Начата разработка военных модификаций вертолета Ми-38

Стали известны новые планы холдинга «Вертолеты России», касающиеся дальнейшего будущего проекта Ми-38. В течение нескольких следующих лет планируется провести некоторую доработку имеющегося вертолета, а также испытать машину в новой конфигурации. В результате этих работ должна появиться новая модификация вертолета, предназначенная для использования Воздушно-космическими силами. При благоприятном ходе работ поставки новой техники начнутся в конце текущего десятилетия.

Новые сообщения о будущем вертолета Ми-38 были опубликованы пресс-службой холдинга «Вертолеты России» 8 сентября. Сообщалось, что в настоящее время силами предприятий холдинга проводятся дополнительные сертификационные испытания вертолета Ми-38-2. Целью текущих работ является расширение эксплуатационных характеристик машины для последующих поставок вооруженным силам. На базе существующего вертолета Ми-38-2 планируется создать широкий спектр специальных модификаций, предназначенных для российского министерства обороны. Все необходимые работы планируется завершить в течение нескольких следующих лет.

Начата разработка военных модификаций вертолета Ми-38



К настоящему времени военное ведомство утвердило технический облик новой модификации вертолета, что позволило приступить к необходимым работам по изменению проекта и адаптации техники под новые задачи. В настоящее время планируется сделать Ми-38-2 основой для поисково-спасательного, эвакуационно-реанимационного и транспортно-десантного вертолета. Также разрабатываются проекты постановщика помех и специальной модификации для работы в составе арктической группировки войск.

Сейчас конструкторы организаций холдинга «Вертолеты России» решают в рамках нового проекта несколько основных задач. В первую очередь, необходимо увеличить грузоподъемность и максимальную высоту полета. Также планируется провести испытания опытной машины с грузовой стрелой и внешней подвеской. Еще один этап проверок пройдет на аэродромах в условия большого количества пыли, песка или снега. Все подобные испытания необходимы для подтверждения характеристик обновленной машины и для установления их соответствия требованиям заказчика. По результатам необходимых проверок будет решаться вопрос принятия на вооружение и развертывания серийного производства.

Согласно существующим планам, все работы по изменению комплектации и прочим доработкам вертолета Ми-38-2 будут выполнены в течение нескольких ближайших лет. Завершить создание машины для вооруженных сил планируется в 2018 году. В дальнейшем может начаться серийное строительство техники. Как отмечают руководители холдинга «Вертолеты России», в производстве новой техники будут использоваться агрегаты и комплектующие исключительно отечественного производства. Импортные изделия, использовавшиеся ранее, из проекта исключены.

Успешное выполнение продолжающихся работ позволит военному ведомству разместить заказ на серийное производство новой техники, имеющей некоторое преимущество перед существующими образцами. Выполнение такого заказа даст возможность дополнить, а в перспективе и заменить состоящие на вооружении вертолеты семейств Ми-8 и Ми-17. За счет некоторых технических и эксплуатационных преимуществ вертолеты Ми-38-2 смогут стать более эффективным средством решения имеющихся задач. Кроме того, поставки новых машин вооруженным силам станут долгожданным завершением работ по проекту, продолжающихся уже несколько десятилетий.

Напомним, разработка перспективного многоцелевого вертолета Ми-38 началась еще в 1981 году. Целью проекта было создание новой машины, в конструкции которой использовались бы новые идеи и решения. От предшественника в лице Ми-8 новый Ми-38 должен был отличаться улучшенными характеристиками, в первую очередь летными и эксплуатационными. Тем не менее, имевшиеся планы удалось реализовать далеко не сразу. Уже в восьмидесятых годах Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля столкнулся с серьезными проблемами, из-за которых темпы работ упали, а сроки завершения основных этапов значительно сдвинулись.

По тем или иным причинам, первая демонстрация макета Ми-38 состоялась только в 1989 году. Площадкой для нее стал авиасалон в Ле-Бурже. В течение нескольких следующих лет было представлен ряд новых демонстрационных изделий. В 1993-м стартовало строительство двух первых прототипов, которым предстояло принять участие в испытаниях. На сборку первой опытной машины ушло около девяти лет. Из-за недостатка финансирования, собственных проблем и проблем смежных предприятий авторам проекта удалось достроить первый экземпляр только в 2002 году. В частности, для ускорения работ и улучшения экспортного потенциала было решено использовать некоторые узлы и агрегаты зарубежного производства. В 2003-м стартовали летные испытания первого вертолета.

Общий облик нового вертолета был сформирован еще в конце восьмидесятых годов, и до сих пор не претерпевал кардинальных изменений. Менялся состав оборудования, силовой установки и т.д., но общие особенности машины остались прежними. Проектом Ми-38 предлагается строительство вертолета классической схемы с шестилопастным несущим винтом. На киле монтируется рулевой винт с четырьмя лопастями Х-образной конструкции. Используется классическая для многоцелевых и транспортных вертолетов компоновка с грузовой кабиной, занимающей большую часть вертолёта, над которой помещается двигательный отсек. Для облегчения конструкции силовые элементы вертолета изготавливаются из дюралюминия. Элементы, не подвергающиеся большим нагрузкам, изготавливаются из металла или композиционных материалов.

В соответствии с вариантом проекта, разработанным к началу двухтысячных годов, вертолет Ми-38 должен был получать два турбовальных двигателя PW127TS канадской фирмы Pratt & Whitney мощностью до 2500 л.с. каждый. Интересной особенностью стала компоновка моторного отсека: для улучшения аэродинамики двигатели размещаются позади главного редуктора. Воздухозаборники находятся на бортах фюзеляжа.

Начата разработка военных модификаций вертолета Ми-38


Вертолет имеет общую длину (с учетом винтов) 25 м при длине фюзеляжа 19,95 м и ширине 4,5 м. Диаметр несущего винта – 21,1 м. Высота с учетом вращающихся винтов достигает 7 м. Масса пустого Ми-38 составляет 8,3 т, максимальная взлетная – 15,6 т. Грузовая кабина имеет длину 7 м, ширину 2,34 м и высоту 1,8 м. Внутри кабины можно перевозить полезную нагрузку массой до 5 т, на внешней подвеске – до 6 т. Максимальная скорость полета равна 320 км/ч, крейсерская – 295 км/ч. Дальность полета достигает 1300 км. Практический потолок – 5100 м. При этом в ходе испытаний опытному вертолету без груза удалось подняться на высоту 8,62 км. Управлять машиной должен экипаж в составе одного, двух или трех человек. В объеме грузовой кабины могут монтироваться сиденья для пассажиров. Салон эконом-класса вмещает 30 кресел, VIP-вариант – 12.

В начале двухтысячных годов, когда опытный вертолет нового типа вышел на испытания, перспективы проекта оказались под вопросом. Дело в том, что гражданский рынок не выказал интереса к подобной разработке, а министерство обороны России не рассматривало возможность приобретения Ми-38 из-за неприемлемо широкого использования импортных комплектующих. В связи с этим в течение нескольких лет будущее нового вертолета оставалось неопределенным.

Выходом из сложившейся ситуации стала переработка проекта, направленная на повышение доли комплектующих отечественного производства. По обновленному проекту было решено достроить второй опытный Ми-38, сборка которого началась еще в конце девяностых годов. Второй прототип сохранил импортные двигатели, однако получил отечественный комплекс авионики ИБКО-38, разработанный компанией «Транзас Авиация». Была использована т.н. стеклянная кабина с набором различного современного оборудования. Строительство второй опытной машины завершилось в конце прошлого десятилетия, вскоре она вышла на испытания.

В 2013 году был построен третий летный экземпляр, ставший первым образцом с полным набором основных комплектующих отечественного производства. Главным отличием третьего Ми-38 от предшественников стали турбовальные двигатели ТВ3-117В российской разработки. На взлетном режиме эти изделия развивают мощность 2500 л.с., на чрезвычайном – 3500 л.с. Замена импортной силовой установки позволила добиться некоторых положительных результатов экономического и эксплуатационного характера без каких-либо потерь в характеристиках. Основные параметры вертолета после такого обновления либо не изменились, либо выросли. Обновленная модификация многоцелевого вертолета с двигателями ТВ3-117В обозначается как Ми-38-2.

С осени 2014 года в испытаниях использовался четвертый опытный вертолет. По комплектации он в основном был похож на предыдущий прототип, хотя и имел некоторые отличия в виде использования некоторых иных бортовых систем. В дальнейшем оба вертолета Ми-38-2 принимали участие в испытаниях, необходимых для получения разрешающих документов. 30 декабря 2015 года Федеральное агентство воздушного транспорта выдало сертификат на типовую версию Ми-38. Также планировалась сертификация пассажирской, поисково-спасательной и других модификаций.

По имеющимся данным, к настоящему времени Казанский вертолетный завод успел собрать фюзеляж для первого серийного Ми-38. В обозримом будущем эта машина может быть достроена в требуемой заказчиком комплектации, а затем передана ему и введена в эксплуатацию. При этом, однако, заказа на большое количество серийных вертолетов новой модели пока не поступало.

Таким образом, от начала конструкторских работ до получения документов, позволяющих начать эксплуатацию нового вертолета, прошло более трех десятилетий. В последние годы наблюдалось значительное ускорение работ, которое, в частности, привело к заметному обновлению проекта. В результате последних улучшений вертолет смог получить требуемые документы, а также заинтересовать важного заказчика в лице министерства обороны. Сравнительно недавно появился заказ на создание специализированных военных модификаций существующей машины Ми-38-2. Работы в этом направлении должны завершиться в течение нескольких следующих лет.

Начата разработка военных модификаций вертолета Ми-38


Согласно опубликованной информации, техническое задание от военного ведомства подразумевает улучшение некоторых основных характеристик. В первую очередь, требуется повысить максимальный взлетный вес и высотность. Также планируется использовать имеющийся вертолет в качества платформы для различных новых узлов и агрегатов, позволяющих базовому вертолету «освоить» ту или иную новую специальность. Результатом нового проекта, разрабатываемого по заказу военных, должны стать несколько новых версий машины Ми-38-2, пригодных для использования в различных целях и разных ситуациях.

Пресс-служба холдинга «Вертолеты России» сообщает, что ведется работа над транспортно-десантной модификацией и вертолетом-постановщиком помех. Также военные желают получить поисково-спасательный и эвакуационно-реанимационные вертолеты, а также специальный вариант машины, приспособленный для работы в Арктике. Следует ожидать, что во всех новых проектах будет использоваться единый подход, подразумеваемый базовой конструкцией вертолета. На существующую платформу в виде вертолета Ми-38-2 будет монтироваться оборудование, соответствующее его предназначению. Положительные последствия такого подхода к разработке и производству очевидны.

Несмотря на неприемлемое затягивание работ в прошлом и многократное смещение сроков завершения тех или иных основных этапов, проект многоцелевого вертолета Ми-38 все же был доведен до завершения испытаний и сертификации. Кроме того, организации-разработчику удалось заинтересовать своим новым проектом министерство обороны, результатом чего в обозримом будущем должно стать появление нескольких специализированных модификаций вертолета. Согласно текущим планам, все подобные работы должны завершиться в 2018 году. Пока же специалисты «Вертолетов России» занимаются изменением существующего проекта в соответствии с требованиями заказчика.


По материалам сайтов:
http://russianhelicopters.aero/
http://vpk.name/
http://svpressa.ru/
http://airwar.ru/
https://defendingrussia.ru/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Холдинг "Вертолеты России" / Russianhelicopters.aero

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 31
  1. Taygerus 20 сентября 2016 06:34
    дай БОГ! главное, чтоб не затягивали
    1. Розмысел 20 сентября 2016 07:24
      Главным отличием третьего Ми-38 от предшественников стали турбовальные двигатели ТВ3-117В российской разработки


      косяк Кирил Рябов не ТВ3-117В, а ТВ7-117В
      1. неглавный 20 сентября 2016 22:24
        Цитата: Розмысел
        не ТВ3-117В, а ТВ7-117В

        Тоже резануло глаз, но посчитал за опечатку.
  2. Mazuk 20 сентября 2016 06:51
    ИМХО. Было бы интересно на мой взгляд, дальнейшее развитие ми-38 в чисто транспортно-десантный, а вот семейство ми8/17 в линейку с уклоном(в большей степени) на штурмовые возможности и большую живучесть и защищённость - эдакий БТР/БМП, пусть даже с чуть меньшей пассажировместимостью.
    1. avt 20 сентября 2016 08:27
      Цитата: Mazuk
      а вот семейство ми8/17 в линейку с уклоном(в большей степени) на штурмовые возможности и большую живучесть и защищённость - эдакий БТР/БМП, пусть даже с чуть меньшей пассажировместимостью.

      Уже вполне себе БЫЛО
      Легким движением руки брюки превращаются... превращаются брюки... брюки превращаются... В элегантные шорты!
      Если по жизни пропустили , то это предлагаемое -Ми-24, спроектированный как ,,летающее БМП" и нынешнее продолжение Ми-35.Ну и чего городню городить ?Однако прослеживается желание всё таки заменить 8-ку 38-м и добавить вертушку полегче в весовой категории старичка Ми-4, тем более что военные давно стонут про такой, ну типа современного Ка-60. В СССР походу так и планировали , но в нынешней России думаю не прокатит, это ж какие деньги нужны -8 ку заменить , и 38-й пойдет в дополнение в 8-ке.
      avt
      1. Vz.58 20 сентября 2016 14:11
        Проeкт летающего БМП был совсем другой. Если покопаться в старых источниках, например JANE´S этак в годах 1974 - 1978, можно найти. Если кто знает, напишите.
        1. avt 20 сентября 2016 17:25
          Цитата: Vz.58
          . Если покопаться в старых источниках, например JANE´S этак в годах 1974 - 1978, можно найти.

          laughing Джайн , как справочник, для многих конечно в те годы в авторитете, особенно пацанов тех лет не избалованных советской информацией, но если внима-а-ательно проштудировать , то фраер. Особенно сейчас , когда полно инфы что , когда проектировали , какие были ЭСКИЗНЫЕ проекты ( если в курсе что это означает у конструкторов) , что из этого в макет вышло , а что потом в металле сделали , да что в конечном итоге в серию пошло .Так что ,,за другой" таки лучше не надо.
          avt
    2. mr.redpartizan 25 сентября 2016 10:16
      Зачем ? Уже есть летающая БМП - Ми-24, идея которого была изначально провальная. Вертолеты должны разделяться на многоцелевые и ударные. Ударные - Ка-52 и Ми-28, а многоцелевые - Ми-8/Ми-38. Многоцелевой вертолет должен иметь ВОЗМОЖНОСТЬ использования в качестве ударного и иметь противопульное бронирование для защиты десанта, но основную нагрузку по уничтожению противника должны нести тяжелобронированные вертолеты.
  3. avg-mgn 20 сентября 2016 07:29
    Вообще, если с целью экономии средств, то понять идеологию можно, но зачем притягивать за уши машину, которая гражданке оказалась не нужна. Кроме как латанием финансовой дыры холдинга «Вертолеты России», иных объяснений не вижу.
    1. ССИ 20 сентября 2016 12:08
      Вот, Вы в корень и смотрите.... Импортных контрактов нет, вот и латаем потихоньку....
    2. Летун_64 20 сентября 2016 21:34
      Это тоже самое как поставка Бе-200 в МО. Загрузить чтоб не развалились. Еще в 1993 году к нам в часть приезжали представители КБ Миля, и рассказывали о перспективах Ми-38( у нас тогда МИ-14 были). Перспектива замены Ми-14 во всех модификациях ПЛ, ПС, БТ(тральщик). Задумки шикарные, но Камовцы все похоронили, ВМФ отказался от финансирования темы, привел все к однотипности т.е Ка-27. Сейчас речь идет о возрождении Ми-14. Мое мнение не стоит. Ми-38 это как раз для морской авиации.
  4. РПК 20 сентября 2016 07:32
    Роман хорошо описал состояние дел с вертолётом.Положительно,что додавили по отечественным комплектующим,а то не набегаешься за импортом.Высота полёта в 5 тыс метров,позволит избежать ПЗРК и принять меры противодействия.Дальность впечатляет,самое то для Севера и для морей.Удачно,если машина пойдёт в серию
  5. ССИ 20 сентября 2016 08:47
    1981 год и 2018 год ... Почти 40 лет... И Ми-8 превращается..., превращается Ми-8... Стыдно, зато в Томилино работает цех для строительства Аугуста-Вестланд... В том числе и для нашего премьера...
    1. Розмысел 20 сентября 2016 13:12
      Цитата: ССИ
      1981 год и 2018 год ... Почти 40 лет... И Ми-8 превращается..., превращается Ми-8... Стыдно, зато в Томилино работает цех для строительства Аугуста-Вестланд... В том числе и для нашего премьера...


      хотите сказать ,что ми8 и ми38 это одно и тоже?
    2. Vz.58 20 сентября 2016 13:25
      Разные категории. Для чего то лучше Ми, для чего то Аугуста. В России такие машины не создали (не потому, что не умели! Заказ был другой), приходится брать чужое
  6. Bersaglieri 20 сентября 2016 11:16
    Давно пора. Хорошая новость.
  7. exo 20 сентября 2016 12:48
    ТВ7-117,это пока "кот в мешке". Вариант для Ил-114,был очень неудачным.Будем верить в лучшее.Всё равно,альтернативы на ближайшее время,нет. Честно говоря,пока не нашёл преимуществ этого вертолёта,перед поздними вариантами Ми-8/17
    exo
    1. ССИ 20 сентября 2016 13:06
      Их и нет... Это Ми-8 модернизированный, переоборудованный, но .... А ТВ7-117... Вы зря, приличный мотор!
      1. exo 20 сентября 2016 13:31
        Насколько я знаю,данный двигатель стоял только на Ил-114.Эксплуатацию данного самолёта в а/к Выборг,сам наблюдал.И общался с людьми,из этой а/к.Так вот,все нарекания были именно на двигатель и воздушный винт. На перроне они стояли вот в таком виде,почти всегда
        exo
        1. exo 20 сентября 2016 13:35
          Вот,так будет виднее
          exo
        2. ССИ 20 сентября 2016 17:40
          Цитата: exo
          Насколько я знаю,данный двигатель стоял только на Ил-114.

          Простите, но Вы ошибаетесь... С ТВ7-117СТ пока НИ ОДНОГО самолета не было... Ил-114, летающие, это из ТАПОИЧ (Ташкент)... Прошу прощения...
          1. exo 20 сентября 2016 22:26
            Согласен,там стоял "чистый" ТВ7-117.Но,он же является базой и для СТ. И для ТВ7-117 В. Хорошо,если излечиться от болезней базовой модификации.
            exo
      2. Vz.58 20 сентября 2016 14:29
        ТВ7-117, в разных модификациях, имеет международную сертификацию?
        1. ССИ 20 сентября 2016 17:42
          Нет, но будут сертифицировать....
  8. NGAURO 20 сентября 2016 13:53
    Доколе будем небольшие вертолеты по всему миру закупать ?
  9. Zaurbek 20 сентября 2016 16:52
    Пока не доведут до ума Ка-60 (попутно двигатель к нему) и Ансат ( с двигателями к нему)
    1. avt 20 сентября 2016 17:29
      Цитата: Zaurbek
      Пока не доведут до ума Ка-60 (попутно двигатель к нему) и Ансат ( с двигателями к нему)

      За Ка -62
      K 80-летнему юбилею Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина «Вертолеты России» представили вертолет Ка-62 с регистрацией RA-00000 на выставке в Арсеньеве.
      «На сегодняшний день на „Прогрессе“ изготовлено три опытных образца этой машины, скоро будет готов четвертый», — заявил гендиректор холдинга.
      По ,,Ансату" - аналог устанавливаемых импортных движков года через 4 только будет - только приступили к разработке . На сегодня только импорт.
      avt
    2. Комментарий был удален.
  10. exo 20 сентября 2016 17:43
    Насколько я понял,проект армейского Ка-60,заглох.Гражданский Ка-62,имеет шансы стать серийным.
    exo
  11. skazochnik 20 сентября 2016 23:51
    Очень сомневаюсь в целесообразности подобного вертолета для министерства обороны, это что какой то качественный скачок по сравнению с современными Ми-8 или Ми-17?
    1. Zaurbek 21 сентября 2016 10:32
      У нас концепция изначально калечная. Планировалось применять для боевых и транспортных задач Ми-24 (у США это связка Кобры и Ирокез). А по факту получается Ми-24/28 и Ми-8 . Ми-8 избыточен для 50% функций и слаб для других. В Итоге мы впустую гоняем Ми-8 и Ми-26 . Сейчас Ми-38 заберет большую часть работы и Ми-8 и Ми-26...
  12. mr.redpartizan 25 сентября 2016 10:25
    Ми-38 в будущем должен частично заменить Ми-8, но, скорее всего, к тому моменту устареет сам. Развитие классической схемы вертолета подошло к концу, поэтому следующие поколения вертолетов будут иметь другую компоновку.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня