Расходы на оборону вредят вашему государству?
Впервые заявления об опасности больших расходов на оборону заговорили в Перестройку. Тогда сначала в разговорах возникла цифра в 19% валового национального продукта, потом в речах М. Горбачева она подросла до 20%, а в итоге, «стараниями» первого замначальника Генштаба В. Лобова, появились 30%, которые и вошли в обиход. Немного позже А. Собчак подлил масла в огонь, заявив, что оборонка «доит» целых две трети всего народного хозяйства. К этому времени разговоры о «трети бюджета» стали аксиомой для некоторой части населения и политической элиты. Правда, потом некоторые из тогдашних первых лиц государства признали, что все эти цифры были неоднозначными и противоречивыми. Так, например, Е. Гайдар в своей книге «Гибель Империи» предположил, что большие проценты возникли из-за проблем со сведением разных статей бюджета. Другая версия, уже не принадлежащая Гайдару, гласит: 30% – порождение нежелания руководства страны вникать в подробности.
Слово статистике
Что же было на самом деле? Возьмем, к примеру, 1985 год. Цифры приводятся по работе В. Шлыкова «Что погубило Советский Союз? Генштаб и экономика». ВНП СССР в этом году составил 776 млрд. рублей, а официальный оборонный бюджет – 19,1 млрд. Таким образом, военные расходы за 85-й год составляют менее 2,5% от внутреннего национального продукта. Запомним эту цифру и посмотрим, что на счет советских военных расходов писали в ЦРУ. В их докладе за 85-й год значится оценка в 6-8%. Большую цифру можно объяснить двумя способами: во-первых, американские разведчики не имели доступа к советским документам соответствующего уровня и могли только ориентировочно оценивать расходы СССР, а во-вторых, если принять во внимание паритет покупательной способности, то доля оборонного бюджета будет где-то в районе 5-6%. В то же время, нельзя забывать еще одну вещь. С середины 70-х ЦРУ было вынуждено проверять и перепроверять свои оценки – тогда выяснилось, что парни из Лэнгли, использовав показания советского перебежчика, почти вдвое завысили оценку по размеру советского оборонного бюджета. Дошло до того, что группа сенаторов потребовала разогнать Управление, ведь из-за завышенных оценок экономики противника пришлось увеличить финансирование собственных военных.
Таким образом, в двух независимых источниках имеются примерно одинаковые цифры, а разногласия между ними вполне объяснимы. С объемом расходов вроде бы разобрались. Теперь рассмотрим другой тезис, появившийся в Перестройку и снова вошедший в оборот: из-за производства военной продукции страдал гражданский сектор промышленности. Здесь надо вспомнить одну простую истину, гласящую, что оборонный комплекс всегда является лидером прогресса и «тянет» за собой все прочие отрасли. В 2010 году президент Д. Медведев заявил, что наш ОПК должен стать главным «генератором инноваций», причем не только непосредственно военных. Надо заметить, подобные мысли у руководства страны уже возникали – это была пресловутая конверсия 80-х годов. Неплохая в целом идея тогда не привела к запланированному результату. Самое популярное объяснение неудачи касается непродуманности этой «реформы». Выяснилось, что оборонка может делать оборудование для чисто гражданских производств или бытовую технику не хуже зарубежных фирм, но из-за заточенности предприятий на другую сферу народного хозяйства цена мирной продукции выходила малопривлекательной. Кроме того, как считает множество аналитиков, гражданский сектор советской экономики имел невысокую эффективность: планирование с ошибками, странная логистика и т.д. Так что, учитывая сравнительно небольшие оборонные расходы, нужно было оптимизировать «мирную» экономику. Что же сделало руководство страны? Оно стало затыкать дыры в гражданском секторе за счет оборонки. Особенно ярко это проявилось в середине 90-х, когда Минобороны получало меньше половины требуемых сумм, что сказывалось не только на самой армии, но и на предприятиях, которые недополучали деньги за произведенную продукцию. У предприятий рос долг перед поставщиками, не выплачивались зарплаты и т.д. Все тот же В. Шлыков, известный своей нелюбовью к советской системе, сравнивает 80-е и 90-е, приходя к выводу, что только после развала СССР появился выбор «масло или пушки», а до него было и то, и другое.
Немного истории
Та оборонка, которая «погубила СССР», к 80-м имела отработанную и слаженную структуру. Общее управление осуществлялось четырьмя организациями:
- Отдел оборонной промышленности ЦК КПСС. Осуществлял координацию всей отрасли. Надо сказать, Отдел делал это эффективно, а про методы до сих пор ходят легенды. В частности, широко известна фраза И. Сербина, 23 года возглавлявшего эту организацию, «Не можете? Партбилеты на стол!». Может быть, слова руководителя, прозванного Иваном Грозным, звучали жестоко, но организация со своими обязанностями справлялась.
- Госплан. В его задачи входило согласование оборонных расходов с остальными государственными тратами и соблюдение своеобразного баланса между ними.
- Министерство обороны. Определяло общие направления развития оборонки.
- Комиссия по военно-промышленным вопросам при Совмине. Если можно так выразиться, «исполнительная власть» отрасли. В Комиссию входили представители всех министерств оборонной направленности, сотрудники различных НИИ, КБ, отделов приемки и т.д.
Первым из «оборонной четверки» выбыл Госплан. Наверху решили, что все сделает рынок, а плановое хозяйство себя не оправдало. Потом девять отдельных оборонных министерств слили в одно. Потом их неоднократно будут еще преобразовывать. После изменений первой половины 90-х оборонные вопросы стали решаться не сообща, но более запутанным способом. Соответствующие управления Минобороны направляли документы по поводу закупок или заказов в оборонный департамент Минфина. Далее финансисты с представителями Правительства увязывали требования военных с бюджетом, после чего все утверждалось премьер-министром и президентом. Немного более сложная схема, чем раньше, но проблемы были не из-за ее структуры. В стране не было нужного количества денег, что и привело к плачевным последствиям.
В 2003 году в дополнение к существующим подразделениям Минобороны, ведающим закупками, создали Государственный комитет по оборонному заказу. Через год его преобразовали в Федеральную службу, но фактической работы по заказам она по-прежнему не вела. Зато организация наблюдала за заказами и ценообразованием, благодаря чему у военной прокуратуры прибавилось работы. В 2006 году Рособоронзаказ окончательно сделали надзорной организацией. Одновременно с эти при правительстве создали Федеральное агентство по закупкам вооружений (Рособоронпоставка). Планировалось, что возрожденная в 99-м году Военно-промышленная комиссия будет планировать стратегию заказов, Рособоронпоставка – воплощать, а Рособоронзаказ – контролировать. Правда, эта система по ряду причин в первые несколько лет почти не работала.
Кто виноват и что делать?
Сейчас, пожалуй, можно вернуться к разговорам об опасности увеличения оборонных расходов. Исходя из вышесказанного, на этот счет можно ответить тремя тезисами:
1. Наша страна не имеет катастрофического опыта, связанного с расходами на оборонный комплекс – вопреки распространенному мнению, в развале СССР этот сектор экономики если и виноват, то только опосредованно.
2. Сокращение финансирования ВПК не является прямой предпосылкой к улучшению общего качества жизни в стране.
3. Эффективность управления имеет куда большее влияние на экономику, чем доля расходов на отрасль. В этом плане есть некоторый повод для оптимизма: несколько контрактов, которые должны были быть заключены в 2011 году, оказались подписанными только в конце осени. Минобороны объяснило это проблемами с ценообразованием и нежеланием платить больше, чем стоят определенные работы.
В общем, на работу оборонно-промышленного комплекса, да и на все прочие сферы экономики и производства, влияет не только и не столько объем финансирования. Не менее важная составляющая управления отраслью (предприятием или даже целой страной) – эффективность и оптимизация собственно системы. А создание таковой дело непростое и небыстрое. Однако если государство хочет обладать боеспособной армией и нормальным ОПК, оно просто обязано заново построить и наладить эту систему.
Информация