Было дело в Гёттингене

Было дело в Гёттингене


72 года тому назад, 27 сентября 1944 года, в районе университетского города Гёттинген была уничтожена 445-я бомбардировочная авиагруппа ВВС США. Группа в составе 35 тяжелых бомбардировщиков В-24 "Либерейтор" участвовала в массированном налете на моторный завод фирмы "Хеншель" в Касселе. Однако по дороге к цели она попала в густую облачность и сбилась с курса. Промахнувшись на 50 километров, американцы, вместо Касселя, вышли к Гёттингену. Поняв свою ошибку, они, тем не менее, разбомбили город.

На обратном пути их атаковали поднятые по тревоге перехватчики из 3-й и 4-й истребительных эскадр Люфтваффе. Эти эскадры были, в основном, вооружены истребителями "Фокке-Вульф" FW-190А в модификации "Штурмбок" с усиленным вооружением и бронированием. Несмотря на огонь воздушных стрелков, они устроили американцам настоящий погром, сбив за считанные минуты 25 "Либерейторов".


Полному уничтожению группы помешали вызванные по радио истребители "Мустанг", сопровождавшие основные силы бомбардировщиков над Касселем. Услышав в наушниках отчаянные призывы о помощи, они оставили своих подопечных, на которых никто не нападал, и поспешили к Гёттингену. С их появлением картина схватки резко изменилась, так как тяжелые и неповоротливые "Штурмбоки", предназначенные для борьбы с бомбардировщиками, не могли драться на равных со скоростными "Мустангами", к тому же, у немцев заканчивались боеприпасы.

Во второй фазе боя "Фокке-Вульфы" подверглись такому же разгрому, какой они только что учинили "Либерейторам". Американцы сбили 29 немецких истребителей, потеряв при этом только один. Впрочем, вполне возможно, что часть побед, отнесенных на счет "Мустангов", на самом деле успели одержать стрелки сбитых бомбардировщиков.

Уцелевшей десятке "Либерейторов" предстояло пролететь более 600 километров до своей базы Тибенхэм в Великобритании. Однако мало кому это удалось, так как почти все машины имели серьезные повреждения. Две из них рухнули на территории Бельгии, еще две - во Франции, два экипажа совершили аварийные посадки на истребительном аэродроме Манстон и только четыре "Либерейтора" добрались до Тибенхэма. После осмотра три из них пришлось списать, как не подлежащие ремонту. Таким образом, от авиагруппы остался всего один самолет.

Из экипажей сбитых бомбардировщиков 107 человек погибли, 121 выбросились с парашютами и попали в плен. Еще 11 летчиков, спустившихся на парашютах, были схвачены и убиты жителями Геттингена, мстившими за смерть своих родственников и за разрушение своих домов. Также погиб пилот сбитого "Мустанга" Леон Лэмб. Немцы потеряли в воздушном бою 18 пилотов "Фокке-Вульфов".

Было дело в Гёттингене


Самолет-лидер 445-й бомбардировочной авиагруппы. Яркий "антикамуфляж" предназначался для лучшей заметности и быстрого распознавания командирской машины другими экипажами. Однако он же, естественно, привлекал внимание вражеских перехватчиков, которые стремились уничтожать такие машины в первую очередь.

Было дело в Гёттингене


Было дело в Гёттингене


"Либерейторы", сбитые над Германиией в 1944 году.

Было дело в Гёттингене


Разбомбленный американцами завод в Касселе.

Было дело в Гёттингене


"Фокке-Вульфы" из 3-й истребительной эскадры и "Мустанг" из 376-й авиагруппы, участвовавшие в воздушном бою над Гёттингеном. Рисунки Клауса Сундина.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/542429.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 33
  1. m262 2 октября 2016 15:15
    спасибо, интересная статья.
  2. svp67 2 октября 2016 15:33
    Несмотря на огонь воздушных стрелков, они устроили американцам настоящий погром, сбив за считанные минуты 25 "Либерейторов".
    Интересно и познавательно, спасибо. Немцы противник серьезный и они некогда не прощали "шапкозакидательств". Без нормального истребительного прикрытия они спокойно уничтожали и группы "пешек" и иных бомберов.
    1. Homo 2 октября 2016 15:47
      Цитата: svp67
      они спокойно уничтожали и группы "пешек"

      А поподробнее и ссылочку можно. feel
      1. svp67 2 октября 2016 17:54
        Цитата: Homo
        А поподробнее и ссылочку можно

        Да какие проблемы. Прочитайте книгу Драбкина " Я дрался на Пе-2: Хроники пикирующих бомбардировщиков"
        Вылет проходил нормально. Шли плотным строем, так чтобы крыло своего самолета было немножко сзади хвоста впереди идущего и чуть в сторону, чтобы в спутную струю не попасть. Держишь строй, больше ни о чем не думаешь. Подошли к цели на высоте 4000 метров, рассредоточились. Огонь был сильный, но мы отбомбились, не потеряв ни одного самолета. Поскольку у истребителей запас горючего был небольшой, они ушли с первыми девятками. Ведущий Агеев прошел еще немного вперед и «блинчиком» стал разворачиваться на свою территорию, а надо было бы энергичнее… Как только мы встали на обратный курс, как на нас навалилась группа немецких истребителей, «Фокке-Вульф-190». Ведущий попытался оторваться от истребителей пользуясь тем, что его самолет имел более мощные моторы. Фактически он стал удирать, бросив остальную группу. Девятка превратилась в кишку. Немецкие истребители сначала разделались с левым звеном, сбив один за другим три самолета Игнатова, Корпачева и командира звена Зайцева. Потом они срубили моего крайнего правого. Я шел в правом звене, но левым внутренним… И тут началось… Истребитель дал очередь, попал по правому мотору, палка встала. Я стал отставать. Два или три снаряда разорвались в кабине. Осколками мне рассекло губу и левую бровь. Штурман Петр Кукушкин рухнул на пол. Его здорово покалечило: один глаз был выбит, второй мог смотреть, но подрезало какие-то нервы и не поднималось веко. Вместо левого плеча куски мяса… Командир нашего звена Володя Волков уходит вперед… Я дал штурвал от себя и пошел вниз. Под каким углом, черт его знает. Во время перехода в пикирование возникла невесомость и штурман, лежавший на полу, всплыл. А у него оба глаза закрыты, и он инстинктивно схватился за ручку аварийного срыва колпака. Фонарь сорвало, меня чуть не высосало из кабины... ..... Прошло пару дней, лежим в палате, нас человек семь-десять. Смотрю, вводят в рваном комбинезоне нашего командира, Агеева. Сделал вид, что его не знаю. Встал и пошел в туалет. Через некоторое время он вышел. Я говорю: «Так вы не долетели?» — «Нет, у самой линии фронта меня последнего сбили». На этом мы расстались.
        1. Авиатор_ 2 октября 2016 19:57
          Драбкин, конечно, автор известный. Немного напрягают его заголовки, данные без кавычек "Я дрался с панцерваффе, Я дрался на Ил-2, Я дрался на По-2" и т. д. Можно всерьёз подумать, что лично Драбкин всех победил.
          1. Letnab 3 октября 2016 09:10
            А вы все его книги прочли? Насколько я понимаю, там он описывает воспоминания ветеранов, а не личные впечатления.
  3. kytx 2 октября 2016 15:47
    знатоки поясните плз знаки на худом
    три галки - 3-я группа
    номер тоже понятно
    что за "волна" в хвостовой части?
    1. sandrmur76 2 октября 2016 16:32
      Волна указывает принадлежность к Fw 190 из II.(Sturm)/.IG 4 и IV.(Sturm)/JG 3.
    2. svp67 2 октября 2016 17:24
      Цитата: kytx
      что за "волна" в хвостовой части?


      Ну во первых это НЕ "ХУДОЙ", то есть не Bf-109. Ну и что за "волна" смотрите сами


  4. РПК 2 октября 2016 15:49
    А Либрейторы,разве не английские бомбёры?.Отличались от Амерских Б17 меньшей дальностью,но большей грузоподъёмностью.
    1. ranger 2 октября 2016 16:20
      Цитата: РПК
      А Либрейторы,разве не английские бомбёры?


      Либерейтор - это американский тяжелый бомбардировщик В-24. Сопоставимыми британскими машинами были Ланкастер и Галифакс.
      1. ranger 2 октября 2016 16:41
        И еще один малоизвестный эпизод на эту тему...
        Американцам серьезно досталось тоже в 1944 г. в июне, но только уже на территории СССР.
        Немцы ночью нанесли бомбоштурмовые удары по аэродрому в Полтаве, где базировалась американская авиагруппа, совершавшая челночные вылеты из Италии в Полтаву и обратно по пути отработав по целям в Германии.
        Налет длился около часа в результате которого было полностью были уничтожены 44 американских бомбардировщика и 25 советских истребителей, 25 бомбардировщиков были повреждены.
        А вот немцы потерь не понесли, поскольку зенитный огонь оказался неэффективным,а советских ночных истребителей там не было...
        Бомбежка таких же аэродромов в в Миргороде и Пирятине особого ущерба, в отличие от Полтавы, серьезного ущерба не принесла.
  5. РПК 2 октября 2016 15:57
    Цитата: kytx
    знатоки поясните плз знаки на худом
    три галки - 3-я группа

    Фоккер никогда худым не был.
    Странно,почему лётчики люфтваффе понесли такие потери.видимо были новички.Опытные не стали бы терять скорость и подставляться.Ассы закончились к тому времени,в этом и было отличие от авиации РККА,ставка была не на ассов а массовость пилотов.
    1. Артем25 2 октября 2016 16:53
      В статье указано,что данная модификация "Фокеров" была тяжелой и неповоротливой по сравнению с "Мустангами". Да и боеприпасы были на исходе.
    2. kytx 2 октября 2016 16:54
      190 - это худой. не я придумал
      1. svp67 2 октября 2016 17:57
        Цитата: kytx
        190 - это худой. не я придумал

        Покажите кто? "190" был "фокой", "фокером". "Худым" как и "желтобрюхим" это всегда был "Bf-109"
      2. БМП-2 3 октября 2016 13:20
        Цитата: kytx
        190 - это худой


        Тут одно из двух: либо внимательность, либо память подвела. Поскольку цифры правильные, а вот их порядок - нет! yes
        Поэтому "худой" правильно всё-таки 109-ый.
    3. svp67 2 октября 2016 18:09
      Цитата: РПК
      Странно,почему лётчики люфтваффе понесли такие потери.видимо были новички

      Возможно, что сильно увлеклись избиением бомбардировщиков и прозевали подход "скакунов", а те такой шанс не упустили. "Скорость, маневр, огонь"
  6. РПК 2 октября 2016 16:29
    Цитата: kytx

    что за "волна" в хвостовой ча

    Волна ,это символ группы в эскадре.
  7. Партизан Крамаха 2 октября 2016 18:04
    Цитата: kytx
    190 - это худой. не я придумал

    Худой-это Мессершмит Bf-109,всегда им был.Поставьте рядом мессера и фокера-поймёте почему ему наши лётчики такое прозвище дали.
  8. BOB044 2 октября 2016 18:06
    Статья интересная,в бомбёжках ВВС США не чего не изменилось. Прошло 72 года а они также бомбят не те цели. Видно у них это в крови, убогие одним словом они.
  9. мичман 2 октября 2016 19:38
    Как я знаю эта бомбежка авиации США была по площадям. Также они бомбили и нефтеперерабатывающие заводы в Румынии. Аналогично было в Корее, Вьетнаме, а сейчас в Сирии. Жаль, конечно, наших союзников. Вспомните полеты нашей авиации (1-го торпедного авиаполка БФ) на Берлин в августе 1941 года. Подготовка к полетам была тщательной и продуманной. Честь имею.
    1. INTA_VEGA 3 октября 2016 02:50
      Цитата: мичман
      а сейчас в Сирии.

      Вы шутите? Штатники в Сирии применяют бомбардировки по площадям? А то вот мы все прохлопали, даже не знаем откуда вы это взяли. Мне казалось, что как раз наши броски ФАБами всем звеном - пример ковровой бомбардировки.

      Совершенно непонятно к чему вы вспомнили наши полеты над Берлином? Мы с тех пор успели побомбить и афган, и чечню.
      Совершенно не понимаю, чем американская подготовка к полетам может быть хуже нашей.
  10. Reklastik 2 октября 2016 20:44
    Цитата: Артем25
    В статье указано,что данная модификация "Фокеров" была тяжелой и неповоротливой по сравнению с "Мустангами". Да и боеприпасы были на исходе.

    А вот интересно, могли "мессершмидты" поздних модификаций на равных противостоять "мустангам"? У меня почему-то сложилось впечатление, что противопоставить "мустангам" немцы не могли никакой свой истребитель: мощности двигателя не хватало, что ли?
    1. Альф 2 октября 2016 21:49
      Более-менее с Мустангом на равных мог драться, пожалуй, только 109К. Дело даже не в мощности мотора, скорее, в аэродинамике. Дело в том, что Мустанг имел крыло с ламинарным профилем, что обеспечивало более высокие скоростные качества. К тому же Мустанги развивали максимальную скорость на высоте в 7620 метров, где 109-й, рассчитанный на высоту в 6000 метров, уже уступал 51-му. Также 109-й уступал скакуну по скорости пикирования. При использовании системы GM-1 и MW-50 скоростные данные немца подтягивались к Мустангу, но эти системы ставились не на все 109-е и использовались только в горизонтальном полете. Еще плюс к лошади-на американских пилотах были противоперегрузочные костюмы Бергер. На модификации Д у Мустанга появился фонарь с круговым обзором, чем 109-й до конца войны похвастать не мог.
      1. ignoto 3 октября 2016 09:32
        Кроме 109К на равных с "Мустангами" могли драться FW-190А-9 , разгонявшиеся до 703 км/ч и FW -190D.
        Но и тех, и других было выпущено мало. Первых всего около 200 .
  11. Мавр 3 октября 2016 11:31
    История очнь интересная, спасибо автору. Хочется заострить внимание вот на чём: "Промахнувшись на 50 километров, американцы, вместо Касселя, вышли к Гёттингену. Поняв свою ошибку, они, тем не менее, разбомбили город."
    То есть пилоты прекрасно понимали, что вместо военной цели оказались над гражданским объектом, но тем не менее опустошают бомболюки. Гуманизм прям через край прёт. Не питаю ни малейшего пиетета к жителям Германии периода третьего рейха, но прекрасно понимаю жителей города и их отношение к спасшимся пилотам. Для справки: многие немцы сегодняшнего дня уверены, что Гамбург и Дрезден разнесла советская авиация, а молодые японцы уверяют, что атомная бомбардировка - дело рук СССР. Забавная штука - современные учебники истории
    1. INTA_VEGA 3 октября 2016 13:35
      Цитата: Мавр
      Для справки...

      Вы у молодых немцев и японцев сами то спрашивали? Перестаньте верить журналистским штампам и повторять их.
      Вы не поверите – специально спрашивал японцев про бомбардировки. Из девяти студентов - абсолютно все ответили, что бомбили американцы. На улице простая молодежь на вопрос "кто сбросил бомбу" отвечает примерно так: 5/10 - американцы, 4/10 - не помнят/не в курсе что за бомба, 1/10 - "русские предатели".

      Цитата: Мавр
      Оказались над гражданским объектом, но тем не менее опустошают бомболюки.

      Ну и что вам в этом не нравится? Идет война, под тобою враги, в люках бомбы, при чем здесь гуманизм?
      Заметьте - с бомбами обратно не повернуть - их все равно надо сбросить, а то топлива до дома не хватит.
      Гуманизм это когда у тебя выбор: гитлерюгента-фаустника или заколоть штыком, или выпороть и отпустить на все четыре стороны. А когда в прицеле целый город, там отдельных югентов не видно - нажимать спуск проще.
  12. Горный стрелок 3 октября 2016 15:39
    Дорого обходился американцам разбой в небе над Германией.
    1. INTA_VEGA 3 октября 2016 22:22
      Дешево обошелся разбой немцам в России, мало американцы и наши их городов разбомбили.
      Как бы мы к американцам сейчас не относились – на тот момент они были нашими союзниками, которые проливали кровь за свободу и независимость Европы от нацистского ига. Не забывайте, что вся антисоветская истерия и холодная война началась уже после Второй Мировой Войны.
      А американских летчиков просто жаль, лучше погибнуть в бою, чем быть так растерзанным.
  13. Molot1979 7 октября 2016 11:36
    Только вот одна деталь.... СНАЧАЛА американцы бомбят город, без помех, и только потом "серьезный противник" "не прощает им шапкозакидательских настроений". Вопрос: а кому оно нужно, если город УЖЕ разбомбили? Хотя данные пилоты действительно молодцы - не сдрейфили атаковать строй бомберов. В отличие от какого-нибудь Хартмана, который укакивал всю кабину при одной только мысли об атаке "коробочки". Хотя, почему укакивал, тоже понятно - 18 пилотов погибли в одном бою. А мертвым брильянты к рыцарскому кресту ни к чему.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня