Безотказный «Калибр»

41
Официальной информации о боевом применении КРМБ «Калибр» почти нет. Поэтому вряд ли стоит принимать во внимание домыслы «экспертного сообщества», берущего на себя смелость при полном отсутствии реальных данных определять боевую эффективность российских крылатых ракет в Сирии и затем сравнивать ее с аналогичным параметром американских «Томагавков».

Можно с определенными оговорками попытаться порассуждать о том, что стоит за принятием решений о нанесении четырех массированных ударов ракетами «Калибр» по целям запрещенного в России ИГ в провинциях Ракка, Идлиб и Алеппо из акваторий Каспийского и Средиземного морей. И как, собственно, могла выполняться боевая задача по уничтожению назначенных целей этими ракетами.



В реальной войне выбор средства нападения предполагает в первую очередь оценку важности поражаемого объекта, в том числе и его стоимости. С позиции обывателя можно утверждать, что на территории ИГ практически нет стационарных целей, сопоставимых со стоимостью оружия, которым их уничтожали. Тем более что на авиабазе «Хмеймим» в Сирии имелся достаточный арсенал авиационных бомб гораздо меньшей стоимости, с помощью которых поставленная задача могла быть решена с вероятностью 0,99.

Как заявил глава МО РФ Сергей Шойгу в декабре 2015 года на встрече с президентом Владимиром Путиным, применение новых КР на сирийском ТВД было связано с необходимостью проверки нового оружия во всех его сферах применения – с воздуха, с воды. КРМБ проверяли в обоих вариантах – надводного и подводного базирования. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что районы запуска ракет были выбраны весьма продуманно.

На крутых поворотах

Необходимо отметить, что в октябре и ноябре, когда наносили первые два удара «Калибрами», участвовавшая в сирийской операции морская группировка ВМФ России насчитывала десять кораблей: шесть – в Средиземном и четыре – в Каспийском морях. При этом в первой из этих акваторий ни один не был оснащен ударным ракетным комплексом «Калибр-НК». Возможность пуска из Восточного Средиземноморья появилась только в начале декабря, когда туда пришла подводная лодка «Ростов-на-Дону», переходившая к месту постоянного базирования на Черном море. В боекомплекте этой ДЭПЛ было четыре ракеты «Калибр-ПЛ», которыми субмарина и отстрелялась из подводного положения по наземным целям.

Затем в составе оперативного соединения ВМФ России, находящегося в Средиземном море, появились два малых ракетных корабля (МРК) «Серпухов» и «Зеленый дол», каждый из которых несет ударный комплекс с восемью ракетами «Калибр-НК».

На основе данных таблицы по применению КРМБ «Калибр» по целям ИГ в Сирии, а также общеизвестных картографических данных можно полагать, что наименее сложными были траектории ракет «Калибр-ПЛ», запущенных из Восточного Средиземноморья по двум целям в провинции Ракка, примерно в 325–350 километрах от побережья на обширном и ровном Восточном плато.

Подход к ним от побережья после пересечения ракетами береговой черты и первой коррекции бортовой инерциальной навигационной системы (ИНС) КРМБ не требовал дальнейшего сложного маневрирования, как это было при нанесении ракетных ударов по целям в той же провинции Ракка из акватории Каспийского моря, когда, очевидно, при формировании полетного задания приходилось учитывать весьма сложный горный рельеф Ирана и Ирака. Именно через территории этих двух стран проходили маршруты полета 44 КРМБ «Калибр», запущенных из Каспийского моря, и в ходе полета ракетам пришлось выполнить 147 поворотов на высотах от 80 до 1300 метров.

Вполне очевидно, что оптимальный полет к целям в провинции Ракка после выхода к береговой черте четырех ракет «Калибр-ПЛ», запущенных субмариной «Ростов-на-Дону», мог первоначально проходить в южной части Приморской низменности, которая протянулась узкой полосой вдоль сирийского побережья. Между ней и долиной реки Эль-Аси расположен горный хребет Ансария (Эн-Нусайрия), идущий параллельно берегу моря от границы с Турцией на севере и почти до границы с Ливаном на юге шириной порядка 65 километров и высотой около 1200 метров. Поскольку у южной оконечности хребта расположен Триполийско-Хомский межгорный проход, то не исключено, что именно через него все четыре ракеты, пролетев в зоне 720-го пункта МТО ВМФ РФ в Тартусе, могли выйти в воздушное пространство над территорией Восточного плато Сирии курсом на назначенные цели в провинции Ракка.

В свою очередь при ударе из Восточного Средиземноморья тремя ракетами «Калибр-НК» по трем целям в провинции Алеппо полет ракет после пересечения береговой черты мог пролегать между границей Турции и северной частью хребта Ансария.

Задачка для «Триумфа»

Поскольку в ходе сирийской операции ведется испытание новых систем российского вооружения, не исключено, что при пуске КРМБ «Калибр-ПЛ» и «Калибр-НК» из района Восточного Средиземноморья проверялись развернутая на авиабазе «Хмеймим» зенитная ракетная система С-400 «Триумф», а также ЗРПК «Панцирь-С».

Это предположение обосновано тем, что ЗРС «Триумф» и ЗРПК «Панцирь-С» на севере России прикрывают места базирования СФ и арктические районы, через которые могут пролегать маршруты американских крылатых ракет, запущенных со стороны Северного Ледовитого океана.

ЗРС С-400 и ЗРПК «Панцирь-С» развернуты также на Дальнем Востоке, включая Камчатку, где находится база атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, представляющая потенциальную цель для американских КР, запускаемых со стороны Тихого океана. Именно по этим средствам воздушного нападения противника и должны работать новые российские средства ПВО.

Пуск «Калибров» в Восточном Средиземноморье позволял смоделировать для С-400 и ЗРПК «Панцирь-С» на авиабазе «Хмеймим» реальную боевую ситуацию отражения массированной атаки крылатых ракет, приближающихся к береговой черте со стороны моря на высотах около 20 метров. При создании мишенной обстановки на полигонах делаются всякого рода допущения, в какой-то мере снижающие достоверность получаемых результатов. Пуск ракет у берегов Сирии фактически создавал для российских средств ПВО на авиабазе «Хмеймим» реальную боевую обстановку в том регионе, где они еще никогда не применялись. Российское командование могло использовать этот факт для проверки средств ПВО нового поколения в полной мере.

После пуска из акватории Средиземного моря КРМБ «Калибр», являющихся прямыми аналогами американских КР «Томагавк», траектории их полета проходили в зоне ответственности ЗРС С-400, которая должна была их обнаружить, опознать, осуществить захват и взять на автоматическое сопровождение. Причем засечь малоразмерные воздушные цели, какими являются «Калибры», требовалось при их подходе со стороны моря, то есть со стороны передней полусферы, в которой демаскирующие признаки КРМБ (эффективная поверхность рассеяния) являются минимальными. Малая высота полета над морем накладывает дополнительные трудности для средств обнаружения ввиду сложной фоновой обстановки – естественными помехами и засветками.

Не исключено, что в проверке возможностей средств ПВО по отражению массированной атаки КРМБ в декабре 2015 года участвовал и ракетный крейсер «Москва» Черноморского флота, оснащенный корабельной ЗРС С-300ФМ «Форт». Этот крейсер после инцидента с российским Су-24М встал 25 ноября на боевое дежурство в прибрежной части провинции Латакия и совместно с ЗРС С-400 обеспечивал противовоздушную оборону российской группировки в Сирии и авиабазы «Хмеймим».

Кроме того, борьбу с низколетящими ПКР для ВМФ России никто не отменял, она остается одной из важнейших задач при защите отдельных надводных кораблей и оперативных соединений. Более того, все крупные боевые корабли по своему предназначению в первую очередь должны решать важнейшие задачи ПВО и ПРО, являясь по сути, передовой защитой береговой инфраструктуры.

Траектория главного удара

Если говорить о первых двух массированных ударах с применением «Калибр-НК», то не исключено, что ввиду большого количества атакуемых целей (11 и 7 соответственно), а также высокоинформативной подстилающей гористой безлюдной местности при полете ракет из акватории Каспийского моря к провинциям Ракка, Идлиб и Алеппо для каждой группы скорее всего прокладывались собственные маршруты. Можно полагать, что планировавшие эти операции военные специалисты имели определенные возможности для моделирования оптимальных траекторий ударов и по результатам поражения назначенных целей, зафиксированных средствами объективного контроля, могут сравнить эффективность работы системы наведения КРМБ над местностями с различным рельефом.

Безотказный «Калибр»


Необходимо отметить, что 51 пуск «Калибров» с ВПУ надводных кораблей и торпедных аппаратов подводной лодки прошел в штатном режиме. Это уже убедительное свидетельство определенного совершенства и надежности нашего оружия. Для сравнения: в 1991 году во время операции «Буря в пустыне» у ВМС США пуск девяти КР «Томагавк» не состоялся из-за сбоя на борту, а у шести ракет отказы произошли сразу же после выхода из ВПУ.

Поскольку боевое применение российских КРМБ в Сирии было первым, стоит напомнить о проблемах, выявленных в аналогичной ситуации с американскими «Томагавками» в Ираке в 1991 году. Среди проявившихся тогда существенных недостатков эксперты отмечали длительное время подготовки полетных заданий для КР, оснащенных рельефометрической или корреляционной системой наведения по цифровой карте местности (на маршевом участке) и оптико-электронной системой наведения (на конечном участке), даже при наличии необходимых изображений. В ряде случаев малоинформативная равнина без достаточных ориентиров или же поверхность, способствующая маскировке объекта поражения, заставляли американских военных выбирать одинаковые маршруты подхода ракет к назначенным целям. При наличии у ВС Ирака средств ПВО это вело к потерям и уменьшению наряда атакующих крылатых ракет. Вполне естественно, что за время их нахождения на вооружении ВМС США недостаток устранили, а саму технологию подготовки полетных заданий для различных регионов кардинальным образом усовершенствовали.

Если же говорить о КРМБ «Калибр», то для российских военных специалистов опыт подготовки боевых полетных заданий для этих ракет, применяемых в Ближневосточном регионе, стал первым и, надо полагать, весьма ценным. Сирийский рельеф по сравнению с иранским и иракским, где проходили траектории полета «Калибров» при нанесении двух первых ударов из акватории Каспийского моря, более ровный, особенно в районе обширного плато, на котором располагались атакуемые цели.

По словам генерального директора корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Бориса Обносова, опыт сирийской операции будет учтен при разработке новых боеприпасов: «Это новый информационный массив, который мы получили. Потому что одно дело – учения и испытания, а другое – применение в реальной обстановке. Причем на театре военных действий, который отличается от наших полигонов. Там совсем другой температурный режим, другая подстилающая поверхность, иные условия влажности. В определенные часы в нижних слоях атмосферы возникает марево. Ясно, что это накладывает особенности на работу средств наведения, например использование лазерной подсветки целей».

Первое боевое применение на сирийском ТВД КРМБ 3М-14 «Калибр», как, собственно, и новейших крылатых ракет воздушного базирования типа Х-101, позволило получить объективные данные, которыми ранее российские военные и оборонная промышленность не располагали. И это дорогого стоит, поскольку позволяет самым тщательным образом проанализировать боевую эффективность нового высокотехнологичного оружия и внести необходимые усовершенствования в его конструкцию, аппаратные и программные средства.


Аспект

Основной проблемой использования КР против сухопутных объектов было несовершенство систем наведения. Именно поэтому крылатые ракеты очень долго относились к противокорабельному оружию. Радиолокационные системы наведения отлично различали надводные корабли на фоне ровной морской поверхности, но для поражения наземных объектов они не годились. В разработку отечественного противокорабельного ракетного оружия были вложены огромные ресурсы. Так появились ПКР «Гранит», «Малахит», «Москит» и «Оникс». Сегодня Россия обладает наиболее совершенными образцами противокорабельных крылатых ракет, ничего подобного нет ни у одной армии и военного флота мира.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    24 сентября 2016 06:02
    Ну что говорить, иностранцы заинтересовались кораблями, вооруженными ракетным комплексом "Калибр".
    Эффективность его продемонстрирована на весь мир..
    1. +4
      24 сентября 2016 16:56
      Не стоит забывать, что экспортный Калибр ограничен по дальности полёта - до 300 км, не больше. Таким образом, это уже не стратегическая ракета, а тактическая.
    2. +3
      26 сентября 2016 07:55
      автор начал во здравие, а кончил заупокой.."Официальной информации о боевом применении КРМБ «Калибр» почти нет. " На каком основании он делает свои выводы???? И Вы тоже..???
  2. +8
    24 сентября 2016 06:31
    Предположения, выдвинутые в статье, весьма правдоподобны. Возможно так всё и происходило..., а подробные отчёты проведённых операций военные врядли станут выкладывать.
    1. AUL
      +10
      24 сентября 2016 11:30
      Да, конечно, уничтожить те цели с помощью древних авиабомб было бы на два порядка дешевле. Но вот испытание нового(относительно) оружия в боевой, реальной обстановке, и, тем более, проверка подготовки людей в тех же реальных условиях - это бесценно. Возможно, будут внесены и какие-то конструкторские изменения в железо, и поправки в инструкции по эксплуатации. Деньги потрачены с пользой!
  3. Комментарий был удален.
    1. +3
      24 сентября 2016 16:55
      Цитата: Жека40
      Высер идиота.

      Ну если идиотом считать вас милейший, то не могу не согласиться! Да - ВЫСЕР!
    2. +7
      24 сентября 2016 17:04
      Цитата: Жека40
      Высер идиота.

      Интересный эффект производит Ваш комментарий. Вот вроде бы Вы оскорбили автора статьи, но при этом отвращение именно к Вам появляется winked
      1. +1
        24 сентября 2016 18:22
        Он никого не оскорблял, он про свой пост написал.
  4. +9
    24 сентября 2016 12:54
    Во-первых, офигенная аналитика, поданная под неожиданным углом. Респект. Побольше бы такого материала на сайте.
    А во-вторых...
    Именно через территории этих двух стран проходили маршруты полета 44 КРМБ «Калибр», запущенных из Каспийского моря, и в ходе полета ракетам пришлось выполнить 147 поворотов на высотах от 80 до 1300 метров.

    Не подскажете ли, где именно можно найти подобные вкусные (из сколько-нибудь официальных источников) подробности? 147 поворотов лично для меня - новость.
  5. +5
    24 сентября 2016 13:32
    Поэтому вряд ли стоит принимать во внимание домыслы «экспертного сообщества», берущего на себя смелость при полном отсутствии реальных данных определять боевую эффективность - Как по мне - золотые слова для пользователей сайта ВО. Очень часто ура-патриотизм доходит до искривления реальности. Стоит появиться новости о новинке из за рубежей и открывается "фонтан" - чего только не допридумают, где только не обгадят... Редко кто с профессиональной точки зрения сделает толковые заметки. В основном до них приходится добираться через словестный мусор.
    А по самому предмету обсуждения буду краток - статья развернутая, меня данные впечатлили, хотя количество поворотов вызывает недоумение.
    1. +2
      24 сентября 2016 14:01
      хотя количество поворотов вызывает недоумение.

      Это-то как раз понятно и недоумения вызывать не должно. Сложный рельеф. Горы. Холмы. Боевая программа лететь как можно ниже над поверхностью (повороты, к сведению, отнюдь не ограничиваются горизонталью - скорее всего, Калибры по большей части маневрировали вертикально, а любой маневр - это и есть "поворот" и дополнительное сжигание топлива). Плюс, заданная программа лететь не кратчайшим курсом, а через территорию стран, одобривших запуск.
      Меня лично интересует именно заявленная точность в 147 поворотов. Откуда? Где это можно прочитать?
      1. +1
        24 сентября 2016 21:37
        "большей части маневрировали вертикально, а любой маневр - это и есть "поворот" и дополнительное сжигание топлива). "////

        Поэтому были и недолеты - топливо кончалось раньше
        запланированного.
        И иранские горы не все ракеты преодолели.
        Но большинство долетели и цели поразили.
  6. +1
    24 сентября 2016 14:17
    Кстати, я думаю, что "147 поворотов" имеет право стать локальным мемом сайта ВО.
    Например,
    -Американцы разработали новую ракету и мы все умрём!!!11
    -147 поворотов до Белого Дома.

    Ну как-то в таком контексте.
  7. +5
    24 сентября 2016 14:23
    Калибр оружие может и хорошее, но пока очень мало носителей. На любом американском крейсере, что в черное море заплывает, томагавков столько ,сколько на всех наших кораблях калибров. Утрирую конечно, но пока примерно так.
    1. 0
      24 сентября 2016 16:59
      Цитата: NGAURO
      Калибр оружие может и хорошее, но пока очень мало носителей. На любом американском крейсере, что в черное море заплывает, томагавков столько ,сколько на всех наших кораблях калибров. Утрирую конечно, но пока примерно так.

      ====
      По Дерибасовской гуляют по-стэ-пэнно!!
    2. +3
      25 сентября 2016 10:52
      Сильно Вы утрируете. А куда подевались наши носители ПКР и ПЛУР (включая авиацию и береговые комплексы)? На одних томагавках свет клином не сошёлся. Доктрины у нас разные (если сравнивать с США), цели и задачи у вооружённых сил, соответственно тоже разные.
  8. +2
    24 сентября 2016 14:40
    Цитата: NGAURO
    Калибр оружие может и хорошее, но пока очень мало носителей. На любом американском крейсере, что в черное море заплывает, томагавков столько ,сколько на всех наших кораблях калибров. Утрирую конечно, но пока примерно так.

    Это так, зато крейсер не зайдёт в Волгу или Дон и не удивит оттуда ну, к примеру, северо-западных партнёров.
    1. 0
      24 сентября 2016 17:07
      Цитата: Мур
      Это так, зато крейсер не зайдёт в Волгу или Дон и не удивит оттуда ну, к примеру, северо-западных партнёров.

      Это единственный плюс наших МРК пред их крейсерами/эсминцами??? laughing
      1. +4
        24 сентября 2016 18:27
        Главный плюс в том что катер ценой как якорь крейсера может отправить на дно этот крейсер
        1. +2
          24 сентября 2016 18:39
          Главный плюс в том что катер ценой как якорь крейсера может отправить на дно этот крейсер

          Гы-Гы laughing Ну удачи Вам hi
          Только напоследок поразмышляйте: а сколько катеров может отправить на дно крейсер?
          1. +1
            10 марта 2017 23:09
            Скорее всего для Крейсера будет проблемой даже определение того катера как боевой цели. Это уже дает некоторое преимущество. А наличие у крейсера 90 ракетных ячеек вместо 8-ми после попадания в его борт первого же Калибра, скорее всего будет полностью нивелировано. Да и уйти от поражения ПКР катеру легче чем крейсеру, нет?
            Кстати, а сколько ПКР на крейсере из тех 90 единиц?
            1. 0
              11 марта 2017 09:20
              Вы, милейший, целеуказание катеру чем будете выдавать? Как он цель свою обнаружит? Ну да ладно, Бог с ним, с целеуказанием.
              Отбиваться катер чем будет? Нет, ну ладно если там Панцирь стоит, уже хорошо. А вот у крейсера зональное ПВО - начиная от дальнобойный зенитных ракет и заканчивая зенитной артиллерией. Мощная система РЭБ Больше тепловых пушек.
              Сколько ПКР на крейсере? Ну да, тут правда за Вами. Пока за Вами...Гарпунами из УВП американцы стрелять не умеют, но на подходе LRASM, а там за ней сверхзвуковая ПКР на основе SM-6
              1. +1
                13 марта 2017 10:56
                Милейший, так у крейсера в дуэльной ситуации возможности по разведке не намного больше. А системы РЭБ... Они разве требуют огромного водоизмещения?
                Зато у катера проблем с селекцией цели на порядок меньше.
                Что касается ПКР - сначала дождемся, что из этого выйдет, потом будем анализировать. Пока. с точки зрения ПКР у катера возможности посильнее.
                Ну и последнее, крейсера пока еще могут позволить себе ходить в одиночку, а вот катера атаковать будут группой, возможно с разных направлений. Или только из засадного положения по тщательно разведанной цели. Соответственно, сейчас принижать или наоборот достоинства и недостатки рано.
      2. +1
        26 сентября 2016 06:09
        Цитата: Wiruz

        Это единственный плюс наших МРК пред их крейсерами/эсминцами??? laughing

        Продолжите логический ряд: фу-фу строить дизельные подлодки, когда у самой мощной морской державы их нет.

        Цитата: Wiruz

        Гы-Гы laughing Ну удачи Вам hi
        Только напоследок поразмышляйте: а сколько катеров может отправить на дно крейсер?

        А что, предполагается такой зрелищный бой в акватории Чёрного моря и чур авиацию и береговые комплексы не привлекать?
    2. +2
      25 сентября 2016 16:28
      Цитата: Мур

      Это так, зато крейсер не зайдёт в Волгу или Дон и не удивит оттуда ну, к примеру, северо-западных партнёров.


      Дон ? к чему он здесь? Вы на карту то хоть раз смотрели?

      Куда стрелять с Волги? Даже до Праги, Варшавы, Бухареста - на пределе возможностей. А с учетом коррекций полетов - точно не долетят.
      Откуда вы такие безграмотные беретесь то...

      Д,Б!
      1. +2
        26 сентября 2016 05:49
        Для особо продвинутых трамвайных хамов.
        Возвращаю идею посмотреть на карту и догадаться, куда можно стрелять, пользуясь речной сетью России.
        Если не хватает фантазии охватить своим высоким разумом что-либо, кроме указанных любителем географии столиц - вина не моя. Это просто отсутствие военного образования.
        1. +2
          26 сентября 2016 21:46
          Ну расскажи нам, о гений туалетных войск, куда ты будешь стрелять от Самары, Тольятти. Ульяновска, Волгограда, Саратова?
          По каким таким - "северо-западным партнерам"?
          В курсе ли ты, что, например в районе Ярославля, Волга так частенько обмелевает, что только кораблики с осадкой в 2 метра в лучшем случае проходят...
          А вот кто побольше - увы нет.

          А какая осадка у МРК?

          Д,Б - вы и естьД,Б!
      2. 0
        27 сентября 2016 08:12
        А из Черного моря достанет до "Праги, Варшавы, Бухареста"?
      3. +2
        28 сентября 2016 20:34
        Цитата: mav1971
        Дон ? к чему он здесь

        К тому что с Дона до Бухареста 1100 км, до Варшавы 1450 км.
        Так что учите географию, а не кидайтесь чужими мемами.
      4. 0
        10 марта 2017 23:14
        Ну не надо цепляться к словам. Человек имел в виду Дунай, Вислу, Эльбу... тоже замечательные фарватеры. Там кстати, подобных корабликов - тьма! Попробуй отселектируй того, кто готов 8 плюх противнику отвесить. Понятно, что потом "ноги" придется стирать по самые ягодицы, чтобы выйти из под ответного удара, но... если БЗ выполнена, можно и повеселиться напоследок
  9. +2
    24 сентября 2016 19:45
    Цитата: Fei_Wong
    Во-первых, офигенная аналитика, поданная под неожиданным углом. Респект. Побольше бы такого материала на сайте.
    А во-вторых...
    Именно через территории этих двух стран проходили маршруты полета 44 КРМБ «Калибр», запущенных из Каспийского моря, и в ходе полета ракетам пришлось выполнить 147 поворотов на высотах от 80 до 1300 метров.

    Не подскажете ли, где именно можно найти подобные вкусные (из сколько-нибудь официальных источников) подробности? 147 поворотов лично для меня - новость.

    Подробности были только из сообщений МО.
    1. 0
      25 сентября 2016 14:12
      Да, уж! "Офигенная аналитика".
  10. 0
    24 сентября 2016 19:50
    Цитата: V.P.
    Главный плюс в том что катер ценой как якорь крейсера может отправить на дно этот крейсер

    Дозвуковыми ракетами?
    1. 0
      27 сентября 2016 08:11
      Та да и дозвуковых Томагавков не надо боятся!!!
  11. 0
    25 сентября 2016 14:07
    В разработку отечественного противокорабельного ракетного оружия были вложены огромные ресурсы. Так появились ПКР «Гранит», «Малахит», «Москит» и «Оникс».

    Перечисление так себе. Незаслуженно обидели мать всех ПКР старушку П-15 "Термит", которая не одно десятилетие служила верой и правдой. Кстати, имеет опыт боевого применения. П-5 или П-35 - ладно, они не первые, хотя уже П-35 допускала стрельбу по наземным целям.
    Кто же спорит, что война в Сирии - это возможность поработать над многими вооружениями. Только не поставляйте никому "Сани на Патриоте", которые пару месяцев назад выкрасили под сирийские условия для выставки "Армия-2016". Кому бы ни продали, они уйдут только к партизанам. Для регулярных армий интереса не представляют никакого.
  12. +3
    25 сентября 2016 21:10
    Я, как и один из ниже отписавшихся посетителей сайта, уверен в следующем. У амеров "Томагавки" уже обкатаны не один год, а "Калибры" только начали поступать на вооружение. Это как сравнивать пока что не существующий ПАК-50 и F-22...
    1. +1
      25 сентября 2016 21:31
      Оно, конечно, так (про"Томагавки и Калибры"), но эти ракеты относятся уже к разным поколениям. Также, как и ПАК-50 и F-22. А раньше - Cу-27 и F-16. Формально эти пары относились к одному поколению, но наш более поздний вариант имел явные преимущества.
    2. +4
      26 сентября 2016 07:31
      "Калибрам" тоже уже не один год. И даже не один десяток лет. Разработка ещё мохнатого 83-го года ХХ-го века.
      Они уже давно надёжны, как гвоздь. Просто мы-то - не Америка с её "перманентной доставкой крылатой демократии" по всяким Иракам, Сербиям, Ливиям и прочим богатым ресурсами странам, шанс - причём всецело в рамках международного права, а не "права сильного" - "обкатать" их только сейчас представился.
  13. +2
    27 сентября 2016 08:09
    Цитата: mav1971

    В курсе ли ты, что, например в районе Ярославля, Волга так частенько обмелевает, что только кораблики с осадкой в 2 метра в лучшем случае проходят...
    А вот кто побольше - увы нет.

    А какая осадка у МРК?

    Д,Б - вы и естьД,Б!


    Прежде чем ДБкаться, учим мат.часть. Осадка МРК Буян 2,5 м. Сегодня Буян на Каспии, через несколько дней в Неве. И тут тебе и северо-западные, и юго-восточные, и "юго-северные партнеры" запасаются туалетной бумагой.
  14. 0
    29 сентября 2016 13:15
    ........ в скором появятся на вооружении (разработка уже идет) новые ракеты типа Калибр,только дальность полета будет в два раза больше чем у данного калибра.
  15. +2
    3 августа 2017 18:44
    Цитата: mav1971
    В курсе ли ты, что, например в районе Ярославля, Волга так частенько обмелевает, что только кораблики с осадкой в 2 метра в лучшем случае проходят...

    Убил, просто убил. Пятый десяток лет живу в Рыбинске, и про это не знаю - как ходят сухогрузы, танкеры и пассажиры, так и ходят. А уж как в нынешнем году все обмелело, что набережную в Рыбинске затопило весной. Целое лето увеличенный сброс с водохранилища, а уровень все выше нормы.
    Главное, поднаврать уверенней?