Сто лет столице Заполярья. Свой юбилей отмечает город Мурманск

4 октября 2016 г. свой столетний юбилей отмечает г. Мурманск. Трудно поверить, но этому крупному и очень значимому для России в стратегическом отношении городу всего сто лет. Для человека это очень много, а для города — даже не юность, а детство. Мурманск всегда играл очень важную роль в защите морских рубежей нашей страны, в жизни Северного флота, в транспортном сообщении по Северному морскому пути, поэтому эта дата значима для всех, кто интересуется историей России, вопросами ее обороноспособности и экономического развития.

Сто лет столице Заполярья. Свой юбилей отмечает город Мурманск


21 сентября (4 октября) 1916 года портовый поселок Семеновский, основанный в 1915 г. при Мурманском порту, был официально провозглашен городом под названием «Романов — на — Мурмане». Это был последний город, основанный в Российской империи. Мурманский берег был назван так потому, что ближайших соседей — норвежцев — русские жители раньше называли «мурманами», то есть «норманами». Соответственно, Мурманский берег — это российская «Нормандия».


На самом деле, построить город на Мурманском берегу планировали еще с 70-х годов XIX века, однако постоянно возникали какие-то препятствия к реализации задуманного, прежде всего — недостаточный уровень освоенности этих северных земель. Лишь в 1915 году, когда уже вовсю шла Первая мировая война, и Россия нуждалась в обходном пути, который бы связывал ее с Великобританией, на правом берегу Кольского залива Баренцева моря был основан Мурманский морской порт. При нем появился портовый поселок Семеновский, в котором жил обслуживающий персонал. Портовый поселок был назван в честь Семеновской бухты. Спустя год после основания, осенью 1916 года, поселок Семеновский был провозглашен городом. Романов-на-Муроме с самых первых дней своего существования стал стратегически важным в военно-морском и экономическом отношении городом северной части российского государства. Спустя несколько месяцев после его основания в России произошла Февральская революция 1917 г. — событие, трансформировавшее всю последующую историю российского государства. Романов-на-Мурмане 21 марта (3 апреля) 1917 года был переименован в «Мурманск». Так город принял свое современное название. Когда произошла Октябрьская революция, мурманские большевики создали временный революционный комитет.

Подписание мирного договора с Германией создало риск установления контроля германских войск над стратегически важными портами Архангельска и Мурманска. Этого больше всего боялись лидеры стран Антанты, которые приняли решение провести вооруженную интервенцию на север России, чтобы обезопасить от немцев и большевиков северные порты и поддержать антибольшевистское выступление Чехословацкого корпуса. Кроме того, Антанта пристально наблюдала за событиями в Финляндии, провозглашение независимости которой обернулось конфронтацией между красными финнами, которых поддерживала Советская Россия, и белыми финнами, за которыми стояла Германия.

За помощью в проведении интервенции Великобритания и Франция обратились к Соединенным Штатам Америки. Таким образом, экспедиционные силы интервентов включили в свой состав британскую флотилию из 20 кораблей, пятитысячный американский экспедиционный корпус, 14 батальонов канадской и австралийской пехоты, 2000 французских военнослужащих, 1000 британских, польских и сербских стрелков, которые должны были направиться на помощь Чехословацкому легиону в Сибири. 6 марта 1918 в Мурманске высадились 176 английских морских пехотинцев с двумя артиллерийскими орудиями. Так началась Северная интервенция войск стран Антанты на территорию России. Войска союзников находились в Северной России до 1919 г.

Сто лет столице Заполярья. Свой юбилей отмечает город Мурманск
— интервенты в Мурманске

Их эвакуация была вызвана завершением Первой Мировой войны поражением Германии и, соответственно, исчезновением необходимости военного присутствия на российской территории. Свою роль сыграло и успешное продвижение Красной Армии в северных районах. 20 февраля 1919 г. Красная Армия заняла Архангельск, а 21 февраля, в результате вооруженного восстания, в руки большевиков перешел и Мурманск. Начиналась новая, советская страница в истории северного города.

Именно в годы советской власти Мурманск превратился в крупный экономический центр, обладающий колоссальным значением для страны. К тому времени, как город был освобожден от интервентов, в нем проживало всего лишь две с половиной тысячи жителей. Основным занятием местного населения были всевозможные кустарные промыслы и рыбная ловля. Не радовал и внешний облик Мурманска, прозванного «красным городом» из-за скопления большого количества красных «теплушек» — вагонов, приспособленных для жилья. Начавшаяся индустриализация за считанные годы превратила Мурманск в современный промышленный город. Он стал главной базой советского рыболовного флота на севере страны.

Рыбная промышленность стала одной из главных основ народного хозяйства Мурманска. В течение первых пятилеток развитию рыболовства и рыбообработки в Мурманске уделялось особое внимание. Был создан современный рыбный порт, открыты предприятия по рыбообработке, что позволило превратить Мурманск в одного из главных поставщиков рыбы для советской пищевой промышленности и торговли. За девять лет, с 1928 по 1937 гг., количество видов производимой мурманскими предприятиями рыбной продукции увеличилось с трех до шестидесяти. Рыболовецкий флот к 1937 году насчитывал 70 траулеров. В 1937 году был установлен и мировой рекорд по объему выловленной рыбы — РТ «Киров» выловил за раз 60 тысяч центнеров рыбы.

Советским руководством были поставлены задачи освоения арктических пространств, которые, надо сказать, удалось решить практически в полной мере. Важнейшую роль в проникновении в Арктику предстояло играть Мурманску. Именно из Мурманска отправился в свой знаменитый поход по Северному морскому пути пароход «Челюскин» с экспедицией известного ученого Отто Юльевича Шмидта. Мурманск служил отправной точкой и для плавания пароходов «Таймыр» и «Мурман», которые были направлены для спасения со льдины участников станции «Северный полюс-1» во главе с Иваном Дмитриевичем Папаниным. В 1937 г. Мурманским управлением Главсевморпути были направлены в рейсы 44 парохода, а в 1939 г. начало функционировать Мурманское государственное морское сухогрузное и пассажирское пароходство.

С 1930-х годов Мурманск начинает играть особую роль и в обеспечении обороны и безопасности северных рубежей советского государства. В 1933 году была создана Северная военная флотилия, которую спустя четыре года, в 1937 г., преобразовали в Северный флот. Первые два года, до 1935 г., Северная флотилия базировалась в Мурманске, а затем была переведена на военно-морскую базу в Полярный.

В 1938 г. перевернулась новая страница в истории Мурманска — город стал областным центром. До этого территория современной Мурманской области входила в состав Мурманского округа Ленинградской области и Кандалакшского района Карельской АССР. Однако, соображения экономического, политического и культурного характера заставили советское руководство создать на севере Европейской части РСФСР новый регион — Мурманскую область. Около 70 % территории области пришлось на Кольский полуостров. После советско-финской войны 1939-1940 гг., в которой Мурманску также предстояло сыграть важную роль, в состав области вошла западная часть полуостровов Рыбачий и Средний. Несмотря на малую численность населения (во всей Мурманской области даже в наше время не проживает и миллиона человек — численность жителей региона колеблется в пределах 762 тысяч человек), область быстро стала одним из наиболее важных и заметных регионов северной части Европейской России.

В годы Великой Отечественной войны Мурманску предстояло сыграть ключевую роль в обороне северных рубежей Советского Союза и, что не менее важно, в транспортном сообщении с союзниками. Через Мурманский порт в Советский Союз поступали ценные грузы из стран антигитлеровской коалиции. За все военные годы Мурманский морской порт принял 250 судов, было обработано два миллиона тонн различных грузов, поступивших от союзников.

Адольф Гитлер, прекрасно понимая стратегическую значимость Мурманска, распорядился захватить город и порт, чтобы пресечь возможность снабжения советских войск союзниками. Германские военачальники рассчитывали взять небольшой город за несколько суток. Однако оба предпринятых наступления оказались провальными. Тогда гитлеровская авиация начала массированные бомбардировки Мурманска. В течение войны на город сбросили 185 тысяч бомб. Было совершено 792 воздушных налета, в некоторые дни совершалось до пятнадцати — восемнадцати налетов в день.

Сто лет столице Заполярья. Свой юбилей отмечает город Мурманск


Такого ожесточенного натиска не знал ни один советский город, кроме Сталинграда. Гитлеровская авиация уничтожила три четверти городских зданий. Учитывая, что Мурманск в то время был застроен преимущественно деревянными домами, гитлеровская авиация бомбардировала его зажигательными бомбами. В Мурманске начались пожары, выгорела большая часть строений. Лишь 7 октября 1944 г. в Заполярье началась Петсамо-Киркенесская наступательная операция. В ходе боевых действий советским войскам удалось ликвидировать угрозу городу Мурманску. Петсамо-Киркенесская операция привела к полному разгрому гитлеровских войск в регионе в срок менее, чем за один месяц. Советскими войсками была восстановлена государственная граница Советского Союза. Наши войска вошли и на территорию Северной Норвегии, которая также была освобождена от гитлеровских оккупантов.

За годы войны примерно сто пятьдесят участников боев на Кольском полуострове были удостоены звания Героя Советского Союза. Дважды Героями Советского Союза стали три человека. Это прославленный разведчик, командир 181-го особого разведывательного отряда Северного флота лейтенант Виктор Николаевич Леонов (1916-2003), командир отряда катеров 1-го дивизиона торпедных катеров (бригада торпедных катеров Северного флота) капитан-лейтенант Александр Осипович Шабалин (1914-1982) и погибший еще в 1942 году командир 2-го гвардейского смешанного Краснознамённого авиаполка ВВС Северного флота подполковник Борис Феоктистович Сафонов (1915-1942). Память о них до сих пор жива в сердцах не только жителей Мурманска, но и других регионов нашей страны.

В 1985 году, в год сорокалетия Победы над гитлеровской Германией, Мурманск стал городом — героем, двенадцатым по счету в Советском Союзе (после Ленинграда, Одессы, Севастополя, Волгограда, Киева, Брестской крепости, Москвы, Керчи, Новороссийска, Минска, Тулы). В том же году был удостоен звания города-героя и Смоленск.

После победы в Великой Отечественной войне предстояло восстанавливать город. Германские бомбардировки повлекли за собой многочисленные пожары, поэтому практически все городские здания сгорели. Сохранились лишь каменные дома в центральной части города и сооружения порта. Поэтому советское руководство включило Мурманск в число пятнадцати городов Советского Союза, которые должны были быть восстановлены в первую очередь. Надо сказать, что с этой задачей горожане и привлеченные им на помощь силы справились очень быстро. Уже к началу 1950-х годов город был в значительной степени восстановлен, более того — началось его ускоренное развитие. Строились новые жилые дома, школы, медицинские учреждения, промышленные предприятия. Уже в 1952 году город вышел на довоенный уровень по количеству жилых домов, а к 1962 году жилой фонд увеличился в три раза. Этому способствовало и начало строительства типовых панельных домов после запуска в 1962 году домостроительного комбината.

Сто лет столице Заполярья. Свой юбилей отмечает город Мурманск


Распад Советского Союза и негативные события в экономической жизни страны отразились и на жизни Мурманска. В начале 1990-х годов прекратилось активное жилищное строительство. В 1990-е годы практически перестали использовать Северный морской путь, что повлекло за собой неминуемый упадок Мурманского морского порта. Это отразилось на общем уровне экономического и социального развития региона. Из Мурманска и Мурманской области люди стали стремительно переселяться в более южные регионы Российской Федерации. За 25 лет существования постсоветской России население Мурманска сократилось с 473 тысяч человек в 1991 году до 301 тысячи 572 человек в 2016 году. Эта нерадостная динамика в демографии города стала прямым следствием подрыва экономических основ существования города. Только с начала 2000-х годов Мурманск стал заметно «оживать», активно заработал и Мурманский порт, переключившийся на экспорт грузов. Именно в Мурманской области базируются многие судоходные компании, аварийно-спасательный флот и, что самое главное, уникальный атомный ледокольный флот, который обеспечивает круглогодичное судоходство по Северному морскому пути. Большую роль Мурманский порт играет в обслуживании крупнотоннажных судов, которые транспортируют нефть, нефтяные продукты, газ, минеральные удобрения, металлы. Такие гиганты российского топливно-энергетического комплекса как «Газпром» и «Роснефть» рассматривают Мурманск в качестве перспективной площадки для строительства морских платформ и создания логистических баз.

Относительное развитие получила и сфера образования. Крупнейшие вузы города — Мурманский государственный технический университет и Мурманский арктический государственный университет, в них обучается примерно половина от общего числа мурманских студентов. В 2017 году в городе планируется открытие филиала Санкт-Петербургского Нахимовского военно-морского училища. Такое распоряжение отдал Министерству обороны России президент страны Владимир Путин.

Конечно, пока до дореформенного состояния еще далеко, но продвижения уже заметны. Так, возрождается Северный морской путь. Однако, сохраняются и многочисленные старые проблемы. В частности, остро стоит проблема строительства нового жилья. Значительная часть Мурманска до сих пор представлена деревянными строениями. В любом случае, потенциал для развития у самого крупного заполярного города в мире есть, и он не маленький.
Автор: Илья Полонский

Использованы фотографии: http://vmnews.ru/, http://www.kolamap.ru/, http://www.may9.ru/, http://istomin-travel.blogspot.ru/,

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 21
  1. Котище 4 октября 2016 07:06
    Поздравляю с юбилем наши северные "незамерзающие" ворота в океан! Чтоб все кто через них уходил в море, возвращался.
    1. igordok 4 октября 2016 08:00
      Баренцево море когда-то называлось Мурманским.
  2. ротмистр 4 октября 2016 07:14
    Автор скромно рромолчал о том, что Мурманск появился благодоря построенной желехной дороге, в 1916г. Дорогу построили за два года, в годы Первой мировой войны. Построили не зеки , а простые русские работяги, практически вручную.В условиях Крайнего Севера это действительно чудо. И это в "лапотной" и "отсталой" России.Действительно подвиг, спасибо русским инжинерам, рабочим и крестьянам. Если бы не эта дорога, выстоять нашей России в годы Великой Отечественной войны, было бы намного сложнее.
    1. guzik007 4 октября 2016 11:40
      Если уж на то пошло,то БАМ построен был при царе ,причем в рекордно короткие сроки.
      вообще.для общего развития,неплохо бы увидеть статью про Россию пресловутого "13 года" и темпы развития промышленности в те годы.
      1. avt 4 октября 2016 11:52
        Цитата: guzik007
        Если уж на то пошло,то БАМ построен был при царе ,причем в рекордно короткие сроки

        wassat laughing Да ну ! И тоннели пробили , а потом замуровали ? НАЧИНАЛИ строить -да , рельсы снимали во время Отечественной для рокады под Сталинградом -да , но что построили .... laughing Гнать в оргазме про
        Цитата: guzik007
        неплохо бы увидеть статью про Россию пресловутого "13 года" и темпы развития промышленности в те годы.

        не надо . А лучше матчасть учить .БАМ в нынешнем маршруте для СССР то с его техническими возможностями стройкой века был , так что не зря уходили на юг с КВЖД , не только по политической , но и вполне себе объективной причине .
        avt
    2. avt 4 октября 2016 11:54
      Цитата: ротмистр
      . Построили не зеки ,

      Не ЗК точно , а пленные были. Австровенгров разных не только в казахские степи распределяли, но и на ,,стройки капитализма".
      avt
    3. Ефрейтор Валера 7 октября 2016 11:06
      Цитата: ротмистр
      Автор скромно рромолчал о том, что Мурманск появился благодоря построенной желехной дороге, в 1916г.

      Дорогу тянули к порту. И это есть следствие, а не причина образования города.

      Цитата: ротмистр
      Построили не зеки , а простые русские работяги, практически вручную.В условиях Крайнего Севера это действительно чудо. И это в "лапотной" и "отсталой" России.

      Да-да! Моя пробабка участвовала в строительстве. И, к слову сказать, работа там была скорее для зеков, а не для простых "рабочих и крестьян". Но царское правительство очень барегло своих зеков. Они отдыхали во всевозможных ссылках, местах отдаленных и не очень. Писали книги, занимались политикой, планировали свержение власти... А крестьян-то чего беречь? Бабы еще нарожают. Так что ваша попытка наехать на советскую власть, типа "строили зэки" выглядит смешно, по меньшей мере.
  3. parusnik 4 октября 2016 07:25
    Подписание мирного договора с Германией создало риск установления контроля германских войск над стратегически важными портами Архангельска и Мурманска.
    ..Интересно как это Германия сделала? Форсированным маршем через Финляндию...?...А то все , в последнее время об этом пишут, а подробностей не сообщают..
    С юбилеем мурманчане, славная у города история!
  4. igordok 4 октября 2016 07:55
    Спасибо. Интересно.
    Гитлеровская авиация уничтожила три четверти городских зданий. Учитывая, что Мурманск в то время был застроен преимущественно деревянными домами, гитлеровская авиация бомбардировала его зажигательными бомбами. В Мурманске начались пожары, выгорела большая часть строений.

  5. Aleksander 4 октября 2016 08:25
    Сто лет столице Заполярья. Свой юбилей отмечает город Мурманск]».


    Хороший повод вернуть городу изначальное историческое славное имя Романов-на-Мурмане!
    1. Кот Гришка 4 октября 2016 20:03
      Причём тут Романов? Он что сам строил что-ли?
  6. vlad.svargin 4 октября 2016 08:52
    Сто лет столице Заполярья. Свой юбилей отмечает город Мурманск

    С праздничным юбилеем Мурманск! С тобой связано начало моей трудовой деятельности на судах "Мурмансельди", затем В Арктическом пароходстве(Мурманское Морское пароходство). Но после окончания института( в Ленинграде) я уже работал в энергетике на сибирском севере, но любовь к городу моей юности я сохранил и радуюсь его успехам. ещё раз поздравляю тебя Мурманск!!!
  7. Рюрик 4 октября 2016 09:40
    Спасибо автору за статью, было интересно. Поздравляю мой родной город и его жителей с юбилеем!
  8. Executer 4 октября 2016 11:28
    Город моего детства...
    На первом снимке показано примерно то место, где впоследствии я жил (Спортивная, д.8). Дом интересный был - 1-й этаж кирпичный, а 2-й и 3-й - деревянные (брус). Остальные дома в округе были полностью из дерева.
    С Юбилеем, славный Мурманск и мурманчане!!!
  9. максим1987 4 октября 2016 12:08
    Цитата: guzik007
    Если уж на то пошло,то БАМ построен был при царе ,причем в рекордно короткие сроки.
    вообще.для общего развития,неплохо бы увидеть статью про Россию пресловутого "13 года" и темпы развития промышленности в те годы.


    БАМ при царе? Может все таки Транссиб? belay
  10. EvgNik 4 октября 2016 12:38
    Мурманск, с юбилеем!

    Младший брат у меня жил в Мурманске, всегда с теплом вспоминал. И Иж-Планета-5 своим ходом из Мурманска пригнал (для меня). Тогда у нас в городе это была первая пятая.
  11. Alexey RA 4 октября 2016 12:41
    На самом деле, построить город на Мурманском берегу планировали еще с 70-х годов XIX века, однако постоянно возникали какие-то препятствия к реализации задуманного, прежде всего — недостаточный уровень освоенности этих северных земель.

    ЕМНИП, идея постройки будущего Мурманска в XIX веке увязывалась со стратегией крейсерской войны РИФ. Поскольку уже тогда было ясно, что из Балтики нам никто развернуться не даст, держать большую часть крейсеров в море - это убить ресурс, плюс к тому, крейсерам и их призам нужно было куда-то возвращаться. На союзников надежды не было - сами помните, "только армия и флот". Нужна была база на территории Империи с незамерзающей гаванью и выходом в Атлантику без форсирования проливов.
  12. Кот Гришка 4 октября 2016 20:10
    Впервые в Мурманск попал на практику в 1983 году на а/л "Леонид Брежнев" б."Арктика". До сих пор о Мурманске самые тёплые ,после Питера, конечно.
  13. данил ларионов 4 октября 2016 20:59
    Население сократилось на 100,000 человек это ж crying
  14. 3x3zsave 4 октября 2016 22:45
    Статья - агитка, несомненно... Но, тем не менее, с Днем рождения, столица моей малой родины!
  15. Paranoid50 4 октября 2016 23:31
    С Юбилеем,Мурманск(ударение на второй слог) и мурманчане!!!! Волшебный край,сказочная природа... По сей день снятся сопки Кольского. И ведь со стопроцентной гарантией побывать там ещё удастся лишь в случае "грандиозного шухера". Ну как тут не согласиться с утверждением,что лучший туроператор - МО РФ... "Кто твои друзья,боец? - Белые медведи, северные олени и полярные совы..."(из армейского фольклора). Ещё раз - с Юбилеем!!!! hi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня