Долгий путь к первой русской кругосветке

Долгий путь к первой русской кругосветке


Летом 1803 года отправились в плавание два русских шлюпа «Надежда» и «Нева» под командой Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского. Маршрут их поражал воображение - он был проложен, как было принято говорить в то время, «кругом света». Плавание этих двух русских кораблей было признано географическим и научным подвигом. В его честь была выбита медаль с надписью: «За путешествие кругом света 1803-1806». Результаты экспедиции были обобщены в обширных географических трудах Крузенштерна и Лисянского, а также ученых-естествоиспытателей бывших участниками этой экспедиции. Первое плавание россиян вышло за рамки «дальнего вояжа». Оно принесло славу русскому флоту. Об этом плавании сейчас знают практически все. Но мало кому известно, что попытки организовать кругосветную экспедицию не раз предпринимались в России еще в XVIII веке.

Необходимость такой экспедиции была вызвана деятельностью русских «промышленников» на берегах Тихого океана и образованием в 1799 году Российско-Американской компании. Компания, занимавшаяся главным образом промыслом морского и пушного зверя у северо-западных берегов Америки, вывозила с Аляски пушнину, китовый ус, моржовый клык. При этом требовалось постоянно снабжать русские владения на американском континенте продовольствием и другими предметами первой необходимости. Эти товары везли от Петербурга через Сибирь до Охотска, а оттуда отправляли на небольших (местных) судах на Аляску или Алеутские острова. Плохое состояние дорог, переходы через горы, переправы через быстрые реки и болота приводили к тому, что грузы портились, ломались, терялись. Трудность сухопутной транспортировки обусловливала повышение стоимости товаров для компании и поглощала значительную часть прибылей.


Плохо были организованы и морские сообщения между северо-восточными берегами Азии и Америкой. Погодные условия позволяли плавать только несколько месяцев в году. Местные мореходы часто не имели понятия о судовождении. Суда по нескольку месяцев носило по морю, разбивало о скалы. От Петербурга до Аляски товары шли два-три года.

Российско-Американскую компанию беспокоил и контрабандный промысел англичан и американцев у берегов Аляски. Все эти обстоятельства и привели к решению отправлять товары из Петербурга на Аляску вокруг Африки и Азии или вокруг Южной Америки на военных кораблях, которые до своего отправления в обратный путь с грузом пушнины могли бы охранять северо-западные берега Америки от иностранных контрабандистов.

Однако мысль о возможности и выгодности кругосветных морских сообщений с Северо-Восточной Азией и Америкой возникла задолго до образования Российско-Американской компании. В 1732 году, когда разрабатывались планы Второй Камчатской экспедиции Беринга, президент Адмиралтейств-коллегий адмирал Н. Головин и адмирал Сандерс предложили отправить экспедицию морским путем вокруг мыса Горн. Использование морского пути могло дать большую экономию времени. По мнению Головина и Сандерса, на плавание от Петербурга до западных берегов Северной Америки потребовалось бы около года, на путь же до Камчатки через всю Сибирь - около двух лет, и еще не менее двух лет уйдет на постройку судов. Правильность этих рассуждений доказала еще Первая экспедиция Беринга. Отправившись из Петербурга в начале 1725 года, отряд Беринга вышел в плавание на построенном в Охотске боте «Св. Гавриил» только в июле 1728 года.

Долгий путь к первой русской кругосветке


Кроме того, дальние плавания должны были стать для русских моряков хорошей школой морского искусства и способствовать развитию русской торговли. В проекте Сандерса говорилось и о необходимости создания флота для охраны Камчатки и русских поселений на берегах и о-вах Тихого океана.

Головин и другие члены Адмиралтейств-коллегий, видимо, не сомневались в том, что их предложение будет одобрено. Для готовившегося кругосветного плавания была составлена «Инструкция о посылке двух фрегатов на Камчатку». Головин предполагал сам возглавить экспедицию. В случае успешного завершения плавания он считал нужным ежегодно отправлять к Камчатке два фрегата «для изыскания новых земель, островов и проходов, морских гаваней, заливов и прочего, а более для морской практики».

Но предложения Головина не приняли. Отряды экспедиции отправились из Петербурга сухим путем в марте 1733 года. Четыре года двигались они с огромными обозами по необозримым пространствам Сибири. Еще два года строили два небольших судна - пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел». Они смогли выйти в плавание только в 1741 году. Правильность рассуждений Головина и Сандерса подтвердилась еще раз.

В 1764 году, когда готовилась экспедиция П.К. Креницына и М.Д. Левашова для описи Алеутских островов, возникла идея послать к северо-западным берегам Америки два судна из Кронштадта. Однако назревала война с Турцией, и отправка кораблей не состоялась. В марте 1764 года Креницын, как обычно, двинулся на восток через Сибирь. До Охотска эта экспедиция добрались через полтора года. Еще полтора года ушло на подготовку к плаванию от Охотска до Камчатки. Плавание от Камчатки к берегам Аляски началось только летом 1768 года, спустя четыре года после выхода из Петербурга. Так одна экспедиция за другой подтверждали сложность пути через Сибирь и необходимость осуществления кругосветных плаваний.

Вице-президент Адмиралтейств-коллегий И.Г. Чернышев в 1781 году по собственной инициативе и за свой счет построил на казенной верфи судно, предназначенное для кругосветного плавания. Чернышев предполагал отправить его с товарами к северо-западным американским берегам к живущим там русским людям. Но и эта экспедиция не состоялась. В следующем году австриец Гильом Болтц в письме к вице-канцлеру Остерману предложил послать экспедицию к тем же берегам, вокруг мыса Горн. Болтц подчеркивал, что такие плавания не только принесут славу морякам, но и создадут для России «отрасли новой огромной и доходной торговли». Спустя три года приказчик купца Г. Шелехова Ф. Шемелин подал проект о посылке кораблей из Архангельска или Балтийского моря к Китаю и берегам Америки.

В 1786-1793 годах в северной части Тихого и в Ледовитом океане работала экспедиция капитана И. Биллингса. Как обычно, экспедиционный отряд отправился из Петербурга на восток по сухопутью. Через несколько лет в Охотске были изготовлены суда, на которых экспедиция обследовала северные берега Тихого океана. Еще в начале экспедиции Биллингс обратился в Адмирал-тейств-коллегию с просьбой разрешить по окончании исследований вернуться с Дальнего Востока в Кронштадт морским путем. Он предполагал идти в Кронштадт на судах, изготовленных в Охотске.

Однако Биллингсу не разрешили вернуться в Кронштадт морем вокруг Азии и Африки. Построенный корабль «Слава России» по окончании экспедиции был передан в распоряжение Петропавловского порта, а «Черный Орел» - отправлен в Охотск. Биллингс вернулся в Петербург через Сибирь. Секретарь Екатерины II П.П. Соймонов в 1786 году направил в Коммерц-коллегию «Записки о торге и звериных промыслах на Восточном океане», в которых, среди прочего, говорилось о необходимости направить в Тихий океан три или четыре фрегата для развития торговли и защиты русских владений.

Проект большой научной коммерческо-военной кругосветной экспедиции разрабатывался совместно морским ведомством и Академией наук. Адмирал Л.И. Голенищев-Кутузов составил инструкцию для участников плавания. Начальником экспедиции назначили капитана I ранга Г.И. Муловского. Было решено, что для охраны русских владений в Америке необходимы не два, а четыре корабля. В кругосветку должны были отправиться корабли «Холмогор», «Соловки», «Сокол», «Турухан» и транспортное судно для доставки большего количества грузов. Цели готовившейся кругосветной экспедиции были обширны. Русским морякам предстояло доставить грузы в Охотск, наладить морскую торговлю с Китаем и Японией, ознакомиться с Японскими островами, изучать и охранять русские владения в Америке и открыть новые земли. Согласно инструкции, корабли должны были пройти вдоль Западного берега Африки, обогнуть мыс Доброй Надежды и пересечь Индийский океан. В Тихом океане предписывалось разделиться. Один отряд в составе двух кораблей под командой самого Муловского планировалось отправить к берегам Северной Америки для изучения Аляски, Алеутских островов и гидрографического исследования Тихого океана. Другой отряд, также из двух кораблей, направлялся на обследование Курильских островов, Сахалина и осмотр устья Амура. Пятый корабль предлагалось направить к Камчатке. В экспедицию были приглашены натуралист, астроном, врач и четыре художника. Приобрели астрономические инструменты, заготовили провиант и одежду на три года плавания, составили подробные карты берегов Тихого океана с учетом новейших открытий. Иркутский губернатор И.В. Якоби получил предписание к приходу эскадры заготовить на Камчатке провизию и такелаж и оказывать экспедиции всякую помощь и содействие. Словом, ставились грандиозные задачи. Шла серьезная подготовка. Отплытие кораблей намечалось на осень 1787 года. Но началась война с Турцией, и экспедицию пришлось отменить, а корабли и экипажи было повелено Екатериной II направить в Средиземное море.

Долгий путь к первой русской кругосветке


В июне 1788 года началась русско-шведская война, и эскадра, намеченная для отправки в Средиземное море, осталась на Балтике. Муловского назначили командиром линейного корабля «Мстислав», на который вскоре поступил только что окончивший Морской кадетский корпус 20-летний И.Ф. Крузенштерн. Муловский еще был увлечен мыслями о кругосветном плавании и часто разговаривал об этом со своими подчиненными. Слушал его и мичман Крузенштерн. В 1793 году лейтенанта Крузенштерна в числе лучших молодых морских офицеров отправили на несколько лет в Англию для приобретения морской практики на английских кораблях. Он побывал в Вест-Индии, Ост-Индии, Малакке, Китае. Во время плаваний у Крузенштерна окончательно созрела мысль о необходимости кругосветного плавания для развития русских промыслов и торговли в Тихом океане. В 1799 году на пути из Китая в Англию он разработал подробный проект кругосветной экспедиции, а из Англии отправил его министру военных морских сил России графу Кушелеву.

Крузенштерн предложил послать из Кронштадта к северо-западным берегам Америки два корабля. На них доставить в русские владения в Америке инструменты и материалы для кораблестроения и опытных кораблестроителей. Это дало бы возможность русским поселенцам на Аляске построить хорошие суда и возить на них меха морем в Китай, вместо опасной и невыгодной доставки через Охотск и Кяхту. В 1799 году проект Крузенштерна не был принят. Но прошло три года, прежде чем новый морской министр Н.С. Мордвинов одобрил его планы.

Одновременно проект кругосветных плаваний постепенно складывался в торгово-промысловых кругах, эксплуатировавших природные богатства Аляски и восточных берегов Сибири. Еще в 1792 году приказчик Шелехова Шемелин пытался договориться в Петербурге и Москве с английскими коммерсантами Макинтошем и Боннером об отправке в Охотск корабля с продуктами и припасами. Тогда же Н.Н. Демидов посоветовал Шемелину купить в Дании корабль на свои средства и отправить его в колонии. Об этом предложении Шемелин известил Шелехова.

В то время Российско-Американская компания не имела на Тихом океане ни одного крупного судна, поэтому в 1802 году было окончательно решено купить в Гамбурге корабль и под командой приехавшего в Россию англичанина Макмейстера отправить его к берегам Аляски. Макмейстер должен был остаться на Курильских островах, поэтому требовался еще один опытный моряк, который довел бы корабль обратно в Россию. Исполнить это вызвался капитан-лейтенант Ю.Ф. Лисянский.

Долгий путь к первой русской кругосветке


Адмирал Мордвинов одобрил планы компании, но посоветовал отправить два судна. В начальники экспедиции он рекомендовал автора проекта русского кругосветного плавания капитан-лейтенанта Крузенштерна. Так произошло объединение проекта Крузенштерна и планов руководителей Российско-Американской компании.

26 июля (7 августа) 1803 года шлюпы «Надежда» и «Нева» под командой И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского отправились в первое русское кругосветное плавание, которое продолжалось три года и завершилось успешно. Таким было затянувшиеся начало эры русских кругосветок XIX века, когда с 1803-1866 годах их было совершено 25. Но это уже другая история…

Источники:
Доценко В. Считать ли Крузенштерна первым?// Мифы и легенды русского флота. СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2002. С.36-44
Галенко В. Первыми кругом света // Вокруг света. 1982. №11. С.34-37
Грисенко В. Эстафета. // Планета. №8. 2012 С. 42-45.
Золотарев В.., Козлов И. Три столетия Российского флота, XIX - начало XX века. М.: ACT; СПб.: Полигон, 2004. С. 115-132
Шешин А. Проекты первого русского кругосветного плавания. // Морской флот. 1980. №10. С. 25-26.
Болховитинов Н. Экспедиции П.К. Креницына - М.Д. Левашова и И.И. Биллингса - Г.А. Сарычева История Русской Америки (1732-1867). М.: Международные отношения, 1997. С. 273-279.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. V.ic 21 сентября 2016 06:41
    "Я планов наших люблю громадьё... В.В.Маяковский
  2. moskowit 21 сентября 2016 06:43
    Тема очень интересная. Спасибо Автору за представленные источники. Обычно вся информация на популярном уровне... Помню интересный очерк "Три Крузенштерна" из сборника "Очарованные надеждой"... И "Водители фрегатов" Н.Чуковского...
    1. mroy 21 сентября 2016 11:55
      И замечательная книга Н. Чуковского "Капитан Крузенштерн"
      1. Артем25 21 сентября 2016 16:01
        Читал "взахлеб" и перечитывал многократно! Одна из любимых книжек в детстве.
  3. parusnik 21 сентября 2016 07:51
    В первую кругосветку экипажи формировались на добровольной основе..Хорошая статья..
  4. sub307 21 сентября 2016 11:59
    Сколько земель могли присоеденить к Российской "короне"..., подумать "страшно!
    1. Артем25 21 сентября 2016 16:07
      А смысл? Добавили бы несколько островов в Тихом океане, а снабжение и прочее... С Камчаткой и Аляской толком не могли сообщение регулярное поддерживать, а про тихоокеанские острова я вообще молчу...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня