Самые нелепые мифы в СМИ относительно перспектив вставшего на крыло 5-го поколения

45


Хотелось бы изначально сказать, что довольно часто шумиха в средствах массовой информации не всегда соответствует реальному положению дел в таких сложных вопросах, как экспортные поставки тактической авиации 5-го поколения от государств-производителей к третьим странам. Контракты на продажу этих машин обычно проходят напрямую по линии правительства государства, в котором находится корпорация-производитель истребителя.



До заключения контракта специалисты из минобороны очень плотно работают над оценкой целесообразности такой продажи, т.е., принесёт ли подобный контракт военно-политическую и стратегическую выгоду, либо под риском утечки и дальнейшего копирования окажутся некоторые уникальные показатели и конструктивные особенности бортового радиоэлектронного оборудования уникальных самолётов. Во втором случае производитель отказывает заказчику в заключении контракта. Подобная ситуация сложилась с попыткой Японии заключить контракт на приобретение истребителей 5-го поколения F-22A «Raptor»: американцы отказались поставить Воздушным силам самообороны Японии даже light-модификации «Рапторов» с упрощённым программным обеспечением, либо разработать версию с более простой БРЛС типа AN/APG-79 или AN/APG-81, позаимствованных у «Супер Хорнета».

Отказ этот вполне прогнозируемый, ведь ВВС США имеют на Дальнем Востоке и в АТР, да что там уж, в самой Японии и РК несколько аэродромов, на которые они могут самостоятельно перегнать хоть полк «Рапторов» с Аляски в считанные часы и контролировать ситуацию в регионе. И это понятно, F-22A для экспорта не предназначался, уж очень серьёзной могла бы быть цена поставки столь продвинутой машины в другую страну, чего не скажешь о более простом «инкубаторском» F-35A/B. Характеристики этих машин очень посредственные, скорость и до 2-х звуковых не доходит, радиус действия вполне обычный, маневренность чуть лучше, чем у F-4E (кроме угла атаки, обеспечиваемого компьютеризированной ЭДСУ) и только оптико-электронная ИК-система целеуказания DAS и сниженная тепловая/радиолокационная сигнатуры дают некоторые преимущества в дальнем противостоянии истребителям поколения «4++», не считая конечно Су-35С, который с помощью «Ирбиса» с «Лайтнингом» и за 150 км разделается.

F-35A/B идут на экспорт и в Великобританию, и в Австралию, и в Турцию не случайно, их параметры для Штатов особой ценности уже не представляют. Для своих ВВС они планируют наштамповать более полутора тысяч машин, и, поверьте, с лучшим ПО. Турецкие подобного точно на свои F-35A не получат. Зато наиболее маневренные палубные F-35C (большая площадь крыла, скорость разворота и т.д.) американцы припасли только для своего флота и на экспорт не выставляют.

Но существует также ряд других противоречивых вопросов, которые распространяются на интернет-просторах российского и западного интернета, некоторые примеры которых мы сейчас и рассмотрим.

На прошедшей неделе, на российских информационных интернет-ресурсах вновь была опубликована информация, что в конце 2016-го года Поднебесная получит 4 наших истребителя поколения 4++ Су-35. В связи с этим многие эксперты высказали опасения в том, что КНР будет использовать технологии этой машины в дальнейшей разработке своего истребителя пятого поколения.

С данной точкой зрения я отчасти согласен. Подписанный в 2015 году, по линии «Рособоронэкспорта», контракт на поставку Поднебесной 24 сверхманевренных многоцелевых истребителей Су-35С предусматривает также и передачу стандартного комплекта БРЭО, в которое войдут и мощнейшая в мире бортовая РЛС для тактических истребителей Н035 «Ирбис-Э», и комплекс связи и обмена тактической информацией С-108, и наземный комплекс воздушной связи НКВС-27. Бортовую систему обмена данными С-108 можно вполне отнести к оборудованию переходного поколения: она позволяет Су-35С слаженно действовать как в парах, так и в звеньях, эскадрильях и полках, согласовывая информацию с наземными и воздушными пунктами РТР и ПВО по зашифрованным различными методами каналам связи (от псевдослучайной перестройки рабочей частоты до кода Рида-Соломона). Современный уровень развития китайской электроники позволяет производить аналогичные С-108 комплексы, а поэтому и его отправка в Китай не вызывает особых опасений. На Т-50 ПАК ФА, который на экспорт вряд ли пойдёт, установят более совершенный комплекс тактической связи С-111-Н с качественно более совершенными методами кодирования передаваемой информации. Кроме того, на С-108 используется более простая антенно-фидерная система типа «Поток», а С-111-Н для ПАК ФА имеет более сложную систему «Аист-50». Так что на основе комплекса связи С-108 корпорации «Чэнду» и «Шеньян» российские секретные технологии для 5-го поколения скопировать не смогут.

Другое дело, бортовая РЛС Н035 «Ирбис-Э». Хоть современные китайские истребители J-10B и J-15S и оснащаются перспективными РЛС с АФАР, элементная база «ПФАРовского» «Ирбиса» продолжает сильно интересовать китайцев, поскольку его энергетические возможности даже на 20% лучше, чем у американской БРЛС AN/APG-77. Кроме того, ПФАР-РЛС имеют свои преимущества, одним из которых является механический доворот антенной решётки для обзора боковых и участка задней полусферы вокруг истребителя. В РЛС с АФАР для подобного обзора необходимо устанавливать дополнительные меньшие радиолокаторы бокового обзора, что хоть немного, но утяжеляет массу машины.

Несмотря на всё, к вероятному копированию технологии «Ирбис-Э» мы должны отнестись спокойней, и большая часть опасений экспертов надуманная. Китай сегодня находится с нами «в одной упряжке» в плане противостояния глобальному военно-стратегическому доминированию США и его союзников. И Россия и КНР, уже несколько лет как в плотном кольце американских военно-морских/военно-воздушных баз и позиционных районов ПРО в АТР и Атлантике, и наша общая с китайцами задача заключается в том, чтобы не дать этому кольцу стать ещё меньше, либо быстро его разорвать при необходимости. Поэтому считаю, что технология «Ирбис-Э», позволяющая на равных «разговаривать» с американской авиацией 5-го поколения, вполне может быть передана КНР для нашей общей безопасности, ведь мы же не передавали Китаю секретных технологий по изготовлению нитрид-галиевых ППМ бортовой РЛС Н036 «Белка», которые устанавливаются на Т-50. Вся передача технологий выполняется в строгих рамках, соответствующих внешних угрозам и собственным интересам.

Многие информационные агентства утверждают, что F-22 из-за своей дороговизны не получил широкого распространения. Как известно, гораздо шире используется другой «пятиклассник» F-35. Но точной и внятной информации о разнице между двумя машинами высказать не стремятся.

Несмотря на то, что оба перспективных истребителя принадлежат к 5-му поколению, их функциональность, технические характеристики и предназначение, как собственно и стоимость, абсолютно разные. F-35A можно считать стандартным малозаметным фронтовым истребителем-бомбардировщиком «на каждый день», который будет выполнять разнообразные ударные миссии на театре военных действий XXI, а также вести дальний воздушный бой с подавляющим большинством истребителей противника поколения «4+/++». Для сверхманевренного воздушного боя этот истребитель не предназначен, и на учениях уступал даже F-16C и F-15E «Strike Eagle». Низкая максимальная скорость не даст возможности выполнять высокоскоростной перехват целей вдогон, а менее мощная РЛС AN/APG-81 (дальность по цели типа «истребитель» составляет около 165 км) не даёт ровно никаких преимуществ даже перед такой машиной, как Су-30СМ. Радиолокационная заметность у F-35A также в 3 - 5 раз больше, чем у «Раптора», что оставляет возможность на победу даже истребителю 4-го поколения с мало-мальски мощной РЛС, к примеру, - Су-30МКК.

«Пятиклассники» F-35A/B, раскупленные Азией и Европой как «горячие пирожки», уже в скором времени будут заброшены в различные тлеющие военные конфликты в Передней и Юго-Восточной Азии, где станут весьма грозными воздушными боевыми юнитами против устаревшего авиапарка ВВС Ирана и Северной Кореи. Израиль уже несколько лет разрабатывает тактику использования приобретаемых сегодня F-35I против иранских истребителей МиГ-29А и F-14A, а также с целью преодоления ПВО Ирана. Но если с устаревшей иранской тактической авиацией у израильских «Лайтнингов» проблем не возникнет, то активно обновляющаяся ПВО на базе С-300ПМУ-2 и «Бавар-373» поставит пилотов F-35I ужасное положение, и их перспективы на молниеносный удар по объектам ядерной энергетики ИРИ сойдут на нет. Ещё отчётливей это будет после поставок в ВВС Ирана новых истребителей поколения «4++», которыми могут стать российские МиГ-35, Су-30СМ или китайские J-11A/B.

На Дальневосточном ТВД у 42 японских и 40 южнокорейских F-35A будут гораздо большие перспективы, в частности, против ВС КНДР. Северная Корея, несмотря на большое количество различных классов баллистических ракет малой (ОТБР) и средней дальности дальности на вооружении СВ, обладают примитивной ПВО, неспособной справится с массированным ракетно-авиационным ударом даже пары эскадрилий южнокорейских F-15K (вариант F-15E для ВВС РК). Но здесь имеется небольшой нюанс: если произойдёт серьёзное обострение противостояния за островные архипелаги Дяоюйдао и Спратли, при активном участи американского флота, Пекин может передать Пхеньяну более-менее совершенные зенитно-ракетные системы и истребители, и тогда у антикитайской/антикорейской коалиции, даже с учётом 80 F-35A, назреет хорошая проблемка.

Что касается ещё одного «пятиклассника» - F-22A «Raptor», здесь ситуация в разы более интересная и серьёзная. Стоимость одного F-22A сегодня колеблется в пределах 150 - 200 млн. долларов, что примерно в 2 раза дороже, чем у F-35A. Если программа JSF, получившая начало благодаря «сотрудничеству» «Локхид Мартин» с ОКБ им. Яковлева, была предназначена для «захвата» мирового рынка вооружения, обошлась более, чем 1300 млрд. долларов, то проект YF-22 изначально предназначался исключительно для долгосрочного обновления ВВС США истребителем, способным удерживать господство в воздухе на протяжении как минимум 20- 25 лет. Таковым он и стал.

За 15 лет испытаний (до 2005 года) и 11 лет службы (до сегодняшнего момента) в американских ВВС, «Раптор» оправдал почти все ожидания лётного состава и разработчиков относительно наиболее маневренного, скоростного и малозаметного серийного истребителя 5-го поколения. По совокупности боевых качеств F-22A в несколько раз превосходит горе-«Лайтнинга». Если взять за пример использование «Рапторов» на Сирийском ТВД, то можно увидеть лишь разведывательную и сдерживающую функции этих машин. Летают они, скорее всего, с установленными линзами Люнеберга, чтобы скрыть истинную эффективную поверхность рассеяния от обзорных радиолокационных станций 91Н6Е российских ЗРК С-400 и истребителей Су-30СМ, развёрнутых на авиабазе Хмеймим. Здесь используется лишь 10-15%-й потенциал F-22A. Когда же произойдёт эскалация серьёзного конфликта, где «Рапторам» придётся проявить себя на все 100%, это будет совершенно иная картина.

Вести дальний воздушный бой с этими истребителями будет на порядок сложней, чем с F-35A. ЭПР в 0,05 - 0,07 м2 не позволит обнаружить его на дальности более 120 - 150 км ни одной из известных РЛС, установленных на самолёты противника. В большинстве эпизодов воздушных сражений с F-22A мы будем наблюдать картину, когда пилоты противостоящих им истребителей смогут понять, что подверглись атаке стелс-файтера только после срабатывания тревожного сигнала станции предупреждения об облучении, оповещающей о захвате активной радиолокационной головкой самонаведения ракеты AIM-120D. И только такие шедевры, как Су-35С смогут обнаружить его благодаря более совершенным бортовым средствам радиотехнической и радиоэлектронной разведки.


Заснеженный F-22A на авиабазе «Элмендорф-Ричардсон» (Аляска). Все «Рапторы», базирующиеся на этой авиабазе, принадлежат к 11-й воздушной армии ВВС США и истребительной авиации ПВО «NORAD». Для перелёта на японские аэродромы для решения боевых задач на Дальнем Востоке F-22A потребуется не более 5 часов полёта над водами Тихого океана с одной дозаправкой в воздухе


На данный момент ещё не было таких критических ситуаций, где бы могли понадобиться F-22A, но в будущем они непременно возникнут. Использовать «Рапторы» будут в основном в качестве авиации завоевания господства в воздухе в районах с густой и мощной ПВО противника, т.е. уничтожения авиации противника над его же территориями, и препятствовать этому господству смогут лишь сильнейшие - Россия, Китай и Иран. Войдёт в спектр их задач и точечное подавление наземной инфраструктуры противника, включая средства ПВО, с помощью компактного ракетно-бомбового ВТО, основой которого является управляемая планирующая бомба GBU-39 SDB («Small Diameter Bomb»). В отсеках вооружения F-22A может доставлять к наземной цели до 8 подобных бомб.

Наибольшую угрозу F-22A, укомплектованные SDB, будут представлять для зенитно-ракетных комплексов войсковой ПВО. Обладая малой радиолокационной и умеренной инфракрасной заметностью, они смогут незаметно приближаться к самоходным ЗРК с более слабыми РЛС обнаружения и наведения всего на 25 - 30 км, а затем сбрасывать несколько GBU-39. Перехватить эти бомбы также не совсем просто, поскольку их ЭПР не превышает 0,015 м2. Таким комплексам, как «Оса-АКМ» или «Стрела-10» перехватить эти бомбы будет невозможно, и только «Тор-М1/2», «Панцирь-С1» или, в крайнем случае, «Тунгусска-М1» смогут сбивать такие объекты.

В военное время «Рапторы» могут оперировать как на сверхзвуковых крейсерских скоростях до 1900 км/ч, так и на форсажных скоростях до 2450 км/ч, что даёт важные преимущества перед большинством других западных истребителей. И, конечно же, важную роль играют сверхманевренные качества F-22A, реализованные отличными несущими характеристиками крыла и вертикальным ОВТ, выставляющие его почти на одну планку с Су-30СМ и Су-35С в БВБ.

Российский перспективный авиационный комплекс Т-50, по мнению многих российских и западных специалистов, по ряду технических параметров превосходит американских конкурентов F-35A и F-22A. Но проекты США были реализованы гораздо раньше. Т-50 собираются вводить на вооружение лишь в будущем году. Ввиду этого, многочисленные блогеры и специалисты в области боевой авиации задаются вопросом вопрос о том, не проиграет ли наш Т-50 ПАК ФА свою твёрдую нишу на азиатском рынке вооружения, а также размышляют о возможных рынках сбыта для этой уникальной машины в третьем десятилетии XXI века.

Рассуждая о рынках сбыта для отечественного перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации Т-50 ПАК ФА стоит помнить, что предназначение этого истребителя точь-в-точь совпадает с предназначением американского F-22A «Raptor». Т-50 в самых продвинутых вариантах будет состоять лишь на вооружении Воздушно-космических сил Российской Федерации, и скорее всего не получит многочисленных экспортных модификаций, как это наблюдается с F-35A, F-15C/E или Су-30. Единственной серийно производимой версией Т-50 для зарубежного заказчика станет упрощённая модификация, проектируемая совместно с «Hindustan Aeronautics Limited», FGFA. Одноместные и двухместные машины программы поступят на вооружение ВВС Индии примерно к 2025 году. Существует небольшая доля вероятности, что в перспективе подобная FGFA версия может быть поставлена и для ВВС Ирана, но на сегодняшний день она минимальна.

Ряд экспертов высказали мнение о том, что на Т-50 может быть спрос в Турции (член НАТО) и Саудовской Аравии (давний союзник США), а значит рассматривают возможность тесного военно-технического сотрудничества между Россией и этими странами.

Мягко говоря, данная информация выглядит не просто бредовой, а, прошу прощения за выражение, маразматичной. И чтобы оценить масштабы бездумности таких данных, необходимо представить себе заключение контракта между Министерством обороны Белоруссии (член ОДКБ и Союзного Государства) и «Lockheed Martin» на закупку партии из 24 F-22A или F-35A, выглядит весьма забавно.

Что касается оснований для таких смелых прогнозов, так их вообще не существует. Даже если учитывать такие факты, как нормализация политических и экономических взаимоотношений между РФ и Турцией, либо военно-техническое сотрудничество между Россией и Саудовской Аравией, которая в своё время закупила у нас БМП-3, и может подписать контракт на приобретение зеленодольских патрульных кораблей океанской зоны пр. 22160, ни одна из вероятных немногочисленных модификаций Т-50 ПАК ФА не может попасть на вооружение главного американского союзника во всей Передней Азии. Что касается упоминания в отчёте ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» возможной продажи саудитам дальних патрульных кораблей (ПК) пр. 22160 «Василий Быков», то это ещё «вилами по воде писано».

Но даже если такой контракт получит реальную подвижку, то у нас в «Рособоронэкспорте» тоже не глупые люди на местах: ВМС Саудовской Аравии получат экспортную модификацию патрульного корабля с совершенно отличной от версии для нашего флота многофункциональной РЛС подсвета для корабельного ЗРК «Штиль-1». За последнее время в российском интернете можно было видеть несколько версий макетов пр. 22160, одни из которых предназначены для ВМФ России, другие - для сбыта на внешнем рынке вооружения. Наш флот получит перспективную многофункциональную 4-хстороннюю МРЛС управления комплексом «Штиль-1» на базе 4-х АФАР, встроенных в антенный пост на главной надстройке корабля, «аравийская» же версия получит самую простую одноканальную версию КЗРК «Штиль-1» с одним радиолокатором подсвета и наведения 3Р90 «Орех» на передней части крыши надстройки.


На верхнем графическом изображении малозаметный патрульный корабль пр. 22160 в версии для ВМФ России: виден перспективный антенный пост новой МРЛС для комплекса «Штиль-1» с Х-образным расположением полотен АФАР. На нижнем изображении экспортная версия пр. 22160 с одним РЛ-прожектором 3Р90 «Орех» для КЗРК «Штиль-1» (на крыше рубки управления)



Что касается продажи перспективных истребителей Т-50 Военно-воздушным силам Турции, то такой расклад тоже отменяется, и даже в том случае, если последняя выйдет из состава Североатлантического альянса. Из длительного опыта российско-турецких отношений можно выделить множество периодов военных противостояний, охлаждения сотрудничества, а также «агрессивной игры» на стороне Штатов, когда в 1961-м году близ Измира развернули стартовые позиции баллистических ракет средней дальности PGM-19 «Jupiter». И всё это происходило в период активной финансовой помощи и предоставления миллиардных кредитов со стороны Советского Союза. Сейчас отношения немного нормализовались, но как и ранее, Турция продолжает спонсировать меджлисовские подразделения крымско-татарских боевиков и других экстремистов, занимающихся подготовкой «плацдарма» для агрессивных действий со стороны украинской армии. А это мы ещё о натовских самолётах ДРЛОиУ системы AWACS E-3C/G (базируются на турецких авиабазах) не говорили, которые регулярно наблюдают за воздушным пространством над Крымом и Кубанью. О каких поставках истребителя 5-го поколения для ВВС этой страны можно говорить?!

Даже если убрать военно-политические моменты, и опираться чисто на техническую информацию западных и турецких СМИ, можно сказать, что сейчас там делают упор на закупку F-35A, а также продвигают собственный проект лёгкого многофункционального истребителя 5-го поколения TFX-C100/200, к проектированию которого уже успели привлечь британскую компанию «BAE Systems». Т-50 ПАК ФА останется передовым истребителем 5-го поколения, предназначенным в основном для ВКС России с небольшим и жёстко контролируемым рынком сбыта в Азии, распространяющимся в основном на Индию.

Источники информации:
http://bastion-karpenko.narod.ru/F-22.html
http://bastion-karpenko.ru/f-35-lightning-ii/
http://www.paralay.com/pakfa/pakfa.html
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    26 сентября 2016 07:52
    Хорошая аналитическая статья ...
    Осталась неосвещённой тема того что F-22 ... уже на вооружении и их состав наращивается параллельно с модификацией по результатам эксплуатации ... а мы с Т 50 только выходим на поставки в войска (со всеми вытекающими ... поставка оборудования для организации эксплуатации на местах базирования ... выявление "детских болезней" (эксплуатация в войсках отличается от госиспытаний ... отладка сервиса ... На это уйдёт время.
    Радует одно ... наша промышленность не стала копировать достижения "на сейчас" ... Т 50 сделан с определённым заделом на "завтра" ...
    1. 0
      26 сентября 2016 12:41
      Здорово что доделываем Т50, при этом для его реальной применимости надо его массовый выпуск и подготовленных летчиков в пропорциональном количестве.
      Ну + всю сопутку обеспечения.
      Надеюсь так и будет.
      1. +3
        2 октября 2016 19:09
        Поменьше базара, побольше дел. И совсем необязательно орать на всю округу. Тише едешь, дальше будешь.
        1. 0
          6 июля 2017 19:59
          Цитата: vinni-puk
          Поменьше базара, побольше дел. И совсем необязательно орать на всю округу. Тише едешь, дальше будешь.

          Индивид с психологией лавочника свой навар поимеет так или иначе: (с)Т-50 в самых продвинутых вариантах будет состоять лишь на вооружении Воздушно-космических сил Российской Федерации, и скорее всего не получит многочисленных экспортных модификаций(с) "Скорее всего", "в самых подвинутых модификациях" - подготовка обывателя. А там кто разберёт эти "модификации" и "скорее всего"...?
    2. +2
      26 сентября 2016 14:19
      Цитата: silberwolf88
      Осталась неосвещённой тема того что F-22 ... уже на вооружении и их состав наращивается параллельно с модификацией по результатам эксплуатации ...

      Однако , ни как, у вас на даче открыли линию по производству F-22 и наращивают, наращиваю .производство ......
    3. +1
      26 сентября 2016 23:55
      а разве F-22 производят? вроде производст0во прекратили в пользу F-35!!!,,?
  2. +4
    26 сентября 2016 08:37
    Кроме того, ПФАР-РЛС имеют свои преимущества, одним из которых является механический доворот антенной решётки для обзора боковых и участка задней полусферы вокруг истребителя. В РЛС с АФАР для подобного обзора необходимо устанавливать дополнительные меньшие радиолокаторы бокового обзора, что хоть немного, но утяжеляет массу машины.
    ==========
    Вот, убей бог, не пойму почему это пассивную ФАРу механически доворачивать можно, а активную - нельзя? Может уважаемый Евгений Даманцев или кто из спецов мне это разъяснит? Буду весьма признателен!
  3. +5
    26 сентября 2016 08:41
    Мне одному показалось, что название статьи никак не вяжется с ее содержанием?
    1. +9
      26 сентября 2016 12:56
      Автор плавно перешел (спикировал) с самолетов на корабли. smile

      И не захотел продавать Т-50 Эрдогану... Правильно .
      Такой вольный полет мысли.
  4. +2
    26 сентября 2016 08:58
    Согласен с silberwolf88, статья хорошая.
    Надеюсь, что из-за более позднего запуска в серию Т-50 детские болезни максимально отработаны. Да, эксплуатация в войсках отличается от заводских условий, но это и не тот ЛА, чтобы надеяться, что он будет такой же непритязательный как и ПО-2.
    1. 0
      2 октября 2016 15:58
      В своё время и с ПО2 было много мороки
  5. +6
    26 сентября 2016 09:08
    Для перелёта на японские аэродромы для решения боевых задач на Дальнем Востоке F-22A потребуется не более 5 часов полёта над водами Тихого океана с одной дозаправкой в воздухе
    А что будет, если в точке рандеву, ВДРУГ, не найдется "заправщик", ну не долетел он туда, не смог с чужой ракетой в брюхе...
  6. +16
    26 сентября 2016 10:33
    1) Радар Ф-22 и Ф-35 производит одна и та же фирма: Northrop Grumman
    И на Ф-35 установлена более современная и мощная версия того же
    радара, что и на Ф-22.
    АФАР настолько мощный, что его импульсное направленное включение на полную мощность
    эквивалентно удару лучевого оружия по самолету противника.

    2) Норвежцы проверили свои Ф-35 в ближнем бою и оказалось, что они ничем не
    уступает Ф-16 по маневренности. Ф-35 дает устойчивую скорость поворота 28 град/сек на
    вираже на скорости 0,9 МАХ, что очень хороший показатель для любого истребителя.

    3) Ф-35 поставляется всем со стандартным ПО , кроме Израиля, где еще на стадии
    производства вставляют код для израильских систем авионики и оружия.
    1. +13
      26 сентября 2016 12:30
      АФАР настолько мощный, что его импульсное направленное включение на полную мощность
      эквивалентно удару лучевого оружия по самолету противника.

      Да не горячитесь вы так, и вас вылечат! Я, как только появятся в продаже модельки Фу-35, куплю вам его и передам в палату, чтобы сильно не буйствовали...
      1. +8
        26 сентября 2016 13:03
        "Я, как только появятся в продаже модельки Фу-35, куплю вам его "///

        Буду ждать! drinks Но лучше пришлите модель (собранную) Су-35 good .
        Для коллекционеров он внешне наиболее эффектный истребитель из всех.
    2. 0
      26 сентября 2016 15:37
      Если сравнивать с последними версиями Ф-16, с доп баками и оборудованием, то тяговоооруженность и маневренность должны быть сопоставимы.
    3. +4
      26 сентября 2016 15:50
      2) Норвежцы проверили свои Ф-35 в ближнем бою и оказалось, что они ничем не
      уступает Ф-16 по маневренности. Ф-35 дает устойчивую скорость поворота 28 град/сек на
      вираже на скорости 0,9 МАХ, что очень хороший показатель для любого истребителя.

      Вояка вы вроде всегда в адеквате были hi Я тут посчитал что при ваших данных на истребитель должна действовать перегрузка примерно 14,7 g.
      Да и про лучевое оружие тоже сильно.
      1. +5
        26 сентября 2016 16:56
        С "лучевым оружием" я, сознаюсь, выбрал неудачный термин.
        Но смысл, того что я читал такой: радар Ф-35 способен дать мощный направленный
        импульс, используемый как оружие, против электроники самолета противника.

        Про 28 град/секунду - был перевод с англоязычного форума, где американский
        летчик-испытатель Ф-35 (который перед этим был летчиком Ф-16)
        утверждал, что Ф-35 выжимает на большой скорости более крутые повороты, чем Ф-16.
        И были приведены эти цифры. Что делает его высоко боеспособным в ближнем бою.
        1. +2
          26 сентября 2016 18:03
          Ну в приведенных Вами данных при скорости примерно в 300 м\с и скорости разворота в 28 градусов получается круг радиусом 613м и соответственно перегрузка центробежного ускорения в 14,7 G +- 1 G в зависимости от пространственного положения петли. Если я не прав поправте. Значит самолет может выдержать 15 G what
          1. +2
            26 сентября 2016 20:39
            И для летчика, и для самолета 15 G предельные, для
            летчика даже запредельные.
            В принципе , у Ф-15 короткое крыло-трапеция и
            планер компактный, да и самолет маленький - должны выдержать? Но утверждать не могу.
            1. 0
              26 сентября 2016 20:42
              Описка, не Ф-15, а Ф-35 sad
              1. +4
                26 сентября 2016 20:54
                9 G предельны для летчика, особенно если направлены от головы в ноги, поэтому все современные сверхманевренные истребители имеют эксплуатационную перегрузку в 9 G, кратковременная может быть больше
                1. +1
                  28 сентября 2016 01:21
                  Цитата: KKND
                  9 G предельны для летчика

                  это для обычного лётчика, а избранный 15 на раз
    4. +2
      29 сентября 2016 15:30
      Цитата: voyaka uh
      АФАР настолько мощный, что его импульсное направленное включение на полную мощность
      эквивалентно удару лучевого оружия по самолету противника.

      упссс
      1) РЛС с АФАР AN/APG-81 на Ф-35
      РЛС с АФАР AN/APG-77 на Ф-22
      81 просто дите (по мощности) по сравнению с 77ий.
      Грубо говоря это "огрызок" 77ой (1200 ППМ против 1980) и много дешевле


      77
      Максимальная средняя мощность: 18.5 КВт;
      Импульсная мощность: 0.5 МВт;
      81
      Максимальная средняя мощность: 11.2 КВт;
      Импульсная мощность: 0.4 МВт;
      (Данные цифры буклетные и многие величины имеют оговорки для достижения указанного значения)

      Исходным типом для БРЭО Ф-35 является комплекс оборудования Ф-22. Принципиальным отличием является то, что в Ф-35 реализована интеграция не только отдельных элементов в пределах систем близкого функционального назначения, но и в пределах систем, близких по радиочастотному принципу работы.

      Основой БРЭО является комплекс интегрированных радиочастотных систем MIRFS.
      Комплекс основных систем в основном аналогичен Ф-22. Ниже только некоторые моменты:
      РЛС APG-81 имеет меньшую мощность и дистанции обнаружения. По концепции применения в значительной мере Ф-35 должен опираться на данные АВАКС, Глобал Хоук, J-STARS. (в свете этого можно задаться вопросом, как себе видят полноценное применения этого самолета его потенциальные покупатели, не имеющие доступа к подобным "благам")

      2) 11,2 кВТ ( или 0,4 МВт) можно произхвести ТОЛЬКО эпиляцию волосяного покрова обслуживающего персонала на ВПП.

      Плотность потока радиоволны на интересующей нас дальности будет равна мощности источника, деленной на площадь сферы радиусом, равным заданной дальности. Или иными словами, пропорциональна мощности, деленной на квадрат дальности.
      На 30 км от излучателя ДАЖЕ 0,4 МВт Превращаются....ПРЕВРАЩАЮТСЯ в 4,44 Ваттачто сопоставимо с излучением вышки соты сети GSM

      GSM 900, то, как правило, передатчики носимых мобильных телефонов обладают максимальной мощностью 2 Вт, а устанавливаемых на автомобили - порядка 8 Вт. Между тем в стандарте определяется четыре класса мощности от 800 мВт до 8 Вт.

      Цитата: voyaka uh
      АФАР настолько мощный, что его импульсное направленное включение на полную мощность
      эквивалентно удару лучевого оружия по самолету противника.


      ну,ну
  7. +1
    26 сентября 2016 12:27
    Когда смотрю на наш Т-50, в голове только одно слово-КРАСАВЧИК! Просто красавчик good
  8. 0
    26 сентября 2016 12:29
    Цитата: voyaka uh
    1) Радар Ф-22 и Ф-35 производит одна и та же фирма: Northrop Grumman
    И на Ф-35 установлена более современная и мощная версия того же
    радара, что и на Ф-22.
    АФАР настолько мощный, что его импульсное направленное включение на полную мощность
    эквивалентно удару лучевого оружия по самолету противника.

    2) Норвежцы проверили свои Ф-35 в ближнем бою и оказалось, что они ничем не
    уступает Ф-16 по маневренности. Ф-35 дает устойчивую скорость поворота 28 град/сек на
    вираже на скорости 0,9 МАХ, что очень хороший показатель для любого истребителя.

    3) Ф-35 поставляется всем со стандартным ПО , кроме Израиля, где еще на стадии
    производства вставляют код для израильских систем авионики и оружия.

    Вояк, ну не надо...не надо :) Норвежцы проверили что-то там и все замечательно типа) а на всю остальную критику закрываем глаза
  9. +5
    26 сентября 2016 13:27
    Когда уже Даманцев перестанет фантазировать и выдумывать ЭПР и радиусы действия радаров what
    Может не стоит автору придумывать мифы и если он уверен указывать что такой то радар обнаруживает такие то цели с такой то ЭПР и с такой то вероятностью. Плюс многое зависит от скорости цели, ведь радары работают на Доплеровском эффекте да и от других факторов. Также не мешало бы администрации сайта задуматся нужные ли ей такие откровенно безграмотные статьи. Тем более в таком разделе.
  10. +1
    26 сентября 2016 13:35
    Евгений, для борьбы с мобильными ЗРК не нужны "Рапторы" - любой самолет при полете на малой высоте абсолютно невидим для их РЛС вплоть до рубежа применения противорадарных боеприпасов, поскольку радиогоризонт ещё никто не отменял.
  11. +2
    26 сентября 2016 13:51
    Цитата: Оператор
    абсолютно невидим для их РЛС вплоть до рубежа применения противорадарных боеприпасов, поскольку радиогоризонт ещё никто не отменял

    Оператор, не просветите как самолет применит противорадилокационный боеприпас из-за радиогоризонта?
    Если что, я без подколок, может я чего не знаю. feel
    1. 0
      26 сентября 2016 14:08
      Сначала самолет увидит излучение РЛС мобильного ЗРК за пределами дальности зенитного комплекса, определит координаты ЗРК, снизится на предельно малую высоту, выйдет на рубеж применения противорадарных ракет или планирующих бомб и применит их по координатам ЗРК, не поднимаясь над радиогоризонтом.

      Именно в этом (пространственном маневре) заключается преимущество летательных аппаратов над наземными/надводными образцами вооружения, маневрирующими только на плоскости.

      Обратите внимание - практически все современные модели планирующих бомб имеют версии с пороховыми ускорителями с целью набора высоты для планирования после сброса с самолета-носителя на предельно малой высоте.
      1. +1
        26 сентября 2016 14:55
        Оператор, все фантазируете? Если самолет увидит излучение ЗРК то дальше он может на малой высоте идти только по инерцалке точность будет никакая, а если ЗРК мобильный то он вообще может уехать.
        1. 0
          26 сентября 2016 16:09
          Точность достигается наведением самого ПРБ на источник радиоизлучения после сброса/пуска с самолета-носителя, а не "инерцалкой" самолета.

          Насколько далеко уедет мобильный ЗРК за 5 минут подлетного времени самолета-носителя?

          Типа - а на фига ЗРК обеспечивать боевую задачу по прикрытию подразделения сухопутных сил, отъеду-ка я на пару километров и отключу радар, пусть мотострелки/танкисты сами от авиации отстреливаются laughing
          1. +2
            26 сентября 2016 18:11
            Оператор Вы похоже меня не поняли. А тему про мобильность я вообще зря подхватил.
            Возмем стационарный. Представим по Вашей логике что самолет запеленговал излечение радара. И тут он вместо того чтобы пустить ракету для того что бы не попасть под огонь переходит на низкую высоту (ниже радиогоризонта) ну что бы поближе к Радару подлететь. Теперь главный вопрос как он выпустит ракету из режима радиогоризонта? Координаты Радара не изменились, но пока самолет летел к радару измерять координаты самолета можно только по спутникам и инерцалке, а это минус к точносте. Так понятно?
            1. 0
              26 сентября 2016 19:40
              Минус к точности при 5-минутном полете самолета-носителя на инерциальной системе навигации эквивалентно 300-500 метрам отклонения фактической точки сброса/пуска ПРБ от расчетной.

              Это отклонение учитывается при определении рубежа сброса/пуска ПРБ, чтобы у боеприпасов хватило топлива/высоты планирования до цели.

              Само же наведение ПРБ после отделения от самолета-носителя осуществляется на излучение радара ЗРК и никак не зависит от инерциальной системы навигации самолета-носителя.
              1. +1
                26 сентября 2016 20:04
                Еще раз. Вы запеленговали координаты радара, но изза того что знаете свои координаты с ошибкой, а радиоизлучения нет придется пускать на угад. Вам это понятно? И да откуда Вы знаете данные по отклонению на инерцалке?
                Я каких либо данных в инете не видел, видимо это секретная информация.
                Но о низкой точности говорит тот факт, что при пусщенной по излучению ракете, и выключению атакуемого радара во время полета ракеты, переход на инерцалку значительно снижает точность.
                1. 0
                  26 сентября 2016 21:49
                  Как нет радиоизлучения? Как минимум до момента подъема ПРБ над радиогоризонтом РЛС ЗРК работает на полную мощность. Радар отключается только при подлете ПРБ на дистанцию его радиолокационного обнаружения - порядка 10 км или 30 секунд подлетного времени.

                  При переходе ПРБ на инерциальную систему наведения КВО составит несколько десятков метров. Однако новые модели ПРБ дополнительно оснащены тепловизионной ГСН, обеспечивающей КВО на уровне нескольких метров.

                  Точность инерциальной системы наведения прямо пропорционально времени ее работы. Конкретное значение точности можно оценить из КВО ракеты «Точка» (пропорционально соотношению подлетного времени «Точки» и самолета).
                  1. +1
                    27 сентября 2016 00:05
                    Радиоизлучения нет потому что самолет летит ниже радиогоризонта, координат точных нет потому что он вначале запеленговал а потом летел по инерцалке.
                    Все сил больше спорить нет.Можете считать что Вы победили. Я обессилен. recourse
  12. 0
    26 сентября 2016 15:00
    Спасибо автору.
    Не так часто такие толковые аналитические обзоры появляются.
  13. +1
    26 сентября 2016 15:41
    Ввиду отсутствия наших программ легкого истребителя 5го поколения, скорее всего на наши машины МиГ-35 и Су-35 при очередных модернизациях будут адаптировать системы , применяемые на Т-50. Радары , мозги, сенсоры, связь и вооружение. Пусть они не будут стелсами, но весьма грозные машины получатся.
  14. 0
    26 сентября 2016 18:21
    Кто-нибудь знает, почему исчезла кнопка "Версия для печати"? Я стараюсь сохранить интересные материалы, а так удобно было...
  15. +2
    26 сентября 2016 19:35
    Понос мысли а не статья. По стилю написания на уровне Маджумдара, а может быть даже и выше.
  16. 0
    27 сентября 2016 14:38
    Что-бы ни говорили про Ф35 - это явный попил бабла. Про Ф22 тоже, как бы за большой рекламой, не прятались заурядные характеристики. Покер - национальная карточная игра Америки. Так что обманывать им не впервой.
  17. 0
    3 декабря 2016 15:44
    Ряд экспертов высказали мнение о том, что на Т-50 может быть спрос в Турции (член НАТО) и Саудовской Аравии (давний союзник США), а значит рассматривают возможность тесного военно-технического сотрудничества между Россией и этими странами.
    ЕВРОПУ ОТДАЛИ СКИФАМ? ни слова о центре цивилизации!!!
    позор Меркель и Олланду и Блееру!!!
  18. 0
    12 декабря 2016 23:08
    Американцы не продавали ф-22 пока он был козырным тузом . Сейчас С-400 на боевом дежурстве , 5е поколение истребителей на подходе у нас и китайцев . Поезд ушел ! "22" по цене 140 млн. без учета наземной инфраструктуры никто не купит . Но берите пока не разобрали -F 35 !
    p.s. На этом сайте и не только стало много любителей Китая .
    Не хотелось бы нагнетать ,но в большой политике НЕТ братьев , друзей и вечных врагов .