Датский прыгун и первый беспилотник



На сегодняшний день приходится важный юбилей в истории авиации. Ровно 110 лет назад, 12 сентября 1906 года, состоялся первый задокументированный и зафиксированный на фотопленке полет аэроплана, сделанного в Европе. Правда, дальность этого полета составляла всего 42 метра, а высота - несколько десятков сантиметров. Тем не менее, начало европейской авиации было положено.


Самолет, хотя, правильнее было бы назвать это устройство воздушным змеем с мотором, разработал и собственноручно построил датский часовщик Якоб Эллехаммер. Это была его вторая попытка построить летательный аппарат тяжелее воздуха. Первый аэроплан Эллехаммера (его фото помещено на заставке), сделанный годом ранее, не смог оторваться от земли. Оригиналы аэропланов на сохранились, но в авиационном музее Копенгагена выставлена качественная полноразмерная реплика второго образца, на которой можно рассмотреть его устройство.



Как видно на снимке, аппарат очень примитивен. Вряд ли конструктор рассчитывал на его практическое применение, скорее, это чисто экспериментальная машина для проверки возможности совершить полет. Управление по курсу осуществлялось "по-птичьи" - изменением кривизны гибкого верхнего крыла, законцовки которого были соединены тросиками с велосипедным рулем. Отдельное управление креном отсутствует, это типичный дефект почти всех ранних аэропланов, делавший их крайне неустойчивыми.



Трехцилиндровый мотор мощностью 9 лошадиных сил вращел через ременную передачу двухлопастный винт. Каркас лопастей, как и всего аппарата сделан из стальных труб с полотняной обтяжкой. Перед мотором установлен конический латунный бензобак, сквозь который проходит ось заводной рукоятки. Аэроплан опирался на велосипедные колеса без какой-либо амортизации.



Фотоснимок, подтверждающий отрыв аэроплана Эллехаммера от земли. На сиденье пилота - сам конструктор, отличавшийся довольно плотной комплекцией. Возможно, аппарат взлетел бы повыше, если бы его испытывал более легкий пилот.



Эллехаммер в своей мастерской. За ним - силовая установка его третьего аэроплана - пятицилиндровый мотор мощностью 36 л.с. и четырехлопастный винт с металлическими лопастями, а слева видна модель этого летательного аппарата.



Модель третьей летающей машины Эллехаммера. Это уже классический биплан с отдельным хвостовым оперением. Весьма любопытно выглядит руль направления, объединенный с задним колесом и поворачивающийся вместе с ним. Между тем, управление креном по-прежнему не предусмотрено. Этот аэроплан летал лучше предыдущего, но не настолько хорошо, чтобы составить конкуренцию самолетам Фармана, Вуазена и Блерио, появившимся чуть позже. Сделать по-настоящему успешный и практически пригодный аэроплан Эллехаммеру так и не удалось.

В качестве дополнения не грех вспомнить и еще об одном сегодняшнем юбилее: ровно 100 лет назад, 12 сентября 1916 года в США впервые взлетел первый в мире беспилотный самолет-снаряд. Его спроектировал изобретатель авиационного гироскопического автопилота Элмер Сперри при участии инженера Хьюитта. Заказчиком и финансистом программы выступило Управление боеприпасов Главного штаба ВМС США.


Согласно проекту, этот самолет-снаряд, летя в автоматическом режиме, должен был доставлять 130 кг взрывчатки на дистанцию до 80 километров со скоростью 140 км/ч. Однако автопилот оказался еще слишком "сырым" и несовершенным. Прототип в первом же полете потерял управление и разбился вскоре после взлета, а за ним та же участь постигла еще несколько образцов. Неудачные эксперименты продолжались три года, но в конце концов военным это надоело. Они прекратили финансирование и закрыли программу, списав в убыток израсходованные на нее 250 тысяч долларов. До наступления эпохи крылатых ракет оставалось еще четверть века.

Датский прыгун и первый беспилотник


"Автоматический самолет" Сперри-Хьюитта на катапультной стартовой тележке.
Автор:
Вячеслав Кондратьев
Первоисточник:
http://vikond65.livejournal.com/534401.html
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти