Прошло 55 лет со дня первого полёта Ил-38

Первый полёт опытного дальнего противолодочного самолета Ил-38 состоялся 28 сентября 1961 года, экипажем командовал заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Коккинаки, сообщает пресс-служба ОАО «Ил».

Прошло 55 лет со дня первого полёта Ил-38


«Разработка самолета началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами», – напомнили в пресс-службе.


В 1960 г. Совет Министров СССР принял постановление о разработке самолёта Ил-38 с радиогидроакустической системой «Беркут» на базе Ил-18.

Были утверждены следующие требования к машине: «тактический радиус действия – 2 200 км, продолжительность патрулирования в районе поиска на высотах от 500 до 2000 м. с нагрузкой 5 850 кг – не менее 3 часов, минимально допустимая индикаторная скорость полета – 350 км/ч».

В апреле 1963-го начался заводской этап госиспытаний на базе Феодосийского филиала ГК НИИ ВВС – аэродром Кировское.

Из акта госиспытаний: «Разработка самолета Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по создания авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами».

В декабре 1967 г был построен первый серийный Ил-38. Первые машины поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота (аэродром Кипелово, Вологодская область).

В январе 1969-го он был официально принят на вооружение авиации ВМФ.

В 1971 г за достижения в области точной механики и оптики (за дальний противолодочный самолет Ил-38) Государственные премии были вручены С.В. Ильюшину, А.И. Жуковскому, Д.И. Коклину, Я.А. Кутепову, А.В. Шапошникову.

Самолёты производились до 1972 г, всего было построено 65 единиц. Часть самолётов была передана ВМС Индии (первый был передан в 1977 г).

В 2012-2015 гг. «Ильюшин» по заказу Минобороны провёл модернизацию 5-ти самолётов. В настоящее время имеется контракт на модернизацию следующей партии.

«Модернизация заключается в установке на самолеты новой поисково-прицельной системы "Новелла-П-38", что значительно расширило объем решаемых самолетами задач и их боевые возможности – это весомый вклад ОАО "Ил", Объединенной авиастроительной корпорации ЦНПО "Ленинец" в решение задач повышения обороноспособности нашей Родины. С помощью новой поисково-прицельной системы модернизированный самолет может успешно решать задачи патрулирования, поиска и уничтожения подводных лодок (причем, с применением расширенной, по сравнению с базовым Ил-38, номенклатуры вооружений), радиоэлектронного наблюдения за надводными и воздушными целями, постановки минных заграждений, поиска и спасения людей на море, а также экологического мониторинга водной поверхности», – говорится в сообщении.

Использованы фотографии: http://www.ilyushin.org

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 61
  1. Spartanez300 2 октября 2016 13:35
    Перспективный долгожитель готовый еще послужить после модернизации.
    1. СТАРПЕР 2 октября 2016 13:51
      Цитата: Spartanez300
      Перспективный долгожитель готовый еще послужить после модернизации.

      Простой и надежный....!Мы еще гражданскую авиацию восстановим...Покрошили эту отрасль жестко,как и многие другие запад!
      Илы =это легенда !
      1. андрей юрьевич 2 октября 2016 14:17
        55летний самолёт на вооружении,не повод для гордости...это упущеное время.
        1. Игорь В 2 октября 2016 15:39
          Вы про Б-52?
          1. cniza 2 октября 2016 16:31
            Если " железо " нормальное , то его всегда можно модернизировать и так делают все.
            1. Vz.58 2 октября 2016 18:05
              Железо или планер у ТУ-95 отличный! Поменять двигатели и цены аппарату не будет. Продолжать?
          2. mr.redpartizan 3 октября 2016 00:27
            Б-52 и Ту-95 - это уровень 50-х, Ту-160 и В-1 - 80-х годов. Если последние еще можно модернизировать, то первым двум пора на покой. Основа любого самолета - планер и двигатели, а их особо не улучшить никак. Легче построить новый самолет, чем радикально модернизировать старый. Наглядный пример - китайский вариант Ту-16, имеющий крайне незначительное преимущество перед нашим самолетом по ТТХ. Китайцы выжали из конструкции весь потенциал.
        2. NKVD 2 октября 2016 18:02
          Для самолета нет понятия возраста.Есть понятие летная годность
        3. mr.redpartizan 3 октября 2016 00:22
          Нужен новый самолет с характеристиками на уровне P-8 "Посейдон". Его возможно создать на базе Ту-204СМ или перспективного МС-21, но только с отечественными комплектующими. Ил-38, как и Ту-95 морально устарели на сегодня.
      2. Vz.58 2 октября 2016 18:21
        Чего всё на запад все свои грехи валите? Западло признать, что 70 лет вас ваше руководство выхолащивало и послушными, всемдовольными массами делало? Это первое, второе, двигатели научитесь делать, не просто двигатили, а такие которые будут покупаться не только в ССГ, забыл, да и не захотелось улыбку нарисовать. Верте, политика политикой, а деньги в кармане важнее
        1. Ст.пропорщик 2 октября 2016 19:08
          Запад уже упёрся в проблему , что деньги важнее. Россиянам интереснее размах результат. Запад прививает свою догму - деньги важнее. Как только в России станут деньги важнее - ставьте крест на Великой России.
        2. sabakina 2 октября 2016 19:21
          Чито ест ССГ? belay
          По двигунам. После нашей победы, западу будет по барабану на шумность наших двигателей.
          1. dmi.pris 2 октября 2016 20:27
            Чито ест ССГ??А двигатИлы??Что с него взять,Видимо Viktor диссидентствующий чел,потихоньку забывающий язык,бывший для него когда то родным..
        3. ЛукичЪ 2 октября 2016 20:49
          Цитата: Vz.58
          двигатели научитесь делать, не просто двигатили, а такие которые будут покупаться не только в ССГ

          а матрасники на чьих двигателях в космос летают?????? аж про санкции забывают когда их покупают
  2. Штык 2 октября 2016 13:41
    Благодаря новому комплексу самолета появилась возможность отображения всей тактической обстановки на фоне навигационной карты, которая индицируется на экране штурмана навигатора.
    Обновилось и вооружение Ил-38Н, теперь он оснащён сбрасываемыми магнитными и гидроакустическими буями нового поколения, которые по всем параметрам превосходят зарубежные аналоги.
    Вместе с поисковой аппаратурой, Ил-38Н получил возможность применять такие средства поражения подводных лодок и надводных кораблей, как противокарабельные ракеты Х-35, торпеды АПР-3-Э, бомбы, глубинные бомбы.
    Первые самолеты, поступившие в ВВС и ПВО Северного флота, успешно проявили себя в полетах на боевое применение. В программе перевооружения российского флота предусматривается модернизация всего парка самолетов Ил-38 на Ил-38Н.
    Можно сказать, что усовершенствованный американский Р-3С «Орион» по своим техническим возможностям, вооружению уступает российскому Ил-38Н «Новелла». Это самолеты, которые, теоретически, никогда не могли бы сойтись в воздушном бою, поскольку у них другое назначение, хотя в небе над морем они довольно часто встречаются и сопровождают друг друга.
    1. андрей юрьевич 2 октября 2016 14:19
      Цитата: Штык
      Можно сказать, что усовершенствованный американский Р-3С «Орион» по своим техническим возможностям, вооружению уступает российскому Ил-38Н «Новелла».

      наш не имеет аналогов...а хотелось бы,чтоб он их "имел"...
    2. rudolff 2 октября 2016 15:07
      Не знаю, уступает ли Р-3С Орион 38-му, но на смену Орионам полным ходом идут Р-8 Посейдон, а с ними сравнивать даже неуместно.
      1. VALERIK_097 2 октября 2016 18:10
        11 февраля 1992 года советская атомная подводная лодка Северного флота К-276 проекта 945 «Барракуда» (командир — капитан 2 ранга Локтев) находилась в районе боевой подготовки недалеко от побережья полуострова Рыбачий на глубине 22, 8 метра. За действиями наших моряков скрытно наблюдал экипаж атомной подводной лодки «Батон Руж» типа «Лос-Анжелес» ВМС США. Причем, этот «американец» шел выше нашего корабля — на глубине 15 метров.
        В какой-то момент акустики «Батон Руж» потеряли советский корабль из виду. Как выяснилось, им помешали шумы винтов пяти рыболовецких судов, оказавшихся поблизости. Чтобы разобраться в обстановке, командир «Батон Руж» приказал всплывать на перископную глубину. Но на К-276, где не подозревали о том, что вероятный противник рядом, подошло время сеанса связи со штабом флота и там тоже переложили горизонтальные рули на всплытие. Устремившаяся вверх «Барракуда» рубкой врезалась в американский атомоход. Лишь небольшая скорость К-276 позволила американскому экипажу избежать гибели.
        На этот раз все было настолько очевидно, что Пентагон был вынужден признать нарушение территориальных вод нашей страны.
        А где были 38-е , хотя в те года каждый день они стаями выполняли полёты,кружок до п-ва Рыбачий- 15мин. полёта от Североморска.Получается уже тогда они не могли выполнять задачи по поиску и тд.и тп.
        Трагедия с "Куском"тоже никого ни чему не научила.
        1. rudolff 2 октября 2016 18:32
          С Курском вообще мутная история. Ведь это именно авиация засекла "магнитную аномалию", а идентифицировать не смогли. Отсюда и легенды. Была и исчезла! Типа, никаких неопознанных лодок в районе гибели Курска не было, но если были, то мы их выдавили!
          1. VALERIK_097 2 октября 2016 18:43
            Никто не отдал,такого приказа,Попов тупо ссал,никто-бы из района учений не выполз-бы,но тогда-бы История Земли как планеты,выглядела по другому
            1. rudolff 2 октября 2016 19:39
              Сложно... Учитывая, сколько времени заняли поиски, там вся 24 ДиПЛ должна была квадраты нарезать, а их там не было. Из тех кто был, "контакт" не установили.
            2. ЛукичЪ 2 октября 2016 20:57
              Цитата: VALERIK_097
              Попов тупо ссал,никто-бы из района учений не выполз-бы,но тогда-бы История Земли как планеты,выглядела по другому

              выходит не "тупо ссал", а понимал к чему это может привести.
          2. Flatter 2 октября 2016 19:54
            Уставившись в то время в ТВ,слышал сообщение диктора-"Наши ВВС ВМФ обнаружили и ведут преследование двух подводных лодок",диктор был мужчина,вот с фамилией могу ошибиться.Сообщение больше не повторялось нигде.
        2. Ст.пропорщик 2 октября 2016 19:11
          В 1992 году 24 ОПЛАП сидел на земле и наблюдал за игрищами.
  3. Проксима 2 октября 2016 13:41
    Немножко не в тему, в статье упоминается Дважды Герой Советского Союза Владимир Коккинаки. У него есть ещё брат (тоже лётчик-испытатель - Герой Советского Союза - Константин Коккинаки. Вот были времена! Выдающиеся самолёты. Великие лётчики!
    1. андрей юрьевич 2 октября 2016 14:20
      Цитата: Проксима
      . Вот были времена! Выдающиеся самолёты. Великие лётчики!

      Великая Страна,и Великие Люди.
      1. sandrmur76 2 октября 2016 15:46
        Первые машины поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота (аэродром Кипелово, Вологодская область).
        Если не секрет чё это так близко к морю?
  4. asbond 2 октября 2016 13:44
    Работает еще старичок 38-й более молодым самолетам на зависть! А сейчас есть военные кафедры, где обучают штурманов на подобные машины, кто подскажет? Я в свое время на такой кафедре в Питере обучался на штурмана противолодочника... Подскажите, пожалуйста, кто в курсе!
    1. андрей юрьевич 2 октября 2016 14:21
      Цитата: asbond
      asbond Сегодня, 13:44
      Работает еще старичок 38-й более молодым самолетам на зависть

      случись чего,и я "поработаю"...да только от молодых,больше толку будет...
  5. Вождь краснокожих 2 октября 2016 14:02
    А еще этот замечательный самолет выступил в роли "актера"! В фильме "[i][/i]Случай в квадрате 36-80" он чудесно исполнил роль американского разведывательного самолета smile !
    1. андрей юрьевич 2 октября 2016 14:24
      Цитата: Вождь краснокожих
      он чудесно исполнил роль американского разведывательного самолета

      с поляком! поляком! в главной роли- Ежи Штур...вот и верь в судьбу...теперь поляки американские подстилки...
  6. tinibar 2 октября 2016 14:10
    Цитата: Проксима
    Немножко не в тему, в статье упоминается Дважды Герой Советского Союза Владимир Коккинаки. У него есть ещё брат (тоже лётчик-испытатель - Герой Советского Союза - Константин Коккинаки. Вот были времена! Выдающиеся самолёты. Великие лётчики!

    Надеюсь, славные для России времена ещё вернутся! И Ил-38 будет заменен достойным преемником. А ветеран Морской авиации ещё попортит нервы противникам возрождения Великой России!
  7. Дамир 2 октября 2016 14:16
    совсем уважением к достойнейшему ИЛ-38, но БЕ-200 что вооружить нельзя?????
    1. андрей юрьевич 2 октября 2016 14:27
      Цитата: Дамир
      совсем уважением к достойнейшему ИЛ-38, но БЕ-200 что вооружить нельзя?????

      зачем? он может водой подводные лодки топить... fellow
    2. Chicot 1 2 октября 2016 14:38
      Бе-200 это каг-бэ аналог Бе-12. Ил-38 будет классом повыше и характеристиками посолиднее. Не так давно ему на смену прочили Ту-204. Но затея эта благополучно и основательно канула в лету (и сдается мне, совсем не без помощи тогдашних функционеров ОАК) и наследника заслуженному "тридцать восьмому" нет и поныне. Даже в проекте...
      А мурикане тем временем клепают свои "Посейдоны" на замену старичкам "Орионам" в своем флоте и флотах союзников. Потом они начнут предлагать их там, где сейчас пользуют наши Ил-38. И скорее всего предложат очень успешно. Их приобретут, поскольку аналогичного конкурента не будет... А у нас воз, а точнее борт и ныне там. Машину на базе Ту-204 задвинули, но ничего в замен так и не предложили...

      P.S. Или самый лучший в мире "манахер от авиации" (если кто не понял, это достопочтимый Михаил Асланович Погосян) так до сих пор и надеятся, что под патрульный самолет возьмут его распиаренный "Супер-Джет"?..
      1. Дамир 2 октября 2016 14:48
        "Супер-Джет" не возьмут из-за большого количества импортных комплектующих... а габариты у ИЛ-38 и БЕ-200 вполне сравнимы....
        и опять к истории артели "Примус" (статья на сайте "В кооперации с «Примусом»"), разработка ППС-43, весьма интересная оговорка - "а № 209 (завод) загружен по основной номенклатуре – там производили слаботочные корабельные машины высокой сложности, включая шифровальные" и тут тоже: "с применением цифровой вычислительной машины"... ОХ НЕ ЗНАЕМ МЫ СВОЕЙ ИСТОРИИ!!!!!
        1. Chicot 1 2 октября 2016 15:26
          Габариты - не главное... И если уж говорить о патрульном самолете-амфибии сопоставимым по ТТХ с Ил-38, то тогда в пример лучше приводить А-40 "Альбатрос"...
          Когда задвигали в утиль проект патрульного самолета на базе Ту-204, еще никто ничего не знал про вредность "импортных комплектующих", никто не заикался про "импортозамещение" и прочие постсанкционные явления и мероприятия. Напротив, с "западными партнерами" во всю дружили, заказывали у них мандарины и "мистрали". И они, чего греха таить, активно отвечали взаимностью - дарили "ивеко" и помогали робить "атомы"... А Михаилу Аслановичу, например вручили итальянский орден "За заслуги перед Итальянской Республикой". За какие такие заслуги ему его вручили не знают даже самые фанатичные почитатели его "менахерского" таланта...
          Но я немного отвлекся... Дык вот, когда отправляли в тираж мыслю делать патрульный борт на базе туполевской машины (да и саму линейку Ту-204/214) на слуху был "инновационый" "Супер-Джет". И пиарили его здорово и основательно... даже лучше чем сейчас не менее "инновационный" МС-21 (который копни поглубже, будет корнями из "застойных" советских времен)... Особенно здорово "Супер" смотрелся после начала испытаний Т-50 (ну, у этого корни тоже в советских временах, причем толстые и основательные), и когда восторги по адресу "Сухого" били через край (где заслуженно, а где и притянуто за уши пиаром)... Но видать не срослось у Аслановича. Конкурента убрал (в том числе и в сегменте ближне и среднемагистральных лайнеров), а сам ничего сробить не сподобился...
          Так это было или не так, но мы до сих пор живем без нового патрульного самолета. Так что Ил-38 будет летать еще очень долго. В обозримом будущем уж точно...
          1. Дамир 2 октября 2016 15:35
            Да, Вы правы А-40 конечно же, он и создавался как противолодочный патрульный..... только что-то о его серийном производстве ничего не слышно....
      2. Летун_64 2 октября 2016 14:58
        Надо брать пример с китайцев. Они успешные наши аппараты обновили Ан-26 и Ан-12. Теперь их нам же и предлагают.
      3. rudolff 2 октября 2016 15:27
        На базе Ту-204 скорей всего делать уже ничего не будут, если только Ил-114 не переоборудуют. Не панацея,но хоть какая-то замена 38-му. А вот на какую машину Ту-142 менять... Ту-204 не устроил, МС-21 дороговат, суперджет мал.
        1. Летун_64 2 октября 2016 18:05
          Насколько я знаю их собирали в Казани. Планер очень хороший, почему бы не использовать улучшенный планер и накачать его аппаратурой, сейчас все делают модульно. Пример Ил 76, не стали клепать новый, а использовали базовый базовый плюс улучшенный получился практически новый самолет. В чем проблема? Авиация ВМФ это не ВКС, финансовые возможности не те. Флот тянет одеяло на себя. Так и получается что в авиации ВМФ летают старожилы Ил-38, Бе-12.
  8. РПК 2 октября 2016 14:39
    Туалет под сиденьем штурмана?
  9. exo 2 октября 2016 15:38
    У него,шикарная база:Ил-18.Приходилось на нём,летать.На Камчатку.Ветераны,кому приходилось работать на Иле,отмечали продуманность конструкции.Обратная сторона медали:шум и вибрация.Что,сказывается на утомляемости экипажа.Принимал присягу в Луганском училище штурманов.Удалось вживую посмотреть Ил-38,ранних модификаций.Замечательный самолёт. Долгих ему лет,жизни!
    exo
  10. Оператор 2 октября 2016 15:50
    Патрульный противолодочный самолет это архаика. Бортовой магнитометр видит подводную лодку только строго под самолетом, летящим на высоте 100 метров при условии, что лодка находится не глубже 300 метров.

    Запаса сбрасываемых гидроакустических буев хватает только на одно обследование небольшого участка акватории. А для доставки глубинных бомб и торпед вполне подойдет МФИ Су-30.

    Сейчас в тренде размещение в прибрежной зоне постоянных гидроакустических приемников и беспилотные подводные поисковые аппараты большой автономности.
    1. rudolff 2 октября 2016 16:41
      Противолодочный самолет не архаика, а самый большой геморрой для подводников. В чужую прибрежную зону без нужды никто и не полезет, если это только не спецоперация. Глубже 300 метров все-равно никто не ходит. Беспилотные подводные аппараты океанской зоны пока только на бумаге. Надводные корабли ПЛО опасны, но их и видать за тридевять земель. А вот самолет... Никогда не знаешь, когда над головой объявится. Лодка ведь не постоянно на глубине. Периодически и подвсплывать надо. На обсервацию места, на сеансы связи. Одна связь только через каждые 8 часов (у нас, в среднем). Любое выдвижное на экране РЛС Посейдона, как вишенка на блюдце! Ну а дальше уже РГБ, магнитометры и прочая дрянь...
      1. VALERIK_097 2 октября 2016 19:48
        Ну здесь я с Вами не соглашусь,за- РЛС Посейдона не трудно,плюнуть через випсы пластиковые уголковые отражатели покрытые фольгой,засветка будет по полной,а на сеанс выйти в милях 40.от взрыва мозгов Посейдона
        1. VALERIK_097 2 октября 2016 19:52
          Уважаемые модераторы часть текста вырезали.Ну кто в теме тот поймёт.
        2. rudolff 2 октября 2016 20:13
          Валерий, слишком сложно. Сеансы через каждые 8 часов, а то и чаще. Замучаешься этими обманками разбрасываться. Да и наследить нежелательно. К тому же точных параметров этих свервысокочастотных обзорных РЛС Посейдона мы не знаем. Не факт, что сработает. Погано еще то, что антена РТР у нас отдельное выдвижное. У супостатов датчики облучения РЛС непосредственно на перископе. Танцы с бубнами: для связи - антена связи, глубина опасная - значит перископ, засечь облучение - антена РТР, ну и т.д. В итоге, половина выдвижных в работе. На вытяжную не всегда возможно.
    2. exo 2 октября 2016 17:23
      Противолодочный самолёт-необходимое дополнение стационарных систем.Они могут дообследовать территорию,где был принят изначальный сигнал.Так у американцев,по-крайне,мере.Ведь самолёт-это ещё и средства поражения,в виде торпед и глубинных бомб.В том числе и спец.изделий.При этом,он быстро прибывает в район первичного обнаружения субмарины.Если бы,противолодочник был анахронизмом,вряд ли бы янки вложились бы,в "Посейдон"
      exo
      1. Оператор 2 октября 2016 17:59
        Анахронизмом является патрульный самолет ПОД типа Посейдона или Ил-38.

        А то, что вы описали, является ударным самолетом ПЛО типа Су-30СМ.
        1. exo 2 октября 2016 19:48
          Cу-30СМ,несущий торпеды и глубинные бомбы?! Что-то,новенькое.Это,Вы сами придумали или ссылкой,поделитесь?
          exo
    3. Летун_64 2 октября 2016 18:13
      Как вы заблуждаетесь. Поищите в нете историю противолодочной авиации, расширьте кругозор. А про ваши фантазии скажу это утопия которая сидит в штабах ВСК. Без противолодочной авиации наш доблестный стратегический флот из баз не выйдет, волчья стая НАТО только пасется там где ПЛБР выходят на патрулирование. Ваши беспилотные подводные поисковые аппараты большой автономности имеют небольшой радиус обнаружения, они не заменят поле буев которое высыпает Ил-38. Стационарными буями всю акваторию не прикроешь.
      1. VALERIK_097 2 октября 2016 19:14
        Уважаемый сколько "Сосусов" не режем ,меньше их не становится.Тема вроде амерами прикрыта ,но они с-цуко работают,неприятно но факт.
    4. Ст.пропорщик 2 октября 2016 19:16
      Ну об чём Вы толкуете, аппаратура заменяется , самолет стар но не плох.
  11. Летун_64 2 октября 2016 19:04
    Цитата: Дамир
    Да, Вы правы А-40 конечно же, он и создавался как противолодочный патрульный..... только что-то о его серийном производстве ничего не слышно....


    Уже писал в посте ниже все дело в финансах, ситуация на флоте финансирование авиации ВМФ остаточным способом. вот и заглохло дело с А-40. Еще фантазии чинов из ВКС(ВВС) что они смогут бороться с ПЛ
  12. VALERIK_097 2 октября 2016 19:08
    Vz.58,
    Продолжи пожалуйста,))) Как усталость металла ,устраняется установкой новых двигателей
  13. Ст.пропорщик 2 октября 2016 19:20
    24 ОПЛАП ДД называли " монголами" , может я чего недопонЯл, но на С-1 они появились не из Кипелово. Подскажите.
    1. Koshak 3 октября 2016 13:23
      Цитата: Ст.пропорщик
      24 ОПЛАП ДД называли " монголами" , может я чего недопонЯл, но на С-1 они появились не из Кипелово. Подскажите.

      Я сам прослужил и прожил в Федотово ( АС Кипелово) 29 лет. На счет "монголов" все правильно. Личный состав полка формировался из тех, кто служил в Североморске. Народ был при деньгах и опустошал местные магазины как орда хана Мамая. Полк был сформирован в 1967 году. Первый командир полка подполковник Потапов Виктор Павлович (впоследствии генерал-полковник авиации, командующий авиацией КСФ и ВМФ СССР/РФ). В апреле 1971 года 24 ОПЛАП был перебазирован в Североморск-1 в связи с формированием на ас Кипелово нового противолодочного полка 76 ОПЛАП, вооруженного Ту-142. А вот их мы называли (и до сих пор называем) "китайцами", так как до получения матчасти они проходили переучивание и на довольствии в летной и технической столовых не стояли, на питании экономили, как вечно голодные китайцы.
  14. Siegen 2 октября 2016 21:12
    Успел полетать на пассажирском самолёте Ил-18

  15. LVMI1980 3 октября 2016 09:07
    Еще несколько фактов об Ил-38
    это был первый ЦИФРОВОЙ комплекс в авиации (судьба позволила быть знакомым с главным конструктором его ПО, так это тогда называлось)
    Ил-38 Новелла опережает Посейдон лет на пять.
  16. RoTTor 3 октября 2016 23:04
    Полк на этих чудо-машинах в составе авиации КСФ был в посёлке Катунино под Архангельском

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня