Ось новой истории

14
В выходе из политического кризиса, охватившего почти весь мир, у России едва ли не ключевая роль: одни считают ее виновником крушения существовавшего долгие годы миропорядка, другие видят в ней спасителя от разрушительной гегемонии США. Но и без внешних врагов проблем у нашей страны хоть отбавляй и среди них нет таких, которые могут решиться сами. За что браться в первую очередь, размышляет заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне Франц Клинцевич.

– Франц Адамович, сегодня и общественность, и представители военного руководства много говорят о проблемах обеспечения национальной безопасности. Мнения разнятся от пессимистического «страна на грани катастрофы» до оптимистического «мы защищены и враги нам не страшны». Как вы охарактеризуете ситуацию в целом?



– Начну с США, поскольку сегодня эта страна в наибольшей мере определяет мировые тенденции в области международной стабильности. Утрата Соединенными Штатами возможности вести наступательную геополитику – с переходом к геополитической обороне – ознаменовали начало качественно нового этапа. Провалы Вашингтона в XXI веке не позволили развернуть ситуацию в желаемое для американской и транснациональной элит русло и сформировать стабильную систему. Борьба глобальных центров силы только усилилась. Мировой кризис продолжается и углубляется, его ключевые противоречия обостряются, порождая негативные процессы и нарастание военной напряженности. Формируется новая биполярность, концентрированным выражением которой является выделение двух групп глобальных организаций: ЕС и США – с одной стороны и БРИКС, ШОС, ЕврАзЭС – с другой. Наиболее зримо это противостояние в отношениях между Россией и странами Запада во главе с США. Это можно классифицировать как новую холодную войну. Процесс формирования системы межгосударственных отношений порождает неустойчивость и противоречивость ситуации в мире в целом, которая обостряется по мере усиления напряженности в отношениях ведущих стран Запада с Россией и другими центрами силы.

– Хотелось бы узнать об угрозах подробнее…

– Прежде всего необходимо отметить нарушение стратегического баланса военных потенциалов Российской Федерации в отношениях с ведущими мировыми державами. Не менее опасна угроза дестабилизации социально-политической ситуации в стране. Ядерное могущество России исключает возможность масштабной агрессии против нее. Однако дезорганизация стратегических ядерных сил в результате нарушения управления ВС РФ посредством организации массовых беспорядков может спровоцировать масштабную военную агрессию. В усилении этих угроз большую роль играют сохраняющие влияние на территории страны транснациональные образования, в том числе радикальные политические, религиозные и криминальные.

Серьезную опасность для государства и каждого гражданина представляет деятельность террористических группировок и отдельных лиц, направленная на дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти и устрашение населения.

Угрозу целостности страны несут сепаратистские структуры, как правило, выступающие под знаменами радикального национализма.

Остаются актуальными угрозы, связанные с деятельностью транснациональных преступных организаций и группировок по незаконному обороту наркотических средств и психотропных препаратов, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.

Особо стоит выделить проблемы в системе управления страной. Это, наверное, одна из самых опасных угроз, способствующая реализации большинства остальных. Прежде всего стоит выделить проявления некомпетентности в руководстве, отсутствие ответственности за принимаемые решения на всех уровнях властной иерархии. Следствием этого становятся обострение социально-политической ситуации, значительные потери в экономике. В решающей мере некомпетентность порождается проявлениями клановости в кадровой политике.

Ось новой историиЗначительные угрозы национальной безопасности страны несут продолжающаяся и даже усиливающаяся зависимость нашей экономики от иностранных производителей и капитала, навязывание России ограничений развития в рамках международного разделения труда, создание препятствий нашим товарам на определенных рынках или в доступе к важной для жизнедеятельности страны продукции, сохранение экспортно-сырьевой хозяйственной модели на фоне снижения контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, укрепление тeнeвого сектора, его сращивание с коррумпированной частью управленческого аппарата.

Серьезные угрозы информационной безопасности России в широком понимании несет внедрение чужеродных и разрушительных идеологических и религиозных систем в духовную и культурную сферы, в частности пропаганда наживы и cтяжaтeльcтвa, кyльтивиpoвaниe в CMИ, xyдoжecтвeннoй литepaтype и кинeмaтoгpaфe нacилия и жecтoкocти, навязывание социально-политических и экономических концепций, доказавших на практике свою несостоятельность и неэффективность, насаждение эклектического мировоззрения за счет абсолютизации толерантности и плюрализма. Отсюда – идейная дезориентация общества при отсутствии сформулированной национальной идеологии.

– Хорошо известно, что любую угрозу порождает конкретный субъект. Не могли бы вы остановиться на этом. Ведь парировать угрозы мы можем, воздействуя непосредственно на их источники.

– Названные угрозы порождаются различными источниками, среди которых по масштабу выделяются глобальные, оказывающие влияние на весь мир, региональные, международные и внутренние.

Прежде всего остановлюсь, конечно же, на глобальных, ибо они представляют наибольшую опасность. К числу таких источников, бесспорно, следует отнести США и возглавляемый ими блок НАТО, которые претендуя на доминирование в модели однополярного мира, стремятся устранить Российскую Федерацию в качестве главного препятствия в достижении этой цели путем снижения ее влияния на мировые процессы и восстановления контроля над ее внешней и внутренней политикой. Они осуществляют это за счет охвата территории России подконтрольными США и НАТО государствами с постепенным отсечением от нее окраин с одновременным созданием условий для дестабилизации внутриполитической обстановки в стране. При этом стремятся к доминированию на океанских и морских театрах с прилегающими районами континентов, в воздушном и космическом пространствах, а также в информационной инфраструктуре планеты. Таким образом устанавливается контроль над основными запасами природных ресурсов и транспортными коммуникациями.

Источник угроз – транснациональные промышленные и банковские корпорации, стремящиеся к достижению контроля над важнейшими сферами жизнедеятельности и ресурсами России, а также международные криминальные и экстремистские организации. Располагая возможностями, сопоставимыми с потенциалами большинства средних стран мира, эти структуры стремятся подчинить себе экономику и политику отдельных государств, используя различные методы – от финансовых до террористических.

– А другие источники, например регионального характера?

– К их числу можно отнести страны, имеющие к Российской Федерации территориальные претензии, в которых установлены националистические, радикальные фундаменталистские и экстремистские правящие режимы, ориентированные на распространение своего влияния на сопредельные регионы, политически нестабильные государства, способствующие экспорту этого состояния. Неконтролируемая миграция населения, террористические, экстремистские и криминальные организации, осуществляющие заброску к нам своих эмиссаров и средств террора, организацию диверсий, также представляют серьезную опасность.

– Вы упоминали и внутренние источники угроз. Они насколько опасны?

– В числе внутренних источников угроз традиционно выделяются террористические, радикальные националистические и религиозные структуры, ставящие целью отторжение от России отдельных регионов.

Однако большую опасность представляют политические и общественные группировки либеральной направленности, отстаивающие концепции снижения роли государства в обществе и в экономике, абсолютизирующие монетарные инструменты, идейно обосновывающие необходимость «вхождения в западную цивилизацию» любой ценой, даже за счет утраты части суверенитета, ориентированные на консервацию нашей технологической зависимости от других стран. С ними связана, образуя единую систему, либерально и космополитически мыслящая часть чиновничества, исполняющая роль либерального лобби в органах исполнительной и законодательной власти, проводящая явно или скрытно соответствующую политику на всех уровнях, в частности препятствующая своими практическими действиями освобождению России от технологической зависимости от других стран.

Угрозу безопасности несет часть бизнес-сообщества, прежде всего крупного, тесно связанная с транснациональными корпорациями и иностранным капиталом, зависимая от них и западных политических структур и спецслужб, ориентированная на достижение своих целей любым способом, в том числе и ценой ущерба интересам государства и общества, а также клановые и криминальные группировки, действующие в сфере теневой экономики.

– Есть ли у России союзники, на которых можно опереться? И каковы интересы, побуждающие сотрудничать с нами в деле обеспечения безопасности?

– Да, сегодня Россия не может в одиночку сколь-нибудь длительное время противостоять основному конкуренту – США, опирающимся на потенциал ЕС. В этой связи нам необходимо развивать союзнические отношения с другими странами. Их следует искать среди тех, кто разделяет наше стремление к строительству многополярного мира. Это прежде всего страны ближнего зарубежья – бывшие советские республики, традиционные союзники СССР/России в арабском мире и на Балканах, Куба и страны Латинской Америки, Индия и Китай. Последний является ключевым, поскольку только от него наша страна может рассчитывать на серьезную поддержку. Предпосылок для возникновения такого союза предостаточно. У России и Китая на текущем историческом этапе нет острых противоречий в отношении представлений о желаемой модели глобального мироустройства. Обе страны отстаивают многополярную модель и имеют общего основного конкурента – США. В экономическом, научно-технологическом и особенно в военно-стратегическом отношении Россия и Китай дополняют друг друга, компенсируя имеющиеся слабые стороны. Наконец нельзя забывать, что обе наши страны взаимно заинтересованы в обеспечении выживания друг друга. Так, разгром Китая для России будет означать, что она одна остается с полностью подконтрольным США враждебным окружением. В свою очередь поражение России будет означать для Китая переход к его силовому удушению Соединенными Штатами и их сателлитами, в том числе с опорой на ядерный шантаж. Таким образом, можно констатировать, что Москва и Пекин могут стать не просто экономическими, но и военно-политическими союзниками.

– Поговорим о практических действиях. Каковы приоритеты национальной безопасности России на текущем этапе?

– Способы защиты наших интересов определяются исходя из складывающейся мировой и внутриполитической обстановки, сильными и слабыми сторонами России, ее союзников, характером угроз, возможностями и особенностями действий их источников. В соответствии с этим в ближайшей перспективе целесообразно основные усилия по обеспечению национальной безопасности сосредоточить на наиболее критичных направлениях с созданием благоприятных условий для упреждающего парирования и формирования многополярного и ненасильственного мирового устройства. Из анализа обстановки вокруг России, ее интересов и наметившихся тенденций как раз и определяются приоритеты.

В глобальной политике – это парирование попыток воссоздания однополярного мира во главе с США и международной изоляции России. Делать это нужно за счет укрепления и развития международных союзов – прежде всего БРИКС и ШОС – с созданием альтернативной международной финансовой системы и формированием условий для последующего их преобразования из экономических в политические в ходе последовательного восстановления целостности евразийского цивилизационного пространства. Ключевой задачей этого этапа надо полагать прочные основания для российско-китайского союза, который без преувеличения может стать «осью истории» первой половины XXI века.

В региональной международной политике основное внимание целесообразно сосредоточить на урегулировании дипломатическими и политическими мерами спорных проблем с сопредельными государствами, в том числе и в отношении спорных территорий, а также на создании надежной международно-правовой системы парирования угроз со стороны стран с националистическими, радикальными фундаменталистскими и экстремистскими правящими режимами, а также политически нестабильных, на содействии изменению ситуации в них в благоприятном для России направлении.

В военно-стратегической сфере главной задачей должно стать недопущение нарушения стратегического баланса военных потенциалов Российской Федерации с ведущими мировыми державами, в частности по ядерным вооружениям, на глобальном и региональном уровнях за счет совершенствования наших стратегических ядерных сил, противодействие политическими и дипломатическими мерами развертыванию системы ПРО США и НАТО, выработка эффективных асимметричных мер по нейтрализации ее развернутых и развертываемых компонент, компенсации наращивания группировок войск сопредельных государств адекватными мерами.

– Расскажите о приоритетах развития наших Вооруженных Сил.

– Первейшей задачей является поддержание потенциала и боевой устойчивости наших СЯС на уровне, при котором они будут способны нанести гарантированный неприемлемый ущерб не менее чем двум высокоразвитым странам в ответном ударе при противодействии перспективной системы стратегической ПРО и ПРО театра войны.

Важным направлением является наращивание боевого потенциала Вооруженных Сил РФ и других компонент военной организации государства до уровня, при котором они будут способны в мирное время решать весь спектр задач по военно-силовой поддержке внешнеполитической и экономической деятельности Российской Федерации, защите законных интересов наших организаций и отдельных граждан за пределами страны, отражать военную агрессию масштабом вплоть до локальной войны включительно силами общего назначения с применением обычных ВВТ, а крупномасштабную – с задействованием ядерного оружия как тактического, так и стратегического.

В числе важных направлений обеспечения национальной безопасности можно также назвать создание в нашей стране стратегических неядерных сил, способных решать высокоточным оружием задачи оперативного уровня в глобальном масштабе.

Опыт последних лет со всей четкостью продемонстрировал необходимость иметь в России негосударственный военизированный компонент для решения специальных задач и территориальной обороны в мирное и военное время. Скажем, возрождение реального российского казачества как резерва ВС РФ, подготовленного, в частности, к парированию угрозы гибридной войны.

– Как быть с внутренними угрозами?

– Приоритетом в сфере внутренней политики следует выделить недопущение деятельности иностранных и отечественных террористических и экстремистских формирований, иных преступных групп, повышение качества кадрового потенциала в руководстве государственных экономических и иных структур за счет освобождения от лиц, не являющихся специалистами в предметной области и не имеющих достаточного опыта работы на низовых должностях, а также политически ангажированных, лоббирующих интересы других государств и иностранных организаций, пресечение деятельности клановых и криминальных группировок, проникших во власть, а также прекращение деятельности на территории России НКО, стремящихся оказывать влияние на политический процесс в чужих интересах.

Для обеспечения национальной безопасности в информационной сфере необходимо сосредоточить усилия на создании единой общегосударственной эффективной системы противоборства с одновременным дезавуированием и нейтрализацией влияния чужеродных и разрушительных идеологических и религиозных систем в духовной и культурной сферах, в том числе и радикально либеральной ориентации, с пресечением деятельности на территории России носителей этих взглядов.

К приоритетам в экономической сфере следует отнести ограничение и ослабление влияния транснациональных промышленных и банковских корпораций, исключение доминирования в экономике страны крупного монопольного бизнеса, зависимого от иностранных экономических и политических структур, за счет развития конкуренции, увеличения потенциала малого и среднего предпринимательства, а также национализации критически стратегических ресурсов и других компонент, прежде всего энергетики, транспортной и коммуникационной инфраструктуры.

Выделенные приоритетные направления работы позволят нейтрализовать в приемлемые сроки наиболее опасные угрозы и тем самым создать благоприятные условия для независимого и успешного развития страны.

– Спасибо за интересное и содержательное интервью. Желаю вам от себя лично и коллектива редакции газеты «Военно-промышленный курьер» успехов в вашей благородной деятельности на благо нашей Родины!

– Спасибо! Взаимно хочу поблагодарить вас и коллектив редакции вашей газеты за сотрудничество, объективное и профессиональное освещение проблем обеспечения национальной безопасности.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    21 сентября 2016 05:50
    Cамы некомпитентны это Медведев, с его Денег нет но вы держитесь
  2. +5
    21 сентября 2016 06:16
    Да, угроз много и внешних и внутренних. Устоим ли ? Недавние выборы показали пофигизм народа. Видимо многих устраивает данное положение вещей, или они вообще об этом не думают. hi
    1. +2
      21 сентября 2016 10:04
      Цитата: Uncle Lee
      Да, угроз много и внешних и внутренних. Устоим ли ?

      Автор скромно умолчал о низком уровне жизни большинства россиян. Это почва, когда под знаменем перемен к лучшей жизни можно спровоцировать тот самый Майдан. Пример мы имеем.
  3. +4
    21 сентября 2016 06:20
    сколько бездельников пролезло во власть на халявную зарплату...
  4. +3
    21 сентября 2016 07:18
    Угроз как внешних, так и внутренних выше крыши. Получается живем в осаде, а внутри крепости есть те, кто готов открыть ворота врагу. Пока не начался штурм из вне просто необходимо подчистить все внутри крепости, а головы предателей на частокол для устрашения врагов. Это конечно образно. А в реальности наверное все таки хватит миндальничать с теми кто не скрываясь призывает к смене власти и готовит хлеб с солью для запада.
  5. +3
    21 сентября 2016 08:48
    Всё вроде бы замечательно написано, но вот опять отсутствует даже намёк на национальную идею. Российский народ от того и ведет себя так пассивно, что не знает куда двигается страна, не видит ориентира. Поэтому и на выборах такая слабая явка, и большой процент голосов за ЕР.
    1. +3
      21 сентября 2016 10:09
      О том, что написано гладко и красиво, согласен. Но никто не даст воплотить это в жизнь (м.б. за исключением оборонки). Больше чем уверен, что сам Клинцевич в реализацию своей программы по устранению либероидов и некомпетентов, увы, тоже не верит...
      1. 0
        25 сентября 2016 16:23
        Господин Клинцевич в 1993 году сражался за Ельцина против Верховного Совета, он сам несёт прямую ответственность за всё содеянное либералами и ельцинистами! Сия программа полный плагиат с речей президента и программы КПРФ, что говорит об авторе как об интеллектуальном импотенте.
  6. +1
    21 сентября 2016 09:53
    В числе внутренних источников угроз традиционно выделяются террористические, радикальные националистические и религиозные структуры, ставящие целью отторжение от России отдельных регионов.
    Ну -ну, то
    есть чиновники у нас просто ангелы, Ось "новой истории", похоже с ИСТОРИЕЙ не пересекается, внешние враги не смогли ни разу ни разрушить, ни поставить Россию на колени, а вот чиновники, начиная от бояр-депутатов, кончая самым мелким инспектором хренбракмракнадзора - делали это неоднократно.
  7. 0
    21 сентября 2016 10:23
    Серьезную опасность для государства и каждого гражданина представляет деятельность террористических группировок и отдельных лиц, направленная на... устрашение населения.

    Под данную формулировку сегодня попадают имхо абсолютно все СМИ, даже те, которые считаются правоверными православными прокремлевскими пророссийскими. Посмотрите заголовки статей хотя бы на сайте "Российской газеты" rg.ru. Да, есть внушающие оптимизьм, например о разработке в Сибири безопасного анальгетика. Но хватает и хоррора (https://rg.ru/tema/bezopasnost/). Если это не запугивание населения, то что?
    У нас очень большая страна. У каждого человека, у каждого коллектива - свои задачи, которые нужно решать. Зачем мне знать, что в липецком магазине рухнул потолок? Вы писали бы о вещах, которые вселяют уверенность в завтрашнем дне. Уверенность в завтрашнем дне - она как-то душу греет. И людей сплачивает. В годы первых пятилеток международная обстановка вокруг СССР была ничуть не скучнее, чем сейчас вокруг РФ. Однако же газеты писали о победах. Писали, конечно, и о трудностях, но исключительно в том смысле, что советский народ обязательно их преодолеет, пусть даже и под мудрым руководством wink А нынче с газетных страниц рушатся потолки, а г-н Клинцевич ищет террористические группировки и отдельных лиц непонятно где. Не там ищете, г-н Клинцевич!
    1. +1
      21 сентября 2016 10:47
      Внимательно прочитайте интервью, пжл: "Источник угроз – транснациональные промышленные и банковские корпорации, стремящиеся к достижению контроля над важнейшими сферами жизнедеятельности и ресурсами России, а также международные криминальные и экстремистские организации." С этим тезисом можно поспорить?
      К тому же, СССР нет уже 25 лет, и мир стал менее безопасным.
    2. 0
      22 сентября 2016 15:37
      Цитата: kit_bellew
      Вы писали бы о вещах, которые вселяют уверенность в завтрашнем дне. Уверенность в завтрашнем дне - она как-то душу греет. И людей сплачивает


      Сколько ни повторяй халва, во рту слаще не станет.... hi
  8. 0
    21 сентября 2016 10:41
    На мой взгляд, это самая главная проблема нашей страны. Но вот как с этим бороться, я думаю не знает ни кто. Единственное, что видится так это ужесточение законов и непременное их исполнение (без всяких оговорок)
  9. +1
    21 сентября 2016 14:02
    "Особо стоит выделить проблемы в системе управления страной. Это, наверное, одна из самых опасных угроз, способствующая реализации большинства остальных. Прежде всего стоит выделить проявления некомпетентности в руководстве, отсутствие ответственности за принимаемые решения на всех уровнях властной иерархии. Следствием этого становятся обострение социально-политической ситуации, значительные потери в экономике. В решающей мере некомпетентность порождается проявлениями клановости в кадровой политике.
    Значительные угрозы национальной безопасности страны несут продолжающаяся и даже усиливающаяся зависимость нашей экономики от иностранных производителей и капитала"...

    Ну что тут скажешь... Могу только снять перед Клинцевичем шляпу... hi
    Хоть и говорит он о всех нам известных истинах, однако на таком уровне разговор - это уже круто...

    И насчет разных НКО правильно сказал... Все меры, принимаемые к ним - половинчатые, а если честно - мизерные, булавочные... Изгонять из страны необходимо под корень... А еще лучше - отправлять "на заработки в знойные акртические лесотундровые территории"...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»