Новейшая разведывательная химмашина РХМ-5 или советский «Кашалот»?
Спутниковая система ГЛОНАСС, сложнейшие компьютерные технологии и технические характеристики высочайшего уровня — все это объединила в себе новая разведывательная химическая машина, осваиваемая сейчас тульскими десантниками. Она не тонет, не горит и даже может летать. РХМ-5 - настоящий бункер на гусеницах, обладающий при этом отличной маневренностью и относительно небольшим весом. РХМ-5 с легкостью развивает скорость в несколько десятков километров по пересеченной местности и обеспечивает высокую защиту экипажа от поражающего действия различного оружия, в том числе и оружия массового поражения. Такая разведывательная химмашина для подразделений ВДВ, всегда находящихся на острие атаки или забрасываемых в тыл противника, просто необходима.
«Универсальный разведчик» для Воздушно-десантных войск был разработан и создан в Туле. «Завод Тула» уже давно занимается созданием химмашин для российских вооруженных сил. На предприятии даже создано целое КБ. Долететь, доплыть и доехать РХМ-5 может практически в любую точку или к любому объекту на местности, после чего, уже по прибытии в место назначения, - провести радиационную, биологическую или химическую разведку. При этом экипаж остается внутри машины и наблюдает за обстановкой через визор.
Новая разведывательная химическая машина только начала поступать в российские войска, и сейчас на полигоне Тесницкое под Тулой тестируются несколько образцов. Бойцы 106-й дивизии ВДВ создают для этого любые условия. А значит, «химразведчик на гусеницах» в скором времени займет свое место в ВДВ.
Однако хорошее впечатление от данной машины портит большое количество других сообщений, касающихся РХМ-5. Если верить интернет-порталу gps-club.ru, РХМ-5 проходящая испытания на полигоне под Тулой, на самом деле является РХМ «Кашалот», который был создан в советские годы. Новый химразведчик, как и «Кашалот», создан на основе 6-катковой ходовой части созданного в 70-е годы МТ-ЛБ – многоцелевого транспортера-тягача.
Как известно, машина химической разведки для ВДВ была создана ВгТЗ в 2002 году. В качестве базы использовалась БМД-3. Новый химразведчик имел обозначение РХМ-5 «Повозка Д-1» («объект 958», пять односкатных катков на борт). Изготовили опытный образец, о котором много раз печаталось в журнале «Военный Парад», на рекламных страницах, а также в других периодических изданиях. Создание машины химической разведки на базе БМД-3 было логичным решением, поскольку в войсках должно быть унифицированное шасси. Производство данной машины начато в 2009 году в ОАО «Завод Тула». Кроме того, данная машина имела революционное для российской оборонки решение: 7,62-миллиметровую пулеметную установку, управляемую дистанционно.
На базе БМД-3 кроме РХМ-5 «Повозка Д-1» создавались СПТП 2С25 «Спрут», БТР-МД «Ракушка», БММ-Д, САО 2С31 «Вена» и другие машины. Но базовая БМД-3, как и БМД-4, в крупносерийное производство не пошла. Совершенно забыв об унификации шасси боевых машин для ВДВ, было принято решение создать БМД на базе БМП-3 «Курганмашзавода». Таким образом, была получена совершенно новая машина для ВДВ с обозначением БМД-4 и буквой «М». В итоге курганские конструкторы получили укороченную (5-катковую) БМП-3 имеющую традиционную для боевых машин десанта волгоградского производства кормовую часть. При изготовлении бронекорпуса уменьшенной БМП-3 использовались алюминиевые сплавы. Однако и с данной «гибридной» машиной все обстоит далеко не лучшим образом: в течение 2011 года в ВДВ планировалось поставить по 10 БТР-МД «Ракушка» и БМД-4М первых партий, то есть от первоначального графика отставание составило два года. Кроме того, выполнение данного заказа находилось под вопросом: став монополистом-поставщиком гусеничной бронированной техники для ВДВ и сухопутных войск, «Курганмашзавод» предъявлял заказчику претензии за задержку с финансированием.
С боевой техникой для воздушно-десантных войск сложилась парадоксальная ситуация, ведь никто не отменял производство «Спрутов», «Ракушек» и других бронемашин семейства БМД-3, хотя их производство на ВгТЗ имеет трудности. Получается, что ВДВ должны иметь два различных типа шасси боевых машин на базе БМП-3 и БМД-3, что грозит ВгТЗ – являющемуся традиционным поставщиков боевой техники для войск ВДВ – оказавшегося в трудном фин. положении, полным банкротом. Но пока из-за их нехватки в войсках новых БМД специализированные машины будут создаваться, скорее всего, на старых советских шасси, например МТ-ЛБ.
В 2011 году сообщалось, что для воздушно-десантных войск разрабатывается новая 5-7-катковая унифицированная платформа. Вероятно, базой будет укороченная БМП-3 «Курганмашзавода», то есть БМД-4М, или новая платформа (сообщают, что десантируемая БМП-3 не устраивает ВДВ по предъявляемым к ней требованиям), и на ее 7-катковые удлиненные варианты будут переведены «Спруты», «Ракушки», 2С36 «Обжимка» (самоходные артиллерийские орудия), а также другие специализированные машины воздушно-десантных войск. Когда это произойдет, по-прежнему, неизвестно.
Глядя на РХМ-5 для ВДВ на базе РХМ «Кашалот», а также убийственную для ВгТЗ чехарду с БМД, вспоминается прошлогодний клич Д. Медведева в День ВДВ: «Необходимо осваивать новую, высокотехнологическую технику и вооружения». Мол, берите что есть, об унификации позаботились - просто нужно подождать несколько лет. На сайте Министерства обороны и на других сайтах информация об испытаниях машины химической разведки РХМ-5 на полигоне Тесницкое шла без иллюстрации.
Информация