«Адова колесница!»

Непременным атрибутом по-настоящему современной военной техники является дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметным, пушечным или ракетным вооружением. Подобное оснащение позволяет обеспечить требуемую огневую мощь, а также упростить эксплуатацию систем, что объясняет большой интерес, проявляемый военными всего мира к этому классу техники. Разработкой новых боевых модулей занимаются как признанные лидеры мирового рынка вооружений и техники, так и страны, которые вряд ли могут рассчитывать на подобное звание. Среди прочих такими проектами занимается оборонная промышленность Украины. Один из новейших проектов в этой области получил название «Вий».

По-видимому, главной целью проекта, названного в честь персонажа малороссийского фольклора, было повышение огневой мощи военной техники и увеличение дальности эффективного огня. Кроме того, в проекте видны некоторые особенности, которые явно говорят о попытке создания универсальной системы, пригодной для использования на различных шасси, в том числе и на сравнительно легких. Так, в качестве платформы для испытаний системы «Вий» был выбран бронеавтомобиль «Дозор-Б» с колесной формулой 4х4.



Броневик "Дозор-Б" с боевым модулем "Вий". Фото Bmpd.livejournal.com


О существовании проекта перспективного боевого модуля «Вий» стало известно примерно год назад. В ходе одной из украинских выставок, посвященных успехам военной промышленности, компания Westan Group Associates представила свой новый проект. Тогда были оглашены некоторые сведения о проекте, раскрывавшие архитектуру и возможности комплекса. Также авторы проекта рассказали о возможной сфере применения перспективной системы. Несмотря на все положительные оценки, на тот момент модуль «Вий» еще не был готов к принятию на вооружение. Требовалось провести весь комплекс испытаний и доводки, после чего можно было определять реальное будущее системы.

По данным разработчика, опубликованным украинскими средствами массовой информации, модуль «Вий» предназначается для установки на легкие и средние бронемашины имеющихся типов с целью повышения их боевых возможностей. Применение двуствольной 23-мм автоматической пушки позволяет вооруженной «Вием» боевой машине бороться с живой силой, незащищенной или легкобронированной техникой противника, а также уничтожать врага, находящегося под укрытием различных построек. Также имеются определенные возможности по борьбе с воздушными целями, такими как вертолет на режиме висения.

В апреле 2016 года была опубликована информация об испытаниях нового вооружения. Опытный образец боевого модуля «Вий» от компании Westan Group Associates был установлен на броневик «Дозор-Б», построенный Киевским бронетанковым заводом. В такой конфигурации машина отправилась на полигон для изучения основных характеристик, в первую очередь параметров огня. Вскоре после проведения испытаний были опубликованы фотографии и видеозапись стрельб из нового оружия. Эти материалы позволяют примерно оценить возможности и перспективы боевого модуля.

Последние на данный момент упоминания о проекте «Вий» появились буквально пару дней назад. Один из украинских телеканалов показал репортаж о новой разработке военной промышленности, в котором были описаны основные особенности и перспективы проекта. В частности, конструктор одного из предприятий, задействованных в проекте, Андрей Полихин отметил устойчивость броневика «Дозор-Б» с боевым модулем, а также рассказал о планах по модернизации «Вия». Обновлять этот комплекс планируется путем установки дополнительного вооружения и новых оптико-электронных систем.

«Адова колесница!»
Общая схема модуля. Рисунок Strangernn.livejournal.com


Характерной особенностью проекта «Вий» является широкое применение готовых комплектующих, которые для использования в составе нового боевого модуля претерпевают некоторые изменения. Отдельно следует отметить, что основные компоненты модуля были созданы еще несколько десятилетий назад, во времена Советского Союза. Теперь же, благодаря новым идеям украинских конструкторов, эти изделия нашли новое неожиданное применение в роли компонентов боевого модуля. Очевидно, что такой подход к конструированию упростил и ускорил разработку боевого модуля, а также может положительным образом сказаться на стоимости серийных изделий. Тем не менее, с ним могут быть связаны и некоторые принципиально неисправимые недостатки.

В качестве основного элемента для боевого модуля нового типа, выполняющего функции основной платформы с креплениями для других агрегатов, было выбрано существующее изделие. Им стал командирский люк основного танка Т-64А, сохранивший устройства для крепления пулеметного вооружения, а также получивший некоторые другие узлы и агрегаты. Предполагается, что подобная основа боевого модуля в определенной мере облегчит производство и монтаж серийных изделий на технике заказчика. В передней части люка располагаются крепления для качающейся люльки орудия, в задней – устройства монтажа ящика для боекомплекта.

Средства для крепления пушки, по-видимому, также были заимствованы у существующих танков советской разработки, о чем говорят агрегаты, предназначенные для удержания орудия в требуемом положении. Тем не менее, в свете необходимости упрощения и удешевления конструкции подобный шаг является логичным и оправданным. Бывший командирский люк, ставший основой боевого модуля, и средства крепления пушки комплектуются электрическими приводами наведения, позволяющими осуществлять наводку без непосредственного взаимодействия оператора с модулем. Боевой модуль не оснащается системами стабилизации, что подается в качестве дополнительного способа удешевления производства.

В качестве главного и пока единственного оружия боевого модуля «Вий» в настоящее время используется двуствольная автоматическая пушка ГШ-23Л. Пушку предлагается помещать на имеющиеся крепления, размещая стволы в горизонтальной плоскости. С целью защиты основных устройств орудия ствольная коробка может закрываться коробчатым броневым кожухом. Его задачей является защита основных деталей оружия от различных внешних воздействий, как загрязнения, так и пуль или осколков.


Авиационная пушка ГШ-23Л. Фото Wikimedia Commons



Автоматическая пушка ГШ-23 была разработана специалистами тульского Конструкторского бюро приборостроения в конце пятидесятых годов. После всех необходимых проверок и совершенствования конструкции, в 1965 году орудие приняли на вооружение. Серийное производство велось оружейным заводом в г. Ковров. Изначально пушка ГШ-23 предназначалась для использования на самолетах различных классов и типов. Так, фронтовая авиация получала орудия в качестве курсового вооружения, а стратегические бомбардировщики, военно-транспортные самолеты и другие машины оснащались кормовыми пушечными установками. Также подобное вооружение получали вертолеты нескольких типов. Кроме того, были разработаны подвесные пушечные контейнеры с ГШ-23. При этом, однако, применение пушки на наземной технике проектом не предусматривалось. Сухопутные боевые машины должны были нести малокалиберную артиллерию иных типов.

Одной из основных задач проекта ГШ-23 было повышение скорострельности до максимально возможных значений. Для решения этой проблемы была использована т.н. схема Гаста с применением двух подвижных стволов, откат одного из которых обеспечивает перезарядку второго. Несмотря на наличие некоторых проблем у ранних прототипов, в ходе доводки удалось добиться высокой надежности работы и выполнения технических требований заказчика. Пушка ГШ-23, имея два ствола, получила возможность делать до 3400 выстрелов в минуту, что делало ее эффективным оружием самолетов различного назначения. Также была разработана пушка ГШ-23Л, отличавшаяся использованием локализаторов – устройств для отвода пороховых газов в нужном направлении.

Изделие ГШ-23/ГШ-23Л имеет общую длину около 1,5 м и весит 50 кг. В зависимости от типа снаряда (выстрел 23х115 мм) обеспечивается начальная скорость от 690 до 890 м/с. Дальность эффективной стрельбы – до 2 км. Управление спуском осуществляется электрической системой. Для хранения и подачи боекомплекта применяется рассыпная металлическая лента, помещаемая в ящики внутри носителя. Для сокращения отдачи до приемлемого уровня оба ствола орудия получили развитый дульный тормоз.

Как следует из имеющихся данных, при установке на боевой модуль «Вий» исходное авиационное орудие ГШ-23Л не претерпевает никаких изменений. Ствольная коробка изделия закрепляется на имеющейся установке, а электрическая спусковая система подключается к аппаратуре управления. Значительные доработки конструкции при этом не предусматриваются. По-видимому, конструкция боевого модуля создавалась «вокруг» существующей пушки и с учетом ее особенностей.


Ранний вариант "Вия" в ходе проверок. Кадр из видео с испытаний


Проектом «Вий» предусматривается использование оригинальных систем хранения боекомплекта и сброса стреляных гильз со звеньями ленты. Для транспортировки готового к применению боезапаса предлагается использовать снарядный ящик, установленный на задней части танкового люка. Для соединения ящика с люком используется кронштейн соответствующих размеров и формы, имеющий три точки опоры на базовый агрегат. Ящик выполнен в форме половины кольца и имеет откидную верхнюю крышку, закрепляемую на своем месте набором защелок. Для снаряжения боекомплекта требуется открывать крышку и вручную укладывать ленту со снарядами. Габариты использованного ящика, по информации разработчиков проекта, позволяют перевозить до 250 снарядов 23х115 мм.

На правом торце снарядного ящика имеется небольшое окно, к которому крепится гибкий металлический рукав прямоугольного сечения. Своим вторым торцом рукав соединяется с направляющей, размещенной на орудийной установке. Подвод ленты непосредственно к пушке осуществляется при помощи закрытой изогнутой направляющей. Использование гибкого рукава, соединяющего ящик и направляющую возле пушки, позволяет обеспечить подачу боеприпасов при стрельбе с разными углами возвышения.

Слева от орудия на установке располагается ящик для сбора гильз. В его верхней крышке предусматривается приемное отверстие, в которое входит рукав, соединенный с окном выброса пушки. Тем не менее, при необходимости выброс гильз может выполняться наружу. При этом гильза улетает вперед и вверх от боевого модуля.

Слева от ящика для гильз на качающемся основании помещается броневой кожух с оптико-электронными системами. В существующей версии модуль «Вий» получает средства наблюдения типа ОТС-20.01, созданные НИИ «Квант». В составе этого прибора имеются телевизионная камера и тепловизор, позволяющие вести наблюдение и применять оружие в любое время суток и при любых метеоусловиях. Заявлена возможность наблюдения за целями на дистанциях до 4 км днем и до 900-1100 м ночью. В качестве резервной системы прицеливания используется перископический прицел ПЗУ-5, заимствованный у основных танков старых моделей.


Броневик с обновленным боевым модулем. Кадр из видео с испытаний


Управление боевым модулем «Вий» осуществляется при помощи операторского пульта, устанавливаемого внутри базовой бронемашины. Оснащение самого модуля и пульта позволяет вести наблюдение в любое время суток, искать цели и вести по ним огонь. При этом, как показывают видеозаписи с испытаний, в некоторых случаях оператору комплекса приходится вручную взаимодействовать с внутренними агрегатами боевого модуля. В системе управления стрельбой предусматриваются несколько режимов, от полноценного автоматического огня до стрельбы с отсечкой в несколько выстрелов. В таком случае оператор может установить длину очереди от 4 до 32 выстрелов.

Согласно последним сообщениям, в будущем боевой модуль «Вий» может получить некоторое новое оборудование. Так, рассматривается вопрос использования тепловизионной аппаратуры нового типа, способной улучшить боевые возможности техники. Кроме того, наличие лишь 23-мм двуствольной пушки уже стало поводом для претензий к универсальности применения системы. Из-за этого в обозримом будущем модуль планируется оснастить спаренным пулеметом, который будет использоваться для атаки живой силы или незащищенной техники.

К настоящему времени проект дистанционно управляемого боевого модуля «Вий» дошел до стадии сборки и испытаний прототипов. Как минимум, один модуль нового типа уже изготовлен и установлен на существующем образце техники, которым стал броневик «Дозор-Б». При этом некоторые особенности комплектации и окраски техники позволяют предполагать, что за время испытаний, проходивших, как минимум, с осени прошлого года, система «Вий» подверглась некоторым доработкам и была улучшена. Был ли улучшен существующий прототип или осуществлялась сборка второго с новой комплектацией – неизвестно.

По имеющимся данным, проект «Вий» пока остается на стадиях испытаний и доводки. Какие-либо сведения о возможном принятии этой системы на вооружение и развертывании серийного производства пока не публиковались. Более того, есть все основания полагать, что перспективный боевой модуль вообще не дойдет до реальной эксплуатации по экономическим, техническим, бюрократическим или иным причинам. Не секрет, что нынешняя обстановка на Украине совсем не способствует массовому производству тех или иных образцов вооружения и техники. Таким образом, реальные перспективы «Вия» пока остаются под вопросом.


Поздняя версия боевого модуля с новым кожухом пушки. Фото Defence-ua.com


Пока дальнейшая судьба нового зарубежного боевого модуля не определена, можно попытаться разобраться с плюсами и минусами этой разработки. Как всегда бывает с новыми интересными проектами, «Вий» имеет и плюсы, и минусы. При этом соотношение преимуществ и недостатков тоже может оказать заметное влияние на будущее разработки. В существующем виде боевой модуль имеет серьезные проблемы, которые могут, как минимум, ограничить сферу его применения, либо сделать его непригодным к полноценному использованию.

Изучение нового проекта начнем с очевидных плюсов. В первую очередь необходимо отметить, что установка малокалиберной артиллерии на легкую бронетехнику имеет весьма большие перспективы и способна дать большие преимущества перед конкурирующими разработками. В сравнении с «традиционным» пулеметным вооружением такой техники увеличивается дальность эффективного огня, а также могущество при воздействии снарядов на цель. Как следствие, броневик с автоматическими пушками получает возможность борьбы с расширенным кругом целей, что соответствующим образом сказывается на сферах его применения и эффективности выполнения боевых задач.

Предложенная концепция боевого модуля также имеет преимущество в виде потенциальной совместимости с различными машинами-носителями. В настоящее время модулем «Вий» оснащен только броневик «Дозор-Б», но в будущем его смогут получить любые другие боевые машины. Вероятно, со временем может даже появиться предложение об установке «Вия» на основные танки, у которых ранее был позаимствован командирский люк. В результате появляются перспективы, связанные с широким распространением и унификацией сравнительно мощного вооружения.

Последним преимуществом системы «Вий» является возможное сокращение стоимости производства за счет широкого использования готовых комплектующих. Опорное устройство и орудие для этого модуля заимствуются у существующей техники или берутся со складов, что сокращает список деталей, которые требуется производить с нуля. В будущем это может облегчить, ускорить и удешевить выпуск требуемой продукции.


Современное состояние опытного броневика. Кадр из репортажа 5 канала


Предложенный боевой модуль «Вий» от компании Westan Group Associates имеет несколько плюсов, однако эта разработка не лишена и негативных особенностей. Все они способны усложнить или сделать невозможной полноценную эксплуатацию оружия в планируемых целях.

Прежде всего, следует вспомнить о происхождении и предназначении пушки ГШ-23Л. Она разрабатывалась для вооружения авиационной техники, что сказалось на некоторых особенностях конструкции. В частности, орудие должно было работать на определенной высоте над землей, что позволило разработчикам снизить устойчивость к загрязнениям. Как следствие, эксплуатация ГШ-23Л на наземной технике в соответствующих условиях может привести к регулярным задержкам в стрельбе, «клинам» и прочим неприятным последствиям, мешающим стрельбе или исключающим ее.

Вторая особенность авиационной пушки, затрудняющая ее эксплуатацию в новой роли, – высокая скорострельность. При максимальном темпе стрельбы на уровне 3400 выстрелов в минуту каждый из двух стволов за секунду отправляет к цели около 28 снарядов. Таким образом, боекомплекта из 250 снарядов хватит менее чем на 4,5 с непрерывной стрельбы. Путем некоторых регулировок темп стрельбы может быть снижен, однако и в этом случае ГШ-23Л не сможет показать требуемую экономичность в отношении боеприпасов.

Одним из преимуществ модуля «Вий» называется отсутствие стабилизатора, удешевляющее изделие. Но фактически это не преимущество, а серьезный недостаток. Из-за достаточно большой силы отдачи боевой модуль не сможет удерживать пушку в требуемом положении. Как следствие, лишь первые несколько снарядов очереди отправятся в направлении цели, тогда как оставшиеся гарантированно уйдут в сторону. Также следует вспомнить видеозапись испытаний, на которой даже одиночные выстрелы из пушки заставляют базовый броневик заметно покачиваться. Можно представить, как колесная машина отреагирует на длинную очередь.


Опытный "Вий". Хорошо видно расположение стволов и кожух ствольной коробки. Кадр из репортажа 5 канала


Наконец, необходимо обратить внимание на отсутствие дополнительного вооружения винтовочного калибра. Отсутствие пулемета может либо ограничить боевые возможности модуля, либо привести к дополнительному расходу боекомплекта на незащищенные близкорасположенные цели, для которых мощность пушки ГШ-23Л избыточна. Этот недостаток, однако, планируется исправить при дальнейшем развитии проекта.

Как видим, на данный момент проект дистанционно управляемого боевого модуля «Вий» представляет собой неоднозначную разработку. На уровне общей концепции и с точки зрения некоторых особенностей конструкции модуль представляет определенный интерес в контексте развития вооружений и военной техники. Одновременно с этим в проекте имеется ряд характерных недостатков, которые не могут быть ликвидированы без кардинальной переработки всех элементов модуля. К примеру, значительное число недостатков связано с применением авиационной пушки, не слишком хорошо приспособленной для наземного применения. Для их исправления необходимо использовать иное оружие, которого у авторов проекта «Вий», по-видимому, попросту нет.

С момента первой демонстрации перспективного модуля «Вий» пошел уже второй год. За прошедшее время разработку испытали и усовершенствовали, а также несколько раз показали военным, специалистам и широкой общественности. Тем не менее, и после всего этого реальные перспективы модуля остаются под вопросом. Тяжелая экономическая ситуация на Украине может закрыть новому проекту дорогу к серийному производству, остановив его на стадии испытаний. Если же этот этап будет успешно пройден, то проблемы могут возникнуть позже и в любой момент времени. Более того, даже успешная постановка «Вия» в серию с поставкой готовой техники войскам может не дать ожидаемых результатов из-за наличия ряда технических проблем, связанных с особенностями боевого применения. Таким образом, в любом случае реальные перспективы новой разработки весьма сомнительны.

И все же, проект «Вий» представляет определенный интерес. Интерес этот связан, прежде всего, с техническими особенностями разработки. Кроме того, модуль показателен в контексте применения неудачных и сомнительных решений, поскольку наглядно демонстрирует, как не следует делать новые системы вооружения. Наконец, не самая удачная разработка украинской промышленности привлекла внимание общественности своим названием. Это уже привело к появлению массы шуток, основанных на фольклоре и одноименном произведении Н.В. Гоголя.

* «Адова колесница!» - фраза из кинофильма «Вий»

По материалам сайтов:
http://defence-ua.com/
http://ridus.ru/
http://airwar.ru/
http://andrei-bt.livejournal.com/
http://bmpd.livejournal.com/
http://strangernn.livejournal.com/
Испытания боевого модуля:


Последний репортаж 5 канала:
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти