Российские военные в Арктике получат «термос на колёсах»

Специальная техника, предназначенная для нужд арктической группировки войск, в настоящее время проходит испытания. Речь идет о незамерзающих цистернах для воды, которые, по информации компании-производителя, в состоянии выдерживать температуру окружающего воздуха до –65°C. Конструкция автоцистерн АЦПТ-5,6 линейки Arctic line обеспечивает заполнение двух секций водой при помощи бортовой насосной станции, которая расположена в специальном утепленном обогреваемом отсеке. Чтобы до краев наполнить цистерну вместимостью 5600 литров, понадобится всего 20 минут времени, столько же потребуется для того чтобы слить воду. Автоцистерну планируется использовать не только для хранения воды, но и для ее производства, благо необходимого материала в Арктике найдется в достаточных объемах.

Завод «Спецтехмаш» из города Всеволожска в настоящее время активно работает над созданием нового направления специализированной техники, которая адаптирована для работы в условиях Арктики и Антарктики. Это особенно важно, так как российский Север в настоящее время становится ключевой ресурсной базой перспективного экономического, социального и политического развития страны и отдельных субъектов федерации. Запланированное ранее расширение российского военного присутствия в Арктике поднимает проблему снабжения и питания личного состава российских войск, дислоцированных в этом суровом природном крае. Принимая это во внимание, специалисты завода «Спецтехмаш» приступили к созданию спецтехники, предназначенной для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Ими были сформулированы предложения по адаптации базовых транспортных средств (грузовых автомобилей «Урал» и «КамАЗ»), а также перечень необходимой техники, которая позволит обеспечить продовольственную безопасность российских войск в Арктике. Новое направление деятельности предприятия получило обозначение Arctic line.


Российские военные в Арктике получат «термос на колёсах»
Фото: stmzavod.ru («Спецтехмаш»)



Одним из продуктов новой линейки стала автоводоцистерна питьевая термоизоляционная АЦПТ-5,6 Arctic line. Данная автоцистерна предназначена для транспортировки и кратковременного хранения различных пищевых жидкостей, обладающих плотностью до 1,03 г/см³. Арктический вариант исполнения автоцистерны предполагает возможность эксплуатации при температурах окружающего воздуха до –65°С, в более холодных климатических условиях предполагается использование специальной снегоплавильной установки в сочетании с мобильной системой очистки воды. Модернизация автоцистерны АЦПТ-5,6 к условиям эксплуатации в Арктике предполагает утепление трубопроводов, установку удвоенной теплоизоляции стенок цистерны и монтаж дополнительного автономного отопителя в отсек обслуживания оборудования.

Внешне автоцистерна АЦПТ-5,6, базирующаяся на шасси трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-43114, ничем не отличается от аналогичных гражданских автоцистерн. Помимо дополнительно утепленной цистерны, в состав оборудования новинки вошла и снегоплавильная установка, благодаря которой расчет автоцистерны АЦПТ-5,6 Arctic line сможет добывать воду самостоятельно и закачивать ее в цистерну, состоящую из двух секций. Автоцистерна построена на базе грузового автомобиля КамАЗ-43114 с колесной формулой 6х6, выпускаемого в Набережных Челнах. Данное шасси широко применяется сегодня в российских вооруженных силах и нефтегазодобывающей отрасли, в том числе для установки разнообразных надстроек (фургонов, автоцистерн, автопоездов-плетевозов, автогидроподъёмников и т.д.). Кабина грузового автомобиля — высокая, трехместная. Она расположена над двигателем и в зависимости от модификации может комплектоваться или не комплектоваться спальным местом.


Российские военные в Арктике получат «термос на колёсах»
Автоводоцистерна питьевая термоизоляционная АЦПТ-5,6, фото:
stmzavod.ru («Спецтехмаш»)


Особенности АЦПТ-5,6:

— Герметичность. Гибка, резка и сварка деталей цистерны производятся исключительно на самом современном оборудовании, что гарантирует геометрическую точность швов и их надежность.

— Безопасность. Все детали, имеющие контакт с жидкостями, и внутренняя емкость цистерны изготовлены из специальной пищевой стали, которая разрешена к использованию Минздрав РФ.

— Теплоизоляция. Горловины автомобильной цистерны закрываются специальными термоизолированными крышками, а трубопроводы оснащены теплоизоляцией от обмерзания.

— Быстрое наполнение и слив. Имеющаяся насосная установка обеспечивает быстрое наполнение и слив обеих секций цистерны в течение 20 минут.

— Удобство обслуживания. На площадках обслуживания автоцистерны были применены перфорированные поверхности против скольжения, а также установлены поручни.

В настоящее время Минобороны РФ в рамках реализации программы освоения арктических и приарктических регионов осуществляет испытания уникальной автоводоцистерны АЦПТ-5,6 Arctic line, которая построена на базе шасси грузового автомобиля «КамАЗ». Новинка предприятия «Спецтехмаш» не дает замерзнуть или испортиться пресной воде даже в суровых арктических условиях, когда температура воздуха на улице может опускаться ниже отметки в -50°C. При этом автоцистерну можно будет использовать не только для хранения запасов пресной воды, также она сможет самостоятельно добывать воду — плавить лед и снег. По словам представителя военного ведомства, испытания автомобильных цистерн проводятся, в том числе, и в условиях критически низких температур. Если испытания завершатся успешно, то новая техника поступит на вооружение подразделений материально-технического обеспечения российских арктических бригад, также она будет размещена на полярных аэродромах и базах.


Российские военные в Арктике получат «термос на колёсах»
Автоцистерна АЦПТ-5,6 на учебной площадке Вольского военного института материального обеспечения, фото: stmzavod.ru («Спецтехмаш»)


По словам Алексея Пескова, участника многих полярных экспедиций и редактора интернет-портала «Туризм.ру», в Арктике особенно остро стоит вопрос именно сохранения запасов питьевой воды, а не ее добычи или доставки. Добыть воду в условиях Крайнего Севера не так сложно, в этом регионе находится достаточное количество снега и так называемого пресного льда — замерзшей пресной воды. Необходимо лишь растопить лед/снег и привезти воду. При этом везти воду с Большой земли очень дорого, поэтому полярники всегда ориентированы на добычу воды непосредственно на месте, отметил Песков. При этом главная проблема после того, как вода уже добыта, заключается в ее сохранности. В процессе замерзания вода расширяется и приводит к разрушению любых цистерн. Выход из ситуации можно найти лишь постоянно подогревая резервуары, однако в этом случае происходит расход другого критически важного для Арктики ресурса — топлива.

По словам Алексея Пескова, российские полярные военные базы — это сложнейшие объекты инфраструктуры, в которых будет размещен не только личный состав, но и современные сложнейшие зенитно-ракетные комплексы, радиоэлектронное оборудование и радиотехнические системы, а также будут базироваться вертолеты и самолеты, различный транспорт. И для всего этого нужны большие, постоянно пополняемые запасы пресной воды. В этих условиях военным пригодится «термос на колесах» в виде автоводоцистерн АЦПТ-5,6.

По словам Владимира Чебукина, временно исполняющего обязанности начальника инженерно-конструкторского отдела предприятия «Спецтехмаш», автоводоцистерна АЦПТ-5,6 уже успешно прошла заводские испытания, в полном объеме подтвердив заявленные характеристики — хранение и транспортирование пресной воды или другой жидкости при температуре окружающего воздуха до -65°C. Добиться таких высоких показателей удалось за счет тщательного утепления трубопроводов и использования двойной термоизоляции.


Российские военные в Арктике получат «термос на колёсах»
Фото: stmzavod.ru («Спецтехмаш»)


Необходимо понимать, что без чистой пресной воды невозможно не только приготовить пищу, но и элементарно постирать форму, а также поддерживать санитарное состояние помещений на должном уровне. В то же время создание нормальных условий быта и службы военнослужащих — это залог высокого уровня их боевой готовности к выполнению задач по защите интересов Российской Федерации в этом непростом и стратегически важном регионе планеты, — отметил в интервью журналистам «Известий» Виталий Моисеев главный редактор интернет-сайта «Отвага-2004». — Нужно понимать, что российской армии необходимы не только боевые машины — бронетранспортеры, танки и САУ, которые смогут исправно работать в условиях Арктики, но и разнообразная вспомогательная техника, которая призвана обеспечить повседневную жизнедеятельность подразделений и частей в условиях как мирного, так и военного времени. Пресная вода необходима не только для гигиенических процедур и приготовления пищи, но и для многочисленной боевой техники, причем в очень больших объемах. Так как транспортировка воды на большие расстояния и в сложных климатических условиях представляется очень затратной и нелегкой задачей, гораздо проще добывать и хранить воду на месте.

Тактико-технические характеристики АЦПТ-5,6:
Базовое шасси — КамАЗ 43114.
Колесная формула — 6х6.
Рабочая вместимость автоцистерны — 5600 л.
Количество секций — 2.
Сечение цистерны — овальное.
Время наполнения обеих секций — 20 мин.
Время слива обеих секций при помощи бортового насоса автоцистерны — 20 мин.
Габаритные размеры: длина — 7850 мм, ширина — 2500 мм, высота — 3065 мм.
Снаряженная масса — 9640 кг.
Полная масса автоцистерны — не более 15 540 кг.

Источники информации:
http://vpk.name/news/162658_minoboronyi_poluchit_nezamerzayushie_cisternyi_dlya_arktiki.html
http://bastion-karpenko.ru/acpt-5_6
http://www.utro.ru/articles/2016/09/06/1296297.shtml
http://www.stmzavod.ru/catalog/4/15
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Владимирец 13 сентября 2016 06:42
    "Удобство обслуживания. На площадках обслуживания автоцистерны были применены перфорированные поверхности против скольжения, а также установлены поручни."

    Какие то минимальные, не то что средства комфорта, а обеспечения безопасности, преподносятся, как достижение. request
    1. Серый брат 13 сентября 2016 07:39
      Цитата: Владимирец
      Какие то минимальные, не то что средства комфорта, а обеспечения безопасности, преподносятся, как достижение.

      Скорее как особенность - там так и написано:
      Особенности АЦПТ-5,6
      , я вот что-то не заметил чтобы в статье это достижением или технологическим прорывом объявлялась.
      Заботятся о людях - ну и хорошо. Не вижу причин это в штыки воспринимать.
      1. Гражданский 13 сентября 2016 16:35
        Еще снегоходы нужны, вездеходы на пневматике... на КАМАЗе... как то не очень убедительно
      2. Владимирец 13 сентября 2016 16:39
        Цитата: Серый брат
        Заботятся о людях - ну и хорошо. Не вижу причин это в штыки воспринимать.

        На таких площадках и так ДОЛЖНЫ БЫТЬ перфорированные поверхности и поручни, чего тут особенного? Вот для примера.
  2. Персей 13 сентября 2016 07:59
    Цитата: Серый брат
    Цитата: Владимирец
    Какие то минимальные, не то что средства комфорта, а обеспечения безопасности, преподносятся, как достижение.

    Скорее как особенность - там так и написано:
    Особенности АЦПТ-5,6
    , я вот что-то не заметил чтобы в статье это достижением или технологическим прорывом объявлялась.
    Заботятся о людях - ну и хорошо. Не вижу причин это в штыки воспринимать.
    а я вообще не вижу причин,что бы обычной водовозке статью посвящать...молоко в таких же возят,и зимой и летом
    1. Игорь В 13 сентября 2016 22:30
      Любая авторазливочная станция (АРС), подобная этой, может применяться для тушения пожара, дезактивации техники, создания водяного заслона в случае выброса тяжёлого газа, хлора, например. Так что это не только водовозка.
  3. Галеон 13 сентября 2016 09:11
    "Потому что без воды и ни туды, и ни сюды"... wink
    Видимо, есть какие-то особенности, что воду нельзя на месте брать (в твердом виде), а возить приходится. С другой стороны, откуда ее в таких объемах возить? и зачем? request
  4. guzik007 13 сентября 2016 11:19
    Особенности АЦПТ-5,6:

    — Герметичность-
    ----------------------
    Я плакалъ!
  5. данил ларионов 13 сентября 2016 12:23
    А водичка всем нужна. wink
  6. Розмысел 13 сентября 2016 13:54
    на камаz на этот уже смотреть не могу 40 лет одна и таже кабина.
    1. Котище 14 сентября 2016 20:03
      На шасси надо смотреть 6 на 6 для тундры кисло. Минимум надо пневматики или гуслю.
  7. Диван Диваныч 15 сентября 2016 16:48
    Для арктики нужны гусеницы, а не колеса.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня