Самураи и женщины (часть 1)

37

Холод до сердца проник:
На гребень жены покойной
В спальне я наступил.
Ёса Бусон (1716–1783). Перевод В. Марковой


Вроде бы мы познакомились со всеми аспектами жизни самураев, и… многим читателям ВО тут же захотелось «продолжения банкета», то есть, чтобы материалы по истории и культуре Японии появлялись здесь и дальше. И надо сказать, что одну тему мы действительно как-то упустили. Да, самураи в Японии были воинами и как воины имели определенное оружие, свою философию, набор навыков, спорт, но, кроме того, они были еще и людьми, не так ли? А люди на планете Земля имеют обыкновение продолжать себя не только в духе, но и во плоти, то есть они размножаются. И вот как на это занятие смотрели самураи? Считали ли они совокупление мужчины и женщины грехом или же, напротив, предавались ему с восхищением этим даром богов? Имели ли какие-то необычные, диковинные для нас привычки… Наверное, все это будет интересно узнать, ведь даже самый успешному и суровому самураю время от времени требовалось не только сакэ или чай, но и, конечно же, – ласки женщины.




«Под москитной сеткой». Типичная сюнга, в которой мастерство художника заключалось в умении нарисовать… москитную сетку и «прикрыть» ей достаточно традиционный сюжет. Отметим, что практически все выдающиеся художники Японии отдали дань сюнга. Это был верный заработок. Хочешь риса – рисуй сюнга! Ксилография Янагава Сигэнобу II (1824-1860). Художественный музей в Гонолулу.

Здесь уже отмечалось, что ещё на заре истории Японии древние японские боги не обошлись без оружия – разглядывая с Небесного Плавучего Моста покрывающий Землю Океан, брат и сестра Идзанаги и Идзанами погрузили в него яшмовое копье и взбаламутили им его воды. После чего капли, упавшие с него, породили первую земную твердь. Ну, а о том, чем они занимались на этой тверди дальше, в хронике «Кодзики» рассказывается так: «Идзанаги (мужчина) спросил у Идзанами (женщину): – Как устроено твоё тело? И она ответила: Моё тело росло, но есть одно место, что так и не выросло. Тогда Идзанаги ответил ей, что у него тоже тело росло, но есть одно место, которое слишком выросло: – Думается мне, – сказал он, что нужно то место, что выросло, вставить в то, что не выросло, и родить Тану». Вот из этого соединения и родились и все боги, и всё сущее в Японии. И это, между прочим, куда более естественно, чем сотворение людей богом из глины, или той же Евы из мужского ребра. Важно и то, что боги эти во всем человекоподобны, и им есть и что вставить, и куда вставить, хотя для христиан, прибывших в Японию, было очень странно услышать, что мир по вере японцев создал не один единый творец, а два, да ещё к тому же и столь незамысловатым способом!

Дальше – больше! Оказывается, и само супружество придумали эти же два божества, хотя по отношению к соитию – увы, этот акт и был вторичен! «Тут бог Идзанаги-но микото произнес: «Если так, я и ты, обойдя вокруг этого небесного столба, супружески соединимся», и далее: «Ты справа навстречу обходи, я слева навстречу обойду», - произнес, и когда, условившись, стали обходить, богиня Идзанами-но микото, первой сказала: «Поистине, прекрасный юноша!», а после нее бог Идзанаги-но микото: «Поистине, прекрасная девушка!», и после того, как каждый сказал, [бог Идзанаги] своей младшей сестре возвестил: «Нехорошо женщине говорить первой». И все же начали [они] брачное дело, и дитя, что родили, [было] дитя-пиявка. Это дитя посадили в тростниковую лодку и пустили плыть».

«Нихонги» вносит в этот эпизод важное уточнение: Идзанаги и Идзанами, хотя и хотели совокупиться, то есть половая близость была нормальным делом и для богов тоже, не говоря уж о людях, но вот не знали как! И тут на помощь им пришла трясогузка! Она стала подрагивать своим хвостом, и боги, увидев это, обрели путь соития!

Дальше выяснилось, что неудача в первых детях у юных богов случилась от того, что… женщина (пусть даже и богиня!) заговорила первой. То есть подчиненное положение женщины по отношению к мужчине идет у японцев оттуда, от богов! От них же идет в Японии и поклонение фаллосу, поскольку существует легенда о некоем кузнеце, выковавшем огромный железный фаллос, с помощью которого у одной из синтоистских богинь были выбиты совсем некстати появившиеся на причинном месте зубы и – можно только лишь подивиться фантазии древних японцев, сумевших все это выдумать!


Женщина и самурай в салоне зубочисток. Судзуки Харунобу. Ксилография XVIII в. Токийский национальный музей.

Но что бы вы думали? В Японии и сейчас существует храм Канаяма-дзиндзя, на территории которого стоят сразу несколько наковален и имеются изображения огромного фаллоса, пользующийся огромной популярностью. Причем храм такой в Японии далеко не один – их много. И если японцы продолжают посещать их даже сегодня, то можно себе представить насколько свободными их нравы были в далеком прошлом, когда совокупление воспринималось в этой стране не как нечто греховное, как в христианских странах, а как действие, ставящее человека в один ряд с богами: ведь они занимались тем же самым! Более того, это не подразумевается, а на это прямо указывается в тех же «Кодзики»: «Сношение мужчины и женщины символизирует единение богов во время создания мира. На ваше занятие любовью боги взирают с улыбкой и довольны вашими наслаждениями. По той же причине муж с женой должны ублажать и удовлетворять друг друга».

Замечательно, не правда ли? Куда до этого нашей христианской морали с её заповедями воздержания и греха, возведенными в Средние века, да и позднее едва ли не в Абсолют. А здесь все просто и понятно: совокупляются мужчина с женщиной – и боги на это смотрят с улыбкой! Главное - это доставить друг другу удовольствие. А так как удается это отнюдь не всегда, то нет ничего странного, что изобретательные японцы очень давно придумали харигата – искусственный фаллос, который мог быть сделан из самых разных материалов, и не только заменял отсутствующего мужа, но и помогал женщине, если вдруг мужчина думал только о себе. Кстати, спартанцы, отлучавшиеся из дома на войну, также снабжали своих женщин приспособлением аналогичного предназначения, вот только изобретательные японцы превзошли их в этом на порядок! Ну, а потом в Японию из Китая и Кореи проник буддизм, а вместе с ним буддийские трактаты и… китайские наставления по искусству любви. Было, например, разработано наставление, содержащее 48 поз, причем только основных, а всего их было ровно 70! Их изображали на свитках, гравюрах и даже вырезали в виде нецке (миниатюрных статуэтках из кости), которые, часто изображая людей одетых, имели скрытый эротический смысл. А дело все в том, что основной сюжет мог находиться на внутренней стороне нецке, и увидеть, что там, можно было лишь если перевернуть фигурку, внешне вполне приличную. Например, «Любовники под покрывалом». На композиции из-под покрывала высовываются только головы и руки. На эротический подтекст указывает лежащая наверху книга, на которой видны грибы, являвшиеся в Японии традиционными фаллическим символом. А вся интрига на внутренней стороне, а именно обнажённые тела, показанные художником в соитии. Кстати, поз так много, потому что люди очень быстро ко всему привыкают, пресыщаются и нуждаются во все новых и новых впечатлениях, причем подчас весьма экстравагантного свойства, откуда, кстати, происходит и такое явление, как скотоложство и более известный и распространенный гомосексуализм.

Самураи и женщины (часть 1)

Типичная сюнга. Марунобу Хисикава (1618 – 1694).

Кстати гомосексуализм уже тогда был в Японии весьма распространенным явлением, как и в древней Спарте, и хотя он не поощрялся, но открыто и не осуждался. Японцы (и японки!) понимали, что это, хоть и не самое удачное занятие, но если существует охота, то, как её сдержать? Впрочем, сами мужчины при этом считали, что мужественность доказывается мечом в руке, а то, чем занимается самурай у себя в спальне, это сугубо его личное дело! При этом японские мужчины, включая и буддийских монахов, представляли себе идеального героя-любовника так: «Мужчина, который не знает толк в любви, будь он хоть семи пядей во лбу, – неполноценен и вызывает такое же чувство, как яшмовый кубок без дна. Это так интересно – бродить, не находя себе места, вымокнув от росы или инея, когда сердце твое, боясь родительских укоров и мирской хулы, не знает и минуты покоя, когда мысли мечутся то туда, то сюда; и за всем этим – спать в одиночестве и ни единой ночи не иметь спокойного сна! При этом, однако, нужно стремиться к тому, чтобы всерьез не потерять голову от любви, чтобы не давать женщине повода считать вас легкой добычей» (Кэнко-хоси. Записки от скуки. Пер. с яп. В.Н. Горегляда. Цит. по. Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство,1993).

В романе «Сёгун» японская женщина очень точно показана одновременно и чуть ли не рабыней своего мужа-самурая, и при всем при этом его госпожой, без помощи которой он не мог ступить и шага, и от которой зависел буквально во всем, кроме разве что своих воинских обязанностей! Происходило это вследствие того, что мальчиков и девочек в японских семьях готовили к выполнению совершенно различных функций. Да, служить господину и те, и другие должны были одинаково, то есть путем беспрекословного подчинения. Однако способы для этого были разные. Мужчина должен был сражаться, в то время как женщина вела его дом, заботилась о его деньгах, управляла многочисленной прислугой и вдобавок ублажала мужа в постели. Однако и тут были свои нюансы. Жена самурая должна, например, была воспринимать как должное и то, что её супруг в походе, который мог длиться по нескольку месяцев, наверняка изменял ей с другими женщинами, и также, что, когда рядом не было женщин, вполне мог обратить свои взгляды и на мужчин. Ну, что ж, значит, такова её карма, думала она в этом случае, сосредотачивая внимание исключительно на том, чтобы её мужу было тепло, светло и удобно. Ведь только в этом случае он мог эффективно выполнять обязанности слуги вышестоящего лица точно так же, как и она выполняла свои обязанности служанки в доме у мужа!


Женщина-воин Момоё Годзен. В японском средневековом обществе женщины-самураи должны были уметь владеть мечом, но обязательно – нагинатой, бросать дротик ути-е, пользоваться кинжалом кайкен. Некоторые из них сражались рядом со своими мужьями на поле брани и заслужили уважение за свою отвагу. Типичным это не было, но и чем-то совершенно исключительным тоже. Тоёхара Тиканобу (1838 – 1912). Музей Уолтерса. Балтимор, Мериленд, США.

Интересно, что и в знаменитом «Хагакурэ» Ямамото Цунэмото любовь самурая подразделяется на романтическую – любовь к своему наставнику, своему господину, и физиологическую, низменную, имеющую цель продление рода, но и не более того. Существовало ли что-то похожее на это в Средние века в Европе? Да, там существовал культ прекрасной дамы, причем, чаще всего, это была не молодая невинная девушка, а почтенная во всех отношениях жена сюзерена. И вот рыцарь, принесший ему свою ленную присягу, обожал её на расстоянии совершенно платоническим образом: например, слагал в честь дамы своего сердца стихи и читал их в её присутствии, или (если у него к этому был талант!) пел ей любовные песни. Что-то большее… да, конечно, тоже случалось, однако половая близость в данном случае как главная цель такой любви не рассматривалась вовсе. Рыцарь просто «служил прекрасной даме», а уж прекрасна она была на самом деле, или нет, особого значения для рыцаря это не имело.

С другой стороны, рыцари перед женщинами в Европе преклонялись, а вот преклонялись ли перед женщинами самураи? Ну, да, конечно, по-своему они их любили, но преклоняться? Ну уж нет, чего не было – того не было! Интересно, что для современной Японии принципы семейной жизни, сложившиеся в эпоху Токугава, во многом актуальны до сих пор. Например, муж обычно говорит жене «омаэ» – «ты», в то время как она говорит ему «аната» – «вы». Брачные союзы в то время, прежде всего, имели важное политическое значение. Между семьями заключали контракт, а романтическая сторона дела являлась излишней, как это происходило и в феодальной Европе. Считалось, что любовь в браке возникать вообще не должна, потому что влюблённости свойственны внебрачным связям, что порицается обществом. Причём негативно воспринимался даже не сам факт существования таких связей, а возникающее при этом чувство любви, которое было бесконтрольным и толкало людей на разные необдуманные поступки и даже преступления. Впрочем, мужчины в Японии имели возможность забыть обо всех приличествующих их положению условностях в… квартале Ёсивара!


Самурай, сакэ и женщины – вот так это представлял себе художник Китагава Утамаро (1753 – 1806).

Ёсивара – один из известнейших «веселых кварталов» средневекового Эдо, хотя понятно, что подобные «ёсивары» имелись в Японии повсеместно. Пожары не раз уничтожали его дотла, тем более, что деревянные японские дома горели очень хорошо, но всякий раз Ёсивара бывал восстановлен. Самым страшным был пожар 2 марта 1657 года, который оставил без крова пятую часть жителей столицы. Квартал Ёсивара также исчез в огне, но уже в сентябре был отстроен заново и получил название Нового Ёсивара. Именно там побывали чуть ли не все самые прославленные художники – мастера японской ксилографии и… отобразили в своих работах жанра укиё-э.

Территория «веселого квартала» размером в 1577 гектаров, была в полтора раза больше прежней и состояла из пяти улиц, вдоль которых выстроились дома свиданий, чайные домики, рестораны, а также жилые дома для разного рода «обслуживающего персонала». Интересно, но большую часть времени в Ёсивара мужчины проводили отнюдь не за занятиями сексом (вот даже как!), а за чашками сакэ, танцами, песнями и весельем. Это были и самураи, и торговцы, и купцы – кто ты, значения не имело, главное – имел ли ты деньги, чтобы заплатить! Ну, а приходили они сюда, чтобы провести время в веселой компании, вне рамок и условностей, какие были у них дома, где отношения между супругами были строго регламентированы, а излишняя веселость могла привлечь внимание соседей и неблагоприятно повлиять на воспитание детей. Поэтому, кроме, собственно, проституток, с самого появления квартала Ёсивара, в нем работали и мужчины, совмещавшие функции массовиков-затейников и музыкантов, аккомпанировавшим пьяным песням клиентов. Этих мужчин называли гэйся («искусники»), а также хокэн («шуты»). Однако в 1751 году в киотском квартале Симабара появилась первая женщина-заводила. А затем в 1761 году уже в Ёсивара появилась вторая такая женщина-гэйся. Известно, что её звали Касэн из дома Огия, причем сначала она работала в качестве юдзё, но сумела выплатить все долги и начала вести собственное дело.

Вскоре женщины-гэйся сделались настолько популярны, что мужчинам места просто не осталось - они не выдержали конкуренции. Уже к началу XIX века термином «гэйся» (или гейша, как писали в России) стали обозначать исключительно женскую профессию. В отличие от куртизанок – юдзё, гейши трудились не столько в «веселых кварталах», сколько приходили по вызову туда, где мужчины устраивали дружеские вечеринки (гейши называли их дзасики – что буквально переводится как «комната», а их клиенты – энкай, «банкет»). Главным умением гейш было весело и остроумно поддерживать беседу и развлекать собравшихся пока они пьют. При этом они читали стихи, шутили, пели песни, танцевали, и аккомпанировали пению мужчин, а также заводили немудреные, но забавные и веселые групповые игры. При этом они играли на разных музыкальных инструментах, но главным для гейши был трехструнный сямисэн, немного похожий на увеличенных размеров мандолину. И хотя услуги гейши стоили недешево, по общему мнению, они того стоили!

И все-таки положение женщин в Японии эпохи самураев в определенной степени было лучше, чем у женщин в Европе эпохи рыцарей! В период Хэйан, например, женщины играли очень важную роль во взаимоотношениях между аристократическими кланами, выступая в качестве посредников между ними. Дочь безоговорочно подчинялась родителям даже после замужества, поэтому через замужнюю дочь ее семья оказывала влияние на семью зятя. Например, она гостила у своих родителей, и… получала от них инструкции относительно того, что именно сказать своему мужу и, соответственно, тот через неё же и таким же образом передавал ответ. Уже в то время в японском обществе вдова могла унаследовать поместье и состояние мужа. В период Камакура (XII – XIV вв.) женщина, принадлежавшая к сословию самураев, имела право явиться ко двору и потребовать защиты ее прав на наследство. При камакурском бакуфу существовал особый чиновник, разрешающий споры из-за наследства. Правда, потом за соблюдением прав женщин следить перестали. Несмотря на это, женщины спешили в Камакура через всю страну, чтобы добиться справедливости; в этом опасном путешествии их сопровождали приближенные и слуги, и вот тогда-то они так же, как и самураи, могли носить меч. Некоторые вдовы самураев яростно защищали от посягательств унаследованные поместья и командовали отрядами своих вооруженных слуг.

На севере Кюсю, кстати, как и в средневековой Европе, существовало немало женских монастырей и святилищ. В древние времена суеверные японцы поклонялись целому пантеону богинь, подобному греческому; а религиозными обрядами руководили верховные жрицы. Упоминания о жрицах можно найти и в источниках, относящихся к концу периода Муромати (XIV – XVI вв.). Это обстоятельство делает возможным предположение, что на протяжении всей истории страны общество на севере Японии было более патриархальным, в то время, как на юге преобладал матриархат. Интересно отметить, что на юге Японии развивалось в первую очередь земледелие и выращивание риса, требовавшее «женской руки», в то время как жители севера занимались в основном охотой, хотя со временем эти различия, вызванные естественно-географической средой, выровнялись под воздействием социальных обстоятельств.

Нужно отметить, что в любом иерархическом обществе всегда находились сильные духом и решительные женщины, стремившиеся к власти и добивавшиеся ее любыми путями. После смерти Минамото Ёри-томо его вдова Масако сумела войти в бакуфу с помощью своего отца Ходзё Токимаса. В сущности, Масако пользовалась большей властью, чем даже её отец, так как занимала очень почетное положению вдовы сёгуна и матери его сына. В период Муромати жена сёгуна Асикага Ёсимаса по имени Хино Томико стала самой богатой и влиятельной женщиной Японии. Правда, в период Сэнгоку, с конца XV и до середины XVI в., когда судьбу провинций решала только лишь военная сила и экономическая мощь, женщины постепенно утратили власть. Последней из плеяды влиятельных женщин-правительниц Японии была Ёдогими, мать Тоётоми Хидэёри, которая покончила с собой в 1615 году вместе со своим сыном, когда замок Осака сдался Токугава Иэясу.


Ксилография Цукиока Ёситоси (1839 – 1892). Проститутка и клиент с косой. Музей Уолтерса. Балтимор, Мериленд, США.

Да, женщины в Японии были полностью подчинены мужчинам, подчинены настолько, что… сами выбирали своим мужьям наложниц и вели переговоры с хозяйками «веселых домов» о стоимости оказанных им услуг. Однако, где, в какой стране мира их положение от этого отличалось? Пышными были свадьбы и европейских феодалов, и русских бояр, ну а владыки-многоженцы были известны как на Западе, так и в допетровской Московии. Но там это носило характер исключительности, тогда как в Японии и разводы (почти немыслимые в христианской Европе, где правом на расторжение брака папой пользовались разве что исключительно короли!), и наложницы, не говоря уже о гомосексуальных отношениях, никого не удивляли и считались абсолютно естественным делом! Причем, последние практиковали даже не столько сами самураи, сколько… буддийские монахи в монастырях, о чем отец Франциско Ксавье в своем письме в штаб-квартиру ордена иезуитов сообщал еще 5 ноября 1549 года: «Похоже, что миряне здесь совершают гораздо меньше грехов и больше слушают голос разума, чем те, кого они почитают за священников, которых они называют бонзами. Эти [бонзы] склонны к грехам, противным природе, и сами признают это. И совершаются они [эти грехи] публично и известны всем, мужчинам и женщинам, детям и взрослым, и, поскольку они очень распространены, здесь им не удивляются и [за них] не ненавидят. Те, кто не являются бонзами, счастливы узнать от нас, что это есть мерзкий грех, и им кажется, что мы весьма правы, утверждая, что они [бонзы] порочны, и как оскорбительно для Бога совершение этого греха. Мы часто говорили бонзам, чтобы не совершали они этих ужасных грехов, но все, что мы им говорили, они принимали за шутку, и смеялись, и нисколько не стыдились, услышав о том, каким ужасным является этот грех. В монастырях у бонз живет много детей знатных вельмож, которых они учат читать и писать, и с ними же они совершают свои злодеяния. Среди них есть такие, которые ведут себя как монахи, одеваются в темные одежды и ходят с бритыми головами, похоже, что каждые три-четыре дня они бреют всю голову, как бороду» (Александр Куланов, Нацуко Окино. Обнаженная Япония: Эротические традиции Страны солнечного корня. М.: АСТ: Астрель, 2008. С.137.

(Продолжение следует)
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    27 сентября 2016 07:29
    Нетипичная, скажем так, тема для ВО и особенно иллюстрации. feel
    1. +19
      27 сентября 2016 08:30
      Здесь был материал о женах "красных маршалов и командармов". Почему бы не быть и материалу о женщинах самураях? Это знание культуры иного народа, а любое знание это тоже оружие.
      1. +22
        27 сентября 2016 09:30
        Тема действительно интересная. Очень четко показано коренное различие Запада и Востока в отношении морали. Не зря говорят "Восток дело тонкое". Лично мне Восток всегда был ближе, интереснее и загадочнее Запада. Хотя надо признать, что в плане вероломства и хитрости Восток не то что не уступает Западу, но во многом его и превосходит. Особенно это касается именно Японии. Вообще интересно было читать "Сёгуна" Джеймса Клэйвела. Не знаю на сколько этот роман можно считать историческим, но быт и нравы самураев там описаны очень красочно и интригующе. Роман очень захватывает, а вот "Рыцарь золотого веера" так и не смогла осилить, застряла где-то на середине.
        И вообще мне кажется сравнивать чистую (в смысле мытую в банях) Японию с их фривольным отношением к сексу и абсолютно грязный (не мытый Запад с выливаниями помоев прямо на голову прохожих) с его пуританскими и откровенно ханжескими взглядами, просто не корректно! А что касается мужеложников, так их среди западных "святош" было никак не меньше, чем в Японии, просто японцы этого не стеснялись. Вот даже в мелочах и тут прорывается моя, мягко говоря, не любовь к западной культуре. Ходили вшивые и грязные вплоть до 19-го века... Тьфу ты мерзость какая! И эти ****** будут учить нас как в "носу ковыряться"?!
        1. +8
          27 сентября 2016 10:50
          А я не понял, вы предлагаете учиться у Востока?!
          По мне, так что восток, что запад- это все крайности человеческого бытия. Россия должна идти своим путем, не смотреть ни на запад, ни на восток. Что там, что там отмороженные на всю голову!
          И в гомосятине нет ничего таинственного и загадочного! Там одно отвращение!
          Доброго времени суток!!!
          1. +12
            27 сентября 2016 11:02
            Россия должна идти своим путем, не смотреть ни на запад, ни на восток.

            Я разве призывала учиться у японцев вероломству или идти путем самурая?!
            И в гомосятине нет ничего таинственного и загадочного! Там одно отвращение!

            И об этом я тоже не писала, где Вы прочли, что я нахожу что-либо таинственного в гомосексуализме?!
            Вы либо не читали мой комментарий, либо не поняли смысла написанного.
          2. +3
            27 сентября 2016 11:28
            Цитата: Sashka
            Что там, что там отмороженные на всю голову!


            Христианство на Руси приняли на 488 лет позже, чем во Франции, и более чем на 700 в Англии, японская культура и вовсе не менялась с 6 века, как туда попал буддизм. Давайте поживем еще лет 200 и посмотрим, какие крайности тогда будут у нас.
            1. +3
              16 декабря 2016 13:59
              Да не нужно так долго ждать. Возьмите и сравните Русскую Правду с Каролиной, например, или иным западным законом того же времени. Посмотрите, сколько наказаний, связанных с различным членовредительством, в западных законах. В отличие от них, Русская Правда в подавляющем большинстве сводила наказание к денежным взысканиям. Случаи наказания смертью случались, но не по приговорам, а в порядке внесудебной расправы. Так что более раннее принятие христианства как-то не залог гуманности и процветания. И пожалуй, отрубание руки за кражу в Англии большая крайность, чем денежный штраф за то же на Руси.
            2. 0
              21 ноября 2018 16:54
              Цитата: kalibr
              и более чем на 700 в Англии

              Пруфы будут? Первой страной, принявшей христианство, была Армения (301 г.), затем (при Феодосии Великом) - Римская империя (в состав которой входили и Англия, и Франция) - но все равно чуть больше, чем за 6 веков до Руси.
        2. +2
          27 сентября 2016 10:55
          Ну, мне пришлось прочитать и "Рыцарь..." и "Стрелы на ветру" и много чего еще. Но Клейвелл хоть и иностранец, но молодец!
        3. +4
          27 сентября 2016 11:40
          Вот я поражаюсь как люди стереотипы любят транслировать, особенно когда это позволяет выпятить свою исключительность. Грязь в городах с выливанием помоев из окон присутствовала и в Европе и у нас. Просто у нас любят сравнивать их города и нашу "пасторальную деревню" с ее одноэтажной неплотной застройкой и банями... хочу напомнить, что регулярная баня была далеко не каждому по карману и парились в печи. А вы попробуйте сравнить города России и Европы скученность, антисанитария, отсутствие канализации, вши, крысы. Япония тут отлична только отсутствием массовой многоэтажной застройки. так что получить ведро помоев на голову было труднее. В остальном все как у всех немытая беднота потому, что дрова в Японии тоже дорогое удовольствие, вши, паразиты.
          Находясь в плену иллюзии исключительности далеко не уедешь.
          1. +20
            27 сентября 2016 12:08
            Находясь в плену иллюзии исключительности далеко не уедешь.

            Да вы что?! Надо же какая я "не образованная"... Простите, но Анна Ярославна, выйдя замуж за короля франции, была просто в ужасе, от того что французский двор был почти поголовно безграмотен, не умел пользоваться столовыми приборами, мылись всего два раза в жизни, а в туалет ходили в углах прямо в замке! Это, по вашему, тоже иллюзии?! Что мешало мыться французским или английским крестьянам раз в неделю, как это было в России?! Ладно, крестьянам может быть мешала экономия дров, но что мешало это делать дворянам?! Вы вообще в курсе почему и зачем французы изобрели духи?! Зачем нужны были широкополые шляпы вам напомнить?! Кстати в России их до Петра Первого не носили, не скажете почему?! Наверно потому, что не было такой необходимости...?!

            И вы мне будете тут еще про иллюзии писать?!
            1. +6
              27 сентября 2016 14:08
              Я так понимаю выводы об загаженных углах королевского замка вы делаете на основании "письма Анны отцу", вот только появилось оно благодаря Морису Дрюону, а оригинал этого письма никто не видел. Да Русь активно пользовалась в отличии от Европы ложкой, но вилок ни там ни тут не знали. А ложкой пользовались не потому, что цивилизованнее, а из за традиции употреблять жидкие блюда и каши из общей посуды, вообще использование ложки на Руси результат ритуализации потребления пищи.По вашему выходит, что китайцы с японцами до сих пор дикари, палочками пользуются, ножа не знают.
              Широкополые шляпы вошли в Европе в моду достаточно поздно примерно 15 в, а доето-го основная масса ходила прямо скажем в ночных колпаках аля буратино smile название сам погуглите если интересно. А по вашему рассуждению выходит, что крестьяне юго-восточной Азии видимо боялись потоков помоев над рисовыми полями. По поводу духов и регулярного мытья, да французы начали активно пользоваться духами (но не изобрели), еще они пользовались палочками для разгона вшей в высоких прическах, но опять таки случилось это достаточно поздно, а еще считалось что гнилые зубы признак богатства. Только вот на Руси тоже были перекосы культурные, в виде бояр одетых в три слоя шуб на заседании у царя в натопленных палатах, вы думаете они не смердили особенно с учетом того, что знатность и дородность были синонимами. Дорог которых до сих пор нет, а общественные бани Москвы были по страшнее средневековой пыточной, я думаю что и других городов, просто про Москву сохранились описания очевидцев.
              Так что чистота на Руси в средние века это такая же иллюзия как и в Европе.
              1. +3
                27 сентября 2016 14:49
                Добавлю, что на Руси считалось, что клопы заводятся от "духа" человеческого. Поэтому испускать оный трескотно - правильно, так как от громного испускания они не заводятся, а вот если испускать "тишае", то как раз. И пища - кислый хлеб, горох, лук, чеснок и квас - все очень способствовало "духу".
              2. 0
                15 мая 2017 20:10
                А ложкой пользовались не потому, что цивилизованнее, а из за традиции употреблять жидкие блюда и каши из общей посуды, вообще использование ложки на Руси результат ритуализации потребления пищи.По вашему выходит, что китайцы с японцами до сих пор дикари, палочками пользуются, ножа не знают.


                Тут вы не правы.
                Вот изображение ТРАДИЦИОННОЙ китайской миски и ложки.
                В китайской кухне много жидких блюд.
                Тофу, например, палочкой не поешь.
                Только ложкой. И, к стати, очень помогает с утра, если вечером перебрали.
                1. 0
                  15 мая 2017 21:25
                  Тут вы не правы.Вот изображение ТРАДИЦИОННОЙ китайской миски и ложки.
                  Вы просто не поняли сути моего поста. Основным орудием потребления пищи являются палочки. То, что у японцев и китайцев есть ложки я тоже знаю. Но при этом японцы ими пользуются исключительно редко, и отнюдь не для поедания супов. Суп поглощается с использованием именно палочек, и всасыванием жижи, причем чем громче тем большая похвала хозяину.
                  Вы просто не видели шоу с кавайными девочками щвыркающими супом, что у нас бомжи сморкаются wassat
                  Тофу, например, палочкой не поешь.
                  Это вы так думаете потому, что к ложке приучены, а у них там именно так его и едят. Кстати есть тофу по консистенции напоминающий очень легкое суфле чуть тронь разваливается, так вое его тоже едят палочками wink
                  И, к стати, очень помогает с утра, если вечером перебрали.
                  Вот тут ни чего не скажу, ибо не знаю, с ними перебрать сложно lol
            2. aba
              +1
              27 сентября 2016 22:06
              французский двор был почти поголовно безграмотен, не умел пользоваться столовыми приборами, мылись всего два раза в жизни, а в туалет ходили в углах прямо в замке!

              Кстати, именно данные факты способствовали развитию парфюмерии во Франции, хотя, полагаю, что основу парфюмерии заложили Восток и Азия с его благовониями и ароматическими маслами.
          2. +10
            27 сентября 2016 13:42
            Да ладно.
            .сравнить города России и Европы скученность, антисанитария, отсутствие канализации, вши, крысы.
            ..Сигизмунд Герберштейн в своих “Записках о Московии” писал, когда въезжал в Россию..что из про пахнувшей всякой ерундой Европы въезжаем пахнущую садами Московию..Если чума в Европе довольно часто гостила..то в России была довольно редкой гостей...
            1. 0
              27 сентября 2016 14:50
              Довольно редкость гостьей она была почему-то в Польше!
              1. +1
                27 сентября 2016 17:48
                Давайте просто перечислим даты нашествий чумы:
                14в чума из крыма 1346г попадает в Европу 1348г оттуда в 1351г она переносится в Польшу и Русь. эпидемия повсеместрно продолжается до 1352г.
                В дальнейшем в России чума прокатывалась 1603, 1654. 1739, 1770-1772г (московский чумной бунт). Европа 1665 в Лондоне, 1771 в Марселе. По Европе у меня более скудные данные вероятно вспышек было больше но замете тенденцию вспышки в Европе и России часто совпадают по годам. Чума 1603г приходится на великое похолодание когда с 1601 по 1605 годы сетом в России ездили на санях и не сходил лед с рек. Соответственно голод и мор.
                1. 0
                  27 сентября 2016 20:16
                  Я по датам не смотрел, но у меня есть огромный такой английский атлас исторических событий и помню там цветами отмечены эпидемии чумы и их интенсивность. Бросилось в глаза, что именно Польшу они затронули меньше всего. Может быть у авторов не было достаточной информации? О чуме в Москве при Никоне я читал лишь у Чапыгина в романе "Гулящие люди", но он очень историчен, а в послесловии приведены ссылки на источники.
          3. 0
            16 декабря 2016 14:02
            Это вы про города России и Европы каких времен? Иностранцы, попадая в Господин Великий Новгород еще до призвания Рюрика, дивились мощеным улицам русского города, потому что на родине как раз месили грязь.
    2. +2
      27 сентября 2016 16:32
      Цитата: Владимирец
      Нетипичная, скажем так, тема для ВО и особенно иллюстрации. feel

      в Артиллерийском музее в СПб есть отдельная выставка самураев, и к ней отдельный зал за ширмой - японское эротическое искусство)) и никто не критикует!))))) как бы, не впервой такое сочетание))
      у нас сейчас основная часть литературы про самураев представлена Тернбуллом, либо другими западными авторами. Если многоуважаемый автор напишет для нас про Японию, и такие тонкости, наш образовательный уровень и кругозор только расширится и выиграет)) с уважением, hi Отдельно Автору - спасибо за статью!))
      1. +1
        27 сентября 2016 20:12
        Спасибо! Я всегда считал (как и один из героев "Сёгуна"), что знание принадлежит Богу, а не людям и если что-то знаешь более или менее хорошо и можешь это выразить, то надо этим делиться. Сейчас готовы еще три материала про Японию, из которых два в книгу не вошли, а один очень сильно переработан. Так что с Японией Вы еще встретитесь.
  2. +4
    27 сентября 2016 07:50
    Занятно, спасибо..ждем продолжения о дальнейшей нелегкой судьбе женщины в феодальной Японии..вторая часть , подозреваю, о женщинах-самураях..
    1. +2
      27 сентября 2016 11:25
      Там про все будет...
  3. +4
    27 сентября 2016 09:22
    Неожиданно, но как всегда вы на высоте. Написано очень достойно и корректно. Ждём продолжения.
  4. +2
    27 сентября 2016 11:46
    Автору однозначный плюс за весь цикл о Японии, вроде ничего для меня нового не написал, но все удобоваримо в одном месте ничего лишнего. За иллюстрации отдельное спасибо основная масса читанной мной литературы была без них. smile
  5. +1
    27 сентября 2016 13:28
    Вячеславу спасибо за очередную историческую серию,как всегда интересно и познавательно. Просьба к админам,пожалуйста, восстановите функцию как было в прежней версии сайта - если шла серия статей о чём-либо,то в них были ссылки на предыдущие части,что очень удобно для поиска предшествующих частей,если не было возможности читать сначала.Сейчас приходиться лопатить весь архив по дням,что несколько утомительно.
    1. 0
      27 сентября 2016 14:53
      Эта функция есть и я стараюсь ей пользоваться, но не во всех статьях, увы. Просто очень хлопотно тоже это все вводить и занимает очень много места. .Случается, что забываешь, что люди порой пропускают материалы.
  6. 2-0
    +2
    27 сентября 2016 14:46
    Попутным грузом можно добавить, что офицеры эскадр бросавших якорь в японских портах живо заводили себе походно-полевых жён, да и матросы отнюдь не страдали половым воздержанием.

    Проституция в Японии процветала и процветает.
  7. +1
    27 сентября 2016 22:25
    насчет нагината. меч для девочки был необязателен, девочки осваивали нагината тк он длинней и его балансировка позволяла более слабым и легким женщинам нанести сокрушительный удар. ну и инерционное вращение держит нападающих на дистанции.
    до сих пор немало японок занимаются нагината. еще у них в школе в обязательном порядке девушки играют в странную игру с мячом клюшками с сеткой на конце. таже нагината по сути. игра чисто девчачья, пацаны не играют.
  8. 0
    1 октября 2016 15:16
    Хорошая статья.
    Цитата: kalibr
    что именно Польшу они затронули меньше всего. Может быть у авторов не было достаточной информации?

    Вы проследите маршруты торговые, именно они и распространители заразы. То что эпидемии чумы чаще всего зарождаются в КИтае и потом перетекают в Европу. Как они могли Польшу задеть--если пути шли южнее. То есть Русь/Московия получали своим путем.Непосредственно или через арабов торгуя с Китаем.
    Цитата: rasteer
    А вы попробуйте сравнить города России и Европы скученность, антисанитария, отсутствие канализации, вши, крысы.

    Добавлю, что плотность в Европе выше. В городах плотность так же выше. А вот сеть городов так же плотнее и контакты торговцев европейских тоже чаще. Европа утратила технологию труб Древнего Рима(а с ними и термы общественные) на время до итальянских свинцовых для богатых. В общем Вывод что Европа и КИтай были для чумы более идеальным местом для распространения(плотность+сеть городов) чем Русь/Московия
    Цитата: rasteer
    Так что чистота на Руси в средние века это такая же иллюзия как и в Европе.

    согласен, но многие повторяют миф о том что вот европейцы немытые, а мы мытые были. Европейцы, кстати, быстрее учились на ошибках санитарии, так как заплатили за нее очень большую цену в виде жизней.И буквально через пару веков уже Русь/Россия догоняла санитарию Европы.
    Цитата: aba
    Кстати, именно данные факты способствовали развитию парфюмерии во Франции, хотя, полагаю, что основу парфюмерии заложили Восток и Азия с его благовониями и ароматическими маслами.

    Восточную баню привезли крестоносцы. Европейцы вспомнили опыт римлян(а именно Д. Рим обязан плотности населения канализации и общественным термам) Арабы заимствовали многое из Индии и КИтая. Культурный переток.
    Цитата: kalibr
    Может быть у авторов не было достаточной информации?

    Карта торговых маршрутов из Азии в Европу. Карта распространения и передачи.
  9. 0
    7 октября 2016 19:42
    Замечательно! Большое спасибо- интересно, литературно и обстоятельно!
  10. 0
    22 ноября 2016 13:27
    помню, при прочтении "Хагакурэ" был неприятно удивлён отношению японцев к гомосексуализму, как к чему-то даже естественному, особенно в походах
    1. +1
      12 июля 2017 15:36
      По-моему, ничего удивительного - ничем не отличается от отношения в римских легионах. Это христанство начало модерировать репродуктивную этологию человека - остальные модераторы как то особо этим не заморачивались.
      1. 0
        21 ноября 2018 16:51
        Цитата: Blondy
        Это христанство начало модерировать репродуктивную этологию человека - остальные модераторы как то особо этим не заморачивались.

        Тогда уж иудаизм - а от него происходит не только христианство, но и ислам (т.н. "авраамические религии"). Но не только у них: гомосексуализм однозначно считался неискупаемым грехом и в зороастризме!
  11. 0
    21 ноября 2018 16:49
    Эти [бонзы] склонны к грехам, противным природе, и сами признают это. И совершаются они [эти грехи] публично и известны всем, мужчинам и женщинам, детям и взрослым, и, поскольку они очень распространены, здесь им не удивляются и [за них] не ненавидят.
    Дело в том, что Будда однозначно запретил монахам вступать в связь с женщинами. А вот о связях с мужчинами он ничего не сказал...