Президент Путин собирается начать с жестких мер
Пока кандидат в президенты проводит маневры, стараясь оценить серьезность намерений со стороны протестующих и найти предел для возможных уступок власти. Общественности уже пообещали проведение политических реформ, но обещания эти прозвучали из уст оставляющего пост президента, что, естественно, снижает вероятность ее реализации. Лишь в одном можно не сомневаться: победа для главного кандидата будет обеспечиваться всеми возможными средствами. Вероятно, что недостаток поддержки со стороны общества компенсируют, как и на выборах в Госдуму, за счет административного ресурса.
Проблема заключается в том, что новому президенту придется компенсировать явный недостаток легитимности своего правления. Механизм этой компенсации достаточно очевиден: на смену попыткам изобразить поиск компромисса придет политика «закручивания гаек». Скорее всего, для этого будет взят благовидный предлог борьбы с экстремизмом, ведь, как показала парламентская компания, практически любая критика власти может быть квалифицирована как попытка разжигания социально розни. Косвенным свидетельством того, что в Кремле рассматривают такой сценарий, является проведенная замена Сергея Нарышкина на посту главы администрации президента Сергеем Ивановым, а также перевод Вячеслава Володина на пост Владислава Суркова. Оба новых назначенцев предпочитают силовые методы решения возникающих проблем обходным маневрам и запутанным комбинациям.
Предположительно, главой правительства станет Дмитрий Медведев, ведь такова обоюдная договоренность участников правящего тандема. Вероятнее всего, это цена добровольного отказа действующего президента от участия в президентских выборах. Однако электоральная точка зрения позволяет рассматривать Медведева скорее балластом, чем полноценным приложением к будущему президенту. Растеряв последнее из остатков имиджа либерала и ярого реформатора во время парламентской кампании, новым политическим капиталом действующий президент не обзавелся. Инициативу Медведева создать «большое правительство» всерьез никто не воспринял. Однако отставка министра финансов Алексея Кудрина показала, что возможность оказывать влияние на будущий состав Кабинета министров Медведев всё же получил. В ближайшем будущем станет ясно, насколько далеко простираются его полномочия. Напомним, что, еще на прошедшем в сентябре съезде «Единой России» Медведев, в случае своего назначения премьером, пообещал внести в состав правительства кардинальные изменения.
Толчком к обновлению имиджа власти, олицетворением которой в глазах избирателей в данный момент является Владимир Путин, может стать основательная кадровая чистка. Среди наиболее вероятных увольнений называются отставки непопулярных министров, среди которых Татьяна Голикова, глава Минздравсоцразвития, и Андрей Фурсенко, руководитель Минобразования. Также в кулуарах ведутся разговоры о возможном совмещении «перетряски» правительства с реформой системы государственного управления: возможно, власти откажутся от принятой еще в 2004 году трехуровневой системы ведомств. Возможно, что объединенные в ходе административной реформы министерства - минсоцразвития и минздрав, науки и образования, массовых коммуникаций и связи – вновь разделят.
Остается открытым вопрос и о сроках пребывания Медведева в качестве главы правительства. Большинство наблюдателей склоняется к тому, что осталось ему недолго: он может превратиться в политическую жертву непопулярных реформ в экономике, которые правительство должно будет провести после выборов.
Повальный рост недовольства и массовое протестное движение открыли новые перспективы для оппозиции. Вопрос лишь в том, сумеет ли она ими воспользоваться.
Декабрьские события показали, что полученный результат для системной оппозиции стал более чем удовлетворительным, поскольку превысил тот, на который можно было рассчитывать при реализации инерционного сценария выборов. Представители парламентской оппозиции отказались сдать депутатские мандаты, они не заинтересованы в досрочном роспуске парламента. Также неизвестно, примут ли партии участие в масштабном контроле над выборами президента. Именно такое наблюдение, а не веб-камеры, предложенные Путиным, могут обеспечить проведение честных выборов: в соответствии с законом, на участках могут находиться только наблюдатели от кандидатов и представители СМИ. Но так как участие лидеров от системной оппозиции в выборах президента носит большей частью номинальный характер, то факт присутствия на выборах широкого общественного контроля остается под вопросом.
Несистемная же оппозиция пока продолжает полностью соответствовать метафоре, данной ей Путиным, – «броуновское движение». Единственный элемент, который ее объединяет – это нежелание видеть Владимира Путина в качестве президента в течение ближайших 12 лет. Кроме того, на данный момент кандидата, которого может поддержать большинство населения страны, у оппозиции нет. Однако ситуация может быстро измениться, в последнее время средний класс демонстрирует высокую способность по самоорганизации, а это может создать новых лидеров. Если ранее проводился сбор средств на новый антикоррупционный проект Навального «РосПил», то теперь эту схему используют для мобилизации участников митингов. Александр Навальный постепенно приобретает статус политического лидера от народа, не создав для этого никакой политической структуры. Запустив слоган «партия жуликов и воров», Навальный сумел превратить парламентские выборы в референдум о недоверии к «Единой России» и существующей вертикали власти. А 15 суток, проведенных им в СИЗО вместе с другими участниками митинга, сделали его героем, – 24 декабря его встретили овацией на проспекте Сахарова. В данный момент Навальный предусмотрительно не заявляет о своем политическом позиционировании, что позволяет ему нравиться многим. Однако он не исключает возможность создания новой политической партии, как и участия в выборах, но только после начала регистрации всех партий Министерством юстиции, а ЦИКом – регистрации всех кандидатов.
Уже в следующем году может начаться процесс по активному формированию новых политических движений и партий,но это может произойти лишь в том случае, если заработают поправки к законам о политической системе, инициированные президентом Медведевым после декабрьских событий. Если это произойдет, то для создания партии будет требоваться не 45 тысяч голосов, а лишь 500. Однако это совсем не означает, что в России сразу возникнут влиятельные партии, так как если их вожди не преодолеют собственные амбиции, то свобода в создании политических объединений приведет лишь к их атомизации.
Информация