материала?

    Статья была выставлена в марте 2014 года Олегом Копцовым...https://topwar.ru/42667-vvs-shveycarii
    -protiv-vseh.html... И называлась она так.. "ВВС Швейцарии. Против всех!

    31 марта 2014 "
    1. Тот же ЛЕХА 10 сентября 2016 09:35
      Статья была выставлена в марте 2014 года Олегом Копцовым..


      Проверил точно.... what
      что это за фокусы...вернее чьи фокусы?
      Хотя автор может просто толкает статью из оригинала...непонятно.
      1. moskowit 10 сентября 2016 13:53
        А Вы, "cher ami", не доверяете честным людям? Всегда проверяете? Или ради "спортивного интереса"?
        1. Тот же ЛЕХА 10 сентября 2016 14:03
          Всегда проверяете? Или ради "спортивного интереса"?

          smile
          Каюсь...не всегда и иногда и из спортивного интереса.
          И получаю по голове за такие проколы не один раз уже.
          1. moskowit 10 сентября 2016 16:15
            Ну это значит свойство характера... Успехов Вам в дальнейших исканиях... Помню бытовала такая поговорка: "Доверяй, но проверяй...".... Рад был познакомиться с человеком, который ни кому не верит.... Ежели возникнет какой вопрос, вызывающий сомнение, пишите. Если вопрос будет в моей компетенции с удовольствием отвечу...
    2. Gorinich 10 сентября 2016 18:47
      В статье указан первоисточник, он от августа месяца, правда непонятно какого года. Может Капцов напечатал статью на другом сайте? Но тогда вопрос читают ли модераторы материалы ВО?
  6. Aleksander 10 сентября 2016 09:00
    вторжение в горную страну, испещренную тоннелями, укреплениями и высеченными в скалах огневыми точками, при 100% мобилизации её населения делало захват Швейцарии крайне длительным и затратным мероприятием.

    Вряд ли: В Швейцарии были очень сильны прогерманские настроения-можно вспомнить произведения Эриха Мария Ремарка о том, как там гоняли людей, бежавших из Германии. Даже в Греции сдавались огромные группировки, руководимые германофилами, а уж в Швейцарии это произошло бы тем более....
    Совершенно справедливо уже были упомянуты Арденны, которые не помешали немцам пройти их за 1 день.
    1. voyaka uh 12 сентября 2016 16:38
      Вы были в Арденнах? Это детские холмики по сравнению
      с Альпами.
  7. parusnik 10 сентября 2016 09:49
    [b
    ]— 4 марта 1945 г. Американские стратегические бомбардировщики одновременно бомбили Базель и Цюрих. Примечательно, что настоящей целью был расположенный на 290 км севернее Франкфурт-на-Майне
    ;[/b]...Этим по фиг что Франкфурт-на-Майне...,что Базель...с Цюрихом...
  8. Дамир 10 сентября 2016 10:37
    интересно, спасибо!!!!!
  9. svp67 10 сентября 2016 17:25
    Уж точно "мал клоп, да кусуч"...и жаден, и беспощаден к побежденным
    Швейцария не забыла обиды — в 1951 году швейцарцы в судебном порядке добились выплаты компенсации.
    , а с "союзников" за разбомбленные города они много ли взыскали?
  10. фа2998 10 сентября 2016 18:37
    Да немцы себе головную боль себе придумали.Ме-109Е в то время был суперсовременным самолетом.Сначали продали потом с ними воевали! laughing hi
  11. Кот Гришка 10 сентября 2016 20:42
    Г-жа модераторы будьте повнимательнее . Вы уж косячьте-то по менее, то Чан Кайши за японцев катит,то статью Капцова перепечатывает кто-топод своим именем. Вообще-то такие случаи уже бывали. Прискорбно.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня