Фейерверк над Лондоном

10


100 лет назад, 5 сентября 1916 года лейтенант Уильям Лиф Робинсон получил высшую британскую военную награду - Крест Виктории за то, что двумя днями ранее сбил над пригородами Лондона бомбардировочный дирижабль "Шютте-Ланц" SL-11. Это был первый германский воздушный корабль, уничтоженный над Великобританией.



В ночь со 2 на 3 сентября немцы предприняли крупнейший с начала войны воздушный рейд за Ла-Манш, в котором участвовали четыре армейских и 12 флотских дирижаблей. Они сбросили в общем счете 17,6 тонн бомб, но эффект от бомбардировки получился довольно незначительным. На земле погибли четыре человека, 12 получили ранения, а материальный ущерб англичане оценили в 20 тысяч фунтов. Сбитый Робинсоном дирижабль стоил дороже, не говоря о том, что при этом погиб весь его экипаж - 16 аэронавтов во главе с гауптманном Вильгельмом Шраммом.

Для уничтожения воздушного гиганта длиной 174 метра, высотой 20 метров и массой более 20 тонн лейтенанту хватило всего нескольких зажигательных пуль, недавно поступивших на вооружение британской авиации. Дирижабль сгорел в воздухе, а его обломки упали возле деревни Куффли, где их нашли на следующее утро. Несмотря на эту потерю, немцы не перестали использовать дирижабли для бомбардировок. В ночь с 22 на 23 сентября состоялся очередной налет 12 "Цеппелинов" на Лондон, из которого не вернулись уже два дирижабля. Один был сбит зенитками, второй - истребителем.

Ночью 27-28 ноября восемь дирижаблей бомбили промышленные объекты в Центральной Англии. И снова два из них были сбиты перехватчиками. В следующем году немцы начали производство дирижаблей нового типа с увеличенным рабочим потолком, надеясь, что большая высота полета защитит их от вражеских истребителей и зенитной артиллерии. Но эти надежды не оправдались, потери оставались высокими.

В итоге очень затратная и ресурсоемкая программа строительства "надувного флота" полностью провалилась. Огромные "водородные бомбы" при их использовании над вражеской территорией оказались более опасными для собственных экипажей, чем для противника. Странно, что немцам понадобилось целых два года, чтобы это понять.



Дирижабль "Шютте-Ланц". В целях маскировки эти ночные бомбардировщики снизу и с боков красили в черный цвет.



Лейтенант Андерсон в кабине истребителя RAF B.E.2C, на котором он воевал в сентябре 1916 года.



Англичане на месте гибели SL-11. Слева - портрет летчика, сумевшего его уничтожить.



Один из моторов "Шютте-Ланца". Дирижабли этой фирмы, в отличие от "цеппелинов", имели деревянный, а не алюминиевый каркас. Поэтому после пожаров от них почти не оставалось обломков.



Похороны экипажа сбитого дирижабля.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    11 сентября 2016 09:18
    А я то уши развесил. Думаю счас почитаю и про дирижабли, и пр самолеты и про бомбежки Лондона И про вооружение. Так сказать расширю кругозор,а тут бац, несколько фото и абзацев. Разочарование.
    1. 0
      11 сентября 2016 10:45
      кгстя андреев " Так сказать расширю кругозор,а тут бац, несколько фото и абзацев. Разочарование."

      Не расстраивайтесь, ушки скатайте. Что м.б. интересным в тупиковой отрасли (воздухоплавании)? После Умберто Нобиле - ничего интересного... К сожалению!
      1. +1
        11 сентября 2016 22:08
        Зачем Вы так. Подрубаете человеку крылья. Любые знания, огромный плюс!
        1. +2
          12 сентября 2016 11:04
          Ну как зачем? Чтобы их не было... После проходимца Умберто Нобиле, в США все ПЛО и ПВО было на гелиевых дирижаблях до 1965г, последняя база закрылась только в марте 1977.

          По поводу знаний, Всего несколько зажигательных пуль водородным дирижаблям сделать ничего не могли. Для этого понадобилось несколько попаданий неуправляемых ракет. Как только они поступили на вооружение и английские моторы стали достаточно мощными чтобы поднимать самолеты с ними на достаточную высоту пуска, тогда немецкие дирижабли стали гореть и падать, и пришлось увеличивать их потолок. До этого английские ВВС при атаках 2 года только несли бессмысленные потери от их мощного пулеметного оборонительного вооружения. Странно что автор ничего этого не знал или забыл. На сухопутном французском фронте дирижабли несли потери от зенитной артиллерии и перестали летать годом позже.
          После сокращения программы бомбежек они несли морскую разведку.
          1. AUL
            0
            12 сентября 2016 13:59
            После проходимца Умберто Нобиле,

            Это за что вы его так? Вроде бы приличный мужчина, на дирижаблях летал по морозу, а не диванный эксперт. С чего бы он проходимец?
            1. 0
              13 сентября 2016 12:30
              И насколько успешно он летал? С того что казнокрад и проходимец, чуть не попавший под расстрел. В СССР при троцком по морозу летал немецкий LZ-127. Правда карты Арктики и Сибири немцы оставили себе.
    2. avt
      +2
      11 сентября 2016 15:04
      Цитата: костя андреев
      Думаю счас почитаю и про дирижабли, и пр самолеты и про бомбежки Лондона И про вооружение. Так сказать расширю кругозор,а тут бац, несколько фото и абзацев. Разочарование.

      Посмотри фильм старый Говарда Хьюза ,,Hell,s Angels" и будет счастье про дирижабли , бомбёжку Лондона и аэропланы Первой мировой.
  2. +1
    11 сентября 2016 10:27
    Можно было и поподробнее...
  3. +1
    13 сентября 2016 10:05
    Любопытно.
    Наверное, попытка использования военных дирижаблей
    для бомбежек была самой затратной из тупиковых программ
    нового оружия.
    1. +2
      13 сентября 2016 12:35
      Неужели суперпушка "Колоссаль" быда дешевле и лучше? Немцы умеют считать деньги, не все догоняют. Кстати бельгийского автора иракской суперпушки израиль зачем-то грохнул.