Military Review

100 anniversary of the birth of Nobel laureate in physics Vitaly Ginzburg

3
October 4 1916 (new style) in Moscow was born an outstanding Soviet and then Russian theoretical physicist Vitaly Lazarevich Ginzburg, professor, academician of the USSR Academy of Sciences (1966), Lenin Prize winner (1966), Stalin Prize of the first degree (1953), Nobel Prize in Physics (2003). His authority in the scientific field has been recognized worldwide. He was a foreign member of the Academy of Sciences of Denmark (1977), the National Academy of Sciences of the USA (1981) and the Royal Society of London (1987). The Nobel Prize in Physics became the pinnacle of his scientific career, which he received in 2003, together with A. Abrikosov and A. Legget, for his contribution to the development of the theory of superconductivity and superfluidity.


Vitaly Lazarevich Ginzburg was born in Moscow to an intelligent Jewish family of a water purification engineer, a graduate of Riga Polytechnic Lazar Ginzburg and a doctor, a graduate of Kharkov University Augusta Veniaminovna Ginzburg (before Wildauer). Vitaly Ginzburg was left without a mother very early; she died of typhoid fever in 1920. After the death of a mother, his aunt, mother Rosa Veniaminovna Wildauer, took up the education of the future scientist. Before 11, the boy received his home education mainly under the guidance of his father.

Only in 1927, he entered the 4 grade of the 57-th seven-year school, from which he graduated in the 1931 year, after which he continued his education at the trade school - factory school. Later, he independently continued his education, working as a laboratory assistant in the X-ray laboratory, where he worked together with future well-known physicists V.A. Tsukerman and L.V. Altshuler, with whom he was friends all his life. In the 1934 year, Ginzburg entered immediately on the 2 course of the Moscow State University, the Faculty of Physics, which he graduated in the 1938 year. In 1940, he graduated from the graduate school at this faculty, in the same year he successfully defended his thesis. He defended his doctoral thesis already in the war years - in 1942. Later, the scientist recalled that he was not taken to the front, although he twice applied for a volunteer. Starting from the 1942 year, he worked in the theoretical department named after I. Ye. Tamm in FIAN (Physical Institute of the Academy of Sciences), subsequently holding the post of head of this department (from 1971 to 1988 year). Simultaneously with 1945, Vitaly Ginzburg was a professor at the Gorky State University, and from 1968 - a professor at the Moscow Institute of Physics and Technology. At this institute, he headed the department of problems of physics and astrophysics, which he himself created in 1968 year.



Scientific works and directions of work of the scientist were concentrated in various fields of physics, optics, astrophysics, radio astronomy. Even before World War II, Ginzburg was engaged in solving problems of quantum electrodynamics. In the war years, he, like most theoretical physicists, was involved in solving applied problems related to defense topics: electromagnetic processes in layered cores (applied to antennas), blurring of radio pulses upon reflection from the ionosphere (this scientific work was the beginning of many years of electromagnetic wave propagation in plasma).

The 1940-s in the scope of interest of the scientist included the problem of the theory of elementary particles, which were associated with higher spins. Vitaly Ginzburg’s works on the theory of radiation and light propagation in liquids and solids are considered very important. After discovering and explaining the nature of the Vavilov – Chernikov effect, Ginzburg was able to construct a quantum theory of this effect, as well as a theory of superluminal radiation in crystals (1940 year).

In 1946, Ginzburg, together with I. M. Frank, became the creator of the theory of transition radiation, which occurs when a particle crosses the boundary of two media. He made a significant contribution to the phenomenology of ferroelectric phenomena, as well as to the theory of phase transitions, crystal optics and the theory of excitons. One of the first scientists Vitaly Ginzburg realized the crucial role of X-ray and gamma astronomy. In particular, in the evaluation of the proton-nuclear component of cosmic rays (just as radio astronomy today gives us an idea of ​​their electronic component).



The scientist personally participated in many outstanding scientific projects of his time. In particular, he worked on the Soviet atomic project (Ginzburg owns one of the main ideas, which formed the basis of the hydrogen bomb device). As one of the creators of the Soviet hydrogen bomb, he never regretted it, because he acted for patriotic reasons. He took part in an expedition to Brazil for radio observations of the solar corona, and also created two large scientific schools in the country — one in Moscow (in space physics), the second in Gorky (in radio physics).

By his own admission, he became a theorist quite by accident. Vitaly Ginzburg recalled that he was weak in mathematics and believed that the theoretician of him had no inferiority complex at all. However, once with one of his ideas, he came to the well-known at that time Soviet scientist Igor Tamm, who showed genuine interest to the young specialist, literally infecting him with his enthusiasm. He asked Ginzburg to come in and tell him about his scientific work, this inspired the young scientist. In his own words, then he actually began a new life.

Vitaly Ginzburg was a well-known popularizer of science, he became the author of a number of books and articles on various problems of modern physics and astrophysics. Another topic of his publications was the activities of the Academy of Sciences as a whole, as well as the improvement of its charter and subject matter, the election of new members of the Academy. In total, he wrote about 400 scientific articles and books in his life. He was rightly considered one of the greatest scientists of the 20th century, his works had a very great influence on the development of modern physics, and he made an invaluable contribution to world science. Ginsburg said that sport today has something in common with the fact that they no longer associate with a particular country. On the papers written by him, more than one generation of domestic physicists has grown. At the same time, Ginzburg liked to say that his non-fiction articles on the presentation style were designed primarily for high school students, as well as people with higher physical education, which is why he supported the use of school mathematical formulas in such articles with which the maximum circle is familiar. readers.



Throughout his life, especially at its final stage, Ginzburg publicly fought with pseudoscience, even if such a struggle caused a smile to many of his colleagues. Vitaly Ginzburg considered it a matter of honor to fight against the fraud of near-scientific facts and various superstitions. And when most of the former communists with jambs reached out in the church with candles, Ginzburg remained practically the only one who always openly spoke of his adherence to atheism. The position of the scientist was very clear: faith is the right and free choice of every person, but he was always against the planting of religion, especially in schools. He was opposed to the spread of religious beliefs on secular institutions. According to him, teaching in ordinary schools of religion or the law of God is absolutely unacceptable, but he was not against teaching in schools stories religion.

Being an atheist, Vitaly Ginzburg denied the existence of a god. For him as a scientist, all knowledge was based on science, clear evidence, experiments and analysis. "A miracle is contrary to science," - said the physicist. And since religion is based on faith in miracles, he could not come to terms with it. Ginzburg said: "I am the enemy of all miracles and do not believe that people can be resurrected, but I envy the believers: they have consolation."

According to the memoirs of contemporaries of the famous scientist, Ginsburg had an exceptional intuition. Thus, in the middle of the 20th century, he and his colleague Lev Landau could explain one of the very complex phenomena in the physical world - the phenomenon of superconductivity. This was done thanks to a unique guess. Scientists in the USSR were the first to approach the solution of the issue from the point of view of the microworld, but from the point of view of macro-processes. They offered a fundamentally different view on the very nature of superconductivity. Later on, the Ginzburg-Landau theory was indeed confirmed, but this happened only after several decades. An outstanding domestic scientist who was a student of Vitaly Ginzburg, Leonid Keldysh used to say about him: “It was impossible to learn his style of work, since it was unique and entirely based on his amazing physical intuition and ability to find non-standard, unusual solutions and approaches.” Ginzburg himself liked to say that the fate of a person is nothing more than a chain of coincidences; I am convinced of this again and again.



This chain of accidents and nonstandard moves eventually led him in the 2003 year to the Nobel Prize in Physics for his contribution to the development of the theory of superconductivity and superfluidity. At the same time, the Nobel Prize was awarded to the work that won the Lenin Prize back in 1966. Then three people received it - Alexei Abrikosov, Vitaly Ginzburg and Lev Gorkov, in the 2003 year, the Nobel Committee for some reason excluded Lev Gorkov from this list. Ginzburg himself, who was sharp enough to speak the language, commented on the receipt of the Nobel Prize: “Every scientist can become a Nobel laureate if he lives long enough.” By the time the prize was awarded, he was already 87 years old.

Academician Vitaly Ginzburg was married twice. His first wife, Olga Zamsha (from 1937 to 1946), was his fellow student and also a physicist, in this marriage his only daughter was born - Irina. His second wife was the experimental physicist Nina Ermakova, whom he met during the Great Patriotic War, he married her in the 1946 year and lived with her for the rest of his life. It is curious that daughter Irina and Victoria's granddaughter of Ginzburg also linked their lives with physics, having achieved some success in this area.

During his long life, Vitaly Ginzburg was awarded numerous state orders and medals. In particular, two Orders of the Red Banner of Labor (1956 and 1986 years), the Order of Lenin (1954 year), two Orders of the Badge of Honor (1954 and 1975 years), the Order of Merit for the Fatherland III degree (1996 year) - for outstanding scientific achievements and training of highly qualified personnel and the Order of Merit for the Fatherland, I degree (2006 year) - for his outstanding contribution to the development of domestic science and many years of fruitful activity. In 1946, he was awarded the medal "For Valiant Labor in the Great Patriotic War 1941-1945."



Vitaly Lazarevich Ginzburg died 8 on the evening of November 2009 in Moscow in the evening. He died after a long illness from heart failure, at that time the scientist was already 93 of the year. The funeral of a Nobel laureate in physics took place on November 11 2009, the scientist was buried in the capital, in the Novodevichy cemetery.

Information sources:
https://rg.ru/2009/11/10/ginzburg.html
https://esquire.ru/wil/ginzburg
http://radiovesti.ru/article/show/article_id/207634
http://www.biografguru.ru/about/ginzburg/?q=2709
http://vm.ru/news/2016/10/02/len-i-ravnodushie-glavnie-vragi-velikogo-ginzburga-334995.html
Open source materials
Author:
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. V.ic
    V.ic 4 October 2016 07: 12
    +3
    Earth rest in peace! The Soviet generation ... They worked, and we ... um. eat up!
  2. parusnik
    parusnik 4 October 2016 07: 27
    +2
    He was great .. The glorious son of the Fatherland!
  3. Boris55
    Boris55 22 November 2016 15: 54
    0
    The Nobel Prize is an instrument of Masons, Russophobes and parasites:
    ... Here is another abridged quote: “As you know, the Nobel Prizes have been awarded since 1901 (in economics since 1969). So, Jews make up the total number of laureates: in physics - 26% (among American laureates - 38%), in chemistry - 19% (among American laureates - 28%), in medicine and physiology - 29% (among American laureates - 42%), 38% in economics (among American laureates - 53%). ”
    L. Radzikhovsky enthusiastically calculates: "This amazing result becomes just crazy when converted to" per capita "." Noting that "Jews with their 26% in the twentieth century amounted to approximately 0,5-0,26% of the world's population." Total: their "Nobel density" is 1 winner per 100 thousand people! " For the Anglo-Saxons and Germans, this density according to the calculations of L. Radzikhovsky amounted to 1 laureate per 1 million ....
    Full text: http://79.120.77.163/klin-9/?p=1365

100 лет со дня рождения Нобелевского лауреата по физике Виталия Гинзбурга

4 октября 1916 года (по новому стилю) в Москве родился выдающийся советский, а затем и российский физик-теоретик Виталий Лазаревич Гинзбург, профессор, академик АН СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1966), Сталинской премии первой степени (1953), Нобелевской премии по физике (2003). Его авторитет в научной области признавался во всем мире. Он был иностранным членом Академии наук Дании (1977), Национальной академии наук США (1981) и Лондонского королевского общества (1987). Вершиной его научной карьеры стала Нобелевская премия по физике, которую он получил в 2003 году вместе с А. Абрикосовым и А. Леггетом — за вклад в развитие теории сверхпроводимости и сверхтекучести.

Виталий Лазаревич Гинзбург родился в Москве в интеллигентной еврейской семье инженера, специалиста по очистке воды, выпускника Рижского политехникума Лазаря Ефимовича Гинзбурга и врача, выпускницы Харьковского университета Августы Вениаминовны Гинзбург (до замужества Вильдауэр). Виталий Гинзбург очень рано остался без матери, она умерла в 1920 году от брюшного тифа. После смерти матери воспитанием будущего ученого занялась его тетя — младшая сестра матери Роза Вениаминовна Вильдауэр. До 11 лет мальчик получал домашнее образование главным образом под руководством своего отца.

Лишь в 1927 году он поступил в 4-й класс 57-й семилетней школы, которую окончил в 1931 году, после чего продолжил образование в ФЗУ — фабрично-заводском училище. Позднее он уже самостоятельно продолжил свое образование, работая лаборантом в рентгенологической лаборатории, где он трудился вместе с будущими известными физиками В. А. Цукерманом и Л. В. Альтшулером, с последним он дружил всю свою жизнь. В 1934 году Гинзбург поступил сразу на 2-й курс МГУ, на физический факультет, который окончил в 1938 году. В 1940 году он окончил аспирантуру при этом факультете, в том же году успешно защитив кандидатскую диссертацию. Докторскую диссертацию он защитил уже в годы войны — в 1942. Позднее ученый вспоминал, что на фронт его не взяли, хотя он дважды подавал заявление о том, чтобы пойти добровольцем. Начиная с 1942 года, он работал в теоретическом отделе имени И. Е. Тамма в ФИАН (Физический институт академии наук), впоследствии занимая пост заведующего этим отделом (с 1971 по 1988 год). Одновременно с 1945 года Виталий Гинзбург был профессором Горьковского государственного университета, а с 1968 года — профессором Московского физико-технического института. В этом институте он заведовал кафедрой проблем физики и астрофизики, которую сам и создал в 1968 году.




Научные труды и направления работы ученого были сосредоточены в различных областях физики, оптики, астрофизики, радиоастрономии. Еще до Великой Отечественной войны, Гинзбург занимался решением задач квантовой электродинамики. В военные годы он, как и большинство физиков-теоретиков, занимался решением прикладных задач, связанных с оборонной тематикой: электромагнитными процессами в слоистых сердечниках (применительно к антеннам), расплыванием радиоимпульсов при отражении от ионосферы (данная научная работа стала началом многолетних исследований распространения электромагнитных волн в плазме).

В 1940-е годы в сферу интересов ученого вошли задачи теории элементарных частиц, которые были связаны с высшими спинами. Очень важными признаются работы Виталия Гинзбурга в области теории излучения и распространения света в жидкостях и твердых телах. После открытия и объяснения природы эффекта Вавилова — Черникова Гинзбург сумел построить квантовую теорию данного эффекта, а также теорию сверхсветового излучения в кристаллах (1940 год).

В 1946 году Гинзбург совместно с И. М. Франком стал создателем теории переходного излучения, которое возникает при пересечении частицей границы двух сред. Он внес существенный вклад в феноменологию сегнетоэлектрических явлений, а также в теорию фазовых переходов, в кристаллооптику и теорию экситонов. Одним из первых ученых Виталий Гинзбург осознал важнейшую роль рентгеновской и гамма-астрономии. В частности, в оценке протонно-ядерной компоненты космических лучей (подобно тому, как радиоастрономия сегодня дает нам представление об их электронной компоненте).



Ученый лично принимал участие во многих выдающихся научных проектах своего времени. В частности он работал над советским атомным проектом (Гинзбургу принадлежит одна из основных идей, которая легла в основу устройства водородной бомбы). Являясь одним из создателей советской водородной бомбы, он никогда не раскаивался в этом, так как действовал из патриотических соображений. Он принимал участие в экспедиции в Бразилию для проведения радионаблюдений солнечной короны, а также создал в стране две крупных научных школы — одну в Москве (по космофизике), вторую в Горьком (по радиофизике).

По собственному признанию, теоретиком он стал совершенно случайно. Виталий Гинзбург вспоминал, что он был слаб в математике и полагал, что теоретик из него никакой и вообще страдал комплексом неполноценности. Однако однажды с одной своей идеей он пришел к известному на тот момент времени советскому ученому Игорю Тамму, который проявил к молодому специалисту неподдельный интерес, буквально заразив его своим энтузиазмом. Он попросил Гинзбурга заходить и рассказывать ему о своих научных работах, это окрылило молодого ученого. По его собственным словам, тогда он фактически начал новую жизнь.

Виталий Гинзбург был известным популяризатором науки, он стал автором целого ряда книг и статей по разнообразным проблемам современной физики и астрофизики. Еще одной темой его публикаций была деятельность Академии наук в целом, а также совершенствование ее устава и тематики, выборы новых членов Академии. Всего за свою жизнь он написал примерно 400 научных статей и книг. Он по праву считался одним из крупнейших ученых физиков XX века, его труды оказали очень большое влияние на развитие современной физики, а сам он внес неоценимый вклад в мировую науку. Гинзбург говорил, что спорт с наукой сегодня роднит то, что они перестают ассоциироваться с конкретной страной. На написанных им работах выросло не одно поколение отечественных физиков. При этом Гинзбург любил говорить о том, что его научно-популярные статьи по стилю изложения были рассчитаны в первую очередь на старшеклассников, а также людей с высшим нефизическим образованием, именно поэтому он поддерживал использование в подобных статьях школьных математических формул, с которыми знаком максимальный круг читателей.



На протяжении всей своей жизни, особенно на заключительном ее этапе, Гинзбург публично боролся с лженаукой, даже если такая борьба у многих его коллег вызывала улыбку. Борьбу с подтасовкой околонаучных фактов и различными суевериями Виталий Гинзбург считал делом чести. А когда большая часть бывших коммунистов косяками потянулась в церкви со свечками, Гинзбург остался практически единственным, кто всегда открыто говорил о своей приверженности атеизму. Позиция ученого была предельно ясна: вера — это право и свободный выбор каждого человека, однако он всегда был против насаждения религии, особенно в школах. Он был противником распространения религиозных воззрений на светские институты. По его словам, преподавание в обыкновенных школах религии или закона божьего абсолютно недопустимо, но он был не против преподавания в школах истории религии.

Будучи атеистом, Виталий Гинзбург отрицал существование бога. Для него как ученого все знания базировались на науке, четких доказательствах, экспериментах и анализе. «Чудо противоречит науке», — заявлял физик. А так как в основе религий лежит вера в чудеса, он не мог с этим смириться. Гинзбург говорил: «Я враг всяких чудес и не верю в то, что люди могут воскресать, однако я завидую верующим: у них есть утешение».

По воспоминаниям современников знаменитого ученого, Гинзбург обладал исключительной интуицией. Так, в середине XX века он вместе со своим коллегой Львом Ландау смог объяснить одно из очень сложных явлений в физическом мире — феномен сверхпроводимости. Это удалось сделать, благодаря уникальной догадке. Ученые в СССР первыми подошли к решению вопроса ни с позиции микромира, а с точки зрения макропроцессов. Они предложили принципиально другой взгляд на саму природу сверхпроводимости. В дальнейшем теория Гинзбурга-Ландау действительно была подтверждена, но произошло это только через несколько десятилетий. Выдающийся отечественный ученый, который был учеником Виталия Гинзбурга, Леонид Келдыш так говорил про него: «Научиться стилю его работы было невозможно, так как это было неповторимо и целиком базировалось на его удивительной физической интуиции и способности находить нестандартные, необычные решения и подходы». Сам же Гинзбург любил говорить, что судьба человека не более чем цепь случайностей, в этом я убеждаюсь снова и снова.



Эта цепь случайностей и нестандартных ходов в итоге и привела его в 2003 году к Нобелевской премии по физике за вклад в развитие теории сверхпроводимости и сверхтекучести. При этом Нобелевской премией была отмечена работа, которая еще в 1966 году получила Ленинскую премию. Тогда ее получили трое — Алексей Абрикосов, Виталий Гинзбург и Лев Горьков, в 2003 году Нобелевский комитет по какой-то причине исключил из этого списка Льва Горькова. Сам же Гинзбург, который был достаточно острым на язык человеком, так прокомментировал получение Нобелевской премии: «Нобелевским лауреатом может стать каждый ученый, если проживет достаточно долго». К моменту вручения премии ему было уже 87 лет.

Академик Виталий Гинзбург был дважды женат. Первая его жена, Ольга Замша (с 1937 по 1946 гг.), была его сокурсницей и тоже физиком, в этом браке у него родилась единственная дочь — Ирина. Его второй женой стала физик-экспериментатор Нина Ермакова, с которой он познакомился в годы Великой Отечественной войны, на ней он женился в 1946 году и прожил с ней всю оставшуюся жизнь. Любопытно, что и дочь Ирина, и внучка Гинзбурга Виктория также связали свою жизнь с физикой, добившись в этой области определенных успехов.

За свою долгую жизнь Виталий Гинзбург был награжден многочисленными государственными орденами и медалями. В частности двумя орденами Трудового Красного Знамени (1956 и 1986 годы), орденом Ленина (1954 год), двумя орденами «Знак Почета» (1954 и 1975 годы), Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996 год) — за выдающиеся научные достижения и подготовку высококвалифицированных кадров и Орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени (2006 год) — за выдающийся вклад в развитие отечественной науки и многолетнюю плодотворную деятельность. В 1946 году он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».



Виталий Лазаревич Гинзбург ушел из жизни вечером 8 ноября 2009 года в Москве. Он скончался после длительной болезни от сердечной недостаточности, на тот момент ученому было уже 93 года. Похороны нобелевского лауреата по физике прошли 11 ноября 2009 года, ученый был похоронен в столице, на Новодевичьем кладбище.

Источники информации:
https://rg.ru/2009/11/10/ginzburg.html
https://esquire.ru/wil/ginzburg
http://radiovesti.ru/article/show/article_id/207634
http://www.biografguru.ru/about/ginzburg/?q=2709
http://vm.ru/news/2016/10/02/len-i-ravnodushie-glavnie-vragi-velikogo-ginzburga-334995.html
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. V.ic 4 октября 2016 07:12
    Земля ему пухом! Советское поколение... Они работали, а мы прое... гм. проедаем!
  2. parusnik 4 октября 2016 07:27
    Велик был..Славный сын Отечества!
  3. Boris55 22 ноября 2016 15:54
    Нобелевская премия — инструмент масонов, русофобов и паразитов:
    ... Приведём ещё одну сокращённую цитату: «Как известно, Нобелевские премии присуждаются с 1901 г. (по экономике — с 1969 г.). Так вот, от общего числа лауреатов евреи составляют: по физике — 26% (среди американских лауреатов — 38%), по химии — 19%, (среди американских лауреатов — 28%), по медицине и физиологии — 29% (среди американских лауреатов — 42%), по экономике 38% (среди американских лауреатов — 53%) ».
    Л. Радзиховский с упоением вычисляет: «Этот удивительный результат становится просто сумасшедшим при пересчете «на душу населения»«. Заметив, что «евреи со своими 26% составляли в ХХ веке примерно 0,5–0,26% населения Земли». Итого: их «нобелевская плотность» — 1 лауреат на 100 тыс. человек!» Для англо-саксов и немцев эта плотность по расчетам Л. Радзиховского составила 1 лауреат на 1 миллион....
    Текст полностью: http://79.120.77.163/klin-9/?p=1365
Картина дня