Бронированные автомобили и стандарты бронирования

Чудно все-таки устроен человеческий мозг. После статьи о решении США поставлять ВСУ летальное оружие у читателей появилось множество вопросов по поводу бронирования техники. В частности, автомобильной. Наверное, большую роль в этом сыграл наш новый бронеавтомобиль "Тигр-6М".

Бронированные автомобили и стандарты бронирования


Именно поэтому сегодня затрону этот вопрос. Классификация защиты: является ли соответствие ей панацеей от вооружения противника? Есть ли смысл полностью прятать бойца за броневыми листами? Ну, и самый часто встречающийся вопрос: "Почему на БТР, прекрасно защищенной машине, бойцы раскатывают в зоне БД на броне?"


Итак, основным документом, определяющим уровень и класс защиты бронеавтомобиля, является ГОСТ Р 50963-96. Именно этот документ базовый. Ознакомиться с ним сегодня можно без проблем.

Всего в мире существует 6 классов бронирования. Однако если внимательно прочитать ГОСТ, становится ясно, что классификация и разделение достаточно условны. Проще говоря, класс машины может быть одним, а элементы защиты другими. Поговорим о российской классификации объектов.

Для соответствия классу защиты, изделие должно выдержать выстрел соответствующего оружия с указанного расстояния.

1-й класс

Пистолет Макарова (ПМ) с патроном 57-Н-181 (с пулей Пст), сердечник стальной, масса 5,9 г, скорость 305-325 м/с, дистанция 5 метров.

Револьвер типа "Наган", 7,62-мм револьверный патрон 57-Н-122 с пулей Р, сердечник свинцовый, масса 6,8 г, скорость 275-295 м/с, дистанция 5 метров.

2-й класс

Пистолет специальный малокалиберный ПСМ, 5,45-мм пистолетный патрон 7Н7 с пулей Пст, сердечник стальной, масса 2,5 г, скорость 310-335 м/с, дистанция 5 метров.

Пистолет Токарева (ТТ), 7,62 мм пистолетный патрон 57-Н-134С с пулей Пст, сердечник стальной, масса 5,5 г, скорость 415-445 м/с, дистанция 5 метров.

Для этого класса бронирования существует ещё одно требование (класс 2А). Охотничье ружьё 12 калибра, 18,5-мм охотничий патрон, сердечник свинцовый, масса 35 г, скорость 390-410 м/с, дистанция 5 метров.

Первые два класса бронирования для армейской техники почти не применяются. Понятно, что в боевых действиях с охотничьими ружьями, да и с пистолетами, мало кто будет "нападать" на бронеавтомобиль. Смысла "жертвовать" техническими характеристиками именно автомобиля в угоду такой бронезащите нет.

Наиболее распространённый и у нас, и в зарубежных странах следующий, третий, класс защиты. Как самый оптимальный именно для боевых бронеавтомобилей.

3-й класс

Автомат АК-74, 5,45-мм патрон 7Н6 с пулей ПС, сердечник СНТУ, масса 3,4 г, скорость 890-910 м/с, дистанция 5-10 метров.

Автомат АКМ, 7,62-мм патрон 57-Н-231 с пулей ПС, сердечник СНТУ, масса 7,9 г, скорость 710-740 м/с, дистанция 5-10 метров.

4-й класс

Автомат АК-74, 5,45-мм патрон 7Н10 с пулей ПП, сердечник СТУ, масса 3,4 г, скорость 890-910 м/с, дистанция 5-10 метров.

5-й класс

Винтовка СВД, 7,62-мм патрон 57-Н-231 с пулей ПС, сердечник СНТУ, масса 9,6 г, скорость 820-840 м/с, дистанция 5-10 метров.

Автомат АКМ, 7,62-мм патрон 57-Б3-231 с пулей бронебойно-зажигательной Б3, сердечник специальный, масса 7,4 г, скорость 720-750 м/с, дистанция 5-10 метров.

Для класса 5А требования несколько другие. Достаточно, чтобы бронирование "держало" АКМ.

6-й класс

Винтовка СВД, 7,62-мм патрон СТ-М2, сердечник СТУ, масса 9,6 г, скорость 820-840 м/с, дистанция 5-10 метров.

Требования для класса 6А ещё более жесткие.

Винтовка СВД, 7,62-мм патрон 7-Б3-3 с пулей Б3-32, сердечник специальный, масса 10,4 г, скорость 800-835 м/с, дистанция 5-10 метров.

Для сравнения и выводов приведу таблицы бронирования для США и Германии.

Стандарт США NIJ STD-0101/03

I — .22 LRHV Lead, 2,6g, 320 м/с
.38 SPL RN Lead, 10,2g, 259 м/с

II-A — .357 Mag JSP, 10,2g, 381 м/с
9 mm Para FMJ, 8,0g, 332 м/с

II — .357 Mag JSP, 10,2g, 425 м/с
9 mm Para FMJ, 8,0g, 358 м/с

III-A — .22 Mag JSP, 15,5g, 426 м/с
9 mm Para FMJ, 8,0g, 426 м/с

III — 7,62 mm FMJ, 9,7g, 838 м/с

IV — .30-06 SPRG AP, 10,8g, 868 м/с

Нормы бронезащиты технического отдела полиции Германии (1988 г.)

I — 9 mm Para FMJ, 8,0g, 410 +/- 10 м/с

II — .357 Mag FMJ KTW, 7,45g, 560 +/- 20 м/с

III — 7,62x51 FMJ SC, 9,45g, 875 +/- 25 м/с
5,56x45 FMJ SC, 3,56g, 1005 +/- 20 м/с

IV — 7,62x51 FMJ AP, 9,8g, 875 +/- 25 м/с

Как видите, параметры во многом схожи. Отличие лишь в том, что и американцы, и немцы используют для тестирования собственные патроны. Такой подход понятен. "Родное" более известно. А значит, испытания будут более объективными.

Но существует и ещё одна проблема, которая сильно меняет бронезащиту любого автомобиля. Это проблема стекол. Увы, но автомобили слабо защищены именно в этом плане. Современные технологии позволяют сделать бронестекло такого же класса, как броню. Только вот толщина такого стекла будет огромной. К примеру, стекло автомобилей президентов имеет толщину 12-15 сантиметров. Бронестекло для боевых бронемашин регламентируется опять же по ГОСТу. В плане сравнения российского и западных требований — почти равны. Отличия совершенно не существенны.

Устойчивость бронированного стекла к выстрелу.

Класс защиты по ГОСТ Р 51136-98

1 — Пистолет ПМ, 9-мм стальной сердечник, вес 6,1 г, скорость 315 м/с.
2 — Пистолет ТТ, 7,62-мм стальной сердечник, вес 5,6 г, скорость 420 м/с.
3 — Автомат АКМ, 7,62-мм стальной нетермоупрочненный сердечник, вес 7,9 г, скорость 735 м/с.

В целом проблема бронеавтомобилей встала только тогда, когда изменилась сама тактика ведения боя. Концепция бронетранспортера и боевой машины пехоты хороша в бою с противником, имеющим хоть какой-то фронт. Сегодня же тяжелые, хорошо вооруженные БТР часто применяют для уничтожения мелких групп бандитов. И часто просто потому, что такая техника уступает по скорости бронеавтомобилям, операции затягиваются.

Современный бронеавтомобиль широко используется спецслужбами различных стран, мобильными группами разведки, полицией. В большинстве случаев такие автомобили имеют либо люк в крыше для ведения прицельной стрельбы, либо боевой модуль, но в таком же люке. То есть фактически незащищенный верх. По большому счету, получается, что классификация бронирования условна. Вот почему в начале статьи я именно эту мысль озвучил.

При определенных условиях, ну, и удачливости, именно туда может "прилететь" граната. Судьба экипажа в этом случае плачевна. Все прекрасно понимают, что натворят осколки в закрытом пространстве. Кстати, "народные умельцы" решили эту проблему! Доработали конструкцию прямо на месте. И решение это сродни "космическому карандашу" СССР. Сверху установили обычную сетку-рабицу. И все. Гранаты отскакивают от неё как горох за счет скорости движения автомобиля (явно кто-то побывал в Африке, использовали опыт Иностранного легиона Франции, их изобретение первоначально).

Так почему открытый верх? Все дело в фугасах. Именно мины и фугасы заставляют конструкторов держаться идеи "свободной крыши". В ходе спецопераций бронеавтомобили чаще всего поражаются РПГ. Однако такое поражение не критично. Экипаж останется жив и готов к ведению БД, за исключением тех, кто непосредственно попадет под действие кумулятивной струи. Критичным становится попадание струи в боекомплект. Тогда…

А вот мины и фугасы часто выводят из строя весь экипаж. При закрытом верхе бойцы получают серьезную баротравму. Да и удар по ногам бывает такой силы, что конечности часто "отсыхают" надолго.

Вообще, спор о "крытых " и «открытых» бронеавтомобилях давний. Через это в свое время прошли конструкторы БТР. БТР-152, БТР-40, БТР-60 как раз и учитывали эту возможность.

Тогда решающим аргументом стало ОМП. Ядерная война, которая диктовала условия выживания экипажа. Появились первые-БТР-60П и дальше вся линейка с десантом "на броне". А правильнее было бы — под броней. Что и реализуется сегодня в бронеавтомобилях.

Сравнивая ГОСТ и западные стандарты, можно прийти к выводу, что в большинстве своем они схожи. Сделано это не столько по прихоти лично кого-то. Сделано это по необходимости. И Россия, и США, и Западная Европа производят бронетехнику не только для себя, но и на экспорт. Это и есть главный "стандартизатор" и "унификатор" современного военного производства.

Покупателю для сравнения тактико-технических характеристик вооружения и техники необходимы понятные, унифицированные стандарты. Только в этом случае становятся понятны преимущества и недостатки предлагаемого товара. Только в этом случае производителям "светит" контракт на поставку. Да и длительные контракты на обслуживание и ремонт.

Главные же наши различия в подходах, в частности, к бронированию техники, заключаются в дополнительных требованиях. Часто не связанных с основной задачей. Я приводил пример в статье о поставках летального оружия ВСУ разного подхода к поражению личного состава в автомобилях одного класса защиты.

Развитие систем вооружения и техники не остановить. Этот факт неоспорим. Сегодня время бронеавтомобилей. Мы возвращаемся к "хорошо забытому старому". Аэростатам, дирижаблям, бронеавтомобилям, ПТР (правда, уже в виде снайперской винтовки). Новый уровень развития инженерной мысли. Новый уровень развития промышленности. Новый уровень развития науки. Вот "киты", которые поражают и ещё долго будут поражать наше воображение совершенно немыслимыми ещё недавно машинами, оружием и прочими, пока не известными нам вещами.
Автор: Александр Ставер


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. Котище 4 октября 2016 06:41
    Самое главное, что заставляет десант "ехать на броне" это мины. По поводу открытых БМП и БТР неплохой опыт Израиля, который до середины 90-х использовал старые, времен второй мировой войны полугусеничные американские БТР М3, с открытым кузовом при этом принял на вооружение тяжелый БМП "Азахат" на базе танка Т-54.
    Если серьезно, необходимо разрабатывать БМП и БТРы под конкретные боевые задачи.
    Для армии по максиму, для Росгвардии открые бронеавтомобили с повышенной минной защитой, либо закрытые но с хорошим средствами наблюдения (по аналогии с ЮАР противопартизанами), для полиции минимальный стандарт должен иметь бронированные двери с классом защиты от охотничьего оружия.
    1. Xroft 4 октября 2016 14:35
      Так серия Арматы под это и расчитана,только вот перевооружение на них дай бог в середине века будет.
  2. Тот же ЛЕХА 4 октября 2016 06:51
    Есть ли смысл полностью прятать бойца за броневыми листами?


    Конечно есть.
    Хотя бы просмотрев реальные нападения талибов на колонны автомобилей...

    броня дает драгоценное время для выживания...можно укрыться за ней от осколков, вызвать помощь,оказать помощь раненному и т.д.
    Я бы хотел послушать мнение людей реально оказавшихся в такой ситуации(в Чеченских компаниях например).
    1. domokl 4 октября 2016 07:07
      По ходу движения вероятность попадания из стрелкового оружия не так велика. А вот фугас, как средство остановки колонны используется почти всегда. при взрыве десант в лучшем случае получает серьезную контузию. Для гусеничных машин вообще швах. При закрытых люках.
      именно подрывы выгоняют бойцов на броню...
      Наверное необходимо и эту тему поднимать....
      1. Лопатов 4 октября 2016 08:33
        Цитата: domokl
        По ходу движения вероятность попадания из стрелкового оружия не так велика.

        Как раз таки наоборот велика. Также велика возможность попасть под применение размещённых на обочине фугасов. Ну и мин типа ОЗМ и МОН, размещённых как на обочине, так и в стороне от дороги.
        А вод наезд на фугас, замаскированный в полотне дороги при обученных водителях маловероятен.

        Цитата: domokl
        именно подрывы выгоняют бойцов на броню...

        На броню бойцов выгоняет скука, полное отсутствие комфорта в десантных отделениях. К примеру, для долгой езды в десанте БМП-2 необходимо иметь очень тренированный вестибулярный аппарат. Десантные отделения БТР и БМП созданы во времена, когда солдат имел несколько иное снаряжение. Впрочем и тогда быстро покидать машины в полной выкладке, с ОЗК, было достаточно сложно. С современными средствами защиты стало ещё сложнее.

        Так же тут имеют значение отсутствие объёмов и мест для перевозки имущества и снаряжения, обеспечивающих быстрый выход из машины.. Ну и зачастую транспорта банально не хватало, и пехота сидела на броне как зайцы в мультике про Деда Мазая.
      2. десантура6 4 октября 2016 12:55
        Цитата: domokl
        Для гусеничных машин вообще швах

        Гусеничные боевые машины по умолчанию имеют более мощную броню, и ударная волна принимается сначала гусеницей, а потом распределяется на подвеску и корпус. Для экипажа (десанта), в равных условиях, выживаемость выше, чем у колесных.
    2. Котище 4 октября 2016 08:24
      Одно антитеррористические операции, другое общевойсковые, когда БМП и БТРы идут за танками и поддерживают солдата огнем.
      На особом месте стоят перевозки личного состава по дорогам и боевые действия в условиях города.
      В ходе боевых действий в Чечне ценились БТРы и БРДМ со скобами приваренными к броне! А седушки от автобобилей и иные приспособления вплоть до диванов на броне это повседневная практика. Иногда экипажи БТР-70 клепали даже модули динамической защиты для своего успокоения. Просто представте картину БТР в модулях кустарным способом прекрепленной динамической броней от танка и по верх ее сидят милиционеры кто на чем горазд от седушки о офисного стула до диванна канапе над двигателем и все это крепится на самодельные скобы и крепления от портупей до веревок. Причем "седушки" это движиммое и неотемлеммое имущество находящееся в собственности бойца. И в случае необходимости переставляется на другой БТР или танк включительно. А танк Т-62 с динамичской броней и решетками из 75мм уголков от РПГ в кормовой проекции, кожаным креслом и ДШКМ привареным к крышке двигательного отсека на трубе в сторону кормы. Слабо представить. На вопрос что за "херня". Последовал ответ, что у соседей на танк поставленна ЗСУ-23мм на "двутаврах", что позволяет вести огонь даже вперед "по чердакам".
      Солдатская смекалка, хорошо! Но видя в 2000 этот бардак, за державу становится обидно.
      Вывод брони надо много и разной. на все случаи жизни. И можетбыть к тебе не будут приходить на занятия и забирать слушателей только, только прибывших на повышение квалификации, что бы ими заменить погибших там....
      Еще раз обращаю внимание всех кто может повлиять, неужели сложно оборудовать двери машин ДПС, ППСП и участковых уполномоченных полиции минимальной броней. Чтобы у ребят был шанс.... а их матери, жены и дети не теряли сыновей, мужей и отцов.
    3. Штурман Басов 4 октября 2016 23:39
      В чеченских кампаниях же.
      gramota.ru/spravka/trudnosti?layout=item&id=36_19
      2
  3. venik 4 октября 2016 08:40
    Кстати, где то проскользнула информация, между ГОСТ-ом и западными стандартами в том, что по ГОСТу требуется 100% защита (т.е. 100 пуль из 100 броня задерживает), а по западным - только 51% (т.е. 49 могут и пробить). Или я чего то не допонял??
    1. Котище 4 октября 2016 08:48
      Уточняю по американскому стандарту да свыше 50%. То есть из 100 выстрелов должно быть минимум 51 не пробите брони корпуса. Требования к тримплексам и смотровым окнам другие.
      1. Лопатов 4 октября 2016 09:54
        Цитата: Котище
        То есть из 100 выстрелов должно быть минимум 51 не пробите брони корпуса.

        А это случаем не городская легенда?

        Вроде как пробитие допускается только в случае расстояния между местами попадания пули меньше стандартного. Впрочем, если оно больше стандартного, выстрел тоже не учитывается. По крайней мере, таковы требования по STANAG 4569. И именно об этом стандарте ходили рассказы о неких "процентах"
        1. uskrabut 4 октября 2016 11:15
          На ТК Звезда "Военная приемка" Рассказывала, что у заграницы считается, если тебя за бронёй ранили, потом тебя эвакуировали и ты помер через 1 минуту, то броня свою задачу выполнила, о как! А у нас через вмятины не должен даже керосин просачиваться. А ещё на тигр отстреливают каждый элемент корпуса, и только после прохождения контроля ставят на место, даже следы от пуль можно найти на новых Тиграх.
          1. domokl 4 октября 2016 16:24
            Цитата: uskrabut
            А у нас через вмятины не должен даже керосин просачиваться. А ещё на тигр отстреливают каждый элемент корпуса, и только после прохождения контроля ставят на место, даже следы от пуль можно найти на новых Тиграх.

            Про киросин верно. Он , гад просачивается даже там, где вообще нисчего больше подтекает. а вот про Обстрелы...Посмотрите на БТР и БМП..та же история..все машины отстреливаются перед передачей в войска
            1. Alexey RA 4 октября 2016 19:06
              Цитата: domokl
              Про киросин верно. Он , гад просачивается даже там, где вообще нисчего больше подтекает.

              Это ж классика...
              Один раз мы взяли с собой керосинку, но больше - никогда! Целую неделю мы как будто жили в керосиновой лавке. Керосин просачивался всюду. Я никогда не видел, чтобы что-нибудь так просачивалось, как керосин. Мы держали его на носу лодки, и оттуда он просочился до самого руля, пропитав лодку и все ее содержимое. Он растекся по всей реке, заполнил собой пейзаж и отравил воздух. Иногда керосиновый ветер дул с запада, иногда с востока, а иной раз это был северный керосиновый ветер или, может быть, южный, но, прилетал ли он из снежной Арктики, или зарождался в песках пустыни, он всегда достигал нас, насыщенный ароматом керосина.

              Этот керосин просачивался все дальше и портил нам закат. Что же касается лучей луны, то от них просто разило керосином. Мы попытались уйти от него в Марло. Чтобы избавиться от керосина, мы оставили лодку у моста и пошли по городу пешком, но он неотступно следовал за нами. Весь город был полон керосина. Мы проходили по кладбищу, и нам казалось, что покойников закопали в керосин. Главная улица провоняла керосином; мы не могли понять, как на ней можно жить. Милю за милей проходили мы по Бирмингемской дороге, но бесполезно - вся местность пропиталась керосином.
              © Джером К. Джером
          2. Lapkonium 5 октября 2016 00:40
            Цитата: uskrabut
            На ТК Звезда "Военная приемка" Рассказывала


            Самый достоверный, однако, источник... Если у них в эфире творится такой же ахтунг как на сайте, то верить нельзя ни под каким соусом.
        2. Котище 4 октября 2016 12:01
          Проверка проходит по площади примерно ядра2 брони всех проекций. Обстрел с растояния 100 ярдов. Растояние между пулевыми отверстиями (вмятинами) должно быть менее дюйма. Причем корпус делится на носовую и кормовую части. В остальном Вы правы.
  4. Blue Fox 4 октября 2016 12:36
    Пехота на марше должна быть под бронёй, тогда шансы на выживание значительно увеличиваются. Коллеги подтвердят, что часто бывало, что БТР или БМП на скорости проскакивали опасный участок и подрыв фугаса или мины происходил уже за машиной и тогда страдали только те, кто был на броне. А если вспомнить растяжки на уровне антенн бронемашин, когда цепляли МОН-5О к дереву или столбу и она выкашивала всех кто был сверху? А сколько было просто пулемётных очередей из зелёнки по десанту сверху? После которых иногда даже приходилось останавливаться и спешиваться, чтобы подобрать раненых и убитых, тем самым делая броню лёгкой неподвижной мишенью. В конце концов, при подрыве на фугасе, в зависимости от мощности, погибают или сразу все или подучают контузии и увечья, но часть бойцов имеет шанс выжить внутри находясь на оборудованных сидениях, в отличие от тех, кто будет на броне, тех сбросит с машины и они, в лучшем случае, превратятся в лёгкие контуженные мишени с невысокой боеспособностью, пока не оклемаются.
  5. Alexey RA 4 октября 2016 18:39
    Кстати, "народные умельцы" решили эту проблему! Доработали конструкцию прямо на месте. И решение это сродни "космическому карандашу" СССР. Сверху установили обычную сетку-рабицу. И все. Гранаты отскакивают от неё как горох за счет скорости движения автомобиля (явно кто-то побывал в Африке, использовали опыт Иностранного легиона Франции, их изобретение первоначально).

    Причём тут Иностранный Легион и Африка?
    Открытая башня с заводской противогранатной сеткой была ещё на Sd.Kfz.222

    А до этого - на дедушке всех танков Mark I. smile
  6. Виктор Wolz 4 октября 2016 20:18
    Может надо сделать более короткий трехосный бумеранг как АМХ-10 и тайфуны не нужны будут. И унификация по узлам и механизмам с обычным бумерангом будет.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня