Конвертопланы и толкающие винты: гибридные вертолеты будущего

«Дорог, ненадежен, востребован» — подзаголовок к статье, опубликованной в «Популярной механике» четыре года назад, исключительно емко описывает образ, сложившийся у конвертопланов.

Конвертопланы и толкающие винты: гибридные вертолеты будущего


То ли самолеты, то ли вертолеты — или недосамолеты и недовертолеты — они до сих пор не завоевали никакой определенной репутации, а американский Bell V-22 Osprey остается единственным конвертопланом, пошедшим в серийное производство и принятым на вооружение. Начиная с 2005 г. они поучаствовали в несколько крупных катастрофах и ликвидации Усамы бен Ладена, понемногу пробивая себе широкую дорогу к признанию — и в небо.




Osprey произведен в количестве около 200 штук, и хотя львиная доля конвертопланов остается на службе американской армии, они также поставляются в Канаду, Израиль и ОАЭ. Ну а в самом концерне Bell Helicopter совместно с Boeing Rotorcraft Systems с такими аппаратами связывают немалые надежды, и не так давно представили следующее поколение конвертопланов Bell V-280. Замечательный репортаж о них перевели ребята с YouTube-канала «Военная авиация».



Тем временем сторонники «классических» вертолетов тоже присматриваются к нестандартным схемам — таким, как гибридные аппараты с дополнительными толкающими винтами, позволяющими развивать рекордные скорости. Эти возможности демонстрирует экспериментальная модель Eurocopter X3 Hybrid, в 2014 г. установившая рекорд скорости вертолетов: больше 470 км/ч.



По аналогичной схеме реализован прототип высокоскоростного высотного вертолета-разведчика Sikorsky S-97 Raider с соосными несущими винтами и толкающим — на хвосте. Не отстают от них и российские компании: гибридные аппараты активно разрабатываются на в КБ Камова и Миля. Толкающий винт применялся отечественными инженерами еще на Ка-22, созданном в конце 1950-х. Однако новые проекты, такие как Ка-92, реализуют концепцию на совершенно новом уровне. А перспективный Ка-90 будет оснащен реактивным двигателем и, по заявлению разработчиков, сможет развивать скорость больше 800 км/ч. Жаль, что никаких видеороликов с ним — хотя бы анимации — пока не представлено. Так что пока нам остается довольствоваться презентацией Sikorsky S-97 и думать о том, что Ка-90 будет круче.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 48
  1. Azim77 10 сентября 2016 16:57
    Очень нравится концепция конвертопланов - гибрида вертолета и самолета. И вертикальный взлет, и зависание на месте, и несущее крыло, и приличная скорость. Также проще, по сравнению с вертолетами, создать для этой схемы систему катапультирования. Хотя и минусов хватает, как указано в статье - пока это еще дорого, ненадежно, да и сложно. Но по мере разработки новых легких и прочных материалов, надежных двигателей с небольшой массой, мне кажется у конвертопланов есть будущее.. Невольно вспоминается конвертоплан с фильма Аватар)
    1. Darkmor 10 сентября 2016 18:33
      гибрида вертолета и самолета

      К сожалению, он вбирает в себя все недостатки обоих и перемножает их.
      Он недостаточно быстрый как самолет, и недостаточно маневренный, как вертолет.
      Он страдает износом лопастей винтов и поворотных креплений двигателей, высоким расходом топлива в "вертикальном режиме", большой радарной сигнатурой, он дороже аналогичного вертолета.
      И все, что вы за это получаете - транспортник с большей скоростью и радиусом действия, чем вертолет.
      Думаю, принятие его на вооружение в США было лоббированием, и ошибкой. Овчинка не стоит выделки.
      1. voyaka uh 11 сентября 2016 17:16
        "К сожалению, он вбирает в себя все недостатки обоих и перемножает их"///

        ???
        Скорость самолета-транспортника, точно как у C-130 Hercules (550 км/ч) и вертикальное
        зависание/ взлет/ посадка вертолета.

        "и недостаточно маневренный, как вертолет"/////

        Совершено неверное представление. Osprey крутит фигуры, которые
        ни один вертолет не осилит.
      2. Simpsonian 12 сентября 2016 14:23
        Скорее исключает и делит...
        Поворотные крепления винтов и лопасти поворачиваются не настолько часто и быстро по сравнению с турбинами ВРД самолета чтобы быть дорогими и изнашивающимися.
        Про все остальное и дороговизну это тоже для лохов потому что от вертолета поперечной схемы конвертоплан отличается только этими поворотными узлами.
        Придумайте еще что-нибудь чтобы конвертопланы были на вооружении только у США и их союзников.
        1. Alexez 16 сентября 2016 12:19
          Ну поехали...
          Поворотные крепления винтов и лопасти поворачиваются не настолько часто и быстро по сравнению с турбинами ВРД самолета чтобы быть дорогими и изнашивающимися.
          Начнем с того что поворот осуществляет весь узел вместе с двигателем, соответственно и все что к нему крепиться тоже поворачивается например топливная система, все кабели силовые и информационные и т.д. в условиях повышенной вибрации да еще и с перегрузками надежность такой системы не вызывает доверия.Турбины ВРД в этом контексте вообще не причем аналогия с поршневыми была бы лучше и то с натягом. Надежность конвертоплана как системы очень низкая достаточно выхода из строя одного движка или его лопостей и вобщем братская могила обеспечена. Не надо серьезного ПВО достаточно ЗУ-23 чтоб все это дорогостоящее великолепие отправить в металлолом. Необходимо забронировать все крыло (а ведь в нем проходят топливо проводы, гидроприводы, электрокабели и пр.), двигатель, кабину пилотов и грузовой отсек... взлетит ли он вообще после этого?
          P.S. Цель гонять красиво папуасов по пустыне с реальным риском навернуться от очереди из крупнокалиберного пулемета ИМХО не стоят того.
          1. Simpsonian 19 сентября 2016 04:10
            Ничего сложного в кручении топливопровода или трасс нет.
            Все летательные аппараты работают с вибрациями и перегрузками.
            Турбины ВРД при том, что они напряженней пропеллера. Не при чем поршневики - они сейчас почти не ставятся.
            Двигатели с перекрестной трансмиссией, каждый на оба винта.
            Одна лопасть у вертолета или пропеллера самолета отлетит (или одна лопатка ВРД) - тоже ничего хорошего.
            ЗУ-23 отправит в металлолом медленно летящий вертолет. С коневртопланом ей наоборот будет сложнее.
            Опять же - чего в них конкретно дорогостоящего? Чего, и Конкретно?
            Бронируется ли все крыло у самолета - там ведь даже не топливопроводы а баки? Ну и кабины и грузовые отсеки?
            PS. Цель пропагандистско-псевдоинженерного ляпа недостигнута, срочно придумайте демагогийю для лохов еще.
  2. afrikanez 10 сентября 2016 17:12
    Ка-90 будет оснащен реактивным двигателем и, по заявлению разработчиков, сможет развивать скорость больше 800 км/ч. Жаль, что никаких видеороликов
    Просто наши разработчики не любят раньше времени хвалиться, как америкосы. Те еще толком ни чего не сделают а уже на весь мир трубят, какие они умелые. У нас будет готов рабочий макет, вот тогда и будем посмотреть.
    1. Force 10 сентября 2016 18:58


      Ну да.Ну да.
    2. gridasov 10 сентября 2016 22:06
      какие в заднице разработчики , если их заранее можно предсказать и можно знать о чем они думают. Они все-равно используют базовые и фундаментальные принципы от которых и отталкиваются. Нужны новые решения на базвом уровне, а их нет и слушать они других не хотят и не могут. Тысячу раз повторюсь , что стадо баранов отличается тем , что и мыслят они стадно .
      1. Alexez 16 сентября 2016 12:30
        Что-то рано вы наших разработчиков в стадо записали. Проблема в том, что все модификации чего то существующего это процесс схожий с эволюционными, т. е. постепенный и как показывает практика максимальный процент новизны в технике не превышает 20% - это чтоб все было надежно и продумано. А вот Американцы в последнее время все наровят через ступеньку прыгнуть а то и через 2, что так сказать, достичь того желаемого "подавляющего технологического разрыва"... вот и разрывает их на части от этого...
    3. Xwazilb 23 сентября 2016 17:26
      И поэтому уже 15 лет кроме слабых концептартов ничего не показывают.
  3. Алексей_К 10 сентября 2016 17:26
    Лопасти винтов у данного конвертоплана не позволяют ему садиться по самолётному. Это значит, что при поломке одного двигателя в режиме самолёта и невозможности перевести двигатель или лопасти в вертикальное положение для посадки планированием, посадка конвертоплана может завершиться аварией - переворотом на посадочной площадке, но возможен и вариант, когда лопасти просто сломаются посадка будет более или менее нормальной. И вообще как конвертоплан будет осуществлять посадку, когда один двигатель горизонтален, а другой вертикален, различное лобовое сопротивление воздуха приведёт к косорылой посадке, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, возможно задевание крылом конвертоплана земли.
    1. gridasov 10 сентября 2016 22:08
      какие люди ! Леша ! Ты хоть понимаешь шо такое лобовое сопротивление с позиции физика ?
    2. SVVP 12 сентября 2016 08:52
      ))) А поведайте гадость мне, все ЛА проектируются только лишь для того, чтобы они обязательно ломались, и обязательно под "исход 200"? Вот уж сколько тогда "смертников-камикадзе" по курортам да по делам разлётывают в мире! И даже бизнес-класс(!) ;D ;D ;D
  4. Yakut 10 сентября 2016 18:42
    При отказе одного двигателя или при их разбалансировке он просто рухнет. Там и речи нет о продолжении полета. У двухвинтовой схемы винты вращаются в разные стороны, компенсируя моменты друг друга. В этом ее очень большой минус. При отказе одной из ВМГ крайне сложно посадить вертолет в режиме авторотации, там мгновенно вертолет закручивать начинает.
    1. Force 10 сентября 2016 18:53
      При отказе одного движка он не рухнет.Так как система дублирована через вал.
      1. gridasov 10 сентября 2016 22:41
        не задаетесь вопросом почему они таки валятся. Сидеть за столом и болтать языком это одно , а нагрузка через вал от одного двига ....И почему он вообще должен в принципе отказывать?Этого просто не должно быть и этому есть обоснование
  5. gridasov 10 сентября 2016 20:38
    Не многие люди способны мыслить масштабно . Самые развитые государства разрушают себя сами свои развитием ,если производят продукцию в ,том числе и вооружение , которое тратит невосполнимое топливо и энергоресурсы.
  6. APASUS 10 сентября 2016 21:24
    Разработка аппарата продолжалась целых 30 лет, и все эти годы за проектом тянулся шлейф неприятностей — то подтекающая гидравлика, то возгорания на борту, а в определенных ситуациях и нестабильность в полете. Эта злополучная программа не обошлась и без человеческих жертв: в ходе испытаний произошло три крушения, при которых погибло 30 морпехов. Инженеры раз за разом выявляли и исправляли пороки в конструкции этого самолета, но у прессы быстро кончилось терпение, и она объявила этот проект истинным злодейством. Нападки на самолет достигли пика в 2007 году, когда на обложке журнала Time он был назван «Летающим позором».
    Раны не зажили и до сих пор, передовица в New York Times давала этому аппарату такие оценки, как «небезопасный» и «чреватый неисправностями».
    1. gridasov 10 сентября 2016 21:55
      Доводка будет продолжаться еще 130 лет потому , что нельзя изменить алгоритмы этапов превращения физического процесса. Тупые думают , что физический процесс не имеет размерности , а он разделен на этапы и если эти этапы не соизмеримы то в конечном счете и проблемы не решется. А то , что кто-то создал непродуманные до конца устройства это еще и ничего не значит, если не считать , что люди загруженные в такой аппарат являются потенциальными смертниками в любой момент полета.
    2. Aqela 13 сентября 2016 00:25
      Полагаю, что первые лет 20 аэропланы тоже не баловали надёжностью. Даже не нужно читать исторические документы. Достаточно почитать что-нибудь от Антуана нашего Сент-Экзюпери. В скольких его очерках и рассказах описывается унылый процесс ремонта где-нибудь посреди Сахары засбоивших движков и прочей радости... А уж какие чудеса членовредительства представляли собой в 19 веке паровозы и пароходы!!! fellow А появление понятия "баг" из истории компьютерной техники Вам известно?
      Так что во многих случаях - "дело техники" и "болезни роста". request
  7. TIT 10 сентября 2016 21:36
    маленький ,
    но летающий
    TIT
  8. Леков Л 10 сентября 2016 22:11
    аппараты с дополнительными толкающими винтами, позволяющими развивать рекордные скорости. Эти возможности демонстрирует экспериментальная модель Eurocopter X3 Hybrid...
    К-22

    Ну, господин Фишман и вы милые редакторы, половина вас точно автомобиль имеет что предполагает хотя бы начальный технический уровень.
    Тянущий и толкающий винт это все же разные штучки - одна спереди тянет аппарат вперед, а другая сзади и что характерно пытается толкать. request
    А статье плюс - занятно.
    С уважением к коллегам.
  9. Азов 10 сентября 2016 23:24
    Возможна ли реализация сего аппарата с реактивными двигателями?
    1. SVVP 12 сентября 2016 09:08
      Возможна, только вот такими и в таком исполнении:



      как автор заявляю bully
  10. Zaurbek 12 сентября 2016 13:32
    Схема С-97 смориться как то проще и надежнее. В схеме Оспрей , конечно много рискованных моментов с поворотами двигателей. Тут еще нужно понять, что какие то схемы лучше для легких-средних машин, а какие то для тяжелых. В 30е годы полным ходом строили автожиры, он не может полностью заменить вертолет, но схема гораздо проще.....
  11. ArikKhab 16 сентября 2016 20:58
    Osprey НЕ поставляются в Канаду, Израиль и ОАЭ....на данный момент на вооружении только в США
    Ка-22 винтокрыл поперечной схемы (являющегося автожиром-вертолётом-гиродином)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня