Шлюпочная "эскадра" лейтенанта Макарова

Шлюпочная "эскадра" лейтенанта Макарова

А.П. Боголюбов. Взрыв турецкого монитора "Сейфи" на Дунае 14 мая 1877 года.

Июнь 2016 года. Средиземное море. Сближение (действительное или мнимое) российского сторожевого корабля "Ярослав Мудрый" с кораблями охранения американских авианосцев вызвало грандиозный переполох в коридорах Пентагона.
И невольно заставило вспомнить морской сюжет из недавнего прошлого...


15 лет без флота

Немного найдется в нашей истории войн, которые пользовались такой поддержкой общества, как Русско-турецкая 1877-1878 гг. - вызванная заступничеством России за угнетаемых Турцией южных славян. Готовиться к ней Александр II начал уже в октябре 1876 г., а 12 апреля 1877-го объявил туркам войну.

Русский план предусматривал решительное наступление через Болгарию на турецкую столицу - Стамбул (Константинополь). Но для этого надо было преодолеть 800метровую водную преграду - реку Дунай. Нейтрализовать сильную турецкую флотилию на Дунае мог русский флот.

Но после Крымской войны 1853-1856 гг. Россию лишили права иметь военный флот на Черном море. А с 1871 года, когда это право удалось вернуть, прошло слишком мало времени. К началу Русско-турецкой войны для Черного моря удалось построить только броненосцы "Новгород" и "Вице-адмирал Попов" - мощные, но пригодные лишь для береговой обороны.

И тогда вспомнили про минные катера.

Шлюпочная "эскадра" лейтенанта Макарова


Проверено: мины есть!

Минный катер 1860-х - 1900-х гг. - это беспалубная шлюпка длиной 10-18 метров с паровым котлом и гребным винтом. Но это бесхитростное суденышко несло 2-3 мощных заряда взрывчатки в цилиндрической или цилиндро-конической металлической оболочке - мины. И поражали они самую уязвимую часть неприятельского флота - подводную.

Это было высшее боевое искусство!

Шестовые мины крепились к концам 6-12-метровых шестов, которые катер нес вдоль бортов; два-три матроса выдвигали шесты перед атакой вперед-вниз - так, чтобы ткнуть в подводную часть атакуемого судна.

Буксируемые мины на поплавках перед атакой сбрасывались за борт и тянулись за катером на тросе под углом 30-40o. Это позволяло "подрезать" неприятеля, коснувшись миной его подводной части.

Ну а самодвижущаяся мина, именовавшаяся в русском флоте миной Уайтхеда, - это торпеда. Веретенообразной формы снаряд, снабженный винтами, которые приводились в действие сжатым воздухом и двигали мину вперед, пока не кончался воздух...

Минные катера - изобретение англосаксонское. Катера с шестовыми и буксируемыми минами впервые были применены американцами в ходе Гражданской войны в США 1861-1865 гг. Англичане в 1870-х стали вооружать катера и минами Уайтхеда.

Но применить минные катера так, чтобы это повлияло на ход войны, сумели именно русские.

Дунайские волны

Полтора десятка паровых катеров, переброшенных по железной дороге с Балтики на Дунай, предназначались для постановки минных заграждений. Но турки могли нейтрализовать заграждения тралами. Вот тогда капитан 1 ранга Иван Рогуля и предложил вооружить катера шестовыми и буксируемыми минами и самим атаковать врага.

Что это означало на практике?

Крохотная шлюпка, чья скорость не превышала 5-10 узлов (9,3-18,5 км/ч), должна была подойти под огнем к борту вражеского судна. На расстояние, равное длине шеста!

В ночь на 14 мая 1877 г. , обеспечивая переправу русских войск у Браилова, лейтенант Федор Дубасов на катере "Цесаревич" и лейтенант Алексей Шестаков на катере "Ксения", незаметно подойдя к монитору "Сельфи", хладнокровно атаковали его и поразили - каждый одной шестовой миной - в те места, в которые и метили. "Цесаревич" залило столбом воды, засыпало обломками, турки открыли огонь, но "Сельфи" затонул!

Шлюпочная "эскадра" лейтенанта Макарова

Первые Георгиевские кавалеры войны 1877-1878 годов лейтенанты Дубасов и Шестаков. 1877 год. Фото: Франц Душек

Это настолько деморализовало врага, что он отвел суда с нижнего Дуная, и 10-11 июня 14-й армейский корпус русских без помех осуществил переправу.

На переправе главных сил, у Зимницы, приблизиться турецким судам к мостам через Дунай тоже не дали отважные "малютки". Ударив 8 июня у острова Мечка шестовой миной вооруженный пароход "Эрекли", лейтенант Николай Скрыдлов на катере "Штука" не сумел потопить противника, но заставил и его, и шедший за ним монитор "Хизбер" повернуть назад.

11 июня, у села Фламунда, атакой "Мины" (гардемарин Евгений Аренс) и "Шутки" (мичман Константин Нилов) была обращена в бегство броненосная канонерская лодка "Подгорица".

А 16-го, у острова Варден, катера "Петр Великий" (мичман Петр Феодосьев), "Опыт" (мичман Владимир Персин) и "Генерал-адмирал" (гардемарин Аренс) отогнали "Эрекли" и "Хизбер" уже одним своим приближением!

В результате 15 июня первый эшелон русских главных сил - 14я пехотная дивизия Михаила Ивановича Драгомирова - был уже за Дунаем...

А ведь в историю вошли еще и беспримерные подвиги минных катеров на акватории Черного моря!

Шлюпочная "эскадра" лейтенанта Макарова

Флигель-адъютант и Георгиевский кавалер Степан Макаров.

"Чесма", "Синоп", "Наварин" и "Минер"

На море минные катера предназначались для обороны портов. Однако лейтенант Степан Макаров - будущий знаменитый адмирал - предложил использовать их наступательно. Искать врага в море и уничтожать его!

Но как утлая шлюпка с ничтожным запасом угля сможет крейсировать вдали от берегов?

Макаров, форменный генератор идей, предложил использовать "катероносцы". Под руководством лейтенанта был переоборудован вооруженный пароход "Великий князь Константин", после чего вдоль его бортов повисли на боканцах (наклонных брусьях) сразу четыре минных катера - "Чесма" с корпусом из меди и деревянные "Синоп", "Наварин" и "Минер". Систему подвески, подъема и спуска тоже разработал Макаров. Чтобы не тратить два часа на разведение паров, Макаров придумал перед спуском заправлять катерные котлы кипятком из котлов "Константина", а машины катеров прогревать паром из них же.

Шлюпочная "эскадра" лейтенанта Макарова

Лев Лагорио. Пароход "Великий князь Константин", переоборудованный лейтенантом Макаровым. Фото: Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Катера могли дать ход уже через 15 минут после получения задачи!

Выкрашенные в маскировочный серый цвет, они стали появляться в самых разных районах Черного моря и атаковать турок даже в их портах.

В ночь на 30 апреля 1877 г. лейтенант Измаил Зацаренный на быстроходной 11-узловой "Чесме" подвел буксируемую мину под днище вооруженного парохода на рейде Батума.

В ночь на 29 мая приведенные "Константином" на буксире минные катера N 1 (лейтенант Леонид Пущин) и N 2 (лейтенант Владимир Рожественский) атаковали шестовыми минами броненосец "Иджалие" на рейде Сулина.

В ночь на 12 августа, на рейде Сухума, лейтенанты Сергей Писаревский (на "Синопе") и Федор Вишневецкий (на "Наварине") и мичман Павел Нельсон-Гирст (на "Минере") взорвали три буксируемые мины у борта броненосца "Ассари-Шевкет". "Синоп" при этом наткнулся на стоявший у борта турецкий катер, с командой которого пришлось драться врукопашную; у лейтенанта Писаревского была пробита веслом голова.

Шлюпочная "эскадра" лейтенанта Макарова

Лейтенант Измаил Зацаренный.

В ночь на 16 декабря лейтенанты Зацаренный (на "Чесме") и Осип Щешинский (на "Синопе") выпустили две мины Уайтхеда по броненосцам, стоявшим на рейде Батума. Причем первая пущена из деревянной трубы, укрепленной под килем катера, а вторая - со спущенного за борт плотика.

И, наконец, в ночь на 14 января 1878 г., на том же Батумском рейде, при "свете луны и блеске снежных гор"1, Зацаренный на "Чесме" и Щешинский на "Синопе" потопили двумя минами Уайтхеда канонерскую лодку "Интибах". Это была первая в истории успешная торпедная атака!

Шлюпочная "эскадра" лейтенанта Макарова

А.П. Боголюбов. Потопление парахода "Интибах" на Батумском рейде.

Усилий четырех маленьких катеров хватило, чтобы турецкий флот снизил активность и, опасаясь минных атак, не решился осуществить объявленную с началом войны блокаду русских портов. Когда 7 августа 1877 г. турецкий броненосец, обстреливавший у Гагр дорогу, по которой шел отряд полковника Б.М. Шелковникова, завидел в море пароход "Великий князь Константин", он тут же оставил дорогу в покое и бросился в погоню за "Константином". Так опасался враг этого гнезда, откуда вылетали жалящие осы! А главные силы Шелковникова тем временем благополучно прошли берегом моря к Сухуму...

Конечно, позволить минным катерам так обращаться с собой мог только слабо подготовленный турецкий флот. Но факт остается фактом: никогда больше русским морякам не удавалось столь малыми силами добиться столь многого. Таков был закономерный результат соединения передовой техники с передовой тактикой.

А еще это вполне ожидаемый результат Великих реформ, разбудивших инициативу в том числе и молодых флотских офицеров.

P.S. Через тридцать лет в состав Черноморского флота вошли эскадренные миноносцы "Лейтенант Пущин", "Лейтенант Шестаков" и "Лейтенант Зацаренный". Первый из них 16 октября 1914 г. повторил подвиг, совершенный в 1877-м самим лейтенантом Пущиным. Ведомый командиром дивизиона миноносцев капитаном 1 ранга князем В.В. Трубецким, "Лейтенант Пущин" отважно бросился близ Севастополя в торпедную атаку на германский линейный крейсер "Гебен" и отвернул, только получив тяжелые повреждения от 150-мм снарядов.
Погиб "Лейтенант Пущин" 9 марта 1916 г. на болгарской мине, "Лейтенант Зацаренный" - 17 июня 1917 г. на германской, а "Лейтенанта Шестакова" затопили 18 июня 1918 года в Новороссийске, чтобы не достался германскому флоту.
Автор: Андрей Смирнов
Первоисточник: https://rg.ru/2016/09/22/rodina-flot.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Котище 2 октября 2016 06:22
    Дополню.
    Кроме перечисленных инноваций "Великий князь Константин" был одним из первых военных кораблей оснащенных носовой "булбой" (каплевидной насадкой на киле), что реално позволяло увеличить ход на 1-2 узла.
    А в реали: Руско-Турецкая война на море была первой войной "моторов": Круглые броненносцы "Поповки", минные катера, торпеды.
    Все это иногда на коленке, как "катера" Макарова, но абсолютно но превосходство Русского флота на театре военных действий, стоило того.
  2. svp67 2 октября 2016 07:06
    Да,очередной виток истории, наш ЧФ похоже в том же состоянии, что и полтора века назад... Только врагов прибавилось
    1. василий50 2 октября 2016 07:39
      Да нет пожалуй враги те-же самые вот только вместо англичан американцы. А так всё те-же.
      1. svp67 2 октября 2016 08:12
        Цитата: василий50
        А так всё те-же.

        Да? А как же Румыния, Болгария, Украина и Грузия?
    2. Монархист 2 октября 2016 15:18
      Разрешите Вас слегка подправить: тогда ЧФ фактически только создавался,а сейчас идет процесс обновления ЧФ. А ,что врагов прибавилось -точно!
  3. Yakut 2 октября 2016 09:30
    А какие имена. Макаров, Рожественский, Дубасов. Уж чего чего, а личной храбрости людям было не занимать. Это к вопросу как при царях адмиралами становились.
  4. Шульц 2 октября 2016 09:50
    Мы много говорим о японских смертниках, а по сути экипажи минных катеров- есть предтеча всех камикадзе, т.к. защита от пуль - блиндированный навес (а, не парусиновый тент ) и максимальная скорость хода достигалась лишь с использованием форсуна( усилитель тяги), рев и свист которого в ночное время лишал возможности скрытого подхода к неприятелю. Автору почет и уважение.
    1. Котище 2 октября 2016 13:39
      Один из катеров, Цесаревич (если я не ошибаюсь) имел тонкий 3мм медный корпус. Для него специалные подмники были сделаны, чтобы корус не помять, а на нем ходили в миные атаки.
      Пример мужества.
    2. Денимакс 2 октября 2016 22:34
      Камикадзе, это даже когда шеренгами на мушкеты или пулеметы ходили. А тут чистая партизанщина с холодным расчетом. Стоит обратить внимание, что катера были покрашены в маскировочный серый цвет. Команда противника находится на стационаре, все спят и часовые смотрят во все стороны без прожекторов. И тут появляется нечто пыхтящее, против чего нету даже вооружения. Сразу будет не разбириха с печальным итогом.
    3. kvs207 3 октября 2016 08:39
      Ошибаетесь, уважаемый. Камикадзе, шли на смерть, а русские моряки, чтобы победить.
  5. Монархист 2 октября 2016 15:36
    Каким надо было обладать мужеством,чтоб на таком катере идти в атаку на неприятеля многократно привосходящего силой!
    Не знаю как вы,но я думаю,что было бы справедливо возродить такие имена:Чесма,Синоп,Наварин,лейтенант Пущин я лейтенант Зацаренный или лейтенант Шестаков

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня