Перспективная бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе платформы «Курганец-25»

Продолжается работа по нескольким перспективным проектам бронетехники, предназначенной для решения боевых и вспомогательных задач. Согласно последним данным, до стадии испытаний был доведен один из проектов техники, необходимой для обеспечения работы бронемашин иных классов. Не так давно на испытания вышла перспективная бронированная ремонтно-эвакуационная машина семейства «Курганец-25». В будущем она должна будет помогать боевым машинам своего семейства.

О текущем прогрессе одного из перспективных проектов 5 сентября сообщило издание «Известия» в статье «Российская армия получит бронированный эвакуатор». По данным издания, министерство обороны и ОАО «Специальное конструкторское бюро машиностроения» (г. Курган) приступили к испытаниям перспективной бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ), разработанной в рамках одного из основных проектов последних лет. По результатам испытаний, на которые понадобится некоторое время, будет решаться вопрос о принятии нового образца на вооружение. Название перспективного образца бронетехники пока не оглашалось.

Перспективная бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе платформы «Курганец-25»
БМП "Курганец-25"



Сообщается, что перспективная машина должна будет решать ряд важнейших задач, необходимых для обслуживания техники, а также ремонта поврежденных образцов. Основной целью проекта было создание бронемашины, способной осуществлять эвакуацию с поля боя подбитой техники легкого и среднего класса. Также проектом предусматривается использование разнообразных средств, необходимых для обеспечения ремонта поврежденных машин в полевых условиях. Таким образом, с точки зрения основных целей новый проект БРЭМ не отличается от предыдущих, однако в данном случае речь идет о строительстве подобной техники на базе новейшей унифицированной гусеничной платформы, что связано с планами по перевооружению сухопутных войск.

Главный конструктор СКБМ Сергей Абдулов рассказал «Известиям» о текущих перспективах проекта. По его словам, в настоящее время машина проходит испытания. Следует ожидать, что БРЭМ будет принята на вооружение одновременно с другими образцами семейства «Курганец-25».

Неназванный источник «Известий» в министерстве обороны, знакомый с текущей ситуацией вокруг проекта ремонтно-эвакуационной машины, раскрыл некоторые планы военного ведомства. Перспективную технику предполагается поставлять мотострелковым батальонам, а также подразделениям морской пехоты. Новые БРЭМ будут служить в частях, оснащенных боевыми машинами как новых, так и старых типов. Их экипажи будут обслуживать технику семейства «Курганец-25» и «Бумеранг», а также более старые машины БТР-80, БТР-82, БМП-2 и БМП-3.

Одной из причин разработки и будущего принятия новой машины на вооружение источник в Минобороны назвал ограниченные возможности существующей техники аналогичного назначения. По его словам, состоящие на вооружении ремонтно-эвакуационные машины прошлого поколения не смогут работать с новыми образцами семейств «Курганец-25» и «Бумеранг». Более точные сведения о подобных проблемах не приводились.

От существующих аналогов новая БРЭМ на платформе «Курганец-25» должна отличаться некоторыми особенностями конструкции и дополнительными возможностями. В частности, источник «Известий» отметил возможность решения некоторых задач с сокращением роли экипажа. Так, была внедрена система быстрой эвакуации поврежденной техники без прямого участия экипажа. При ее использовании ремонтно-эвакуационная машина должна подходить к поврежденной технике, после чего специальное автоматизированное устройство по команде экипажа установит коуши тросов на буксирные крюки. Ранее для решения таких задач экипажу БРЭМ приходилось покидать пределы бронекорпуса и подвергаться серьезным рискам.

Перспективная бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе платформы «Курганец-25»
БТР "Курганец-25"


С. Абдулов раскрыл некоторые технические подробности нового проекта. Шасси в виде унифицированной гусеничной платформы в целом остается без серьезных изменений. В частности, используется такой же броневой корпус с исходными характеристиками защиты. Это выгодно отличает технику платформы «Курганец-25» от машины БРЭМ-Л «Беглянка», созданной на базе БМП-3. В случае с этими образцами имело место некоторое ухудшение защиты ремонтно-эвакуационной машины в сравнении с базовым образцом. Для самообороны БРЭМ должна нести дистанционно управляемый боевой модуль с крупнокалиберным пулеметом. От БРЭМ-Л новый образец также должен отличаться повышенными характеристиками подъемного крана и лебедки.

По имеющимся данным, разработка бронированной ремонтно-эвакуационной машины на базе унифицированной гусеничной платформы «Курганец-25» стартовала в начале текущего десятилетия, почти одновременно с проектными работами по самой платформе и боевым машинам семейства. Главной задачей проекта изначально являлось создание техники, способной выполнять эвакуацию поврежденных бронемашин, а также осуществлять мелкий и средний ремонт в полевых условиях. Для этого платформу следовало оснастить набором специального дополнительного оборудования.

До определенного времени сведения об облике новой БРЭМ отсутствовали. Лишь в прошлом году на выставке Russian Arms Expo-2015 был показан макет подобной машины семейства «Курганец-25». Это изделие позволило понять общий облик и основные особенности проекта. Макет показал использование существующего шасси, которое предлагается дополнительно оснащать специальным оборудованием. При этом, вероятно, речь идет о минимально необходимых доработках базового шасси. Кардинальные переработки конструкции не требуются.

БРЭМ на базе платформы «Курганец-25» должна сохранять все основные особенности шасси. Основой машины является броневой корпус с защитой от малокалиберной артиллерии и стрелкового оружия. Сохраняется компоновка с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения, позади которого находится отделение управления. Центральная и кормовая часть корпуса по-прежнему выделяются для размещения экипажа и некоторого специального оборудования. В связи с кругом решаемых задач в кормовом отсеке, вероятно, должны размещаться инструменты и запчасти, необходимые для ремонтных работ.

Перспективная бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе платформы «Курганец-25»
Макет БРЭМ на базе платформы "Курганец-25"


Известно, что при создании перспективной унифицированной платформы была учтена необходимость повышения уровня защиты. Для этого используются самые современные технологии и материалы. Кроме того, машина оснащается крупными бортовыми экранами, обеспечивающими дополнительную защиту от различных угроз. Приняты меры, направленные на повышение защиты от возможных подрывов взрывных устройств.

Сохраняется важнейшая особенности исходного проекта, касающаяся удобства работы экипажа и управления техникой. По всему периметру корпуса должны располагаться блоки оптико-электронного оборудования, при помощи которых экипаж получает возможность следить за окружающей обстановкой. Эта аппаратура необходима как для вождения, так и для выполнения основных задач. Естественно, используются и смотровые приборы традиционной конструкции.

Как показывает макет БРЭМ «Курганец-25», показанный в прошлом году, машина получила средства защиты от различных угроз. Самооборона при работе на переднем крае должна осуществляться при помощи дистанционно управляемого боевого модуля. Для применения предлагается комплекс, аналогичный используемому в составе бронетранспортера нового семейства. Этот модуль оснащается набором необходимого оптико-электронного оборудования, а также несет пулемет ПКТ винтовочного калибра. Возможно, в будущем состав вооружения может быть изменен. Модуль устанавливается над кормовым отсеком корпуса и располагается со сдвигом к правому борту. Дополнительным вооружением ремонтно-эвакуационной машины, необходимым для решения основных задач, является набор дымовых гранатометов. С их помощью должна выполняться маскировка работы.

«Прошлогодний» макет демонстрировал состав специального оборудования, предлагаемый проектом. С точки зрения подобного оснащения перспективная разработка почти не отличается от существующих образцов. Набор различного оборудования позволяет осуществлять вытаскивание застрявшей техники, а также брать ее на буксир и эвакуировать на площадки сбора. После эвакуации машина может помочь ремонтникам в деле восстановления техники, используя имеющиеся устройства и запчасти.

Перспективная бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе платформы «Курганец-25»
БРЭМ-Л "Беглянка"


Для проделывания проходов в завалах, подготовки площадки для работы, а также, вероятно, для стабилизации машины во время работы, используется отвал бульдозерного типа. Отвал шириной с корпус шарнирно закрепляется на нижнем лобовом листе и оснащается приводами для переведения в требуемое положение. В походном положении отвал поднимается вверх и располагается на уровне верхнего лобового листа. В рабочем положении это устройство опускается вниз и удерживается на нужной высоте либо с требуемым заглублением в грунт.

Внутри корпуса располагается лебедка, необходимая для вытаскивания застрявшей техники. Через соответствующее окно в корпусе должна происходить выдача троса, который может использоваться как самостоятельно, так и в составе полиспаста, совместно с набором блоков. Характеристики лебедки неизвестны, но имеющиеся сведения позволяют сделать некоторые предположения. Известно, что лебедка машины БРЭМ-Л могла развивать тяговое усилие на уровне 14-16 тс. По словам главного конструктора ОАО СКБМ, по мощности лебедки новый образец техники превосходит существующий аналог. Таким образом, БРЭМ на базе «Курганца-25» способна показывать тяговое усилие лебедки не менее 16 тс.

Важным элементом специального оснащения любой ремонтно-эвакуационной машины является подъемный кран. Новый проект семейства «Курганец-25» не является исключением из этого правила. На крыше корпуса у левого борта, рядом с боевым модулем, предлагается монтировать опорно-поворотное устройство стрелы подъемного крана. На нем шарнирно крепится стрела. В походном положении стрела поворачивается на некоторый угол к продольной оси машины и опускается в самое нижнее положение. При этом ее головная часть оказывается над правым участком лобового листа корпуса. В этом состоянии крюк крана удерживается креплениями на корпусе.

Конструкция крана позволяет поворачивать стрелу на нужные углы в пределах достаточно широкого сектора, а также менять угол подъема и, как следствие, вылет стрелы. Характеристики подъемного крана перспективной БРЭМ пока неизвестны, но сообщалось, что от оборудования машины «Беглянки» он отличается повышенными характеристиками. Напомним, оборудование машины на базе БМП-3 позволяет поднимать грузы массой до 5 или 11 т. В первом случае используется только лебедка, во втором – двойной полиспаст. Из последних заявлений руководства «Специального конструкторского бюро машиностроения» следует, что максимальная грузоподъемность крана новой БРЭМ будет не менее 11-12 т.

Эвакуация поврежденной техники должна осуществляться при помощи буксирного устройства. Макет БРЭМ, показанный в прошлом году, нес на кормовой части жесткую систему, состоящую из нескольких штанг и креплений для соединения машины-буксира и поврежденной техники. В последних сообщениях упоминается, что в новом проекте используется более совершенное оборудование, в состав которого входят приводы для подачи буксирных устройств к крюкам эвакуируемой машины. Подобные автоматизированные средства позволяют экипажу работать с поврежденными машинами без значительных рисков, связанных с выходом за пределы защищенного объема.

Перспективная бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе платформы «Курганец-25»
Макет машины нового семейства


Одной из задач ремонтно-эвакуационных машин является содействие ремонту техники. Для этого они должны иметь на борту различные инструменты, запчасти и т.д. Часть запаса ЗИП должна перевозиться внутри корпуса, вероятно, внутри бывшего десантного отделения. Также предусматриваются места для размещения подобной нагрузки за пределами защищенного пространства. На кормовой части крыши, позади боевого модуля и крана, должен помещаться специальный ящик, предназначенный для транспортировки необходимых грузов. Кроме того, на крыше машины могут размещаться специальные крепления для перевозки блоков, тросов и других устройств, необходимых для работы с поврежденной техникой.

Максимально возможная унификация всех бронемашин семейства «Курганец-25» должна привести к получению схожих основных характеристик. В первую очередь, БРЭМ не должна отличаться от БМП и БТР с точки зрения подвижности. Среди прочего, может быть сохранена возможность пересечения водных преград вплавь при помощи кормовых водометных движителей. Также следует ожидать определенные преимущества, связанные с особенностями эксплуатации унифицированной техники.

Показанный на прошлогодней выставке макет перспективной ремонтно-эвакуационной машины на базе новейшей унифицированной платформы показывает общие особенности нового проекта, а также демонстрирует возможные особенности реальной машины. Тем не менее, в 2015 году речь шла только о демонстрационном макете, тогда как реальный проект за прошедшее время мог быть изменен тем или иным образом. Это означает, что реальный образец БРЭМ может иметь значительные отличия от ранее показанной модели.

По последним данным, не так давно перспективная бронированная ремонтно-эвакуационная машина семейства «Курганец-25» вышла на испытания. Для проведения всех необходимых проверок организации-разработчику и военному ведомству понадобится некоторое время. В течение следующих месяцев или даже лет представители заказчика и исполнителя будут проверять работу отдельных систем и всей машины в целом. Согласно недавно опубликованным сведениям от неназванных источников в министерстве обороны, новая БРЭМ должна быть принята на вооружение вместе с другой техникой семейства «Курганец-25». Ранее сообщалось, что техника на базе новой платформе выйдет на государственные испытания в 2017 году, после чего будет решаться вопрос о ее принятии на вооружение. Таким образом, все необходимые проверки БРЭМ будут продолжаться примерно год.

Результатом всех текущих работ, как по отдельным проектам, так и по всей программе «Курганец-25», в обозримом будущем должно стать начало перевооружения армии с использованием новейших образцов бронетехники различных классов и разного назначения. В первую очередь, разрабатываются боевые машины разных классов с отличающейся комплектацией. Одновременно с ними на вооружение планируется принять бронированную ремонтно-эвакуационную машину, которая возьмет на себя задачи по обслуживанию как новейшей техники, так и существующих образцов. Освоение новой техники войсками начнется в течение нескольких следующих лет.


По материалам сайтов:
http://izvestia.ru/
http://tass.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://vpk.name/

Фотообзор макетов техники семейства «Курганец-25», в том числе БРЭМ:
http://otvaga2004.ru/fotoreportazhi/vystavki-vooruzheniya/brem-kurganec-25/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Otvaga2004.ru, Wikimedia Commons

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. 501Legion 6 сентября 2016 06:59
    ну вот на форуме Армия2016 должны что то интересное показать
  2. Мижган 6 сентября 2016 07:44
    Очень радует, что ВПК восстанавливается. И заказами от ВС не обделен. Налоги для Армии РФ мне не жалко. Жить в сильном государстве намного приятнее, чем в "бензоколонке". Пусть даже там "самсунг" стоил 1500. Восстанавливаемся. И да - санкции - тока на пользу..... Не сразу, но экономику поднимем.
  3. uskrabut 6 сентября 2016 10:11
    Эта БРЭМ сможет эвакуировать подбитый танк? Вряд ли. Тогда в чём смысл ставить такую БРЭМ на вооружение?
    1. psiho117 6 сентября 2016 13:09
      просто посчитайте, каков процент танков в общей массе бронетехники, и в сколько раз больше в войсках более лёгких машин, которые она может эвакуировать.
      В этом смысл.
    2. parkello 6 сентября 2016 13:44
      для танков своя БРЭМ есть . а такие если две штуки потянут ,любой танк вытянут .
  4. Rock616 8 сентября 2016 15:31
    Штука нужная , и для новой технике (грузоподъемность) и для безопасности .
  5. OlfRed 16 сентября 2016 12:25
    боевая какая то БРЕМ получается, с боевым то модулем laughing подскажите кто в курсе рядом со стрелой случайно не птрк ? laughing hi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня