Проект оперативно-тактического ракетного комплекса с ракетой Р-18

На ранних этапах развития тактических ракетных комплексов в нашей стране предлагались самые разные проекты подобных систем, в том числе отличавшиеся некоторыми оригинальными идеями и чертами. Так, перспективную ракету Р-18 для сухопутного комплекса предлагалось разрабатывать на основе существующего изделия, входившего в боекомплект подводных лодок. По ряду причин, этот проект не дошел до серийного производства и эксплуатации в войсках, однако все же смог поспособствовать развитию отечественной ракетной техники.

С середины пятидесятых годов сотрудники СКБ-385 (г. Миасс) под руководством В.П. Макеева работали над проектом ракетного комплекса подводных лодок Д-2 с ракетой Р-13. Определенные успехи этого проекта, наметившиеся к 1958 году, позволили приступить к дальнейшему развитию этой разработки, которое должно было привести к появлению новой версии ракетного комплекса. 28 августа 1958 года вышло постановление Совета министров СССР о разработке нового оперативно-тактического комплекса, в основе которого должны были лежать существующие наработки по последним ракетам для подводных лодок. Более того, один из вариантов проекта подразумевал использование максимально возможного количества узлов и агрегатов существующего изделия.

Проект оперативно-тактического ракетного комплекса с ракетой Р-18
Макет демонстрирует подъем ракеты в стартовое положение



В соответствии с постановлением Совмина, СКБ-385 должно было разработать ракетный комплекс на основе самоходного шасси с ракетой, способной доставлять специальную боевую часть на дальность до 600 км. Для упрощения и ускорения разработки проект должен был основываться на наработках по комплексу Д-2 / Р-13. В первом квартале 1959 года организация-разработчик должна была представить эскизный вариант проекта, а к началу 60-го следовало довести проект до летных испытаний. Завершить все работы по новому проекту и принять комплекс на вооружение предполагалось к середине 1961 года. Перспективная баллистическая ракета для сухопутных войск получила обозначение Р-18. Точное название комплекса неизвестно.

Головным разработчиком нового проекта должно было стать СКБ-385. Также к работам планировалось привлечь Ленинградский Кировский завод, которому поручили проектирование самоходной пусковой установки. Кроме того, для соблюдения установленных сроков в подчинение СКБ-385 следовало передать завод №66 (г. Челябинск).

По имеющимся данным, в рамках проекта Р-18 предлагалось разработать два варианта ракеты с различной конструкцией. Первый планировалось создавать на основе имеющегося опыта, с минимальным заимствованием готовых узлов и агрегатов. Вторая версия, в свою очередь, должна была стать доработанным вариантом «морской» ракеты Р-13 и иметь максимальную с ней унификацию. Вне зависимости от типа ракеты в состав комплекса должна была входить самоходная пусковая установка на гусеничном шасси.

Известно, что самоходная пусковая установка или пусковой агрегат для ракеты Р-18 получила название «Объект 812». Эта машина должна была основываться на конструкции САУ ИСУ-152К. Ленинградский Кировский завод уже имел определенный опыт в деле перестройки самоходок в пусковые установки, который следовало использовать в новом проекте. По этой причине готовый «Объект 812» должен был иметь определенное сходство с машинами из состава других ракетных комплексов того времени.

Основой «Объекта 812» стало гусеничное шасси, основывавшееся на существующих агрегатах. Оно имело дизельный двигатель В-2-ИС мощностью 520 л.с. и получало механическую трансмиссию. На каждом борту корпуса предусматривалось по шесть опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской. Подобные силовая установка и ходовая часть должны были обеспечивать перемещение по шоссе и пересеченной местности с преодолением различных препятствий, необходимое для доставки баллистической ракеты на стартовую позицию.

На шасси монтировался корпус характерной конструкции с крупной передней рубкой и кормовым моторным отсеком. В передней части рубки, имевшей заниженную центральную часть крыши, помещались места для экипажа. Доступ внутрь рубки осуществлялся через передние бортовые двери, а место механика-водителя находилось в передней части корпуса и оснащалось крупными лобовыми стеклами. Помимо экипажа в рубке располагался набор оборудования, необходимого для топопривязки, подготовки ракеты к пуску и выполнению иных процедур.

На кормовом листе корпуса располагались опоры для качающихся устройств пусковой установки. Рядом с ними помещались опорные устройства гидравлических приводов подъема ракеты. Для транспортировки ракеты Р-18 «Объект 812» получил подъемную рампу. Это устройство должно было представлять собой набор балок и поперечных изогнутых элементов с захватами, на которых в транспортном положении помещалась и фиксировалась ракета. Для дополнительной защиты изделия на боковых и головной частях рампы располагались крупные решетки. В первую очередь, они были необходимы для защиты головной части ракеты от возможных ударов при движении по пересеченной местности.

Запуск ракеты предлагалось осуществлять при помощи компактного стартового стола. На основной раме этого устройства крепилось опорное кольцо для установки ракеты, газоотбойный щит и другое необходимое оборудование. Рама стартового стола устанавливалась на шарнирах, помещенных на опорах качающейся рампы. Благодаря этому стол мог подниматься в транспортное положение или опускаться в рабочее.

Вместе с «Объектом 812» должна была эксплуатироваться транспортно-заряжающая машина «Объект 811». Ее планировалось строить на том же шасси, что и самоходную пусковую установку. Отличия двух машин должны были заключаться в наборе специального оборудования. Так, «Объект 811» следовало оснащать средствами для перевозки и перегрузки ракеты на пусковую установку. Возможность подъема в вертикальное положение, стартовый стол и т.д. отсутствовали.

В дальнейшем планировалось разработать новый вариант самоходной пусковой установки на колесном шасси. К тому времени уже было известно, что гусеничные машины имеют ряд негативных особенностей, затрудняющих их использование в качестве носителя ракет со специальными боевыми частями. Колесные шасси отличались большей мягкостью хода и не имели серьезных ограничений. Таким образом, в перспективе носителем ракеты Р-18 могла стать колесная машина с требуемыми характеристиками. Точный облик такой машины, однако, не был определен ввиду ранней остановки работ.

Точные сведения о первом варианте проекта ракеты Р-18, который планировалось разработать с нуля, отсутствуют. Вполне возможно, что за несколько месяцев работ по комплексу специалисты организации-разработчика просто не успели сформировать облик такого изделия и определить его технические особенности. Что касается варианта ракеты Р-18, основанном на конструкции Р-13, то в этом случае имеется достаточно информации, чтобы составить полноценную картину.

Проект оперативно-тактического ракетного комплекса с ракетой Р-18
Модель ракеты Р-18


Являясь незначительно доработанным вариантом ракеты подводных лодок Р-13, изделие Р-18 должно было сохранять все ее основные особенности. Р-18 должна была стать одноступенчатой жидкостной баллистической ракетой с бортовыми системами управления. В ходе разработки нового проекта специалистам СКБ-385 пришлось изменить некоторые особенности конструкции ракеты по причине иного способа применения и других характерных черт сухопутного комплекса. Тем не менее, подобные изменения не должны были привести к значительному изменению характеристик или внешнего вида ракеты.

Ракета Р-18 должна была иметь цилиндрический корпус большого удлинения с крупным головным обтекателем конической формы. В хвостовой части присутствовали небольшие стабилизаторы Х-образной конструкции. Иные крупные и заметные детали на внешней поверхности корпуса отсутствовали. Предлагалось использовать стандартную компоновку внутренних объемов с размещением боевой части внутри головного обтекателя, двигателем в хвосте и баками в остальных объемах. Расположение аппаратуры управления могло заимствоваться у проекте Р-13: эта ракета имела небольшой межбаковый отсек с системами наведения, размещенный рядом с центром тяжести.

Унификация новой ракеты с существующей должна была привести к применению жидкостного ракетного двигателя типа С2.713. Это изделие имело одну крупную маршевую камеру и четыре меньших рулевых. Центральная маршевая камера отвечала за создание тяги, а боковые рулевые могли использоваться для маневрирования. Для этого они имели возможность качания вокруг осей, перпендикулярных продольной оси ракеты. Двигатель должен был использовать топливо ТГ-02 и окислитель типа АК-27И. Тяга двигателя достигала 25,7 т.

По некоторым данным, ракету Р-18 решили оснастить новой системой наведения, представляющей собой развитие существующих агрегатов. Инерциальную систему наведения, способную отслеживать перемещения ракеты и вырабатывать команды для рулевых камер двигателя, планировалось создать с использованием устройств, заимствованных из проекта ракеты Р-17. В основе требуемых систем наведения лежали гироскопы, а также новые вычислительные средства.

Перспективную баллистическую ракету планировалось оснастить специальной боевой частью, разработку которой следовало поручить КБ-11. Параметры такого боевого блока неизвестны, но габариты и характеристики ракеты позволяли нести боезаряд мощностью до 1 Мт.

Ракета базовой модели Р-13 имела длину 11,835 м и максимальный диаметр 1,3 м при размахе стабилизаторов 1,91 м. Стартовый вес изделия достигал 13,75 т. Есть основания полагать, что ракета Р-18, являвшаяся дальнейшим развитием Р-13, должна была иметь схожие размеры и весовые характеристики.

В соответствии с техническим заданием, ракетный комплекс с ракетой Р-18 должен был иметь возможность атаки целей на дальностях от 250 до 600 км. Максимальное отклонение от расчетной точки попадания не должно было превышать 4 км в любом направлении, что предъявляло соответствующие требования к системам наведения.

На подготовку ракетного комплекса к стрельбе отводилось не более 1 часа после прибытия на позицию. За это время расчет самоходной пусковой установки должен был опустить на грунт стартовый стол, затем поднять ракету в вертикальное положение, зафиксировать ее на столе и опустить рампу. Одновременно с этим осуществлялось определение координат машины, а также рассчитывалась полетная программа, предназначенная для ввода в системы управления ракеты. После завершения всех необходимых процедур мог выполняться запуск.

Старт ракеты предлагалось осуществлять из вертикального положения, без использования стартовой направляющей. Во время активного участка полета автоматика должна была удерживать ракету на требуемой траектории. После выработки топлива ракета должна была переходить в неуправляемый полет по заданной траектории. Выполнив стрельбу, экипаж «Объекта 812» мог перевести комплекс в транспортное положение и уйти на другую площадку для выполнения перезарядки.

Разработка проекта ракеты Р-18 и других средств перспективного оперативно-тактического ракетного комплекса продолжались до декабря 1958 года. К этому моменту специалисты СКБ-385 и других занятых в проекте организаций успели проработать некоторые вопросы и подготовить набор документации в эскизной версии. Кроме того, по-видимому, именно в это время было изготовлено определенное количество макетов самоходной пусковой установки с ракетой.

В конце 1958 года работы по проекту Р-18 были прекращены. Точные причины этого неизвестны, однако существуют некоторые предположения. Наиболее правдоподобной является версия, связанная с изменением целей и задач СКБ-385. До конца пятидесятых годов эта организация занималась разработкой ракетных систем различных классов, предназначенных для применения разными видами вооруженных сил. Позже было принято решение поручать специалистам СКБ-385 только проекты, разрабатываемые в интересах флота. Таким образом, в дальнейшем миасские конструкторы должны были разрабатывать только баллистические ракеты подводных лодок. Разработка сухопутных комплексов поручалась другим организациям.

Проект оперативно-тактического ракетного комплекса с ракетой Р-18
Боевая машина готова к запуску


По этим или, возможно, иным причинам, к началу 1959 года все работы по ракете Р-18 были прекращены, остановившись на ранних стадиях. Эскизное проектирование нового ракетного комплекса не было закончено. Как следствие, технический проект не разрабатывался, а опытные изделия не строились и не испытывались. Сухопутные войска не получили оперативно-тактический комплекс с возможностью стрельбы на дальности до 600 км.

После закрытия проекта у СКБ-385 осталось некоторое количество технической документации. Кроме того, к этому времени были собраны макеты перспективных изделий. Одна модель машины «Объект 812» с ракетой Р-18 сейчас хранится в музее Кировского завода (г. Санкт-Петербург), в свое время отвечавшего за разработку самоходной пусковой установки.

Ввиду прекращения работ по сухопутным ракетным комплексам СКБ-385 не смогло в дальнейшем реализовать небольшой опыт, полученный при создании проекта Р-18. В дальнейшем эта организация занималась только ракетными комплексами для подлодок, где наработки по самоходным пусковым установкам и т.д. не могли найти применения. Тем не менее, существует мнение, согласно которому идеи и решения проекта Р-18 все же были реализованы на практике, пусть даже и со значительными изменениями.

Среди зарубежных историков военной техники существует версия о применении наработок по ракете Р-18 северокорейскими инженерами в своих проектах сухопутных ракетных комплексов. Документация по советскому проекту могла попасть в КНДР, где использовалась при создании ракетных комплексов семейства «Нодон». При этом прямые доказательства подобной версии пока не приводились, имеются лишь косвенные свидетельства, которые можно трактовать в ее пользу.

В конце пятидесятых годов советские инженеры работали над несколькими проектами перспективных ракетных комплексов для сухопутных войск. Разрабатывались системы с различными вариантами шасси, разными ракетами, отличающимися характеристиками и типами боевых частей. Не всем подобным разработкам, по тем или иным причинам, удалось дойти до серийного производства и эксплуатации в войсках. Кроме того, в некоторых случаях даже не была завершена разработка проекта. Одной из подобных неудачных разработок стал проект комплекса с ракетой Р-18. Его закрытие в конце 1958 года не позволило проверить на практике потенциал и перспективы унификации современных баллистических ракет подводных лодок и сухопутных комплексов.


По материалам сайтов:
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-301.html
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Bastion-karpenko.ru, Militaryrussia.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. РПК 28 сентября 2016 18:33
    Ракета удачная,автономная,сами прицеливались и сами стреляли по приказу.без всякого Сигнала.Ребята наверное проверенные были.Хоть и запаены компоненты в баках,но не дай бог, упасть ПУ с ракетой на бок при движении.Баки лопнут компоненты потекут и тогда будет пожар.Какое счастье,что на Пионерах ступени твёрдые.Падали на бок и никакой опасности.
  2. РПК 28 сентября 2016 18:35
    Извини Кирилл,но после нововведений плюсы не реагируют.не доверяют видимо.За статью +.
  3. Старый26 28 сентября 2016 23:03
    Двигатель должен был использовать топливо ТГ-02 и окислитель типа АК-27И
    .
    Кирилл! Вы немного ошиблись. Топливо у Р-18 было ТМ-185, а ТГ-02 использовалось вероятнее всего как и на других изделиях в качестве пускового горючего
  4. Штык 29 сентября 2016 06:52
    Видел такую на полигоне, когда служил в ГДР.
  5. Старый26 29 сентября 2016 08:24
    Цитата: Штык
    Видел такую на полигоне, когда служил в ГДР.

    Не видели, Александр! Могли видеть Р-11 или Р-17 на гусеничном шасси, но не Р-18. Она не вышла из стадии разработок, и боюсь "бумажных"

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня