Легенда флота, Alfa

Легенда флота, Alfa


В конце 50-х годов, когда начиналась программа создания отечественных противолодочных ПЛАТ, было принято решение о создании высокоавтоматизированных и скоростных ПЛАТ. АПЛ проекта 705 (шифр «Лира», по классификации НАТО «Alfa») — пожалуй, самый яркий и неоднозначный корабль в истории отечественного подводного кораблестроения.

Одновременно с работами по атомным подводным лодкам проектов 627, 645 и 671 в ленинградском СКБ-142 шел энергичный поиск новых, нетрадиционных технических решений, способных обеспечить качественный прорыв в развитии подводного кораблестроения. В 1959 году один из ведущих специалистов СКБ — А.Б. Петров — вышел с предложением о создании малогабаритной одновальной комплексно-автоматизированной высокоскоростной атомной подводной лодки с уменьшенным составом экипажа. По замыслу, новый корабль, своеобразный «подводный истребитель-перехватчик», располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов, был способен в предельно короткое время выйти в заданную точку океана для атаки подводного или надводного противника. При своевременном обнаружении неприятельской торпедной атаки АПЛ должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов.



Легенда флота, Alfa

Малое водоизмещение лодки (порядка 1500 т) в сочетании с мощной энергетической установкой должны были обеспечить быстрый набор скорости и высокую маневренность. АПЛ должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причальной стенки, быстро разворачиваться на акватории и покидать базу для решения боевой задачи, а после возвращения «домой» — самостоятельно швартоваться.

После весьма бурных дебатов с участием представителей промышленности и ВМФ, а также внесения в проект ряда существенных изменений, идея подобной АПЛ была поддержана руководством Минсудпрома и военными. В частности, ее сторонниками стали министр судостроительной промышленности Б.Е. Бутома и Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков.

Техническое предложение по проекту было подготовлено в начале 1960 года, а 23 июня 1960 г. вышло совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР о проектировании и постройке подводной лодки проекта 705. 25 мая 1961 г. появилось другое постановление, разрешающее научному руководству и главному конструктору проекта при наличии достаточных обоснований отступать от норм и правил военного кораблестроения. Это в значительной степени «развязало руки» создателям новой АПЛ, позволило воплотить в ее конструкцию наиболее смелые, опережающие время технические решения.

Работу по проекту 705 возглавил главный конструктор М.Г. Русанов (в 1977 году его сменил В.А. Ромин). Общее руководство программой возложили на академика А.П. Александрова. Главными наблюдающими от ВМФ были В.В. Гордеев и К.И. Мартыненко. Создание АПЛ проекта 705 стало, по словам секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова, курировавшего оборонную промышленность, «общенациональной задачей». К участию в программе привлекли мощные научные силы, в частности, академиков В.А. Трапезникова и А.Г. Иосифьяна.

АПЛ проекта 705 (затем 705К) предназначались для уничтожения подводных лодок противника при выходе их из баз, на переходе морем, а также на позициях предполагаемого использования оружия против береговых объектов. Они могли привлекаться и для борьбы с надводными кораблями, а также транспортами во всех районах мирового океана, включая Арктику.

Подводная лодка проекта 705 (705К) — двухкорпусная, одновальная. Корпус, изготовленный из титанового сплава (был разработан ЦНИИ металлургии и сварки под руководством академика И.В. Горынина, также титановые сплавы применялись и для изготовления других элементов конструкции и корабельных систем), по всей длине представлял собой тело вращения. Ограждение рубки — «лимузинного» типа. Титановый корпус уменьшил магнитное поле, но акустическое поле оказалось все же большим, так как проект создавался в начале 60-х годов. Тщательная отработка гидродинамических обводов корпуса лодки велась учеными московского филиала ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского под руководством К.К. Федяевского. Принимался ряд мер по снижению физических полей корабля, а также повышению его взрывостойкости за счет новых конструкционных решений и более эффективной амортизации.

Прочный корпус разделялся поперечными переборками на шесть водонепроницаемых отсеков. 3-й отсек, где расположен главный командный пункт и служебно-бытовые помещения, ограничивался сферическими переборками, рассчитанными на полное забортное давление.

Лодка (впервые в мире) была оснащена всплывающей рубкой (всплывающей спасательной камерой (СВК)), предназначенной для спасения одновременно всего экипажа при всплытии с глубины вплоть до предельной, при больших величинах крена и дифферента.

Носовые горизонтальные рули были выполнены убирающимися в корпус и размещены ниже КВЛ.
Основное вооружение включало шесть носовых 533-мм ТА с системой быстрого заряжания.

АПЛ 705-го проекта должна была иметь водоизмещения в пределах 1500–2000 т и скорость более 40 узлов, что требовало достаточно мощной ЭУ. В качестве варианта ГЭУ рассматривался газовый реактор, обеспечивающий работу газовой турбины. В итоге остановились на однореакторной ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и повышенными параметрами пара. Установка с ЖМТ по сравнению с АЭУ, имеющей традиционный водо-водяной реактор была более компактной, что было немаловажно в данном случае. Расчеты показывали, что установка с ЖМТ обеспечивала экономию 300 т водоизмещения.

Легенда флота, Alfa


Предложение о создании специально для лодки проекта 705 однореакторной двухконтурной паропроизводящей установки по типу ППУ лодки проекта 645 поступило в 1960 году от ОКБ «Гидропресс». Вскоре было принято правительственное решение о разработке такой установки. Научным руководителем работ был назначен академик А.И. Лейпунский.

Одновременно проектировалось два альтернативных типа АЭУ: в ОКБ «Гидропресс» под руководством главного конструктора В.В. Стекольникова создавалась БМ-40А (блочная, двухсекционная, два паропровода, два циркуляционных насоса), а в горьковском ОКБМ под руководством И. И. Африкантова — ОК-550 (блочная, с разветвленными коммуникациями первого контура с тремя паропроводами и тремя циркуляционными насосами).
Одновальная АЭУ ОК-550 была выполнена по однореакторной схеме с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и смонтирована на обычном фундаменте балочного типа. Турбозубчатый агрегат смонтирован на фундаменте с новой системой амортизации, наиболее шумное оборудование установлено на пневматических амортизаторах. Паротурбинная установка ОК-7К — одновальная, блочной конструкции.

На лодке было установлено два вспомогательных движительных комплекса (2 х 100 кВт), размещенных в герметических гондолах в горизонтальных стабилизаторах и снабженных гребными винтами с поворотными лопастями.

Имелось два синхронных генератора переменного трехфазного тока (2 х 1500 кВт, 400 в, 400 Гц). Каждый генератор обеспечивает энергией все потребители своего борта. Установлена вспомогательная дизель-генераторная установка (500 кВт, 300 В) и аварийная аккумуляторная батарея из 112 элементов.
Новый реактор позволил сократить длину ПЛАТ, увеличить скорость, но оказался очень капризными.

Электроэнергетическая система впервые на ПЛА была выполнена на токе повышенной частоты — 400Гц.

В ходе проектирования число отсеков прочного корпуса было увеличено с трех до шести, в полтора раза возросло водоизмещение. Менялась численность экипажа корабля. Первоначально предполагалось, что она составит 16 человек, однако в дальнейшем, по требованиям ВМФ, экипаж довели до 29 человек (25 офицеров и четыре мичмана). Затем экипаж был увеличен до 32 человек. Уменьшение экипажа обусловило и более жесткие требования по надежности оборудования. Ставилась задача устранения необходимости его обслуживания в течение всего плавания.

Легенда флота, Alfa


Жилые, медицинские и санитарные помещения расположены на средней палубе 3-го отсека, камбуз и провизионные помещения — на нижней палубе того же отсека. Кают-компания позволяла одновременно принимать пищу 12 членам экипажа.

Для АПЛ проекта 705 создавались новые боевые и технические средства на основе последних достижений науки и техники 60-х годов, имеющие существенно улучшенные массогабаритные характеристики. Для того чтобы уложиться в рамки технического задания, требовалось сократить экипаж АПЛ до уровня, приблизительно соответствующего экипажу стратегических бомбардировщиков 40-50-х годов. В результате было принято революционное для своего времени решение о создании для АПЛ комплексной автоматизированной системы управления. В ЦКБ при заводе им. Кулакова (ныне — ЦНИИ «Гранит») для корабля была создана уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Аккорд», позволившая сосредоточить все управление АПЛ на центральном посту.

Управление подводной лодкой, ее боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта. Комплексная автоматизация обеспечивала решение задач применения оружия, сбора и обработки тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения внешней обстановки, кораблевождения, автоматического и дистанционного управления техническими средствами и движением.

Несение постоянных вахт у отдельных механизмов и устройств не было предусмотрено. По готовности №1 и №2 производился лишь периодический обход необслуживаемых отсеков вахтенными. Боевая смена в реальной обстановке ограничена восемью членами экипажа.

РЭВ включало в себя автоматизированный ГАК «Океан», автоматизированный комплекс автономных средств навигации «Сож», систему автоматического управления оружием «Сарган», автоматическую систему радиационного контроля «Альфа», автоматизированный комплекс средств радиосвязи Молния», телевизионно-оптический комплекс ТВ-1, РЛС «Бухта», система единого времени «Платан» и система внутрикорабельной связи «Эллипсоид».

Лодка была оснащена универсальным перископом «Сигнал». Для программного, автоматического и ручного управления движением и стабилизацией АПЛ по курсу на ходу, а также по глубине погружения (на ходу и без хода) служила система «Боксит». Автоматическая дифферентовка на ходу производилась при помощи системы «Тан». Управление и контроль за работой энергетической установки, а также электроэнергетической системы и общесудовых систем и устройств обеспечивались системой «Ритм».

В качестве резервных двигателей использовались ЭД мощностью по 100 кВт, расположенные в гондолах на кормовых горизонтальных стабилизаторах.

Для сокращения габаритов и массы электрооборудования на кораблях пр. 705 и 705К использовали ЭЭС переменного тока повышенной частоты 400 Гц, напряжением 380 В. На этих лодках, впервые в отечественной практике, применили пневмогидравлические торпедные аппараты с глубиной стрельбы от перископной до предельной. Впервые в мировой практике лодка имела всплывающую спасательную рубку (камеру), вмещавшую в себя весь экипаж.

Строительство опытной подводной лодки проекта 705 (К-64) с атомной энергетической установкой ОК-550, которая должна была стать прототипом большой серии противолодочных атомоходов, было начато в эллинге Ленинградского адмиралтейского объединения 2 июня 1968 г. 22 апреля 1969 г. корабль был спущен на воду. В конце он прибыл на базу в Западную Лицу и 31 декабря вступил в строй Северного флота, войдя в состав 1-й флотилии 3-й дивизии ПЛ.

Однако лодку преследовали неудачи. В период швартовых испытаний вышла из строя одна из автономных петель первого контура. В начальный период эксплуатации вышла из строя вторая петля. Было выявлено и растрескивание сварного титанового корпуса.

Легенда флота, Alfa


Тем не менее, в 1972 году была сдана курсовая задача №1. При подготовке к выходу в море для отработки курсовой задачи №2 начался процесс затвердевания теплоносителя первого контура. Все меры по предотвращению аварии оказались безрезультатными. В конечном итоге теплоноситель полностью застыл, и реактор был заглушен.

19 августа 1974 г. К-64 была выведена из боевого состава. Ранее, в 1972 году было решение о приостановке дальнейших работ по заложенным лодкам 705-го проекта до выяснения и устранения причин выхода из строя первого контура реактора.

Неудача с головным кораблем на длительное время задержала ход реализации программы, однако не привела к ее прекращению. В Северодвинске начались работы по строительству серии из трех усовершенствованных лодок проекта 705К (шифр «Лира») Последний, четвертый корабль в серии, был разобран на стапеле (?).

Лодки пр. 705К имели блочную ППУ марки БМ-40А (с двумя ПГ и параллельно работающими циркуляционными турбонасосами сплава вместо трех ПГ и трех насосов у ОК-550), смонтированную на фундаменте с двойной системой амортизации (ППУ типа ОК-550 была смонтирована на обычном фундаменте балочного типа). ППУ БМ-40А (150000кВт) — однореакторного типа. В качестве теплоносителя первого контура был использован эвтектический сплав свинец-висмут.

Длина прочного корпуса пр. 705К соответствовала длине прочного корпуса опытной ПЛА К-64, в то время как на серийных кораблях пр. 705 она была увеличена на две шпации в районе реакторного отсека. ТЗА и наиболее шумящие механизмы разместили на пневматических амортизаторах.

Появление лодок пр.705 и 705К стало настоящей сенсацией, так как комбинация высокой скорости сопоставимой со скоростью противолодочных средств, большой глубины погружения и высокой маневренности вынудила наших вероятных противников создавать новое поколение противолодочного оружия, все существовавшее казались американцам неэффективным. Благодаря особенностям своей энергетической установки, которой не требовался специальный переход на повышенные параметры ГЭУ при увеличении скорости, как это было на лодках с водо-водяными реакторами, ПЛ 705 проекта могли развить полный ход в течение минуты. Большая скорость позволяла быстро зайти в «теневой» сектор любого надводного или подводного корабля, даже если предварительно лодка и была обнаружена гидроакустиками противника. Высокие скоростные и маневренные характеристики АПЛ пр. 705 позволили отработать эффективные маневры уклонения от выпущенных торпед противника с последующей контратакой. В частности, лодка могла на максимальной скорости хода осуществить циркуляцию на 180° и уже через 42 секунды двигаться в обратном направлении. Обводы корпуса лодок обеспечивали минимальное отражение гидро-аккустических сигналов, что затрудняло атаку «Альфы» кораблями противника, использующими ГАС в активном режиме.

Легенда флота, Alfa


Однако в ходе эксплуатации лодок проекта 705 проявились и существенные недостатки, препятствующие их эффективному использованию. В частности, возникли серьезные трудности с обеспечением базирования (из-за необходимости постоянного поддержания первого контура реактора в горячем состоянии). Были необходимы регулярные специальные операции по предотвращению окисления сплава-теплоносителя, постоянный контроль за его состоянием и периодическая регенерация (удаление окислов). Оказались неразрешимыми и многие эксплуатационные вопросы. В частности, так и не удалось реализовать на практике идею создания двух экипажей АПЛ — «морского» и «берегового», обеспечивающего эксплуатацию и обслуживание АПЛ при нахождении ее на базе.

Печально, что все эти недостатки фактически зачеркнули подлинное «русское подводное чудо». Ведь комплексная автоматизация по большому счёту себя полностью оправдала, а АЭУ с ЖМТ еще не сказала своего последнего слова.

В результате карьера ПЛ 705 проекта, несмотря на их уникальные достоинства, оказалась относительно непродолжительной. Ее «закату» способствовала и пресловутая перестройка, в результате которой вооруженные силы начали быстро лишаться финансирования.

К-123 вошла в историю одним из самых продолжительных в истории отечественного подводного флота капитальным ремонтом, продолжавшимся более девяти лет — с июня 1983 по август 1992 г. В июле 1997 г. этот корабль был исключен из состава флота. Остальные ПЛ были исключены из состава ВМФ значительно раньше — в 1990 году.

Следует особо отметить, что за 20 лет своей эксплуатации на кораблях этого проекта в борьбе за живучесть не был потерян ни один человек.

В процессе работы по проекту 705 планировалось создать три его модификации. ПЛАРК пр.705А, оснащенную противокорабельным комплексом с подводным стартом «Аметист», ПЛАРБ пр.687(705Б), оснащенную ракетами комплекса Д-5, ПЛАТ пр.705Д которая являлась бы полным аналогом ПЛ пр.705, но была оснащена водо-водяным реактором. Но обе эти лодки так и остались в эскизах.

Легенда флота, Alfa


Тактико-технические характеристики Проект 705 и 705К «Лира»
Водоизмещение надводное, м. куб. 2300
Водоизмещение подводное, м. куб. 3180
Длина, м 81,4
Ширина, м 10,0
Осадка, м 7,6
Суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 155
Скорость в надводном положении, узлов 14,0
Скорость в подводном положении, узлов 41,0
Глубина погружения рабочая, м 320
Глубина погружения предельная, м 400
Автономность, суток 50
Экипаж, чел. 32
Вооружение торпедное: количество и калибр ТА, мм 6 х 533, боезапас (тип) торпед и мин 20 (торпеды САЭТ-60 и СЭТ-65 или 24 (36?) мины ПМР-1 и ПМР-2), ПУТС «Сарган»
Вооружение радиоэлектронное: БИУС «Аккорд» (МВУ-III), НК «Сож», КСС «Молния», ГАК «Енисей» (МГК-1001), РЛК «Чибис», ТК ТВ-1.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему



Читайте также
Комментарии 68
  1. tronin.maxim 27 сентября 2013 07:58
    Эх,сейчас бы хоть 1 такою субмарину, а лучше мадернизированную, не 1 мало надо больше , хотя с нашим бюджетом на флот далеко не уедешь. Впервые сталкиваюсь со свехманевренностью подводных лодок, крайне неожиданно и приятно!
    1. vjhbc 27 сентября 2013 12:01
      согласен у меня только один вопрос к автору статьи да и к другим авторам что у нас за мания уничижения и преклонения перед западными лей балами ну есть же у всего нашего вооружения та же ПЛ Проект 705 и 705К «Лира» собственные названия взять туже артилерию (василёк, акация, гиацинт, хризантема)это же прекрасные названия так нет нужно в заглавие и в статью всунуть чужеродное вражеское название вот я ни разу не видел и не слышал чтобы натовцы свою технику называли нашими классификатарами их вооружения а то что не статья то обязательно всякие блеки шмеки хереки они же нам нах-ер не нужны
    2. cdrt 28 сентября 2013 14:17
      А зачем нужна такая лодка сейчас? От них слава богу избавились не так давно.

      По поводу самой концепции анекдот вспомнился: черные всегда побеждают в беге, белые в стрельбе laughing

      Ответом на наши сверхскоростные, но шумящие через океан Лиры со стороны американцев стала...новая модификация торпеды... И все.
      Сама Лира на полном ходу шумела так, что ее реально с сотен км слышали, сама она в этот момент естественно не слышала ничего.
      Идеальная цель, что для ПЛА, что для Ориона, что для Викинга.
      Собственно - именно потому следующее поколение лодок делали уже традиционно - максимально малошумными, пусть и не выдающимися по скорости - чай ПЛА, а не торпедный катер.

      Так что серийное строительство Лир - пустая трата денег, лучше б 10 671-х (а потом и 971) дополнительно запилили.
      А вот был бы это одна - опытная ПЛ, цены б ей не было.
      Ну и....реакторы на жмт что то пробуют все пробуют, но не идет никак. А жаль - и идея красивая, и характеристики ого какие.
      1. Misantrop 28 сентября 2013 16:43
        Цитата: cdrt
        От них слава богу избавились не так давно.
        От БЖРК тоже избавились почти в те же годы. И тоже радовались... А потом спохватились...
        Misantrop
  2. altman 27 сентября 2013 08:02
    Что же мешает на основе этих разработок и с применением новых технологий строить новые лодки? Небольшого водоизмещения и высокоавтоматизированные..желательно недорогие и большой серии...
    1. July 27 сентября 2013 09:32
      Не что, а кто...Табуреткины.
      July
    2. tronin.maxim 27 сентября 2013 09:53
      Цитата: altman
      .желательно недорогие

      В том все и дело, что они дорогие из за использование титана, в кинофильме прямо об этом говорится. Сделать бы титановую дизель электрическую подводную лодку. За счет прочности титана она смогла бы погружаться метров на 500 точно, хотя учитывая талант наших конструкторов то и 1км . Титановая ДЛПЛ практически бесшумная с большой глубиной погружения + гиперзвуковые ПКР подводного старта. Кошмарней противника и не представишь. Мдааа, что сильно в фантастику будущего потянуло или...
    3. atalef 27 сентября 2013 10:56
      Цитата: altman
      Что же мешает на основе этих разработок и с применением новых технологий строить новые лодки? Небольшого водоизмещения и высокоавтоматизированные..желательно недорогие и большой серии...

      Ничего , за исключением того . что это оказалась ( при данном техническом прогрессе ) тупиковой ветвью развития реакторов.Американцы то же экспериментировали с реакторами с жидкометаллическим теплоносителем и в итоге от этого отказались.
      Слишком всё сложно и ненадёжно.
    4. Nayhas 27 сентября 2013 12:01
      Цитата: altman
      Что же мешает на основе этих разработок и с применением новых технологий строить новые лодки?

      Использование в реакторе ЖМТ оказалось сложно и дорого. Даже сейчас это выльется в большую "копейку".
    5. вася 27 сентября 2013 12:29
      "Комсомолец" - утопили. Высокотехнологичная, на других реакторах.
      По "Курску" официально назначили виноватым мичмана.
      Создание Нашей страной Нормального оружия не выгодно определенным государствам.
      Сейчас Все почти все титановое производство работает на импорт. Это уже частные предприятия с иностранным участием. Покупая часы из титановых сплавов, летая на "Боингах" и т.д. знайте - это Наш титан
      Проблемы с реактором? Это вопрос КАЧЕСТВА производства и состояния береговых баз, в чем Наши всегда пренебрегали (Советский человек Все может, ну и могли, а вот техника не выдерживала). Из-за отсутствия нормальных баз т.е. отсутствия нормального обслуживания и отдыха л.с. очень много кораблей и лодок списали.
      1. cdrt 28 сентября 2013 14:30
        Это вопрос КАЧЕСТВА производства и состояния береговых баз, в чем Наши всегда пренебрегали

        Причем качество ВСЕГДА было проблемой, начиная с зарождения Советского судостроения (20-е-30-е).
        Ну и...никакое отношение с береговой инфраструктуре - визитная карточка нашего ВМФ опять же с самого его начала.
        Про флот РИ не говорю - другой флот, другие люди.
        Преемственности между ними фактически не было (в отличие от Армии кстати).
    6. cdrt 28 сентября 2013 14:25
      Что же мешает на основе этих разработок и с применением новых технологий строить новые лодки? Небольшого водоизмещения и высокоавтоматизированные..желательно недорогие и большой серии...

      Это вы попросили за дешево серийно сделать кар Формулы-1 с ресурсом двигателя в 1000000км.
      Так не бывает- или дудочка, или горшочек laughing
      Или Формула-1 с ресурсом движка в 10 часов и за миллионы долларов, или Фольксваген с ресурсом в 1 млн км и за 25тыс. Долларов.
      А такие лодки - сделали - французы - Рубис. И небольшие, и автоматизированные. Но...нескоромтные, и совсем не дешевые. Ну и...много менее эффективные, чем те же Лос-Анжелесы, Си Вулфы, Вирджинии, 971, 945, которые и размером раза в 3 больше, и дороже, зато менее шумные, лучше слышат, вооружения несут больше
    7. gunnerminer 29 сентября 2013 01:27
      то же мешает на основе этих разработок и с применением новых технологий строить новые лодки?




      Обстановка в руководстве ОСК.
      gunnerminer
  3. Sirocco 27 сентября 2013 08:08
    Ну что сказать? лодка сделала свой вклад в обороноспособность страны, так сказать на ней откатали технологии, которые сейчас внедряются в современных субмаринах. Ну а Горби с его перестройкой, и предательством своего народа, будем вспоминать плохим словом долго. предлагаю пройти по ссылке (Военные материалы) там подробнее написано про ШОК который испытали ВМФ США от этого чуда Русской мысли. http://warfiles.ru/show-3433-arsenal-titanovyy-mech-v-podvodnyh-glubinah.html
    Обескураживает, как поспешно были выведены из эксплуатации лодки 705-го проекта, эти подводные истребители. Несмотря на юный возраст (7-10 лет при сроке службы в 25 лет), они первыми пошли под нож. Попытка сохранить корпус одной «Лиры» для превращения её в музей успехом не увенчалась.
    Титан! Скорее всего это и решило судьбу этих субмарин. При цене на него в 2-3 тыс. долларов США за тонну (1998 г.) их корпуса быстро «утилизировали»; разделка велась на средства зарубежных «спонсоров». Куда ушли тысячи тонн этого чудо-металла? Хотелось бы верить, что не на «тот» берег.
    Вот здесь я не согласен, дело не в Титане, а в том что эти лодки могли разнести в пух и прах любое судно США. Вследствии этого взник у них шок и трепет, и как продолжение этого, через Горби устранили опстность для своего флота.
    1. Nayhas 27 сентября 2013 12:03
      Цитата: Sirocco
      Вот здесь я не согласен, дело не в Титане, а в том что эти лодки могли разнести в пух и прах любое судно США.

      Разнести "любое судно" США способна любая АПЛ, у Лиры особых преимуществ не было.
      1. Sirocco 27 сентября 2013 14:14
        Вы вероятно невнимательно читали статью, её преимущество это скорость 44.7 узла (82,78 км/час), вследствии чего она в течении 40 сек. может зайти в хвост атакующей лодки, и также имеет скорость сравнимую со скоростью торпеды. Второе, это титановый корпус, со всеми вытекающими последствиями, ну и уникальная в то время боевая информационно-управляющая система (БИУС)
        1. spravochnik 28 сентября 2013 23:02
          44,7 уз - это скорость АПЛ пр.661 Анчар, а не Альфы. Максимальная скорость Альфы - 42 уз.
          1. Misantrop 29 сентября 2013 09:14
            Цитата: spravochnik
            Максимальная скорость Альфы - 42 уз.
            105 заказ на государственных испытаниях выдал 42,3 узла при мощности аппарата 85 %
            Misantrop
  4. archi.sailor 27 сентября 2013 08:09
    доброе утро всем. статья хорошая, но в фотографиях закралась ошибка.Даже две-самая первая это 971 проект и нижняя фото тоже она. С уважением
    1. ABV 27 сентября 2013 09:06
      Поддерживаю, только хотел написать про фото!
      Болезнь наших СМИ - постоянное несоответствие фотоматериалов освещаемому вопросу!!!
      А статья ОТЛИЧНАЯ+
      ABV
  5. RPG_ 27 сентября 2013 09:11
    Они опередили свое время, все токи реакторы еще далеки до совершенства и создают много проблем при эксплуатации.
  6. Mihaylo Tishayshiy 27 сентября 2013 09:20
    О таких вещах говорят: "она опередила своё время", хотя в наше время она вообще бы не появилась - страна не та. А доработать бы её с учётом современных достижений в науке и технике, и она на десятилетия обеспечит дикой головной болью всех натовских адмиралов и прочих недругов. Да вот только "бы" мешает.
    1. cdrt 28 сентября 2013 14:37
      Меня всегда смущает, когда о серийном изделии с стоимостью единицы на сегодняшние деньги в 1-1.5 млрд долларов говорят - опередила свое время.
      В переводе на простой язык - за бешеные деньги построили серию небоеспособных в течении большой части времени кораблей (дефекты промышленности, отсутствие береговой инфраструктуры, реальная высокая сложность лодки и т.п.). Понятно, что рекордные характеристики радовали капитанов, адмиралов. Вот только за те же деньги можно было сделать 10 лодок-солдат - 671, или даже 971. Которые могли бы много больше пользы принести обороне страны.
      Короче - одна лодка, опытная - опередила свое время. Серия опередивших - раздолбайство и транжирство корпорации военных и ВПК.
      1. Misantrop 28 сентября 2013 16:37
        Цитата: cdrt
        или даже 971
        А ничего, что 971 появились на 20 лет позже? Как раз на основе опыта эксплуатации кораблей 705 и 761 проектов, творчески переработав наработанный на тех проектах опыт эксплуатации...
        Misantrop
  7. бездельник 27 сентября 2013 09:26
    ...комбинация высокой скорости сопоставимой со скоростью противолодочных средств, большой глубины погружения и высокой маневренности


    Характеристики лодки впечатляют! Уверен, что при наличии политической воли и финасовой поддержки русские инженеры смогут создать ещё более выдающиеся образцы АПЛ.
    бездельник
    1. Misantrop 27 сентября 2013 23:55
      Цитата: бездельник
      Характеристики лодки впечатляют!
      Увидев ее живьем, впечатляешься еще больше. А уж сходив на ней в море... Все приготовление к бою и походу занимало 15 минут (вместо двух с лишним часов у всех остальных). А вот систему базирования им так и не сделали толком, отчего у дивизиона движения была вечная проблема дежурства по работающей ГЭУ в базе
      Misantrop
      1. jjj 28 сентября 2013 01:07
        А на полном ходу разговаривать в отсеках можно было спокойно?
        jjj
        1. Misantrop 28 сентября 2013 16:32
          Цитата: jjj
          А на полном ходу разговаривать в отсеках можно было спокойно?
          В отсеке центропоста - запросто. А вот в корме приходилось носить респираторы - используемое в турбинной группе масло при испарении давало довольно неприятный эффект: где-то через сутки дыхания без средств защиты полностью садился голос. Один из сокурсников не поверил, респиратор не носил, так потом две недели мог только шептать... Да и система внутрикорабельной связи "Эллипсоид" была, скажем так, несколько странная. Давала сильные искажения. Текст можно разобрать, а вот тембр голоса, да еще из-под респиратора - не всегда. Командир турбинного отсека этим с успехом пользовался. На длительной тревоге оставлял меня вместо себя на связи, а сам уходил в 6-й подремать на линии вала lol Соответственно, к моменту возвращения в базу с задачи он из всех операторов ГЭУ был самый бодрый lol

          Что же до шумности, то на атомоходах было вполне возможно говорить в энергетических отсеках на любых параметрах установки, не повышая голоса. Это - не котельное отделение 68Б, где приходилось орать в ухо, чтобы хоть что-либо разобрать
          Misantrop
  8. July 27 сентября 2013 09:30
    Действительно впечатляет! Как наши инженера и проектировщики из ничего творили совершенство! Как отличается этот проект от американской "тарелки" в соседней статье! Нашим умам нет равных в мире! Честь и хвала нашим разработчикам!
    July
  9. AK-47 27 сентября 2013 10:06
    Печально, что все эти недостатки фактически зачеркнули подлинное «русское подводное чудо».

    Действительно печально.
    Сколько средств и интеллектуального ресурса было затрачено напрасно.

    Project 705K
    AK-47
    1. Nayhas 27 сентября 2013 12:07
      Цитата: AK-47
      Сколько средств и интеллектуального ресурса было затрачено напрасно.

      Это был первый проект однокорпусной АПЛ в СССР. Но не получилось... Лира стала двухкорпусной заметно прибавив в водоизмещении. Применение ЖМТ конечно было ошибкой, однокорпусная АПЛ с классическим реактором и повышенной автоматизацией прожила бы гораздо дольше и нервы бы супостату попортила...
      1. вася 27 сентября 2013 12:33
        Цитата: Nayhas
        Цитата: AK-47
        Сколько средств и интеллектуального ресурса было затрачено напрасно.

        Это был первый проект однокорпусной АПЛ в СССР. Но не получилось... Лира стала двухкорпусной заметно прибавив в водоизмещении. Применение ЖМТ конечно было ошибкой, однокорпусная АПЛ с классическим реактором и повышенной автоматизацией прожила бы гораздо дольше и нервы бы супостату попортила...

        Применение такого реактора не было ошибкой. ОГшибкой было не ужесточение требований к производству и обслуживанию реакторов.
        К сожалению в эти времена уже ушли от Персональной ответственности за качество и перешли на количество
    2. cdrt 28 сентября 2013 14:39
      Всегда считал 705 - самой транжирной и бессмысленной затеей нашего подплава и ВПК, но красива же как laughing
  10. барбитурат 27 сентября 2013 10:16
    удивительная лодка конечно, преклоняюсь перед ее создателями, но непонятна концепция ее боевого применения. Много читал о ее уникальных характеристиках и возможностях, а вот как бы это реализовывалось на практике? Очевиден существенный разрыв в шумности с западными апл(о большом шуме упоминается и в статье), а значит и в дальности обнаружения. Рассказали бы авторы(если знают), каким образом лодки этого проекта превращались в охотников, а не в быстроногих оленей на прицеле тихокрадущихся охотников. Предназначалась ли она вообще для противолодочной борьбы, быть может идея была в атаке конвоев через атлантику из США в Европу в случае войны. Непонятно пока.
    1. Nayhas 27 сентября 2013 12:18
      Цитата: барбитурат
      Очевиден существенный разрыв в шумности с западными апл(о большом шуме упоминается и в статье)

      Лира задумывалась однокорпусной, но проект с одним корпусом не смогли протолкнуть, поэтому получилась двухкорпусной, что повлияло на шумность. "Тихие" винты начали делать только в 80-х с покупкой станков с ЧПУ у Тошибы, поэтому Лира их не получила.
      1. барбитурат 27 сентября 2013 14:49
        да тут не величина смачиваемой поверхности определяла шумность и не высокооборотистые винты, а реактор с ЖМТ, скорее всего. На таких скоростях и с таким уровнем собственных шумов лодка слепа и глуха, вот и интересна концепция ее применения, может она предназначалась как то взаимодействовать с другими апл, работать в составе команды, или против надводных конвоев НАТО. Вот об этом я нигде не встречал пояснений.
        1. saturn.mmm 27 сентября 2013 18:28
          Цитата: барбитурат
          На таких скоростях и с таким уровнем собственных шумов лодка слепа и глуха,

          Наверное на 41 узле она не летала по океанам все время, большую скорость вероятно использовали при нападении, а в походных условиях при 6-8 узлах она не гремела на весь океан (предположение).
          1. cdrt 28 сентября 2013 14:44
            а в походных условиях при 6-8 узлах она не гремела на весь океан (предположение).

            Читал в Джейнс году в 1986, что слышали их и сопровождали Лос-Анжелесы уверенно г любых скоростях, в смысле на сколь угодно малых. Что и понятно - либо удельная мощность, либо малошумность - всякие амортизирующие фундаменты явно удельную мощность не увеличивают
            1. Misantrop 28 сентября 2013 16:51
              Цитата: cdrt
              Читал в Джейнс году в 1986, что слышали их и сопровождали Лос-Анжелесы уверенно г любых скоростях, в смысле на сколь угодно малых.

              Больше читайте подобные сказки, они еще и не то расскажут lol У "лося" против 705-го шансов не было, НИ ОДНОГО. Даже если выстрелит первым. Малошумных торпед не придумано до сих пор. Демаскирование при залпе идет однозначно, даже если раньше и не слышали. Полный ход турбине, циркуляция и ... расстрел сохатого с кормовых углов. А если еще учесть, что на скорости более 5 узлов лось беззащитен (торпеду тупо сломает набегающим потоком, у него веерные ТА), то шансов у него ЕЩЕ меньше... request
              Misantrop
        2. флотский33 27 сентября 2013 20:22
          приветствую! Служил в Западной Лице на РТМе,нам офицеры рассказывали,что эти лодки были предназначены как целеуказатели на АУГ, из-за большой глубины погружения.Один раз спускался к ним на экскурсию в ЦП,там реально всё компактно как в космическом корабле!
          1. барбитурат 28 сентября 2013 05:20
            ну вот, хоть чтото прояснилось в тактике применения,спасибо
    2. вася 27 сентября 2013 12:36
      Это истребитель - охотник (как Люфтваффе во 2-й мировой) увидел-выстрелил-убежал.
  11. carbofo 27 сентября 2013 10:43
    Лучше пару десятков с ракетами Шквал , только бы решить все проблемы с реактором и шумностью.
    Тогда нервы у капитанов противника будут на грани истерики, только от одного факта что в районе есть наша лодка.
    1. вася 27 сентября 2013 12:40
      Цитата: carbofo
      Лучше пару десятков с ракетами Шквал , только бы решить все проблемы с реактором и шумностью.
      Тогда нервы у капитанов противника будут на грани истерики, только от одного факта что в районе есть наша лодка.

      А Вы знаете дальность "шквала" для того, чтоб утверждать, что они лучше? "Шквал" это ближнее оружие.
      1. carbofo 30 сентября 2013 23:28
        Цитата: вася
        А Вы знаете дальность "шквала" для того, чтоб утверждать, что они лучше? "Шквал" это ближнее оружие.

        Это вы утверждаете, а не я.
        И вы вообще читали что я написал , не надо мне приписывать утверждения рожденные вашей головой.
  12. Evgeniy667b 27 сентября 2013 10:56
    Подлодки проекта 705 и 705к очень напугали в свое время американцев и они через агентов влияния приложили все силы, чтобы от них избавиться. Именно подлодки такого уровня, но с учетом новых разработок и технологий должны составлять основу нашего атомного подплава, но никак не монстры водоизмещением под 20тыс.тонн. Опыт есть, надо только спроектировать, построить опытовую и в серию, наравне с неатомными! Тогда наши ВМС будут способны охладить любые агрессивные головы.
  13. xtur 27 сентября 2013 11:39
    очень интересно, что судя по статье были проекты этих лодок на реакторах типа ВВЭР. А ведь выбор метала в качестве теплоносителя определялся именно большей компактностью металических реакторов.
    Получается, что даже на водяных реакторах можно было создать маленькую и в достаточной степени мощную ЭУ

    В любом случае, за реакторами с металическим охлаждением будущее, т.ч такие эксперементы необходимо продолжать
  14. МЧПВ 27 сентября 2013 11:42
    Вот все же интересно но первой лодкой с реатором на ЖМТ была К-27 пр 645ЖМТ "Золотая рыбка" или "Нагасаки"(имела два прозвища).
    К-27 — советская атомная подводная лодка, единственный корабль, построенный по проекту 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Конструкция лодки близка к проекту 627 «Кит». Лодка являлась кораблём-лауреатом различных премий, из её экипажа вышли адмиралы и Герои Советского Союза. К-27 имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки»[2].

    Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Подводная лодка под командованием И. И. Гуляева побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

    До 7 сентября 1965 года числилась в боевом составе как крейсерская подводная лодка (КрПЛ) и только впоследствии была переведена в разряд опытных. 24 мая 1968 года произошла радиационная авария, пострадал весь экипаж, погибло 9 человек. Сама лодка только 1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.


    Выводы по эксплуатации систем и механизмов

    По сравнению с подводными лодками, оборудованными водо-водяными реакторами того времени, лодка К-27 имела ряд преимуществ за счёт применения атомной энергоустановки с ЖМТ-реактором[15]:

    Более высокая скорость;
    Лучшая динамика и, как результат, более высокая маневренность;
    Сравнительно более высокий уровень безопасности в связи с низким (близким к атмосферному) давлением в первом контуре реактора.

    К негативным сторонам работы установки можно отнести[15]:

    Проблема постоянного образования радиоактивного полония-210 и риск отравления экипажа. Эта проблема была решена в рамках этого проекта, и в следующих реализациях ЖМТ-реакторов проекта СВБР 75/100, предназначенных для использования на подводных лодках проекта 705 и 705К применялся улучшенный вариант этой защиты.
    Необходимость проведения регенерации сплава — очистки от шлаков, окислов и примесей. Именно это стало причиной аварии на К-27. Этот опыт был учтён при разработке новых реакторов этого типа, проанализированы условия образования нерастворимых шлаков и пылевидных окислов. В будущем с проектом 705 проблем с зашлакованностью не возникало[1].

    Материалы лёгкого и прочного корпуса лодки в процессе показали себя плохо, лёгкий корпус подвергся растрескиванию после второго похода[8]. Выяснилось, что эта маломагнитная сталь обладает низкой коррозионно-механической прочностью, в результате в среде морской воды в ней развивалась межкристаллическая коррозия. В результате произошло образование многочисленных трещин, и так как материал показал себя плохо, в результате маломагнитные стали для строительства подводных лодок больше никогда не использовались. Также и размагничивающее устройство показало себя не с лучшей стороны: стабильность работы этого устройства и степень компенсации магнитного поля были признаны неудовлетворительными и устройство впоследствии не применялось[1].
    1. вася 27 сентября 2013 12:58
      Вот я и говорю - главное качество. После ухода Сталинской политики перехода в Коммунизм, в том числе: Перехода количественных изменений в качественные и персональной ответственности за произведенное, главным стало количественное, т.е. не качественное произвоство. Из-за этого и гибли люди, и стали предпочитать иностранное.
      Вообще интересно. Сталин хорошо относился к Кирову - убили, к Жданову (несмотря на его русофильскую политику) - залечили. Самого Сталина - траванули (или не оказали своевременную мед.помощь - все равно статья)
      Путин развелся. Пускают слухи о Кабаевой.
      Сколько уже покушений на ВВП было? Только официальных?
      1. cdrt 28 сентября 2013 14:52
        Ну...крейсера с растрескивавшимися корпусами строили при Сталине.
        А вот после него научились строить лучше.
        Не связано это никак.

        Вопрос не в качестве и количестве.
        Есть Формула-1, есть Фольксваген. Оба - автомобили, но один рекордный, другой трудяга.
        И как ни отрабатывай технологию, Формула-1 будет спринтером, Фольксваген - стайером.
        Короче - корабли были созданы без продумывания вопросов поддержания боеспособности и рекордных характеристик в реальном производстве, и реальной эксплуатации.
        Потому и были выведены сразу же из эксплуатации.
  15. sergo1979 27 сентября 2013 11:43
    первая картинка не лира пр705 а щука пр670
    sergo1979
    1. saturn.mmm 27 сентября 2013 18:43
      Цитата: sergo1979
      первая картинка не лира пр705 а щука пр670

      пр.670 это "Скат" пр.670М "Чайка" а первая и последняя это пр.971 "Щука" как заметил выше archi.sailor(на фото ПЛ пр.971 кликабельно)
  16. sergo1979 27 сентября 2013 11:43
    последняя тоже
    sergo1979
  17. moreman78 27 сентября 2013 11:54
    Умные люди сначала просчитывают всевозможные варианты, потом создают опытный образец, проводят его опытную эксплуатацию и только в случае успеха разворачивают серийное производство с обязательным обустройством инфраструктуры. А тут сплошные диссертации, премии за разработку и внедрение, создание целой серии подлодок и на выходе - СПИСАНИЕ И УТИЛИЗАЦИЯ ИЗ-ЗА НЕРАЗРЕШИМЫХ ПРОБЛЕМ!
    История проекта 705 и 705К - это аксиома как нельзя делать. Только растранжирили ресурсы государства. За такое к стенке ставили в былые времена.
    1. xtur 27 сентября 2013 13:49
      техника тем и отличается от научной теории, что всех аспектов невозможно предусмотреть.
    2. cdrt 28 сентября 2013 14:57
      История проекта 705 и 705К - это аксиома как нельзя делать. Только растранжирили ресурсы государства. За такое к стенке ставили в былые времена.


      Вот вот.
      При столь любимом многими здесь ИВС, как только выявились бы проблемы с эксплуатацией - забрали бы всех (и флотских, и судостроителей, и конструкторов, и министров) на Лубянку, там бы по вышибали бы все зубы, потом сравнили показания, и ...лиц принимавших решения, приведшие к СЕРИИ небоеспособных лодок пустили бы в расход.
      Одно дело - опытная лодка - там можно все что угодно, другое дело - корабль-солдат. Это как автомат Калашникова должен быть
      1. Misantrop 28 сентября 2013 16:54
        Цитата: cdrt
        Это как автомат Калашникова должен быть

        Это и был Калашников СФ все время, пока они служили. Что назвается "каждой дырке затычка", АПЛ, ВСЕГДА готовые моментально выйти в море. Вот их и гоняли постоянно, как не родных...
        Misantrop
  18. Kovrovsky 27 сентября 2013 16:06
    Цитата: RPG_
    Они опередили свое время, все токи реакторы еще далеки до совершенства и создают много проблем при эксплуатации.

    Пришла на ум аналогия с SR-71, самолетом опередившим свое время, во время эксплуатации его тоже было выявлено много проблем.
    Kovrovsky
  19. samoletil18 27 сентября 2013 17:00
    Цитата: tronin.maxim
    Цитата: altman
    .желательно недорогие

    В том все и дело, что они дорогие из за использование титана, в кинофильме прямо об этом говорится. Сделать бы титановую дизель электрическую подводную лодку. За счет прочности титана она смогла бы погружаться метров на 500 точно, хотя учитывая талант наших конструкторов то и 1км . Титановая ДЛПЛ практически бесшумная с большой глубиной погружения + гиперзвуковые ПКР подводного старта. Кошмарней противника и не представишь. Мдааа, что сильно в фантастику будущего потянуло или...
  20. samoletil18 27 сентября 2013 17:10
    Тут коммент классный попался выше: сделать бы титановую дизель-эдектрическую лодку. Я просто в шоке. Идеи возникают в российских умах не иссякая! Интересно, наши геополитические оппоненты просеивают такие сайты?
    1. papik09 28 сентября 2013 10:30
      Пусть просеивают, толку мало будет, титана то у них нетути в нужном количестве. Вот и пусть просеивают и боятся, что сделают такую laughing
    2. cdrt 28 сентября 2013 15:04
      Идеи возникают в российских умах не иссякая!

      Про это есть в "Особенностях национальной рыбалки" - про то как участковый коалу завел и кормил его березовыми листьям, поливая их настойкой эвкалипта.
      Ответ лесника был хороший - "...да уж, дураков в России лет на 100 припасено" laughing

      Титановая (т.е.очень дорогая) ДЭПЛ пусть и с ВНЭУ.
      Скорость 2-3 узла на десять дней или 20, но на 10 часов...а потом...под РДП на глубине в 10м...и это из титана...для атаки АУГ...
      Сон разума...

      Когда лодочный дизель на ПЛ в бухте работает, на берегу на столе ложки в стаканах звенят laughing
  21. ученый 27 сентября 2013 20:30
    Очень красивое техническое решение. Интересно, а эти лодки утилизировали или нет?
    Титан ведь очень долговечный материал, а значит лодки в принципе должны обладать возможностью длительной модернизации. И эта модернизация может быть очень эффективной, ведь уровень автоматизации был даже в проекте очень высокий, а новые технологии позволят в десятки раз повысить эффективность и снизить габариты.
    1. I am 27 сентября 2013 22:43
      Титано-ванадиевый сплав из которого делались корпуса лодок, уязвим без специальной защиты для коррозии водой, в которой плавает эта лодка, происходит растрескивание сварных швах, если они есть. Или опять-же растрескивание в углах и перегибах.
      Может неверно использовала термины, но нам это рассказывал в политехе на сопромате один из разработчиков таких корпусов, работавший в свое время в НИИ Интеграл.
      1. ученый 28 сентября 2013 17:28
        я к сожалению не химик, но читать умею. Можете найти сами в любом хим. справочнеке. Свойства титанового сплава: "Устойчив к коррозии благодаря оксидной плёнке,устойчив к разбавленным растворам многих кислот и щелочей". А свариваются листы титана в инертном газе. Думаю он более усточив к коррозии чем алюминий и тем более железо.
        1. ученый 28 сентября 2013 17:44
          В нашей стране в полупромышленном масштабе производят b -сплав 4201 (Ti+33%Мо), отличающийся высокой коррозионной стойкостью. В ряде областей применения он может заменять тантал, коррозионно-стойкие никелевые сплавы и даже золото и платину. Сплав отличается высокой технологической пластичностью, хорошо сваривается всеми видами сварки.
  22. atalef 27 сентября 2013 20:34
    Цитата: ученый
    Титан ведь очень долговечный материал, а значит лодки в принципе должны обладать возможностью длительной модернизации

    Вы в какой области учёный ?
    Думаете потенциал в модернизации зависит оз какого материала сделана АПЛ ?
    fool
    1. ученый 28 сентября 2013 17:31
      Не стучи себя по голове, последние мозги вытрясишь. И на глупые вопросы не овечаю, боюсь вы будете плохо спать после этого. Но свечку в церкви за вас завтра обязательно поставлю.
  23. Михаил_59 27 сентября 2013 23:10
    Надо же, я и не знал о таком проекте ВМФ СССР - считал, что титановый корпус в то время применялся только на АПЛ проекта "Анчар" - тот самый "убийца авианосцев", он же - "золотая рыбка".

    ТТХ подводного атомного ракетоносца проекта 661 «Анчар»:
    Водоизмещение - 8000 тонн, экипаж - 85 человек
    Длина - 106м, высота - 14,5м, глубина погружения - 550 м
    Вооружение:
    Ракетный комплекс «Аметист» - 10 ракет (глубина пуска 30 м)
    Торпедные аппараты 533 мм - 4 (боекомплект 12)

    Во время испытаний лодка показала скорость более 44 узлов (80 км/ч), т.е., по-сути, это скорость торпеды.

    Лодка создавалась как ответ на новую американскую океанскую стратегию устрашения, основой которой являлись АУГ.

    Создателям этой подлодки были поставлены условия - запрещалось использовать решения отработанные на ранее построенных подводных лодках.
    Крылатые ракеты «Аметист» имели дальность полета 80 км, по этой причине была нужна высокая скорость движения подлодки, чтобы максимально быстро подойти к авианосцу на дистанцию ракетной атаки. Проект, в котором применили 398 новых технических решений, был завершен в конце 1960г.

    Широко использовалась телемеханика, телекамеры для мониторинга опасных систем. Также на новый уровень вышла автоматизация всех процессов управления. Строились макеты постов и рабочих мест - для обеспечения эргономики - новое слово на тот момент. Предусмотрены 2 новых атомных реактора, оригинальная двухвальная атомная пароэнергетическая установка мощностью по 40 тысяч л.с., на каждом валу. (В 2 раза эффективнее аналогов). Лодка могла выполнить 4 кругосветки без перезарядки реакторов.

    Особое внимание - снижению шумности, уровня акустических помех и работе гидроакустических станций. Шумные механизмы были закреплены с использованием амортизаторов.

    Многоцелевая атомная подводная лодка К-162 была заложена 28 декабря 1963 года на Северодвинском судостроительном предприятии «Севмаш» под заводским номером 501.
    Вышла на ходовые испытания 13 декабря 1969г.
  24. Михаил_59 27 сентября 2013 23:23
    История с титановыми корпусами не закончена. Флот России решил вернуть в строй уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда», корпус которых выполнен из титана. Титановые лодки создавали в 1980-е годы, поскольку они более прочные, не притягивают магнитные мины.

    Восстановить лодки оказалось экономически целесообразнее, чем утилизировать.

    Сейчас в составе флота четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований): две проекта 945 «Барракуда» — К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» — К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород».

    Главная мишень «Барракуд» и «Кондоров» — авианосцы и подводные лодки. Для их уничтожения используются торпеды, которые выстреливают из двух 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм. В отличие от «Барракуд» «Кондоры» могут стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 50 м глубже — до 600 м. ПВО - зенитные ракеты «Игла».

    Все лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном заводе «Звездочка» в ожидании восстановления.

    Несмотря на возраст, корпуса титановых лодок в отличном состоянии.

    По предварительным данным, титановые субмарины получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат их стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр» (Club-S), в том числе по наземным целям.

    Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа «Лос-Анджелес». Российский корабль получил небольшие повреждения рубки, а американскую лодку пришлось списать.
    1. русс69 28 сентября 2013 00:03
      Цитата: Михаил_59
      . Флот России решил вернуть в строй уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда», корпус которых выполнен из титана.


      Контракт на парочку уже подписан.

      Контракт на ремонт первых двух подлодок ─ К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» (обе проекта 945) ─ уже подписан с северодвинским судоремонтным центром «Звездочка».

      По условиям соглашения, «Звездочка» проведет дефектовку кораблей, а затем заменит на них ядерное топливо и все электрооборудование. Кроме того, будут проведены проверка и ремонт механических частей кораблей.

      При необходимости будет выполнен и ремонт реакторов. Ожидается, что «Карп» будет передан «Звездочке» до конца апреля 2013 года. Ремонт начнется летом и продлится два-три года. Затем на ремонт встанет «Кострома».

      Как ожидается, «Барракуды» получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары, навигационные системы ГЛОНАСС/GPS и системы вооружения. В частности, на корабли будут установлены комплексы крылатых ракет «Калибр», которые позволят им вести огонь по наземным целям. Подробности модернизации подлодок проекта 945А не уточняются. Вероятно все работы на этих подлодках будут проведены по тому же сценарию
  25. jjj 28 сентября 2013 01:15
    Да, все хорошо, но практика показала, что рабочими оказались пр. 671 РТМ, 671 РТМК, 971 и 971Б ("Гепард")
    jjj
    1. Misantrop 28 сентября 2013 16:58
      Цитата: jjj
      рабочими оказались пр. 671 РТМ, 671 РТМК, 971 и 971Б ("Гепард")

      А если учесть, что перед ними еще были 671 и 671РТ...
      667БДРМ - тоже хорошая машина. Вот только до него были А, АУ, Б, БД и БДР (не считая других модификаций)
      Misantrop
  26. mirag2 28 сентября 2013 08:25
    Да лодки у нас хороши.Нужно строить.Пока не уйдет задел.
  27. xomaNN 28 сентября 2013 19:31
    Прходилось на СФ видеть у причала эти АПЛ. Как раз у плавсостава и обслуги они вызывали большую опаску из-за постоянно "горячего реактора". Обоснованно ли или нет,возможно не очень их информировали спецы.А из того что про этот 705 проект читал раньше, именно попытка создать максимально автоматизированную АПЛ ( и это, заметьте в 80-е еще годы на том уровне советской техники!)вызывала гордость за наши разработки ПЛ!
  28. xtur 28 сентября 2013 20:15
    любопытно, что в обсуждении этой статьи так и не показался Копцов(надеюсь я правильно написал фамилию)
  29. renzo 3 октября 2013 16:18
    Скажите, может кто знает, какие существуют британские БИУС?
    renzo
  30. sivuch 7 октября 2013 14:18
    Цитата: барбитурат
    На таких скоростях и с таким уровнем собственных шумов лодка слепа и глуха,
    Наверное на 41 узле она не летала по океанам все время, большую скорость вероятно использовали при нападении, а в походных условиях при 6-8 узлах она не гремела на весь океан (предположение).
    Вот именно.Поэтому было бы интересно сравнить шумность именно тихого хода(только я думаю,это меньше 6-8 узлов) и именно с аналогичной советской,например,671.
    И,наверно,стоило бы акцентировать,что реактор с ЖМТ давал не только большую скорость,но и разгон.Кроме того -отличную маневренность лодки.А по шумности американцам все равно уступали,так что первый выстрел,условно говоря,был бы за ними.
    Ну и ГАК на тот период был достаточно продвинутый
    А вот то,что не подумали об инфраструктуре -это точно.Не думали даже о психологическом моменте -что для моряка быть списанным на берег это трагедия.Скажем,в авиации все ясно -в одно училище идут,чтобы летать,в другое,чтобы обслуживать самолеты на земле.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня