АРМИЯ-2016. Гусеничные транспортёры. «Мы тоже грязи не боимся!»
Сегодняшний наш рассказ будет о двухзвенных гусеничных транспортерах. Причем даже в двух ипостасях, сегодня и завтра.
С днем сегодняшним все понятно: транспортеры у нас есть. И не просто есть, они еще хороши и действительно, не боятся ни грязи, ни снега, ни болота. Даже районы, загрязненные радиацией или еще какой-либо дрянью, плохо совместимой с жизнедеятельностью человека им тоже нипочем. Доедут и груз или личный состав довезут.
В самом крайнем случае — доплывут. Ибо тоже умеют.
Нам продемонстрировали сразу трех таких богатырей. Начнем с младшенького. Вообще, они все три из семейства "Витязей". Вопрос только в размерах.
Итак, Алеша Попович, он же ДТ-3ПМ.
Масса транспортёра в снаряженном состоянии 11 т, грузоподъемность — 3 т. Абсолютно спокойно можно еще использовать прицеп общей массой до 4 т.
Количество мест в кабине первого звена — 5. Во втором звене число посадочных мест — 12.
"Сердце" "Витязя" — дизель мощностью 240 л. с., что обеспечивает скорость по твердому грунту до 55 км/ч, по заболоченной местности до 30 км/ч, по воде до 6 км/ч.
Трансмиссия гидромеханическая, автоматическая.
Запас хода до 600 км.
Вооружение "Витязя" составляет 7,62-мм пулемет, но в принципе, транспортер может быть переоборудован в платформу-носитель любого вооружения, подходящего по габаритам и массе, от пусковых установок ракет до артиллерийских орудий и минометов крупного калибра.
"Добрыня Никитич", он же ДТ-10.
Вес этого богатыря уже 27,5 тонн. Вместимость — 5 человек в кабине и 57 человек в отсеках звеньев. И 10 тонн груза.
Двигатель уже серьезнее, 710 л. с. Машина может двигаться по твердому грунту со скоростью 45 км/ч, по болоту 23 км/ч, плыть со скоростью 6 км/ч. Запас хода 700 км.
Вооружение также состоит из пулемета, и так же, как и младший брат, ДТ-10ПМ может быть переоборудован в платформу-носитель вооружения.
"Илья Муромец", он же ДТ-30ПМ.
Его даже сфотографировать толком нельзя, не влезает в объектив. Огромен просто.
Масса транспортера 29 тонн. Может везти "в особо тяжелых климатических условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока" груз в 30 тонн. Плюс 5 посадочных мест. Тяжелый грузовик. Очень тяжелый. Но очень полезный.
Двигатель 710 л.с. обеспечивает скорость движения в 37 км/ч на грунте и 4 км/ч по воде. Запас хода 500 км.
Сегодня эта троица "Витязей" олицетворяет нашу транспортную силу в любом районе, куда можно добраться только на танке. Но даже танку, который забрался в столь жуткие места, которыми изобилуют просторы нашей страны, необходимо топливо и все прочее. Про людей просто молчим. Полезные богатыри.
И нельзя сказать, что неуклюжие. Двухзвенность — это очень удобная штука. Подъемы и спуски до 35 градусов, препятствия высотой до 2 метров — ни о чем. Пройдут. Косогоры до 25 градусов тоже не страшны. При весьма впечатляющей маневренности.
Но на выставке мы увидели еще один образец.
Это ГАЗ-3344-20. Модель, созданная на базе снегоболотохода ГАЗ-3344 специально под нужды Министерств Обороны и Чрезвычайных Ситуаций.
В настоящее время ГАЗ-3344-20 проходит (весьма успешно) Государственные испытания.
В чем его основные отличия от "Витязей", спросите вы? То, что он меньше, даже чем ДТ-3ПМ, видно. Но как раз в размерах и кроется суть.
ТТХ почти не отличаются от ГАЗ-3344, двигатель тот же, ярославский дизель мощностью 189 л.с., та же автоматическая коробка передач от "Алисона" (не знаю, хорошо это, или не очень в наше-то время), та же масса в 7,5 тонн но полезная нагрузка уже 3 тонны. Те же 5 человек в первом звене и 12 во втором.
Скорость на грунте 60 км/ч, на воде 6 км/ч.
Увеличен возимый запас топлива, теперь дальность хода машины составляет 800 км. Значительно усилена подвеска и работа гидромеханической группы.
Секрет машины в том, что общая ширина корпуса (чуть больше 2 м) позволяет ей проходить по лесным дорогам, рассчитанным на тракторы «Беларусь», у которых ширина составляет от 1,6 до 2 м. То есть, в лесах, где есть стандартные просеки, ГАЗ-3344-20 вполне нормально пройдет. Да, тот же ГТ-30 просто проложит новую дорогу, но в этом не всегда есть смысл. Кроме того, ширина колеи соответствует принятой в России железнодорожной, соответственно, при необходимости либо невозможности проложить себе путь иным способом, ГАЗ-3344-20 вполне сможет пройти по рельсам. У нас в стране много мест, где есть железные дороги, но нет каких-либо иных.
Машина весьма комфортабельна. Есть и отопитель, и кондиционер для находящихся в отсеках. Плюс все это может быть усилено, в зависимости от требований заказчика.
На первый (да и на второй тоже) взгляд — весьма ухватистая машинка для нужд МЧС и военных.
Особенно в условиях страны, где много где дорог нет, а есть только направления.