Подводные беспилотные комплексы свяжут российские АПЛ с берегом

Российские стратегические подлодки оснастят беспилотными роботизированными комплексами «Фугу», которые не только передадут сигналы боевого управления, но и проинформируют экипажи об условиях мореплавания в районах патрулирования, сообщают Известия со ссылкой на руководителя научно-производственной группы МАКО, разработавшей аппарат, Михаила Рубцова.

Подводные беспилотные комплексы свяжут российские АПЛ с берегом


По его словам, «в настоящее время "Фугу" испытывается Главным научно-исследовательским испытательным центром робототехники Минобороны (ГНИИЦ РТ)».


«Комплекс "Фугу" снабжен свободно поворачивающимися плавниками – крыльями, которые, используя энергию набегающей волны, двигают подводную и буксируют надводную части устройства. Это практически полностью автономный робот с неограниченным сроком действия, способный не только мониторить подводную обстановку в районе боевого применения субмарины, но и ретранслировать с нее и на нее сигналы боевого применения»,
рассказал Рубцов.

Он пояснил, что для этого «на надводной – буксируемой платформе стоят приемник спутникового сигнала, станция океанографических и метеорологических параметров, а также питающие их солнечные батареи».

Как отметил вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков, «передача сигналов стратегическим и ракетным субмаринам – одна из серьезнейших проблем боевого управления подводным флотом».

По словам Сивкова, ранее использовались низкочастотные станции (КНС) связи системы «Зевс» — «два гигантских "электрода", заглубленных в землю на 3 км на Кольском полуострове, через которые прогоняют электрический разряд мощностью 30 МВт».

«За несколько часов через земную кору он может донести в любую точку планеты примитивный – дискретный сигнал мощностью в единицы герц: "Подняться к поверхности – выпустить радиобуй". На слух это воспринимается даже не как пение китов, а как "зависший" удар колокола. Также для связи с подлодками используются самолеты Ту-142МР (создан на базе Ту-95), способные выпускать антенны длиной в несколько километров», – рассказал он.

«Всё это очень уязвимые системы. Местоположение станции КНС известно, ее можно найти даже по Google Maps и навести на нее ракеты. Ту-142МР также представляет несложную цель для истребителей противника. При этом он еще и демаскирует подплывшую на глубину сеанса связи подводную лодку. Создание автономно существующих глайдеров — это очень перспективное решение для обеспечения непрерывной связи с подводными кораблями в различных регионах мира», – заключил Сивков.

Использованы фотографии: Научно-производственная группа «МАКО»

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 29
  1. Mama_Cholli 14 сентября 2016 09:48
    Что то мне не верится в вечный двигатель буксировщика платформы.. Как обычно об аккумуляторах забыли написать...
    1. cniza 14 сентября 2016 09:57
      А название "фугу" не случайна - самая ядовитая рыбка , с намёком.
      1. Чёрный Полковник 14 сентября 2016 10:04
        О том же подумал. +
    2. Alex_Rarog 14 сентября 2016 10:07
      Глайдерам Аккум нужен лишь для поворота лопастей! Плюс в надводной части солнечные панели!
    3. guzik007 14 сентября 2016 10:22
      Заливают нам за роботоавтоматику. Сами подумайте-как он будет ретранслировать радиосигнал из центра на лодку под воду? Значит что? трос-кабель длиною в хх-метров . А уж плавники худо-бедно глубину погружения устройства отрегулируют автоматически-много ума (энергии) на это не надо. Тот-же радиобуй но с элементами управления. ИМХО
      1. Удав КАА 14 сентября 2016 12:25
        Цитата: guzik007

        Заливают нам за роботоавтоматику. Сами подумайте-как он будет ретранслировать радиосигнал из центра на лодку под воду? Значит что? трос-кабель длиною в хх-метров

        1. Можно верить или нет, но в коменте написано
        Это практически полностью автономный робот с неограниченным сроком действия, способный не только мониторить подводную обстановку в районе боевого применения субмарины, но и ретранслировать с нее и на нее сигналы боевого применения»,

        2. Сигнал будет транслировать по ЗПС -- ГА способом.
        3. На тросе он точно не будет. Иначе рпкСН превратится в "нинзю с погремушкой" -- поплавок демаскирует ее лучше афиши на бульваре.
        4. О сигналах.
        Во-первых, они "боевого управления", а не применения. Во-вторых, они передаются минимум 3-ми способами/каналами для обеспечения гарантированного доведения до сил (ПЛ) приказания на применение оружия в день "Д".
        С уважением, hi
        1. НЕКСУС 14 сентября 2016 21:21
          Удав КАА
          Приветствую,Александр. hi
          1. Можно верить или нет, но в коменте написано

          То есть ,данные беспилотники добавят информативности нашим АПЛ,а так же по сути будут являться длинной рукой ,ушами и глазами ПЛ...при этом работать должны как некая система предупреждения на дальних подступах.
          При этом ,я так понимаю таких аппаратов на каждой АПЛ будет от двух,до 6 штук. Отсюда можно заключить,что матрассовским ПЛ будет куда тяжелее обнаруживать и прослеживать наши ПЛ.
          При этом по сути ,данные БПА автономны. И при залегании на грунт,способны просто вести наблюдение и разведку именно в автономном режиме.
          Если все это хотя бы на половину действительно,то эффективность нашего подводного флота вырастить без преувеличения в разы.
          С уважением.
      2. kapitan92 14 сентября 2016 17:19
        Цитата: guzik007
        Заливают нам за роботоавтоматику.

        Витиевато как-то! Напоминает голубиную почту. Кто подскажет, какие системы связи стоят на лодках вероятного противника?
    4. sub307 14 сентября 2016 10:30
      И ещё об уязвимости..., А, что собственно защитит дрона "Фугу" в случае его обнаружения? Как минимум самоликвидатор должен быть предусмотрен.
      Что касаемо уязвимости КНС, потому как координаты известны... Ну так и координаты многих стратегических объектов известны...,а ПВО начто, противоракеты там всякие?
    5. Розмысел 16 сентября 2016 08:17
      для связи с подлодками давно используют спутники со всплывшими естественно,а если есть способ передать сигнал ВСПЛЫВАЙ,то какие проблемы вообще? А этот плаватель информационный,он что не будет заметен ,когда всплывёт? Вообще непонятно ,как будет осуществляться обмен информации между подлодкой и этим плавателем.
  2. alavrin 14 сентября 2016 09:50
    Изящная штучка. Банально, но качество управления огневыми средствами куда важнее их количества.
  3. Изгоняющий либероидов 14 сентября 2016 09:56
    А что,Русский язык обеднел, раз новый аппарат по японски назвали??? А по теме- осталось еще подземные беспилотные аппараты нам создать ибо воздушные, наземные, и теперь даже подводные беспилотники армия получает.
  4. Чёрный Полковник 14 сентября 2016 10:06
    дискретный сигнал мощностью в единицы герц
    Я чё-та видимо, не понял. Герц - это частота колебаний. Причём тут мощность? Спецы, просветите!
    1. murriou 14 сентября 2016 12:04
      Журналюги, как обычно, слышали звон, но не знают, где он. А скорее всего, они уже из поколения ЕГЭ.
    2. mav1971 14 сентября 2016 13:50
      Цитата: Чёрный Полковник
      дискретный сигнал мощностью в единицы герц
      Я чё-та видимо, не понял. Герц - это частота колебаний. Причём тут мощность? Спецы, просветите!


      Все немного проще.
      Взаимное проникновение терминов, теряющих в общим здравый смысл.
      Судя по тексту, "мощность" это максимальная пропускная способность при передаче двоичного кода.
      Прямая зависимость от частоты передатчика в условиях работы в КНЧ.
  5. sir_obs 14 сентября 2016 10:12
    "Подняться к поверхности – выпустить радиобуй".
    1. sir_obs 14 сентября 2016 10:42
      Какой такой радиобуй?
      1. Averias 14 сентября 2016 11:50
        Средство коммуникации ПЛ(АПЛ) выпускаемое с определенной глубины. Нет нужды всплывать самой ПЛ.
        1. sir_obs 14 сентября 2016 14:38
          Ага, в каком осеке и на каком проекте таковой имеется? Я вот ни разу не видал. Аварийные буи присутствуют, а вот каких-то там еще...мда
          Автор с диванаслезь, пройдить хоть раз по кораблю.

          Подлодке нет нужды ничего выпускать, достаточно подняться поближе к поверхности и выдвинуть антенну, для приемы сдв есть антенна типа" параван" но она на поверхность не выдвигается, а тащится за лолкой в виде пели иу кабеля в сотню метров. Работает только на прием, а для передачи нужно опять-таки подвсплыть и поднять антенну.
          1. Averias 14 сентября 2016 18:13
            Зачем так категорично? То что не видели Вы, не говорит о том, что этого нет. Хотя, если Вы в чине адмирала флота - то тогда да, наверное можете утверждать.
            Вот к примеру:
            1. sir_obs 14 сентября 2016 18:21
              Не смущает, что он оранжевый? Я выше написал, что из буев, на подлодках есть только аварийно-спасательные буи. Разматывается он в одну сторону, предназначен для подачи сигналов аварийной подводной лодкой, котрая уже не может всплыть самостоятельно.
              Не нужно быть адмиралом флота, что бы знать устройство подводной лодки и организацию связи.
              1. Averias 14 сентября 2016 18:30
                Так это я так, для примера. А вот уже более конкретно:
                Подводный ракетный крейсер «Тайфун» - оснащен двумя всплывающими антеннами буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на большой (до 150 м) глубине или подо льдами.
                1. sir_obs 14 сентября 2016 18:42
                  И про это я тоже написал. Антенна буксиремая, это не радиобуй. На поверхность она не поднимается. Работает только в одну сторону, на прием. Передача идет только на сверхдлинных волнах и сверхнизкой частоте. Скорость передачи несколько знаков в минуту. Так, что про спутник там загнули. Со спутника невозможно передать сигнал на снч. Там частоты гигагерцовые.
                  В зависимости от частоты можно принять сигнал на глубине от 20 до 100 метров.
                  А поскольку передать можно только команду на связь, дальше все одно всплывать и поднимать антенну.
                  1. Mister22408 15 сентября 2016 19:03
                    Скорость прм на СДВ сильно больше двух бод... :-)
            2. sir_obs 14 сентября 2016 18:36
              Кстати на наших лодках, спасатальный буй полосатый, бело-красный, а на картинке буи импортные, как и системы каспас.
              1. Averias 14 сентября 2016 20:37
                Цитата: sir_obs
                Кстати на наших лодках, спасатальный буй полосатый, бело-красный, а на картинке буи импортные, как и системы каспас.

                Те буи, что на фото выше, делает Государственный научный центр Российской Федерации
                АО «КОНЦЕРН «ЦНИИ «ЭЛЕКТРОПРИБОР».
  6. avg-mgn 14 сентября 2016 11:45
    Цитата: Чёрный Полковник
    Я чё-та видимо, не понял. Герц - это частота колебаний. Причём тут мощность?

    Да забейте на оговорку, а скорее на автора - "жертву ЕГ".
    По сути статьи: очень много мути, оно и понятно, кто раскроет все. Потому и Герца с Ваттом скрестили. Подозреваю, что этот глайдер ни что иное, как утка Нырок-почтовый голубь. Плавает себе и ждет получения информации для адресата, получил, нырнул, причалил (скажем миль за 50-100, на глубине м 100), инфу слил, ответку взял и улетел ...Цель достигнута, объем обмениваемое информацией возрастает на тучу порядков!
  7. Комментарий был удален.
  8. Бывший комбат 15 сентября 2016 20:22
    дискретный сигнал мощностью (!) в единицы герц (?):


    Уровень статейки ясен ... А как будто это устройство будет трудно найти, когда оно постоянно будет вести радиопередачи ... Скорее по наличию такого устройства будут засекать местоположение стратега, а там найти его уже не составит труда ... Похоже не очень то и хорошее решение для связи. Лично я думаю, что лучше чем звуковой сигнал на подлодку ничего не придумать. Скажем так, в критической ситуации в район нахождения стратегической подводной лодки выстреливается баллистическая ракета с обычными зарядами тротила. После падения эти заряды взрываются с заданными заранее временными интервалами, означающими команду для стратега. Лодка слышит команду (расстояние в пару сотен км не проблема) и ... выполняет ее ... Дешево сердито и надежно. Конечно лучше всего иметь в наличии ВСЕ КАНАЛЫ СВЯЗИ. Но они не должны ДЕМАСКИРОВАТЬ район патрулирования ... А тут все как на ладони. После первого же сеанса связи лодка демаскирована.
  9. Aviagr 17 сентября 2016 22:41
    "Я один умный вещь скажу..."
    1. В статье переплелись чушь журналиста и рекламные заявления производителя для пропихивания устаревшего г*на через откатоприемник МО.
    2. Глайдеры пока подразделяются на волновые (Фугу) и планирующие - при изменении остаточной плавучести.
    3. Запуск волнового глайдера (Фугу) с ПЛ будет демаскировать район нахождения ПЛ, поэтому его (их) надо запускать в океан ЗАРАНЕЕ с побережья или кораблей/БПЛА.
    4. Для покрытия районов несения боевого дежурства АПЛ потребуется несколько десятков (сотен - в зависимости от дальности ГА связи) волновых глайдеров, что с учетом их хорошей идентификации с небольшой высоты с помощью БПЛА/БЭК позволит ВСЕ их обнаружить и обезвредить (захватить) противником еще на ранней стадии.
    5. Все вышеуказанные недостатки и часть невысказанных, ввиду конфиденциальности, не позволяют существующей допотопной конструкции волнового глайдера (все аналоги Фугу) выполнять заявленные тактические действия согласно рекламе, т.е. налицо явное пропихивание бесполезной дорогой игрушки для распила и откатообразования, как и многое другое в настоящее время.
    6. Более совершенные конструкции как волновых, так и планирующих глайдеров, а так же абсолютно НОВЫЙ ТИП данных устройств предлагается для патентования и внедрения в любой стране мира группой жадных энтузиастов (нищих просьба не беспокоиться). В данных конструкциях решены многие из проблем предшественников, а НОВЫЙ ТИП расширяет тактические возможности этого грозного минного оружия в дополнение к его информационной и навигационной составляющим.
    Возможно использование в нефтедобывающей отрасли, а в синергетическом взаимодействии с роботизированными парусными катамаранами могут закрыть львиную долю народно-хозяйственных и военных проблем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня