Когда враг не где-то там, а везде

58

«Ночной охотник» может применяться в любое время суток, при любой погоде и готов к работе в условиях сетецентрической войны

Мировой рынок вертолетной техники – один из крупнейших как в гражданской, так и в военной области. Однако и требования здесь заказчики предъявляют «нешуточные». Яркий пример жесткой конкуренции на этом рынке – ситуация с тендером, объявленным Минобороны Индии на 22 боевых вертолета. Несмотря на то, что Дели – наш стратегический партнер по ВТС, предпочтение было отдано не Ми-28НЭ, а американскому AH-64D.

Причины, по данным индийских источников, кроются в том, что российский вертолет не соответствует или уступает своему заокеанскому визави по двум десяткам позиций требований, заложенных в конкурсной документации заказчиком, а также в том, что AH-64D «Апач Лонгбоу» превосходит Ми-28НЭ по такому параметру, как возможность круглосуточного боевого применения. Но насколько оправданны такие претензии? Ми-28 поступили в строевые части Российской армии. Неужели Минобороны России совершило ошибку?

Непростая история

Судьба «Ночного охотника» оказалась не из легких – реализация программы создания и серийного выпуска Ми-28 совпала с очень тяжелым периодом в истории нашей страны, характеризовавшимся распадом одного государства и созданием целой плеяды новых, включая нынешнюю Россию. В связи с общей непростой ситуацией в российской экономике существенному секвестру подвергся и национальный оборонный бюджет. В итоге если в течение 1982–1991 годов удалось собрать четыре опытных вертолета Ми-28, включая два – в усовершенствованном варианте Ми-28А, то первые два прототипа вертолета модификации Ми-28Н поднялись в воздух соответственно в ноябре 1996 и марте 2004 года.

Винтокрылую машину спас «взрывной» подъем российской экономики, связанный по большей части с ростом цен на энергоресурсы – как ни парадоксально, но на этот раз пресловутая «нефтяная игла», на которую по многочисленным заявлениям критиков «подсела» Россия, в отношении программы Ми-28 сыграла роль «палочки-выручалочки». В итоге в 2003 году двухместный бронированный армейский боевой вертолет круглосуточного боевого применения Ми-28Н был определен командованием Военно-воздушных сил России, в которые влилась армейская авиация, основным ударным вертолетом последней. В перспективе «Ночной охотник» должен был заменить огромный парк боевых вертолетов семейства Ми-24, в большинстве своем уже не соответствующих – ни технически, ни, как принято говорить, «морально» – современным требованиям, предъявляемым к машинам данного класса военными.

“ Ми-28Н –не просто очередной новый боевой вертолет, «Ночной охотник» – машина совершенно нового типа ”


Впрочем, ряд экспертов подвергли сомнению правильность и своевременность решения российского Минобороны принять на вооружение боевой вертолет, приводя в качестве аргумента недоведенность отдельных систем, включая радиолокационную систему с надвтулочной антенной РЛС. Доля истины в этом, конечно, есть – особенно в части, касающейся РЛС, которая на момент решения о принятии вертолета Ми-28Н на вооружение российских Вооруженных Сил находилась только в стадии опытно-конструкторской работы. Пришлось отечественной «оборонке» начать серийный выпуск нового боевого вертолета без надвтулочной РЛС, которая не отработана и до настоящего времени. Решить проблему, по данным представителей компании-разработчика, намечается в рамках модернизации вертолета Ми-28Н, заказанной Министерством обороны России.

«Хочу подчеркнуть – отсутствие на серийных Ми-28Н надвтулочной РЛС отнюдь не означает, как утверждают некоторые источники, отсутствие круглосуточности или всепогодности их боевого применения, – подчеркивает генеральный конструктор ОАО «МВЗ имени М. Л. Миля» Алексей Самусенко. – Серийное производство вертолета начато потому, что он и в таком варианте обеспечивает возможность круглосуточного применения, а также позволяет эксплуатировать его в сложных метеоусловиях – пусть и с некоторыми ограничениями. Хотя, надо отметить, сегодня даже самый современный боевой вертолет не может применяться в любых метеоусловиях – все равно имеются те или иные ограничения».

Летные испытания экспериментального образца РЛС, которая может также использоваться для картографирования земной поверхности, были начаты на опытном «Ночном охотнике» 16 февраля 2007 года. Причем модернизированный ударный вертолет – Ми-28НМ получит РЛС, способную как решать задачи по поиску и обнаружению целей для обеспечения эффективного применения бортового оружия (экипаж сможет обнаруживать и измерять координаты неподвижных и подвижных наземных целей, а также различных воздушных целей), так и выполнять роль метеорадара.

Решение же о начале эксплуатации и последующем принятии на вооружение вертолета Ми-28Н является верным как с точки зрения оснащения армейской авиации российских ВВС новейшей боевой авиационной техникой, которой ей сегодня сильно не хватает, так и с точки зрения обеспечения высокого экспортного потенциала данной машины (последнему, впрочем, пока еще предстоит реализоваться).

При этом поступающий в строевые части Ми-28Н даже в варианте без надвтулочной РЛС позволяет осуществить главное – начать подготовку летчиков на боевой вертолет нового поколения, а не сидеть сложа руки. Ведь даже обучение летчиков маловысотному полету на новом вертолете, а это один из важных элементов боевой живучести современного ударного вертолета, является весьма непростой задачей.

«Летчик должен постоянно летать и летать на маневренной боевой машине, способной к тому же выполнять фигуры высшего пилотажа, – говорит Алексей Самусенко. – Поэтому чем больше будут летать российские летчики на Ми-28Н – тем лучше, а вскоре они получат и его модернизированный вариант, отличающийся расширенными возможностями по боевому применению».

Здесь особо следует отметить: Ми-28Н – не просто очередной новый боевой вертолет, «Ночной охотник» – машина совершенно нового типа, действительно полноценный вертолет нового поколения. Его уникальность и техническое превосходство особенно хорошо заметны, если сравнить его с теми боевыми машинами, которые в настоящее время имеются на вооружении российской армейской авиации. Как, впрочем, и с машинами данного класса, которыми располагают военные многих зарубежных стран. Однако – и это надо подчеркнуть особо – данное обстоятельство накладывает свой отпечаток на достаточно сложный и трудоемкий процесс освоения в полном объеме нового вертолета. Вот почему скорейшее поступление в войска новой машины – пусть и не в «полном комплекте» – так важно для повышения боевого потенциала российской армейской авиации.

Первые Ми-28Н переданы ВВС России в начале 2008 года – они сразу же поступили в Центр боевого применения и переучивания летного состава в Торжке, где начались их войсковые испытания. А в следующем, 2009-м два Ми-28Н приняли участие в крупном учении «Запад-2009», причем с практическим применением оружия. 26 декабря 2008-го были успешно завершены государственные совместные испытания Ми-28Н, в которых принимали участие два опытных и семь предсерийных вертолетов, а 15 октября 2009 года распоряжением Президента РФ новый боевой вертолет официально принят на вооружение ВВС РФ.

Примечательно, что в начале 2006 года главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов сообщил: к 2010 году планируется иметь в войсках уже 50 вертолетов Ми-28Н. Однако на сегодня ОАО «Роствертол» выпустило и поставило в войска около 40 боевых вертолетов Ми-28Н. Впрочем, темп производства постепенно набирает обороты и только в прошлом году ВВС получили 10 машин. Очередные шесть «Охотников» были переданы военным в Ростове-на-Дону в начале октября 2011-го, тогда как Минобороны России и холдинг «Вертолеты России», в который входят ОАО «МВЗ имени М. Л. Миля» и ОАО «Роствертол», подписали многолетний контракт на поставку боевых вертолетов Ми-28Н до 2020 года. Причем с 2015-го согласно имеющимся планам завод должен приступить к выпуску модернизированной модификации «Ночного охотника».

Универсальный комплекс

Современный боевой вертолет – это сложнейший боевой авиационный комплекс, причем комплекс универсальный, который не просто способен выполнять полет и применять различные виды средств поражения, но в состоянии эффективно решать самый широкий круг задач, а также отвечающий всем требованиям, предъявляемым к машинам данного класса в рамках современных методов и способов ведения боевых действий. При этом решать возлагаемые на него задачи современный боевой вертолет должен в любых условиях – днем и ночью, в сложных метеоусловиях, на малой высоте и в условиях высокогорья, при низких температурах и в жарком климате.

Вот почему разработчики в процессе проектирования базовой модификации Ми-28 и последующего усовершенствованного варианта Ми-28Н постарались реализовать все самые новейшие технические и технологические решения в области как бортового радиоэлектронного оборудования, так и вооружения. Достаточно сказать, что недавно Ми-28Н без каких-либо дополнительных доработок успешно совершил в полном смысле этого слова рекордный полет на Эльбрус.

Одной из отличительных особенностей «Ночного охотника» стал новейший интегрированный комплекс бортового оборудования, призванный обеспечить вертолету круглосуточность его применения по назначению и включающий оптико-электронную обзорно-прицельную станцию с телевизионным и тепловизионным каналами, совмещенную с лазерным дальномером и системой управления противотанкового ракетного комплекса, и турельную оптико-электронную систему с телевизионным и тепловизионным каналами, которая позволяет существенно повысить эффективность пилотирования боевой машины.

Первая система размещается в носовой части вертолета в поворотном цилиндрическом контейнере, а вторая – в небольшом поворотном «шаре» над этим контейнером. Здесь же, в носовой части, под специальным обтекателем находится аппаратура командной радиолинии управления противотанкового комплекса.

В состав интегрированного комплекса бортового оборудования «Ночного охотника», построенного на базе БЦВМ последнего поколения, кроме того входят современная навигационная система, пилотажный комплекс, а также новейший комплекс средств связи. При этом вся прицельная, пилотажно-навигационная и остальная информация, необходимая экипажу, отображается на индикаторе на лобовом стекле в кабине летчика и на четырех цветных многофункциональных ЖКИ – по два у пилота и штурмана-оператора. Для пилотирования в ночных условиях экипаж использует очки ночного видения.

«При этом в отличие от тех же американцев, – говорит генеральный конструктор ОАО «МВЗ имени М. Л. Миля» Алексей Самусенко, – мы, основываясь на опыте, полученном в том числе и в Афганистане, реализовали в новом боевом вертолете такое важное требование, как высокая боевая живучесть. То есть вертолет имеет эффективную защиту – активную и пассивную – от различных средств поражения, начиная от стрелкового оружия и заканчивая различными видами ракетного оружия. К примеру, тех же управляемых ракет с тепловыми ГСН. Фактически наши боевые вертолеты приспособлены к действиям в условиях, когда враг внизу и вокруг. Не где-то там, а везде – вплоть до того, что рядом с аэродромом базирования».

В этих целях – для повышения живучести в бою – вертолет Ми-28Н получил современные высокоэффективные системы обороны, а именно – станции предупреждения о лазерном, радиолокационном облучении и устройства отстрела ИК ловушек (последние располагаются в съемных контейнерах на законцовках крыла). Кроме того, в целях дальнейшего повышения живучести боевого вертолета, по данным компании-разработчика, на модернизированном варианте, получившем обозначение Ми-28НМ, намечается установить новый бортовой комплекс обороны. Будут реализованы и другие мероприятия, которые существенно повысят боевой потенциал вертолета.

Особо следует отметить, что оба члена экипажа «Ночного охотника» размещаются в бронированной кабине, в креслах, обеспечивающих выживаемость летчиков при аварийных посадках со значительными перегрузками – это было наглядно продемонстрировано во время нештатной ситуации, в которую во время учений на Гороховецком полигоне попал один из эксплуатирующихся в войсках Ми-28Н.

Сильное бронирование вообще одна из важных особенностей Ми-28Н, дающая ему преимущества перед российскими и зарубежными аналогами. На это, в частности, указывал в 2010 году заместитель начальника Центра боевого применения и переучивания летного состава в Торжке по научно-исследовательской работе полковник Игорь Бутенко: «Важнейшая особенность Ми-28Н, отличающая его, например, от американского «Апача», – то, что он практически полностью бронирован. Кабины летчика и штурмана полностью защищены, стекла бронированы. То же самое – основные агрегаты на вертолете, они все защищены: и двигатели, и редуктор, и др. Лопасти несущего винта выдерживают попадание снарядов калибра до 30 миллиметров». Причем в бронировании конструкторами были широко применены композиционные материалы, впрочем, как и при изготовлении других элементов конструкции вертолета.

Учебно-боевой вариант

Одна из «модных» сегодняшних тем – обеспечение так называемой сетецентричности в ходе боевых действий. Насколько, если можно так сказать, «сетецентричен» вертолет Ми-28Н?

Ответ генерального конструктора ОАО «МВЗ имени М. Л. Миля» Алексея Самусенко лаконичен: «Мы провели летные испытания вертолета Ми-28Н на возможность его встраивания в единую систему управления войсками уже достаточно давно, еще в 2006 году, и были здесь одними из первых среди разработчиков боевой авиатехники. В рамках тех испытаний мы решили комплексную задачу, включавшую поиск и обнаружение цели, ее классификацию и передачу данных о цели на другой летательный аппарат, и наоборот – получили данные о цели с наземных средств и уже по ним осуществили поиск цели, ее обнаружение и уничтожение».

Естественно, что решить указанные генеральным конструктором задачи можно только в том случае, если «Ночной охотник» обладает соответствующим набором БРЭО, отвечающим самым современным требованиям. Так что к работе в условиях сетецентрической войны вертолет вполне готов и не уступает здесь американскому «Апач Лонгбоу», но окончательное решение по вопросу полного встраивания машины в «сетецентричный контур» за заказчиком – командованием ВВС России.

С другой стороны, остается пока нерешенным вопрос с созданием учебно-боевой модификации Ми-28Н, имеющей двойное управление. Вопрос о необходимости наличия такой машины подняли российские вертолетчики – переучивание на новый образец вертолетной техники оказалось, как и предполагали эксперты, довольно сложным и дополнительно осложнялось как раз отсутствием двойного управления.

По данным компании-разработчика, конструкторская документация на учебно-боевой вертолет Ми-28УБ готова, в настоящее время компания «Роствертол» полным ходом осуществляет подготовку к практической реализации проекта – постройке первого опытного образца. Разработчик планирует поднять в воздух учебно-боевой вертолет в ближайшее время и провести определенный объем испытаний, по результатам которых и станет понятно, когда же такая модификация «Охотника» поступит в распоряжение российских военных, пока осуществляющих перевооружение на Ми-28Н второй эскадрильи армейской авиации.

Наконец, холдингом «Вертолеты России» и Рособоронэкспортом ведется активная работа по продвижению на мировой рынок экспортной модификации вертолета – Ми-28НЭ. Активный интерес к машине проявили Алжир и Венесуэла. В частности, в июле 2007 года вертолет участвовал в серии демонстрационных полетов в Алжире, которые проходили в условиях пустыни и в летние, самые жаркие месяцы. По словам знакомых с ситуацией специалистов, «Ночной охотник» прошел испытания, которые включали применение управляемого и неуправляемого ракетного, а также стрелково-пушечного вооружения по реальным мишеням, весьма достойно. Тогда же, в июле 2007-го, большой интерес к вертолету проявил побывавший с визитом в России венесуэльский президент Уго Чавес. Высокой была вероятность поставки партии Ми-28НЭ в Ливию, но, как говорится, «не срослось». Впрочем, экспортная жизнь «Ночного охотника» только начинается, поэтому главные новости здесь еще впереди.






































58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Игорек
    -1
    13 января 2012 09:01
    Бесспорно Ми-28 красавец,но нового вооружения нет,РЛС нет.
    Как в той поговорке:Поменяли шило на мыло.
    1. -1
      14 января 2012 00:30
      Но ведь сказано в статье, что принято решение начать поставки Ми- 28-го в войска уже сейчас, а РЛС ставить на них в рамках модернизации.
  2. denis29_82
    +14
    13 января 2012 09:37
    А повышенная живучесть это наверное ничего не значит. Новые типы ракет, РЛС можно и позже навешать,а машины должны быть в войсках и летать.
  3. Игорек
    -2
    13 января 2012 09:51
    Цитата: denis29_82
    А повышенная живучесть это наверное ничего не значит.

    Какая живучесть?На выпускаемых вертолетах нет никакой защиты от ПЗРК кроме тепловых ловушек.
    Цитата: denis29_82
    Новые типы ракет, РЛС можно и позже навешать,

    РЛС можно навешать,а вот с новым вооружением можно и геморрой заиметь и придется вносить изменения в конструкцию вертолета.
    1. denis29_82
      +10
      13 января 2012 10:34
      А от ПЗРК что должно быть? Лазерная пушка что ль?
      Защита от ПЗРК это в первую очередь тактика применения.
      По поводу вооружения. Я всегда думал что вооружение делают под машину, а не наоборот.
  4. +7
    13 января 2012 09:59
    Вот когда ПТУР по схеме выстрелил-забыл повесят, а вертолеты начнут модернизировать, тогда скажу что Лонгбоу равен, а пока нет. Но поставлять надо все равно.
    1. МАхалыч
      +5
      13 января 2012 10:30
      Цитата: kagorta
      Но поставлять надо все равно.


      Это верно. И чем больше - тем лучше.
  5. 755962
    0
    13 января 2012 10:31
    Вот опять Россия страна парадоксов : Пресловутая «нефтяная игла», на которую по многочисленным заявлениям критиков «подсела» Россия, в отношении программы Ми-28 сыграла роль «палочки-выручалочки».А индийцы ещё не раз пожалеют,что отказались от нашей машины.Как дойдёт дело до ремонтов и комплектующих ....Иномарка в обслуге всегда дороже отечественного производителя.
    1. -1
      13 января 2012 14:43
      Не пожалеют, ми28 слабее апача, а по обслуживанию для индии они оба иномарки
  6. Игорек
    0
    13 января 2012 10:58
    Цитата: denis29_82
    А от ПЗРК что должно быть?

    Система защиты от ПЗРК "Президент-С"
    Цитата: denis29_82
    Лазерная пушка что ль?

    У пиндосов на вертолётах стоит,что-то типа лазерной пушки которая воздействует на головку наведения ракеты лазером.
    Цитата: denis29_82
    По поводу вооружения. Я всегда думал что вооружение делают под машину, а не наоборот.

    Так оно и делается,но если это потребует изменений в конструкции вертолета,это следует сделать в самом начале,а не когда ты сделал 200шт.
    1. denis29_82
      0
      13 января 2012 11:16
      Всегда хочется чтоб самое крутое и по максимуму, но вундервафля еще не залог победы
      1. denis29_82
        +1
        13 января 2012 11:24
        К тому же это при войнах с папуасами важна каждая машина и каждый пилот. При глобальной войне это расходный материал. Тут важен баланс стоимость-простота производства-боевые характеристики. А мир катится к большой заварушке.
        1. +3
          13 января 2012 13:20
          При глобальной войне до них дело может и не дойти а для прикрытия и огневой поддержки подразделений спецназа годится., т.е. в локальных войнах он незаменим
    2. Kazak_30
      +4
      13 января 2012 13:33
      Цитата: Игорек
      У пиндосов на вертолётах стоит,что-то типа лазерной пушки которая воздействует на головку наведения ракеты лазером.

      Ага побольше Дискавери смотрите там и не такое расскажут. Лазерную защиту ставят только на Б-2 поскольку стоят они очень много. на вертолеты которые во время войны сбивают пачками,их ставить нерационально.
      Цитата: Игорек
      Так оно и делается,но если это потребует изменений в конструкции вертолета,это следует сделать в самом начале,а не когда ты сделал 200шт.

      А если вышли новые ракеты, бомбы то надо делать новый вертолет? Сомневаюсь... Крепления на крыльях по моему проще переделать.
      1. Игорек
        -2
        13 января 2012 14:09
        Цитата: Kazak_30
        Ага побольше Дискавери смотрите там и не такое расскажут.

        Дискавери вообще не смотрю,читал статью на впкнэйм там как раз и говорилось о такой защите и фото Нидерландских Апачей с этой системой,которые воюют в Афгане.
        Цитата: Kazak_30
        Лазерную защиту ставят только на Б-2 поскольку стоят они очень много.

        Сомневаюсь,что такому самолету нужна защита от пзрк,а вот на АС-130 такая хреновина стоит.
        Цитата: Kazak_30
        вертолеты которые во время войны сбивают пачками,их ставить нерационально.

        Вот,чтобы не сбивали пачками такие системы и ставят.
        Цитата: Kazak_30
        А если вышли новые ракеты, бомбы то надо делать новый вертолет?

        Тут главное нормальные ракеты сделать и желательно размером как старые,а то после пуска может и двигатель заглохнуть.
        1. -1
          13 января 2012 21:12
          Тут главное нормальные ракеты сделать и желательно размером как старые,а то после пуска может и двигатель заглохнуть.

          Проблема решается включением двигателя ракеты на удалении 50 м от вертолета.
          Специальный стартовый ускоритель должен задавать импульс и отрабатывать пока ракета не покинула контейнер.
          Массу ПТУР допустимо несколько увеличить, важно получить дальность 16-18км.
    3. -1
      15 января 2012 11:51
      Система защиты от ПЗРК "Президент-С"

      от данной системы только станция постановки помех не стоит, все остальное на вертолет уже устанавливается!!!
      У пиндосов на вертолётах стоит,что-то типа лазерной пушки которая воздействует на головку наведения ракеты лазером
      Как я и сказал станциипостановки помех пока нет на наших вертолетах
  7. +3
    13 января 2012 11:14
    Индийцев можно понять, покупать сырую машину опасно. Мы то можем её по ходу эксплуатации доводить до ума, а им как, каждый раз согласовывать каждую мелочь с нашими производителями?
    1. Kazak_30
      +1
      13 января 2012 13:36
      Цитата: Rashid
      Индийцев можно понять, покупать сырую машину опасно. Мы то можем её по ходу эксплуатации доводить до ума, а им как, каждый раз согласовывать каждую мелочь с нашими производителями?

      Тут больше политики чем бизнеса! Ливия, сирия и другие страны покупали наше оружие и технику и проблем не знали а тут могли пиндосы продкакать... Им любой наш контракт обломать за счастье!
      1. -1
        14 января 2012 17:38
        США предложили воздушную версию ПЗРК «Стингер» для вооружения 22 ударных вертолетов AH-64D ВВС Индии.
        Данное вооружение применяется с 80х годов . Применяемый на МИ-28Н аналог ракеты воздух-воздух Игла-В не уступает по своим ТТХ предлагаемому американцами. Хотелось бы взглянуть на те двадцать пунктов по которым индусы отклонили наш вертолёт.
        Индусы доёрзают со своей диверсификацией, что в прекрасный момент останутся и без нашего вооружения и попадут в зависимость от американских производителей, которым уже не в первой прекращать поставки военной комплектации для проданной техники. Не армия, а сборная солянка, что ВВС, что сухопутные войска. Сейчас чего то со своим тендером MRCA на поставку 126 истребителей заглохли. Бабок не хватает на Еврофайтеры с Рафалями разработки 80х годов.
  8. +5
    13 января 2012 11:22
    вертолет красивый) и фотоподборка хорошая)
  9. Игорек
    -2
    13 января 2012 11:37
    Цитата: denis29_82
    К тому же это при войнах с папуасами важна каждая машина и каждый пилот.

    У нас до сих пор в армии не ценится человеческая жизнь.
    Цитата: denis29_82
    . При глобальной войне это расходный материал.

    Ну так давайте выпускать Т-34 и Ми-2,какая разница,все равно все умрут.
    1. denis29_82
      +1
      13 января 2012 11:43
      Игорек, Вы наверное не все читаете что я пишу) Я же написал баланс)
      А люди это тоже ресурс. И отношение к нему должно быть как к ценному, но ресурсу. Поэтому когда нужно и припрет его расходуют. А про высокую ценность человеческой жизни в мирное время хорошо рассуждать и чтоб при этом от твоих решений и поступков ничьи жизни не зависели. Тогда да можно упоенно думать о человеке как о венце творенья чья жизнь бесценна)
  10. Игорек
    -2
    13 января 2012 12:00
    Цитата: denis29_82
    Игорек, Вы наверное не все читаете что я пишу) Я же написал баланс)

    Я ваш пост полностью прочитал,и понял его так,что,если начнётся глобальная заварушка,то мы будем воевать обычными силами.
    1. denis29_82
      -2
      13 января 2012 12:07
      Применение ядерного оружия не отменяет использование обычных вооружений. Где Вы вообще это в моих словах то нашли)))
    2. Kazak_30
      +2
      13 января 2012 13:38
      Я не знаю чем люди будут воевать в 3 мировую войну, но в 4 они будут воевать палками. А.Энштейн
  11. MURANO
    -1
    13 января 2012 12:08
    РЛС доведут и поставят на новые машины и на первые при модернизации.
    А с появлением новых ракет,действующих по принципу выстрелил-забыл,никаких глобальных переделок конструкции, думаю, не потребуется.С чего?Бортовая часть СУ упростится.
  12. Игорек
    -2
    13 января 2012 12:27
    Цитата: denis29_82
    Применение ядерного оружия не отменяет использование обычных вооружений.

    Если начнется ядерная воина между Россией и США,то ни в России ни в США не останется ничего.Ну допустим танковая бригада пережила ядерный удар пересидев его в танках и что они по вашему поедут в США воевать?

    Цитата: denis29_82
    Где Вы вообще это в моих словах то нашли)))

    Так это вы сказали,что:
    Цитата: denis29_82
    При глобальной войне это расходный материал. Тут важен баланс стоимость-простота производства-боевые характеристики. А мир катится к большой заварушке.
    1. denis29_82
      -2
      13 января 2012 12:59
      И чего? Сценарий глобальной войны обязательно подразумевает что мы и США выпустим друг по другу все что есть? Сценариев может быть крайне много и разных. И почему обязательно с США?
  13. Игорек
    -1
    13 января 2012 13:21
    Цитата: denis29_82
    Сценарий глобальной войны обязательно подразумевает что мы и США выпустим друг по другу все что есть?

    Если в глобальной войне сойдутся армия США и армия России,то это приведет к обмену ядерными ударами.

    Цитата: denis29_82
    Сценариев может быть крайне много и разных.

    Какие?
    Цитата: denis29_82
    И почему обязательно с США?

    Можно и с Китаем.
    1. denis29_82
      -2
      13 января 2012 13:30
      Да сценариев придумать массу можно. И с обменом и без обмена и с ограниченным обменом и с множеством участников. Вот только любой такой сценарий это уравнение с большим количеством неизвестных, которые еще к тому же динамически меняются во времени) Дифура такая неслабая) Так что я лучше новости буду отслеживать, чем что то выдумывать.
  14. ПАТРОН
    0
    13 января 2012 13:21
    Шикарные фото!
  15. Kazak_30
    0
    13 января 2012 13:38
    Могли бы и про пиндоса что нибудь для сравнения!
  16. dred
    -3
    13 января 2012 14:18
    Красивая подборка фотографий.Статья лично мне понравилась.Один вопрос кроме России где ещё сосотоит на вооружении?
    1. -2
      13 января 2012 21:23
      Если я не ошибаюсь, Венесуэла закупила небольшую партию.
    2. -2
      13 января 2012 21:25
      dred,у нас их всего чуток .а о других странах!. но ведь и москва не сразу строилось!! fellow
  17. Игорек
    -1
    13 января 2012 14:21
    Цитата: denis29_82
    Да сценариев придумать массу можно. И с обменом и без обмена и с ограниченным обменом и с множеством участников. Вот только любой такой сценарий это уравнение с большим количеством неизвестных, которые еще к тому же динамически меняются во времени) Дифура такая неслабая) Так что я лучше новости буду отслеживать, чем что то выдумывать.

    А может быть Америка уже давно ведет эту войну и ведет наступление по всем фронтам,а мы отступаем как 41-ом?
  18. 0
    13 января 2012 14:52
    А зачем он нужен если есть Ка 52?
    1. Skiff
      -1
      13 января 2012 17:01
      Разные классы машин.

      Ка-52 — российский боевой вертолёт, командирская машина армейской авиации и морской пехоты, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов.
      1. +1
        13 января 2012 17:22
        ка-52 координирует группу ка50 все унифицированы и современны, можно поточнее нафик ми-28 нужен?
        1. AlexPrice-Voronezh
          -1
          8 февраля 2012 18:36
          МО не понравилось то что на акуле всего один пилот, поэтому и отказались
          а аллигатор будет командовать группой из ми-28
  19. Skiff
    -1
    13 января 2012 16:46
    " Причины, по данным индийских источников, кроются в том, что российский вертолет не соответствует или уступает своему заокеанскому визави по двум десяткам позиций требований, заложенных в конкурсной документации заказчиком "
    Подскажите если кто знает, что это за два десятка позиций?
    Это не считая того что МИ-28 не круглосуточный....
    1. +2
      13 января 2012 17:20
      у него радар слепой по современным меркам, и нет системы выстрелил забыл, цель надо держать в прицеле до поражения - машина при этом сама рискует быть сбитой, он недоделан кароче
  20. +4
    13 января 2012 20:00
    По лётным качествам Ми-28Н вряд ли уступает Апачу.
    А вот когда дело доходит до электронной начинки.... Думаю, ни для кого не секрет, что мы, мягко говоря, отстаём на этом направлении.
    Нужно создавать свои микропроцессорные технологии и производства. Или, копировать, в крайнем случае, как это делает Китай - почему нет?
    Это нужно, а не тупые сказки про Сколково!
    1. 0
      13 января 2012 21:35
      то что вы предлагаете требует времени, несколько лет, разве нет? чем сколково не попытка преодалеть отставание?
      а электронная начинка в современных машинах, играет не менее важную роль чем пихло и кузов, пример войн последнего времени яркое тому доказательство
  21. в запасе
    0
    13 января 2012 21:46
    Хорошая машина вот бы посмотреть в боевом применении.
  22. LiRoy
    -1
    13 января 2012 21:50
    По внешнему виду красавец.
    Мы только недавно анонсировали вертолет, который может применяться в любое время суток, при любой погоде и готов к работе в условиях сетецентрической войны, в то время как американцы уже давно "шлифуют" своими Апачами поля брани в любое время суток и при любой погоде. Естественно при принятии решения индусы учитывали опыт американцев, и конечно наверняка не обошлось без традиционного давления с их стороны.
    Кто не владеет ночью, тот не владеет полем боя.
  23. grizzlir
    +2
    13 января 2012 22:54
    Машина действительно ещё сыровата.Ка50 уже обкатали в чечне и результаты только положительные.Вообще вся возня вокруг Ка50 и Ми28,это противостояние двух заводов,двух конструкторских групп и двух лагерей высокопоставленных военных.Каждая группа этих военных пыталась лобировать свой вертолёт,наверное не за спасибо.В итоге и Ка50-52 толком не выпускаем и Ми28 до ума никак не доведём.
  24. 0
    14 января 2012 13:56
    Цитата: киргиз
    то что вы предлагаете требует времени, несколько лет, разве нет? чем сколково не попытка преодалеть отставание?


    Попытка преодолеть отставание - это создание коммерческих производств, которые в процессе выпуска коммерческой продукции (сотовые, ноуты, плейеры и т.д.) будут осваивать современные микропроцессорные технологии (хотя бы 90 нм техпроцесс для начала), приглашать специалистов с западных компаний, владеющих такими технологиями и методами организации производства. Вот что будет попыткой преодолеть отставание.
    Иностранных тренеров за огромные деньги мы можем пригласить, а соответствующих специалистов не можем, даже своих бывших соотечественников? Скорее не хотим.

    Что же до Сколково - это просто проект по застройке уютного пригорода для детишек сами знаете кого и созданию там государства в государстве - своя полиция, свои законы и проч. Поинтересуйтесь сами подробнее и увидите. Во всяком случае к микропроцессорным технологиям это практически не имеет отношения.
    1. 0
      14 января 2012 21:07
      не могу согласится, сначала нужно создать технологии микропроцессорные, и только потом получится сделать производство товаров на ней основанных
    2. kos
      kos
      -1
      14 января 2012 21:36
      Цитата: Torus
      (хотя бы 90 нм техпроцесс для начала), приглашать специалистов с западных компаний, владеющих такими технологиями и методами организации производства. Вот что будет попыткой преодолеть отставание.

      http://sdelanounas.ru/blogs/5825/
  25. +1
    14 января 2012 14:38
    В ТАКИХ СЛУЧАЯХ ПРИНЦИП "АВОСЬ ПРОКАТИТ" НЕ ПРОЛЕЗЕТ.
    ЕСЛИ ДЛЯ НАС ВЕРТОЛЁТ И ПОДХОДИТ,ДРУГОГО ТО ЖДАТЬ НЕЧЕГО,
    ТО ИНДИЙЦЫ ТАКОГО ПРИНЦИПА НЕ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ.
  26. +2
    14 января 2012 15:20
    нах стока повторяющихся фоток или фоток с одинаковым ракурсом съемки..
    1. +2
      14 января 2012 15:30
      СОГЛАСЕН.ПРОСТО С КАКОГО НИБУДЬ ВОЕННОГО САЛОНА РЕКЛАМНЫЙ БУКЛЕТ. ДЛЯ СРАВНЕНИЯ МОГЛИ БЫ РЯДЫШКОМ И "АППАЧ" РАЗМЕСТИТЬ, А ЕЩЁ ЛУЧШЕ ДВЕ ТАБЛИЦЫ С СРАВНИТЕЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ.
      1. -1
        15 января 2012 12:00
        Характеристика Ми-28Н Ночной Охотник / AH-64D Apache Longbow
        Первый полет 1996 / 1991
        Масса пустого, кг 7890 / 5352
        Нормальная взлётная, кг 10500 / 7270
        Максимальная взлётная, кг 11700 / 8006
        Мощности двигателей 2 х 1660кВт / 2 х 1417кВТ
        Максимальная скорость, км/ч 324 / 276
        Крейсерская скорость, км/ч 265 / 268
        Дальность действия, км 500 / 480
        Перегоночная дальность, км 1105 / 1900
        Практический потолок 5700 / 4465
        Боевая нагрузка 1605 кг 771 кг

        Вооружение у Ми-28Н: Одна 30-мм пушка 2А42 с 300 патронами. Боевая нагрузка - 1605 кг на 4 узлах подвески: 4х4 ПТУР Штурм или Атака-В и 2 ПУ УВ-20-57 20х55-мм или УВ-20-80 20х80-мм НУР или 2 ПУ с 130-мм НУР. Возможна установка 2х2 УР воздух-воздух Р-60, контейнеры с 23-мм пушками или 30-мм гранатометами или 12.7-мм или 7.62-мм пулеметами, или 500-кг бомбы, или постановщики мин. Под крыльями - 16 ПТУР Вихрь.

        Вооружение у AH-64D: Одна 30-мм пушка M230 Chain Gun с 1200 патронами. Боевая нагрузка - 771 кг на 4 узлах подвески: 16 (4х4) ПТУР AGM-114D Longbow Hellfire или 4 ПУ М260 или LAU- 61/A c 19х70-мм НУР CRV7 или Hydra70, 4 УР воздух-воздух AIM-92 Stinger или AIM-9 Sidewinder, Mistral и Sidearm , возможна установка УР Starstreak.
  27. bereg
    -1
    14 января 2012 16:39
    нормальный вертолет все там обкатано не много кампонентная база посасывает. а два десятка позиций это наверно. 1) в предачу к каждому апачу по 2 заряжающих негра 2) бесплатное обслуживание на 5 лет и тд
  28. bereg
    -1
    15 января 2012 13:22
    urzul,
    какая пушка у апача? 30мм ? lol она же называется м230. боекомплект 1200шт и весит наверно 1200 кг
    1. 0
      16 января 2012 09:31

      В начале 1972 г. фирма Hughes Helicopters начала независимую программу исследования и создания 20-мм одноствольной пушки с внешним приводом. Новая пушка создавалась под боеприпасы серии М50 и должна была использовать беззвеньевую систему питания и функционировать за счет внешнего источника энергии, в то время как большинство автоматических пушек используют энергию пороховых газов. В 1972 г. армия США составила требования к перспективному ударному вертолету по программе AAH (Advanced Attack Helicopter). В этих требованиях была указана 30-мм артиллерийская система, способная вести стрельбу снарядом WECOM 30. В конкурсе на разработку вертолета AAH победила фирма Hughes. Так как 20-мм снаряды серии М50 и 30-мм XM552/639 (WECOM 30) имеют схожие размеры, начальный импульс, то было решено адаптировать к новым требованиям практически полностью законченную 20-мм пушку. В 1973 г. были успешно произведены испытательные стрельбы, в ходе которых расстреляли 2500 снарядов. В 1976 г. министерство обороны США решило, что пушка ХМ230 должна стрелять снарядами используемыми пушками ADEN /DEFA, а так же семейством 30-мм снарядов М788 (практический), М789 (двухцелевой осколочно-фугасный) и М799 (осколочно-фугасный).

      Практический снаряд М788 предназначен для тренировки экипажей. Он имеет низкую стоимость, но его баллистика подобна боевым снарядам. Длина снаряда - 199,75 мм. Вес 352,8 г. Начальная скорость 800 м/с.

      Фугасный снаряд двойного назначения М789 является основным боеприпасом пушки M230. Его корпус изготовлен из закаленной стали и снаряжен 27 г. взрывчатого в-ва PBXN-5 и кумулятивной камерой. Снаряд способен пробить 25-мм гомогенной брони под углом 50° на дальности 500 м. Длина снаряда 199,75 мм. Вес 350,5 г.