Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья


После второй мировой в армиях НАТО также начались работы по разработке минных заградителей. В настоящее время НАТО в основном применяет минные заградители для установки противотанковых мин. Они есть двух типов - прицепные и самоходные. Первые составляют большинство, хотя в последнее время наметилась обратная тенденция, но для систем дистанционного минирования.

Основной работой минных заградителей является установка мин на поверхность грунта и в сам грунт (снег) с изменением шага минирования, что позволяет устанавливать заданную плотность заграждения. В основном при минировании применяются противотанковые противоднищевые и противогусеничные мины.


Одной из первых стран НАТО, принявших прицепные заградители плужного типа на вооружение, была Великобритания. В 1969 г. в армии появляется заградитель, предназначенный для установки ПТМ L9А1.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

ПТМ L9A1 первых серий с химическим взрывателем


Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Испытания прототипа минного заградителя


Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Общий вид минного заградителя


Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Заградитель в действии. Постановка мин в грунт с их маскировкой. На колесах видны конструкции для улучшения работы заградителя на вязких и слабых грунтах


Заградитель буксируется БТРом или автомобилем, на котором находится боезапас – 144 мины на БТР или 500 мин на 5-титонном автомобиле. Из тягача мины подаются на заградитель двумя членами экипажа. Рабочий орган плужного типа отрывает узкую (12 см) борозду. Мины к нему подаются из кузова ленточным транспортером. Борозда маскируется выравнивающим устройством с двумя дисками.

Численность экипажа 3 человека. Производительность заградителя – 600–700 мин в час.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Расчет минного заградителя за работой


Второй страной, принявшей заградители данного типа, стали США. В 1972 году американские инженерные войска получают минный заградитель М57, который буксируется 5-тонным грузовиком. В кузове грузовика находится боекомплект из 380 противотанковых мин М15, уложенных в специальные кассеты. Расчет заградителя 3–4 чел.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Общий вид заградителя М57 (рисунок)


Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Заградитель М57 следует за буксировщиком (рисунок из наставления)


Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Основное оружие заградителя М57 - противотанковая мина М15


В 1977 г. французские инженеры получают заградитель F.1. Заградитель предназначается для скоростной установки в грунт или на его поверхность противотанковых противоднищевых мин типа HPD. Возможна также установка мин на мелководье, на глубинах до 1,2 м. Рабочий орган заградителя приспособлен к отрывке на местности отдельных лунок, куда автоматически выдаются предварительно взводимые мины. При этом верхний слой дерна не повреждается, мина ставится под дернину, которая потом прокатывается валиком.

Находящиеся на борту машины мины содержатся в кассетах по 112 шт. – общий боекомплект 476 мин. Для отрывки лунок машина делает короткие остановки, все элементы цикла (торможение, остановка, разгон) осуществляются автоматически, в соответствии с заданным шагом минирования.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Французский заградитель и его противоднищевая мина типа HPD


В середине 1980-х гг. появляется его модификация для минирования усовершенствованными минами HPD мод.F.2 и противогусеничными АСРМ. Данная модификация заградителя была закуплена также и бельгийскими военными.

Экипаж заградителя – 2 чел., производительность – 400 мин/ ч, рабочая скорость – 3,6 км/ ч.

Также в 1980-х гг. на вооружение поступает новый заградитель EMP F2. В качестве базовой машины используется полноприводный двухосный автомобиль-вездеход Matenin 4x4., на котором смонтировано оборудование минного раскладчика. Машина несет 4 магазина по 112 мин в каждом – всего 448 мин. Производительность – 250 - 350 мин/ час на глубину до 35 см. Шаг минирования от 2 до 10м.

Все операции в режиме минирования осуществляются автоматически. Машина сама останавливается в нужном месте, отрывает лунку, включает механизм приведения мины в боевое положение, сбрасывает мину в лунку, засыпает грунтом и перемещается далее. Расчет минного заградителя 3 чел. (командир расчета, водитель-оператор и сапер). Последний занимается контролем установки и дополнительной маскировкой мин.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Французский заградитель EMP F2


Итальянские военные инженеры в 1979 г. получают на вооружение раскладчик SY – TT. Он предназначается для скоростной установки мин на поверхности земли. Он рассчитан на буксировку гусеничным бронетранспортером М113 или грузовым автомобилем высокой проходимости. Заправка мин содержится в небольших кассетах, переносимых одним человеком. В такой кассете может содержаться пять противотанковых противогусеничных мин SB 81 или 78 противопехотных фугасных SB 33. Общий боекомплект ПТМ SB 81 – 340 шт, а ППМ SB 33 – 2652 шт. Соотношение между устанавливаемыми минами обоих типов может регулироваться. Ширина минируемой за один проход полосы - 6м. Расчет заградителя 2 чел.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Итальянский заградитель и его мина SB 81


В конце 1970-х гг. шведы начали работы над своим заградителем, которые закончились принятием на вооружение в 1981 г. заградителя FFV. Заградитель предназначен для установки мин в грунт или на его поверхность. В рабочем положении заградитель буксируется грузовым трехосным автомобилем высокой проходимости ВМ 860 ТС "Вольво". В ходе минирования расчет в составе двух-трех человек помещает мины на приемный лоток заградителя. Оттуда мины с заданным интервалом выдаются к плужному рабочему органу, а затем на грунт. Общая масса заградителя -1,2 т, расчет – 2–4 чел., рабочая скорость – 7 км/ч, шаг минирования – 3,5–13 м, виды мин – противотанковая тип 6.

В 1989 г. данный заградитель был закуплен армиями ФРГ и Нидерландов.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Шведский заградитель FFV и его мина


В 1985 г. на вооружение Бундесвера поступает заградитель MiV85.

Минораскладчик MiV85 буксируется грузовым автомобилем. Шаг минирования – 5,0, 7,5 или 15 метров. Производительность - до 500 мин в грунт или до 1000 мин на грунт за 1 час.

По конструкции и возможностям немецкий заградитель весьма схож с советским заградителем ПМЗ-4 и использует традиционные противотанковые противоднищевые мины DM31. Расчет прицепного минного заградителя – 2 чел.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Немецкий заградитель MiV85 и противоднищевая мина DM31


Австрийская армия в 2006 г. приняла на вооружение прицепной минный заградитель AID 2000. Предназначен для постановки мин путем механизированной скрытой или открытой укладки в грунт ПТМ типа PzMi75(88). Он представляет собой буксируемый автомобилем повышенной проходимости одноосный прицеп, на котором смонтирована кабина управления, систем взведения электронных взрывателей мин и механизм их постановки в грунт. В целях безопасности время перевода мин в боевое состояние устанавливается с 12-минутной задержкой.

Расчет заградителя три человека: командир - вводит основные параметры и управляет процессом постановки мин, заряжающий – подает мины из кузова автомобиля на конвейер и водитель.

Производительность – 250 мин/ч (при интервале 2м), шаг минирования – 1,5–12 м, глубина укладки мин – от 5 до 30 см.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья


Подобные к ПМЗ - 3 (4) прицепные заградители «ШИВА» разрабатывались в Индии, г. Калькута. Однако точных характеристик о них нет, кроме общей информации, что они выкладывают противотанковые мины на грунт и в грунт, транспортируются за тягачом, сконструирован на двухколесном прицепе, вес конструкции 1850 кг.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья


В бывших странах соцлагеря подобные машины разрабатывали в Польше и Чехословакии.

В 1980-х гг. польские военные совместно с восточными немцами начали работы над минным заградителем, который в начале 90-х гг. прошлого века был принят на вооружение под названием «SUM». Шасси с индексом SPG-1М разрабатывалось и производилось в Польше, а минный агрегат в ГДР. После объединения ГДР и ФРГ немцы передали полную документацию Польше, компании OBRUM в Гливице, где 1989 г. изготовили первую машину и начали испытания. Заградитель подобен нашему ГМЗ–3 и предназначен для установки штатных противотанковых мин в грунт и на его поверхность. Имеет специальную гусеничную базу с шестью опорными катками на каждый борт. В кормовой части размещены плужный рабочий орган, в рабочем положении опирающийся на колесную пару с пневматическими шинами. Для загрузки кассет с минами заградитель оснащен крановым оборудованием грузоподъемностью 2800 кг. Мины также могут загружаться и вручную из контейнеров, что находятся на грузовом автомобиле.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Польский заградитель SUM Kalina. Общий вид. По левому борту на крыше видно кран К10 для загрузки боекомплекта


Отделение управления находится в передней части слева по ходу движения, где располагаются два человека экипажа. Здесь же размещена телевизионная система, которая позволяет наблюдать за ходом установки мин, выполняемой в автоматическом режиме.

Постановка мин осуществляется из задней части транспортного средства, мины автоматически подаются в систему из двух магазинов, проведенных в бронированной надстройке; каждый магазин может вмещать до 125 противотанковых мин типа ТМ-62М или ТМ-62М Wierzba.

Масса заградителя – 32 т, экипаж – 2 чел., скорость установки мин в грунт с маскировкой – 6–10 км/ч, без маскировки – до 20 км/ч, в воду на глубину до 90 см – до 6 км/ч, шаг минирования – 4–12 м (с интервалом через 2 м), типы мин – ТМ – 62М и ТМ – 62П.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Чертеж заградителя SUM Kalina


Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Вид на заградитель сзади


Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Рабоче оборудование заградителя. Хорошо видно окна для выхода мин на грунт


В Чехии и Словакии шли совместные работы над минным раскладчиком MV-90. Он выполнен на шасси штатной в армиях Чехии и Словакии БМП BVP-1 со снятой башней. В отделении для десанта размещаются стеллажи для противотанковых мин РТ Mi-U и РТ Mi-Ba-З. В заправке имеется до 100 мин (предусматривается раздельная или совместная установка обеих моделей). Машина оборудована лотком, крепящимся на пороге правой двери отделения для десанта, остающейся при минировании открытой. Мины вручную подаются на лоток, по которому они опускаются на грунт. Рабочая скорость раскладчика 3-7 км/ч. В составе экипажа три человека: командир, механик-водитель и минер. Минный раскладчик в 1995 г. прошел испытания. Но был ли он принят на вооружение, неизвестно.

В 2006 г. в Украине сделали попытку модернизации ГМЗ–3. Работы велись в Национальной Академии обороны. Был даже выдан патент на изобретение. Но чем закончилось все это, неизвестно. Ниже выложено несколько абзацев из описи к патенту (в переводе).

«Недостатком устройства гусеничного минного заградителя есть невозможность обеспечить равномерное расстояние в рабочем положении относительно грунта при передвижении заградителя по пересеченной местности вследствие жесткого крепления устройства к корпусу в рабочем положении, а также отсутствие возможности следить за рельефом местности под транспортером. В результате этого ухудшаются точность и надежность установки мин…

Идея минного заградителя, который имеет транспортер, закрепленный к корпусу с возможностью поворота в вертикальной плоскости, состоит в том, что он дополнительно содержит блок слежения за рельефом местности, блок фиксации и фиксатор… (здесь надо уточнить, что при превышении угла копирования местности в процессе установки мин, т. е. при подъеме спускового транспортера на угол 15 град. выше горизонтальной оси заградителя, происходит автоматическая остановка выдачи мин.).

Суть этой модели поясняется чертежами.

ГМЗ конструктивно содержит (Фиг. 1) самоходный корпус 1, транспортер 2, стопорный механизм 3, блок слежения за рельефом 4, блок фиксации 5 и фиксатор 6.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья


Транспортер 2 закреплен на корпусе с возможностью поворота в вертикальной плоскости. Блок фиксации 5 расположен на блоке слежения за рельефом местности…Крепление транспортера 2 и блока слежения за рельефом 4 выполнены с помощью осей 7 и 8 соответственно. Работает заградитель следующим образом...

Для перевода заградителя в рабочее положение… поворачивают блок слежения за рельефом местности на оси 8 в положение В (Фиг. 2). Транспортер 2 расфиксовывают от корпуса 1 с помощью фиксатора 3 и дают ему возможность поворачиваться на оси 7 (положение Г). При этом транспортер 2 вводят в контакт с поверхностью грунта при помощи контактного элемента 11. При движении контактный элемент 11 перемещается в вертикальной плоскости, следуя рельефу местности,… в результате чего расстояние от мины 13 к поверхности грунта остается неизменным, что обеспечивает точность и надежность установки мин на поверхность грунта».

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья


Такой вот вариант модернизации.

Сегодня изменились и концепция самих войн, и минной борьбы в частности. Поэтому некоторые военные специалисты считают, что время этой машины уже ушло, и не предсказывают в обозримом будущем длительных войн мирового масштаба с использованием большого количества танков. Ряд экспертов вообще высказывают сомнение в целесообразности существования самих танков, поскольку средства противотанковой борьбы развились так, что танку не выжить на поле боя.

ГМЗ создавались как раз для противостояния массированным танковым атакам. Сегодня, как считают западные специалисты, для обычного планового создания противотанковых минных полей, когда время не лимитирует, вполне достаточно ручной установки мин. Не случайно в Европе и в США даже не пытаются создавать ничего, подобного ГМЗ.

Но конструкторская мысль не стоит на месте, поэтому продолжаются работы по созданию новых минных заградителей, в которых стараются убрать недостатки систем типа «ГМЗ». В большинстве своем – это системы дистанционного минирования. Ниже мы приведем один из патентов на такие заградители.

Минный заградитель
Авторы патента: Корж Вера Павловна, Еремеев Геннадий Дмитриевич, Ташков Андрей Викторович и др.

Минный заградитель (RU 2339897):
F41H7/10 - машины для постановки минных полей

Владельцы патента: Российская Федерация, от имени которой выступает государственный заказчик - Министерство обороны Российской Федерации (RU). Федеральное государственное унитарное предприятие Конструкторское бюро транспортного машиностроения (ФГУП КБТМ) (RU).

Изобретение относится к наземным мобильным системам дистанционного минирования и предназначено для установки минных полей путем дистанционного минирования. Транспортно-пусковые контейнеры размещены на опорно-поворотных устройствах платформы в три продольных ряда с возможностью контролируемого поворота… Каждый контейнер снабжен исполнительным гидроцилиндром, установленным с возможностью бесступенчатого изменения угла наклона корпуса контейнера по вертикали для обеспечения заданного угла метания мин. Система управления постановкой мин включает блок управления положением транспортно-пусковых контейнеров, выполненный с возможностью формирования управляющего сигнала и передачи его на исполнительные механизмы для выставки транспортно-пусковых контейнеров по горизонту и углу метания при образовании заградительного минного поля в указанных с пульта управления координатах. Изобретение обеспечивает увеличение перевозимого минного боекомплекта, возможность формирования минных полей с расширенным числом полос, в том числе за кормой заградителя, а также повышение уровня защиты боекомплекта.

Изобретение относится к изделиям оборонной техники, в частности, к наземным мобильным системам дистанционного минирования, и предназначено для установки противотанковых, противопехотных или смешанного типа минных полей путем дистанционного минирования.

Известен «Универсальный минный заградитель» (см. патент РФ №2185590, от 28.01.2000, по кл. МКИ 7 F41H 7/10), содержащий базовую машину на гусеничном ходу с минным отделением, снабженным броневой защитой, крышей с раскрывающимися створками и рамой, выполненной в виде ротора, установленного с возможностью вращения и кинематически связанного с ходовой частью базовой машины. Опорные плиты с жестко закрепленными на них кассетными модулями размещены на роторе. Система управления минированием снабжена пультами управления минированием и стрельбой, задающим и распределительными блоками и вращающимися контактными устройствами.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья


Недостатком «Универсального минного заградителя» является то, что минирование производится с постоянным углом метания, а значит, и на одинаковую дальность. Кроме того, метание производится перпендикулярно продольной оси заградителя влево и вправо при отсутствии возможности изменения направления метания по горизонтали.

Известна немецкая система для установки мин «SKORPION», принятая для настоящего изобретения за прототип по большинству существенных признаков.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья


Система предназначена для постановки минных заграждений и особенно пригодна для быстрого закрытия проходов в минных полях, прикрытия флангов и перекрытия участков передвижения своих войск при угрозе выхода на них танков противника. В состав системы входит базовая машина, выполненная на гусеничном шасси, пусковой прибор и установленные в два ряда шесть поворотных платформ с закрепленными на них транспортно-пусковыми контейнерами, загружаемыми кассетами с минами. Каждая поворотная платформа с транспортно-пусковым контейнером снабжена приводом и может занимать три фиксированных положения на наклонной площадке каркаса шасси.

Минным заградителем «SKORPION» возможна установка однополосного минного поля, расположенного справа или слева от минного заградителя, формируемого соответствующим (правым или левым) рядом транспортно-пусковых контейнеров (из двух имеющихся рядов) или двухполосного минного поля, расположенного справа и слева от минного заградителя на любой из трех дистанций от него (в соответствии с выбранным фиксированным положением транспортно-пусковых контейнеров).

Данный заградитель имеет недостатки, снижающие эффективность его применения, к которым относятся ограниченный количеством контейнеров, расположенных в двух рядах, перевозимый боекомплект мин, и отсутствие возможности по формированию других, кроме описанных выше, типов минных полей.

Задачей настоящего изобретения является создание минного заградителя с повышенной эффективностью применения.

Поставленная задача решается тем, что транспортно-пусковые контейнеры размещены на опорно-поворотных устройствах платформы в три продольных ряда с возможностью контролируемого поворота, с возможностью бесступенчатого изменения угла наклона корпуса контейнера по вертикали для обеспечения заданного угла метания мин,

Платформа минного заградителя оборудована задним и боковыми бортами с обеспечением повышенного уровня защиты транспортно-пусковых контейнеров от кинетических средств поражения.

Система управления постановкой мин будет наделена возможностью:
- формирования однополосного заградительного минного поля, справа, слева или за кормой заградителя;
- формирования двухполосного заградительного минного поля с симметричным или асимметричным расположением полос относительно продольной оси заградителя;
- формирования двухполосного заградительного минного поля с расположением одной полосы за кормой заградителя, а второй полосы справа или слева относительно продольной оси заградителя;
- формирования трехполосного заградительного минного поля с расположением одной полосы за кормой заградителя и двух других полос с их симметричным или асимметричным расположением справа и слева относительно продольной оси заградителя.

Анализ основных отличительных признаков показал, что:

- возможность размещения опорно-поворотных устройств в три продольных ряда и, следовательно, транспортно-пусковых контейнеров обеспечила перевозку боекомплекта в количестве, превышающем возможности прототипа;

- обеспечение возможности контролируемого поворота поворотной опоры системой, связанных с неподвижной опорой, симметрично расположенных относительно исходного положения путевых датчиков, установленных с возможностью взаимодействия с толкателем поворотной опоры и передачи сигнала в блок управления положением поворотных опор позволяет автоматизировать процесс установки мин для образования минного поля с требуемыми параметрами;

- выполнение системы управления постановкой мин с использованием навигационной аппаратуры, обеспечивающей отображение информации на экране персональной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ) в масштабе реального времени позволяет командиру определить свое местонахождение и точку начала минирования;

- запоминание ПЭВМ и радиопередача информации о координатах минного поля, местоположении заградителя и о координатах характерных точек изменения направления его движения при минировании, позволяет командирам воинских подразделений ориентироваться по карте минного поля и принимать тактические решения в боевой обстановке;

- оборудование платформы задним и боковыми бортами обеспечивает дополнительную защиту транспортно-пусковых контейнеров от кинетических средств поражения;

- установка транспортно-пускового контейнера на поворотной опоре с возможностью подъема поворотом с помощью исполнительного гидроцилиндра обеспечивает бесступенчатое изменение углов метания при минировании, а значит, и дальности метания мин;

- наделение системы управления постановкой мин возможностью формирования одно-, двух- и трехполосного заградительного минного поля с расположением полос в различных сочетаниях и на различных дистанциях от минного заградителя значительно усложняет противнику ведение разведки и разминирования минного поля.

Вид сбоку на минный заградитель
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья


Минный заградитель (фиг.1) содержит самоходное гусеничное шасси 1 с корпусом 2, в котором расположены двигатель 3, трансмиссия 4 и обитаемое отделение 5. За обитаемым отделением размещена грузовая платформа 6 с транспортно-пусковыми контейнерами 7 для размещения в кассетах противотанковых или противопехотных мин и их метания. На грузовой платформе 6 установлены три продольных ряда опорно-поворотных устройств 8, на каждом из которых размещены транспортно-пусковые контейнеры 7. Каждое опорно-поворотное устройство 8 содержит неподвижную опору 9, связанную, например, болтовым креплением 10 с платформой 6, поворотную опору 11, снабженную исполнительным механизмом поворота 12 с гидромотором (ГМ), и площадку 13, служащую для закрепления транспортно-пускового контейнера 7.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья


Поворотная опора 11 установлена на неподвижной опоре 9 через подшипниковый узел с возможностью контролируемого поворота, возможность которого обеспечена системой путевых датчиков 15-21, установленных на неподвижной опоре 9 с возможностью взаимодействия с толкателем 22 поворотной опоры, ролик 23 которого при повороте опоры, взаимодействуя с хвостовиком 24 любого из датчиков 15-21, вырабатывает и передает сигнал в блок управления положением поворотных опор транспортно-пусковых контейнеров 7 системы 25 управления постановкой мин.

Минный заградитель выполнен с фиксированными углами разворота β поворотной опоры по горизонту, определяемыми положением путевых датчиков, при этом датчик 15 определяет исходное положение поворотной опоры, а другие датчики симметрично расположены относительно исходного положения на углах β1-β3, соответственно равных ±22,5°, ±45° и ±90°.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья


Каждый транспортно-пусковой контейнер 7 установлен на поворотной опоре 11 с возможностью подъема поворотом с помощью исполнительного гидроцилиндра 26 для бесступенчатого изменения угла α метания мин, за счет которого обеспечивается различная дистанция Y от минного заградителя до места падения метаемой мины.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья


Минный заградитель оборудован программно-техническим комплексом, который включает три основных структурных элемента, в том числе:
- аппаратуру внутренней связи, коммутации и управления, куда входят: радиостанция речевой связи с блоком связи, блок, осуществляющий коммутацию средств связи командира и наводчика;
- аппаратуру внешней связи и обработки информации, включающую навигационную аппаратуру, ПЭВМ с ее программным обеспечением и блок преобразования информации;
- систему управления постановкой мин, которая включает пульт управления, блок управления стрельбой, блок питания и блок управления положением транспортно-пусковых контейнеров, выполненный с возможностью формирования управляющего сигнала и передачи его на исполнительные механизмы для выставки транспортно-пусковых контейнеров по горизонту и углу метания при образовании заградительного минного поля в указанных с пульта управления координатах.

Работа минного заградителя.

Перед установкой минного поля командир включает навигационную аппаратуру, при этом на экране ПЭВМ отображается информация о месте расположения заградителя, после чего с пульта системы управления постановкой мин задает параметры минного поля, включая начало и конец поля, дистанция метания от заградителя, расположение полос относительно минного заградителя, их взаимное расположение, плотность постановки мин (шаг минирования) в полосе и время самоликвидации. Блок управления системы обрабатывает задачу и выдает команды на исполнительные механизмы поворота транспортно-пусковых контейнеров по горизонту и установки их на соответствующие углы метания с помощью исполнительного гидроцилиндра.

В зависимости от разворота транспортно - пусковых контейнеров может устанавливаться:
- однополосное заградительное поле – машина движется вперед, пусковые контейнеры смотрят строго назад, или повернуты вправо (лево);
- двухполосное заградительное поле – пусковые контейнеры соответствующих бортов поворачиваются вправо и влево, при установке назад и вправо часть контейнеров отстреливает мины назад, а часть вправо от заградителя. Аналогично устанавливается поле влево и назад;
- трехполосного заградительного поля - машина движется вперед, контейнеры правого и левого бортов поворачиваются на необходимый угол соответственно налево и направо. Контейнеры среднего ряда поднимаются в рабочее положение назад. Отстрел мин из контейнеров ведется одновременно.

Таким образом, настоящим изобретением решена поставленная задача создания минного заградителя с повышенной эффективностью применения.


Как видим, развитие минных заградителей продолжается и не стоит на месте.

В заключение еще пару фото с заградителями.

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

БТР на базе ГМЗ. Армия Абхазии

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть третья

Как и абхазы в армии Приднестровья сделали тяжелый БТР из ГМЗ






Источники:
Борьба с противопехотными минами (ЕС -. Европейское сообщество, 1997, 108 р)
Карпенко А. В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905 – 1995). – С.- П.: Невский бастион. – 1996.
Кириндас А., Павлов М. «СУХОПУТНЫЙ МИНОНОСЕЦ» // Техника и Вооружение - № 8, 2012.
Машины инженерного вооружения: В 4-х частях. Часть 3. Машины для преодоления и устройства минно – взрывных заграждений / Под ред.. кандидата технических наук, доцента полковника Н.Г. Бородина.- М.: Воениздат. – 1987.
Руководство по материально части средств инженерного вооружения. Средства минирования и разминирования. Часть первая. – М.: Воениздат. – 1958.
Средства механизации минирования. Руководство по материальной части и применению. Книга первая. – М.: Воениздат. - 1979.
Средства механизации минирования. Руководство по материальной части и применению. Книга вторая. – М.: Воениздат. - 1980.

Фото из личного архива автора

http://www.arms-expo.ru/armament/samples/1426/68789/
http://www.saper.etel.ru/texnica/gmz.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/СУ-100П
http://www.findpatent.ru/patent/233/2339897.html
http://www.findpatent.ru/patent/218/2185590.html
https://www.drive2.ru/b/1842218/
http://informatik-m.ru/vo-techno/gmz-3-gusenichnyj-minnyj-zagraditel.html
http://www.shivaengg.com/inner.php?id=3&sid=1&flg=1
http://www.thinkdefence.co.uk/2014/06/story-fres-eighties/
Автор: Фещук Михаил


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. igor67 7 сентября 2016 16:58
    "производительность" заградителей не слабая, только через десятилетия народ подрывается на этих минах.
  2. казак волгский 9 сентября 2016 21:37
    Познавательный цикл. Спасибо!
  3. Reptiloid 14 сентября 2016 09:41
    Прочитал и узнал новое для себя.Спасибо.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня