«Анатомическая кираса» (часть 1)

В целом ряде статей, опубликованных здесь на ВО, вопросы рыцарского защитного вооружения были рассмотрены достаточно подробно. Но как оказалось, не был рассмотрен вопрос эволюции такой важной детали доспеха, как кираса. То есть второй по значимости после шлема защитной детали военного костюма минувших эпох.

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Кираса работы Джованни Паоло Негроли, ок. 1513 – 1569 гг. Милан, Италия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Вопрос о том, как люди вообще до нее додумались, не менее интригующий, чем и вопросы о том, как появились все остальные детали вооружения. Впрочем, в некоторых случаях мы имеем подсказку в виде археологических находок и также данных этнографии. Например, известна находка древнейшего лука в болоте в Испании, позволившая отодвинуть его появление в эпоху палеолита, находки наконечников копий, трещинноватость на которых дала возможность определить примерный возраст появления метательных копий, так как до них копьем действовали только лишь, удерживая его в руках, и так далее. Мы знаем, что древнейшим предком щита была «парирующая палка» с отверстием для руки посредине, поскольку она, так же как и бумеранг, сохранилась в арсенале аборигенов Австралии. А вот как появился панцирь?


«Анатомическая кираса» (часть 1)

Уникальная кольчуга индо-персидского образца 1816 – 1817 гг., выполненная из стальных и медных колец (из последних сделаны надписи!). Метрополитен-музей.

До нас дошли сообщения, и находки археологов это подтверждают, что уже древние шумеры пользовались панцирями из медных пластинок, причем воину они выдавались поштучно и в виде простой кучи «железяк». А уже он сам должен был их все вместе связать кожаными ремешками и подогнать по фигуре. На основе этой информации можно сделать вывод о том, что, во-первых, существовали некие количественные типоразмеры подобных панцирей, и количество пластинок выдавалось не просто так, а «по росту» пришедшего на службу. А во-вторых, что сделать из них себе доспех в то время умел каждый, либо его этому учили. Ну, а пластинки изготовить было значительно легче, чем тот же панцирь выковать или отлить.

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Коринфский шлем, поножи и «мускульная кираса». Даже соски и пупок и те смоделированы, как будто бы это имеет какое-то значение (или имело?). V- IV вв. до н.э. Аукцион Сотбис.

В панцирях из пластинок, судя по барельефам, многие столетия щеголяли ассирийцы, а вот у египтян, видимо, «денег на них не хватало», вернее, не хватало на рядовых воинов, так как изображения фараонов в доспехах имеются.

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Германская гравированная кираса 1630 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

А вот дальше неизвестно: то ли изменения в технологии, то ли каноны культуры изменились таким образом, что на территории Древней Греции была изготовлена древнейшая кираса, состоявшая из двух половин. И вот тут защитное предназначение этого доспеха, чисто утилитарное по своей сути, смешалось с эстетикой восприятия древних греков, считавших мускулистого, пропорционально сложенного мужчину идеалом мужской красоты, недаром они так часто изображали именно таких мужчин в мраморе.

«Анатомическая кираса» (часть 1)

«Фигура, закованная в сталь» - типичный «максимилиановский доспех» с желобками». Арсенал в Даксфорде, Англия.

Время появление таких панцирей датируется по-разному, но очевидно, что в VIII в. до н. э. они уже существовали. Это так называемый «Аргосский панцирь» из погребения в Аргосе, состоявший из двух половин с трубочками на правой стороне канта и на плечах. Туда вставлялись штыри, соединявшие эти две детали, а слева на боку кираса стягивалась ремешками. Полукруглая пластина подвешивалась на поясе так, что защищала пах. Панцирь напоминает колокол – его нижняя кромка имеет воронкообразное расширение, и заметно выступающий воротник. Из мускулатуры на нем несколько схематически намечены мускулы груди и лопатки, то есть знанием анатомии его создатели не блистали, но, скорее, и не ставили перед собой задачи показать человеческий торс со всеми его подробностями. Насколько типичными были такие панцири и как долго их выпускали? Известен очень похожий панцирь из Олимпии, относящийся примерно к 525 году, так что производили их более 200 лет!

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Доспех императора Карла V, работы Дизедериуса Хельмшмидта, 1543 г. Исторический музей, Вена.

Панцири V – IV вв. потеряли свою колоколообразную форму и высокий воротник, зато приобрели четко проработанный рельеф мускулатуры не только груди, но также и живота, вот паховой пластины они также лишились. Вместо них стали использоваться кожаные ленты – птериги. Интересно, что похожего типа кирасы опять-таки стали делать из мелких пластин, а затем появились так называемые «льняные панцири» из простеганной или приклеенной ткани, опять-таки хорошо известным нам по рисункам из греческой вазописи.

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Ахилл перевязывает рану раненому Патроклу. Обе фигуры одеты в линотораксы, усиленные чешуйками, отвязанный левый наплечник у Патрокла выпрямился. Изображение с краснофигурной вазы из Вульчи, около 500 года до н. э. Альтес-музей, Берлин.

Ничего рационального, кстати говоря, в этих «анатомических» панцирях не было. Было бы куда рациональнее делать их либо совсем плоскими, либо с треугольным выступом посредине, который бы играл роль ребра жесткости, но древние греки на это обстоятельство внимания не обращали. Хотя нам известен железный панцирь по типу льняного из так называемой «Могилы Филиппа II» из Вергины. Передняя часть у него совсем плоская и он богато инкрустирован золотыми деталями, но это, скорее всего, следствие неразвитых технологий. Просто прочеканить такую железную «плиту» в то время было сложно, вот поэтому-то ее такой и оставили.

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Некоторые считают, что этот панцирь принадлежал Филиппу Македонскому. Музей в Вергине.

У древних римлян доспехи были сначала точно такие же, как и у греков, то есть анатомические панцири, но рационализма в их защитном вооружении мы видим все же несколько больше. Например, бедные воины имели на груди либо квадратную, либо круглую пластину на 3-4 ремнях и все, кирасы у них отсутствовали.

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Доспехи 1485 года. Обращают на себя внимание кирасы, состоящие из двух деталей, причем наемник справа имеет на торсе лишь две нижние половинки, надетые поверх кольчуги. Рис. Ангуса МакБрайда.

Затем у них появились тяжелые кольчуги из сведенных колец, а в имперскую эпоху лорики из железных полос, заходящих одна на другую. «Анатомические панцири» носили лишь полководцы, да и то есть подозрение, что только лишь на заказанных ими же собственных статуях (см., например: PR древнего панциря/ https://topwar.ru/100619-pr-drevnego-pancirya.html). То есть сам тип такого доспеха римлянами отнюдь не был забыт, но отошел в область чего-то древнего и героического, пригодного для ношения разве что только императорами.

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Облачение в доспехи XV в. Причем показана как двухчастная кираса, так и кираса из четырех частей.

После крушения Великого Рима те же, например, британские историки рассматривают генезис защитного вооружения Западной Европы по следующей схеме: эпоха «темных веков» (476 – 1066 гг.), затем следует «эпоха кольчуги» (1066 – 1250 гг.), затем идет «переходный период» распространения кольчужно-пластинчатой «брони» (1250 – 1330 гг.) с относительно небольшими платинами, затем используются большие пластины, а кольчуга их только дополняет (1330 – 1410 гг.), и, наконец, появляются доспехи из «белого металла», эпоха которых завершилась в 1700 году, а вот кирасы продолжали использоваться вплоть до начала Первой мировой войны!

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Испанские и португальские рыцари эпохи кольчужно-пластинчатой брони. Справа: дон Альваро де Кабрера-младший, похороненный в каталонской церкви Санта-Мария де Беллпуиг де Лас Авелланас в Лериде. Рис. Ангус МакБрайд.

«Анатомическая кираса» (часть 1)

А это его сохранившаяся эффигия, позволившая восстановить его облик в деталях. Вот только шлем на ней отсутствует…

Однако вплоть до конца Столетней войны цельнокованые кирасы рыцари в Европе не носили. Восточные рыцари-фарис также использовали кирасы из пластинок, надевавшиеся поверх кольчуги. Известно, что они были тяжелы и очень гремели, поэтому ночью в разведку их не одевали. Судя по документам, первые доспехи из пластин применялись еще в 1290 году, но не были массовыми. Есть эффигия из Першорского аббатства в Вустершире 1270 – 1280 гг., на которой в прорезях сюрко просматривается скрепленная ремешками кираса. Известна эффигия также конца ХIII в. из церкви Тампль в Лондоне, приписываемая Гиоберту Маршалу, на которой в разрезах сюрко едва просматривается стянутая ремешками кираса из двух половин. Но металлическая ли она или из «вареной кожи», сказать, естественно, невозможно.

Опять-таки, судя по эффигиям, кирасы из двух половин появились уже в начале ХV в., как сделанные в Милане, так и германского производства. Обладали они одной интересной особенностью: нагрудная и наспинная их детали состояли каждая из двух пластин – нижней и верхней, заходивших одна на другую. И они обе скреплялась с ней при помощи ремней или двух заклепок, что позволяло им хотя бы как-то смещаться относительно одна другой. Можно было надеть только верхнюю часть или только нижнюю! Но самое значительное изменение кираса миланских доспехов претерпела в 1440 – 1455 гг., когда нижняя ее часть так сильно вытянулась кверху, что уже к концу века она практически закрывала всю верхнюю пластину, к которой крепился шлем. Иногда ремней спереди могло быть и два, но тогда они находились по бокам кирасы слева и справа.

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Доспех короля Франции Генриха II (1547–59), изготовлен ок. 1555 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Его кираса спереди.

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Его кираса сзади.

Как правило, никакой антропоморфности эти кирасы не имели, но зато обладали выраженным ребром посредине. Периодически, правда, это ребро исчезало, и кираса спереди приобретала глобулярную форму. Затем мастерство оружейников достигло своего пика (или рационализм их возобладал, кто знает?!), но наконец-то появились кирасы, состоящие всего из двух деталей. А затем откуда ни возьмись, вновь пришла мода на все античное, так что в итоге император Карл V уже в 1546 году носил чеканные доспехи с зооморфными наплечниками и… анатомической кирасой, подобной лорике древнеримских полководцев и сделанной в лучших традициях римских оружейников, в чем, безусловно, проявило себя искусство эпохи Возрождения. Интересно, что в них птериги тоже копировались, вот только сделаны они были не из кожи, а уже из металла!

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Доспехи Карла I 1546 года работы Филиппо Негроли. Милан.

В Германии глобулярная форма нагрудного панциря пользовалась популярностью до 1530 г., однако затем ее сменила кираса со срединным ребром. Ряд панцирей 60 – 70-х гг. ХVI в. за свою форму получили название «стручков гороха», поскольку их нижняя часть спереди спускалась чуть ли не до самой паховой области.

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Еще одно обращение к античной теме «Гарнитур Геркулеса». Исторический музей в Вене.

Обратившись к рукописи «Шахнаме» из Гулистана, датируемой 1429 годом, мы увидим на ее миниатюрах воинов в доспехах из больших пластин прямоугольной формы, которые имели название чарайна («четыре зеркала») и представлявшие собой… кирасу из четырех плоских, скрепленных на боках пластин! Этот доспех был очень популярен на Востоке в течение всего ХVI в. и даже позднее.

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Чарайна. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Индийский доспех конца XVIII – начала XIХ вв. Среди пластинчатых восточных доспехов известны латы и совсем удивительные, в которых нагрудная пластина разделялась на груди надвое и соединялась шнурками, что позволяло надевать такой доспех словно куртку или жакет. Но странно, что завязки были спереди. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Интересно, что в коллекции Королевского Арсенала в Тауэре имеется и доспех XVII – ХVIII вв., привезенный из Северной Индии, и состоящий из чисто восточного шлема-мисюрки и… кирасы, очень похожей на европейскую, но украшенную местным растительным орнаментом. Более того, именно в Индии мы встречаем множество вполне европейского вида кирас, но, безусловно, сделанных местными мастерами. То есть они увидели образцы и скопировали их для своей местной знати!

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Индийская кираса из Хайдарабада, 1620 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Индийская кираса из Декана – материал – вутц! Середина XIX в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Но опять-таки в более позднюю эпоху средневековья мы нигде не наблюдаем массового возвращения к «мускульным кирасам». Парадные доспехи Карла V, понятно, не в счет. Значит, развивающийся медленно, но верно рационализм в итоге все же доминировал над внешним эстетизмом, и даже Возрождение не смогло навязать людям давно отжившие формы защиты, хотя, как мы знаем, шлемы типа барбют, подобные древним коринфским и рыцари, и пехотинцы одобрили. И хотя в свое время анатомические «мускулистые кирасы» были популярны в течение многих столетий вместе с античной культурой, вернуть им свои былые позиции на новом витке исторического развития так и не удалось!

«Анатомическая кираса» (часть 1)

Раскрашенный шлем и кираса середины XVI века. Вес шлема 3400 г. Вес кирасы 2365 г. Журнал Метрополитен-музея №42 (2007), pp. 107-119.

(Продолжение следует)
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 24
  1. seti 5 октября 2016 16:09
    Спасибо за статью. Ждем продолжения
  2. Микадо 5 октября 2016 16:29
    Захожу утром на сайт - нет статьи. Захожу в обед - нет статьи! Думаю, что ж такое, неужто многоуважаемый автор в отпуск ушел??? Да как же ж мы ж без него ж да в разделе-то история!!!!! belay Ан нет! smile очередной красочный труд! good
  3. РПК 5 октября 2016 16:43
    Понятно,что древние,были такими же лодырями,как и автор статьи.Вместо того,что бы развивать скорость,технику и подвижность,воины надевали на себя тяжести,от которых становились сонными мухами.
    1. Кровопийца 5 октября 2016 16:58
      Вы вообще в теме,что бы давать такие комментарии?
      Цитата: РПК
      Вместо того,что бы развивать скорость,технику и подвижность,воины надевали на себя тяжести,от которых становились сонными мухами

      Наслаждайтесь,"сонными мухами"
      https://www.youtube.com/watch?v=FFvraS-rx0U
      Развлекайтесь и далее
      https://www.youtube.com/watch?v=OF9m-3y3tGU
      Заодно в доступной для вас форме,пособие для тех,кому все надо разжевать на уровень американца...
      https://www.youtube.com/watch?v=pfXd7WnZf4Q
      1. nik_alt 6 октября 2016 10:59
        По второй ссылке меня как-то сомнение пробрало. Воины старались не принимать удар на лезвие. И железо дорогое слишком, чтобы так делать, да и клинок мог не выдержать удара. Ролик оставил впечатление шоу.
    2. Улан 5 октября 2016 17:10
      Ну нельзя же так. Есть масса, свидетельств, кроме того просто испытаний доспехов, как они влияли на подвижность воина.
      Факт есть факт, в доспехах воин оставался достаточно подвижным и сказки , что он если упал, не мог самостоятельно подняться или сесть на коня, если и имеют под собой реальную основу. то ТОЛЬКО по отношению к турнирным доспехам.
      В боевых доспехах, воины не только ходили, но и бегали и прыгали.Это доказанный факт.
      Кстати в прекрасном фильме тридцатых годов "Александр Невский", с Черкасовым в главной роли, Невский говорит - "немец тяжелее нас , под ним лед и проломится".
      Это миф, доспех русского дружинника был не легче чем у немецкого рыцаря, а чаще даже тяжелее и под лед рыцари провалились не потому ,что "тяжелее", а потому что при бегстве их загнали на тонкий лед, подмытый течениями - "сиговицы".
      1. kalibr 5 октября 2016 18:17
        Известны доспехи максимилиановского типа образца 1520 г. прозванные "невесомыми" из-за того, что их вес был 18, 790 кг. А самые тяжелые доспехи носили как раз не рыцари, а конница пистольеров, и кирасы у них были такие, что пулю держали.
        1. Проксима 5 октября 2016 20:44
          Цитата: kalibr
          А самые тяжелые доспехи носили как раз не рыцари, а конница пистольеров, и кирасы у них были такие, что пулю держали.

          Автору СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ, всё в тему и без "лирических отступлений".
      2. rasteer 6 октября 2016 08:55
        Ему легконогому не понять, а у меня была кольчуга сделанная из крупного гровера, весила она 25 кг. Так вот я в ней бегал так что не каждый бездоспешный, убежать мог. так, что уважаемый РПК иногда вместо того чтобы печатать нелепицу стоит на себе проверить.
        1. kalibr 6 октября 2016 12:49
          Такая же кольчуга по весу была и у короля Гарольда и звалась Эмма!
    3. Микадо 5 октября 2016 17:10
      я, как бы, не сторонник ругаться на историческом форуме.
      По мне, так автор дает информацию на хорошем уровне, доступным языком, подкрепляя графическим материалом (уж не знаю, чем он там Вам насолил).
      если что-то не так, неточности - напишите лучше, мы с удовольствием почитаем (а это явно интереснее, чем обсуждать извечные проблемы Украины, ибо достало уже)! hi или обоснуйте на форуме, возможно, и сам автор включится в дискуссию hi
      1. Улан 5 октября 2016 19:15
        Нормальный уровень и статья хорошая. Кираса как защита воина имеет историю в несколько столетий и несомненно заслуживает упоминания.
        1. Микадо 5 октября 2016 19:24
          безусловно! А автору спасибо, в принципе, как обычно.
    4. Razvedka_Boem 5 октября 2016 20:11
      Воины были профессионалами, которых готовили с детства. Их сила, выносливость и ловкость делали их по настоящему грозными бойцами.
    5. Проксима 5 октября 2016 20:55
      Цитата: РПК
      Понятно,что древние,были такими же лодырями,как и автор статьи.Вместо того,что бы развивать скорость,технику и подвижность,воины надевали на себя тяжести,от которых становились сонными мухами.

      С одной стороны, вы примитивно затролили. С другой стороны вы подняли известную тему - "ПОДВИЖНОСТЬ (МАНЕВРЕННОСТЬ) против ЗАЩИЩЁННОСТИ. Что лучше, лёгкий танк или тяжёлый?... линкор или эсминец? Как реагировать на ваш пост - непонятно.
    6. rasteer 6 октября 2016 08:44
      О Вжик нарисовался, да уж коменты строчить это вам не статейки пописывать, тут главное скорость, а то вакуум и космический мрак на сайте образуются wassat Светочь вы наш одно ваше присутствие озаряет сие унылое место. Нам черепахам вас не понять wink
  4. рюрикович 5 октября 2016 18:00
    Интересно, спасибо hi
    В соревновании защиты и нападения должен существовать пресловутый компромисс, дабы воин при избыточной защите не становился неуклюжим "мешком для битья". Или при игнорировании защиты не вычёркивался из числа легким касанием меча,шпаги или касания каким нибудь копьем или палашом. Во всём нужна мера. request
    В детстве мы в войнушки играли. Мечи вырезали из дерева, на щиты шли крышки от деревянных бочек. А один индивид(один из всех!) носил защитный шлем в виде ведра на голове с вырезанными под глаза отверстиями laughing Все норовились напасть именно на его, ибо потом весело было смотреть на страдальческую мину из-за постоянных ударов по голове в надежде испытать на прочность сей защитный элемент winked И хорошо, что мечи - то были деревянные...На следующий день послеурочных баталий "шлем рыцаря" исчез из вооружения данного "воина". Всё таки лучше вырабатывать быстроту и изворотливость, чем стойко терпеть удары... wassat
    Статье плюс smile
    1. Улан 5 октября 2016 19:12
      Дети есть дети. Откуда им знать что шлем НИКОГДА не надевали прямо на голову, а только на стеганный подшлемник. laughing
      Шлем защищал голову не для того чтобы ее тупо под удары подставлять, а для того чтобы защитить голову от случайно пропущенных ударов.
      А за статью автору спасибо. Очень люблю военную историю и в т.ч. историю вооружений, униформы, доспехов.
      1. kalibr 5 октября 2016 19:48
        Ждите вторую, она уже в работе.
        1. Улан 7 октября 2016 18:05
          С удовольствием прочитаю. good
  5. moskowit 5 октября 2016 18:41
    Поразительно. Кираса выкованная из вутца! Какова тогда её стоимость? И технологически это за гранью возможного.

    "...За долго до появления Александра в Индии на территорию княжества Пенджаб с Тибетских гор спустилось племя, обладавшее технологией производства необычной стали. Они основали касту кузнецов и оружейников. Кто они были и откуда знали такие технологии- остается загадкой истории. Пенждабские кузнецы выплавляли металл в виде небольших лепешек, которые назывались вутц. Из одного вутца получалось два меча или кинжала. Этот металл применялся только для производства оружия. Центром производства был город Герат (территория современного Афганистана). Клинки из индийского булата стоили очень дорого. По некоторым сведениям от табуна породистых скакунов до полцарства. Владеть таким оружием могли позволить себе только высшие сословия..."
    1. kalibr 5 октября 2016 19:47
      Так написано в карточке музея. И очевидно, что это так. Там металлографический анализ всего проводят...
  6. Metlik 5 октября 2016 21:59
    Слиток металла в форме человеческого торса позволил бы формовать доспехи массово. Так что, может быть до нас дошла реальная фигура одного из греческих воинов.
    1. rasteer 6 октября 2016 13:35
      Ну тут несколько моментов
      1. Матрица должна быть не в форме торса, а слепком торса так как детально прорабатывается наружная поверхность кирасы.
      2. В Древней Греции отлить матрицу подобного размера могли только из меди или бронзы материалов мягких и потому ни о какой массовой формовке речи быть не могло. Так как подобная матрица при регулярной формовке чеканкой, метод штамповки металлических изделий такой площади был вряд ли доступен, быстро должна была терять форму.
      3. Производство подобных отливок было дорого, а с учетом малого срока службы вряд ли себя окупало.
      Так что формовали как и в более поздние времена холодной ковкой. Что позволяло делать изделия исходя из потребностей заказчика. Анатомический панцирь был вещью дорогой статусной, потому и появились линотораксы.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня