Бронеавтомобиль «Номад» (Казахстан / ЮАР)

В настоящее время оборонная промышленность Казахстана готовится к развертыванию производства нескольких новых образцов бронетехники, предназначенных для поставки в армию и силовые структуры. Не так давно появился договор, согласно которому одно из новых казахских промышленных предприятий должно будет освоить сборку техники, разработанную зарубежными инженерами. В общей сложности планируется поставить в серию три лицензированные бронемашины. Одной из них должен стать бронеавтомобиль «Номад».

Строительство новой техники будет развернуто в соответствии с существующими соглашениями между компаниями «Казахстан инжиниринг» и Paramount Group (Южно-Африканская Республика). Несколько лет назад армия Казахстана приобрела у Paramount Group некоторое количество бронеавтомобилей Marauder, в дальнейшем получивших хорошие отзывы. Опыт эксплуатации закупленной техники показал необходимость продолжения сотрудничества с поставщиком. Результатом этого стало появление нескольких новых соглашений того или иного рода.


Бронеавтомобиль «Номад» (Казахстан / ЮАР)
Общий вид броневика Maverick


Имеющиеся международные договоры, подписанные в последние годы, уже привели к появлению завода «Казахстан Парамаунт Инжиниринг», которому предстоит строить требуемую технику. Предполагается, что казахское предприятие будет собирать бронемашины из самостоятельно изготовленных и зарубежных комплектующих. В соответствии с текущими планами, в течение нескольких следующих лет в серию пойдут броневики «Арлан» и «Номад», а также бронетранспортер «Барыс», разработанные специалистами из ЮАР.

Одним из новых серийных броневиков должна стать машина «Номад». Это будет лицензированный и незначительно доработанный вариант автомобиля Maverick, уже получившего определенную известность и поступившего на вооружение различных силовых структур из нескольких стран. К настоящему времени серийные броневики Maverick поступили на службу в ЮАР, Азербайджане, Бразилии и Габоне, где используются полицейскими подразделениями. Теперь список эксплуатантов такой техники должен пополнить Казахстан.

Проект броневика Maverick был разработан компанией Paramount Group в середине прошлого десятилетия. В 2008 году техника поступила в серийное производство, развернутое в соответствии с полученными заказами. Известно, что компания-разработчик создала и выпускает несколько основных модификаций броневика, предназначенных для решения тех или иных задач. Так, в зависимости от своих пожеланий, заказчик может приобрести броневик для полиции или полицейских подразделений, носитель штурмового трапа либо взрывотехническую машину. Во всех случаях в качестве основы для техники используется броневик базовой модели, на котором монтируется соответствующий набор дополнительного оборудования.


Полицейский вариант машины


Основной задачей броневика Maverick / «Номад» является перевозка личного состава, грузов или специального оборудования. Кроме того, он может быть носителем оружия или специальных систем того или иного назначения. В связи с этим броневик получает развитую защиту от стрелкового оружия, а также имеет возможность защитить экипаж и десант от некоторых взрывных устройств. При этом в конструкции машины применены идеи и решения, направленные на обеспечение максимально возможного увеличения внутренних объемов при сохранении высокого уровня защиты.

Основным элементом машины Maverick является бронекорпус, конструкция которого основывается на решениях, также используемых в других проектах Paramount Group. Используется двухслойное разнесенное бронирование и остекление, баллистическая защита которых соответствует 3 уровню стандарта STANAG 4569. Находясь под защитой такой брони, экипаж избавлен от рисков поражения пулями стрелкового оружия различных типов, вплоть до крупнокалиберных пулеметов. Заявлена возможность защиты от 12,7-мм пуль без бронебойного сердечника. При этом решетка радиатора способна выдержать лишь 7,62-мм пули промежуточных патронов. На крыше корпуса помещается броневой кожух кондиционера, защита которого позволяет выдержать обстрел из оружия, применяющего патрон 7,62х51 мм.

Утверждается, что по желанию заказчика броневик может получать дополнительные средства защиты. Предлагаются модули навесного бронирования, улучшающие баллистическую защиту, а также специальные устройства для усиления решетки радиатора, остекления и т.д. В зависимости от требований покупателя, могут использоваться навесные модули в виде сплошных панелей с отверстиями для ведения огня или сетчатые экраны.


Броневик на трассе


Броневик предназначается для полицейских подразделений, что позволило авторам проекта упростить его конструкцию за счет исключения мощной противоминной защиты. Подобные параметры «Номада» соответствуют лишь 1 уровню STANAG 4569. Днище корпуса и ходовая часть способны выдержать подрыв ручной гранаты или иного взрывного устройства сопоставимой мощности. Средства усиления противоминной защиты не предлагаются.

Как и другие броневики фирмы Paramount Group, Maverick / «Номад» имеет несущую конструкцию корпуса и не оснащается отдельной рамой, необходимой для размещения элементов силовой установки или ходовой части. Все агрегаты машины крепятся к несущему корпусу, находясь внутри него или за его пределами. Такая особенность конструкции позволила упростить строительство, а также уменьшить габариты и вес машины.


Компоновка бронеавтомобиля была определена в соответствии с основными требованиями к характеристикам и предназначению. Корпус строится по бескапотной схеме. Моторный и обитаемый отсек помещены внутри коробчатого корпуса и разделяются необходимыми перегородками. В передней части корпуса располагаются моторный отсек и рабочие места экипажа. Все прочие объемы отданы под размещение десанта, груза или специального оборудования.


Схема машины


Бронекорпус получил характерную и узнаваемую форму, образованную большим количеством листов разных форм и размеров. Лобовая часть корпуса имеет верхний наклонный лист с двумя бронестеклами, снизу сопряженный с незначительно выступающим передним агрегатом моторного отсека. Предусматривается поднимающаяся крышка с решеткой для подачи воздуха на радиатор. Сбоку от нее находятся скошенные скуловые листы. Борта корпуса изготавливаются из трех бронелистов, при этом центральный помещается вертикально, верхний с наклоном внутрь, а нижний – с развалом наружу. Крыша и днище помещаются строго горизонтально и состоят из минимально необходимого числа листов. При этом в кормовой части крыши имеется выступающий кожух климатического оборудования. Кормовая часть корпуса имеет наклоненный вперед верхний лист и вертикальную нижнюю деталь.

Являясь полицейским броневиком, Maverick должен обеспечивать хороший обзор для экипажа и бойцов в десантном отделении. Для этого машина получает большое количество бронестекол, обеспечивающих круговой обзор с минимальными мертвыми зонами. Обзор передней полусферы обеспечивается двумя крупными прямоугольными лобовыми стеклами. Еще два стекла сложной формы имеются в передних дверях корпуса. На верхних листах бортов устанавливаются по три окна, под которыми имеются амбразуры с заслонками. Одно стекло находится на кормовой двери.

Для доступа в машину и высадки экипажу предлагается использовать несколько дверей. Водитель и командир, располагающийся рядом с ним, должны использовать передние бортовые двери. Перед задним мостом на бортах имеются еще две крупные двери. Кормовой лист так же оснащен дверью.


Светотехническое оборудование и часть решетки-бугеля


Броневик Maverick / «Номад» может оснащаться силовыми установками различных типов, соответствующими требованиям заказчика. Проект подразумевает использование дизельного двигателя мощностью порядка 285 л.с. Двигатель должен соединяться с автоматической трансмиссией, тип и характеристики которой тоже определяются заказчиком. Благодаря этому потенциальный покупатель может самостоятельно подобрать комплектацию техники в соответствии с требуемыми эксплуатационными характеристиками и другими факторами. Машина оснащается ходовой частью с колесной формулой 4х4. Предусматривается использование шин размера 365/85 R20 или 395/80 R20. Для дополнительной защиты колеса комплектуются броневыми дисками, прикрывающими обод. Нижний агрегат бугеля имеет треугольную в плане форму, что позволяет ему выполнять некоторые функции бульдозерного отвала. При этом он вклинивается между элементами препятствия и раздвигает их в разные стороны.

Разработчиком предлагается широкий спектр дополнительного оборудования, пригодного для установки на броневики. Возможна комплектация машин разнообразными средствами связи и управления, системой защиты от оружия массового поражения, средствами навигации и отслеживания положения в пространстве, световым оборудованием и т.д. Имеется автоматическая система пожаротушения, способная ликвидировать возгорание в моторном отсеке, обитаемом отделении или внутри колесных арок. Также броневик может получать вооружение и специальное оборудование, необходимое для решения определенных задач полицейского характера. В передней части крыши корпуса предлагается устанавливать светотехническое оборудование требуемого типа, прежде всего, проблесковые маяки или прожектора.

Для установки некоторых систем крыша броневика имеет погон с люком. На нем могут устанавливаться броневые башенки с набором смотровых приборов или боевые модули с требуемым вооружением. Заявлена возможность комплектации бронемашины системами вооружения калибра до 27 мм. Кроме того, полицейский броневик может быть носителем водомета, предназначенного для подавления массовых беспорядков. Особый интерес представляет модификация машины со штурмовым трапом. В этом случае на крыше корпуса монтируется площадка с кормовой лестницей для подъема и качающейся передней частью. Подобное оснащение позволяет бойцам спецподразделений преодолевать заграждения или подниматься к окнам нужного этажа здания.


Преодоление препятствия при помощи бугеля


Экипаж броневика Maverick состоит из двух человек и располагается в передней части обитаемого отсека. В десантном отделении помещаются места для 12 бойцов с оружием. В зависимости от поставленной задачи, экипаж и десант могут оставаться внутри машины и использовать вооружение либо специальное оборудование, или десант спешивается и работает при поддержке броневика.

Длина машины определена на уровне 6,1 м, ширина 2,545 м, высота – 2,9 м. Снаряженный вес, в зависимости от комплектации, достигает 13 т. При полезной нагрузке до 2 т боевая масса бронеавтомобиля может превышать 15 т. Заявлена возможность передвижения по шоссе со скоростью 100-120 км/ч и запас хода на уровне 700 км. Имеется возможность преодоления различных препятствий. Броневик может подниматься на стенку высотой 350 мм и пересекать траншею шириной 0,6 м. Максимальный подъем, преодолеваемый машиной, составляет 60%, также возможно движение с креном до 35%. Без подготовки «Номад» способен проходить водные преграды вброд при глубине до 0,4 м.

Бронетехника, созданная южно-африканской фирмой Paramount Group уже прошла необходимые испытания как в ЮАР, так и на территории Казахстана. По результатам всех необходимых проверок были сделаны выводы о перспективах подобных машин. Главным результатом всех этих работ стало появление договора о развертывании лицензионного производства техники трех типов. К настоящему времени специалисты двух стран совместными усилиями завершили подготовку производственного предприятия, а также начали сборку новой техники. Уже собрано некоторое количество броневиков «Арлан» (изначально Marauder), а в обозримом будущем с конвейера сойдут первые «Номады» (Maverick). В перспективе номенклатура продукции завода «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» должна будет пополниться бронетранспортером «Барыс», представляющим собой шасси Mbombe 8 с боевым модулем «Байкал» российского производства или другими системами вооружения.


Броневик-носитель штурмового трапа


Сборка лицензионной техники будет осуществляться в интересах вооруженных сил и силовых структур Казахстана. Основной задачей текущей программы является постепенная замена устаревшей военной техники, выпущенной еще в годы существования СССР. Кроме того, в будущем руководство нового завода планирует выйти на международный рынок. Бронетехнику южно-африканской разработки и казахской сборки планируется предложить некоторым зарубежным странам, в первую очередь из состава СНГ. Как утверждается, некоторые зарубежные государства уже проявили интерес к плодам сотрудничества ЮАР и Казахстана.

Далеко не все страны, нуждающиеся в обновлении парка бронетехники, имеют возможность самостоятельно создавать и выпускать требуемые машины. Казахстан решил подобную проблему, обратившись за помощью к компании Paramount Group из Южно-Африканской Республики. Результатом такого международного сотрудничества уже стали поставка некоторого количества готовых броневиков и начало сборки аналогичной техники по лицензии. В дальнейшем планируется развернуть производств двух других типов защищенных машин, необходимых армии и силовым структурам. Ожидается, что до конца текущего десятилетия заказчик сможет в полной мере получить необходимые ему результаты военно-технического сотрудничества.


По материалам сайтов:
http://paramountgroup.com/
http://kpe.com.kz/
http://kolesa.kz/
http://bnews.kz/
http://army-technology.com/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Paramount Group
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти