Military Review

Battle of Nagashino: infantry against horsemen

5
Prologue.


It just so happened that by the end of the 1551th century. all of Japan was engulfed in a brutal civil war. Large local clans, led by their princes, the daimyo, did just that, fighting each other, trying to get more land, rice and influence. In this case, the old tribal nobility was supplanted by a new one, which sought strength and influence with a sword in hand. Old clans went into oblivion, and new ones rose. So the Oda clan was first subordinate to the Shiba clan, the shugo family (eg. "Protector", "defender") - the post of the military head of the province in the Kamakur and Muromat shogunates in Japan of the 1560th-25th centuries. In Western historiography it is often translated as “military governor”) from Owari, but managed to seize power from him in the province while the head of the Shiba clan was in Kyoto, and in the turmoil of the Onin war. First, the father of Oda Nabunaga became the feudal ruler in Owari. But Nobunaga himself took power from him in 1575, when he was seventeen years old. In XNUMX, an influential local daimyo Imagawa Yoshimoto with a XNUMXth army attacked Owari from Mikawa province, counting on the youth of Oda. He, with only three thousand soldiers, met him in a gorge near Okekhadzam, caught by surprise and ... killed! Having consolidated his power, he put an end to the Ashikaga shogunate and fought for a long time with Takeda Shingen, another such fighting general who stood in his way. Several times they fought each other in Kawanakajima, on the border of their possessions, but none of them managed to deliver a fatal blow to the other. After Shingen’s death, his son Katsuyori inherited his father’s lands and hatred of Oda. He became an influential daimyo and in June XNUMX he answered the ousted shogun Asikaga Yoshiaki to his call to destroy Nobunaga that he would do so, and led his army to the borders of Mikawa province, where the then-young Tokugawa Ieyasu (who was called Matsudaira Motoyasu before) controlled the lands Nobunaga. Ieyasu sent a request for help to Nobunaga. He immediately moved his troops and ... and so it happened historical battle of Nagashino.


The heroic deed of Torii Sunymone at the walls of Nagashino castle. Uki-yo artist Toehara Tikanobu.

Meanwhile, Katsuyori first sent his troops to Nagashino castle, which stubbornly defended one of the closest to Ieyasu. The castle was besieged, but he failed to take it, and meanwhile the army of Oda-Tokugawa was already close and set up camp in Sitaragahara, although it did not attack the army of Takeda Katsuri, and began to build field fortifications. Fearing a possible attack from the rear, Takeda Katsuyuri nevertheless neglected the advice of his advisers to retreat before their numerically superior enemy, and first removed the siege from Nagashino castle, and then set up his army on the plain of the Gatanda river facing the enemy army in Sitaragahara.



The battle that went down in history.

Why is this battle in Japanese history so prominent? How did the Allied forces manage to crush Takeda's “invincible” cavalry? Is the battle in Kurosawa's famous film “Kagemusa” faithfully shown? Was the participation in the battle of arquebusiers, hidden behind the palisade, a fundamentally new tactic? Specialists in the Edo period often exaggerate the role of the Tokugawa troops in this battle, thus glorifying his future shogunate, which is why their affirmations should not be taken for granted. When a scrupulous study of the historical document, compiled by the approximate Nobunaga Ota Guiti, the picture is somewhat different. What the Englishman Stephen Turnbull and the Japanese Mitsuo Kure wrote about in their studies.



Let's start from the battlefield. At Sitaragahara, where the Rengogawa River flowed in a valley between steep hills and where the 15-thousandth army of Takeda fought with the 30-thousandth army of Oda-Tokugawa. At that time, the Takeda army was considered stronger, so the Oda-Tokugawa warlords, despite their numerical superiority, decided to take a defensive position. The order was given and with Japanese thoroughness executed: before the position ditches were dug out and bamboo lattices were installed, protecting archers, spearmen with long spears and arquebusiers.


Modern reconstruction of the Battle of Nagashino. Arkebusier on the battlefield.

Arquebusier or fortifications?

It used to be thought that in this battle on the side of the Allied forces, three thousand Arquebusier shooters participated, but in the course of recent research it was possible to find out that there were less than one and a half thousand. Indeed, the source documents have the number 1000, and there is evidence that later someone sent it to 3000. However, it is clear that in the army of 15000 people such a number of shooters can not be decisive! In 1561, two thousand arquebusiers served Otomo Sorin in Kyushu, and Nobunaga himself, when in 1570, he declared war on the Miyoshi clan, with Saiga consisted of two or three thousand guns. Of course, the Arquebusiers were also in the Takeda army, but for some reason they didn’t give her any serious fire support in the battle of Sitaragahara.


Oda Nabunaga. Old Japanese woodcut.

A common myth says that the cavalry of Takeda galloped off to the positions of the allied forces and was literally mowed down by arquebus. At the end of the Heian period and in the Kamakura period, horse-drawn samurai with bows really made up the bulk of the troops, but with the advent of gunshot weapons commanders began to use riders in battle in a different way, precisely to protect them from the fire of arquebusiers. By the time the Battle of Sitaragahara took place (as Japan is often called the Battle of Nagashino), the Japanese samurai were already accustomed to fighting on foot, using the support of the ashigaru infantry. The numerous cavalry attacks shown in the Kurosawa film were simply impossible in real life. At the very least, it can be said with confidence that after the first unsuccessful attack, Takeda warlords would have realized that the earth that had become limp after a night rain was not suitable for a cavalry attack. But then, why did the Takeda army fail?

Battle of Nagashino: infantry against horsemen

Oda Nabunaga armor.

Fortifications against infantry

The topographical features of the battlefield at Sitaragahara are as follows: a river, or rather a large stream flowing through the marshy lowland from north to south. On the banks of its left and right stretched a strip of narrow and level floodplain, behind it began quite steep hills. On its own, that is, on the west bank, the Oda and Tokugawa troops built as many as three lines of various field fortifications: moats, earthen ramparts poured from the ground taken out during construction, and wooden palisades-gratings. Excavations in the area have shown that in a short time the Allies managed to build truly enormous fortifications.


The Golden Umbrella is the standard of Oda Nabunaga and his three-coin flag nobori, Eiraku Zuho (eternal happiness through wealth).


Mon Oda Nabunaga


Mon Ieyasu Tokugawa

Allied army soldiers were strictly forbidden to leave positions and rush towards the enemy. The combined forces of the Allies, armed with bows, rifles with wick locks and long spears, were on these fortifications and were awaiting the attack on Takeda. And it began with the attack of the “sappers”, who were supposed to drag bamboo lattices with iron cats, and to protect themselves from fire, they used tate shields. And here they were swept away by the arquebus, volley, so that they could not even reach the paling on the slippery swampy ground. But the next chain of attackers to the first stockade did break through and managed to knock it down. But this didn’t bring them any joy, since they faced a second obstacle - the moat. The attacks of Takeda warriors went one after another, but the brave souls were destroyed in parts, and the ditches had to be overcome literally over the corpses. Many were killed while attempting to bring down the second stockade, after which the exhausted Takeda soldiers finally gave a signal for retreat. The myth of the invincible army Takeda dispelled over the moats of Sitaragahara, filled with the bodies of the dead.


Battle of Nagashino. Painted screen.


Action arcuzeu. Fragment of a screen.

Why did Takeda Katsuyori decide to get involved in this massacre? And the Oda and Tokugawa army forced him to this, as it threatened its rear. Well, Katsuyori himself was still too young and was too sure of his magnificent army. In addition, the Allies were able to kill all the ninja Takeda scouts before they had time to report to him about the depth of the defensive fortifications; besides, the fog characteristic of the rainy season did not give an opportunity to examine them from afar. Katsuyori should have abandoned a frontal attack on such strong fortifications of the enemy. Remembering the time of year, he could lay low for a day or two and wait for a heavy downpour that would destroy all the firearms of the Allies. The old Takeda vassals, who were still at war with his father, Takeda Shingen, tried to dissuade him from starting a battle on such terms, but Katsuyuri did not listen to them. After the military council, one of the commanders stated that he had no other way out than to attack, obeying the order.


Death by the samurai Baba Minonokami bullet. Uki-yo artist Utagawa Kuniyoshi.

What was the most important lesson for Nagashino for the Japanese? Almost commonplace truth: no army can break through the positions of an adversary that was previously fortified and properly defended, having, moreover, a numerical superiority. Neither Oda Nobunaga, nor Toyotomi Hideyoshi, nor Tokugawa Ieyasu or Takeda Katsuyori made any mention of the particularly effective use of the arquebus, since concentrated fire was not a novelty for Japanese tacticians.


Reconstruction of the fence at the site of the Battle of Nagashino.

Ingenuity and tradition

And in our time it was hypothesized that even before the first arquebus in 1543 came to Japan, pirates and merchants had already brought here a lot of guns with a wick lock. The mid-16th century Arquebus was a heavy and rather primitive example of a smooth-bore firearm, although lighter than a musket. She had a range of real fire no more than 100 m, and then for a fairly large target - such as a human figure or a horseman on a horse. On a windless day from the thick smoke when shooting arquebuzir was forced to cease fire. Recharging them required a lot of time, about half a minute, which in the conditions of a battle at close range could be considered a fatal factor, because the same rider could easily have gone a long distance during that time. In the rain, the arquebus could not shoot at all. But be that as it may, in just a few years Japan has become the largest exporter of rifles in Asia. The main centers of production arkebuz were Sakai, Negoro and Omi. And they also supplied detachments of mercenaries armed with arquebus. But the Japanese didn’t manage to produce good powder because of the absence of nitrate, and they had to import it from abroad.


Takeda Katsuyori Monument in Yamanashi Prefecture.

The appearance of the foot soldiers of ashigaru and the increase in cases of massive hand-to-hand fighting have changed all the traditional ideas of the Japanese about the war. The era of the ceremonial commencement of battles ended with cheers, the enumeration of the merits of their ancestors in the face of the enemy and whistling arrows, and the soldiers at the height of the battle stopped moving away to resolve personal disputes. Since the samurai’s body was protected by solid armor, weapons such as a spear took on special significance, and swords were resorted to only as a last resort. However, the art of the archer was still in the price. The Arquebusiers were not able to oust the archers from the Japanese army; therefore, their troops fought side by side; in terms of firing range, these two types of weapons were comparable, and the rate of onions exceeded the rate of fire of the arquebus. The warriors, armed with arquebuses, bows, and spears, formed a united force, which was led by samurai. It would be wrong to believe that the Japanese methods of warfare completely transformed the emergence of firearms: it was only one of many factors under the influence of which the process was going on.


Nobunaga was a talented commander, but did not know that the king was made by his retinue. He was rude to his subordinates, and once with all he hit his General Aketi Mitsuhide. He decided to take revenge and betrayed him, forcing him to commit seppuku, though he himself eventually died. Uki-yo artist Utagawa Kuniyoshi.

Interestingly, the Japanese, who practically did not change anything in the design of the guns themselves, created many original devices for them. For example, lacquered rectangular cases, worn on the breech of the arquebus, and the pilot holes protecting them, and wicks from the rain. Finally, they came up with unique "ammunition", significantly accelerated the shooting of the arquebus. European musketeers, as is known, kept the powder in the 12 “charge trainers”, which had the appearance of a leather or wooden tube with a lid, inside which was a pre-measured powder charge. The Japanese made these tubes wooden and ... through, with a tapered hole in the bottom. A round bullet was inserted into this hole and sealed it, after which gunpowder poured on top of it.

When loading, the tube was opened (and these tubes, like the Europeans, were hung on a shoulder strap by the Japanese ashigaru), turned over and the powder spilled into the barrel. Then the shooter pressed the bullet and pushed it into the barrel after the gunpowder. The European was to get into a bag on his belt for a bullet, which lengthened the loading process for a few seconds, so the Japanese fired from their arquebuses about one and a half times more often than the Europeans from their muskets!

Torii Sunemon - Nagashino hero

The names of the heroes of the Battle of Nagashino in the bulk remained unnamed for the history, since so many people fought there. Of course, the Japanese know some of those who fought bravely there. However, the most famous among them was not the one who killed the most enemies, but the one who showed himself to be an example of samurai perseverance and loyalty to his duty. This man was called Torii Sun'emon, and his name was even immortalized in the name of one of the stations of the Japanese railway.

And it was that when Nagashino castle was besieged, it was Torii Sunyamon, the 34-year-old samurai from Mikawa province, who volunteered to deliver a message about his plight to the Allied army. At midnight on June 23, he quietly got out of the castle, descended a steep cliff in the dark to the Toykawa River, and, after undressing, swam downstream. Half way down, he found that the prudent Takeda samurai were stretching across the river. Sunamon cut a hole in the net and thus managed to avoid it. On the morning of June 24, he climbed Mount Gumbo, where he lit the signal fire, thus informing the people besieged in Nagashino about the success of his enterprise, after which he headed to Okazaki Castle, which was located 40 kilometers from Nagashino, with maximum speed.


Samurai shows his master the head of the enemy. Engraving Utagawa Kuniyoshi.

Meanwhile, both Oda Nabunaga and Ieyasu Tokugawa just waited to speak as quickly as possible, and Torii Sun'emon came to them and said that the provisions in the castle remained only for three days, and then his Mr. Okudaira Sadamasa would commit suicide in order to save the lives of their soldiers. In response, Nobunaga and Ieyasu told him that they would perform the next day and sent him back.

This time Torii lit three bonfires on Mount Gumbo, informing his comrades that help was close, but then tried to return to the castle by the same road that he came to. But the samurai Takeda also saw his signal lights, and found a hole in the net, across the river, and now they tied bells to it. When Sunemon began to cut her, the bell rang, they grabbed him and led him to Takeda Katsuyuri. Katsuyori promised to save his life, if only Sunemon comes out to the gate of the castle and says that the help will not come, and he agreed to do it. But then what happened, is described in different sources in different ways. In some of them, Torii Sunimon was put on the bank of the river opposite the castle, from where he shouted that the army was already on the way, called on the defenders to hold on to the last, and was immediately pierced with spears. Other sources report that he was tied to a cross before that, and after his words they left it on the cross in front of the castle. In any case, such a courageous act led to the admiration of both friends and enemies, so that one of the samurai of Takeda even decided to portray him, crucified upside down, on his banner.


Here is this flag with the image of the crucified Torii Sunymona.
Author:
5 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 15 September 2016 07: 12
    +2
    The numerous cavalry attacks featured in the Kurosawa movie were simply impossible in real life.
    .. But it’s beautiful .. and how it looks .. But then it’s a movie .. and for that we love him ... Although by and large, somewhere around 99 percent .. films shot on a historical theme by world cinema .. this or that part is pseudo-historical .. Filmmakers follow the principle: If you remove all the lies from the story, this does not mean that only the truth remains, that nothing can remain at all ... Thank you Vyacheslav, a very interesting article ..
  2. mishastich
    mishastich 15 September 2016 08: 58
    0
    Dear author, tell me why the Japanese did not use shields?
    1. kalibr
      15 September 2016 12: 26
      +7
      The sword was held with two hands and shot from large bows. Inconveniently! Therefore, the shields remained only easel - tate. In addition, the large shoulders of soda on the o-ora armor partly served as shields.
  3. oleggun
    oleggun 15 September 2016 13: 03
    +2
    Thank you! Very interesting!
  4. matros lom
    matros lom 18 September 2016 02: 05
    +1
    Thanks to the author! I read your articles with constant interest.

Битва при Нагасино: пехота против всадников

Пролог.

Так уж получилось, что к концу XVI в. вся Япония была охвачена жестокой гражданской войной. Крупные местные кланы во главе со своими князьями – даймё, только тем и занимались, что воевали друг с другом, пытаясь заполучить больше земли, риса и влияния. Старую родовую знать при этом вытесняла новая, добивавшаяся силы и влияния с мечом в руке. Старые кланы уходили в небытие, а новые возвышались. Вот и клан Ода находился сначала в подчинении у клана Сиба, семьи сюго (яп. «протектор», «защитник») — должность военного главы провинции в Камакурском и Муроматском сёгунатах в Японии XII – XVI вв. В западной историографии часто переводится как «военный губернатор») из Овари, но сумел перехватить у него власть в провинции, пока глава рода Сиба был в Киото, и в суматохе войны Онин. Сначала феодальным властителем в Овари стал отец Ода Набунага. А сам Нобунага принял у него власть в 1551 году, когда ему было семнадцать лет. В 1560 году влиятельный местный даймё Имагава Ёсимото с 25-тысячного войском напал на Овари из провинции Микава, рассчитывая на юность Ода. Тот всего с тремя тысячами воинов встретил его в ущелье близ Окэхадзама, застал врасплох и… убил! Упрочив свою власть, он покончил с сёгунатом Асикага и долгое время воевал с Такеда Сингэном, еще одним таким же боевым генералом, стоявшим у него на пути. Несколько раз они сражались друг с другом в Каванакадзима, на границе своих владений, но ни одному из них не удалось нанести другому роковой удар. После смерти Сингэна его сын Кацуёри унаследовал земли отца и ненависть к Ода. Он стал влиятельным даймё и в июне 1575 года он ответил свергнутому сёгуну Асикага Ёсиаки на его призыв уничтожить Нобунага, что сделает это, и повел свою армию к границам провинции Микава, где тогда еще молодой Токугава Иэясу (которого до того звали Мацудайра Мотоясу) управлял землями Нобунага. Иэясу отправил к Нобунага просьбу о помощи. Тот немедля двинул свои войска и… вот так и случилась историческая битва при Нагасино.

Битва при Нагасино: пехота против всадников

Геройский подвиг Тории Сунъемона у стен замка Нагасино. Уки-ё художника Тоехара Тиканобу.


Между тем Кацуёри сначала направил свои войска к замку Нагасино, который упорно защищал один из приближенных Иэясу. Замок был осажден, но взять он его не сумел, а между тем армия Ода-Токугава была уже близко и встала лагерем в Ситарагахара, хотя и не напала на войско Такэда Кацуёри, а начала строить полевые укрепления. Опасаясь возможной атаки с тыла, Такэда Кацуёри, тем не менее, пренебрег советом своих советников отступить перед численно превосходящим его противником, и сначала снял осаду с замка Нагасино, а затем расположил свою армию на равнине реки Гатанда лицом к армии неприятеля в Ситарагахара.

Битва при Нагасино: пехота против всадников


Битва, вошедшая в историю.

Почему эта битва в японской истории занимает такое видное место? Каким образом союзным войскам удалось разгромить «непобедимую» конницу Такэда? Достоверно ли показана битва в знаменитом фильме Куросавы «Кагэмуся»? Было ли участие в бою аркебузиров, скрытых за частоколом, принципиально новой тактикой? Специалисты по периоду Эдо нередко преувеличивают роль войск Токугава в этой битве, прославляя тем самым его будущий сёгунат, вот почему не следует принимать их утверждения на веру. При скрупулезном изучении исторического документа, составленного приближенным Нобунага Ота Гуити, картина представляется несколько иной. О чем в своих исследованиях писали и англичанин Стивен Тернбулл, и японец Мицуо Курэ.

Битва при Нагасино: пехота против всадников


Начнем, пожалуй, с места битвы. У Ситарагахара, где река Рэнгогава текла в долине между крутых холмов и где 15-тысячная армия Такэда сошлась в бою с 30-тысячным войском Ода-Токугава. В то время армия Такэда считалась более сильной, поэтому военачальники Ода-Токугава, несмотря на численный перевес, решили занять оборонительную позицию. Приказ был отдан и с японской тщательностью выполнен: перед позицией были выкопаны рвы и установлены бамбуковые решетки, защищавшие лучников, копьеносцев с длинными копьями и аркебузиров.

Битва при Нагасино: пехота против всадников

Современная реконструкция битвы при Нагасино. Аркебузиры на поле боя.

Аркебузиры или укрепления?

Раньше считалось, что в этой битве на стороне союзных войск участвовало три тысячи стрелков-аркебузиров, но в ходе недавних исследований удалось выяснить, что их было меньше полутора тысяч. И действительно, в исходных документах есть число 1000, и есть доказательства, что позднее кто-то переправил его на 3000. Однако и так ясно, что в войске из 15000 человек такое количество стрелков решающего значения иметь не может! В 1561 году у Отомо Сорин на Кюсю служили две тысячи аркебузиров, а у самого Нобунага, когда в 1570 году он объявил войну клану Миёси, вместе с подкреплением из Сайга насчитывалось две-три тысячи ружей. Конечно, аркебузиры были и в армии Такэда, но в бою при Ситарагахара серьезной огневой поддержки они ей почему-то не оказали.

Битва при Нагасино: пехота против всадников

Ода Набунага. Старинная японская ксилография.

Распространенный миф гласит, что конница Такэда галопом помчалась на позиции союзных войск и была в буквальном смысле этого слова скошена огнем аркебуз. В конце периода Хэйан и в период Камакура конные самураи с луками действительно составляли большую часть войска, но с появлением огнестрельного оружия военачальники стали по-другому использовать в бою всадников – причем именно для того, чтобы уберечь их от огня аркебузиров. К тому времени, как состоялась битва при Ситарагахара (так в Японии очень часто называют битву при Нагасино), японские самураи уже привыкли сражаться пешими, пользуясь поддержкой пехотинцев-асигару. Многочисленные атаки конницы, показанные в фильме Куросавы, в реальной жизни были попросту невозможны. По крайней мере, можно с уверенностью утверждать, что после первой же неудачной атаки военачальники Такэды сообразили бы, что раскисшая после ночного дождя земля непригодна для кавалерийской атаки. Но в таком случае, почему же армия Такэда потерпела поражение?

Битва при Нагасино: пехота против всадников

Доспехи Ода Набунага.

Укрепления против пехоты

Топографические особенности поля боя при Ситарагахара таковы: река, а точнее протекающий по заболоченной низине с севера на юг большой ручей. По берегам его слева и справа тянулась полоса узкой и ровной поймы, за ней начинались довольно крутые холмы. На своем, то есть на западном берегу войска Ода и Токугава выстроили целых три линии различных полевых укреплений: рвы, земляные валы, насыпанные из грунта, вынутого при строительстве, и деревянные частоколы-решетки. Раскопки в этом районе показали, что за короткий срок союзникам удалось возвести поистине колоссальные укрепления.

Битва при Нагасино: пехота против всадников

Золотой зонт – штандарт Ода Набунага и его флаг-нобори с тремя монетами эйраку цухо (вечное счастье через богатство).

Битва при Нагасино: пехота против всадников

Мон Ода Набунага

Битва при Нагасино: пехота против всадников

Мон Иэясу Токугава

Воинам армии союзников было строго запрещено покидать позиции и бросаться навстречу противнику. Объединенные войска союзников, вооруженные луками, ружьями с фитильными замками и длинными копьями, находились на этих укреплениях и ожидали атаки Такэда. И она началась с атаки «саперов», которые должны были железными кошками растащить бамбуковые решетки, а чтобы защититься от огня, они использовали станковые щиты татэ. И вот они-то и были сметены залпами аркебуз, так что им даже не удалось подойти к частоколу по скользкой болотистой почве. Но следующая цепь атакующих к первому частоколу все-таки прорвалась и ухитрилась его повалить. Вот только радости им это не доставило, так как перед ними оказалось второе препятствие – ров. Атаки воинов Такеда шли одна за другой, но смельчаки уничтожались по частям, а рвы приходилось преодолевать буквально по трупам. Многие были убиты при попытке повалить второй частокол, после чего измученным воинам Такеда наконец-то дали сигнал к отступлению. Миф о непобедимой армии Такэда развеялся над рвами Ситарагахара, заполненными телами погибших.

Битва при Нагасино: пехота против всадников

Битва при Нагасино. Расписная ширма.

Битва при Нагасино: пехота против всадников

Действие аркебузиров. Фрагмент ширмы.

Почему Такэда Кацуёри решил ввязаться в эту бойню? А к этому его принудила армия Ода и Токугава, так как угрожала его тылам. Ну и сам Кацуёри был еще слишком молод и был слишком уверен в своей великолепной армии. К тому же всех разведчиков-ниндзя Такэда союзники сумели перебить раньше, чем те успели доложить ему о глубине оборонительных укреплений; к тому же туман, характерный для сезона дождей, не давал возможность рассмотреть их издали. Кацуёри следовало бы отказаться от лобовой атаки на столь прочные укрепления противника. Вспомнив о времени года, он мог бы затаиться на день-другой и дождаться сильного ливня, который вывел бы из строя все огнестрельное оружие союзников. Старые вассалы Такэда, которые воевали еще с его отцом Такеда Сингэном, пытались отговорить его начинать бой на таких условиях, но Кацуёри не стал их слушать. После военного совета один из военачальников заявил, что иного выхода, кроме как атаковать, подчиняясь приказу, у него нет.

Битва при Нагасино: пехота против всадников

Смерть от пули самурая Баба Миноноками. Уки-ё художника Утагава Куниёси.

Какой урок Нагасино оказался для японцев самым важным? Почти прописная истина: ни одна армия не может прорвать заранее укрепленные и надлежащим образом обороняемые позиции неприятеля, имеющего к тому же численный перевес. Ни Ода Нобунага, ни Тоётоми Хидэёси, ни Токугава Иэясу или Такэда Кацуёри ни словом не упоминали об особенно эффективном применении аркебуз, поскольку сосредоточенный огонь не был новинкой для японских тактиков.

Битва при Нагасино: пехота против всадников

Реконструкция ограды на месте битвы при Нагасино.

Изобретательность и традиционность

Причем уже в наше время высказывалась гипотеза, что еще до того, как первые аркебузы в 1543 году попали в Японию, пираты и торговцы уже привозили сюда немало ружей с фитильным замком. Аркебуза середины XVI века была тяжелым и довольно примитивным образцом гладкоствольного огнестрельного оружия, хотя и более легкого, чем мушкет. Она имела дальность действительного огня не более 100 м, и то для достаточно крупной мишени – такой, как человеческая фигура или всадник на лошади. В безветренный день от густого дыма при выстрелах аркебузир был вынужден прекращать огонь. Их перезарядка требовала немало времени, около полминуты, что в условиях боя на близкой дистанции можно было считать роковым фактором, ведь тот же всадник мог за это время беспрепятственно проскакать большое расстояние. В дождь аркебузы стрелять не могли совсем. Но как бы там ни было, а всего лишь за несколько лет Япония стала крупнейшим экспортером ружей в Азии. Основными центрами производства аркебуз были Сакаи, Нэгоро и Оми. Причем они же поставляли и отряды наемников, вооруженных аркебузами. Вот только хороший порох японцам производить никак не удавалось из-за отсутствия селитры, и его им приходилось ввозить из-за границы.

Битва при Нагасино: пехота против всадников

Памятник Такэда Кацуёри в префектуре Яманаси.

Появление пеших воинов асигару и учащение случаев массовых рукопашных боев изменило все традиционные представления японцев о войне. Кончилась эпоха церемониального начала сражений с приветственными криками, перечислением заслуг своих предков перед лицом врага и свистящими стрелами, а воины в разгар битвы перестали удаляться в сторону для разрешения личных споров. Поскольку тело самураев защищали прочные доспехи, особое значение приобрело такое оружие, как копье, а к помощи мечей стали прибегать лишь в самом крайнем случае. Однако искусство лучника по-прежнему было в цене. Аркебузиры так и не смогли вытеснить из японской армии лучников, поэтому-то их отряды бились бок о бок; по дальности стрельбы эти два вида оружия были сравнимы, а скорострельность лука превосходила скорострельность аркебузы. Воины, вооруженные аркебузами, луками и копьями, образовывали объединенные отряды, которые возглавляли самураи. Неверно было бы полагать, что японские методы ведения войны полностью преобразило появление огнестрельного оружия: оно стало лишь одним из множества факторов, под влиянием которых проходил процесс.

Битва при Нагасино: пехота против всадников

Нобунага был талантливым полководцем, но не знал, что короля делает свита. Был груб с подчиненными и однажды при всех ударил своего генерала Акэти Мицухидэ. Тот решил отомстить и предал его, вынудив совершить сэппуку, правда и сам в итоге погиб. Уки-ё художника Утагава Куниёси.

Интересно, что японцы, практически ничего не изменившие в конструкции самих ружей, создали к ним много оригинальных приспособлений. Например, лакированные прямоугольные футляры, надевавшиеся на казенную часть аркебуз и предохраняющие их запальные отверстия, и фитили от дождя. Наконец, они придумали уникальные «патроны», значительно ускорившие стрельбу из аркебуз. Европейские мушкетеры, как известно, хранили порох в 12 «зарядцах», имевших вид кожаной либо деревянной трубки с крышкой, внутри которой находился заранее отмеренный пороховой заряд. Японцы сделали эти трубки деревянными и… сквозными, с коническим отверстием в донышке. В это отверстие вставлялась круглая пуля и затыкала его, после чего сверху на нее насыпался порох.

При заряжании трубка открывалась (а эти трубки, как и у европейцев, у японских асигару висели на перевязи через плечо), переворачивалась и порох высыпался в ствол. Затем стрелок наживал на пулю и выталкивал ее в ствол вслед за порохом. Европеец же за пулей должен был лезть в сумку на поясе, что удлиняло процесс заряжания на несколько секунд, так что японцы из своих аркебуз стреляли примерно в полтора раза чаще, чем европейцы из своих мушкетов!

Тории Сунъэмон – герой Нагасино

Имена героев битвы при Нагасино в основной массе остались для истории безымянными, поскольку сражалось там очень уж много людей. Конечно, японцы знают некоторых из тех, кто там отважно сражался. Однако самым известным среди них оказался не тот, кто убил больше всего врагов, а тот, кто проявил себя образцом самурайской стойкости и верности своему долгу. Этого человека звали Тории Сунъэмон, а его имя было даже увековечено в названии одной из станций японской железной дороги.

А было так, что, когда замок Нагасино был осажден, именно Тории Сунъэмон, 34-х летний самурай из провинции Микава, вызвался доставить сообщение о его бедственном положении в армию союзников. В полночь 23 июня он незаметно выбрался из замка, по крутому обрыву в темноте спустился к реке Тойёкава, и, раздевшись, поплыл вниз по течению. На половине пути он обнаружил, что предусмотрительные самураи Такэда протянули поперек реки сеть. Сунъэмон в сети прорезал отверстие и таким образом сумел ее миновать. Утром 24 июня он поднялся на гору Гамбо, где и зажег сигнальный костер, известив таким образом осажденных в Нагасино об успехе своего предприятия, после чего он с максимальной быстротой направился в замок Окадзаки, который от Нагасино находился в 40 километрах.

Битва при Нагасино: пехота против всадников

Самурай демонстрирует своему господину голову врага. Гравюра Утагава Куниёси.

Между тем и Ода Набунага, и Иэясу Токугава только и ждали, чтобы поскорее выступить, и тут к ним явился Тории Сунъэмон и сообщил, что провианта в замке осталось всего на три дня, а потом его господин Окудайра Садамаса совершит самоубийство, чтобы таким образом сохранить жизни своих солдат. В ответ Нобунага и Иэясу сказали ему, что выступят на следующий день и отправили его обратно.

На этот раз Тории зажег на горе Гамбо три костра, извещая своих товарищей, что помощь близка, но затем попытался вернуться в замок той же дорогой, которой и пришел. Но самураи Такэда тоже видели его сигнальные огни, и нашли дыру в сети, поперек реки, и теперь привязали на нее колокольчики. Когда Сунъэмон начал ее резать, раздался звон, его схватили и привели к Такэда Кацуёри. Кацуёри обещал ему сохранить жизнь, если только Сунъэмон выйдет к воротам замка и скажет, что помощь не придет, и тот согласился это сделать. А вот дальше то, что произошло, описано в разных источниках по-разному. В одних, что Тории Сунъемон был поставлен на берегу реки напротив замка, откуда он прокричал, что войско уже на пути, призвал защитников держаться до последнего, и был немедленно пронзен копьями. Другие источники сообщают, что его перед этим привязали к кресту, а после его слов так на этом кресте перед замком и оставили. В любом случае, столь мужественный поступок привел в восхищение и друзей, и врагов, так что один из самураев Такэда даже решил изобразить его, распятым на кресте вверх ногами, на своем знамени.

Битва при Нагасино: пехота против всадников

Вот этот флаг с изображением распятого Тории Сунъемона.
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. parusnik 15 сентября 2016 07:12
    Многочисленные атаки конницы, показанные в фильме Куросавы, в реальной жизни были попросту невозможны.
    ..Но зато красиво..и как смотрится..На то оно и кино..и за это мы его любим...Хотя по большому счёту, где-то процентов 99..фильмов снятых на историческую тему мировым кинематографом..в той или части, псевдоисторичны..Кинематографисты следуют принципу: Если из истории убрать всю ложь, это не значит, что останется одна только правда, может вообще ничего не остаться...Спасибо Вячеслав, очень интересная статья..
  2. mishastich 15 сентября 2016 08:58
    Уважаемый автор, подскажите, почему Японцы не использовали щиты?
    1. kalibr 15 сентября 2016 12:26
      Меч держали двумя руками и стреляли из больших луков. Неудобно! Поэтому щиты остались только станковые - татэ. Кроме того большие наплечники соде на доспехах о-ерой отчасти выполняли функцию щитов.
  3. oleggun 15 сентября 2016 13:03
    Спасибо! Очень интересно!
  4. matros-lom 18 сентября 2016 02:05
    Спасибо автору! С неизменным интересом читаю ваши статьи.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня