Русское оружие. Пять образцов технического чуда

56
ТАНК Т-34

Русское оружие. Пять образцов технического чуда




Легендарная «тридцатьчетвёрка» первоначально зародилась как развитие колёсно-гусеничных танков семейства БТ, противопульное бронирование которых во второй пол. 1930-х годов уже перестало отвечать требованиям времени.


Михаил Ильич Кошкин

В 1937 году недавно назначенный на должность главного конструктора танкового КБ Харьковского завода Михаил Кошкин получил задание создать новый колёсно-гусеничный танк с противоснарядным бронированием. Хотя вскоре оказалось ясно, что конструкция колёсно-гусеничной ходовой части не позволит радикально усилить бронирование и вооружение. Поэтому параллельно колёсно-гусеничному А-20 разработали гусеничный вариант А-32, отличавшийся более мощным бронированием и 76-мм пушкой вместо 45-мм на А-20. Это и предопределило принятие на вооружение доработанного гусеничного варианта под индексом Т-34. Два предсерийных экземпляра, прибывшие своим ходом из Харькова в Москву 17 марта 1940 года, продемонстрировали Иосифу Сталину, который высоко оценил потенциал машины, и 31 марта последовало постановление о начале серийного производства.


Слева направо. БТ-7М, А-20, Т-34 с пушкой Л-11, Т-34 с пушкой Ф-34

В подразделения первые Т-34 стали поступать с осени 1940 года. Поначалу новые танки в войсках встретили негативно: пошли многочисленные жалобы на низкую надёжность различных узлов и агрегатов. Однако конструкторы активно работали над устранением обнаружившихся недостатков. 26 сентября 1940 года коллектив КБ понёс тяжёлую утрату — скончался М.И. Кошкин. Теперь работы возглавил его ученик Александр Морозов.

К началу Великой Отечественной войны в танковых подразделениях приграничных округов находилось уже 967 «тридцатьчетвёрок», но почти все они были потеряны в летних боях не столько по боевым, сколько по техническим причинам, так как на тот момент недостатки танка всё же несколько перевешивали его достоинства. По-настоящему надёжной боевой машиной, пригодной для самостоятельных действий в составе крупных механизированных соединений, Т-34 стал к 1943 году.


Т-35-85 на пражской улице, май 1945 года

Примерно в это же время немцы начали насыщать свои боевые порядки новыми «тиграми» и «пантерами», с которым 76-мм пушка «тридцатьчетвёрки» не в силах была эффективно бороться. В качестве ответной меры советские конструкторы установили на танк новую башню с более мощным 85-мм орудием, что в значительной степени уравняло шансы в дуэльных столкновениях с немецкими танками. Немаловажным выигрышем для СССР оказался факт проведения кардинальной модернизации уже состоящей в массовом производстве машины без снижения объёмов выпуска, в то время как немцам пришлось проектировать свои новые танки «с нуля», что не замедлило отрицательно сказаться на количественных показателях производства.

После войны Т-34-85 ещё в течение достаточно длительного времени оставался на вооружении не только СССР, но и многих других государств. И в наши дни он нередко становится участником вооружённых конфликтов. Последний факт боевого применения относится к 2014–2015 годам в ходе Гражданской войны в Йемене.

ШТУРМОВИК ИЛ-2


Ил-2 вылетают на боевое задание под Сталинградом, январь 1943 года

Наряду с танком Т-34 на звание уникального орудия Победы претендует штурмовик Ил-2. Его серийное производство началось незадолго до начала Великой Отечественной войны — в феврале 1941 года.

Главная особенность самолёта — включение брони в силовую схему планера. Она заменила собой каркас и обшивку носовой и средней части фюзеляжа и прикрывала двигатель, кабину экипажа, радиаторы и топливные баки. Это позволило одновременно обеспечить высокую боевую живучесть и хорошие лётные характеристики.

Первоначально Ил-2 выпускали в одноместном варианте, так как предвоенные теории предполагали, что в бою штурмовики обязательно будут обеспечены надёжным истребительным прикрытием. Правда, реальность оказалась совершенно другой. В начальный период войны Ил-2 несли существенные потери от немецких истребителей по причине незащищённости задней полусферы.

В 1942 году приступили к выпуску двухместной модификации самолёта с кабиной стрелка и пулемётной установкой.


ИЛ-2 над Берлином, май 1945 года

Действия штурмовиков Ил-2 уже в первый период войны стали весьма существенным фактором, сдерживающим продвижение немецких механизированных соединений. Будучи способными действовать днём без истребительного прикрытия, они наносили исключительно результативные удары по противнику. Ещё больше их эффективность возросла с момента завоевания советской авиацией господства в воздухе. Без вооружённых Ил-2 штурмовых авиаполков не обходилась ни одна советская наступательная операция.

К концу войны на вооружение поступил усовершенствованный вариант — Ил-10. Он оснащался более мощным двигателем, что увеличивало скорость и манёвренность и позволяло лучше уклоняться от зенитного огня и истребителей противника.

АВТОМАТ АК



Принятый на вооружение в 1949 году автомат, сконструированный Михаилом Калашниковым, в настоящее время самое распространённое стрелковое оружие в мире. Отправной точкой его создания стала разработка в 1943 году отечественного промежуточного патрона, под который потребовался новый комплекс стрелкового оружия: автомат, самозарядный и магазинный карабины, а также ручной пулемёт.

Новое оружие начали разрабатывать на конкурсной основе, в котором победил проект М.Т. Калашникова. За создание автомата конструктор в 1949 году был удостоен Сталинской премии.


Михаил Тимофеевич Калашников

К достоинствам легендарного автомата, сделавшим его лучшим в мире стрелковым оружием, следует отнести простоту конструкции, хотя и более сложную, чем пистолетов-пулемётов, но более простую, чем у других штурмовых винтовок, технологичность в сочетании с исключительной надёжностью. Ко всему прочему автомат оказался весьма удобен в эксплуатации даже слабоподготовленными стрелками и мог использоваться в любых климатических условиях и температурах воздуха.

Большие зазоры между подвижными деталями и высокие скорости движения узлов сделали возможным ведение огня и в случае попадания непосредственно перед стрельбой в грязную воду или мелкий песок.


Морской пехотинец с АКС-74 (2003 год)

В настоящее время различные варианты АК состоят на вооружении армий более чем пятидесяти государств мира. Его стилизованные изображения присутствуют в том числе на флагах и денежных купюрах некоторых стран. Он также вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как самое распространённое оружие в мире.

С 1993 года на вооружение российской армии стал поступать вариант АК-74М, отличающийся повышенным благодаря технологии хромирования ресурсом ствола, усиленной крышкой ствольной коробки, складывающимся влево пластмассовым прикладом и универсальной боковой планкой, предназначенной для крепления прицелов различных типов.

ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-21



Разработанный в 1950-х годах в ОКБ Артёма Микояна и Михаила Гуревича, лёгкий сверхзвуковой истребитель МиГ-21 стал самым распространённым сверхзвуковым самолётом в истории. Основной предпосылкой его создания явилось появление в СССР малогабаритных турбореактивных двигателей с осевым компрессором, способных развивать тягу свыше 5000 кгс. Именно это позволило воплотить на практике идею треугольного крыла и достичь скорости 2000 км/ч.

Хотя самолёт изначально задумывался в качестве фронтового истребителя, он использовался в том числе как разведчик, перехватчик, истребитель-бомбардировщик и учебно-тренировочный самолёт.


МиГ-21бис в Монино

О МиГ-21 заговорили во всём мире в 1960-х годах, когда быстрые и манёвренные истребители этого типа стали успешно бороться в небе Вьетнама с американскими «фантомами» и «стратофортрессами». Это вынудило США даже запустить специальную программу по отработке тактики воздушного боя с МиГ-21. Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия, американская авиация продолжала терять во Вьетнаме по два «фантома» на каждый МиГ-21. И это при том, что советские лётчики в боях не участвовали и выполняли лишь обязанности инструкторов. Многие американцы просто отказывались верить, что их сбивали сидящие за штурвалами МиГ-21 «гуки» (как они презрительно называли вьетнамцев), и считали, что это был «русский ас Иван».

Помимо СССР серийные аналоги МиГ-21 производились в Китае, Индии и Чехословакии. В настоящее время самолёты этого типа продолжают оставаться на вооружении сирийских правительственных войск и участвуют в боевых действиях против террористических организаций.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-160


Ту-160 на авиасалоне МАКС 1997

Стратегический бомбардировщик Ту-160 является самым тяжёлым боевым самолётом в мире, а также самым крупным и мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла. Среди пилотов он получил поэтичное прозвище «Белый лебедь».
Работы над его созданием в ОКБ Андрея Туполева начались ещё в 1968 году, а первый полёт состоялся 18 декабря 1981 года. В ходе испытаний с борта Ту-160 было произведено четыре пуска крылатых ракет Х-55, которые стали его основным оружием.

После распада СССР почти все имеющиеся в наличии на тот момент серийные машины (19 экземпляров) оказались на территории ставшей независимой Украины. Позднее восемь из них вернули России в обмен на списание части долга по закупкам газа, а оставшиеся уничтожили.

Вновь эскадрильи Ту-160 начали формировать в Энгельсе. В настоящее время на вооружении ВКС России находится 16 самолётов этого типа. В апреле 2015 года министр обороны России Сергей Шойгу поручил возобновить производство модернизированных Ту-160. Всего планируют изготовить 50 самолётов, оснащённых новой системой вооружения, позволяющей использовать перспективные крылатые ракеты.

С 17 по 20 ноября 2015 года стратегические бомбардировщики Ту-160 наносили удары крылатыми ракетами по позициям террористов в Сирии.
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    10 сентября 2016 05:41
    Вот ведь парадокс.Ил-2 был задуман и представлен военным именно в двухместном варианте со стрелком,но те его отвергли .А вот Яковлев создал скоростной одноместный ББ-22 ,но вояки потребовали прилепить к изящному планеру громоздкую стандартную турель и все преимущества выдающегося самолёта свели на нет.
    1. +9
      10 сентября 2016 07:38
      Вы удивитесь, но именно военные формируют техзадание на новую технику. Требования к образцу могут меняться в процессе, поэтому и облик оружия меняется. Каким бы гениальным не был конструктор, он не знает того, что знают военные, а именно условия применения, тактика и прочее."гениальный" Кошкин создал танк т34 на котором было нельзя воевать, столько было недостатков, и военные много усилий приложили, чтобы КБ довело машину до ума
      1. +1
        11 сентября 2016 18:43
        Цитата: Андрей Сухарев
        Вы удивитесь, но именно военные формируют техзадание на новую технику.


        Не менее удивительно, что военные вообще отвергли, предложенный Ильюшиным, штурмовик ИЛ-2, как ненужный для ВВС страны. Только при поддержки Ильюшина Сталиным ИС начались работы по штурмовику и штурмовик ИЛ-2 появился.
        1. +2
          11 сентября 2016 19:13
          Не менее удивительно, что военные вообще отвергли, предложенный Ильюшиным, штурмовик ИЛ-2, как ненужный для ВВС страны.

          а что не отвергнуть если:
          -скорость
          -скороподъёмность
          -дальность не соответствовали ТЗ
          в ответ Ильюшин создает его одноместную версию, которая то же не подходит под ТЗ.
          однако про то, кто что отверг позоворим позже, а пока....

          напомню:
          проектируемый штурмовик, оснащенный мотором АМ-34ФРН, будет иметь максимальную скорость у земли во время атаки цели 385-400 км/ ч и дальность полета на наивыгоднейшем режиме до 750-800 км.

          Вооружение штурмовика состоит из четырех пулеметов ШКАС в крыле для стрельбы вперед с боезапасом по 500 патронов на каждый ствол, одного пулемета ШКАС на турели для стрельбы назад с боезапасом 500 патронов и бомбовой нагрузки...


          ... самолет БШ-2 с полетным весом 4725 кг (существенно меньшим нормального по ТТТ) по основным данным был значительно хуже предусмотренных заданием: полученные на испытаниях максимальная скорость у земли и предельная дальность полета на скорости 0,9 от максимальной меньше требуемых (соответственно 362 км/ч вместо 385-400 км/ч и 618 км против 800-1000 км); посадочная скорость на 30 км/ч выше, чем задавалось ТТТ; длина разбега больше, чем требовалось (340 м вместо 250 м); маневренность и управляемость машины как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях недостаточны (полет с брошенной ручкой управления из-за плохой продольной устойчивости самолета невозможен); скороподъемность (5000 м за 11,5 мин.) и время виража (27,3 сек.), оставляли желать лучшего....


          но виноват проклятый сталин....
        2. +3
          11 сентября 2016 19:17
          Вот ведь парадокс.Ил-2 был задуман и представлен военным именно в двухместном варианте со стрелком,но те его отвергли .


          Цитата: Иван Тартугай
          военные вообще отвергли, штурмовик ИЛ-2, как ненужный для ВВС страны. Только при поддержки Ильюшина Сталиным ИС начались работы по штурмовику и штурмовик ИЛ-2 появился.

          идеальная безапелляционность наших всезнаек!

          , сначала мы узнали , что самолет мало отвечал ТЗ, но а теперь про отвергли:
          Кроме недостатков БШ-2 АМ-35, перечисленных выше, Технический совет в качестве основных выделил еще и такие:

          неудовлетворительный обзор для летчика и штурмана вперед-вниз, обусловленный как компоновочной схемой самолета, так и неудачной формой козырька фонаря. Это в совокупности с недостаточной продольной устойчивостью штурмовика серьезно затрудняло наведение машины на цель, бомбометание и ведение огня из стрелкового оружия с пикирования;
          недостаточная защита летчика спереди (плексиглас толщиной 60 мм, установленный на козырьке фонаря кабины, требовалось заменить прозрачной броней);
          недостаточная управляемость, вследствие больших нагрузок на управление элеронами;
          недоведенность крыльевых пулеметных установок;
          отсутствие предусмотренной ТТТ приемо-передающей радиостанции.
          Несмотря на выявленные недостатки машины, Технический совет НИИ ВВС дал положительный отзыв, отметив в протоколе заседания, что: "Самолет БШ-2 АМ-35 является единственным типом хорошо бронированного самолета, с достаточно мощным бомбардировочным и химическим вооружением и имеет перспективы дальнейшего развития в отношении повышения летных данных, увеличения мощности стрелково-артиллерийского вооружения, увеличения дальности полета и некоторого улучшения полетных свойств.

          В связи с этим, самолет БШ-2 АМ-35 представляет определенный интеpec для использования его в ВВС КА в качестве штурмовика-бомбардировщика ближнего действия"

          Необходимо отметить, что руководство ВВС КА, проявило особое внимание к самолету БШ-2 и всячески старалось помочь С. В. Ильюшину.

          В целях ускорения запуска новой машины в серию начальник ВВС КА командарм 2-го ранга Я. В. Смушкевич 24. 05. 1940 г. обратился с письмом к А. И. Шахурину, в котором писал:

          "Уже прошло 35 дней, как самолет Ильюшина прошел Государственные испытания и имеет заключение технического совета НИИ ВВС относительно внедрения в серию. . Я считаю, что этот самолет крайне необходим для ВВС... Поэтому прошу Вас ускорить решение о запуске в серию бронированного самолета тов. Ильюшина. "

          При этом в письме особо отмечалось, что С. В. Ильюшин дал гарантию руководству ВВС улучшить летно-тактические данные самолета с освоением авиапромышленностью моторов АМ-35А и АМ-37, усилить вооружение, установив две крыльевые пушки калибра 20 мм или 23 мм и два пулемета нормального калибра ШКАС, и "обеспечить самолету бомбометание и стрельбу с пикирования".

          Аналогичные письма Я. В. Смушкевич направил А. И. Шахурину 26 и 29 мая 1940 г. В частности, в письме от 29 мая командарм отметил, что ". самолет БШ-2 будет играть в будущей войне важную роль".

          ну короче некоторые как всегда...
    2. +2
      10 сентября 2016 09:16
      Цитата: andrewkor
      Вот ведь парадокс.Ил-2 был задуман и представлен военным именно в двухместном варианте со стрелком,но те его отвергли .А вот Яковлев создал скоростной одноместный ББ-22 ,но вояки потребовали прилепить к изящному планеру громоздкую стандартную турель и все преимущества выдающегося самолёта свели на нет.

      Про то как военные отвергли двухместный вариант штурмовика,можете поподробней?!Вот только куда не сунься постановления Комитета Обороны об изменении техзадания С.В.Ильюшино как и соответствующего приказа по НКАП ни когда не было-это его инициатива.Во что она вылилась в 1941-42годах не мне судить.
      Про великолепный яковлевский ББ-22-тоже интересуется народ.Без вооружения это был прекрасный скоростной самолёт -только зачем в ВВС самолёт без вооружения?Хотя там и без вооружения своих тараканов хватало.
      1. +1
        10 сентября 2016 13:28
        Ну, Яковлев свою машину разрабатывал по ту же нишу, что и "Москито". Так что именно свою задачу он решил неплохо. Так же и Як-12, на мой взгляд, очень даже недооценённый аппарат. Его аналоги по сию пору успешно за рубежом производят.
    3. +7
      10 сентября 2016 16:51
      А вот Яковлев создал скоростной одноместный ББ-22 ,но вояки потребовали прилепить к изящному планеру громоздкую стандартную турель и все преимущества выдающегося самолёта свели на нет.
      Мало того эти "тупые" военные , страшно подумать, ПОТРЕБОВАЛИ, что бы этот самолет нес бомбовую нагрузку, раз его товарищ Яковлев позиционирует как бомбардировщик, хоть и ближний. И если военных Яковлев мог еще послать, куда подальше, но главное их поддержал товарищ Сталин, а он сам мог быстро сделать из "товарища" - "гражданина" Яковлева. Так что пришлось приводить "выдающийся" самолет к нормам требования военных. И тут оказалось, что этот самолет не какой "не выдающийся", а более чем "средненький", даже "плохенький", не способный с бомбовой нагрузкой даже взлететь с чуть раскисшего грунтового аэродрома и выпуск этих "недоразумений" быстро свернули. К слову этот самолет не был ОДНОМЕСТНЫМ, его экипаж состоял из пилота и штурмана.
    4. +3
      11 сентября 2016 19:10
      Ничего военные не отвергали! ИЛ-2 не соответствовал заданным ТТХ, и поэтому военные не хотели принимать самолет на вооружение. Ильюшину пришлось убрать стрелка- тем самым облегчив машину( улучшилась балансировка, возросла скорость, и пр. характеристики).
      1. 0
        23 мая 2017 20:12
        Глупость, это была концепция военных - ил-2 должен сопровождаться истребителями, а не бороться с вражеским. В 43 (или 44? Когда завоевали почти "господство в воздухе") Опять стали сознательно выпускать ил БЕЗ стрелка, как и задумывалось изначально.
  2. +15
    10 сентября 2016 05:44
    Почему не включили БМ - 13 " Катюшу"?
    1. AUL
      +26
      10 сентября 2016 08:31
      Статейка достаточно примитивная на фоне уже опубликованных на сайте статей о этих вооружениях. Уровень школьной стенгазеты. Публикация ради публикации.
      1. +6
        10 сентября 2016 09:51
        Да все просто,поколение фб и вк не любит сложные лонгриды.
      2. +7
        10 сентября 2016 10:50
        Цитата: AUL
        Уровень школьной стенгазеты

        ну дак может и заинтересует какого школьника, он и полезет узнавать/читать о русском оружии. хоть какая-то просвет работа.
        1. +4
          10 сентября 2016 13:22
          Ну что вы.Обычное стремление подражать.
          10 образцов лучшего оружия
          10 лучших кораблей
          10 лучших танков
          10 лучших автоматов
          10 лучших самолетов
          Ничего не напоминает?
          А тут как раз 2 номинанта из победителей(т34 Лучший танк по версии Дисквавери и Калашников)
          Критерии у Дискавери и то лучше.
        2. +4
          10 сентября 2016 13:37
          О Советском оружии. Не надо отнимать гордость за страну у бывших граждан СССР.
    2. +14
      10 сентября 2016 13:53
      Тут и без "Катюш" вопросов к статье море. Например, автор МиГ-21 в перечень включил, а легендарный МиГ-15 почему-то "забыл". Напомню, что МиГ-15 самый "серийный" истребитель за всю историю реактивной авиации. Такого "титула" обычный самолёт удостоится не может. Плюс к тому, МиГ-15 ПО НАСТОЯЩЕМУ ПЕРВЫЙ В МИРЕ РЕАКТИВНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ. Всё в мире, что было создано до "пятнадцатого" - это металлолом. МиГ-15 создал стандарт реактивного истребителя, Именно на МиГе было реализовано то, что до сих пор служит на современных истребителях. Что касается статьи, то по первым строчкам было понятно, что она передрана с неспециализированного сайта. Уровень статьи явно не для ВО.
  3. +7
    10 сентября 2016 07:08
    тушку на рпг-7 поменять можно
  4. +7
    10 сентября 2016 08:45
    Забыли упомянуть о главном "чуде" - ракете РС-20В "Воевода". Именно она обеспечивает народу России мирное небо над головой. Залп ракетной дивизии этими ракетами способен превратить в Хиросиму половину шарика. Изделие несет 10 РГЧ ИН по 800 кт каждая на дальность 11000 км или одну мощнейшую БЧ мощностью 20 Мт на дальность 16000 км.
    1. +2
      10 сентября 2016 17:38
      Ну какие "пол земных шарика", всего ядерного оружия вместе взятого, хватит только чтобы покрыть территорию, аналогичную площади Франции, при том условии, что французы тоже по себе шарахнут.
      1. +3
        12 сентября 2016 09:40
        Всего у ядерной бомбы несколько поражающих факторов:
        Проникающая радиация - поток жесткого гамма излучения. Его радиус очень велик - от километров до нескольких десятков километров. В радиусе нескольких километров все живое получает сильнейшую дозу облучения.
        Ударная волна - радиус поражения от полукилометра (зона сплошных разрушений) , и заканчивая километров (вылетают стёкла) и вплоть до тысяч километров (звук взрыва) . В редких случаях (50МТ бомба "кузькина мама" Хрущёва) ударная волна огибает земной шар.... 3 раза. Хотя на таких расстояниях не приносит разрушений.
        Остаточная радиация - радиус зависит от направления и силы ветра. Проще говоря это тот участок откуда выпадет радиоактивный дождь (снег, пыль, туман) - остатки грибообразного облака.
        ЭМИ - электромагнитный импульс. Сжигает всю электронику. Радиус десятки километров.
        Световое излучение - сильный поток света, который сжигает все на что падает. Зона поражения зависит от силы взрыва и погоды. Обычно несколько десятков километров - в пределах прямой видимости. И даже на большом расстоянии может сжечь сетчатку глаза. К примеру в Хиросиме на расстоянии 9 км обугливалась кора деревьев. В самом городе плавились бутылки и мгновенно сгорали люди. А там мощность взрыва была всего лишь 12-16 килотонн (16000 тонн) в тротиловом экв.
        Во время легендарного взрыва "Ивана" 50 МТ (50 000 000 тонн тротил. экв. ) испарялись камни.
        Там было все масштабнее:
        Высота "гриба" - 64 км.
        Радиус "активной зоны" (температура более миллиона градусов) 4,5 км.
        Разрушения от ударной волны - 400 км. от центра.
        Световой импульс (воздействие ) - 270 км.
        От острова над которым был подорван заряд остался ровный "вылизанный" каменный "каток".
        Это был самый стильный рукотворный взрыв.
        А ведь тогда хотели взорвать не 50 МТ а все 100 МТ.. . Боюсь представить что было бы.. .

        Так что радиус всегда огромен, но сильно зависит от мощности.
  5. +2
    10 сентября 2016 09:56
    Первоначально Ил-2 выпускали в одноместном варианте, так как предвоенные теории предполагали, что в бою штурмовики обязательно будут обеспечены надёжным истребительным прикрытием. Правда, реальность оказалась совершенно другой.

    Ага, другой реальностью были проблемы с центровкой.
  6. +2
    10 сентября 2016 10:14
    "гениальный" Кошкин создал танк т34 на котором было нельзя воевать, столько было недостатков, и военные много усилий приложили, чтобы КБ довело машину до ума[quote][/quote]
    Так может недостатки были потому, что это военные не могли определиться с требованиями, которым должен был отвечать танк?
    1. +3
      10 сентября 2016 12:22
      Угу , именно военные снимали с танков приборы наблюдения и сыпали песок с пылью в дизеля , царапали триплексы и засоряли эфир помехами . (лютый сарказм)
    2. 0
      11 сентября 2016 00:11
      Вы почитайте историю создания 34 у Свирина, там борьба КБ и заказчика подробно описана, как и роль Кошкина
    3. 0
      12 сентября 2016 12:33
      Цитата: Tima62
      Так может недостатки были потому, что это военные не могли определиться с требованиями, которым должен был отвечать танк?

      Как раз военные определились со своими требованиями ещё в 1938: танк противоснарядного бронирования с 76-мм орудием с баллистикой дивизионной пушки. Плюс дизельный двигатель - ибо ранее применявшийся в танках авиационный бензин Б/КБ-70 был дорог и требовал предосторожностей при обращении с ним (транспортировка, заправка и т.д.).

      А получили военные слепой и глухой танк ("приборы наблюдения расположены над казёнником орудия"), глохнущий при переключении передач и ползущий в бою на 12 км/ч (вторая передача), с запасом хода по топливу 165-185 км (а по маслу - и того меньше) и ресурсом движка от 50 до 100 моточасов (из-за чего большинство Т-34 сразу по получению поставили в боксы на хранение).
      1. +1
        16 сентября 2016 19:34
        Цитата: Alexey RA
        Как раз военные определились со своими требованиями ещё в 1938: танк противоснарядного бронирования с 76-мм орудием с баллистикой дивизионной пушки. Плюс дизельный двигатель - ибо ранее применявшийся в танках авиационный бензин Б/КБ-70 был дорог и требовал предосторожностей при обращении с ним (транспортировка, заправка и т.д.).

        А получили военные слепой и глухой танк ("приборы наблюдения расположены над казёнником орудия"), глохнущий при переключении передач и ползущий в бою на 12 км/ч (вторая передача), с запасом хода по топливу 165-185 км (а по маслу - и того меньше) и ресурсом движка от 50 до 100 моточасов (из-за чего большинство Т-34 сразу по получению поставили в боксы на хранение).

        Интересно - а вы знаете вообще как и от чего погиб Кошкин?
        Или сколько километров прошли Т-34 во время той самой его "последней дороги" - он жизнь отдал за этот танк, а танк этот потом стал символом победы!

        Потому, что при замечательных на момент начала войны характеристиках (конечно с множеством детских болезней - как и любой другой новый танк) он был технологичен в производстве и прост в обслуживании, упомянутые вами недостатки были устранены в конце 41 / первых месяцев 42 (Фильтр циклон, башня с командирской башенкой).

        Безусловно Т-34, хоть и имел преимущество в бою над немецкими Т3 - Т4 в начале войны, с 43 года его утратил и напротив, огромное преимущество получили немцы, которое они сохраняли аж до 44 года (ответ СССР на "зверинец" фашистов - принятие на вооружение противотанковой САУ СУ-85 и тяжелого танка ИС-2) - с 44 года у сторон примерный паритет по качеству лучших машин, но вот по количеству - на 1 немецкий танк (Тигр/Пантера/Т4) наши отвечали четырьмя тридцатьчетверками и имели полнейший количественный перевес (и качественный паритет) в средних танках - потому Т-34 и стал нашим знаком победы.

        PS - танк Пантера средним не считаю, огромные габариты и масса, низкие проходимость и скорость, неплохое бронирование лба (выдерживал огонь бронебойными 45 и 76 мм пушек, но 85мм калибром уже мог быть пробит) борта же пробивались всем ПТО СССР начиная с 45-го калибра, при этом очень точная, скорострельная пушка с хорошим бронепробитием и превосходный прицел - это скорее САУ нежели танк.
  7. +8
    10 сентября 2016 10:24
    Чудо танком являлся не Т-34, а Т-44. Вот этот танк действительно революционный прорыв (жаль повоевать не успел).
    Артиллерия и РВ - это БМ-13 и "воевода". ПВО -С-300 (400,500).
    1. 0
      3 марта 2017 21:50
      Согласен. Почему конструктора не создали его раньше года на 3-4? Жаль.
  8. +5
    10 сентября 2016 10:59
    Несомненно есть чем гордиться,и недочёты были и есть,куда без них.
    Но в целом чтобы отвергнуть все критические аргументы, достаточно подсчитать сколько лет мирной жизни подарили нам,наши инженеры, конструкторы и обычные рабочие руки нашего ВПК.
    За что им огромное спасибо.
    Уверен,тут со мной согласятся абсолютно все.
    1. +3
      10 сентября 2016 11:44
      жаль не все это понимают:((
  9. +7
    10 сентября 2016 11:11
    Я както не совсем врубаюсь в название статьи ?
    ПОЧЕМУ РУсское оружие ?
    Советское !!!
    1. +1
      10 сентября 2016 11:16
      Цитата: atalef
      ПОЧЕМУ РУсское оружие ?
      Советское !!!

      Национальности советский не было.Русские создавали
      1. +12
        10 сентября 2016 11:32
        В том то и дело, что была. Создавали и русские и украинцы и евреи и армяне с грузинами и всем насрать было на национальность. А теперь, недалекие люди больше озабочены национальной идентичностью чем созданием хоть чего-нибудь.
      2. +4
        10 сентября 2016 12:15
        Интересно,считали ли себя Микояны, Рабиновичи,Шпайхлеры и проч русскими
        1. +3
          10 сентября 2016 17:44
          Даже не сомневаюсь. Тут они придерживались позиции товарища Сталина, который однажды заявил, что он тоже русский, только грузинского происхождения.
      3. +1
        10 сентября 2016 12:47
        Нация - россияне, в 1922-1991 - советский народ. Русские - этнос.
        1. +1
          10 сентября 2016 13:36
          Слово "Этнос" обозначает именно "народ", если что. А теперь приплетём сюда ещё и нацию с национальностью, долго порассуждаем про различия терминологии... what
          В плане же филологии и древних языков, хочется поинтересоватья, отчего Вы выбрали никнейм "Жребий брошен", а не per aspera ad astra, cogito ergo sum, asinus asunorum in saecula saeculorum, наконец? В латыни есть масса занимательных монументальных фраз. yes good
        2. 0
          10 сентября 2016 13:43
          Чеченцы это этнос. Кланы в Чечне можно рассматривать, как микроэтнос.
          Страна с населением в 150 миллионов не может рассматриваться, как этнос. Принято говорить о народе.
      4. 0
        10 сентября 2016 13:39
        Было гражданство СССР.

        Оружие Советское.
      5. +1
        16 сентября 2016 08:43
        прямо 100% все русские???111 опять национализм какой то... Создавала великая страна, в которой национальностей великое множество!!!!
    2. +2
      10 сентября 2016 12:19
      Уже поднимался этот вопрос - в последнее время , слово Советское , находится под не гласным запретом , особенно режет слух по радио , местами бесит .
      1. +5
        10 сентября 2016 13:26
        Нужно вообще писать чаще слово советский, создано советскими гражданами(а не национальностями)
        Ибо это сразу используется в информационной войне. Эти все присваивают, эти возмущаются этим и все себе присваивают, и те присваивают. Короче делят как хотят.
        А создавал ОБЪЕДИНЕННЫЙ ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ ЕДИНЫЙ СОВЕТСКИЙ НАРОД!
        А подборка--плохая копия подборок канала Дискавери.
        Критерий никаких.
    3. +3
      10 сентября 2016 17:42
      ПОЧЕМУ РУсское оружие ?
      Это просто по "западному", там не когда не кричали :"Советские идут!!!", всегда шли "русские":
  10. 0
    10 сентября 2016 16:38
    Легендарная «тридцатьчетвёрка» первоначально зародилась как развитие колёсно-гусеничных танков семейства БТ, противопульное бронирование которых во второй пол. 1930-х годов уже перестало отвечать требованиям времени.
    То есть автор считает, что было и "второе рождение" Т-34 и уже не от колесно-гусеничного БТ???
    И я так считаю, что в этой линейки не хватает Т-54, вот "чудо" так "Чудо",
  11. +2
    10 сентября 2016 17:16
    "Катюшу" забыли! request
  12. +1
    10 сентября 2016 18:22
    Цитата: Fitter65
    Про то как военные отвергли двухместный вариант штурмовика,можете поподробней?!

    Первоначальный двухместный штурмовик на показывал заказанную военными скорость.Его ильюшевцы "облегчили"-убрали стрелка и укоротили бронекорпус.Потом стрелка возвратили-но броню вокруг него-нет.Лишь в Ил-10 все члены экипажа были защищены.Именно Ил-10 стал лучшим штурмовиком 2 МВ-они успели поучаствовать в разгроме Германии(с апреля 1945) и в разгроме японцев на Дальнем Востоке. hi
    1. 0
      16 сентября 2016 08:46
      ну раз с апреля по май, то действительно роль Ил-10 неоценима!!!! Только Ил-2 боялась немчура и называла его "Черная смерть"!!!!
  13. +2
    10 сентября 2016 22:22
    Цитата: chenia
    Чудо танком являлся не Т-34, а Т-44. Вот этот танк действительно революционный прорыв (жаль повоевать не успел).

    Чудом было то,что танк был технологичен.Что позволило произвести св.45 тыс.,постоянно снижать стоимость продукции,и делать модификации и САУ на его базе.Да были недостатки.Передние катки были перетяжелены-и башней и лобовой броней.Так он и провоевал с 45 мм.броней(хотя для начала войны это неплохо).Но и орудия с Т-34-что 76,2 мм,что 85 мм. несравнимы с 75 мм."Пантеры" и 88 мм."Тигра"(хотя калибры сопоставимы).
    А с Т-44 согласен!Двигатель поставили поперек корпуса,башню сместили к центру.Усилии лобовую броню(и перенесли люк мех-вода) и тд.Вот это был лучший средний танк. hi
    1. 0
      3 марта 2017 22:01
      45мм под наклоном в 60 градусов в 1941 году - это прорыв! Настоящий прорыв! Представлю как неприятно были удивлены немцы-бронебойщики))))

      Т-44 тоже прорыв для того времени. Скачок! Добиться такого низкого силуэта и бронезащиты лучше чем "тигра" при массе всего 32 тонны! Это фантастика!
  14. +2
    11 сентября 2016 12:09
    Всегда умиляли такие "рейтинги" и обзоры. Причем непонятно на каких критериях основывающиеся. Почему русское "техническое чудо" МИГ-21 упомянуто, а другое "русское техническое чудо" того же конструктора МИГ-25 - нет. Я бы наоборот именно его упомянул бы в этом разделе. МИГ-21 бесспорно хороший истребитель, но на роль чуда все же ИМХО не тянет.
    Опять же, а где временные рамки? "Катюша" во время войны действительно "русское техническое чудо", но по сравнению с тем же "Смерчем".... Или "Градом" который массово выпускался и воевал ХЗ где только
    Короче обзор "чудес" от фонаря...

    Цитата: Проксима
    Например, автор МиГ-21 в перечень включил, а легендарный МиГ-15 почему-то "забыл". Напомню, что МиГ-15 самый "серийный" истребитель за всю историю реактивной авиации. Такого "титула" обычный самолёт удостоится не может. Плюс к тому, МиГ-15 ПО НАСТОЯЩЕМУ ПЕРВЫЙ В МИРЕ РЕАКТИВНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ. Всё в мире, что было создано до "пятнадцатого" - это металлолом. МиГ-15 создал стандарт реактивного истребителя,

    Самый серийный - бесспорно. Но вот насчет того, что это первый в мире по настоящему реактивный истребитель - это вы загнули. Для своего времени он действительно на какое-то время был лучшим, но не более. А то у вас, как и в статье нет критериев. По каким критериям он был "первый в мире" реактивный истребитель. И так же, как и в статье глупо сравнивать первые реактивные истребители, особенно когда между ними были несколько лет. Именно те годы стремительно развивалось вооружение и то, что пару лет назад было "пиком" через несколько лет становилось "рядовым".
  15. +1
    16 сентября 2016 09:11
    Надо реально менять ситуацию в корне. И драть этот корень с хрустом и треском по образцу и подобию 37 года. С конфискацией всего, что только можно.
    Вор должен сидеть в тюрьме, а за особо крупные хищения, его должна ждать - высшая кара ЗАКОНА...
  16. BAI
    +1
    16 сентября 2016 10:23
    Я чего-то в арифметике не понимаю:
    "После распада СССР почти все имеющиеся в наличии на тот момент серийные машины (19 экземпляров) оказались на территории ставшей независимой Украины. Позднее восемь из них вернули России в обмен на списание части долга по закупкам газа, а оставшиеся уничтожили.

    Вновь эскадрильи Ту-160 начали формировать в Энгельсе. В настоящее время на вооружении ВКС России находится 16 самолётов этого типа. В апреле 2015 года министр обороны России Сергей Шойгу поручил возобновить производство модернизированных Ту-160."

    В РФ Ту-160 не производится. Все 19 остались на Украине - вернули 8, В строю - 16. Откуда еще 8? Как в анекдоте: "В Сибири залежи неучтенных ракет нашли".?
  17. 0
    9 августа 2017 10:57
    Как-то странно про ил-2 написано... Он создавался как пикирующий штурмовик типа Штуки, но не срослось в частности и из-за отсутствия автомата вывода из пикирования, недостаточной прочности планера, отсутствия достаточно мощного двигателя. Как "гроза танков" он тоже не прижился до появления ПТАБ, кои грузили в отсек чуть ли не с горкой ;) Как фронтовой бомбер был малоэффективен.