Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Китай создаст собственные авиадвигатели копированием чужих

Китай создаст собственные авиадвигатели копированием чужихКитай начинает реализацию масштабного плана, важнейшего для его авиапрома – разработку собственных авиадвигателей мирового класса. Сейчас в этом вопросе КНР сильно отстает – и зависит в том числе от России. Решать проблему китайцы будут привычным методом: копированием чужих (и российских) технологий. В этом, однако, можно найти и определенные плюсы.

Еще в конце августа председатель КНР Си Цзиньпин призвал ускорить НИОКР в области авиационного двигателестроения, чтобы усилить китайскую авиапромышленность. Важным организационным шагом на пути этого усиления стало создание Китайской авиадвигательной корпорации – Aero Engine Corp of China (ранее авиационными двигателями занималась Китайская авиапромышленная корпорация – Aviation Industry Corp of China).

Как подчеркивает в связи с этим ресурс Defense-aerospace.com, несмотря на невероятные успехи, достигнутые Китаем в области науки, техники и промышленного производства, авиадвигатели остаются одной из тех немногих сфер, в которых страна отстает от ведущих авиастроительных держав. В настоящее время только пять стран (и все они – члены Совета Безопасности ООН) способны производить турбовентиляторные двигатели с функцией форсажа типа тех, которые установлены на лучших в мире истребителях – американском F-22 или российском Су-35.
При этом самые совершенные самолеты Народной армии Китая, типа истребителя J-10 или транспортника Y-20, полностью зависят от российских двигателей. Даже J-20 – первый китайский самолет, построенный по технологии «стелс» – использовал для испытательных полетов двигатель из России.


Согласно плану под общим названием «Будет производиться в Китае к 2025 году», производство авиадвигателей является одной из 10 промышленных отраслей, имеющих критическую важность для страны, а потому будет полностью поддерживаться правительством. Благодаря успехам собственных инженеров и конструкторов Китай уже изготавливает турбовентиляторные двигатели типа WS-10 Taihang, которые установлены на некоторых истребителях типа J-10 и J-11. Впрочем, по мнению экспертов, пока еще рано говорить о том, достаточно ли они мощны и надежны, чтобы заменить импортируемые двигатели. Известно, что одна из главных проблем, которую предстоит решить китайским конструкторам, – это создать двигатели, которые способны в течение длительного времени обеспечивать самолету полет на сверхзвуковой скорости.

Итак, Китай намерен стать великой авиационной державой, что немыслимо без развитого двигателестроения. Но что является источником потенциального величия Поднебесной в данной сфере? Ответ однозначен и прост – интеллектуальное «пиратство».
Классический пример – Су-27. Вначале Китай купил у России небольшое число этих истребителей. Потом вроде бы собирался производить их из российских комплектующих, но собрал лишь 105 машин из запланированных 200. Вскоре стало ясно, почему: китайцы просто скопировали этот самолет и начали его безлицензионное производство. Собственно китайского там было лишь название J-11В, двигатели, вооружение и приборное оборудование.

Причем, как отмечают эксперты, если в 1960-х годах китайские копии советской военной техники были заведомо примитивнее оригиналов, то J-11В, судя по имеющимся данным, по своим тактико-техническим характеристикам практически не уступает Су-27. А J-15 – это китайская копия Су-33, являющегося корабельной версией Су-27. Из-за подобных «перевоплощений» Россия, согласно докладу Британского королевского общества аэронавтики, отложила поставки Китаю последней версии Су-35. Желание Пекина закупить только 24 машины этого типа, но при этом – большое количество запасных двигателей, вызвало у российских властей опасение, что и в данном случае Китай намерен скопировать истребитель. И прежде всего – его двигатель.

Как отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, Пекин уже давно не гнушается неприкрытым воровством технологий, в чем весьма преуспел. Например, нет никаких данных, указывающих на то, что Россия когда-либо продавала КНР непосредственно реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Смерч» или лицензию на их производство. Тем не менее в армии Китая сначала появилась РСЗО А-100, очень напоминающая «Смерч», а потом PHL-03 – полная копия данной системы.

Самоходная артиллерийская установка Туре 88 (PLZ-05) очень похожа на российскую «Мсту», которая тоже никогда в КНР не экспортировалась.

Россия никогда не продавала Китаю и лицензию на производство зенитной ракетной системы С-300, но это не помешало китайцам скопировать ее под названием HQ-9. Китайская БМП ZBD04 чрезвычайно похожа на российскую модель БМП-3, а крылатая ракета С-602 – на российскую крылатую ракету X-55.

Есть причины обижаться на Китай и у США. Chengdu J-20 «Черный орел» имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского так и не завершившего испытания МиГ 1.44 и американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35. А китайский региональный самолет ARJ-21 является реинкарнацией американского лайнера DC-9, выпущенного в середине 1960-х годов для линий средней протяженности.
«По-научному» то, чем занимается Китай, воспроизводя у себя образцы зарубежной техники, называется «обратное проектирование». Берется какое-либо изделие, полностью разбирается, каждая деталь тщательно перечерчивается, а полученные чертежи затем передаются в производственные цеха, которые начинают выпуск этого изделия уже под китайской маркой. При этом, как отмечено в уже упомянутом докладе Британского общества аэронавтики, «обратное проектирование на таком высоком уровне предполагает высокую степень технической компетенции». Но Китай вложил много сил и средств в исследовательскую и технологическую инфраструктуру, которая является необходимым условием создания аэрокосмической отрасли мирового класса.

Но, как ни странно, в «обратном проектировании», осуществляемом КНР, есть и положительная стороны, причем для тех самых производителей, чью продукцию Китай «обратно проектирует». Управляющие зарубежных авиастроительных компаний, у которых есть совместные предприятия с Китаем, единодушно выражают беспокойство по поводу воровства этой страной их технологий. И в то же время отмечают: в том числе и по этой причине их компаниям нужно постоянно создавать новые технологии, чтобы сохранять конкурентное преимущество перед китайской продукцией. Так что «обратное проектирование», практикуемое Китаем, невольно стимулирует научно-технический прогресс в области авиации.
Автор: Юрий Караш
Первоисточник: http://www.vz.ru/world/2016/9/7/830961.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 27
  1. Red_Hamer 9 сентября 2016 07:44
    Статья абсолютно в том же духе, что и материалы русскоязычной версии американского журнала "Популярная механика" аж за 2008 год "Китай против России победа будет не за нами". https://topwar.ru/2439-kitaj-protiv-rossii-pobeda
    -budet-ne-za-nami.html
  2. Fotoceva62 9 сентября 2016 08:50
    Процессу « обратного проектирования» мы помешать не можем, только слегка притормозить. Нам остаётся только одно _ БЫТЬ ВПЕРЕДИ. Ну и давать по рукам нации ксероксов( ...ой забыл, они же ещё рецептүру пороха спи...ли, то есть изобрели...)
  3. afrikanez 9 сентября 2016 09:02
    Интересно, а можно Китаю предъявить за незаконное использование технологий? what
    1. Red_Hamer 9 сентября 2016 12:50
      Предъявлять нет смысла, философия Китая, это не нужно ничего изобретать и создавать - все уже готово, просто бери и делай. Вот они и делают. Кроме того, догнать и перегнать конкурентов, играя по их правилам(конкурентов) невозможно! И китайцы достаточно умны ,что бы это понимать! И это делает весь "цивилизованный запад", просто уже на ином уровне, при этом громко крича о правовых аспектах! Так ведь, крик этот в чужую сторону, а сами его соблюдать они не утруждаются.
  4. Ruswolf 9 сентября 2016 09:56
    Нет! А вообще Китайцы молодцы!
    Эй чиновники! Вот вам пример стремления к импортозамещению!.
  5. akudr48 9 сентября 2016 09:57
    Воровством идей и технических решений (ну пусть заимствованием) занимаются все самые передовые компании и страны. Лучше всего это получается у технологически и инновационных лидеров. Замечается заимствование обычно когда изделия с его применением начинают проявляться на местных или мировых рынках, что беспокоит тех лидеров, кто хотел бы навечно закрепить свой отрыв от остальных.

    Китай - очевидный лидер и может позволить себе также копировать, что захочет.

    Нам бы так как Китай действовать, но у нас ЕГЭ, ФАНО, мундиаль, мутко-мельдоний, а также распил и откат.
    Не до инноваций.
    1. Владимир Постников 9 сентября 2016 15:05
      Вы правы. Ниже приведена ссылка в подтверждение Вашего утверждения, что "Воровством идей и технических решений (ну пусть заимствованием) занимаются все самые передовые компании и страны." Там есть мой комментарий. Речь идет о Сименсе. Там есть все необходимые ссылки.
      http://greentransportation.info/ev-charging/elect
      ric-roads/siemens-ehighway-future.html
  6. Altona 9 сентября 2016 11:50
    Цитата: Недопиджак
    Снять размеры с лопатки турбины несложно.

    ---------------------------
    Тем более, что это давно делают 3D-сканеры, а не человек с ручкой, рулеткой и блокнотом.
  7. Altona 9 сентября 2016 11:56
    Цитата: лысова
    А у них получится, как с выплавкой металла, ловлей воробьёв и копирования АКМ в былые годы. На это, у них уйдёт десятилетия для совершенства. Незавидная судьба у лётчиков на этих движках.

    ----------------------------
    Ну как сказать? С 1967 года уже полвека прошло, в КНР есть мощные НИИ по разным направлениям техники (порядка 600 таких институтов только по авиапрому и ракетам). Они могут создать свои технологии изготовления этих лопаток и воспроизводить их в промышленном масштабе. Есть у них и "кадровый резерв"-это нынешняя Украина с её невостребованными специалистами. Буквально 10 хороших технологов могут продвинуть Китай очень далеко в этом плане.
    1. gridasov 9 сентября 2016 18:59
      Меня удивляет , что все рассуждения основываются на использовании устаревшей технологии организации физического процесса в авиационной турбине. И всем к тому же известно , что современная технология не позволяет ни раскуртить до больших скоростей эти турбины , ни повысить экономиченость их работы, ни повысить добротность и надежность. А ведь есть и идея и расчет принципиально новой турбины , которая обосновано может все эти трудности преодолеть и далее расширить границы использования их как двигателей и движителей. Поэтому вопрос риторический и состоит в том кто быстрее сообразит и хотя бы на веру примет , что такие разработки есть и они весьма перспективны.
  8. Zaurbek 9 сентября 2016 12:21
    С них пример брать нужно. Копирование это тоже труд. И СССР что то копировал и потом дальше шел. Например ТРД РолсРойс на МиГ-15/17.
  9. uskrabut 9 сентября 2016 14:20
    Цитата: sergeyzzz
    Посмотрим, что у них получится.

    В нашей стране совершенно не уважают труд инженера, поэтому и регресс очень сильный во многих областях.

    В нашей стране вообще любой труд не уважают! Уважают силу, наглость и воровство. А это прямой путь в каменный век.
  10. СМихалыч 9 сентября 2016 14:38
    А мы все оглядываемся на международные нормы в области патентного права...

    Претензии по приоритету в патентном праве можно предъявить тогда, когда изделие начинает продаваться на внешнем рынке. И то, если поймаешь за руку. Знающие люди понимают, что запатентовать можно и фаску на гайке, если сможешь ее обосновать.
    Китайцы уже давно ничего не изобретают самостоятельно, они изобрели метод "обратного проектирования" и с успехом им пользуются. Достаточно посмотреть на продукцию их автопрома: клон на клоне и клоном погоняет. И как-то по поводу претензий не слышно.
    А что творится в области бытовой техники ... один и тот же завод выпускает и брендированную продукцию и шлак. А как же? Приезжает какой-нить бизЬнесЬмен и говорит: "Вы моему кункурэнту сделали мясорубку по такой цене ..., я хочу такую же, но дешевле" Что бы сделал технолог на нашем заводе? Прааавильно, послал бы. А что делает технолог-китаец? Он начинает работать с материалами и в итоге предлагает то же самое, но дешевле, не важно, что изделие рассыпется через пол-года. Это, что касается бытовухи.
    Что до более серьезных изделий, то не нужно приводить в пример времена, когда в каждом дворе стояла печь и валовый объем металла превышал выплавки ведущих стран мира. Времена серьезно изменились. Они наворовали технологий немеряно. А если учесть, что Китай является лидером по производству редкоземельных металлов, то и с качеством металла для специзделий у них тоже наладится.
    Поэтому, нужно не забывать старый и проверенный временем принцип: "Бдительность - основное качество советского человека". А у нас пока, судя по приведенной в начале поста цитате, пока превалирует бЗдительность.
    1. Оператор 9 сентября 2016 15:18
      Китаю нельзя никак запретить копировать технику, которую они уже получили в свое распоряжение.

      Китаю можно и нужно не дать использовать технологии изготовления этой техники, уйдя в отрыв в части оснащения заводов по ее производству и видов задействованных техпроцессов.

      Условно говоря, перейти на полностью углепластиковые планеры самолетов (формируемые по закрытой отечественной технологии) с тем, чтобы китайцы могли клепать копии планеров только из дюраля. Или запустить закрытый отечественный техпроцесс формирования керамических турбин реактивных двигателей с тем, чтобы китайцы ковырялись с враз устаревшими монокристалическими металлическими турбинами.

      Так что проблема в копировании вещей не в китайцах, а нас (в смысле недостаточного масштаба разработки эксклюзивных технологий).

      Китайцы нас в этом никогда не догонят - нация с менталитетом копирайтеров никогда не станет новаторами.
  11. Zaurbek 9 сентября 2016 15:13
    Была похожая история с двигателем для Руслана. СССР запросил у РолсРойса 4е двигателя , что бы посмотреть и скопировать, а англичане сказали, или 36 покупайте или не продадим... Пришлось самим делать Д-18Т получился.
  12. Mestny 9 сентября 2016 16:43
    Цитата: Недопиджак
    Думаю, всё равно они доведут свои двигатели до ума, вопрос времени.

    Пока они их доведут - остальные ещё много нового придумают.
    Сколько тут крику поднимается стоит только в статье заикнутся например про производство процессоров в России.
    И как это плохо - брать чужое, устаревшее, и копировать. И как это никогда не позволит России догнать тех. у кого она эти технологии покупает ( продают то не самое новое).
    Ну так примените этот принцип к Китаю.
    Так нет!
    Вон чего пишут:
    А вообще Китайцы молодцы!
    Эй чиновники! Вот вам пример стремления к импортозамещению!.

    То есть опять у нас всё плохо...
  13. ВольдемарЪ 10 сентября 2016 03:19
    В СССР тоже когда-то скопировали американский В-29 и превратили его в Ту-4, а через 10 лет появился и Ту-95. Однако есть большое отличие от Китая - у нас в стране была своя школа самолетостроения, а наши летчики совершали рекордные по продолжительности перелеты еще перед войной, так что разборка американской техники нам только помогла продвинуться в некоторых технологиях вперед не тратя время на разработку. А Китай ничего своего в авиации не создал и летают они до сих пор на чужих скопированных гражданских и военных самолетах.
    P.s. Что за двигатель на фотографии в статье?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня