Таран жилого дома в Новосибирске

25
Таран жилого дома в Новосибирске

40 лет назад, 26 сентября 1976 года, произошла авиационная катастрофа в городе Новосибирске в результате преднамеренного столкновения самолёта Ан-2 с пятиэтажным жилым домом. Один из пилотов Западно-Сибирского управления гражданской авиации совершил несанкционированный взлет на самолете Ан-2 и направил свой самолёт в пятиэтажный жилой дом. Лётчик погиб, также при столкновении и в результате пожара погибли и были ранены несколько человек.

Таран



Воскресным утром летчик Серков произвёл самовольный взлёт на самолёте Ан-2 (регистрационный номер СССР-79868) с одной из рулёжных дорожек аэропорта «Новосибирск-Северный». В самолете он был один, пассажиров не было. Через несколько минут Ан-2 появился на другом конце города в районе площади Станиславского. Некоторое время самолет кружил над городом на малых высотах. Он даже сбил несколько телевизионных антенн на некоторых зданиях. В 8 часов 20 минут летчик направил легкий самолет в жилой дом, расположенный по адресу улица Степная, 43/1. В результате тарана Ан-2 протаранил фасад дома между третьим и четвёртым этажами в районе лестничной клетки, проломив в стене дыру около 2 м в диаметре. Самолетный двигатель залетел в одно из окон прямо в спальню к жителям. Остатки хвоста и фюзеляжа остались лежать у подъездной двери, где она была. Авиационный бензин из разбитых топливных баков выплеснулся и вызвал сильный пожар. Всего было повреждено около 30 квартир. Серков погиб в момент удара самолета о дом, ему оторвало голову. Погибло и четверо жильцов дома, кто-то под обломками, другие разбились, прыгая с верхних этажей, спасаясь от пожара или от ожогов. Погибли Галина Дегтярева, Александр Тяпкин, Олег Тяпкин и Егор Пушенко. Получили ранение 11 человек: 4 человека — тяжелые, 5 — средней тяжести, 2 — легкие.

Первоначально началась паника, перепуганные жильцы выскочили из своих квартир и метались по двору. Однако довольно быстро люди из соседних домов организовались и стали пытаться спасти людей из объятого огнём подъезда. Вскоре к ним подключились прибывшие на место катастрофы пожарные. Так, когда с пятого этажа сбросили младенца, его смогли поймать стоявшие внизу люди. Через 57 минут пожар потушили.

Как показало следствие, таран был умышленным. Причиной атаки стали личные мотивы пилота. После семейной ссоры жена ушла от Серкова, забрав с собой их ребёнка. Татьяна поселилась в квартире своих родителей. Молодой летчик (1953 года рождения) пытался помириться, но родители жены так настроили супругу против своего мужа, что она даже отказывалась поговорить с ним, дать увидеться со своим 2-летним сыном Ромой. Когда он приходил, отец Татьяны прогонял своего зятя. Окончательный разрыв произошел, когда жена сказала о готовности подать на развод. Владимиру и Татьяне вручили повестки в суд на 30 сентября. Развод означал не только конец семьи, но и карьеры — молодой пилот ожидал повышение по службе: он должен был пилотировать большой пассажирский лайнер.

После этого Серков улетел в командировку в Барабинск. 25 сентября Серков дополнительным рейсом прибыл на базу, принимал все меры, чтобы вылететь в Барабинск, но из-за отсутствия плана на вылет сделал заявку на 06:00 26 сентября. После этого он уехал из аэропорта в город. Вечером Серков увидел на улице жену, разговаривающую с незнакомым мужчиной. Подождав, когда они расстанутся, Серков подошел к жене и ударил её. Затем конфликт продолжился в квартире ее родителей, где Серков продолжил рукоприкладство, пока его не остановила её мать. После этого Серков пришел на квартиру своей матери (в другом доме на той же улице) в возбужденном состоянии, рассказал о случившемся, сходил с братом в баню и лёг спать.

26 сентября в 03:15 он прибыл в аэропорт, оставив предсмертную записку матери, в которой указывал на намерение уйти из жизни, «забрав с собой» жену и сына. Причиной своего решения он назвал то, что «с настоящими нервами я не смог бы уже начать с начала», а вчерашний конфликт с женой стал «последней каплей, переполнившей чашу».

Владимир Серков отличался прекрасными навыками пилотирования и ценился начальством. Он был человеком образованным, спортсменом, хорошо играл в футбол, имел звание кандидата в мастера спорта по спортивной гимнастике. Несмотря на хорошие личностные характеристики и технические навыки, Владимир Серков, видимо, был морально слабым человеком, который не смог выдержать тяжелой семейной драмы. К тому же расследование выявило заболевания нервной системы. У него в 1971 году случился эпилептический припадок, дважды он получал бытовые травмы головы. После этого он, по словам жены, часто жаловался на головную боль и постоянно носил с собой лекарство. Но Серков тщательно скрывал свои проблемы, опасаясь снятия с летной работы. По словам жены, за период совместной жизни муж неоднократно симулировал самоубийство путем нанесения острыми предметами порезов на руках. Эти отклонения в состоянии здоровья Серков тщательно скрывал, поэтому целенаправленному медицинскому обследованию не подвергался.

В последний день перед тараном жильцы дома видели, как Серков отмеряет шагами расстояние от окон дома до большого дерева, которое росло прямо напротив. Летчик хотел направить самолет на квартиру родителей жены, но ему пришлось уклониться от большого тополя, и самолет попал в подъезд, что спасло многих жителей от смерти. Надо отметить, что родственников Серкова в этот момент не было дома. Тесть с тещей ночевали в другом месте. По мнению соседей, они опасались мести Владимира Серкова, который неоднократно угрожал им и якобы даже назвал точное время, когда отомстит.

Комиссия, расследовавшая причины авиационного происшествия, сделала вывод, что непосредственной причиной ЧП было нервно-психическая неуравновешенность Серкова. Происшествию способствовали: 1) ошибки командно-руководящего состава Новосибирского авиапредприятия, которое недостаточно внимания уделяло изучению морально-волевых качеств подчиненных, их интересов и наклонностей, ситуации в семье; 2) недостаточная работа среди личного состава по повышению бдительности, ответственности, по соблюдению имеющихся правил режима; 3) нарушения в сфере предполетного медицинского контроля, слабое изучение психофизических особенностей пилотов; 4) нарушения в вопросах предполетной подготовки, приема-передачи воздушного судна и т. д.

Интересно, что за 22 года до тарана Серкова точно такую же попытку атаковать жилой дом и также из-за семейной драмы совершил ещё один человек. В том же самом Новосибирске из-за измены жены бортмеханик Поляков угнал самолет Ил-12. Бортмеханик планировал протаранить ту квартиру, где, как он предполагал, ему изменяет жена с любовником. Поляков сделал несколько заходов на дом. Но он не смог нанести удар. Стояла глубокая ночь, и светящиеся пятна окон его дезориентировали, он не смог определить нужное. Власти начали с ним переговоры по рации, и ревнивец согласился посадить самолет и сдался. Приговор был довольно мягким, он отделался тремя годами заключения.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    26 сентября 2016 06:42
    Полагаю,следующее откровение выйдет под заголовком"Весь мир в труху,или о том как от офицера РВСН жена ушла"
  2. +2
    26 сентября 2016 06:42
    Как ни проверяй, в голову не залезешь. А вот почему жена и родственники молчали о его отклонениях - это вопрос и с их стороны - преступление!!!!!
  3. +5
    26 сентября 2016 06:48
    В таких историях всегда поражает только одно, хочет сдохнуть так ещё и за собой тянет людей, похоже что самому себе жертвы приносит. В данной истории поганец пытался *утянуть* за собой и самых близких. Жалко что вовремя не остановили и медицинский контроль не выявил явного психопата.
    1. +1
      27 сентября 2016 07:44
      Ревность не выявишь. request
      1. +1
        28 сентября 2016 00:34
        Как и баб, которые все такие хорошие, а потом ходят на лево по привычке... ну что же... мужик всегда виноват. ТОлько у кое кого походы не исправить, а им всегда правильные по карме попадаются. Сам был в такой ситуации
        1. 0
          2 октября 2016 08:31
          А при чём тут "налево"?
          Мужик пытался УБИТЬ собственного ребёнка. Про других пострадавших от его действий даже не вспоминаю. ЧЕМ Вы пытаетесь объяснить его выходку? Изменами жены? А почему не недостатками советской системы (это ведь она ставила карьеру в зависимость от семейного положения)?
  4. +6
    26 сентября 2016 06:52
    Ладно хоть в большую авиацию не успел перейти. Убил бы авиалайнер с сотней пассажиров.

    В истории нашей авиации была еще пара катастроф с совершенно абсурдными причинами. В одной из них КВС и второй пилот во время регулярного рейса с пассажирами на Ту-134 поспорили, что КВС посадит самолет по приборам и закрыли лобовое стекло шторками. В результате грубой посадки самолет частично разрушился, погибло несколько человек, экипаж посадили. И второй случай - в 90-е годы на Аэробусе пилот летел вместе с женой и ребенком и на эшелоне пустил ребенка за штурвал, пока самолет был на автопилоте. Посидев в кресле ребенок стал вылезать и надавил на штурвал, что привело к отключению автопилота пересиливанием (отключение при движении штурвалом). Самолет вошел в пикирование, создавшаяся перегрузка при этом прижала летчика к задней стенке кабины и он не успел добраться до своего места и вывести самолет. Все погибли.

    http://www.airdisaster.ru/database.php?id=482
    1. +2
      26 сентября 2016 13:32
      ...И второй случай - в 90-е годы на Аэробусе...


      Хорошая байка, особенно для лохов. Где вы видели одно место управления на Эрбасе? Вся крупная пассажирская авиация подразумевает наличие второго пилота Где был второй пилот?

      1. +5
        26 сентября 2016 13:51
        Это не байка,всё верно,из крена самолет пытался вывести ребёнок.Второй пилот отодвинул кресло назад,а командир из-за перегрузок не мог занять своё место.Посмотрите - катастрофа А310 под Междуреченском.
      2. +2
        26 сентября 2016 19:55
        Это было в марте 94-го под Междуреченском, рейс SU593 по маршруту Москва—Гонконг. КВС посадил сына за штурвал. В интернете есть запись переговоров того рейса.
      3. 0
        27 сентября 2016 08:24
        Хорошая байка, особенно для лохов. Где вы видели одно место управления на Эрбасе? Вся крупная пассажирская авиация подразумевает наличие второго пилота Где был второй пилот?
        Краткий пересказ той истории в моем исполнении конечно не точен, там все сложнее было. Но отправной точкой к катастрофе стало именно желание летчика дать "порулить" ребенку. Вот ссылка на полное описание произошедшего: http://www.airdisaster.ru/database.php?id=22
      4. 0
        27 сентября 2016 15:30
        Ну вообще-то это правда. Подробности немного не такие, но общая суть именно такая. Капитан посадил в за штурвал сына и тот случайно отключил автопилот. Но экипаж заметил это только когда лайнер уже вошел в крен, а потом свалился в пикирование.
        https://ru.wikipedia.org/wiki/Катастрофа_A310_под
        _Междуреченском
        1. 0
          28 сентября 2016 00:41
          Неужели так сложно ввести дублирующие системы и спросить при повторном уходе в штопор "а вы уверены?" Я думаю если умышленно - и так нажмут - а если нет - выровнить самолет или набрать высоту
  5. +2
    26 сентября 2016 11:33
    Всегда при вот таких обстоятельствах посещает мысль: ну ладно ты сам, балбес, решил расстаться с жизнью. Ты зачем с собой прихватываешь ни в чём не повинных людей?!
    1. 0
      28 сентября 2016 00:44
      А еще инфракрасные датчики... меньше Х человек на борту - сразу взрывать. Хотя от захвата не поможет, но от одиночек - точно. Экономия... систему спаять на коленке за 10к баксов... но не делают... а зачем... лишние расходы... лоу кост... все равно что-то нарисуют на башнях в прямом эфире 7 каналов (9-11).
  6. +2
    26 сентября 2016 17:18
    Во время службы в Новосибирске жил я на этой улице Степной, только немного пониже от этого дома. Старожилы ещё помнят этот случай. Сейчас дом № 43 выглядит совсем как обычный, даже незаметно никаких следов той трагедии. Примечательно то, что Серков таки в "нужную" ему квартиру так и не попал - врезался в квартиру совсем не причастных к его проблемам людей. Пострадали невинные люди. Мораль - не следует свои личные проблемы решать за счёт других.
  7. +1
    26 сентября 2016 19:36
    кошмар какой..сидишь себе дома пьешь чай а тут прилетит пилот блин
  8. +1
    26 сентября 2016 21:07
    Ну и как эта... статья относится к разряду "военных"? Сайт то, вроде как, ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ?
    1. 0
      28 сентября 2016 01:02
      Когда выступаем, вождь?
  9. 0
    27 сентября 2016 17:05
    Цитата из статьи:
    3) нарушения в сфере предполетного медицинского контроля, слабое изучение психофизических особенностей пилотов;


    Слабое место медицинское освидетельствование личного состава, особенно командиров.
    У человека за пять лет до тарана произошел эпилептический припадок, несколько раз симулировал самоубийство, а медкомиссия не обратила внимание, а ведь он как минимум пять раз проходил полное медобследование в промежуток времени после припадка до тарана.
    О его семейных неурядицах на работе знали все, в том числе и ответственные лица по работе с летным составом. Физически сильный человек, спортсмен, кандидат в мастера спорта неоднократно бьёт женщину, ясно он уже вне себя, т.е. себя, своё поведение не контролирует. А у начальства никакой реакции, наверное парторг пожурил в кабинете и всё, отработал свою з/плату.
    Во всей трагедии, гибели неповинных людей виновато командование авиаотрядом.
    А летчик психически больной человек, он за себя, за свои действия не отвечает.
  10. 0
    28 сентября 2016 05:45
    жаль мужика,конечно я не оправдываю его поступок,но родственники поступили по свински,
    1. +1
      2 октября 2016 09:43
      Если бы мужик направил самолёт в землю - я бы его понял.. Не принял бы, но - понял.
      Если бы он тихо спился - я бы его пожалел..
      Этот - жалости не заслуживает.
  11. 0
    29 сентября 2016 19:04
    Как и всегда бывает - все из-за баб, нашла себе хахаля покруче, и досвидос. Но мужик то с сильным характером, на такое не каждый решится пойти! По большому то счету Она ему жизнь сломала!
    1. +1
      2 октября 2016 09:47
      "С сильным характером" - это тот, кто отберёт ребёнка и займётся его воспитанием.
      Тот, кто решил, что "жизнь кончилась" - уже слабак. А решивший прихватить с собой жену с сыном - ещё и сволочь.
  12. 0
    30 сентября 2016 22:55
    ужасная трагедия в Новосибирске эта история уже в городскую легенду превратилась жаль не в чем неповинных людей погубил .

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»