Проекты инженерных разведывательных катеров на воздушной подушке

В ходе недавнего международного военно-технического форума «Армия-2016» предприятия отечественной оборонной промышленности демонстрировали различные разработки того или иного назначения. Среди прочих экспонатов специалистам и посетителям выставки показали некоторые перспективные образцы техники для инженерных войск. Одним из самых интересных элементов этой части выставки стал новейший амфибийный инженерный разведывательный катер ИРК.

Проект перспективного амфибийного катера ИРК был разработан инженерами Центрального конструкторского бюро «Нептун» (г. Санкт-Петербург) в интересах инженерных войск вооруженных сил. Основной сферой деятельности этого конструкторского бюро является разработка катеров и легких судов различных классов, в том числе использующих воздушную подушку. За время своей работы ЦКБ «Нептун» предложило большое количество проектов гражданского и военного назначения. Теперь на основе накопленного опыта был разработан новый проект, целью которого является обновление парка техники инженерных войск.

Проекты инженерных разведывательных катеров на воздушной подушке
Инженерный разведывательный катер, представленный в 2015 году. Фото ЦКБ "Нептун" / Neptun-ckb.ru



По имеющимся данным, работы над проектом катера ИРК стартовали в 2014 году. Впервые в отечественной практике было предложено оснастить инженерные войска катером на воздушной подушке, способным решать различные задачи по изучению и разведки местности. В настоящее время инженерная разведка водных преград осуществляется при помощи надувных лодок и т.п. легкой техники. Существующие лодки и катера позволяют решать основные задачи, однако имеют некоторые ограничения, касающиеся мобильности. В частности, они могут передвигаться только по открытым водоемам, тогда как берег или покрытые льдом участки недоступны для них. Для значительного повышения мобильности инженеров-разведчиков и расширения круга решаемых задач было предложено разработать новый катер с амфибийными возможностями.

Первый результат работ по новому проекту впервые был показан публике в ходе прошлогодней выставки «Инженерный салон-2015». В мае 2015 года на базе войсковой части инженерных войск в г. Кстово (Нижегородская область) состоялась выставка, посвященная существующим и перспективным системам различного назначения. В ходе этого мероприятия ЦКБ «Нептун» продемонстрировало опытный образец перспективного инженерного разведывательного катера на воздушной подушке.

По информации разработчика, новый амфибийный катер предназначен для ведения круглосуточной инженерной разведки водных преград и местности. Целью подобных работ является обеспечение боевых действий войск, а также развертывания переправ и т.д. Кроме того, катер имеет возможность перевозить личный состав или различное имущество, прежде всего разведывательную группу со специальным оборудованием. Отмечалось, что в конструкции катера используются некоторые идеи, направленные на сокращение транспортных габаритов. В транспортном положении разведывательный катер-амфибия может перевозиться по автомобильным дорогам без создания помех другим участникам движения.

На выставочной площадке присутствовал опытный образец новой техники, что позволяло определить основные особенности конструкции и оценить успешность предложенных идей.

Проекты инженерных разведывательных катеров на воздушной подушке
Выставка "Инженерный салон-2015", видна кормовая часть катера. Фото ЦКБ "Нептун" / Neptun-ckb.ru


Инженерный разведывательный катер, показанный в прошлом году, получил корпус оригинальной конструкции. Агрегат сравнительно малой толщины, служащий основой для установки всех прочих узлов, был выполнен в виде трех отдельных секций. Центральная секция выполняла функции основы корпуса, а бортовые элементы предлагалось делать складываемыми. При переведении катера в транспортное положение бортовые секции должны были подниматься в вертикальное положение, уменьшая поперечный габарит всего катера. Перед спуском на воду предлагалось осуществлять раскладывание секций. К нижней поверхности всех трех элементов корпуса крепилось гибкое резиновое ограждение-юбка, необходимое для создания воздушной подушки.

На носовой части катера находилась небольшая площадка, пригодная для использования в различных целях. Для обеспечения безопасности экипажа, находящегося на ней, площадка получила жесткое ограждение с креплениями для спасательного круга. Также на площадке предусматривались кнехты для якорного каната. Позади нее находился широкий и длинный кожух небольшой высоты, вмещающий некоторые агрегаты. Позади кожуха разместили сравнительно крупную рубку для экипажа. Она получила лобовую часть, состоящую из трех основных деталей с остеклением и небольшой крыши. С лобовой частью соединялись борта небольшой длины. По-видимому, для сокращения веса конструкции катер не получил сплошных бортов рубки. Из-за этого сбоку от мест экипажа находились только небольшие передняя и задние металлические секции. Пространство между ними предлагалось закрывать легкими тканевыми тентами с прозрачными вставками. Корма корпуса катера отдавалась под элементы силовой установки, в том числе воздушный винт в кольцевом канале.

Внутри рубки должны были располагаться члены экипажа. Кроме того, там предусматривались места для перевозки специального оборудования, необходимого для ведения разведки. Для самообороны предлагалось использовать пулемет ПК, установленный на шкворневой установке над лобовой частью рубки.

Проекты инженерных разведывательных катеров на воздушной подушке
Общий вид ИРК обр. 2016 г. Рисунок Warfiles.ru


В ходе военно-технического форума «Армия-2016» ЦКБ «Нептун» представило новый вариант инженерного разведывательного катера под обозначением ИРК. Внешний вид этого катера явно показывал, что за прошедшее время более ранний проект претерпел самые серьезные изменения, результатом чего стало появление новой конструкции с улучшенными параметрами. Была изменена компоновка основных агрегатов, переработана конструкция корпуса, а также, вероятно, внесены коррективы в состав оборудования и другие особенности проекта.

В обновленном проекте сохранилась архитектура корпуса на основе трех секций, однако размеры бортовых устройств заметно сократились. При этом, как и ранее, для уменьшения габаритов катера в транспортном положении, они могут подниматься в вертикальное положение и фиксироваться в нем. По периметру трехсекционного корпуса, как и ранее, крепится резиновое ограждение.

Модернизированный катер получил новую компоновку основных элементов конструкции, которая должна оказать положительное влияние на технические и эксплуатационные характеристики. Так, носовая часть корпуса теперь отдана под размещение рубки экипажа и отсека для перевозки некоторого имущества. Рубка занимает примерно половину общей длины корпуса, а за ней размещаются элементы силовой установки, воздушные винты и прочее оборудование. При этом, как и в предыдущем проекте, корпус рубки разделен на две отдельные части, промежуток между которыми может быть перекрыт соответствующим тентом.

Для размещения экипажа новым проектом ИРК предлагается рубка обновленной конструкции, состоящей из двух основных элементов. Непосредственно в носовой части корпуса закрепляется агрегат характерной граненой формы, образованной несколькими прямыми панелями. Передний отсек агрегата имеет меньшую высоту и имеет люк в верхней панели. Более высокая задняя часть, в свою очередь, является носовым участком рубки. Для наблюдения за окружающим пространством носовая часть рубки получает остекление большой площади. Кроме того, отсутствие части крыши позволяет вести наблюдение «через борт», в том числе используя оптические системы. С кормы рубка ограничивается вертикальной стенкой с креплениями для тента.

Проекты инженерных разведывательных катеров на воздушной подушке
Прототип ИРК на выставке "Армия-2016". Фото Vestnik-rm.ru


В передней части рубки предусматриваются рабочие места двух членов экипажа. У левого борта размещается командирский пульт, у правого – пост управления. Управление движением катера предлагается осуществлять при помощи штурвала и набора рычагов, а для контроля за работой систем имеется жидкокристаллический дисплей. На месте командира располагается аналогичный экран с пультом управления. Также рядом с местами экипажа в рубке находятся несколько ящиков для хранения различного имущества.

Кормовая часть корпуса катера-амфибии ИРК отдается под размещение силовых агрегатов. Непосредственно на корпусе помещаются несколько прямоугольных кожухов, вмещающих некоторые элементы силовой установки. Перед ними помещаются цилиндрические отсеки, вероятно, вмещающие компрессоры для поддержания воздушной подушки. Для движения катер должен использовать единственный шестилопастной маршевый винт, помещенный в кормовой части и заключенный в кольцевом канале. Управление в движении предлагается осуществлять при помощи трех вертикальных и одного горизонтального руля, помещенных позади винта.

Представленный на недавней выставке образец катера ИРК получил достаточно простое вооружение, необходимое для самообороны. На крыше переднего отсека рубки была установлена несложная конструкция с креплениями для стрелкового оружия. Выставочный образец катера был вооружен ручным пулеметом РПК-74. Также возможно применение другого оружия схожего класса.

Для ведения инженерной разведки водоемов и берега катер нового типа должен использовать различное специальное оборудование. В частности, ИРК комплектуется современным гидроакустическим комплексом неуказанного типа, при помощи которого может осуществляться обследование состояния водоема, его дна, берегов и т.д. Также возможно использование перевозимого комплекса инженерной разведки, средств визуального наблюдения и другого оборудования, необходимого разведчикам инженерных войск для решения поставленных задач.

Проекты инженерных разведывательных катеров на воздушной подушке
Рабочие места экипажа. Фото Vestnik-rm.ru


В рабочем положении, при наполненном ограждении и функционирующей воздушной подушке, катер нового типа имеет длину 7,8 м, ширину – 3,1 м. Высота катера с учетом воздушной подушки – около 3 м. При спущенной воздушной подушке общая высота сокращается до 2,5 м. Катер может брать на борт полезную нагрузку массой до 900 кг. Также имеется возможность перевозки пяти человек, включая экипаж. Используемые силовая установка и движитель могут разгонять катер до скорости 60 км/ч как на воде, так и на суше. Дальность хода – до 250 км. Имеется возможность непрерывной работы в течение двух суток.

Транспортировка инженерного разведывательного катера должна осуществляться при помощи грузового автомобиля КамАЗ-63501 или иной схожей машины, а также комплекта специальных систем в виде колесного полуприцепа и некоторого другого оснащения. Конструкция самого катера и средств транспортировки позволяет перевозить его по дорогам общего пользования без каких-либо особых мер.

В обновленном виде перспективный катер-амфибия ИРК может представлять большой интерес для инженерных войск. В ряде ситуаций, таких как подготовка переправ различных типов и т.д., инженерные войска нуждаются в данных о параметрах и состоянии водной преграды, а также о наличии подходов к ней, их расположении и других особенностях. В настоящее время разведка подобного рода осуществляется при помощи надувных моторных лодок и иной техники схожего типа. Легкие суда «традиционной» конструкции имеют определенные недостатки в виде возможности перемещения только по воде. В новом проекте ИРК эта проблема была решена при помощи использования воздушной подушки.

Разведывательный катер на воздушной подушке, в отличие от другой техники, имеет возможность перемещения по водоемам вне зависимости от времени года и метеоусловий. Благодаря этому разведчики получают возможность буквально лететь над водой или надо льдом. Кроме того, появляется возможность выхода на некрутой берег для обследования его состояния и поиска возможных подходов к водной преграде. Также высокие ходовые характеристики перспективного катера могут использоваться в транспортных целях, например, для высадки группы инженеров-разведчиков на нужном участке, расположенном на некотором удалении от береговой линии. Не исключается и решение иных задач транспортного характера.

Проекты инженерных разведывательных катеров на воздушной подушке
Возможный облик будущей модели инженерного разведывательного катера. Рисунок Portal.rusarmyexpo.ru


За счет сохранения габаритов и веса катера в приемлемых пределах эксплуатант подобной техники получает возможность быстрой и не связанной с какими-либо проблемами переброски ИРК в нужный район, где он самостоятельно может приступать к решению поставленных задач. С точки зрения габаритов перспективный катер-амфибия почти не отличается от другой техники аналогичного назначения, используемой инженерными войсками.

С весны прошлого года ЦКБ «Нептун» успело представить на выставках два прототипа перспективного инженерного разведывательного катера. Как показывает внешний вид двух выставочных образцов, в 2015-16 годах конструкторы-судостроители самым серьезным образом доработали исходную конструкцию, результатом чего стало появление катера ИРК с обновленным обликом и, возможно, повышенными характеристиками. В будущем развитие существующего проекта может продолжиться. Так, в контексте тематики катеров-амфибий для инженерных войск уже фигурируют рисунки, изображающие подобную технику пока не существующих типов. Вполне возможно, что дальнейшее развитие уже разработанных проектов приведет к появлению новых версий разведывательных катеров на воздушной подушке.

Точные перспективы двух проектов инженерного разведывательного катера, разработанных ЦКБ «Нептун» и представленных на нескольких выставках последнего времени, пока неизвестны. В существующем виде эта техника представляет определенный интерес с технической и эксплуатационной точки зрения. Принятие катера ИРК на вооружение позволит повысить эффективность инженерной разведки в сравнении с работами, осуществляющимися при помощи состоящих на вооружении образцов техники. Тем не менее, пока информация об интересе, проявляемом военным ведомством к проекту ИРК, отсутствует. Точно так же нельзя говорить и о реальных перспективах разработки. Возможно, она будет принята на вооружение и поставлена в серию, однако даже примерные сроки этого еще не определены.


По материалам сайтов:
http://neptun-ckb.ru/
http://vestnik-rm.ru/
https://portal.rusarmyexpo.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://sdelanounas.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. казак волгский 15 сентября 2016 06:56
    Очень интересный проект.........Спасибо за показ новинок!
  2. gridasov 15 сентября 2016 09:33
    Суда на воздушной подушке при целом комплексе своей ,так сказать новизне, хтя это давно не ново, страдают так же и комплексом недостатков , которые кроются в движителях и нагнетателях воздуха, создающего эту самую воздушную подушку. Вопрос стоит в том , что применяются банальные пропеллеры , которые не способны создать достаточного напорного потока воздуха и при этом создают много шума и выделяются габаритами. Поэтому только фундаментальные решения по движителям могут позволить при установке одного движителя скрытого в корпусных обвесах решать задачи по сбалансированной координации воздушных потоков по всем необходлимым векторам. Таких решений нет на протяжении десятилетий . Поэтому говорить о том , что проект интересен это значит "опять толочь воду в ступе".
    1. 1vlad19 15 сентября 2016 10:22
      Много шума как раз от двигателя, слышал бы ты как ревет "Мурена" когда запущены 2 ГД и 1 ГТГ.
      1. капрал 15 сентября 2016 12:45
        Цитата: 1vlad19
        Много шума как раз от двигателя

        В разведке нужна тишина. А эта вундервафля за много километров оповестит все заинтересованные стороны, что кто-то ищет место для переправы. no
        1. Alexey RA 15 сентября 2016 16:23
          Цитата: капрал
          В разведке нужна тишина. А эта вундервафля за много километров оповестит все заинтересованные стороны, что кто-то ищет место для переправы.

          Можно подумать, что стандартная ИРМ никого не оповещает. Особенно когда застрянет и начнёт самовытаскиваться. smile
  3. 1vlad19 15 сентября 2016 09:49
    Радует что используют резиновое ограждение (юбка), а то у нас все ударились разрабатывать понтонные варианты, по суше не пройти, торосами рвут их. А здесь все четко и понятно, вот только зимой холодно в нем будет.
  4. Razvedka_Boem 16 сентября 2016 17:45
    Впервые о похожем проекте, прочел в Технике-Молодежи выпуска вроде годов 70-хх. Тогда была статья о том, что для действий во Вьетнаме, американцы разрабатывают легкий танк на воздушной подушке. Вооружение предполагалось 1 - 20 или 30 мм пушка, пара станковых гранатометов и пара пулеметов. Скорость до 100 км/ч. Но так и осталось все на бумаге.
  5. alex86 16 сентября 2016 19:58
    "Выплыв на середину улицы, он повел метателем, словно осматриваясь, затем убрал воздушную подушку и с громом и скрежетом двинулся в нашу сторону." Хищные вещи века. Стругацкие.
    Это шутка такая, и упомянутая техника имеет право на существование, но вот с определением "разведывательный" как-то не в масть. Правда, "Зубр" существует, но от него не требуют скрытности (то есть, хорошо бы, конечно, но ...).

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня