J-31: перспективы для флота, ВВС и экспортных продаж. Необъективность мнения Сюй Йонлиня

J-31: перспективы для флота, ВВС и экспортных продаж. Необъективность мнения Сюй Йонлиня

Многоцелевой истребитель 5-го поколения J-31 планируется оснастить оптико-электронной прицельной ТВ/ИК-системой высокого разрешения, аналогичной применяемой на F-35A AAQ-40 EOTS (оптико-прозрачная желтоватая турель под носовым обтекателем РЛС)


J-20 — МАШИНА УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ. ДЛЯ ВОЗДУШНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ В ЛЮБОЙ ТАКТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ ОНА НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНА

Неопровержимая мощь, многофункциональность и достойная малозаметность перспективного многоцелевого тактического истребителя J-20 от компании «Chengdu» является фактом уже около 5 лет. Представляя собой сложный конструктивный аэродинамический гибрид опытного образца российского перспективного истребителя МФИ («изделие 1.44»), C-37, а также американских F-35A «Lightning II» и F-22A «Raptor», J-20 получил достаточно большие внутрефюзеляжные объёмы под отсеки вооружения, а также внушительные топливные баки, в которые помещается до 11,1 тонны топлива. Ко всему добавилась площадь крыла в 80 м2 (суммарная, вместе с передним горизонтальным оперением), обеспечивающая отличные несущие качества и аэродинамическое качество планера 12,2, что эквивалентно показателям Т-50 ПАК-ФА. В итоге получена машина с практическим потолком 19-20 км и боевым радиусом действия на большой высоте до 1700—1800 км.


Такие характеристики отлично подходят для применения над обширными океанскими просторами Азиатско-Тихоокеанского региона, который в последние годы стал основным ареалом развёртывания Военно-морских сил США. Предназначенные для дальнего воздушного боя, перехвата различных средств воздушного нападения, нанесения ударов по надводным кораблям и островной военной инфраструктуре ВМС и ВВС США в пределах первых «двух цепей», подробно описанных в «Белой книге о национальной обороне» НОАК, «Могучие драконы» не являются истребителями, способными ввязываться и побеждать в любом типе воздушного боя; особенно это касается ближнего боя, где смещённый в хвостовую часть аэродинамический фокус и крыло не позволяют реализовать высокую скорость разворота при невысокой тяговооружённости истребителя. Для этих целей китайской авиастроительной промышленностью предусмотрено серийное производство другого многоцелевого истребителя 5-го поколения — J-31.

ОГРОМНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ J-31 БУДЕТ РАСКРЫТ ПОСЛЕ ПОСТУПЛЕНИЕ НА ВООРУЖЕНИЕ ВСЕХ ВЕРСИЙ ИСТРЕБИТЕЛЯ

Первый прототип многоцелевого истребителя завоевания превосходства в воздухе 5-го поколения J-31 поднялся в воздух 31 октября 2012 года с ВПП центра испытательных полётов новой авиатехники «Шэньфэй». Конструкция его планера и силовой установки сразу говорит нам о том, что специалисты «Shenyang Aircraft Corporation» стремились создать машину, способную эффективно противостоять лучшим малозаметным истребителям ВВС США, Австралии, Индии и Японии на Индо-Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий. J-31 «Кречет», благодаря широкому использованию композиционных материалов получился достаточно лёгким: масса пустого истребителя составляет 12000 кг, нормальная взлётная масса — 17500 кг и максимальная взлётная масса — 25000 кг (в массо-габаритном классе МиГ-35). В то же время масса топлива составляет 7500 кг, что примерно на 30% больше запаса топлива МиГ-35. Благодаря этому, при эквивалентной тяге и расходе топлива на максимале ТРДДФ РД-93 (5040 кгс и 0,77 кг/кг*ч), радиус действия J-31 достигает 1250 км, у МиГ-35 и F-35A, к примеру, он достигает 1050 км. Тяговооружённость при 80%-м остатке топлива и конфигурации вооружения «воздух-воздух» уверенно удерживается на уровне 0,96—1, т.е. истребитель может вести маневренный бой. Заявленная скороподъёмность приближается к лучшим российским и западным показателям — 330 м/с.

Мотогондолы двигателей разнесены примерно на 1,2—1,5 м, что указывает стремление разработчика наделить J-31 повышенной живучестью в сравнении с такими истребителями, как «Рафаль», «Тайфун» и даже F-22A «Raptor». Планер J-31 представляет собой традиционный высокоплан с аэродинамическим фокусом, смещённым к центру фюзеляжа. Это способствует высокой угловой скорости установившегося разворота в плоскости тангажа. Машина лёгкая, «вёрткая», и это даёт все основания для появления дополнительного проекта палубной версии J-31.

Именно об этом и рассуждал на 15-й Международной выставке машиностроительного оборудования в Шеньяне известный лётчик-испытатель ВВС КНР Сюй Йонлинь. Он заявил, что скорее всего не стоит ожидать появления J-31 в китайских ВВС, а вот поступление палубной версии истребителя на вооружение китайских авианосцев — событие весьма прогнозируемое. Также он высказался в пользу многомиллиардных контрактов на поставку J-31 в страны ближнего дальнего зарубежья. Где же в словах Сюй Йонлиня истина?

Крупносерийное производство экспортных версий J-31, действительно, дело нужное и оправданное, для чего, собственно, и стартовал этот амбициозный проект. Руководство корпорации «AVIC International Holding Corporation», плотно вовлечённое в «Большую игру», прекрасно осознаёт, что многочисленные южноамериканские, азиатские и африканские государства, медленно уходящие от геополитического подчинения Штатам, всё больше нуждаются в современной тактической авиации для возможного решения собственных региональных конфликтов и простого сохранения должного уровня обороноспособности ввиду новых военных угроз XXI века. В отличие от дорогих F-35A (около 95 млн. долларов за единицу), стоимость одного J-31 может остановиться на уровне 35-40 млн. долларов, в то время как боевая эффективность в ДВБ и ударных операциях лишь незначительно будет уступать «Лайтнингу-2», а вот в ближнем воздушном бою китайский «Кречет» наверняка ещё и «уделает» неповоротливый F-35A, как с этим на учениях неплохо справлялись «Тайфуны», «Фальконы» и «Страйк Иглы».

Из государств, которые срочно нуждаются в обновлении боевого авиапарка перспективными истребителями, на первом месте стоит Аргентина. ВВС этой страны сняли с вооружения все модификации многоцелевых истребителей «Mirage-III» и «Mirage-5», из-за чего её воздушное пространство остаётся беззащитным перед той же палубной авиацией ВМС Великобритании, с которой первая до сих пор находится «на временно зачехлённых ножах» относительно принадлежности Фолклендских островов. Как известно, Буэнос-Айрес по сей день рассматривает вопрос силового возврата архипелага, но пока не имеет для этого военно-технических возможностей. В июне 2016 года, после проведенных между министром обороны Аргентины Хулио Мартинесом и министром обороны Франции Жан-Ив Ле Дрианом переговоров, был поднят вопрос о приобретении 12 «Mirage F.1», а также более совершенных версий «Mirage-2000» (видимо шла речь о модификациях «2000-5/9»), но целесообразность подобного контракта видится очень блекло в свете поступления на экспорт близких по цене истребителей 5-го поколения J-31. Представьте на секунду дальний бой между «Миражом» и британским палубным F-35B: сомневаюсь, что «Миражам» дадут приблизиться до рубежа применения ракет «Magic-2» и «MICA-IR». А вот более «стелсовский» J-31 реально будет готов к такому противостоянию и на больших расстояниях. Конечно, экспортный вариант «Кречета» вряд ли получит последнюю версию имеющегося у китайцев АФАР-радара, но промежуточный вариант, установленный сегодня на далеко не примитивный J-10B — вполне вероятно, и, поверьте, для превосходства над «Тайфунами» и F-35B, его может вполне хватить, ведь все современные бортовые РЛС с АФАР могут обнаружить подобные F-35B и EF-2000 цели на дальностях от 50 до 110 км. «Кречеты» для ВМС и ВВС Китая получат гораздо более совершенные радары с ППМ антенной решётки на основе арсенида галлия (GaAs) или нитрида галлия (GaN), последний обладает большим ресурсом работы и энергетическим потенциалом на излучение при меньшей потребляемой мощности от источника питания.

J-31: перспективы для флота, ВВС и экспортных продаж. Необъективность мнения Сюй Йонлиня

Один из первых прототипов многофункциональной бортовой РЛС с активной ФАР для многоцелевых истребителей поколения «4++» J-10B. Позднее усовершенствованные версии станции могут быть установлены на радикально модернизированные варианты J-10C и экспортные J-31


Следующими претендентами на обладание J-31 могут стать Иран и Пакистан. Первый совсем недавно представил на Тегеранской выставке очень даже грозный и продвинутый ЗРК «Бавар-373», построенный на китайской цифровой и радиолокационной элементной базе. А сейчас руководство ИРИ уже задумывается об обновлении изрядно устаревшего авиапарка российскими МиГ-35 или Су-30МКИ; в качестве же передового прикрытия могут рассматриваться и китайские стелс-файтеры, поскольку программа FGFA на Иран распространяться вряд ли будет. Здесь с Индией не всё до конца прояснилось.

Пакистан может первым получить «Кречеты». Во-первых, укрепление боевого потенциала его ВВС выгодно Поднебесной со стратегической точки зрения: территориальные разногласия Индии с Китаем ускоряют программы FGFA и «Super-30», представляющие для Пекина основную угрозу; а усиление Пакистана, имеющего к Индии ещё большие территориальные претензии, серьёзно ослабляет позиции Дели в регионе. Во-вторых, уже на протяжении 15 лет компании «Чэнду» и «Pakistan Aeronautical Complex» ведут совместное производство и модернизацию истребителей-бомбардировщиков FC-1 «Сяолун» (JF-17 «Thunder»), и от истребителей 5-го поколения Исламабад вряд ли откажется. Не исключается и появление китайско-пакистанской программы-противовеса по лицензионному производству J-31 на объектах PAC. Данная программа может получить развитие в качестве асимметричного ответа на успех российско-индийской FGFA.

Продвижение «Кречетов» в ВВС Пакистана может наполнить китайскую казну десятками миллиардов долларов, которые ещё больше укрепят производственные мощности Поднебесной, а также поспособствую развитию недостающих звеньев НОАК — стратегической малозаметной авиации и сверхмалошумных подводных крейсеров стратегического назначения. Как известно, последние относятся к самым экономически и наукоёмким областям оборонной промышленности.

Следующим районом для продвижения экспортных J-31 вполне может стать КНДР. Авиапарк ВВС этой страны безнадёжно отстал и требует немедленного обновления, так как любая совместная силовая акция ВМС США, а также ВС Республики Корея и Японии может поставить под вопрос существование КНДР как таковой, хоть даже и с ужасными ответными последствиями ракетных ударов по проамериканским агрессорам. Вынудить КНР на передачу северокорейской стороне современной авиации (включая J-31), вполне способна запущенная ситуация с развёртыванием в Южной Корее батареи противоракетного комплекса «THAAD», что уже почти довело Пекин до «точки кипения».

Ну и наконец, различные африканские государства, между которыми частенько вспыхивают локальные военные конфликты, либо в отношении которых осуществляется агрессия со стороны региональных держав (вспоминается авиаудар F-15I Хель Хаавир по заводу в Судане), также не против закупить определённое количество стелс-файтеров для «отпугивания» особо умных американских «подстилок».

Примерно такой портфель зарубежных заказов на J-31 в ближайшее десятилетие может получить «Chengdu» и AVIC, что чётко оправдывает рассуждения китайского лётчика Сюй Йонлиня. А что же касаемо внутренних заказов для флота и ВВС?

На вооружении палубной авиации ВМС Китая находятся наиболее современные машины поколения «4+/++» — одноместные J-15B и двухместные J-15S. Эти истребители обладают выдающимися лётно-техническими характеристиками и бортовым радиоэлектронным оборудованием, сравнимым с имеющимся в «начинке» индийского Су-30МКИ, правда китайские изделия имеют силовые установки без системы отклонения вектора тяги, из-за чего нет возможности совершения уникальных сверхманевренных фигур пилотажа. J-15S, как и их российские собратья Су-33, способны «перекрутить» в ближнем воздушном бою любой натовский палубный истребитель, но эффективно противостоять в бою за пределами визуальной видимости тем же F-35B или приближающимся с островной авиабазы малозаметным «Рапторам» китайским палубникам будет уже не так уж и просто. В таких реалиях нет ничего лучше, чем скорее принять на вооружение ВМС J-31. Малый взлётный вес этого истребителя предоставляет отличный модернизационный задел под проектирование палубной модификации с усиленными элементами конструкции, а также дополнительными опциями эксплуатации с палубы авианосца (усиленные стойки шасси, посадочный гак, более сложная и массивная механизация складного крыла). Логично, что рост массы «палубника» приведёт к некоторой потере тяговооружённости и маневренности самолёта, в дальнейшем этот недостаток может быть ликвидирован с помощью установки более тяговитых ТРДДФ РД-93МКМ с максимальной тягой 5800 кгс и форсажной — 9500 кгс.

J-31: перспективы для флота, ВВС и экспортных продаж. Необъективность мнения Сюй Йонлиня

Двухместные палубные многоцелевые истребители поколения «4++» J-15S


Теперь относительно мнения Сюй Йонлиня о ненадобности J-31 в Военно-воздушных силах Китайской Народной Республики. К любому мнению необходимо уметь прислушиваться и правильно его интерпретировать, но не в этом случае. Дело в том, что находящиеся на вооружении ВВС КНР Су-27СКМ, Су-30МКК/МК2 и J-10A/B не обладают ни малозаметностью, ни ОВТ. Большинство этих машин, кроме J-10B, оснащены устаревшими РЛС Н001ВЭ и «Жемчуг», которые не могут быть противопоставлены не только мощнейшим РЛС японских ATD-X «Синсин», но и радарам A-APG-1 многофункциональных истребителей F-2A/B. Японский представитель стелс-поколения ATD-X может обрести начальную боевую готовность примерно к 2020 году, и поступит в воздушные Силы самообороны Японии уже при полном «фарше»: отклоняемый вектор тяги, ЭПР около 0,05 м2, крейсерский сверхзвук, дальнозоркая РЛС с режимом синтезированной апертуры могут создать массу неприятностей вышеперечисленным китайским представителям поколения «4+». Радикально модифицированная версия F-16C — J-10C не сможет полностью закрыть технологический разрыв с японскими «Синсинами», не смогут этого сделать и узкоспециализированные J-20, а поэтому единственное решение для сохранения преимуществ континентального истребительного авиапарка Китая — J-31.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?pid=162454#p162454
http://www.paralay.com/jxx_litl/jxx_litl.html
http://www.avia500.ru/production_336
Автор: Евгений Даманцев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. voyaka uh 15 сентября 2016 15:19
    Китай делает ставку на 5-е поколение. Вот главный
    посыл статьи. Апгрейды 4-го дороги, занимают много времени
    и дают незначительный эффект.
    1. Инжeнeр 15 сентября 2016 15:32
      Хотеть, не значит мочь. У них даже двигателя своего для 4го поколения нет. А с РЛС и авионикой хорошо только на картинках.
      1. Тибидох 15 сентября 2016 16:43
        Цитата: Инжeнeр
        У них даже двигателя своего для 4го поколения нет.

        WS-10 - смесь технологий АЛ-31ФН и SFM56. Назначенный и межремонтный ресурс достигли 1000 и 500 часов соответственно (у проданых им АЛ-31ФН было 2000 и 1000 часов). Практически устранены проблемы с помпажем. Тяга достигла 14 000 кг.
        Проблема у китайцев только одна... цена WS-10 в полтора раза превышающая цену АЛ-31ФН. А у WS-10G с тягой в 14 000 кг. (ресурс сохранился) и вектором тяги превышает цену АЛ-31ФН... в ТРИ!!! раза.
        Поэтому китайцы ждут 117С вместе с Н035.
        Вместе с тем, китайцы уже практически завершили испытания WS-10 Тайхан (без УВТ). Принято решение об отказе в дальнейшей закупке АЛ-31ФН для J-10 и J-11. Будут ставить свои не только по соображениям престижа и поддержки китайского производителя, но и в целях наработки собственных традиций двигателестроения.
        1. Одиссей 15 сентября 2016 16:59
          Цитата: Тибидох
          Принято решение об отказе в дальнейшей закупке АЛ-31ФН для J-10 и J-11.

          Под замену для старых бортов брать будут.На новые ставят свои.Но там еще проблема в том,что объем производства своих движков пока не удовлетворяет потребности ВВС.
          1. Тибидох 15 сентября 2016 17:11
            Цитата: Одиссей
            Под замену для старых бортов брать будут.

            Странно. Я на китайских форумах читал совершенно противоположное. Но если Вы окажетесь правы - я только за.
            Цитата: Одиссей
            Но там еще проблема в том,что объем производства своих движков пока не удовлетворяет потребности ВВС.

            Вот тут не совсем понял. О каком объеме может идти речь, если испытания еще не закончились, хотя и находятся в завершающей стадии.
            А китайцы, по моему мнению, со своей частично плановой экономикой, огромными человеческими, финансовыми и идеологическими ресурсами после окончательного завершения испытаний довольно быстро наладят выпуск для себя и Пакистана.
            1. Одиссей 15 сентября 2016 19:40
              Цитата: Тибидох
              Странно. Я на китайских форумах читал совершенно противоположное. Но если Вы окажетесь правы - я только за.

              WS-10A и АЛ-31Ф/ФН не взаимозаменяемы.Парк самолетов с русскими двигателями большой,летают много .Соответственно под замену нужно много движков независимо от производства WS-10.
              Цитата: Тибидох
              Вот тут не совсем понял. О каком объеме может идти речь, если испытания еще не закончились, хотя и находятся в завершающей стадии.

              WS-10A уже производится и ими оснащаются J-11B/С и предположительно J-10B.Это не отменяет испытаний усовершенствованных версий с увеличенной тягой и ресурсом.
              Но под 5 поколение они делают WS-15.А на первых серийных J-20 явно будет стоять какая-то усовершенствованная модификация WS-10.
    2. xetai9977 16 сентября 2016 09:45
      Китай медленно,но уверенно продвигается вперед в сфере высоких технологий. Время копировок в основном уже прошла
  2. Одиссей 15 сентября 2016 16:57
    По поводу J-31.
    Авианосная программа КНР на текущий момент включает в себя постройку 6 авианосцев тремя парами.Но J-31 может пойти только на вторую пару(строящийся сейчас авианосец аналогичен Кузе и будет нести J-15).
    Предполагаемое время ввода в строй второй пары авианосцев-2022-2023 годы. Соответственно,к этому времени нужно ожидать и появление палубной версии J-31.
    Технически главная проблема с движками,точнее с тем ,что их пока нет.J-20 пойдет в серию с "двигателями первого этапа".Полноценный движок для 5 поколения будет готов не ранее 2020-2021 года.
    Что касается экспортных перспектив,то пока судить трудно-определенно это будут Пакистан и Иран.КНДР-сомнительно,у них нет таких денег,да и им при наличии ЯО особо J-31 не нужен.Африканские страны (кроме ЮАР и Алжира)-точно нет,это слишком сложная техника для них.Аргентина-может быть,но у нее нет денег.
    1. Комментарий был удален.
    2. xetai9977 16 сентября 2016 09:47
      Я тоже не верю в приобретение таких самолётов КНДР- во первых денег нет и не предвидится. А во вторых Китай тоже не в восторге от непредсказуемого Ына. Стопудово первым получит самолёты Пакистан- давний союзник Китая.
  3. RomanS 17 сентября 2016 12:12
    Иметь желание, возможности и реальный продукт, абсолютно разные понятия. А вот говорить об этом- пожалуйста! Долгие и настойчивые уверения об эффективности(в т.ч. перспективной) "стелс" авиации, стало в мировых сми мантрой, вроде "хари кришна". Но факты говорят об отсутствии у таких ЛА каких либо фактических преимуществ. Поэтому данная статья воспринимается как рекламный проспект "перспективного" самолёта с перспективными возможностями.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня