Российские военные в Арктике получат «термос на колёсах»
Завод «Спецтехмаш» из города Всеволожска в настоящее время активно работает над созданием нового направления специализированной техники, которая адаптирована для работы в условиях Арктики и Антарктики. Это особенно важно, так как российский Север в настоящее время становится ключевой ресурсной базой перспективного экономического, социального и политического развития страны и отдельных субъектов федерации. Запланированное ранее расширение российского военного присутствия в Арктике поднимает проблему снабжения и питания личного состава российских войск, дислоцированных в этом суровом природном крае. Принимая это во внимание, специалисты завода «Спецтехмаш» приступили к созданию спецтехники, предназначенной для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Ими были сформулированы предложения по адаптации базовых транспортных средств (грузовых автомобилей «Урал» и «КамАЗ»), а также перечень необходимой техники, которая позволит обеспечить продовольственную безопасность российских войск в Арктике. Новое направление деятельности предприятия получило обозначение Arctic line.
Внешне автоцистерна АЦПТ-5,6, базирующаяся на шасси трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-43114, ничем не отличается от аналогичных гражданских автоцистерн. Помимо дополнительно утепленной цистерны, в состав оборудования новинки вошла и снегоплавильная установка, благодаря которой расчет автоцистерны АЦПТ-5,6 Arctic line сможет добывать воду самостоятельно и закачивать ее в цистерну, состоящую из двух секций. Автоцистерна построена на базе грузового автомобиля КамАЗ-43114 с колесной формулой 6х6, выпускаемого в Набережных Челнах. Данное шасси широко применяется сегодня в российских вооруженных силах и нефтегазодобывающей отрасли, в том числе для установки разнообразных надстроек (фургонов, автоцистерн, автопоездов-плетевозов, автогидроподъёмников и т.д.). Кабина грузового автомобиля — высокая, трехместная. Она расположена над двигателем и в зависимости от модификации может комплектоваться или не комплектоваться спальным местом.
stmzavod.ru («Спецтехмаш»)
— Герметичность. Гибка, резка и сварка деталей цистерны производятся исключительно на самом современном оборудовании, что гарантирует геометрическую точность швов и их надежность.
— Безопасность. Все детали, имеющие контакт с жидкостями, и внутренняя емкость цистерны изготовлены из специальной пищевой стали, которая разрешена к использованию Минздрав РФ.
— Теплоизоляция. Горловины автомобильной цистерны закрываются специальными термоизолированными крышками, а трубопроводы оснащены теплоизоляцией от обмерзания.
— Быстрое наполнение и слив. Имеющаяся насосная установка обеспечивает быстрое наполнение и слив обеих секций цистерны в течение 20 минут.
— Удобство обслуживания. На площадках обслуживания автоцистерны были применены перфорированные поверхности против скольжения, а также установлены поручни.
В настоящее время Минобороны РФ в рамках реализации программы освоения арктических и приарктических регионов осуществляет испытания уникальной автоводоцистерны АЦПТ-5,6 Arctic line, которая построена на базе шасси грузового автомобиля «КамАЗ». Новинка предприятия «Спецтехмаш» не дает замерзнуть или испортиться пресной воде даже в суровых арктических условиях, когда температура воздуха на улице может опускаться ниже отметки в -50°C. При этом автоцистерну можно будет использовать не только для хранения запасов пресной воды, также она сможет самостоятельно добывать воду — плавить лед и снег. По словам представителя военного ведомства, испытания автомобильных цистерн проводятся, в том числе, и в условиях критически низких температур. Если испытания завершатся успешно, то новая техника поступит на вооружение подразделений материально-технического обеспечения российских арктических бригад, также она будет размещена на полярных аэродромах и базах.
По словам Алексея Пескова, российские полярные военные базы — это сложнейшие объекты инфраструктуры, в которых будет размещен не только личный состав, но и современные сложнейшие зенитно-ракетные комплексы, радиоэлектронное оборудование и радиотехнические системы, а также будут базироваться вертолеты и самолеты, различный транспорт. И для всего этого нужны большие, постоянно пополняемые запасы пресной воды. В этих условиях военным пригодится «термос на колесах» в виде автоводоцистерн АЦПТ-5,6.
По словам Владимира Чебукина, временно исполняющего обязанности начальника инженерно-конструкторского отдела предприятия «Спецтехмаш», автоводоцистерна АЦПТ-5,6 уже успешно прошла заводские испытания, в полном объеме подтвердив заявленные характеристики — хранение и транспортирование пресной воды или другой жидкости при температуре окружающего воздуха до -65°C. Добиться таких высоких показателей удалось за счет тщательного утепления трубопроводов и использования двойной термоизоляции.
Тактико-технические характеристики АЦПТ-5,6:
Базовое шасси — КамАЗ 43114.
Колесная формула — 6х6.
Рабочая вместимость автоцистерны — 5600 л.
Количество секций — 2.
Сечение цистерны — овальное.
Время наполнения обеих секций — 20 мин.
Время слива обеих секций при помощи бортового насоса автоцистерны — 20 мин.
Габаритные размеры: длина — 7850 мм, ширина — 2500 мм, высота — 3065 мм.
Снаряженная масса — 9640 кг.
Полная масса автоцистерны — не более 15 540 кг.
Источники информации:
http://vpk.name/news/162658_minoboronyi_poluchit_nezamerzayushie_cisternyi_dlya_arktiki.html
http://bastion-karpenko.ru/acpt-5_6
http://www.utro.ru/articles/2016/09/06/1296297.shtml
http://www.stmzavod.ru/catalog/4/15
Информация