Дзизясацу, сюкубасацу и «божьи деньги»…

Как известно, деньги решают все. И плохо то государство, в котором существуют проблемы с финансами. Вот почему, едва только Иэясу Токугава стал сёгуном и заполучил в свои руки всю полноту власти в Японии, как он тут же начал решать «денежные вопросы». Это было тем более важно, так как денежная система тогдашней Японии носила настолько своеобразный характер, что про нее следует обязательно рассказать.

Дзизясацу, сюкубасацу и «божьи деньги»…

«Не нужно золота ему, коль он простой продукт имеет». Все это, конечно, так, но как прожить без торговли? Японская лавка эпохи Токугава.

Как и многие другие правители, клан Токугава утвердил свое исключительное право на выпуск всевозможных монет, а также на полный контроль над оборотом денег в собственном государстве. Тогда новоиспеченная денежная система Японии (как и других государств) специализировалась на трех самых ходовых металлах, использовавшихся в производстве монет – золоте, серебре и меди. Но с другой стороны, в Японии остались в ходу и так называемые «частные деньги», представлявшие из себя весьма разношерстную массу денежных знаков, выпускавшихся провинциальными князьями – даймё, которых насчитывалось около трехсот. Частные деньги впоследствии из металлических превратились в бумажные...


Уже в 1601 году были выпущены монеты пяти видов, которые стали называться кэйтё и которые были в обращении до середины XIX века.

Основой монетарной системы Токугава стала такая весовая единица, как рё (15 г = 1 рё). Золотые монеты обращались в стране строго по номиналу, а вот серебряные деньги, в которых серебра было около 80 %, имели хождение по весу. Монеты из серебра выпускались двух видов – это были монеты либо в форме вытянутого овала, либо имели форму эдакого плоского боба. За единицу веса был принят 1 моммэ (1 моммэ = 3,75 г). Медные монеты своего часа дождались только в 1636 году. Выпускались они достоинством 1, 4 и 100 мон. Размер их был от 24 до 49 мм, масса от 3,75 до 20,6 г.

Дзизясацу, сюкубасацу и «божьи деньги»…

Кобан 1714 г. слева и 1716 г. справа.

Позже все виды монет, которые чеканились кланом Токугава, были всего лишь разновидностью самых первых. Разница между ними была лишь в размере да чистоте металла. Деньги носили название той эпохи, во времена которой были изготовлены.

Клан Токугава поставил все имеющиеся в государстве рудники, а также запасы металлов под контроль особых организаций, именуемых киндза (означавшее «золотой цех») и гиндза («серебряный цех»). Одновременно повсеместно создавались монетные дворы. А вот медь по договорам с властями в Японии могли чеканить… сами купцы!

C 1608 года начинается следующий этап в развитии денежной системы Японии: вводится новый официальный обменный курс, приведенный в соответствие с новыми стандартами, по которым 1 рё золота соответствовал 50 моммэ серебра, а 1 моммэ серебра – 4 каммонам (1 каммон = 3,75 кг) медных монет или монет, сделанных из других металлов.

Очевидно, что сёгунам было очень трудно привести денежную систему страны в порядок. Одной из причин этого было весьма долгое хождение монет местных князей, имевшее место вплоть до конца XVII в. А их действительный обменный курс довольно долго устанавливался рынком по содержанию в них драгоценного металла.

Например, обан достоинством в 10 рё по цене рынка составлял 7,5 рё золота. Несколько позже монета из меди достоинством в 100 мон на рынке была эквивалентна пяти монетам номиналом в 1 мон. Значительная доля вины в этой ситуации лежала на фальшивомонетчиках, заполонивших страну бесчисленным количеством медных монет самого крупного достоинства.

Золотые и серебряные монеты имели разную востребованность. К примеру, в прежней столице Японии Эдо (сейчас Токио) граждане отдавали предпочтение золотым монетам. Принимали их по номиналу, в то время как в более развитой западной части государства (это и Осака, и другие города) – востребовано было серебро, оценивавшееся исключительно на вес. И лишь в конце XVII в. и золотые, и серебряные, и медные монеты получили равное хождение в стране.

Совсем крупные денежные суммы именовались цуцумикингин и представляли собой небольшие свертки с золотыми или серебряными монетами внутри на определенную сумму. Монеты тщательно упаковывались в особую бумагу васи ручной работы и скреплялись личным клеймом человека, собравшего сверток. К примеру, «габариты» свертка с суммой денег в 50 рё были 6×3,2×3,3 см. Пробные свертки выпустили «в свет» в XVII в. исключительно для наград либо для использования в качестве подарков. Ноу-хау вскоре заметили, оценили и нашли применение в коммерческой среде. Как золотые, так и серебряные свертки выпускали несколько кланов, особо приближенных к властной верхушке. Авторитет их был так высок, что цуцуми с именной печатью, использовавшиеся во время сделок, никогда не вскрывались и монеты в них никто не пересчитывал. Никто и помыслить не мог, что монеты в них могут быть фальшивыми, либо разнородными, или же будет недостача денег. Потом появились матицуцуми (или городские свертки) небольшого достоинства. А хождение цуцумикингин в Японии закончилось лишь 1874 году, когда государство окончательно перешло к денежному обращению современного типа.

Дзизясацу, сюкубасацу и «божьи деньги»…

В том же 1600 году Япония начинает выпуск бумажных денег, которые назывались ямадахагаки. Выпуском денежных купюр занимались служители древнего синтоистского храма в Исэ в провинции Ямада (префектура Миэ), поэтому их называли еще «божьими деньгами». Купюры печатались, во-первых, с целью защитить финансы от падения стоимости металлических монет по причине их снашивания, а во-вторых, банально избавить от неудобств, которые неизменно возникают, когда монет в кармане слишком много и нести их тяжело.

Ямадахагаки легко обменивались на серебряные монеты. Известны бумажные деньги номиналом в 1 моммэ, 5, 3 и 2 фун. Впоследствии, когда власти Японии запретили хождение любых других денег, кроме тех, которые само и выпускало, лишь ямадахагаки получили добро Эдо на хождение в провинции Исэ-Ямада.

Ямадахагаки были очень востребованы японцами, потому как имели высокую надежность и имели аналогичный монетный резерв. Начиная с XVIII века, каждые семь лет стали производить обмен старых дензнаков на новые. Такие меры защищали купюры от фальшивок и, кроме этого, сдерживало выброс в обращение излишнего количества денег. Ямадахагаки прекратили свое хождение в 1871 году.

Дзизясацу, сюкубасацу и «божьи деньги»…

Разновидностью купюр, пользовавшихся в Японии не меньшим спросом, были хансацу (от слова хан – клан). Они выпускались местными феодалами даймё и имели хождение лишь на территории, подконтрольной их эмитенту. Хансацу 1600,1666 и 1868 гг.

Печать хансацу шла под контролем власти Эдо. Правительство гарантировало эмиссию хансацу и определяло границы объема эмиссии денежных знаков. Печатанием занимались купеческие гильдии, получившие особое разрешение и действовавшие под жестким контролем властей.

Некоторые князья были в принципе против обращения монет в своих землях. Это позволяло им обменивать хансацу на монеты по своему усмотрению и с выгодой для себя, и печатать лишние купюры, не обеспеченные металлическими монетами. Выпуск своих бумажных денег очень помогал даймё устранять последствия разбушевавшейся стихии, и в частности, покрывать убытки от загубленного урожая риса.

Смекнув, какая с этого будет выгода, некоторые даймё стали контролировать все виды торговых сделок своих вотчин с соседскими. Ну, а бумажные дензнаки были в ходу по простой причине: гарантия конвертации звонкой монетой, получаемой за торговлю на иных территориях страны. Отдельные князья обменивали свои хансацу и на монеты, и на «ширпотреб». К примеру, в провинции Мино, выпускавшей исключительно зонтики, в ходу были так называемые каса-сацу или зонтичные купюры.

Дзизясацу, сюкубасацу и «божьи деньги»…

Тайники для золотых денег в эпоху Токугава: верху вниз – тайник в ножнах вакидзаси; тайник для золотых кобанов в ножнах танто; тайник в брелоке с дешевой монеткой для отвода глаз; тайник внутри гарды-цубы, сделанной ради этого из двух половинок.

В 1707 году правительство Токугавы наложило вето на выпуск хансацу. Таким образом правящая верхушка пыталась активизировать обращение монет, выпущенных накануне запрета. 23 года держался запрет клана Токугава, затем его отменили. Причиной был очередной избыток монет, а также отмена натурального рисового налога. Тогда же, в целях упорядочения цен на рис власти в Осаке основали биржу по продаже зерна. Позже территория хождения хансацу неизменно увеличивалась. Однако в XIX веке, с падением сёгуната, хансацу ушли в небытие.

Бумажные деньги, которые, как известно, имели определенные ограничения в хождении, выпускали все, кому не лень: и императорская аристократия, и священнослужители, и купцы, и рудники, и даже гостиничные городки на торговых дорогах. Они выпускались по мере необходимости и компенсировали дефицит более надежных денег, печатавшихся сёгуном и даймё. Например, храмы печатали дзисясацу для «спонсирования» строительных работ. Значимость дензнаков обусловливалась статусом храма среди местного населения. Знать императорского двора выпускала в Киото кугэсацу, на которые можно было приобрести товар исключительно на своей территории. Основные торговые пути не остались в стороне и также стали выпускать собственные деньги, именуемые сюкубасацу. Расплачивались ими исключительно за оказание дорожных услуг. «Валюта» отдельных поселений носила название тёсонсацу, а асёнинсацу печатались и использовались негоциантами исключительно для личных нужд.

Дзизясацу, сюкубасацу и «божьи деньги»…

На этой кирасе эпохи Токугава есть необычная дверца, за которой, скорее всего, была емкость для денег.

К XIX веку в стране было в ходу 1694 вида денег, а с XVI века к ним присовокупились еще и всевозможные векселя. Увы, Японию не минула чаша тех пороков, в которые неизбежно попадало каждое государство: финансовые растраты, валютные спекуляции и тому подобное. Помимо этого, страна крайне нуждалась в металле для чеканки монет, которого катастрофически не хватало. Все вместе это и стало следствием очень медленного и поэтапного вхождения Японии в мировую денежную систему. Но это уже совсем другая история…
Автор: Светлана Денисова, Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. григорьевич 3 октября 2016 07:20
    Да,не позавидуешь японским нумизматам,попробуй разберись.
    Спасибо,очень интересно.
    1. Котище 3 октября 2016 07:34
      Наоборот, такой широкий выбор....... Аж завидно...!
      Автору спасибо!
  2. parusnik 3 октября 2016 07:25
    [b]
    Бумажные деньги, которые, как известно, имели определенные ограничения в хождении, выпускали все, кому не лень: и императорская аристократия, и священнослужители, и купцы, и рудники, и даже гостиничные городки на торговых дорогах.[
    /b]
    По принципу:Да бери усе, я себе еще нарисую!..Благодарю, прочитал с большим интересом..
  3. oleggun 3 октября 2016 10:19
    Спс! Очень интересно!
  4. ruskih 3 октября 2016 10:33
    Сегодня у нас два автора, поэтому спасибо авторам! Интересно и познавательно. Нумизматам действительно раздолье.
  5. Микадо 3 октября 2016 13:49
    Вячеслав Олегович, Светлана, во всех книгах по истории самураев указано, что они получали жалованье в метрологической системе "коку". Без объяснений и комментариев. Получается, рис пересчитывали на деньги и получали деньгами (вплоть до местноупотребляющихся "тугриков" местного мелкого даймё)?
    1. kalibr 3 октября 2016 14:16
      Да, конечно. Можно было получить рисом и потом его продавать по рыночной цене, а можно было деньгами. Но тогда цену назначал сам даймё. Коку это примерно 160 кг риса. Можно продать дороже, можно дешевле, а можно перегнать на сакэ. А на деньги напротив, можно купить больше, можно меньше и тоже купить сакэ и "нажраться" в усмерть. Или шлюху купить... Полная свобода!
      1. Микадо 3 октября 2016 14:31
        каждому по потребностям, и в зависимости от степени испорченности!))))) спасибо Вам за развернутый ответ! Я до этой статьи уже был готов поверить, что у них там натуральный обмен был, века до 16-го, по крайней мере! Просветили, а то все "коку" да "коку". Еще вопрос позволите? насколько я понимаю, животноводство в средневековой Японии было неразвито? По крайней мере, крупное (за исключением коневодства, и то в военных целях). То есть, рис и карпы - да, а скот?
        1. kalibr 3 октября 2016 14:48
          Со скотом было плохо вплоть до 18 века. Кони были лишь у самураев. А крестьяне не имели быков и коров, так как поля были маленькие. Но уже первые русские путешественники побывавшие в Японии видели там коров и быков, а это 1739 год. Но молока не пили, поскольку у японцев плохо усваивается лактоза, а держали коров как "матерей" быков. Пахать поля под рис.
          1. Микадо 3 октября 2016 15:04
            У Пикуля (конечно, его на абсолютную веру брать нельзя) прочел приблизительно следующее: "японцы повсеместно держали карпов, но не умели и не хотели ухаживать за домашними животными, и даже лошадей доводили до ужасного состояния". Так же ни в одной книге не встретил упоминания животноводства. Охота - да, упоминалась. Поэтому стало интересно, как же самураи вели хозяйство, окромя риса)))))
            1. kalibr 3 октября 2016 15:32
              Не знаю, как они могли доводить лошадей до ужасного состояния, если у них было культура конных лучников и традиции верховое езды и даже соответствующий конный спорт. Про ниндзя тоже пишут, что летали на воздушных змеях и ездили на огнедышащих коровах, но это бред.
            2. rasteer 4 октября 2016 01:11
              Пикуль ни когда не был в Японии. Да и родился он в 1928г. Так что с точки зрения реализма описания Японии его нельзя брать в расчет. Но писал он красиво, я в детстве искренне верил, что он сам в русско-японской участвовал. настолько он органично перекликался с Новиковым-Прибоем.
  6. Микадо 3 октября 2016 15:46
    kalibr,
    именно поэтому я и просил просветить меня по теме животноводства!))
    1. kalibr 3 октября 2016 18:46
      Ну, я надеюсь, что с Пикулем в этом вопросе мы разобрались...
      1. Микадо 3 октября 2016 21:10
        у Пикуля, при желании, можно найти много исторических неточностей. Он писатель, а не историк, поэтому, с точки зрения истории, доверять ему слишком и не стоит (хотя читается легко и красиво). Я же получил от Вас ответ на интересующий вопрос))))
  7. Котище 3 октября 2016 20:31

    Что за привычка вырывать из контекста.
    В.Пикуль писал о японских крестьянах и мещанах, а не о семьях самураев, тем более дайме, в конюшнях которых разводили боевых лошадей.
    Причем слова принадлжат измышлению художественного персонажа.
  8. Кот Гришка 4 октября 2016 20:30
    Здорово! Отличная статья. Узнал много нового. Такая сложная система денежного обращения. Чтобы её постичь надо было жить в Японии и именно в ту эпоху.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня