Об основах государственной политики Российской империи в отношении мусульманского населения

6
Согласно политике председателя Совета Министров П.А. Столыпина [2], мероприятия Правительства Российской империи не были направлены ни к ограничению религиозной свободы, ни к стеснению национальной самобытности мусульман, поскольку ими не нарушались интересы государства и права лиц, не принадлежавших к мусульманским национальностям. Напротив, прямым назначением религиозной политики являлось противодействие разрушительной антигосударственной деятельности фанатически настроенных элементов и приобщение всего населения, независимо от религии и национальности, к общей государственной и культурной жизни страны.

Об основах государственной политики  Российской империи в отношении мусульманского населения




В соответствии с вышеприведенными суждениями, Правительство направляло свою работу по пути упорядочения государственно-правового положения мусульман и усиления правительственного контроля над их общественной активностью.

Столыпин придерживался мнения, что деятельность государственных структур не должна носить миссионерский характер. Он обратил внимание на качественные и количественные улучшения в деятельности духовно-просветительских учебных заведений как начальных, так и учительских, и наметил для них ряд мероприятий, имевших целью приблизить их к мусульманскому населению для того, чтобы эти учебные заведения содействовали более полному удовлетворению духовных потребностей мусульман.

Правительство стремилось к окончательному разобщению конфессионального и общего образования в содержавшихся мусульманами учебных заведениях. Конфессиональное образование входило непосредственно в компетенцию соответствующих духовных властей под надзором государства. Общее же образование, в том числе воспитание юношества, затрагивая основополагающие интересы государства, составляло одно из важнейших и неотъемлемых его достояний.

Государство признало необходимым полностью изъять из программ конфессиональных мусульманских школ общеобразовательные предметы с упразднением также классов русского языка и, оставив эти школы в непосредственном ведении мусульманского духовенства, привести содержавшиеся мусульманами учебные заведения с общеобразовательными предметами в соответствие со всеми существующими для остальных школ этого типа общими правилами. Для обеспечения действительного проведения этого положения в жизнь Правительство уделяло особое внимание организации эффективного государственного надзора за мусульманскими учебными заведениями обоих названных типов.

Правительство принимало также меры для обеспечения широкой осведомленности в делах мусульман, что, по мнению Столыпина, было достижимо практическим изучением и решением их проблем на местах и на систематической основе, всесторонним освещением этих проблем в печати и периодическим обменом наблюдениями и мнениями между местными и центральными правительственными органами. Наиболее целесообразными в этом отношении мерами были признаны усиление существующих научных средств изучения российского мусульманского Востока должным расширением деятельности соответствующих факультетов Санкт-Петербургского и Казанского университетов и учреждение периодических межведомственных совещаний правительственных органов как на местах, так и в столице. Не менее важным Столыпин полагал и преобразование существовавшего устройства управления мусульманскими делами в России.

Как видно из вышесказанного, Правительство Российской империи не могло и не было вправе допустить, чтобы массы населения под руководством антигосударственно настроенных людей воспитывались в том направлении, которое неминуемо привело бы их к полному культурному отчуждению от основополагающих государственных начал, к поиску каких-либо идеалов вне своего государства и к попранию идеи о его целостности.


Примечания:
[1] На основе «Записок П.А. Столыпина по “мусульманскому вопросу” 1911 г.» (Восток (Oriens). 2003, № 2, с. 126–142).
[2] Столыпин, Пётр Аркадьевич (1862–1911) — российский государственный деятель. Окончил Петербургский университет. С 1884 г. служил в Министерстве внутренних дел. С 1906 г. — министр внутренних дел и председатель Совета Министров. Убит эсерами после начала аграрной реформы.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    20 сентября 2016 16:48
    Читал, читал, но так и не нашел в тексте ни одного названия законодательного документа (Закона, Акта, Постановления), в которых бы было подтверждение темы статьи. От себя скажу - до революции одним из последних был Императорский Указ об укреплении начал веротерпимости в России (17 апреля 1905 года). В данном Указе расширены права раскольников (они в Указе стали называться старообрядцами), а так же мусульман и католиков. Про мусульман в Указе сказано: "... мусульманское население внутрен­них губерний исполняло всегда свой долг пред государством наравне с его коренными подданными и не доставляло правительству каких-либо особых забот в отношении политичес­ком".
    1. 0
      20 сентября 2016 19:52
      ну есть пример ...тот же крым после его в хождения в состав империи в 1783г всей татарской знати дали дворянские титулы а простолюдинов было запрещено как либо преследовать и тем более закрепощать
    2. +2
      20 сентября 2016 21:26
      Автор взялся писать о том, в чём сам не в курсе.
  2. +5
    20 сентября 2016 16:50
    В принципе сегодняшнее руководство России проводит подобную политику.Это прежде всего работа с местной элитой,противодействие экстремистской деятельности.
  3. +8
    20 сентября 2016 21:12
    при всем внимании нынешних властей ко всем народам,единственно, отношение к русскому населению оставляет желать лучшего.
    на руководящих должностях даже собственно в российских регионах, практически отсутствуют русские. я не беру в расчет лиц с славянскими фамилиями заполонивших все органы власти, по факту являющимися скрытыми иудеями.
    (сразу оговорюсь, что являюсь потомком черкесов и татар, росший в интернациональном регионе, и уважаю русский народ)
    нам от этой иудейской инвазии тоже хорошего мало. плохо русским - плохо нам
  4. +1
    21 сентября 2016 10:27
    Грамотная политика Российской империи в отношении туземцев: хиджабы носить не запрещали,четыре жены-пожалуйста,шариат-сколько угодно.Русские в Империи оставляли себе самую малость: власть,права,деньги,собственность.