Эксплуатации и боевое применение Т-80

36
Эксплуатации и боевое применение Т-80


Танки Т-80 начали поступать в войска в конце 70-х годов, в первую очередь в западные военные округа и зарубежные группы войск. Напряженный тепловой ре­сурс газовой турбины осложнял использование этих танков в жарких районах, поэтому в южные военные округа они не попали.

Машина понравилась военным. В ходе стратегиче­ской штабной игры по сценарию «большой войны» но­вые танки уже к утру пятого дня наступления выходили к Атлантике (в штабах Т-80 получили за это прозвище «танки Ла-Манша"). Свои динамические качества Т-80 проявляли не раз. Особую известность получил случай во время одного из учений Группы советских войск в Германии, когда выполнявшие обходной маневр «восьмидесятки» вышли на скоростное шоссе под Берлином и пронеслись по нему, обгоняя туристские автобусы. Одобрительное отношение в частях вызы­вали и отличные пусковые качества ГТД, не боявшего­ся никаких морозов. Кроме того, ГТД обеспечивал ре­зерв мощности и экономию веса, требовавшиеся для усиления защищенности от все более совершенных противотанковых средств, появлявшихся на поле боя.


Последний парад!
Т-80УД на улицах Москвы, 7 ноября 1990 года


Общественность впервые получила возможность по­знакомиться с «восьмидесятыми» во время военных парадов в Москве 9 мая и 7 ноября 1990 года. Причем это были машины наиболее современной модифика­ции — Т-80УД. Эти же танки вновь появились на улицах Москвы в дни августовского путча 1991 года.

На экспорт «восьмидесятки» не поставлялись и в со­ставе Советской Армии в боевых действиях участия не принимали.

Согласно данным заявленным советской стороной на венских переговорах по ограничению обычных воо­ружений в Европе в 1990 году на европейской терри­тории СССР, а также в частях, дислоцированных в Во­сточной Европе, находилось 4839 танков Т-80 всех мо­дификаций.

Первый же факт боевого применения «восьмидеся-ток» состоялся в ходе октябрьских событий в Москве в 1993 году. Утром 4 октября 1993 года шесть танков Т-80УД 12-го гвардейского танкового полка 4-й гвар­дейской Кантемировской танковой дивизии выдвину­лись на Калининский мост напротив «Белого дома» — здания Верховного совета Российской Федерации. Около 12 часов дня танки открыли огонь. Было выпу­щено 12 снарядов калибра 125 мм: 2 бронебойно-под-калиберных (непонятно, зачем?) и 10 осколочно-фу­гасных. После обстрела танки переместились на набе­режную Т.Шевченко, где и находились до конца дня.

Танки Т-80Б и Т-80БВ использовались Российской Армией в ходе военной операции в Чечне в 1995 — 1996 годах. Прежде всего следует отметить, что «восьмидесятки», как, впрочем, и почти вся другая бронетанковая техника, применялись неадекватно си­туации. В этой связи образцом может служить опера­ция «Буря в пустыне». Тогда заранее был выбран пере­чень соответствующих ситуации типов вооружения и боевой техники. При этом ставка была сделана на ши­рокое применение средств РЭБ, использование высо­коточного оружия, удары авиации и т.д. Следует отме­тить, что у иракцев фанатизма было, возможно, даже больше, чем у чеченцев. Если бы Многонациональные силы без соответствующей подготовки прибегли к массированному использованию бронетехники, ре­зультат всей операции мог бы быть иным.

54,55. Танки на улицах Москвы, 19-21 августа 1991 года.
56.Танк T-80УД на Кутузовском проспекте. Москва, 3 октября 1993 года.



58. Т-80УД на Калининском мосту. Москва, 4 октября 1993 года.
59. Москва, 4 октября 1993 года, 12 шов. Вызывающая оторопь картина -стреляющие танки и праздно шатающаяся вокруг публика! Сначала планировался штурм, затем -народные гуляния, а потом решили совместить.




Именно с такой позиции следует рассматривать применение в Чечне бронетанковой техники. Совер­шенно очевидно, что танки, БМП и БТР, состоящие на вооружении Российской Армии и внутренних войск МВД (как, впрочем, и на вооружении любой другой ар­мии мира), не предназначены для ведения боевых действий в городе и в горах. Их использование для этой цели требует как специального оснащения, так и специальной подготовки личного состава. В то же время можно утверждать, что подавляющее боль­шинство техники и личного состава, задействованных в Чечне, не было подготовлено к ведению каких бы то ни было боевых действий вообще.

Так, большая часть танков не была оборудована динамической защитой. Как заявили военные специ­алисты, это было обусловлено, главным образом, не­достатком времени для подготовки операции и отсут­ствием средств! На многих танках блоки КДЗ были ус­тановлены в небоеготовом состоянии, то есть не бы­ли зяряжены ВВ. И это в условиях, когда чеченцами использовались, в основном, кумулятивные противо­танковые боеприпасы (реактивные гранаты и ПТУР). При этом стрельба велась почти в упор и с наиболее выгодных ракурсов. Наиболее уязвимыми в танках оказались борта, корма, крыша МТО и кормовая часть башни. Кроме того, были зафиксированы многочис­ленные поражения бортов боевых машин при ведении огня снизу вверх. Все это позволяет предположить, что огонь велся одновременно из полуподвальных по­мещений, с уровня земли и с первых этажей зданий, а также с верхних этажей. Плотность ведения огня из противотанковых средств при ведении уличных боев в Грозном составляла 6 — 7 единиц на каждый танк, БМП и БТР. В корпусах почти каждого подбитого танка или БМП имелись многочисленные пробоины (в сред­нем 3 — 6), каждой из которых было бы вполне доста­точно для вывода машины из строя.


Подбитый танк Т-80Б. Окрестности пос. Толстой-Юрт, 8 января 1995 года


Следует отметить, что в этих условиях наиболее жи­вучим показал себя танк Т-72. Что касается танка Т-80, то в Чечне были зафиксированы случаи взрыва бое­комплекта при поражении борта корпуса и попадании кумулятивной струи в снаряды. Это происходило из-за вертикального расположения боекомплекта в транс­портере автомата заряжания. При этом верхний срез опорного катка, выполнявшего в данном случае роль противокумулятивного экрана, находился ниже уров­ня транспортера.

В ходе второй чеченской кампании танки Т-80 уча­стия в боевых действиях не принимали.
Следует отметить, что после распада СССР практи­чески все «восьмидесяти» оказались на территории России и Украины, при этом производство Т-80УД, осуществлявшееся в Харькове, также оказалось за ру­бежом. Их производство продолжается на Украине под обозначением Т-84 и в основном на экспорт (в 1996 году был заключен контракт на поставку 360 та­ких танков Пакистану). Россия также активно предла­гает на экспорт танки Т-80У. На вооружении армии Ки­пра состоит 41 боевая машина этого типа (стоимость контракта 175 млн. долларов). Армии Южной Кореи поставлено 80 танков Т-80У в счет погашения россий­ского долга этой стране. В обоих случаях поставки производились из наличия Вооруженных Сил. Участие танков Т-80У в тендере на новый основной танк для армий Турции (потребность 1000 единиц) и Греции пока результатов не принесло.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. H1dRUS
    +10
    13 января 2012 09:19
    что касается 0ктября 1993г. Какие могут быть народные гуляния,когда ЕБН напрямую нарушал конституцию и ввёл преступный указ №400?

    танки ввели против протестующих стлронников Хасбулатова и Руцкого,и не о каких "народных гуляниях" речи быть не должно,было прямое противостояние Народ - власть.вот он воспитанник дерьмократии Ебн,только и может что танками и бтрами бороться с безоружными...
    1. 0
      14 января 2012 21:12
      О "народных гуляньях" - это была цитата из фильма про барона Мюнхаузена.
      Попадалась информация, что практически все офицеры, принимавшие участие в обстреле белого дома, в дальнейшем были отправлены на штурм Горозного (самая первая компания, когда по телевизору про танки и самолёты говорили "неизвестно кому принадлежащие" ).
      Кстати сказать, стрельба с танков по "белому дому" велась только по одному этажу, по архиву.
  2. +8
    13 января 2012 09:25
    Я слышал. что 80-ки в Чечне оказались более живучими и выжерживали около 10 попаданий.
  3. 755962
    +6
    13 января 2012 10:23
    Удручающе выглядит боевая техника развёрнутая против своего народа!
    1. +13
      13 января 2012 10:47
      Офицеры Кантемировской дивизии, составившие добровольческие офицерские экипажи, стрелявшие из танков: майор Петраков и майор Брулевич, командир батальона майор Рудой, командир разведывательного батальона подполковник Ермолин, командир танкового батальона майор Серебряков, заместитель командира мотострелкового батальона капитан Масленников, командир разведывательной роты капитан Башмаков.
      Не солдатики -срочники у пушек то сидели а офицеры-добровольцы
      http://stihiya.org/news_3948.html
  4. wk
    +6
    13 января 2012 10:49
    жаль, что тему Т- 80 забыли при активном лоббировании УВЗ, думаю эта платформа более перспективна платформы , Т-72... это показывает опыт Харьковского завода , его машины "Оплот" оснащённые к тому более совершенными дизелями чем Т-90 превосходят его по многим характеристикам.
    1. -3
      13 января 2012 14:05
      Какая тема Т80? танк заграничным стал, зачем нам заграничный танк? чтоб нас еще и танками шантажировали?
      1. Sokol Peruna
        +8
        13 января 2012 15:29
        Танк Т-80У и Т-80УК не заграничный. Выпускался в Омске на Омсктрансмаше.
        А вообще на танке дизель лучше чем ГТД.
        1. Mr. Tank
          0
          14 января 2012 03:11
          Цитата: Sokol Peruna
          Танк Т-80У и Т-80УК не заграничный. Выпускался в Омске на Омсктрансмаше.

          Ужедавно не выпускается.
          Цитата: Sokol Peruna
          А вообще на танке дизель лучше чем ГТД.

          да,современный дизель - и лучше и дешевле
        2. 0
          16 января 2012 03:13
          Это чем же лшучше?
      2. Mr. Tank
        -4
        14 января 2012 03:10
        Цитата: киргиз
        Какая тема Т80?

        Т-80УД никогда не был Т-80 и никогда не будет. Т-80УД это новейший советский - Т-84.
        1. Phoenixl
          +4
          14 января 2012 09:52
          Т80УД это Т80У с дизелем 6ТД
          1. Mr. Tank
            -3
            14 января 2012 19:08
            Цитата: Phoenixl
            Т80УД это Т80У с дизелем 6ТД

            Нет, это другой тип танка с элементами ходовой Т-80
            1. 0
              16 января 2012 03:16
              Т80УД это Т80 У (АС) с дизельным двигателем 6 ТД (ТДФ) и таким же комплексом вооружения
    2. Mr. Tank
      +1
      14 января 2012 03:09
      Цитата: wk
      "Оплот" оснащённые к тому более совершенными дизелями чем Т-90 превосходят его по многим характеристикам.

      Этой басне уже более 20 лет...
  5. dred
    -1
    13 января 2012 14:19
    Скажите нубу у нас приняли т80 с гтд двигателем.
    1. Phoenixl
      +3
      13 января 2012 16:35
      Он изначально с ним и был
      Вся идея этого танка была в ГТД
    2. Mr. Tank
      -4
      14 января 2012 03:12
      Цитата: dred
      Скажите нубу у нас приняли т80 с гтд двигателем.

      Молодец, - "нет" wink
      1. 0
        16 января 2012 03:18
        Т80 (об 219) разрабатывался в Ленинграде и изначально с двигателем ГТД 1000, затем можность двигателя была доведена до 1250 (Т80А об. 219Р)
  6. +2
    13 января 2012 19:22
    "Восьмидесятка" во многом готовилась в качестве следующего поколения Т-64. Эдакий памятник советской эпохи в Западной Европе, оттого и ГТД и новшества в электронной "начинке". smile
    1. Phoenixl
      +4
      13 января 2012 23:10
      Новшества в СУО появились у Т80У
      1. Mr. Tank
        -5
        14 января 2012 03:07
        Цитата: Phoenixl
        Новшества в СУО появились у Т80У

        Башня т-80У - это харьковская башня объекта 476
        1. +2
          14 января 2012 12:37
          Ну да, конечно, только Украина и создавала Т-80 wink
          Вашим словам соответствует только объект 478
          "...Объект 478 — эскизный проект основного танка, выполненный в 1976 году. Представлял собой шасси Т-80 с дизельным двигателем 6ТД или 124Н и башней «Объекта 476»[14]. ...."

          А Т-80У - это объект 219АС
          "Объект 219АС — основной танк Т-80У. Принят на вооружение в 1985 году. Установлены: КУВ 9К119 «Рефлекс» и комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш» (лазерный прицел-дальномер 1Г46, электронный БВ, стабилизатор 2Э42, ПРНК ТПН-4С, комбинированный ночной прицел ТПН-4 «Буран-ПА»), пушка 2А46М-1, система запуска дымовых гранат 902Б «Туча», ППО 3ЭЦ13 «Иней», новая комбинированная броня с встроенной динамической защитой; с 1990 года устанавливался двигатель ГТД-1250 (1250 л.с.) и КУВ 9К119М «Инвар». Боевая масса 46 т[8]. "

          И как видно по аббревиатуре с цифрой 4ХХ создавался он отнють не на Украине, а на своей родине, в Питере.
        2. 0
          16 января 2012 03:20
          Башня Т80 (об219) да , а обьект 219Р уже нет. Соотвественно башня Т80 У не может быть "это харьковская башня объекта 476"
    2. Mr. Tank
      -5
      14 января 2012 03:14
      Цитата: Astrey
      "Восьмидесятка" во многом готовилась в качестве следующего поколения Т-64.

      не поколение. а проявление Т-64 с ГТД.
      Цитата: Astrey
      новшества в электронной "начинке".

      Начинка это все в Харьковские башни
      1. 0
        14 января 2012 14:06
        Напомню откуда вообще взялся танк Т-80

        "... Первый «кировский» газотурбинный танк нового поколения, «объект — 219СП1», изготовленный в 1969 году, внешне был подобен опытному харьковскому газотурбинному Т-64Т. На машине был установлен двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с., разработанный НПО им. В. Я. Климова. Следующий «объект — 219СП2» — уже значительно отличался от исходного Т-64: испытания первого прототипа показали, что установка нового, более мощного двигателя, возросшая масса и изменившиеся динамические характеристики танка требуют внесения существенных изменений в ходовую часть. Потребовалась разработка новых ведущих и направляющих колес, опорных и поддерживающих катков, гусениц с обрезиненными беговыми дорожками, гидравлических амортизаторов и торсионных валов с улучшенными характеристиками. Была изменена и форма башни. От Т-64А сохранились пушка, боеприпасы, механизм заряжания (отличный от автомата заряжания, стоящего на Т-72 и его модификациях), отдельные узлы и системы, а также элементы бронезащиты...."
        Заказы на производство Т-80 были размещены на 3-ёх заводах:
        в Ленинграде на Кировском заводе (разработчик Т-80), в Омске и на Украине (г.Харьков).
      2. +1
        14 января 2012 14:53
        Цитата: Mr. Tank
        Начинка это все в Харьковские башни

        А по конкретней можно, что из вышеперечисленного, стоящего в башне Т-80У, является Харьковской разработкой:

        КУВ 9К119 «Рефлекс» и
        комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш»
        (лазерный прицел-дальномер 1Г46,
        электронный БВ, стабилизатор 2Э42,
        ПРНК ТПН-4С,
        комбинированный ночной прицел ТПН-4 «Буран-ПА»),
        пушка 2А46М-1,
        система запуска дымовых гранат 902Б «Туча»,
        ППО 3ЭЦ13 «Иней», и
        КУВ 9К119М «Инвар».
        1. 0
          16 января 2012 22:55
          "....... СУО и КУВ разрабатывались специализированными предприятиями МОП по ТТЗ Генерального заказчика - Министерства обороны в интересах всех трех предприятий - разработчиков танков. Конструктора-"танкисты" занимались лишь их интеграцией применительно к своим машинам, ведь в силу отличий АЗ/МЗ сборочные единицы, размещаемые в боевых отделениях были совершенно разными......." http://gurkhan.blogspot.com/2012/01/72.html
  7. +3
    13 января 2012 19:50
    У турбины есть свои достоинства и недостатки.
    У дизеля тоже есть свои достоинства и недостатки.
    Сложно сказать, какой двигатель предпочтительнее. От танкистов можно услышать высказывания в пользу и того и другого.
    Надо заметить, что турбина мощнее дизеля (мощность на единицу веса - удельная мощность - выше) и легко запускается на морозе, что отмечено в статье. Последнее для нашей страны довольно важно.
    К тому же многие недостатки ГТД на Т-80 (высокий расход топлива, например или слабые фильтры), это не принципиальные особенности конструкции, а следствие того, что мы отстаём существенно в технологиях газотурбинных двигателей. Мы просто "не умеем их готовить". :)
    С другой стороны, мне кажется, что ГТД вряд ли получится разместить в передней части корпуса, а идея перспективной платформы "Армата" предполагает такое размещение МТО.
    По уму нужно бы изготовить перспективную турбину и перспективный дизель. Воткнуть их в корпус Т-90, например, и погонять в разных условиях в разные сезоны и т.д. с год. После чего определиться, на что надо делать ставку.
    1. Phoenixl
      +1
      13 января 2012 23:06
      Откуда инфа что в армате будет МТО впереди? Я в этом сомневаюсь.

      Здесь уже была статья почему наши двигатели уступают из-за ограничений по объёму в МТО. По моему в той статье писалось, что у абрамся МТО больше на куба.
      1. Mr. Tank
        -2
        14 января 2012 03:15
        Цитата: Phoenixl
        Откуда инфа что в армате будет МТО впереди?

        а может и верно?
        1. Phoenixl
          +1
          14 января 2012 09:54
          а может

          Гадание на кофейной гуще
  8. Алексей Приказчиков
    0
    13 января 2012 19:52
    Братва кто в теме на первой фото что за модификация 80ки параметры неплохо бы узнать и если на вооружении.
    1. Phoenixl
      +2
      13 января 2012 23:07
      На первом по моему Т80УК
      80У командирский естественно
    2. Mr. Tank
      -3
      14 января 2012 03:16
      Алексей Приказчиков,
      лучше молчи по старой дружбе
      1. Алексей Приказчиков
        +1
        14 января 2012 04:57
        Прости но я с животными из саложории не дружу wink
        1. Mr. Tank
          -4
          14 января 2012 19:11
          Жуй окрошку и щи северный олень
          1. Алексей Приказчиков
            0
            16 января 2012 14:33
            А ха ха ха типиный унтерменш из каклостана боже как все знакомо.
  9. grizzlir
    0
    13 января 2012 22:35
    Цитата: Sokol Peruna
    А вообще на танке дизель лучше чем ГТД.

    Очень спорное мнение.По всем показателям ГТД превосходит дизель,подозреваю что от турбины отказались в угоду экономии,жрёт она конечно .Это раньше на армию горючки не жалели и топливная экономичность была на одном из последних мест в ТТХ изделия.А сейчас как будто Россия нефть не производит,а закупает где то,цены га топливо что для гражданских,что для армии заоблачные.
    1. Phoenixl
      +1
      13 января 2012 23:08
      Эту нефть надо ещё переработать и доставить до танков, а следовательно из-за высокого расхода это надо делать чаще и запас хода уменьшается
      1. Mr. Tank
        -2
        14 января 2012 03:20
        Цитата: Phoenixl
        и запас хода уменьшается

        Совершенно верно втч
    2. 0
      14 января 2012 01:55
      Цитата: grizzlir
      Очень спорное мнение.По всем показателям ГТД превосходит дизель,подозреваю что от турбины отказались в угоду экономии,жрёт она конечно

      Не надо спорить!Турбина это конечно класс,да вот только ей воздуха чистого,без пыли,много надо!А на пересечённой местности где его взять?Пыли наглотается турбина и всё,вышла из строя,а в полевых условиях не отремонтируешь!Дизель же как раз таки наоборот,неприхотлив!
      1. Mr. Tank
        -4
        14 января 2012 03:22
        Цитата: Snake831
        Не надо спорить!Турбина это конечно класс,да вот только ей воздуха чистого,без пыли,много надо!

        Браво!!! - На корабле и под крылом самолета
        Цитата: Snake831
        а в полевых условиях не отремонтируешь!

        Да, тракторист-мехвод - ничего не сделает. только на заводе.
        Цитата: Snake831
        Дизель же как раз таки наоборот,неприхотлив!

        Да, для тракториста, но обученого
    3. Mr. Tank
      -3
      14 января 2012 03:19
      Цитата: grizzlir
      Очень спорное мнение.По всем показателям ГТД превосходит дизель

      конечно, по цене - в 10 раз... smile Что есть уже под 3 миллиона долларов в идеале при идеальном производстве
      Цитата: grizzlir
      А сейчас как будто Россия нефть не производит,а закупает где то,цены га топливо что для гражданских,что для армии заоблачные.

      Суть цены от запасов в танке - не меняется. страдает - "радиус"
      1. 0
        14 января 2012 13:29
        Цитата: Mr. Tank
        Суть цены от запасов в танке - не меняется. страдает - "радиус"

        Это точно. Только в ущерб дальности, так как по цене расходуемого топлива он гораздо экономичней дизеля. Расходует керосин, который раза в четыре дешевле дизтоплива - в деньгах, жрёт меньше дизеля.
        Да и танк ведь не всегда ездит на дальность, он ведь должен и на позициях стоять, прикрывая важные объекты. И вот тут уже важно, есть ли на танке ВСУ. А на Т-80 оно есть. И с этим ВСУ, уже по расходу топлива, Т-80 вполне может потягаться с танками у которых только дизель без ВСУ (а в нашей Армии таких большинство)
        1. Mr. Tank
          -2
          14 января 2012 19:13
          не будет никакого газотурбинного танка в ближайшей перспективе, в России уж точно
  10. +3
    14 января 2012 00:30
    Советский Союз (как ниодна другая страна) имел на вооружении сразу четыре типа основных танков,и каждый тип создавался для решения определённых задач.Т-80 -- танк для быстрого захвата Европы.
    (Была необходимость лишить США возможности наносить удары с этой територии ракетами средней дальности типа "Першинг",и чем быстрее тем лутше.).Важнейшими требованием были -- скорость и способность вести бой в любое время суток (это первый в мире танк с тепловизером),высокий расход топлива -- допустимая издержка при тех задачах которые ему ставились.(Да и Европа -- не
    пустыня,горючкой есть где затаритца,ГГД всетоплевный)
    1. Mr. Tank
      -2
      14 января 2012 03:24
      Цитата: Arkan
      имел на вооружении сразу четыре типа основных танков

      Четвертый не успел. Четвертым и единственным должен бы стать О.478, Береза. Т-84. и он же -Т-80УД.
      1. +1
        14 января 2012 04:40
        Т-62,Т-64,Т-72,Т-80 -- разве они небыли на вооружении в одно и тоже время?
  11. Mr. Tank
    -2
    14 января 2012 03:35
    А на фото - путанина, хотя и не заметная простому обівателю
  12. +1
    14 января 2012 12:37
    Цитата: Phoenixl
    Откуда инфа что в армате будет МТО впереди? Я в этом сомневаюсь.


    отсюда, например: http://topwar.ru/8593-armata-i-kurganec-25.html

    ОБТ на платформе Армата будет с задним МТО, а тяжёлая БМП с передним МТО.
    Возможность располагать МТО как спереди, так и сзади придаёт платформе большую гибкость для создания на её основе в дальнейшем САУ, РСЗО, ЗРК, и т.д.
  13. mega_jeka
    0
    14 января 2012 18:43
    Цитата: Алексей Приказчиков
    Братва кто в теме на первой фото что за модификация 80ки параметры неплохо бы узнать и если на вооружении

    Я живу в Омске и отлично знаю наш Омский танк smile На фото Т-80 УК
    1. Mr. Tank
      0
      14 января 2012 19:14
      mega_jeka,
      УК
  14. mega_jeka
    0
    16 января 2012 00:33
    lol
    Цитата: Mr. Tank
    mega_jeka,
    УК