Как во городе было, во Казани...



464 года назад, 2 октября 1552 года, 150-тысячное русское войско штурмом взяло Казань. Казанское ханство было уничтожено, а его территория вошла в состав России. Этот день можно считать первой вехой на пути превращения Русского царства в великую евразийскую империю - крупнейшую державу планеты, а возможно и всей Вселенной, если земная цивилизация в ней уникальна.


Сокрушив сильнейшего врага на востоке, Россия открыла себе путь "встречь Солнцу" - на Урал, в Сибирь и далее - вплоть до Тихого океана. Началась эпоха "русской конкисты", только, в отличие от испанских и португальских конкистодоров, русским удалось удержать новые земли и инкорпорировать в имперский суперэтнос их коренное население.

По понятным причинам, 2 октября не отмечается как государственный праздник и день воинской славы России. Однако, вовсе не желая ущемить или обидеть татар и отдавая должное их мужеству в отстаивании своей независимости, я считаю, что нельзя забывать об этой дате и преуменьшать ее значение. Кстати, тема битвы за Казань, по-моему, могла бы стать отличным сюжетом для грандиозного исторического блокбастера. Жаль только, что режиссеров, способных осилить такой проект, пока не видно.

На заставке - русское войско у стен Казани. Эскиз панно для оформления Казанского вокзала Москвы, сделанный Николаем Рерихом. Далее - картины российских художников, посвященные последнему акту противостояния Русского царства и Казанского ханства.



"Битва за Казань" - эпическое полотно современного казанского живописца Ильяса Файзуллина.



Главным и едва ли не единственным сюжетом у российских художников-академистов XVIII-XIX веков, обращавшихся к теме покорения Казанского ханства, было изображение того, как население города униженно изъявляет покорность царю Ивану-IV. О том, что такие картины оскорбительны для "инородцев", в те времена не задумывались. Слева - типичный образчик подобного творчества - картина Г.И.Угрюмова "Взятие Казани", 1800 год.
Сейчас рисуют совсем по-другому: Справа - картина Ильяса Файзуллина "Правительница Казани Сююмбике в плену у Ивана Грозного".



Еще один рисунок, на котором татарские мурзы стоят на коленях и преклоняют бунчуки перед царем Иваном. Автор А.Д. Кившенко, 1880 год.



А это картина П.М. Шамшина "Вступление Иоанна-IV в Казань", 1890 год. Царю преподносят ханскую золотую шапку и приводят пленных, а его конь ступает по брошенному ему под ноги татарскому знамени. В то же время жители Казани, не желающие сдаваться, бросают вниз детей и сами выбрасываются из окон, но на это никто не обращает внимания.




Сюжеты современных художников более разнообразны: картина В. Бодрова "Осада Казани в 1552 году".



Картина члена Российской Академии художеств Фирината Халикова "Последний бой у ханского дворца". В центре с Кораном изображен имам Кул Шариф, погибший в битве за Казань. Сейчас его именем названа крупнейшая казанская мечеть, открытая в 2005 году.
Автор:
Вячеслав Кондратьев
Первоисточник:
http://vikond65.livejournal.com/544662.html
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти