Самураи и кадзи

51
И плохому кузнецу случается выковать хороший меч.
Японская пословица


Кадзи – это кузнец-оружейник, «кователь мечей», и люди этой профессии в феодальной Японии были единственными, кто стоял на общественной лестнице в одном ряду с самураями. Хотя де-юре они относились к ремесленникам, а те по японской табели о рангах считались ниже крестьян! Во всяком случае, известно, что некоторые императоры, не говоря уж о придворных и, собственно, самураях, не гнушались взять молот в руки, да и заняться ремеслом кузнеца. Во всяком случае, император Готоба (1183 – 1198) и вовсе объявил изготовление мечей занятием, достойным принцев, причем в Японии до сих пор хранится несколько клинков его работы.




Вакидзаси – «короткий меч» эпохи Эдо. Токийский национальный музей.

О твердости и остроте японских мечей ходят легенды, так же, как и о самом кузнечном искусстве. Но в принципе в их изготовлении нет уж такого большого отличия от технического процесса ковки европейского клинка. Однако с культурной точки зрения выковывание японского меча является духовным, почти священным актом. Перед ним кузнец проходит различные молитвенные церемонии, пост и медитацию. Часто он одевается также в белое облачение синтоистского священника. Дополнительно к этому должна быть тщательно вычищена вся кузница, в которую, кстати, женщины никогда даже и не заглядывали. Это делалось в первую очередь ради того, чтобы избежать загрязнения стали, ну а женщины – это от «дурного глаза»! В целом же работа над японским клинком представляет некое священнодействие, при котором каждая операция в ходе ковки клинка рассматривалась как религиозная церемония. Так, для совершения последних, самых ответственных операций кузнец и вовсе облачался в придворный церемониальный костюм каригину и придворную шапку эбоси. Кузница кадзия на все это время становилась священным местом и через нее протягивали соломенную веревку симэнава, к которой прикреплялись бумажные полоски гохэй – синтоистские символы, призванные отпугивать злых духов и призывать духов добрых. Каждый день перед началом работы кузнец в целях очищение обливался холодной водой и молил ками о помощи в предстоящей работе. Ни одному члену его семьи не разрешалось входить в кузницу, кроме его помощника. Пища кадзи готовилась на священном огне, на сексуальные отношения, животную пищу (причем не только мясо – это уж само собой, буддисты мяса не ели, но и рыбу!), крепкие напитки было наложено строжайшее табу. Создание совершенного клинка (а уважающий себя кузнец неудавшиеся клинки ломал без всякой жалости!) часто требовало работы в течение довольно продолжительно времени.

Самураи и кадзи

Сцена из X века мастер Мунэтика куёт меч «ко-кицунэ-мару» («лисёнок») при помощи духа-лиса. Гравюра Огата Гэкко (1873).

О том, насколько это время было продолжительным, можно судить по дошедшим до нас сведениям о том, что в VIII веке на изготовление полосы меча тати у кузнеца уходило 18 дней. Ещё девять дней требовалось у серебряных дел мастера на изготовление оправы, шесть дней на то, чтобы лакировщик отлакировал ножны, два дня для мастера по коже и еще 18 дней для рабочих, которые обтягивали кожей ската рукоять меча, оплетали её шнурами, и собирали меч в одно целое. Увеличение времени, необходимого на ковку полосы длинного меча, отмечалось в конце XVII века, когда сёгун призывал кузнецов ковать мечи непосредственно у себя во дворце. В этом случае на изготовление только лишь одной грубо отполированной полосы меча требовалось более 20 дней. Но время производства резко сокращалось, если укорачивался сам клинок. Так, считалось, что хороший кузнец может сделать полосу кинжала всего за полтора дня.


Хвостовик клинка с подписью кузнеца.

Процессу ковки предшествовал процесс рафинирования стали, который в старину проводили сами кузнецы. Что же касается источников сырья, то оно – магнетитовая железная руда и железосодержащий песок добывались в разных провинциях. После чего этот исходный материал в специальных печах татара перерабатывался в сырую сталь. Печь эта была по сути дела усовершенствованным образцом сыродутной печи, которую повсеместно использовали и на Западе, и на Востоке, да принцип действия у нее тот же самый. С XVI века стали чаще использоваться завозившиеся из заграницы железо и сталь, что значительно облегчило труд кузнецов. В настоящее время в Японии действует одна-единственная печь татара, в которой варят сталь исключительно для изготовления мечей.


Изображение этапов ковки времен периода Эдо.

Важнейший аспект при выковывании японского меча заключается в том, что лезвие имеет закалку, отличную от остального тела клинка, причем сами клинки выковываются обычно из двух частей: сердцевины и оболочки. Для оболочки кузнец выбирал железную пластину из мягкой стали и обкладывал ее кусками стали твердой. Затем этот пакет раскаляли на огне из соснового угля, и сваривали путем проковки. Получившийся брусок складывали вдоль и (или) поперек оси клинка и снова сваривали, что впоследствии как раз и давало характерный узор. Этот прием повторяли примерно шесть раз. Во время работы пакет и инструменты неоднократно чистили, поэтому получалась особо чистая сталь. Вся хитрость при этом заключалась в том, что при наложении друг на друга разных по прочности слоев металла крупные кристаллы углерода разбиваются, отчего количество загрязнений в металле с каждой проковкой уменьшалось.


Клинок после ковки и закалки до полировки.

Здесь следует отметить, что в отличие от европейской дамасской стали, смысл здесь не в сваривании различных по качеству сталей между собой, а в гомогенизации всех их слоев. Впрочем, некоторая часть несвязанных слоев в металле все равно оставалась, но она обеспечивала дополнительную вязкость и удивительные узоры на стали. То есть японское складывание, так же, как и дамасская ковка, является процессом облагораживания металла, цель которого – улучшение качества исходного материала. Для оболочки японского меча изготовляют три или четыре таких куска, которые, в свою очередь, вновь проковывается, и многократно заворачиваются один в другой. Различные методы складывания дают многообразие типов узоров на готовом клинке. Так и возникал кусок стали, состоящий из тысяч прочно сваренных друг с другом слоев, причем сердцевина его была из чистого железа или из мягкой стали, которую тоже предварительно складывали и проковывали несколько раз.


Меч тати работы мастера Нагаматсу. Токийский национальный музей.

Следующий этап состоял в том, чтобы оболочку сварить с сердцевиной. Стандартный процесс состоял в том, что сердцевину вкладывали в оболочку, согнутую в форме буквы V, и проковывали до получения желаемой формы и толщины. Готовый по сути дела клинок теперь ожидало наиболее сложная операция – закаливание. Здесь мы отмечаем существенное отличие от европейского меча. Тот опускали в раскаленном состоянии в воду или масло целиком. А вот заготовку японского меча покрывали смесью из глины, песка и древесного угля – точные рецептуры этой смеси кузнецы хранили в строгой тайне, причем разной толщины. На будущее лезвие наносили очень тонкий слой глины, а на боковые и тыльные стороны – напротив, почти в полсантиметра толщины. На острие также оставляли свободным маленький участок тыльной стороны, чтобы закалить и эту его часть. После этого клинок лезвием вниз укладывали на огонь. Чтобы кузнец смог по цвету накала точно определить температуру, кузницу при этом затемняли или же вообще работали в сумерках, а то и ночью. Этот цвет в некоторых исторических источниках указан как «февральская или августовская луна».


Процесс закалки: справа клинок, покрытый глиной перед закалкой. Слева – структура того же клинка после закалки.

Когда этот накал достигал необходимой величины, клинок немедленно погружали в ванну с водой. Часть клинка, покрытая предохранительным слоем, естественно остывала медленнее и соответственно оставалась мягче лезвия. В зависимости от метода сразу после закаливания следовал отпуск. Для этого клинок вновь нагревали до 160 градусов по Цельсию, а потом опять резко охлаждали. Отпуск по необходимости можно было повторять несколько раз.


Меч тати был мечом всадника, поэтому имел крепления для ношения на поясе.

В процессе закаливания кристаллическая структура стали сильно изменяется: в теле клинка она слегка стягивается, а на лезвии вытягивается. В связи с этим кривизна клинка может измениться на величину до 13 миллиметров. Зная про этот эффект, кузнец должен до закаливания задать клинку меньшую кривизну, чем та, которую он хочет получить у готового изделия, то есть сделать его сначала менее изогнутым. Несмотря на это, в большинстве случаев клинку все равно могла требоваться доработка. Её проводили, положив клинок тыльной стороной на раскаленный докрасна медный блок, после чего снова охлаждали в холодной воде.


Мечники и стрельники за работой. Старинная японская гравюра.

Готовый клинок с большой осторожностью подвергали шлифовке и полировке (на что нередко уходило до 50 дней!), в то время как другие ремесленники делали для него монтировку. Здесь часто возникает путаница в терминах – «шлифовка» и «полировка» в Японии понятия тождественные, и это нераздельный процесс.

Причем, если европейские клинки обычно состоят из двух фасок, а лезвие у них образует ещё одна узкая внешняя фаска, то японский клинок имеет только одну фаску с каждой стороны, то есть их всего две, а не шесть. Таким образом, при «затачивании» необходимо обрабатывать всю поверхность клинка, вот почему и затачивание, и полировка являются единым процессом. Эта технология дает действительно очень острое лезвие, подобное лезвию опасной бритвы, и придает ему геометрию великолепно подходящую, прежде всего, для резки. Но есть у неё и один большой недостаток: при каждом затачивании снимается поверхностный слой со всего клинка, и он «худеет», и становится все тоньше и тоньше. Что же касается остроты такого клинка, то существует легенда, что когда мастер Мурамаса, гордясь непревзойденной остротой сделанного им меча, воткнул его в быстрый ручей, то плывущие по течению листья наталкивались на лезвие и разрезались надвое. Другой, столь же прославленный в смысле остроты меч назывался «Боб» только из-за того, что падающие на лезвие этого меча работы мастера Нагамицу свежие бобы при этом также рассекались пополам. В годы Второй мировой войны один из мастеров отрубил мечом ствол пулемета, о чем был вроде бы даже снят фильм, однако впоследствии вроде бы удалось доказать, что это не более, чем пропагандистский трюк, рассчитанный на подъем боевого духа японских солдат!


Рукоять японского меча. Хорошо видна обтяжка шнурами, кожа ската, которой покрывалась его рукоять, крепежный штырь мэгуки и украшение мэнуки.

При полировке японские мастера обычно использовали до двенадцати, а иногда и до пятнадцати шлифовальных камней с различной зернистостью, пока клинок не получал этой самой своей знаменитой остроты. При каждой полировке обрабатывается весь клинок, при этом класс точности и качество клинка с каждой обработкой повышается. При полировке применяются различные методы и сорта полировочного камня, но обычно полируют клинок так, чтобы на нем различались такие кузнечно-технические тонкости, как хамон – полоса закалки из поверхности клинка из особо светлой кристаллической стали с пограничной линией, которая определяется глиняным покровом, нанесенным кузнецом; и хада – зернистый узор на стали.

Продолжая сравнивать европейские и японские клинки, мы заметим также, что они различаются не только своей заточкой, но и поперечным сечением клинков катаны, рыцарского длинного меча и различных сабель. Отсюда у них и совершенно разные режущие качества. Еще одно различие заключается в дистальном сужении: если клинок длинного меча от основания к острию становится существенно тоньше, японский клинок, и так существенно более толстый, практически не утончается. Некоторые катаны у основания клинка имеют толщину почти девять(!) миллиметров, а к ёкоте становятся тоньше только лишь до шести миллиметров. Напротив, многие западноевропейские длинные мечи имеют в основании толщину семь миллиметров, а к острию становятся тоньше и там имеют толщину всего лишь около двух миллиметров.


Танто. Мастер Садамуне. Токийский национальный музей.

Были известны в Европе и двуручные сабли, и вот они-то ближе всего подходили к японским мечам. В то же время, сколько не сравнивай японский нихонто и европейские сабли и мечи, однозначного ответа, что лучше, получить невозможно, ведь в боях-то они не встречались, проводить опыты на сегодняшних репликах вряд ли имеет смысл, а ломать ради этого ценные старинные мечи вряд ли кто осмелится. Так что здесь остается обширное поле для домыслов, и в данном случае заполнить его достоверной информацией, скорее всего, вряд ли удастся. Это как с мнением ряда историков относительно низкой или же напротив – очень высокой эффективности японского меча. Да, мы знаем, что мертвые тела он рубил хорошо. Однако в то же время японский историк Мицуо Курэ пишет о том, что самурай, вооруженный мечом и одетый в доспехи о-ёрой, не мог ни рассечь им доспехи врага, ни прикончить его!

В любом случае для японца-самурая именно меч был мерилом всего, а клинки известных мастеров представляли собой самое настоящее сокровище. Соответственным было и отношение к тем, кто их ковал, так что социальное положение кузнеца в Японии определялось главным образом тем, какие мечи он ковал. Существовало множество школ, трепетно относившиеся к разработанным у себя технологиям и бережно хранившие их тайны. Имена известных оружейников, таких как Масамунэ или его ученика Мурамаса, были у всех на слуху, и обладать мечами их выработки мечтал едва ли не каждый самурай. Естественно, что, как и все таинственное, японский меч породил немало легенд, так что сегодня подчас просто невозможно отделить вымысел от правды и определить, где выдумка, а где реальный исторический факт. Ну, например, известно, что клинки Мурамаса отличались величайшей остротой и прочностью лезвия, но также и способностью мистическим образом притягивать к владельцам несчастья.


Клинок танто мастера Масамуне – «совершеннее не бывает». Токийский национальный музей.

Но Мурамаса – это не один мастер, а целая династия кузнецов. И точно неизвестно, сколько было мастеров с таким именем – три или четыре, но это исторический факт, что качество их было таково, что обладать ими считали за честь самые выдающиеся самураи. Несмотря на это, мечи Мурамаса подвергались гонениям, и это был едва ли не единственный случай за всю историю холодного оружия. Дело в том, что клинки Мурамаса – и это также документально подтверждено – приносили несчастья членам семьи Иэясу Токугава, объединителя раздробленной феодальной Японии. Его дед погиб от такого клинка, отец получил серьезное ранение, сам Токугава порезался в детстве мечом Мурамаса; а когда его сына приговорили к сэппуку, то именно этим мечом его помощник отрубил ему голову. В итоге Токугава решил уничтожить все клинки Мурамаса, принадлежавшие его семье. Примеру Токугава последовали многие даймё и самураи того времени.

Более того, в течение ста лет после смерти Иэясу Токугава ношение таких мечей сурово каралось – вплоть до смертной казни. Но так как мечи были совершенны по своим боевым качествам, многие самураи пытались сохранить их: прятали, перековывали подпись мастера, чтобы можно было сделать вид, что это меч другого кузнеца. В итоге, по некоторым подсчетам, до наших дней дошло около 40 мечей Мурамаса. Из них только четыре находятся в музейных коллекциях, а все остальные – у частных коллекционеров.


Косигатана эпохи Намбокутё-Муромати, XIV – XV вв. Токийский национальный музей.

Считается, что период Намбокутё стал эпохой заката великой эры японского меча, а дальше в связи с увеличением их массового производство качество их сильно ухудшилось. Причем, как и в Европе, где клинки марки «Ульфберт» были предметом многочисленных спекуляций и подделок, так и в Японии было в обычае подделывать клинки известных мастеров. Причем, точно так же, как и в Европе, знаменитый меч мог иметь свое собственное имя и передавался по наследству из поколения в поколение. Такой меч считался лучшим подарком для самурая. История Японии знает не один случай, когда подарок хорошего меча (знаменитого мастера) превращал врага в союзника. Ну, а в итоге японский меч породил так много различных историй, как достоверных, так и вымышленных, связанных с его историей и применением, что отделить в них правду от вымысла бывает порой сложно даже для специалиста. С другой стороны, они, безусловно, очень полезны как кинорежиссёрам, снимающим фильмы «про самураев», так и писателям – авторам романтических книг! Одна из них – история о том, как один старый торговец маслом обругал Иэясу Токугава, за что один из его приближенных и рубанул его мечом по шее. Клинок был такого качества и прошел сквозь неё так стремительно, что торговец сделал ещё несколько шагов, прежде чем его голова покатилась с плеч. Так что такое в Японии было, и всякий самурай обладал правом «убить и уйти», т.е. убить любого представителя низшего сословия, совершившего на его взгляд оскорбительный поступок для его чести, и все низшие сословия волей-неволей должны были это признавать.


Так самураи использовали свой меч, чтобы прикончить поверженного противника.

А вот мастера, изготовлявшие доспехи, признанием равным кузнецам в Японии отнюдь не пользовались, хотя там были известны целые семьи прославленных мастеров-доспешников, передававших свои навыки и секреты из поколения в поколение. Тем не менее, они довольно редко подписывали свои работы, несмотря на то, что производили удивительные по красоте и совершенству изделия, стоившие больших денег.


Р.S. Наконец-то я могу сообщить всем заинтересованным этой темой читателям ВО, что моя книга «Самураи. Первая полная энциклопедия» (Серия «Лучшие воины в истории») вышла из печати. (Москва: Яуза:Эксмо, 2016 г. -656 с. с иллюстрациями. ISBN 978-5-699-86146-0). В нее вошло много материалов из тех, что были опубликованы на страницах ВО, но одни другие дополняют – чего-то из того, что было здесь, в ней нет, что-то дано подробнее, а что-то из того, что имеется в книге, здесь вряд ли появится по тематическим соображениям. Книга эта плод 16 лет работы над темой, потому что первые мои материалы по самураям и асигару увидели свет ровно 16 лет назад – это были две главы в книге «Рыцари Востока». Затем в 2007 году вышла книга для детей в издательстве «Росмэн» – «Атлас самураев» и много статей в различных реферируемых изданиях. Ну, а вот теперь этот итог. Немного жаль, конечно, расставаться с этой темой навсегда, и знать, что равного этой книге ты больше уже не напишешь ничего и никогда. Впрочем, впереди новые темы, новые работы. Обязан отметить (просто обязан, так положено!), что книга подготовлена при поддержке Российского Государственного Научного Фонда, грант №16-41-93535 2016 года. Значительный объем фотоиллюстраций для нее предоставила компания «Антиквариат Японии» (http/antikvariat-japan.ru). Рисунок для обложки выполнен А. Каращуком. Ряд цветных иллюстраций предоставлен ООО «Звезда». Ну, а над новыми книгами работа уже начата…
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    21 сентября 2016 06:33
    Интересно, весьма... Узнал, вдруг, что Дамаск расположен в Европе. negative
    "в отличие от европейской дамасской стали," Автор: Вячеслав Шпаковский

    Могуч русский язык... request
    1. +4
      21 сентября 2016 08:12
      Цитата: V.ic
      Интересно, весьма... Узнал, вдруг, что Дамаск расположен в Европе.

      "дамасские" клинки только в Дамаске делали, а если не делали, а продавали? belay
      Цитата: V.ic
      "в отличие от европейской дамасской стали," Автор: Вячеслав Шпаковский

      дамасская сталь изготовленная в Европе - европейская дамасская сталь. bully
      Цитата: V.ic
      Могуч русский язык...
      Единственная ВАША разумная мысль.. tongue .
      1. 0
        15 ноября 2016 07:57
        Цитата: Penzuck
        "дамасские" клинки только в Дамаске делали, а если не делали, а продавали?

        Действительно, по исследованиям дамасские клинки не производили в самом Дамаске, а были лишь там проданы. Дамаск по средневековым временам был торговым городом (узлом), но самих мастерских там не было.

        Цитата: Penzuck
        дамасская сталь изготовленная в Европе - европейская дамасская сталь.


        Дамасскую сталь естественно в Европе знали, но не выделывали. У них была своя тигельная сталь и думаю не сильно то она уступала дамаску...

        Когда говорят о легендарной «дамасской стали», то под этим материалом подразумевается собственно персидско-индийская тигельная сталь с высоким содержанием углерода (до 2 %). Узор появляется за счёт образования матрицы карбида и феррита при медленном охлаждении материала. Что касается механических свойств, то карбиды играют здесь предположительно ключевую роль; при заточке и шлифовке мягкие ферритные волокна стачивались, и на режущей кромке оставались наиболее твёрдые карбидные матрицы — кромка клинка оказывалась состоящей из неразличимых глазу, но очень твёрдых и очень опасных зубчиков.
    2. +5
      21 сентября 2016 08:35
      Ну Вы меня просто "уели". Недаром сказано, кто ищет всегда находит. Хотя понятно, что в данном случае "дамаск" это технология... Мы же не в детском саду, где каждое слово поясняется!
      1. +1
        21 сентября 2016 18:51
        user/kalibr/ "Хотя понятно, что в данном случае "дамаск" это технология..."

        ..."в отличие от европейской дамасской стали," это ваш вариант...
        ...в отличие от применявшейся в Европе дамасской стали, это мой вариант. Он вопросов не вызвал бы. Не любили вы в школе русский язык.
        1. +1
          22 сентября 2016 19:56
          Разницы, в общем-то нет, смысл один и тот же.
  2. +9
    21 сентября 2016 07:40
    История Японии столь *вычурна* что реальные события просто теряются среди потока мифов, которые выдаются за реальность. Мне встречались японские клинки которые как трофеи были у казаков после РЯВ и у офицеров после 1945года. Про клинки много чего можно рассказать, но то что они уступали ЗЛАТОУСТОВСКИМ клинкам это сам сидел. Про то как владельцы трофеев с усмешкой говорили что: * рубать того кто двумя руками держит саблю очень просто*, слышал от тех кто воевал с японцами и в 1905 и в 1945 годах, у некоторых было не по одному трофею.
    Кстати самураи стали *уважаемым* сословием только в кино и легендах о древней Японии, раньше они были боевыми слугами и не более.
    1. +4
      21 сентября 2016 08:32
      С эпохи Эдо начинается культ самурайства. Как только они перестали по-настоящему воевать, нужно было "позолотить пилюлю".
      1. +5
        21 сентября 2016 10:55
        Джапаны ещё те понторезы! Там пока чайку попьют все коленки в кровь изотрут и на лбу шишек поклонами набьют. Чего уж про выковывание мечей говорить! Не жрать, не пить, не т...ся пока меч не выкует! Если мастер не помер от истощения, то меч дойдёт до потребителя. lol
        А в целом материал изложен красиво, автору +
        1. +1
          21 сентября 2016 13:31
          Ритуалы в виде поста и молитвы перед и в момент ковки оружия характерны не только для Японии. С вариациями они присущи всем культурам до просвещенно-индустриальной эпохи. Япония тут уникальна только тем, что благодаря самоизоляции у них эта эпоха наступила в конце 19в. И потому подробностей сохранилось больше всего . Ну и еще их маниакальная страсть все протоколировать помогла.
          Ну про
          Цитата: uskrabut
          Не жрать
          ни кто не писал, сказано про "пост" причем более мягкий чем "великий пост" у православных.
    2. +7
      21 сентября 2016 10:28
      так слово "самурай" и переводится как "тот, кто служит". У нас в стране военнослужащих в старину тоже так же назвали - "служивый люд".
      самурай высокого ранга именовался "хатамото", переводится, как "тот, кто у знамени". В РИА первый офицерский чин тоже звучал как "прапорщик" (правда, до этого раньше это была должность знаменосца). Интересные аналогии для двух абсолютно разных языков. yes
      1. +1
        21 сентября 2016 13:17
        Да, Вы интересно подметили! Вам +.
        1. +5
          21 сентября 2016 13:37
          ну, не Задорнова же слушать, что слово "самурай" произошло от русской фразы "с Амура я" yes
    3. 0
      8 декабря 2016 13:19
      Это баян. Массовые японские самурайские клинки фабричного изготовления в первой 20 века были отвратительного качества. Как впрочем и наши предвоенные поделки . И те и другие имели малое практическое значение
  3. +3
    21 сентября 2016 07:48
    Просто песня, кузнечному делу....Благодарю...Но..Дамаск всё-таки не в Европе...Секрет дамасской стали считается не разгаданным до сих пор...В начале 1840-х годов в Златоусте был получен булат, из которого были созданы клинки, нисколько не уступающие по своим свойствам классическому оружию Древней Индии и дамасской стали..Но...
    1. +5
      21 сентября 2016 08:31
      Вы знаете в Прибалтике найдены наконечники копий изготовленные из дамасской стали, что показала металлография. Об этом была статья еще в журнале Советская археология. Я думаю всем нормальным людям понятно, что "дамаск" это в данном случае не город, а технология.
      1. +2
        21 сентября 2016 09:17
        Я думаю всем нормальным людям понятно, что "дамаск" это в данном случае не город, а технология
        ....Да технология, но не европейская...Я почему и упомянул Златоуст..Урал ..он как-то ближе к Европе..
        1. +3
          21 сентября 2016 10:44
          Цитата: parusnik
          ...Да технология, но не европейская...Я почему и упомянул Златоуст..Урал ..он как-то ближе к Европе..

          laughing
          Харе уже к автору придираться всё он правильно написал. negative
    2. +4
      21 сентября 2016 11:31
      Цитата: parusnik
      Просто песня, кузнечному делу....Благодарю...Но..Дамаск всё-таки не в Европе...Секрет дамасской стали считается не разгаданным до сих пор...В начале 1840-х годов в Златоусте был получен булат, из которого были созданы клинки, нисколько не уступающие по своим свойствам классическому оружию Древней Индии и дамасской стали..Но...

      Алексей! Есть книги и о булате и дамасской стали. В книге Гуревича "Загадки булатного узора" выделено три вида секретов булата: выплавка, ковка, закалка и отделка. Первый секрет был разгадан Аносовым, последующие разгаданы частично. Дамасская сталь- секреты разгаданы полностью и В.О. Шпаковский правильно их описал, это кованный композит и из трёх видов стали. Японский булат-это природно-легированная сталь из молибденосодержащих руд, в природе легированные руды встречаются часто. Технологию производства японского булата вы найдёте также у Гуревича. Теперь о ковке. В те времена не было приборов определяющих свойства металла, но человеческие органы чувств давали возможность определить качество заготовок которое определялось по звону металла, по способности к загибу, упругости. В тёмной кузнице легче было определить температуру металла по цветам каления и цветам побежалости. И ещё. У Игоря Таганова есть серия статей о булате " Загадки узоров булата" и "Закат легенд о булате", тоже очень интересно. А также будет интересно знать, что на легендарном булатном клинке, саблей из стали с 4-я процентами хрома, была сделана зарубка на булатном клинке.
      1. +1
        21 сентября 2016 13:00
        амурец
        Николай..вот все абсолютно верно..и Ваш комментарий и статья В.О. Шпаковского...В одно упрусь..дамасская сталь, булат , ну ни как не европейская технология..В Европе было престижно иметь оружие из дамасского булата..все же он выше ценился..
        1. +2
          21 сентября 2016 14:16
          Цитата: parusnik
          В одно упрусь..дамасская сталь, булат , ну ни как не европейская технология..В Европе было престижно иметь оружие из дамасского булата..все же он выше ценился..

          Алексей! Не надо упираться, потому как восточное холодное оружие как ценилось в Европе и России, так и ценится. Согласен полностью с вами, что Дамаск и булат- это восточные технологии. Вспомните индийский поход Александра Македонского и индийское оружие ЧАКРА, кольцо из булата которое после броска сносило головы нескольким воинам. Это первая встреча европейцев с булатом.Так что спорить нам не о чем, восточные оружейные стали были в несколько раз лучше европейских.
        2. +4
          22 сентября 2016 09:38
          По поводу "дамаска" совершенно не правы. Как в претензиях к автору, так и в ваших развернутых пояснениях.
          Технология дамаскирования была известна и использовалась для производства оружия и даже доспехов в Европе со времен Древнего Рима и на протяжении ВСЕГО Средневековья. В Европе не была известна технология БУЛАТА.

          Более того, город Дамаск являлся не центром производства, а крупнейшим (для европейцев) центром перепродажи оружия, в том числе и изготовленного по данной технологии. Производство же его в крупных количествах было в Иране и Индии. Просто во время Крестовых походов и последующего падения Византии - считай агрессивной экспансии турков, основная масса изделий из "дамаска" поступала в Европу через Дамаск.

          Несмотря на это, изделия по этой технологии изготавливались лучшими евопейскими мастерами и во время франков, и во время империи Карла Великого, и во времена викингов, и позже. Просто, в силу экономического развала Европы, это был дорогой, трудоемкий, а значит штучный товар высшей ценовой категории. В позднее Средневековье и Новое Время технология выплавки стали в Европе шагнула далеко вперед. Поэтому "дамаск" потерял какие-то феноменальные потребительские (боевые) преимущества перед оружием и доспехами из массово производимой стали при высокой трудоемкости производства. По этой причине "дамаск" так и остался в категории VIP и в дальнейшем в основном в качестве художественной технологии при производстве в первую очередь клинкового оружия. Хотя, например, известны образцы европейского огнестрельного оружия (стволы) на 16 век из "дамаска".
      2. +5
        21 сентября 2016 14:41
        На личном металлургическом опыте могу сказать, что органы чувств не уступают приборам при должном опыте естественно. Опытный сталевар как экспресс лаборатория и температуру, и химанализ на глаз мог сделать (не знаю что щас в отросли творится, поэтом в прошедшем времени). А то что современные легированные стали превосходят самые расчудесные творения древности, так оно так и должно быть, прогресс на месте не стоит. Сейчас можно задать нужный хим состав стали, а не уповать на милость природы, современное кузнечное оборудование позволяет добиться значительно большей силы удара, а термическое оборудование позволяет доводить структуру стали практически до любого требуемого значения.
  4. +2
    21 сентября 2016 09:35
    Вроде на телеконале Дискавери есть хороший фильм про изготовление японских мечей или на Хистори,не помню уже,давно смотрел,довольно подробно и интересно описан и показан сам процесс изготовления от отборки руды до конечного изделия
    1. 0
      21 сентября 2016 14:37
      Цитата: Nehist
      Вроде на телеконале Дискавери есть хороший фильм про изготовление японских мечей или на Хистори,не помню уже,давно смотрел,довольно подробно и интересно описан и показан сам процесс изготовления от отборки руды до конечного изделия

      На Дискавери! Я тоже смотрел этот фильм. одно дело знать технологию, другое дело видеть это воочию.
      Кажется в Японии осталась всего одна семья кузнецов,которые работают по этой технологии.
      1. +1
        22 сентября 2016 09:46
        Нет. Там не одна семья, а целая гильдия. Если можно так сказать. С очень драконовскими правилами на сертификацию. Количество мастеров (мастерских) в районе 50. То же самое и по заточке-полировке.
        А вот выплавка стали для клинков, как и указано в статье, делается всего на одной печи. Одна плавка - около 200 кг стали. Весь цех оружейников по традиционной технологии после плавки раскупает сталь из этой печи. Это делается умышленно - сохраняется ореол, традиции и высокий статус данной отрасли. Соответственно и цены на изделия. Что позволяет всем участникам иметь самоокупаемость и доход. Иначе бы изделия стали дешеветь и не смогли бы конкурировать с современным производством специализированных фирм.
  5. +2
    21 сентября 2016 10:04
    Вячеслав Олегович, еще раз спасибо за хорошую статью, и, особенно, за подробное описание Муромаса, так сказать, "интересной личности" (личностей) в истории японского оружия.
    Один из четырех мечей его работы, хранящихся в музеях, вакидзаси (а может, танто?) - у нас, в Петербурге, в Артиллерийском музее. Пойду - вышлю фото. Я б сказал, что выставка самураев - одна из самых интересных там (даже, что несвойственно военным музеям, отдельный мини-зал посвящен японскому эротическому искусству, но это так, для смеха wink )
    1. +1
      21 сентября 2016 13:22
      Я был на этой выставке в Москве и много чего отснял, но вовремя не отсортировал и не подписал снимки и многие так сказать "пропали", оказавшись без подписей. Если сделаете фото и пришлете, то буду благодарен и может быть когда-то и использую. Сейчас это, по сути, последний материал собственно по оружию. Хотя по культуре Японии и ее истории материалов еще много.
      1. 0
        21 сентября 2016 14:11
        дайте месяц))
        Вячеслав Олегович, японская культура может очаровывать, и меня в том числе. Но она, грубо говоря, "заточена" исключительно под японцев и для самих японцев. Насколько я понимаю, они - достаточно закрытая нация?
        Напишите про нее. Ей не так много уделяется внимания в отечественных средствах массовой информации.
        и про историю. Если период, начиная с победы Минамото, еще более-менее можно представить, то более раннее время - Хэйан - вообще темный лес, хоть там, вроде как, и было развитие искусств: живописи, литературы. Может, кто-то скажет, что это тема и не для военного сайта, но почему нет? Интересно же!
        1. +2
          21 сентября 2016 14:26
          Раз Вы просите, напишу обязательно, тем более, что чего чего, а войн там хватало. Удивительно, но даже моя внучка прельстилась японской культурой (сама причем!) и ходит на курсы японского языка, ну и я заодно с ней. Это настраивает на соответствующий лад. Очень необычная культура, хотя язык относится к алтайской языковой группе.
          1. +1
            21 сентября 2016 15:51
            благое дело, искренне!
            Заранее огромное спасибо! Думаю, многим из нас будет интересно!
  6. +4
    21 сентября 2016 11:34
    Очень интересно. Так подробно об этапах изготовления японских мечей я еще не
    читал. good
  7. 2-0
    0
    21 сентября 2016 13:34
    Ага, интересно. Вот только моменты по иллюстрациям и обрядов по ковке меча... Сидя на пятках и на диете много не накуёшь. И по обрядам тоже, по моему перебор, байки.
    1. +4
      21 сентября 2016 14:01
      Вынужден разочаровать, но именно так традиционно и ковали в Японии кузнец сидел а молотобоец бил не очень тяжелой кувалдой на очень длинной ручке. Ну а про противопоказания постной диеты работе, это вы нашим предкам расскажите. 1000 лет прошедшие с крещения наглядно показывают, что одно другому не сильно мешает. Кстати в свое время работая сталеваром сам постился и ни че, не сдох только лишний жирок согнал да потеть меньше стал laughing
    2. +1
      21 сентября 2016 14:28
      Это ведь не я рисовал, а они, а им виднее, как это было. Это нам тяжело сидеть на пятках, а они так сидят всю жизнь.
    3. +1
      21 сентября 2016 14:30
      В исторической литературе по восточному оружию, я находил сведения, что на изготовление сабли или меча из булата уходило несколько лет. От первоначальной разрубки Вутца, до изготовления конкретного образца оружия. Один неверный нагрев, один неточный удар молота и многодневная работа шла на смарку. Почитайте Беккерт. Железо. Факты и легенды. Как человечество шло к качественному металлу. И как работали кузнецы в разные эпохи.
      1. +2
        21 сентября 2016 15:31
        Цитата: амурец
        что на изготовление сабли или меча из булата уходило несколько лет

        тут надо понимать, что большую часть этого времени у кузнеца занимала подготовка компонентов, выделка стали с минимумом примесей как в виде твердых частиц шлаков, так связанных элементов в первую очередь кислорода и серы. Ну и насыщение железа углеродом в те времена было тоже нетривиальной задачей, температуры не хватало. Ну и доводка в виде шлифовки полировки тоже процесс был не быстрый.
    4. +3
      22 сентября 2016 09:59
      Это не байки. Это современное состояние изготовления в Японии оружия по традиционной технологии. И изготовление его же (категории VIP) в средневековой Японии. Естественно, что в эпоху воюющих провинций, когда численность самураев всех армий страны оценивалась до 250 тысяч человек, большинство оружия делалось гораздо проще и оооочень быстрее. Безо всяких там танцев с бубном. Кстати и отношение к оружию было более утилитарным. Да, именно так. Это не противоречит всегда существовавшему в Японии обожествлению меча.
      В период долгого мира при сёгунате Токугава, все как раз сильно формализовалось. Так как отпала необходимость быстро вооружать массовые армии. Выработка же мечей категории VIP никуда не делась.
  8. +1
    22 сентября 2016 05:29
    Спасибо за статью!
  9. 0
    22 сентября 2016 12:53
    самурай, вооруженный мечом и одетый в доспехи о-ёрой, не мог ни рассечь им доспехи врага, ни прикончить его!

    Так то ж самурай, с обычным боевым оружием. У означенных доспехов есть особенность - дорогой хорошо отполированный клинок с очень острой режущей кромкой при ударе подрезает торчащие наружу элементы крепежных шнуров. За счет чего в некоторых элементах доспеха можно проделать брешь в два-три удара. Вот только и полировке с режущей кромкой при этом наносится ущерб, особенно если клинок в руках война, а не специально обученного рубщика. Поэтому использовать подобное оружие в бою - все равно что отливать мушкетные пули из фамильных драгоценностей. Его берегли, порой сильнее собственной жизни. Тщательно хранили, хвастались друг перед другом. Описанная в статье технология как раз относится к изготовлению таких вот элитных образцов, для которых полноценный бой равносилен катастрофе.
    1. +4
      22 сентября 2016 13:59
      Неверно.

      1. Рубка доспеха хотя и наносит вред связывающим шнурам, но не такой большой, как вам кажется. И прорубить о-ёрой в 2-3 удара - бесперспективное занятие. Даже при несопротивлении противника. Не льстите себе или самураям. Да, шнуры будут разрубаться местами. Но пластины не так-то легко будут осыпаться. По крайней мере, даже не на 10-й удар. Чтобы пластины начали рассыпаться, там надо слишком много перерубить. Часть шнуров идет ПОД нахлестом следующего ряда пластин.
      Уколы и только уколы могут достаточно быстро вывести противника из строя. Да и то, как и в европейском доспехе, если колоть по уязвимым местам. Хотя японский доспех менее стойкий чем европейский, все там вполне себе неплохо с защищенностью от клинкового оружия.

      2. Все вышеописанные дорогие клинки прекрасно подходят для боя. Вне зависимости от богатства монтировки.
      Для боевого использования полировка не нужна. Она важна только для сохранности клинка. Если отбросить эстетическую часть вопроса. Факт - полированный клинок медленнее начинает ржаветь при прочих равных условиях, по сравнению с клинком без полировки. То есть только шлифованным.

      3. В статье есть неточный момент про заточку клинков. А именно - про то, что боевой клинок затачивается ДВУГРАННЫМ клином или даже бритвенной заточкой. Неточность состоит в следующем: Такой способ заточки использовался во времена мира при сёгунате Токугава и используется на современных клинках. Так как такая заточка оптимальна для рубки неодоспешенного противника (дуэли самураев в кимоно и самооборона от грабителей) и показа всяких фокусов на разрубание, вплоть до разрезания подкинутого платка (современность). Попытка рубить клинком с такой заточкой металлических доспех - верная и скорая смерть для режущей кромки. Вне зависимости от "волшебного" качества клинка.
      Во времена массовых гражданских войн в Японии, мечи затачивались как и в Европах, и во всем мире с достаточно тупым углом: на линзу или на так называемую "зубильную заточку" на 4 грани - когда клинок плавно сходится на клин, а самая кромка затачивается достаточно тупым углом. Иначе на мече кромка будет выкрашиваться при ударах по доспеху или оружию противника. А потом, в месте выкрашивания образуется точка напряжения от которой может пойти трещина поперек клинка, невзирая на менее закаленную сердцевину. И клинок сломается достаточно быстро. Более подробно о влиянии заточки на рубку металла легко найти в Интернете: а) для катаны и мечей вообще по ключевым словам "угол заточки катаны" (например, тут http://kiai.ru/article_info.php?articles_id=6); б) про рубку металла вообще - по ключевым словам "угол заточки зубила".
      1. 0
        22 сентября 2016 19:54
        Спасибо за хорошее дополнение. Совсем об этом забыл, когда писал, а ведь знал же...
      2. 0
        23 сентября 2016 14:57
        Цитата: abrakadabre
        Рубка доспеха хотя и наносит вред связывающим шнурам, но не такой большой, как вам кажется.

        Традиционная катана перерезает все шнуры, с которыми соприкасается. Остальное зависит от конструкции доспеха в данной точке. Насколько помню, в том видео речь шла о том, что пластины разошлись достаточно, чтобы продолжить врезку. Но и зазубрина на клинке была внушительная, поэтому на этом опыт с традиционной катаной завершился.
        Цитата: abrakadabre
        Уколы и только уколы могут достаточно быстро вывести противника из строя.

        Ну и зачем тогда вообще были нужны эти неуклюжие сабли-катаны :) ?
        Цитата: abrakadabre
        Все вышеописанные дорогие клинки прекрасно подходят для боя.

        Клинок, на полировку которого ушло больше времени , чем на ковку, по-факту предназначен только для одного - для рубки рисовых ковриков. Остальное, как я уже писал, - это стрельба из мушкета пулями, отлитыми из фамильного золота. Да, золотые пули получше свинцовых, ибо тверже. Но для применения подобного оружия нужен особый случай. Какому-нибудь сегуну голову снести, например. Или хотя бы зарубить пятерых одним замахом.
        Цитата: abrakadabre
        Для боевого использования полировка не нужна.

        А если противник будет прикрываться рисовыми ковриками :) ? 20см плотный рисовый коврик осилит только хорошо отполированный клинок. Это конечно сарказм, но в статье описано изготовление именно таких вот традиционных клинков, для которых полировка - самое главное. И восстанавливать побитый традиционный клинок у этих мастеров - сумма, сопоставимая со стоимостью самой катаны.
        Цитата: abrakadabre
        Факт - полированный клинок медленнее начинает ржаветь при прочих равных условиях, по сравнению с клинком без полировки.

        Те самые японские мастера, которые полируют означенную в статье ограниченную партию традиционных клинков из настоящего тамахагане, считают иначе.
        Цитата: abrakadabre
        Попытка рубить клинком с такой заточкой металлических доспех - верная и скорая смерть для режущей кромки.

        Кстати, интересный момент, каким образом заточены "те самые" клинки, сделанные таким-то мастером в давние времена? Надо будет как-нибудь поинтересоваться этим вопросом. Но старые клинки, на боках которых проглядывают внутренние слои металла - вроде как известная тема. Тогда как линзообразная заточка режущей кромки им такой вред вряд ли бы нанесла.
        Цитата: abrakadabre
        А потом, в месте выкрашивания образуется точка напряжения от которой может пойти трещина поперек клинка, невзирая на менее закаленную сердцевину.
        У зазубрины вроде как можно потом обточить и скруглить края, уменьшив напряжение и избежав появления трещины.
        Цитата: abrakadabre
        про рубку металла вообще - по ключевым словам "угол заточки зубила".

        Вспоминаю урок труда в средней школе. Нам говорили, что зубилом ни в коем случае нельзя наносить удары. Но зубила все равно были обколоты. По краям - это скорее всего их на плиточный пол роняли. Но были сколы и посередине. Угол 60%, если что.
        Цитата: abrakadabre
        легко найти в Интернете: а) для катаны и мечей вообще по ключевым словам "угол заточки катаны"

        Тут мнение попадается разное. В том числе и такое, что новоделы из качественной стали могут и без линзы обойтись.
        1. +1
          27 сентября 2016 10:01
          Традиционная катана перерезает все шнуры, с которыми соприкасается. Остальное зависит от конструкции доспеха в данной точке. Насколько помню, в том видео речь шла о том, что пластины разошлись достаточно, чтобы продолжить врезку.

          1) Вот только соприкасается она с весьма небольшим количеством шнуров.
          2) Противник - не есть неподвижная инертная мишень. Он все время двигается и норовит пырнуть в ответ.
          Но даже чисто теоретически: после взрезки от первого взмаха-удара, дальше надо уже прорубить собственно поверхность металлических пластин, чтобы добраться до шнуров, спрятанных под нахлестом соседнего ряда набора. Только после разрезания которых, некоторые пластины начнут выпадать. А вот с разрубанием металла в несколько нахлестов на амортизирующей подкладке (тело в поддоспешнике) у любого меча дело обстоит мягко говоря не очень. Не только у катаны, но и у любых других клинков. Что на востоке, что в Европе.
          Так методично и точно разрез в разрез можно поизгаляться над о-ёрой только на трупе или на деревянной колоде подходящего размера.
          Ну и зачем тогда вообще были нужны эти неуклюжие сабли-катаны :) ?
          Вы не поверите! Но на самурае есть достаточно менее одоспешенных мест для разрубания, чем пытаться разрубить кирасу, наплечный щиток или шлем. Для анализа и статистики характерных боевых травм в пехотном строю при рукопашном бое, вполне репрезентативно можно привлечь результаты изучения останков из знаменитых массовых захоронений при Висбю (о.Готланд). Так вот, большая часть повреждений погибших (неплохо одоспешенных в массе, пусть и в устаревшие на тот момент типы доспехов) - ранения в конечности и лицо. Причем, характер повреждений прямо говорит о том, что в основном, это были не рубящие, а колющие и секущие (режущие) удары без разрубания костей. Статистика повреждений говорит, что ополченцев в массе множественно ранили в мягкие части конечностей, а после добивали ударом в голову (преимущественно укол в лицо).
          Те самые японские мастера, которые полируют означенную в статье ограниченную партию традиционных клинков из настоящего тамахагане, считают иначе.
          Не важно, что они там считают и декларируют. Важно, что они делают.
          Кстати, интересный момент, каким образом заточены "те самые" клинки, сделанные таким-то мастером в давние времена?
          "Те самые" клинки, обслуживались, подправлялись, перетачивались на протяжении столетий. В том числе и в период сёгуната Токугава, когда чаще стала использоваться более острая заточка: клин или даже бритвенная. Анализ экземпляров, дошедших с более ранних времен в том виде, как они использовались, как раз и показывает "бронебойную" заточку. Иначе быть и не могло - это материаловедение, детка! Физика твердого тела с тех пор не изменилась.
          У зазубрины вроде как можно потом обточить и скруглить края, уменьшив напряжение и избежав появления трещины.
          Можно. И делалось. Чтобы сохранить клинок. В тех случаях, когда сошлифовать уже не было никакой возможности. А перековывать было бы слишком дорого. Причем так было у ВСЕХ народов.
          1. 0
            27 сентября 2016 10:39
            (продолжение)
            Вспоминаю урок труда в средней школе. Нам говорили, что зубилом ни в коем случае нельзя наносить удары. Но зубила все равно были обколоты. По краям - это скорее всего их на плиточный пол роняли. Но были сколы и посередине. Угол 60%, если что.

            1) Угол заточки зубила в зависимости от твердости разрубаемого материала:



            Простейший шаблон для проверки заточки зубила в мастерской:



            К этой таблице стоит добавить такие материалы как дерево - угол заточки стамесок 20-30 градусов, резка мяса - угол заточки до 10 градусов.
            Угол заточки в 60 градусов - оптимален для рубки простого железа и низкоуглеродистой стали. Самое то для работ по металлу в рамках школьной программы.

            Тут мнение попадается разное. В том числе и такое, что новоделы из качественной стали могут и без линзы обойтись.
            В наше время тотальной безграмотности очень модно иметь свое мнение, отличное от существующей действительности и нормальных знаний. В этом и проблема: мало кто старается получить нормальное знание. Зато почти все имеют отличное мнение. Причем в областях, в которых понимают... ээээ... мало в общем. Исторические экскурсы того же Фоменко - тому пример.

            Рекомендую, все же стремиться к знаниям. А не коллекционировать мнения...

            Например, пусть немного старая книга, но весьма обстоятельная по поводу сечений клинков: "Книга мечей", Ричард Фрэнсис Бёртон (Richard F. Burton) [media=http://www.uhlib.ru/istorija/kniga_mechei/
            p9.php]. В частности, глава 7, рис. 118 - сечения мечей:



            Все пояснения по номерам рядом в тексте. Но даже беглый взгляд показывает заточку кромки под более тупым углом, чем основное тело клинка. И это правильно, если клинок изготовлен встречаться с твердыми предметами.
  10. 0
    23 сентября 2016 12:11
    Интересно и познавательно. И редкий в последнее время случай, когда из комментов можно узнать еще что-то..)
  11. 0
    23 сентября 2016 17:09
    а про наших когда напишут???
  12. 0
    1 октября 2016 17:49
    Большое спасибо! Книгу куплю обязательно! А по поводу мечей, так же как и всё азиатское - красиво, но не функционально! Поэтому Европа сильнее. А вот с эстетической точки зрения конечно для особых ценителей.
  13. 0
    24 октября 2016 19:47
    статья ниочем. Автору не мешало бы сначала матчасть изучить, Баженова например почитать или на худой конец попсового Хорева. Мечь японский ваще-то выстругивался из грубой по форме кованной заготовки. и да кстати Император относится к касте крестьян если че.
  14. 0
    30 октября 2022 15:26
    Вспомнился анекдот по поводу совершенства всего японского...
    "...В архивах Новочеркасского музея хранится документ эпохи русско–японской войны — простой рапорт начальству: «Мы сидели во второй линии охранения, жгли костер (линия фронта была достаточно далеко), варили еду. Вдруг из кустов выскочил японец в черном, стал шипеть и странно размахивать руками. Есаулом Кривошлыковым был ударен в ухо, отчего вскоре и помер».
    Так и с мечами. И с культуркой - мультуркой: "Ах-ах! Японское! Куда нам со свинным рылом...".
    Ну, хорошо. Япона-мать, Дамаск, сказки... Ну а булатная сталь, кою Златоустовские мастера в 19-м веке делали? Аносов П.П. открыватель утерянных секретов.
  15. 0
    30 октября 2022 15:57
    Вот и златоустовская сталь Амосова, открывшего вновь секреты древних мастеров в 1825 году напоминает есаула Кривошлыкова...
    А у Джека Лондона изредка упоминается "русский нож", - ценность аборигенов Аляски.