Первые в мире танки: ко дню рождения машины смерти

Каждый, кто первый раз входил внутрь темного металлического короба, обязательно ударялся головой о потолок. Это потом теснота в танках стала притчей во языцех, но тут все было в новинку. Даже это своеобразное «боевое» крещение, которое не миновало ни одного пехотинца, сапера, связиста, отправленного на переобучение. Ровно 100 лет назад в битве при Сомме через воронки и траншеи впервые поползли танки. Так зарождалась война нового типа.

Первые в мире танки: ко дню рождения машины смерти


Танк — это бронированный автомобиль с вооружением, и к первой четверти XX века, когда танк родился, в этой машине не было ничего принципиально новаторского. Преимущества нахождения на поле битвы хорошо защищенной боевой единицы, будь то римская «черепаха» или закованная в латы тяжелая конница средневекового Запада, оценили еще в доиндустриальные времена. Первый автомобиль — паровая телега Кюньо — был построен до Великой французской революции. Так что теоретически некий прототип танка мог участвовать и в наполеоновских войнах. Однако к тому времени все давно забыли про щиты и латы, а ползущая медленнее пешехода телега не могла сравниться со стремительностью конницы.


Пулеметный аргумент

Когда после мира, длившегося в Западной Европе полвека, вдруг вспыхнула большая война, многие поначалу не поняли, что грядет страшная бойня, мало похожая на баталии времен Аустерлица и Ватерлоо. Но случилось то, чего раньше не бывало: на Западном фронте воюющие стороны, безуспешно пытаясь обойти друг друга с флангов, выстроили сплошную линию фронта от Швейцарии до Северного моря. В середине 1915 года британцы и французы с одной стороны и немцы с другой вошли в безнадежный позиционный клинч. Всякие попытки прорвать зарывшуюся в землю, спрятавшуюся в дотах, огородившуюся колючей проволокой эшелонированную оборону заставляли наступавших умыться кровью. Перед тем как посылать пехоту в атаку, чужие траншеи, конечно, старательно обрабатывали артиллерией, но каким бы плотным и сокрушительным ни был ее огонь, достаточно было уцелеть паре пулеметов, чтобы они успешно валили на землю цепи атакующих. Пехота в наступлении явно нуждалась в серьезной огневой поддержке, требовалось оперативно выявлять и подавлять эти плюющиеся смертью пулеметы. Тогда-то и пришло время танка.

Первые в мире танки: ко дню рождения машины смерти

Те, кто хотел бы почувствовать себя в роли первых танкистов и погрузиться в историю танкостроения,
смогут это сделать в игре World of Tanks, когда в сентябре будет открыт специальный режим с легендарным Mark IV.


Нельзя сказать, что до появления танка на поле боя ничего в этом смысле не предпринималось. Например, пытались вооружать и бронировать автомобили. Но даже если маломощные машины тех времен и могли выдержать вес брони и вооружения, им крайне сложно было передвигаться по бездорожью. А ведь «ничейная земля» между первыми рядами траншей никем специально не подготавливалась для автомобильного движения, к тому же была порядком изрыта взрывами снарядов и мин. Надо было работать над проходимостью.

Свои конструкции гусеничного движителя предлагали в XIX веке несколько британских и русских изобретателей, в частности Дмитрий Загряжский и Федор Блинов. Однако идеи европейцев были доведены до коммерческой реализации по ту сторону Атлантики. Одним из пионеров американской гусеничной техники стала компания Бенджамена Холта, которая в будущем переименовала себя в Caterpillar.

Это все придумал Черчилль…

Тракторы Holt не были к началу войны чем-то необычным в Европе. В качестве тягачей для артиллерийских орудий их активно использовали, в частности, в британской армии. Идея превратить холтовский трактор в бронированную машину на поле боя пришла еще в 1914 году майору Эрнесту Данлопу Суинтону, одному из самых рьяных сторонников того, что в будущем назовут «танком». Кстати, слово «танк» (англ. «бак») было придумано как кодовое название новой машины, дабы ввести в заблуждение противника. Официальным же его названием на момент запуска проекта было Landship — то есть «сухопутный корабль». Получилось так потому, что идея Суинтона была отвергнута общеармейским руководством, но первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль решил действовать на свой страх и риск и взять проект под крыло флота. В феврале 1915 года Черчиллем был создан Комитет по сухопутным кораблям, который разработал техническое задание на бронированную боевую машину. Будущему танку предстояло развивать скорость до 6 км/ч, преодолевать ямы и рвы шириной не менее 2,4 м, взбираться на брустверы высотой до 1,5 м. В качестве вооружения предлагались пулеметы и легкие артиллерийские орудия.

Первые в мире танки: ко дню рождения машины смерти

Обзор для командира и механика-водителя
открывался через щели, защищенные двумя стальными пластинами.


Интересно, что от идеи использования шасси от трактора Holt в результате отказались. На этой платформе построили свои первые танки французские и немецкие конструкторы. Британцы же отдали разработку танка компании из William Fosters & Co.Ltd., имевшей опыт создания сельскохозяйственной техники на гусеничном ходу. Работы велись под руководством главного инженера фирмы Уильяма Триттона и приданного военным ведомством инженера-механика лейтенанта Уолтера Уилсона. Они решили использовать удлиненное гусеничное шасси от другого американского трактора — Bullock. Правда, пришлось серьезно усилить гусеницы, сделав их полностью металлическими. На гусеницы поставили коробчатый металлический корпус, а на него предполагалось поднять цилиндрическую башню. Но идея не прошла: башня смещала вверх центр тяжести, что грозило опрокидыванием. Сзади к гусеничной платформе крепилась ось с парой колес — наследство, доставшееся от гражданских тракторов. При необходимости колеса гидравликой прижимались к земле, удлиняя базу при прохождении неровностей. Всю конструкцию тянул 105-сильный двигатель Foster-Daimler. Прототип Lincoln 1, или Little Willie, был важным шагом в конструировании танка, но оставлял без ответа некоторые вопросы. Во-первых, если нет башни, где ставить вооружение? Вспомним, что первый британский танк разрабатывался под кураторством флота, и… решение нашлось чисто морское. Оружие решили разместить в спонсонах. Это морской термин, означающий выступающие вбок элементы конструкции корабля, в которых находится вооружение. Во-вторых, даже с удлиненным шасси от Bullock прототип не вписывался в заданные параметры прохождения неровностей. Тут Уилсону пришла в голову идея, впоследствии оказавшаяся тупиковой, но на этот раз определившая британский приоритет в танкостроении. Пусть корпус боевой машины станет ромбовидным, а гусеницы будут вращаться по всему периметру ромба! Такая схема позволила машине как бы переваливаться через препятствия. На основе новых идей была построена вторая машина — Big Willie, получившая прозвище Mother (англ. «мать»). Это и был прототип первого в мире танка Mark I, который приняли на вооружение британской армии. «Мать», как и положено, произвела на свет разнополое потомство: танк-«самец» был вооружен двумя 57-мм морскими пушками (и снова флотское влияние!), а также тремя 8-мм пулеметами — все вооружение компании Hotchkiss. На «самке» пушек не было, а пулеметное вооружение состояло из трех 8-мм Vickers и одного Hotchkiss.

Первые в мире танки: ко дню рождения машины смерти

Первый танк вобрал в себя ряд решений,
позаимствованных у военно-морского флота. Он был оснащён деревянной «палубой» и спонсонами для размещения орудий. Собственно, официальное название танка MK1 было Landship — «сухопутный корабль»


Муки первых танкистов

«Ходовая часть и силовая установка танка Mark I, — говорит исторический консультант компании Wargaming Федор Горбачев, — позволяла передвигаться по полю боя вне дорог, преодолевать проволочные заграждения и окопы шириной до 2,7 м — этим танки выгодно отличались от современных им бронеавтомобилей. С другой стороны, их скорость не превышала 7 км/ч, отсутствие средств подрессоривания и демпфирования делало из них достаточно неустойчивую артиллерийскую платформу и усложняло работу экипажа. Согласно Tanks Driver`s Handbook, существовало четыре способа поворота танка, при этом самый распространенный и щадящий для механизмов требовал участия в этом процессе четырех членов экипажа, что сказывалось на маневренности машины не лучшим образом. Броня обеспечивала защиту от ручного огнестрельного оружия и осколков, но пробивалась бронебойными пулями «K» (массово применявшимися немцами с лета 1917 года) и артиллерией».

Первые в мире танки: ко дню рождения машины смерти


Первый в мире танк, разумеется, не был образцом технического совершенства. Он создавался в нереально сжатые сроки. Работа над невиданной прежде боевой машиной началась в 1915 году, а уже 15 сентября 1916-го танки впервые применили в бою. Правда, к полю боя Mark I еще надо было доставить. Танк не вписывался в железнодорожные габариты — мешали «щеки"-спонсоны. Их, каждый весом 3 т, везли отдельно на грузовиках. Первые танкисты вспоминали, как накануне боя им приходилось проводить бессонные ночи, привинчивая болтами спонсоны к боевым машинам. Проблема съемных спонсонов была решена только в модификации Mark IV, где их вдвигали внутрь корпуса. Экипаж танка состоял из восьми (реже девяти) человек, и для такого большого экипажа места внутри было маловато. В передней части кабины стояли два кресла — командира и механика-водителя; от них в кормовую часть вели два узеньких прохода, в обход кожуха, прикрывавшего двигатель. Стены кабины использовали под шкафчики, куда убирали боеприпасы, запчасти, инструменты, запасы питья и еды.

Немцы побежали

«В первом бою — при Flers-Courcelette — танки Mark I достигли ограниченного успеха и прорвать фронт не смогли, но эффект, который они оказали на сражающиеся стороны, был значительным, — рассказывает Федор Горбачев. — Англичане за один день 15 сентября продвинулись вглубь обороны противника на 5 км, причем с потерями в 20 раз меньше обычных. На немецких позициях были зафиксированы случаи самовольного оставления окопов и бегства в тыл. 19 сентября главнокомандующий британскими силами во Франции сэр Дуглас Хейг попросил Лондон предоставить более 1000 танков. Несомненно, танк оправдал надежды своих создателей, несмотря на то что он достаточно быстро был вытеснен из боевых частей наследниками и в дальнейшем использовался для обучения экипажей и на второстепенных театрах военных действий».

Нельзя сказать, что именно танки изменили ход Первой мировой и склонили чашу весов в пользу Антанты, но и недооценивать их не стоит. Уже в Амьенской операции 1918 года, приведшей к прорыву германской обороны и фактически к скорому завершению войны, участвовали сотни английских танков Mark V и более продвинутых модификаций. Это сражение стало провозвестником великих танковых битв Второй мировой. Британские ромбовидные «Марки» повоевали и в нашей стране в ходе гражданской войны. Появилась даже легенда об участии Mark V в битве за Берлин, но позже выяснилось, что обнаруженный в Берлине Mark V был украден нацистами и увезен в Германию из Смоленска, где служил мемориалом в память о гражданской войне.

Первые в мире танки: ко дню рождения машины смерти

Танк не внес коренного перелома в боевые действия
Первой мировой войны, но оказался серьезной поддержкой наступающей пехоте в условиях позиционного кризиса.
Автор: Олег Макаров
Первоисточник: http://www.popmech.ru/weapon/258102-pervye-v-mire-tanki-ko-dnyu-rozhdeniya-mashiny-smerti/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23
  1. bionik 18 сентября 2016 06:22
    В следствии поломок и боевых повреждений танков на поле боя ,в след за танком,англичане создали БРЭМ((бронированная ремонтно-эвакуационная машина).Первая в мире БРЭМ Gun Carrier Cranes появилась в Великобритании в 1916 году.
    1. Amra 18 сентября 2016 08:32
      откуда фото?
  2. данил ларионов 18 сентября 2016 06:33
    Машина смерти. wink
  3. bionik 18 сентября 2016 06:44
    2-я Мировая война Франция 1940 год. Британский танк Mark IV в соборе в Суассоне и немецкий солдат..
  4. igordok 18 сентября 2016 08:13
    Сомневаюсь я в использовании задней тележки, как рулевого устройства. Скромновато для такой махины.
    1. sub307 18 сентября 2016 08:44
      Именно потому, впоследствии, от неё и отказались, когда на практике убедились, что тележка эта для "рулёжки" - "как мёртвому припарки".
  5. РПК 18 сентября 2016 08:41
    Танкисты тогда узнали не только тесноту,но и чад двигателя и туман пороховых газов,пыль,грязь шипящее масло и вода..Уверен первыми словами в танке у танкистов: Добро пожаловать в Ад.
  6. sub307 18 сентября 2016 08:41
    Да уж....- действительно эпохальное событие. Впрочем 1-я Мировая была "щедра" на такого рода "технические революции" - появление на поле боя пулемёта, авиации, миномёта, огнемёта, хим. оружия, противогаза...ну и т.д.
  7. inkass_98 18 сентября 2016 08:43
    Танк — это бронированный автомобиль с вооружением

    Танк - это все, что угодно, только не автомобиль, даже бронированный. Предназначение у них в корне разное.
  8. УВБ 18 сентября 2016 10:26
    Каждый, кто первый раз входил внутрь темного металлического короба, обязательно ударялся головой о потолок. Это потом теснота в танках стала притчей во языцех,
    Не могу не похвастаться, я был внутри настоящего Марка IV! Луганске, до реставрации был доступ внутрь одного из двух танков. Даже трудно представить, как экипаж из восьми человек чувствовал себя во время боя в этой коробочке!
  9. Даос 18 сентября 2016 11:14
    У "британских собственная гордость" - мне всегда нравились британские инженеры почему то выбиравшие для своих проектов самые странные и не очевидные решения. Что то видать есть такое в воздухе "острова"... Фактически став родоночальниками нового вида вооружённых сил они сделали всё что бы сварганить абсолютно непотребный и почти неприменимый пепелац... Никто ни до не после до такой долбанутой компоновки и конструктивных решений так и не додумался...
    1. MooH 18 сентября 2016 23:31
      Не такая уж и долбанутая у них компоновка. Стояла задача по преодолению достаточно серьезных препятствий при двигателе смешной мощности. Кроме того, тогда необходим был доступ изнутри почти ко всем агрегатам. Этим и обусловлены многие странные на взгляд современного человека технические решения.
    2. Дамир 24 сентября 2016 17:48
      про конструктивные решения и компоновку... фото Царь-танка видели???
  10. Вождь краснокожих 18 сентября 2016 12:03
    А мне сослуживец когда то давно хвастался что у него в Харькове есть представитель этого "семейства". Стоит, вроде, на главной площади. Войну пережил! И что в "девяностые" этот танк англичане хотели выкупить за приличные деньги, но гордые харьковчане отказались продать.
    1. пищак 18 ноября 2016 18:43
      В Харькове стоял у краеведческого музея такой танк, потом его переставили на постамент, а оттуда в 2013 году вроде как на ремонт забрали....где он ( оригинал) теперь, может англичанам его и продали?
  11. йцукен 18 сентября 2016 13:13
    Я одного не понимаю - зачем выкладывать статьи из Популярной Механики месячной давности????
  12. perepilka 18 сентября 2016 15:51
    В Архангельске мк5 стоит, с интервенции, в 2007 на "Звёздочку" в Севск свозили, подреставрировали, обратно поставили. Правда он в загоне нонче, поскольку перед бывшим ДОФом, такой красава, целый ИС-3 fellow
  13. Trouble 18 сентября 2016 15:58
    Так себе статейка.
    Хоть работы и велись под крылом флота, проекты "сухопутных кораблей" так и остались проектами. Приоритет был отдан бронированным тракторам, которые в первую очередь должны были прокладывать путь пехоте через заграждения.
    Появление первых действующих танков всё же следует рассматривать с "№1 Линкольн" и "Маленький Вилли". Причём без некоторых передёргиваний.
    На гусеницы поставили коробчатый металлический корпус, а на него предполагалось поднять цилиндрическую башню. Но идея не прошла: башня смещала вверх центр тяжести, что грозило опрокидыванием.
    .........
    Прототип Lincoln 1, или Little Willie, был важным шагом в конструировании танка, но оставлял без ответа некоторые вопросы. Во-первых, если нет башни, где ставить вооружение? Вспомним, что первый британский танк разрабатывался под кураторством флота, и… решение нашлось чисто морское. Оружие решили разместить в спонсонах. Это морской термин, означающий выступающие вбок элементы конструкции корабля, в которых находится вооружение. Во-вторых, даже с удлиненным шасси от Bullock прототип не вписывался в заданные параметры прохождения неровностей. Тут Уилсону пришла в голову идея, впоследствии оказавшаяся тупиковой, но на этот раз определившая британский приоритет в танкостроении.

    Проблемы с башней относятся к "Большому Вилли". Хотя тоже не факт.

    И "№1 Линкольн", и "Маленький Вилли" проектировались с вращающейся башней по 40-мм пушку Виккерс.


    Но поскольку они не удовлетворяли реальным требованиям по преодолению препятствий, от них отказались в пользу ромбовидного "Большого Вилли".
  14. Мур 19 сентября 2016 03:51
    Появилась даже легенда об участии Mark V в битве за Берлин, но позже выяснилось, что обнаруженный в Берлине Mark V был украден нацистами и увезен в Германию из Смоленска, где служил мемориалом в память о гражданской войне.

    Есть мнение, что там отметились и "Марки" из Эстонии, стоявшие до 1940 г. на вооружении местной армии. Потом их сдали на склад и вроде как использовали даже при оборонительных боях в 1941-м. Оттуда немцы их в Берлин и уперли...
    1. faiver 24 сентября 2016 08:26
      тоже читал об этом, больше похоже на правду, чем снятие танка с постамента...
    2. Хапфри 24 сентября 2016 12:01
      Потом их сдали на склад и вроде как использовали даже при оборонительных боях в 1941-м. Оттуда немцы их в Берлин и уперли...

      Удивительная вещь. И зачем они им понадобились?
      Немцы не интересовались трофейные техникой. Они конечно использовали иногда трофейные машины но только до первой поломки и в зоне приобретения "объекта".
      Трофейная техника передавалось сателлитам
  15. moskowit 21 сентября 2016 20:40
    "...Танк — это бронированный автомобиль с вооружением, и к первой четверти XX века, когда танк родился, в этой машине не было ничего принципиально новаторского. Преимущества нахождения на поле битвы хорошо защищенной боевой единицы, будь то римская «черепаха» или закованная в латы тяжелая конница средневекового Запада, оценили еще в доиндустриальные времена...."

    Ещё можно вспомнить, что у монгольского полководца Субедея была железная повозка... Чем не танк? А "тумены" Ченгизхана, ничем не отличались от танковых корпусов Гудериана и Клейста...
  16. Принц_Пенсии 24 сентября 2016 16:54
    Те, кто хотел бы почувствовать себя в роли первых танкистов и погрузиться в историю танкостроения,
    смогут это сделать в игре World of Tanks, когда в сентябре будет открыт специальный режим с легендарным Mark IV.
    Ни в коем случае. Лесом эти танки пусть катятся)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня