АРМИЯ-2016. Кластер ВКС. Часть 1. Оптимистичные удивления

8


Начать рассказ об увиденном на форуме АРМИЯ-2016 я решил именно с нового кластера, посвященного вроде бы нашим Воздушно-космическим силам. Почему вроде бы, станет ясно из фоторепортажа. Фото будет много, так что стоит набраться терпения и осилить весь материал, это того стоит.



Итак, пошли гулять и оценивать.

Кластер ВКС сделали за пределами основной части парка "Патриот", напротив военно-исторического кластера.


Так выглядит вход на территорию экспозиции.


А это строение находится напротив, в поле, предназначенном именно для военно-исторических реконструкций.


Здесь же находится станция поезда, который следует по одному маршруту: в танковый музей Кубинки.

Пройдя через вход, попадаем на внешнюю выставку авиационной техники. Об этой выставке ходило много противоречивых слухов. Дескать, в жертву выставке в парке "Патриот" будет принесена экспозиция музея ВВС в Монино.

Думаю, что эти слухи так и останутся слухами. Просто потому, что поместить экспозицию Монино на территорию кластера ВКС просто нереально. Создатели этой выставки расставили технику таким образом, что к каждому экспонату можно подойти и потрогать. И сфотографировать с любой стороны. Кто бывал в монинском музее, тот поймет меня. Скученность экспонатов музея ВВС доставляла изрядные неудобства любителям поснимать. Хуже, наверное, только музей танков в Кубинке, но о нем чуть позже.

И, кстати, экспонаты этой выставки явно не из Монино. Некоторые еще керосином пахнут. Видимо, собирали по загашникам аэродромов и летных частей. Набрали пока немного, но видимо, пока.

Вообще, основное впечатление от выставки: "Не успели". Это бросается в глаза, но думаю, до ума доведут.


МиГ-29УБ.


Ми-26. В Монино так спокойно его не снимешь, а здесь — пожалуйста.


Учебное крыло.


Л-29. Древняя штука. Но был надежным учителем для многих летчиков.


Су-27.


Су-24


МиГ-31


Ну это к вопросу "не успели".


МиГ-25У. В Монино, кстати, такого не помню.


Су-27УБ.


МиГ-21УМ. Тоже "учитель".



В целом выставка самолетов и вертолетов посвящена в основном тем аппаратам, которые если не несут сегодня службу в небе, то делали это совсем недавно. И беспокойство за музей ВВС как-то понемногу отступило. Действительно, здесь несколько иная часть истории.


Скамейки позабавили.

Дальше, в уголке, — площадка, посвященная ПВО. ПВО, конечно, к ВКС имеет определенное отношение, хотя все-таки с натяжкой.


С-400. Ну, привет, ВВС потенциального партнера, что тут сказать...


"Чистое небо" — это примерно так...


"Каста". Или РЛС 35Н6. Станция для работы по обнаружению всего летающего на малых и сверхмалых высотах. В том числе и "Стелсов".


РЛС 35Д6. "Рабочая лошадка" армейского ПВО.


С-25. Ветеран советского ПВО...


С-125. Тоже ветеран, которого помнят многие "партнеры".


С-200.


ТЗМ 5Т92 от комплекса "Амур". "Амур" — противоракетный щит нашей системы ПВО. В этом контейнере могут доставляться на позиции и загружаться в шахту такие изделия, как 51Т6 (сверхскоростная противоракета дальнего перехвата) и 53Т6 (ближнего). Как утверждают специалисты, противоракеты комплекса "Амур" аналогов в мире не имеют, и являются лучшими на сегодняшний день. Желающих проверить, правда, пока не нашлось. Комплекс стоит на вооружении с 1995 года.

А вот дальше начинаются чудеса, не имеющие к ВКС никакого отношения.


Площадка (не готовая пока) с техникой никак не аэродромного или космического назначения. Таких три, и для чего они там, сказать сложно пока.

Но самое интересное дальше. А дальше у нас... морская тематика. Каким она боком к ВКС, сказать не могу, но вот... присутствует.


Корабельная пусковая установка КТ-216. Предназначена для отстрела зарядов комплекса электронных помех ПК-10.


ЗИФ-121, еще одна пушка, стреляющая помехами.


АК-630. Это уже зенитный автомат.


АК-230. Тоже зенитка, но постарее.


2М-3М. 25-мм артустановка.

Хорошо, помехи можно поставить и ракетам, и самолетам. Из артустановок можно образумить и самолет, и вертолет. Но дальше...


ОТА-40. Торпедный аппарат. Без комментариев вообще.


Торпеда 53-65К с кислородным двигателем. Это не та, что была на "Курске", хотя похожа. На "Курске" была торпеда на перекиси водорода. Эта еще служит, и будет служить до 2026 года минимум.


ПМР-2, противолодочная мино-торпеда. 3 в 1, это и станция гидроакустического писка, и мина, и ПУ ракеты или торпеды.


Гальваноударная мина образца 1908 года. Как предшественник ПМР-2.

Вот только как это к ВКС отнести, увы, не понял. Но понял, что морскую часть выставки музея Советской Армии в Москве изрядно облегчили. Но дальше было еще интереснее.

У самого входа внутрь комплекса лежат два чудовища. Творения нашего гения Челомея.


15А20 (РС-10) и 15А35 (РС-18Б). Межконтинентальные баллистические ракеты. 20 с лишним метров достоинства. Впечатляет...


И состояние ничего, как будто только из шахты...

На этом удивления не заканчиваются. Они начинаются, стоит только войти внутрь комплекса. Выставочный комплекс состоит из 12 ангаров, соединенных между собой в широкой части. Там тоже далеко не все готово, точнее, процентов на 50, если уж откровенно. И вся внутренняя экспозиция тоже далековата от ВКС. За исключением одного ангара, посвященного космосу. Но о нем разговор будет отдельный.


Первый зал встретил нас выставкой техники ВДВ. Парни в голубых беретах носились как... как десантники, обустраивая экспозицию. Мешать не стали, пошли дальше.

А дальше началась... Великая Отечественная! В принципе, учитывая, что напротив находится именно военно-исторический кластер, понятно.




Т-27. Танкетка. Не из Кубинки явно, возможно, что новодел.


Хотя танковый музей в Кубинке явно того... облегчили. Многие экспонаты оттуда.


Француз "Рено R-35".


SD.KFZ.7. Самый массовый немецкий тягач.


Еще один француз, "Панар" AMD-35.


SD.KFZ.222. Использовался и на Восточном фронте, но наша грязь его победила.


Т-37А. Плавающий танк. Хотя, скорее, танкетка. Редкий экземпляр.




Внимание, покемон! Сложно сказать, на кого рассчитывали те, кто это сделал, но таких Т-26 никогда не было. Обе башни были с пулеметами. Обидно знающим, устроителям стыдоба!


Образцы формы РККА.


Т-50. Уникальный образец, из Кубинки. Всего было выпущено меньше сотни штук.


Т-40С. Сухопутная (неплавающая) модификация Т-40.


Канадец "Валлентайн" MkIII. Тоже у нас повоевал.


T-IV.


"Рено" UE. Тягач-транспортер.


"Фиат-Ансальдо", чудо итальянской оборонки.


"Матильда". Англичанин.


"Генерал Ли". Американский аналог нашего Т-28.


"Тигр" — ну как без него?



В целом выставка представляет собой все бронетанковое, что перемещалось по нашей земле в 1941-1945 годах. Познавательно и удобно. Кто был в Кубинке и пытался там что-то снять, оценит. В отличие от Кубинки, полный простор и раздолье.

В целом же ощущения двойственные. С одной стороны, смешали в кучу все, что можно, и что не стоило бы. Однако, есть и положительный аспект. И вот тут я поясню поподробнее.

Что из себя представляет парк "Патриот", когда там не проводится форум АРМИЯ-2016? Почти ничего. Павильоны пустуют, площадки с техникой тоже. Что, кстати, не радует, потому что такие площади просто не задействованы никак. А они должны работать. Зря что ли все это затевалось?

Как мне кажется, кластер ВКС, который не совсем, как вы убедились, кластер ВКС, может реально стать круглогодично действующей выставкой. Пусть на территории военно-исторического кластера реконструкторы занимаются своими представлениями в соответствии с датами, а эта выставка может, а значит, должна работать постоянно. Тем более, что там есть на что посмотреть и что потрогать. И места, что внутри, что снаружи, достаточно.

Так что, несмотря на имеющий место небольшой бардак, ошибки в описаниях техники, покемонство и прочие несуразности, идея, вроде бы неплохая. Если хорошо довести до ума — взлетит. И появится еще один вполне хороший выставочный комплекс. Всего понемногу, как в музее Советской Армии, но не друг на друге.

Посмотрим. Думаю, еще два-три месяца, и комплекс будет вполне приличным музеем.

А во второй части повествования о кластере ВКС мы расскажем именно о космической части музея.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    14 сентября 2016 07:05
    Спасибо автору за информацию и фото. Интересно и познавательно.
    Вот только...
    Внимание, покемон! Сложно сказать, на кого рассчитывали те, кто это сделал, но таких Т-26 никогда не было. Обе башни были с пулеметами. Обидно знающим, устроителям стыдоба!

    Не точно, была такая модификация и выпускалась СЕРИЙНО, правда серия была не большой

    Но как усилить вооружение Т-26? Выход был найден простой - установить в одну из башен танка 37-мм пушку. К тому моменту в СССР имелось всего два образца подобных орудий, пригодных для установки в танк - 37-мм пушка Гочкиса (или ее улучшенный вариант, подготовленный к производству и имевший обозначение ПС-1) и 37-мм пушка повышенной мощности ПС-2 конструкции П. Сячинтова. Преимущество было явно за последней конструкцией, так как пушка Гочкиса сильно проигрывала по боевым характеристикам. Однако проблема была в том, что ПС-2 существовала только в опытных образцах и не была доведена до нормального работоспособного состояния. Поэтому на первых десяти предсерийных Т-26 установили 37-мм пушки Гочкиса в правой башне. Согласно принятому решению, пушкой в правой башне должен был вооружаться каждый пятый танк, но время шло, а вопрос о производстве ПС-2 так и не разрешался. К этому времени Главное артиллерийское управление Красной Армии отдало предпочтение 37-мм противотанковой пушке немецкой фирмы "Рейнметалл", которая была закуплена советскими представителями и готовилась к серийному производству. Силами артиллерийского КБ завода "Большевик" качающуюся часть 37-мм орудия "Рейнметалл" поместили в ложе ПС-2.
    После успешных испытаний эта система была принята на вооружение под индексом Б-3 и поставлена на серийное производство на подмосковном артиллерийском заводе № 8 имени М. Калинина, где получила заводское обозначение 5К. Осенью 1931 года один из первых образцов Б-3 установили в правой башне Т-26. Испытание этой системы в танке прошло успешно и было принято решение о скорейшем вооружении Т-26 пушками Б-3. Однако, с весны 1932 года на Т-26 вновь начали устанавливать старые 37-мм пушки Гочкиса. Этими системами и было вооружено подавляющее большинство пушечных двухбашенных танков Т-26. Количество машин с системой Б-3 было крайне малым и едва ли превышало 20-30 единиц. По состоянию на 1 апреля 1933 года в Красной Армии имелось 1407 двухбашенных Т-26, из которых 392 имели пушку. А всего из 1627 изготовленных двухбашенных Т-26 пушкой были вооружены около 450 машин.


    Танк Т-26 во время маневров 1934 года


    1. +4
      14 сентября 2016 13:50
      Цитата: svp67
      Не точно, была такая модификация и выпускалась СЕРИЙНО, правда серия была не большой


      Спасибо большое за уточнение!
      Автору отдельное спасибо! Ждем продолжения...
  2. aba
    0
    14 сентября 2016 07:18
    Надо обязательно побывать на Кубинке!
    За репортаж огромное спасибо! И про фотографов в Монино точно заметили, был ещё раз этим летом: экспонатов стало больше, а площади всё те же, на Аллее гражданской и транспортной авиации сейчас вообще нельзя ничего только снять. А ведь когда то было так
  3. 0
    14 сентября 2016 09:40
    Отличный обзор, большой и интересный.
    1. +5
      14 сентября 2016 14:35
      Небольшое уточнение. Не было такого обозначения МиГ-25У.Спарка для перехватчика обозначалась МиГ-25 ПУ, а для разведчика - РУ.С созданием
      самолёта МиГ-25 возникла необходимость в подготовке для него пилотов. С этой целью был разработан учебно-тренировочный вариант самолёта. Прототип был построен на базе перехватчика МиГ-25П. Его носовая часть до шпангоута №1 была переконструирована для размещения там кабины инструктора. Серийное производство МиГ-25ПУ было начато в 1969 году на Горьковском авиационном заводе №21.
      Конструктивно учебный самолёт отличается носовой частью фюзеляжа. На нём установлено двойное управление и система для переговоров экипажа. Оборудование кабин сделано по типу перехватчика. Т.к. место бортовой РЛС заняла вторая кабина, на самолёт установлено оборудование, имитирующее работу РЛС и учебные варианты ракет Р-40.
      В начале 70-х годов с появлением МиГ-25РБ, предназначенного для бомбометания, появился и аналогичный учебный самолёт МиГ-25РУ. От МиГ-25ПУ его отличало отсутствие пилонов под крылом и навигационной системы "Пеленг". Первый полёт состоялся 20 марта 1971 года.
  4. Комментарий был удален.
  5. +1
    14 сентября 2016 15:10
    Чего то я в толк не могу взять что в парке под названием "Патриот" делают макеты немецкой техники? Парк патриотизма какой страны представлен? Не лучше было бы немецкие вооружения держать в каком- либо другом месте ( музее например). Вакханалия как по- моему.
    1. +1
      15 сентября 2016 03:30
      Что непонятного то, обычное дело, всегда и везде показывают поверженного противника, его оружие, пленных и т.п. Еще с античности между прочим такая пркатика. Да и немцы в войну в Берлине показывали захваченную советскую технику, патриотизму это никак не мешает, даже наоборот.
  6. 0
    15 сентября 2016 03:31
    По поводу т-26, прежде чем стыдить устроителей выставки и рассуждать про покемонов стоило бы все же уточнить вопрос)