Китай создаст собственные авиадвигатели копированием чужих

27
Китай создаст собственные авиадвигатели копированием чужихКитай начинает реализацию масштабного плана, важнейшего для его авиапрома – разработку собственных авиадвигателей мирового класса. Сейчас в этом вопросе КНР сильно отстает – и зависит в том числе от России. Решать проблему китайцы будут привычным методом: копированием чужих (и российских) технологий. В этом, однако, можно найти и определенные плюсы.

Еще в конце августа председатель КНР Си Цзиньпин призвал ускорить НИОКР в области авиационного двигателестроения, чтобы усилить китайскую авиапромышленность. Важным организационным шагом на пути этого усиления стало создание Китайской авиадвигательной корпорации – Aero Engine Corp of China (ранее авиационными двигателями занималась Китайская авиапромышленная корпорация – Aviation Industry Corp of China).



Как подчеркивает в связи с этим ресурс Defense-aerospace.com, несмотря на невероятные успехи, достигнутые Китаем в области науки, техники и промышленного производства, авиадвигатели остаются одной из тех немногих сфер, в которых страна отстает от ведущих авиастроительных держав. В настоящее время только пять стран (и все они – члены Совета Безопасности ООН) способны производить турбовентиляторные двигатели с функцией форсажа типа тех, которые установлены на лучших в мире истребителях – американском F-22 или российском Су-35.
При этом самые совершенные самолеты Народной армии Китая, типа истребителя J-10 или транспортника Y-20, полностью зависят от российских двигателей. Даже J-20 – первый китайский самолет, построенный по технологии «стелс» – использовал для испытательных полетов двигатель из России.

Согласно плану под общим названием «Будет производиться в Китае к 2025 году», производство авиадвигателей является одной из 10 промышленных отраслей, имеющих критическую важность для страны, а потому будет полностью поддерживаться правительством. Благодаря успехам собственных инженеров и конструкторов Китай уже изготавливает турбовентиляторные двигатели типа WS-10 Taihang, которые установлены на некоторых истребителях типа J-10 и J-11. Впрочем, по мнению экспертов, пока еще рано говорить о том, достаточно ли они мощны и надежны, чтобы заменить импортируемые двигатели. Известно, что одна из главных проблем, которую предстоит решить китайским конструкторам, – это создать двигатели, которые способны в течение длительного времени обеспечивать самолету полет на сверхзвуковой скорости.

Итак, Китай намерен стать великой авиационной державой, что немыслимо без развитого двигателестроения. Но что является источником потенциального величия Поднебесной в данной сфере? Ответ однозначен и прост – интеллектуальное «пиратство».
Классический пример – Су-27. Вначале Китай купил у России небольшое число этих истребителей. Потом вроде бы собирался производить их из российских комплектующих, но собрал лишь 105 машин из запланированных 200. Вскоре стало ясно, почему: китайцы просто скопировали этот самолет и начали его безлицензионное производство. Собственно китайского там было лишь название J-11В, двигатели, вооружение и приборное оборудование.

Причем, как отмечают эксперты, если в 1960-х годах китайские копии советской военной техники были заведомо примитивнее оригиналов, то J-11В, судя по имеющимся данным, по своим тактико-техническим характеристикам практически не уступает Су-27. А J-15 – это китайская копия Су-33, являющегося корабельной версией Су-27. Из-за подобных «перевоплощений» Россия, согласно докладу Британского королевского общества аэронавтики, отложила поставки Китаю последней версии Су-35. Желание Пекина закупить только 24 машины этого типа, но при этом – большое количество запасных двигателей, вызвало у российских властей опасение, что и в данном случае Китай намерен скопировать истребитель. И прежде всего – его двигатель.

Как отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, Пекин уже давно не гнушается неприкрытым воровством технологий, в чем весьма преуспел. Например, нет никаких данных, указывающих на то, что Россия когда-либо продавала КНР непосредственно реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Смерч» или лицензию на их производство. Тем не менее в армии Китая сначала появилась РСЗО А-100, очень напоминающая «Смерч», а потом PHL-03 – полная копия данной системы.

Самоходная артиллерийская установка Туре 88 (PLZ-05) очень похожа на российскую «Мсту», которая тоже никогда в КНР не экспортировалась.

Россия никогда не продавала Китаю и лицензию на производство зенитной ракетной системы С-300, но это не помешало китайцам скопировать ее под названием HQ-9. Китайская БМП ZBD04 чрезвычайно похожа на российскую модель БМП-3, а крылатая ракета С-602 – на российскую крылатую ракету X-55.

Есть причины обижаться на Китай и у США. Chengdu J-20 «Черный орел» имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского так и не завершившего испытания МиГ 1.44 и американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35. А китайский региональный самолет ARJ-21 является реинкарнацией американского лайнера DC-9, выпущенного в середине 1960-х годов для линий средней протяженности.
«По-научному» то, чем занимается Китай, воспроизводя у себя образцы зарубежной техники, называется «обратное проектирование». Берется какое-либо изделие, полностью разбирается, каждая деталь тщательно перечерчивается, а полученные чертежи затем передаются в производственные цеха, которые начинают выпуск этого изделия уже под китайской маркой. При этом, как отмечено в уже упомянутом докладе Британского общества аэронавтики, «обратное проектирование на таком высоком уровне предполагает высокую степень технической компетенции». Но Китай вложил много сил и средств в исследовательскую и технологическую инфраструктуру, которая является необходимым условием создания аэрокосмической отрасли мирового класса.

Но, как ни странно, в «обратном проектировании», осуществляемом КНР, есть и положительная стороны, причем для тех самых производителей, чью продукцию Китай «обратно проектирует». Управляющие зарубежных авиастроительных компаний, у которых есть совместные предприятия с Китаем, единодушно выражают беспокойство по поводу воровства этой страной их технологий. И в то же время отмечают: в том числе и по этой причине их компаниям нужно постоянно создавать новые технологии, чтобы сохранять конкурентное преимущество перед китайской продукцией. Так что «обратное проектирование», практикуемое Китаем, невольно стимулирует научно-технический прогресс в области авиации.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    9 сентября 2016 07:44
    Статья абсолютно в том же духе, что и материалы русскоязычной версии американского журнала "Популярная механика" аж за 2008 год "Китай против России победа будет не за нами". https://topwar.ru/2439-kitaj-protiv-rossii-pobeda
    -budet-ne-za-nami.html
  2. +1
    9 сентября 2016 08:50
    Процессу « обратного проектирования» мы помешать не можем, только слегка притормозить. Нам остаётся только одно _ БЫТЬ ВПЕРЕДИ. Ну и давать по рукам нации ксероксов( ...ой забыл, они же ещё рецептүру пороха спи...ли, то есть изобрели...)
  3. +1
    9 сентября 2016 09:02
    Интересно, а можно Китаю предъявить за незаконное использование технологий? what
    1. +1
      9 сентября 2016 12:50
      Предъявлять нет смысла, философия Китая, это не нужно ничего изобретать и создавать - все уже готово, просто бери и делай. Вот они и делают. Кроме того, догнать и перегнать конкурентов, играя по их правилам(конкурентов) невозможно! И китайцы достаточно умны ,что бы это понимать! И это делает весь "цивилизованный запад", просто уже на ином уровне, при этом громко крича о правовых аспектах! Так ведь, крик этот в чужую сторону, а сами его соблюдать они не утруждаются.
  4. +5
    9 сентября 2016 09:56
    Нет! А вообще Китайцы молодцы!
    Эй чиновники! Вот вам пример стремления к импортозамещению!.
  5. +6
    9 сентября 2016 09:57
    Воровством идей и технических решений (ну пусть заимствованием) занимаются все самые передовые компании и страны. Лучше всего это получается у технологически и инновационных лидеров. Замечается заимствование обычно когда изделия с его применением начинают проявляться на местных или мировых рынках, что беспокоит тех лидеров, кто хотел бы навечно закрепить свой отрыв от остальных.

    Китай - очевидный лидер и может позволить себе также копировать, что захочет.

    Нам бы так как Китай действовать, но у нас ЕГЭ, ФАНО, мундиаль, мутко-мельдоний, а также распил и откат.
    Не до инноваций.
    1. +1
      9 сентября 2016 15:05
      Вы правы. Ниже приведена ссылка в подтверждение Вашего утверждения, что "Воровством идей и технических решений (ну пусть заимствованием) занимаются все самые передовые компании и страны." Там есть мой комментарий. Речь идет о Сименсе. Там есть все необходимые ссылки.
      http://greentransportation.info/ev-charging/elect
      ric-roads/siemens-ehighway-future.html
  6. +2
    9 сентября 2016 11:50
    Цитата: Недопиджак
    Снять размеры с лопатки турбины несложно.

    ---------------------------
    Тем более, что это давно делают 3D-сканеры, а не человек с ручкой, рулеткой и блокнотом.
  7. +3
    9 сентября 2016 11:56
    Цитата: лысова
    А у них получится, как с выплавкой металла, ловлей воробьёв и копирования АКМ в былые годы. На это, у них уйдёт десятилетия для совершенства. Незавидная судьба у лётчиков на этих движках.

    ----------------------------
    Ну как сказать? С 1967 года уже полвека прошло, в КНР есть мощные НИИ по разным направлениям техники (порядка 600 таких институтов только по авиапрому и ракетам). Они могут создать свои технологии изготовления этих лопаток и воспроизводить их в промышленном масштабе. Есть у них и "кадровый резерв"-это нынешняя Украина с её невостребованными специалистами. Буквально 10 хороших технологов могут продвинуть Китай очень далеко в этом плане.
    1. 0
      9 сентября 2016 18:59
      Меня удивляет , что все рассуждения основываются на использовании устаревшей технологии организации физического процесса в авиационной турбине. И всем к тому же известно , что современная технология не позволяет ни раскуртить до больших скоростей эти турбины , ни повысить экономиченость их работы, ни повысить добротность и надежность. А ведь есть и идея и расчет принципиально новой турбины , которая обосновано может все эти трудности преодолеть и далее расширить границы использования их как двигателей и движителей. Поэтому вопрос риторический и состоит в том кто быстрее сообразит и хотя бы на веру примет , что такие разработки есть и они весьма перспективны.
  8. +3
    9 сентября 2016 12:21
    С них пример брать нужно. Копирование это тоже труд. И СССР что то копировал и потом дальше шел. Например ТРД РолсРойс на МиГ-15/17.
  9. 0
    9 сентября 2016 14:20
    Цитата: sergeyzzz
    Посмотрим, что у них получится.

    В нашей стране совершенно не уважают труд инженера, поэтому и регресс очень сильный во многих областях.

    В нашей стране вообще любой труд не уважают! Уважают силу, наглость и воровство. А это прямой путь в каменный век.
  10. +1
    9 сентября 2016 14:38
    А мы все оглядываемся на международные нормы в области патентного права...

    Претензии по приоритету в патентном праве можно предъявить тогда, когда изделие начинает продаваться на внешнем рынке. И то, если поймаешь за руку. Знающие люди понимают, что запатентовать можно и фаску на гайке, если сможешь ее обосновать.
    Китайцы уже давно ничего не изобретают самостоятельно, они изобрели метод "обратного проектирования" и с успехом им пользуются. Достаточно посмотреть на продукцию их автопрома: клон на клоне и клоном погоняет. И как-то по поводу претензий не слышно.
    А что творится в области бытовой техники ... один и тот же завод выпускает и брендированную продукцию и шлак. А как же? Приезжает какой-нить бизЬнесЬмен и говорит: "Вы моему кункурэнту сделали мясорубку по такой цене ..., я хочу такую же, но дешевле" Что бы сделал технолог на нашем заводе? Прааавильно, послал бы. А что делает технолог-китаец? Он начинает работать с материалами и в итоге предлагает то же самое, но дешевле, не важно, что изделие рассыпется через пол-года. Это, что касается бытовухи.
    Что до более серьезных изделий, то не нужно приводить в пример времена, когда в каждом дворе стояла печь и валовый объем металла превышал выплавки ведущих стран мира. Времена серьезно изменились. Они наворовали технологий немеряно. А если учесть, что Китай является лидером по производству редкоземельных металлов, то и с качеством металла для специзделий у них тоже наладится.
    Поэтому, нужно не забывать старый и проверенный временем принцип: "Бдительность - основное качество советского человека". А у нас пока, судя по приведенной в начале поста цитате, пока превалирует бЗдительность.
    1. 0
      9 сентября 2016 15:18
      Китаю нельзя никак запретить копировать технику, которую они уже получили в свое распоряжение.

      Китаю можно и нужно не дать использовать технологии изготовления этой техники, уйдя в отрыв в части оснащения заводов по ее производству и видов задействованных техпроцессов.

      Условно говоря, перейти на полностью углепластиковые планеры самолетов (формируемые по закрытой отечественной технологии) с тем, чтобы китайцы могли клепать копии планеров только из дюраля. Или запустить закрытый отечественный техпроцесс формирования керамических турбин реактивных двигателей с тем, чтобы китайцы ковырялись с враз устаревшими монокристалическими металлическими турбинами.

      Так что проблема в копировании вещей не в китайцах, а нас (в смысле недостаточного масштаба разработки эксклюзивных технологий).

      Китайцы нас в этом никогда не догонят - нация с менталитетом копирайтеров никогда не станет новаторами.
  11. 0
    9 сентября 2016 15:13
    Была похожая история с двигателем для Руслана. СССР запросил у РолсРойса 4е двигателя , что бы посмотреть и скопировать, а англичане сказали, или 36 покупайте или не продадим... Пришлось самим делать Д-18Т получился.
  12. -1
    9 сентября 2016 16:43
    Цитата: Недопиджак
    Думаю, всё равно они доведут свои двигатели до ума, вопрос времени.

    Пока они их доведут - остальные ещё много нового придумают.
    Сколько тут крику поднимается стоит только в статье заикнутся например про производство процессоров в России.
    И как это плохо - брать чужое, устаревшее, и копировать. И как это никогда не позволит России догнать тех. у кого она эти технологии покупает ( продают то не самое новое).
    Ну так примените этот принцип к Китаю.
    Так нет!
    Вон чего пишут:
    А вообще Китайцы молодцы!
    Эй чиновники! Вот вам пример стремления к импортозамещению!.

    То есть опять у нас всё плохо...
  13. 0
    10 сентября 2016 03:19
    В СССР тоже когда-то скопировали американский В-29 и превратили его в Ту-4, а через 10 лет появился и Ту-95. Однако есть большое отличие от Китая - у нас в стране была своя школа самолетостроения, а наши летчики совершали рекордные по продолжительности перелеты еще перед войной, так что разборка американской техники нам только помогла продвинуться в некоторых технологиях вперед не тратя время на разработку. А Китай ничего своего в авиации не создал и летают они до сих пор на чужих скопированных гражданских и военных самолетах.
    P.s. Что за двигатель на фотографии в статье?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»