Самураи - объединители страны

16
Моя жизнь
пришла как роса
и как роса исчезнет.
А вся Нанива
- это лишь сон после сна.
Предсмертное стихотворение Тоётоми Хидэёси (1536-1598).
Перевод автора.


На протяжении вот уже нескольких десятков статей, хотя и может быть несколько в мозаичной форме, мы все глубже и глубже погружаемся в японскую историю и оказывается, что в принципе она не так уж и сильно отличается от истории всех прочих стран. Люди – такие же мошенники, воры и убийцы, маскирующие свои гнусности легендами о великих деяниях прошлого, предательство в Японии также имело место и даже было распространено очень широко. Были правители – более или менее жестокие. Была раздробленность страны, более или менее длительная. И было так, и будет, наверное, что в переломные моменты истории среди множества обыкновенных людей и там встречались такие, что благодаря личным качествам, случаю или простой удаче, оказывались на самом верху пирамиды власти, и не только оказывались, но ещё и соответствовали этому высокому положению. В Японии за её многовековую историю такое случалось не раз, однако судьбе было угодно сделать так, что когда в конце ХVI века её положение стало особенно тяжелым, там нашлись сразу три человека, которые своими действиями преобразовали страну, да так, что она из раздробленного, раздираемого войнами и разбоем государства превратилась в «современное» по тому времени централизованное феодальное государство, в котором наконец-то наступил мир, причем не на годы – а на целые века! И вот об этих-то людях сегодня и пойдет наш рассказ.



Самураи - объединители страны

Токугава Иэясу осматривает принесенную ему голову Кимуры Сигенари в битве при Осаке. Ксилография Цукиока Ёситоси (1839-1892).

Первым среди них был Ода Нобунага (1534 – 1582) – наследник сравнительно маленького княжества, которое лежало на пересечении дорог между Западной и Восточной Японией, неподалеку от современного города Нагоя. Ему нельзя было отказать в тщеславии, способностях и деловых качествах. Начало его взлету положила неожиданная для его современников победа над неким князем, который выступил против Нобунаги, решив воспользоваться его малолетством. Лучше бы этот князь этого не делал, поскольку эту битву он проиграл. С этого времени Ода последовательно и систематически расширял сферу своего влияния, пока, наконец, в 1567 году его войска не вошли в Киото. Он поставил под свой контроль сёгунат Асикага, а позднее и вовсе изгнал несчастного сёгуна из его бывшей столицы.


Портрет Оды Нобунаги из коллекции храма Тёкодзи в городе Тоёта.

В течение 20 лет Нобунага уверенно держал бразды правления подчинившимися ему землями в своих цепких руках. В этом ему помогали стратегические способности и огнестрельное оружие. Но был он вспыльчив. Публично ударил одного своего очень гордого генерала и тот ему этого не простил, устроил ему засаду, и Оде не оставалось ничего иного, как покончить жизнь самоубийством. К этому времени под его контролем находилась почти третья часть Японии – процесс ее объединения начался.


Ода Набунага. Цветная ксилография Утагава Куниёси (1798 – 1861).

Вторым объединителем Японии, которому удалось много больше, чем первому, стал… то ли сын крестьянина, то ли дровосека Хасиба Хидэёси (1537 – 1598). В молодые годы, пожелав стать самураем, он украл деньги, выданные ему его господином на покупку доспехов, купил на них доспехи себе, и стал наниматься на службу к разным военачальникам, пока, наконец, не попал к Оде Нобунаге в качестве… носителя его сандалий (1554). Прежде чем подать их своему господину, он согревал их у себя на груди, и преданность его не осталась незамеченной: начав с этой скромной должности, он сумел возвыситься до ранга генерала, поскольку Набунага оценил и его преданность, и ум, и блестящие военные способности. В 1583 году, после смерти своего хозяина, Хидэёси фактически узурпировал принадлежавшую тому власть, а затем ещё и получил от императора подряд две должности, одну значимее другой: регента-кампаку (1585) и «великого министра» (дайдзё-дайдзин, 1586), а также аристократическую фамилию Тоётоми. К 1591 году «железом и кровью» он объединил под своей властью все территории Японии, то есть сделал то, что не удавалось до него никому из его предшественников!


На этой ксилографии Цукиока Ёситоси из серии «Сто видов луны» показан интересный эпизод войны Сэнгоку Дзидай, когда Ода Нобунага и его воины в 1564 году осаждали замок Сайто на горе Инабо. Тогда молодой Тоётоми Хидэёси нашел горную неохраняемую тропу и, взяв с собой шесть человек, взобрался по ней на почти неприступную скалу, после чего замок был взят.

Хидэёси приказал составить земельный кадастр всех земельных владений, который помог осуществлять налогообложение населения в течение последующих трёх столетий, приказал изъять у крестьян и мещан все оружие, и самое главное –разделил все японское общество на четыре сословия и установил их иерархию. Его правление ознаменовалось попыткой ввести запрет христианской религии в Японии (1587) и военной экспедицией против Кореи и Китая (1592 – 1598), которая закончилась неудачей, хотя, может быть, он именно на неё и рассчитывал. Однако торжество его было неполным, так как он умер в 1598 году, оставив своим наследником малолетнего сына Хидэёри, хотя и успел до этого назначить до времени его совершеннолетия опекунский совет из пяти человек. На многие ответственные должности он назначил лично преданных ему людей, невзирая на их происхождение. И все это ради будущего своего сына, которое они должны были обеспечить любой ценой. Разумеется, те, кто считал себя потомками знатных родов, были просто возмущены тем, что ими правит какой-то выскочка без рода, без племени, и что он еще вместе с собой таких же людей и протащил «наверх». Так и возникла вражда между двумя этими группировками, и каждая из них считала, что радеет о Японии больше другой. В любом случае вражда не затихала между ними ни на один миг.


Тоётоми Хидэёси в доспехах до-мару красного шитья с гербовым изображением павлонии на о-соде – наплечных щитках.

И вот как раз среди этих пяти человек и оказался человек, которому самой судьбой было суждено закрепить единство страны и завершить объединение страны в одно государство – князь Токугава Иэясу (1543 – 1616) из рода Минамото, носивший сначала детское имя Мацудайра Такетиё; затем ставший Мацудайра Мотонобу (имя, которое он получил после церемонии совершеннолетия в 1556 году) и Мацудайра Мотоясу (имя, которое дал ему его сюзерен, Имагава Ёсимото), выбравший имя Мацудайра Иэясу в знак своей независимости от рода Имагава в 1562 году; и, наконец, ставший Токугава Иэясу в 1567 году. Тосё-Дайгонгэн это тоже его имя, но только уже посмертное, полученное им после смерти божественное имя «Великий бог-спаситель, что озарил Восток», ставшее ему наградой за все, что он сделал для Японии.


Тоётоми Хидэёси завоёвывает Сикоку (укиё-э Тоёхара Тиканобу (1838 – 1912), 1883 год).

К вершинам власти он шел долго и трудно. Сначала много лет он провел заложником у более сильных даймё, рано потерял отца, при этом очень часто жизнь его висела на волоске. Однако он не терял присутствия духа, постоянно помнил, что он из рода Минамото, тогда как Хидэёси всего лишь сумевший преуспеть крестьянин, которому его свадебный наряд даже шили из знамен его господина, и что терпение и труд все перетрут! Разный характер всех «трех объединителей империи» как нельзя лучше показывает следующая легендарная история: все они вроде бы стояли под деревом, а на нем сидел соловей, и захотелось им услышать его пение. Но соловей не пел. «Он не поет, так я убью его», – злобно решил Нобунага. «Он не поет, так я заставлю его петь», – сказал нетерпеливый Хидеёси. «Он не поет, так я подожду, когда он запоет» – решил Иэясу, и вот это его качество – «ждать и надеяться», оказалось для него наилучшей стратегией во всех отношениях.


Токугава Иэясу, Тоётоми Хидэёси, Ода Нобунага. Часть триптиха Тиканобу Тоёхара (1838 – 1912), 1897 г.

Интересно, что в отличие от Оды Нобунаги, который поддерживал связи с Португалией и Испанией, и не мешал распространять иезуитам католичество в Японии, Токугава считал, что лучше иметь дело с протестантами из Нидерландов. С 1605 года главным консультантом Иэясу по вопросам европейской политики сделался английский моряк, кормчий Уильям Адамс – тот самый, что в романе Джеймса Клейвелла «Сёгун» был выведен под именем Джона Блэксорна. Благодаря советам последнего, монополию на торговлю с японцами получили одни лишь голландцы. В 1614 году Иэясу издал указ, которым и вовсе запретил пребывание «южных варваров» и христиан в его стране. По всей Японии начались массовые репрессии и показательные распятие верующих на крестах. Небольшой группе японцев-христиан удалась бежать на испанские Филиппины, ну а большая часть под страхом смерти была насильно обращена опять в буддизм. Формально он передал свой титул сёгуна сыну, но власть в своих руках сохранил, а на досуге занялся составлением «Уложения о самурайских родах» («Букэ сё хатто»), определившего как нормы поведения самурая на службе, так и в его личной жизни, и где в сжатой форме, но исчерпывающим образом были сформулированы и зафиксированы традиции самураев Японии (Кодекс бусидо), которые до этого передавались изустно.


Портрет Иэясу Токугава.

При нем столицей страны стал Эдо, впоследствии превратившийся в Токио. Умер он в возрасте семидесяти четырех лет, приняв участие в бесчисленном количестве сражений и схваток, после заговоров и борьбы длиной в целую жизнь, став полноправным правителем Японии. Власть он передал своему старшему сыну Хидэтада, а всего клан Токугава после этого правил Японией целых 265 лет вплоть до самого 1868 года!


Мавзолей Иэясу Токугава в Тосёгу.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    30 сентября 2016 07:49
    Японский император..игрушка в руках сёгунов.,.а сёгуны игрушки в руках императора...Благодарю..интересно, фото, рисунки замечательные....
    1. 0
      30 сентября 2016 13:54

      последний самурай. Вообще самураи -ребята с Амура.
      1. +3
        30 сентября 2016 19:02
        Это было бы правдой если бы слово самурай не происходило от другого слова "сабурахи" - что значит "служить". А самурай - "тот, кто служит" - в японском меняются звуки в словах. И никакого Амура в слове сабурахи нет. Так что хватить бредить не зная ни фига, а наслушавшись передач Задорнова и начитавшись Фоменко.
        1. 0
          30 сентября 2016 20:32
          Цитата: kalibr
          Это было бы правдой если бы слово самурай не происходило от другого слова "сабурахи" - что значит "служить". А самурай - "тот, кто служит" - в японском меняются звуки в словах. И никакого Амура в слове сабурахи нет.


          это было бы правдой ,если бы ваши сабурахи было бы доказанным фактом хотябы. Но и само словопостроение самурай и сабурахи больше чем наполовину не совпадают,да ещё и японский язык записывается не буквами ,а картинками образов,чё вы тут хотите доказать? Поэтому паралели можно проводить только на слух т.е. фонетически,а САМУРАЙ и С АМУРА ,да ещё старые японские фото на которых японцы ,какие то не совсем японцы,а японские города скажем 19в ,которые больше смахивают на европейские заставляют думать ,что обманывает нас ТИ. Кроме того почему то никто из историков не расследовал гибель и истребление коренного народа островов -айнов,так что сабурахи сабурахами всё это уже не интересно.
          1. 0
            30 сентября 2016 23:03
            "Улыбаемся и машем" wassat Предлагаю заслать Задорного в США по поддельным докам, он там прикинется своим и... все "гудбай америка оууу...." затроллил так затроллил. Не ну серьезно это наверное первый случай когда сатирический троллинг, становится базой для альтернативной истории. Я предлагаю следующим президентом Всея Руси сделать Задорного, а че власть нас троллит регулярно тут хоть смешно будет. Ну и рейтинг доверия у него как выясняется зашкаливает.
      2. +3
        30 сентября 2016 20:19
        Цитата: Розмысел

        последний самурай. Вообще самураи -ребята с Амура.


        А буддисты последователи Буденного.
        1. 0
          30 сентября 2016 21:34
          Точно, а Первая конная, бритоголовые субтильные мужики в желтых бурках верхом на яках! А я все думал, че ж Дикая дивизия так быстро сдулась, а вон оно как, это ж психическая атака, почти таки матросы на зебрах, куда там чеченам устоять!!! (Люблю Фоменко, наши фантасты-альтернативщики нервно курят в сторонке и пытаются тиснуть идеи)
        2. +4
          1 октября 2016 02:05
          А глагол "стибрили" итальянского происхождения. Около реки Тибр у Цезаря похитили
          меч. Аналогичный случай произошел с Гарибальди около города Пизы. laughing
          1. 0
            1 октября 2016 10:39
            ты каналы голандские с гранитом нашёл ,болтун?
            1. +1
              1 октября 2016 11:29
              Амстардамские каналы? - вот же они.
              Фотка старая - еще до раскопок. Копает та же артель, что раскопала Исаакий и
              Казанский соборы в Петербурге.
              Углубились уже на 50 м ниже уровня моря. И чем глубже - тем больше памятников
              архитектуры допотопного периода находят. Умели же до Потопа строить!
            2. 0
              1 октября 2016 12:29

              вот такую фотографию можешь показать в голандии,с гранитной облийовкой ,о ней речь была? Если помнишь конечно...
      3. +1
        30 сентября 2016 20:30
        Ой ну я не могу laughing Все таки Задорнов достоин памятника "Тролль попирающий здравый смысл". wassat Так откровенно и не скрываясь троллить всех и вся в течении стольких лет и ведь до сих пор кто то ведется.
  2. +2
    30 сентября 2016 08:25
    Спасибо! Очень интересно!
  3. +3
    30 сентября 2016 09:50
    Эпиграф как всегда великолепен. Спасибо, статью прочитала с удовольствием. Чужой мир, чужая история, но как вы правы, люди, везде остаются людьми, с их пороками, желаниями, возможностями и пр.
    1. +3
      30 сентября 2016 14:08
      Цитата: ruskih
      Чужой мир, чужая история, но как вы правы, люди, везде остаются людьми, с их пороками, желаниями, возможностями и пр.

      Полностью подписываюсь под вашими словами.
  4. 0
    5 декабря 2016 13:51
    В статье не разобрана такая важная вещь как взаимоотношения Иэясу Токугава и Оды Нобунаги при жизни последнего, что имело более чем серьезное влияние на позиции Иэясу Токугава в совете регентов.
    И считать Сегун хоть каким то отражением истории Уильяма Адамса не стоит. Более менее прилично воспроизведена его история в Рыцаре Золотого Веера.